Характеристика ролевой игры как метода формирования поведения — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Характеристика ролевой игры как метода формирования поведения

2020-05-06 317
Характеристика ролевой игры как метода формирования поведения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В данном параграфе раскроем понятие ролевой игры как метода формирования поведения, для этого обратимся к истории ее возникновения, рассматриваемой в работах Д. Б. Эльконина.По его мнению, невозможно точно определить исторический момент, когда впервые возникает ролевая игра. Момент может быть различным у разных народов в зависимости от условий их существований и форм перехода на более высокую ступень развития. На ранних этапах развития человеческого общества, когда производительные силы находились еще на примитивном уровне и общество не могло прокормить своих детей, а орудия труда позволяли непосредственно, без всякой специальной подготовки включать своих детей в труд взрослых, не было ни специальных упражнений в овладении орудиями труда, ни ролевой игры. Дети входили в жизнь взрослых, овладевали орудиями труда и всеми отношениями, принимая непосредственное участие в труде взрослых. На более высокой ступени развития включение детей в наиболее важные области трудовой деятельности требовало специальной подготовки, которая проходила на уменьшенных по своим формам орудиях. Это и было так называемой ролевой игрой.

Следовательно ролевая игра возникла в ходе исторического развития общества в результате изменения места ребенка в системе общественных отношений. Она социальна по своему происхождению, по своей природе. Ее возникновение связано не с действием каких-либо внутренних, врожденных инстинктивных сил, а с вполне определенными социальными условиями жизни ребенка в обществе [31].

Понятие «ролевая игра» впервые появилось лишь в XX веке. Прототипом ролевой игры были драматические игры на заданную тему, разработанные Дж. Морено в 1946 году. В начале XX в. Морено описывал ролевые игры с детьми в городских садах Вены.

Само слово «роль» происходит от латинского слова «ratula» - небольшое колесо или круглое бревно, которое позднее стало означать скрученный в трубочку лист бумаги, на котором записывали слова пьес для актеров. Лишь c XVI – XVII вв. слово «роль» стало означать игру актеров [23].

В начале 1970-х годов ролевая игра усилено рекламируется для профессионального обучения и повышения квалификации преподавателей, воспитателей, социальных работников и социологов, но практически не применяется. С середины 1970-х годов ролевая игра получает широкую, но спорную область применения, прежде всего, в школе. Спорную, потому что некоторые педагоги видели в ролевой игре воспитательное средство исключительно в адаптации к роли («должны исполняться общественные роли»), что шло и идет абсолютно вразрез с пониманием того времени [5].

В России предпосылки массового ролевого движения появляются со второй половины 70-х годов, а в начале 80-х годов возникают первые ролевые игры [сайт История возникновения игры].

Существует множество понятий ролевой игры, так у А. П. Панфиловой «ролевая игра – это игра по заданному сценарию, который требует не только знакомства с материалом ситуации, но и вхождения в заданный образ, т.е. в какой-то степени даже перевоплощения, актерского мастерства» [23, С. 128].

Также стоит отметить, что Альвина Павловна считает ролевую игру интерактивной технологией, которая, как и все такие технологии,  основана на обучающем эффекте совместных действий. С психологической точки зрения содержанием ролевой игры являются не предмет, его употребление или изменение человеком, а отношения между людьми, осуществляемые  через действия с предметами: не «человек – предмет», а «человек – человек». «Ролевая игра – способ расширения опыта участников посредством предъявления им неожиданной ситуации, в которой предлагается принять позицию (роль) кого-либо из участников и затем выработать способ, который позволит привести эту ситуацию к достойному завершению [23].

По словам Г. К. Селевко, «ролевая игра – это процесс создания игрового мира с погружением в него игрока как самостоятельной личности» [27, С. 138].

По мнению А. Я. Анцупова, «ролевая игра – это групповая дискуссия, но «в лицах», где каждому из участвующих предлагается исполнить роль в соответствии с его представлениями о характере поведения участника конфликта, а также ситуации, которые предлагается разыграть по ролям [4, С. 396].

Доктор педагогических наук И. Н. Емельянова даёт определение ролевой игре как интерактивной форме обучения, центральным элементом которой является ролевое взаимодействие в условной ситуации и отличительной особенностью которой является получение нового знания в ходе взаимодействия с другими участниками образовательного процесса. Кроме того Ирина Никитична отмечает, что действия согласно роли (в специально подобранных ситуациях) позволяют формировать необходимые поведенческие модели. Смысл ролевой игры состоит в социальном научении. Она позволяет интенсивно накапливать личный опыт, который нельзя заменить теоретическими знаниями [14].

По словам А. Ж. Башниной, «ролевая игра – это комплексный методический прием обучения, в котором маленькая группа в форме игрового представления критически рассматривает важную для неё тему, чаще всего социальный конфликт,

(диагноз и решение), и при этом участники в защищенной воображаемой ситуации,

как в модели реальной ситуации, исполняют роли различных предполагаемых людей или вариации к одной и той же роли, причем происходит критическое рассмотрение комплексности социального поведения, которое имеет гибкое и критическое, т. е. компетентно – ролевое отношение к учебной цели» [5].

По мнению К. П. Казанчян, «ролевая игра – это модель взаимосвязанных между собой проблемных ситуаций, расположенных в виде динамического ряда, и совокупность символических действий участников игры согласно цели и заданным правилам игры для получения динамической последовательности принятия решений». Только ролевая игра дает возможность коммуникантам максимально использовать свои личностные возможности в условиях творческого коммуникативного воздействия [17, C.82].

Под ролевыми играми в образовании понимается такой вид игровой деятельности, в котором индивида сталкивают с ситуациями, релевантными тем случаям, которые характерны для его реальной (и значимой для него) деятельности и ставят перед необходимостью изменить свои установки. Тогда создаются условия для формирования новых, более эффективных коммуникативных навыков [3, С. 22-23].

Л. С. Юрова в своем диссертационном исследовании проводит подробный анализ ролевой игры и считает, что ролевая игра представляет собой косвенный метод воздействия, когда учащийