Методика применения ролевой игры для моделирования социально-одобряемого поведения младших школьников — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Методика применения ролевой игры для моделирования социально-одобряемого поведения младших школьников

2020-05-06 220
Методика применения ролевой игры для моделирования социально-одобряемого поведения младших школьников 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Для того, чтобы применение ролевой игры в целях моделирования социально одобряемого поведения младших школьников было эффективным, нужно знать методику. Ролевая игра имеет дидактическую и методическую цели. Дидактическая цель ролевой игры заключается в способствовании развитию компетенции действий через показ и обоснование возможности альтернативных действий. Методическая цель ролевой игры заключается в проигрывании и опытной проверке стратегий решения проблем в конфликтных случаях, а также в осознании и анализе собственного или чужого действия, при необходимости в изменениях точки зрения и поведения  [12].

Задача участников ролевой игры – создать модель поведения, характерного для повседневной жизни для реальных людей [23].

Рассмотрим фазы ролевой игры, которые выделяет Д. Киппер, - «разогрев, действие, завершение».

На стадии разогрева младшие школьники знакомятся с сюжетом игры, её легендой и мысленно выстраивают свою линию поведения.

На стадии действия происходит ролевое включение младших школьников в игру: им задаётся ситуация социального взаимодействия, при этом всегда остается некоторая «зона неопределенности», которая позволяет ребенку выбирать линию поведения и принимать самостоятельные решения. Развитие и итог игры зависит от поведения всех участников. Чтобы повысить качество игры и приблизить ее к реальности, желательно включить взрослых участников, которые смогут создать нужный социальный казус.

Стадия завершения игры строится на рефлексивном анализе результатов действий каждого игрока [14].

К. П. Казанчян также выделяет три этапа реализации ролевой игры: 1) подготовительный этап; 2) этап проведения ролевой игры; 3) этап контроля и анализа ролевой игры.

1. Подготовительный этап ролевой игры.

Включает предварительную работу учителя и учащихся. Подготовка учителя предусматривает:

а) выбор темы и формулирование проблемы;

б) уточнение параметров ситуации: время и место проведения ролевой игры, количество участников, степень официальности; статусно-ролевые характеристики партнеров; личностные характеристики персонажей, речевые намерения: запрос информации, выражение согласия/несогласия, аргументация собственного мнения;

г) подготовку атрибутов игры: наглядные пособия, карточки, фрагменты мультфильмов или фильмов.

д) уточнение цели игры и планируемого конечного результата.

Подготовка обучающегося предусматривает:

а) изучение текста роли (и при необходимости дополнительной информации);

б) подбор атрибутики, отражающей внешний вид героя в соответствии с происходящим в ролевой игре событием.

2. Этап проведение ролевой игры.

Является более эффективным, если в ней участвует сразу весь класс и роли равномерно распределены среди всех участников игры (при проведении ролевой

игры особенно четко проявляются индивидуальные способности обучающихся к творчеству и проявлению инициативы). Также большое значение для успешного проведения ролевой игры имеет то, насколько успешно сможет учитель подготовить обучающихся к данной форме занятий. Педагог в данном случае выступает в роли режиссера, который по возможности незаметно для младших школьников управляет ходом ролевой игры, не беря на себя активной роли. В ходе ролевой игры сильные дети помогают слабым, тем самым, снимая возможные психологические проблемы у обучающихся. Иногда учитель может принять на себя одну из ролей в ролевой игре, но это не должна быть главная роль, так как иначе педагог станет доминирующей личностью, и ролевая игра превратится в традиционную работу под руководством преподавателя. Учитель может принять на себя роль, социальный статус которой помогает ему ненавязчиво направлять ролевое общение в группе. Тем самым полностью снимаются рамки психологической скованности, что способствует увеличению мотивации младших школьников. Обычно учитель является исполнителем определенных ролей лишь на начальных стадиях, когда младшие школьники еще не привыкли к этому новому виду работы, в дальнейшем же необходимость в этом отпадает.

3. Этап контроля и анализа ролевой игры.

Может следовать сразу же по ее завершении или проводиться на последующих занятиях, что зависит от сложности ролевой игры. Следует отметить, что если игра была успешной и младшие школьники получили удовлетворение от применения

своих знаний на практике, то чувство удовлетворения может исчезнуть в случае подробного анализа. Психологически более подходящей работой, следующей сразу после ролевой игры, является обмен мнениями об ее успешности, о трудностях и наиболее удачных моментах.

Ролевая игра будет успешной в том классе, где обучающиеся привыкли к парной и групповой работе. Процесс обсуждения, оценка участия младших школьников в ролевой игре составляют одну и сложных сторон ролевой игры. В этой ситуации учитель должен проявить максимум знаний, такта и терпения, особенно при оценке результатов самой первой ролевой игры, где далеко не всё может пройти гладко и успешно. Слишком отрицательная и критическая оценка деятельности участников ролевой игры неизбежно приведет к снижению их активности [17].

Всякое средство, даже самое совершенное, можно использовать во благо и во вред. И даже благие намерения не обеспечивают полезности применения средств: нужны еще знания и умения использовать средство соответствующим образом, чтобы его применение приносило безусловную пользу. Точно так же использование игры в воспитании требует соблюдения некоторых правил. Впервые об этих правилах написал Я. А. Коменский в «Законах хорошо организованной школы». Сформулированы они настолько последовательно и обоснованно, что и в наше время представляют не столько исторический, сколько практический интерес:

1. Игры должны быть такого рода, чтобы играющие привыкли смотреть на них как на нечто побочное, а не как на какое-нибудь дело.

2. Игра должна способствовать здоровью тела не менее, чем оживлению духа.

3. Игра не должна грозить опасностью для жизни, здоровья, приличия.

4. Игры должны служить преддверием для вещей серьезных.

5. Игра должна оканчиваться раньше, чем надоест.

6. Игры должны проходить под наблюдением воспитателей.

7. При строгом соблюдении этих условий игра становится серьезным делом, т.е. развитием здоровья, или отдыхом для ума, или подготовкой для жизненной деятельности, или всем этим одновременно [18].

Чтобы эффективно применять ролевую игру как способ формирования социально одобряемых моделей поведения у младших школьников, нужно знать не только этапы ее реализации, но соблюдать ряд педагогических требований:

позволять младшему школьнику удовлетворять в игре свою потребность в эмоциональном контакте и фантазировании;

уделять особое внимание созданию условий для проявления игровой активности воспитуемых;

учитывать специфический механизм игрового действия, суть которого заключается в том, что в игре реализуются цели трех уровней: общая цель (наслаждение, удовольствие от игры; субъективно – это установка, определяющая готовность младшего школьника к данной игре), функциональная цель (игровая задача, т.е. выполнение некоторых правил, разыгрывание сюжета, выполнение определенной роли в игре. Таким образом, соглашаясь играть, младший школьник принимает задачу и следует правилам игры) и творческая цель (ее смысл в том, что функциональная цель, т.е. некоторый шаблон игры, всегда достигается младшим школьником или группой учеников творчески. Включившись в игру, ребенок должен мобилизовать свои духовные и физические силы, чтобы оригинально выполнить ту или иную функциональную задачу);

включение младших школьников в игру должно быть свободное и добровольное: не навязывание игры, а вовлечение в нее детей;

школьники должны хорошо понимать смысл и содержание игры, ее правила, идею каждой игровой роли;

смысл игровых действий должен совпадать со смыслом и содержанием поведения в реальных ситуациях с тем, чтобы основной смысл игровых действий переносился в реальную жизнедеятельность;

в игре младшие школьники должны руководствоваться принятыми в обществе нормами нравственности, основанными на гуманизме, общечеловеческих ценностях;

в игре не должно унижаться достоинство ее участников, в том числе и проигравших;

игра должна положительно воздействовать на развитие эмоционально-волевой, интеллектуальной и рационально-физической сфер ее участников;

игру нужно организовывать и направлять, при необходимости сдерживать, но не подавлять, обеспечивать каждому участнику возможность проявления инициативы;

необходимо побуждать учащихся к анализу проведенной игры, к сопоставлению имитации с соответствующей областью реального мира, оказывать помощь в установлении связи содержания игры с содержанием практической жизненной деятельности или с содержанием учебного курса (результатом обсуждения игры может быть пересмотр ее содержания или правил);

игры не должны быть излишне (откровенно) воспитательными и излишне дидактическими: их содержание не должно быть навязчиво назидательным и не должно содержать слишком много информации (дат, имен, правил, формул).

В каждой ролевой игре имитируются ситуации, вымышленные или реальные, но наиболее приближенные к действительности. Общение участников игры всегда является мотивированным, и каждый из них выступает в какой-то роли. Участвуя в ролевой игре, младшие школьники должны следовать определенным правилам:

воображать себя в ситуации, которая может возникнуть вне аудитории, в реальной жизни;

адаптироваться к конкретной роли в подобной ситуации (можно играть самого себя или воображаемых персонажей);

вести себя так, как если бы всё происходило в реальной жизни;

поведение младшего школьника должно соответствовать исполняемой роли;

сосредоточить внимание на процессе коммуникации.

Правила ролевой игры определяют взаимоотношения людей в процессе игры, отражают моделируемую ситуацию и являются своего рода ограничителями, в рамках которых участники ролевой игры могут проявить свои индивидуальные способности. Четкость задания и формальных правил ролевой игры не должны исключать свободы индивидуального поведения участников игры. Более того, эти правила должны стимулировать развитие творческой инициативы, выработку более эффективных решений [17, 22].

Таким образом, ролевая игра имеет следующие этапы или, называемые Д. Киппером, фазы: подготовительный (фаза разогрева), этап проведения (фаза действия) и этап контроля и анализа (фаза завершения). На фазе разогрева младшие школьники знакомятся с сюжетом игры, распределяют роли и выстраивают свою линию поведения. На стадии действия младшие школьники демонстрируют выбранную модель поведения, а на стадии завершения осуществляется рефлексия. Для эффективной реализации этапов нужно соблюдать определенные требования, а также правильно классифицировать ролевые игры в соответствии с их назначением и продолжительностью.

 

 



Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.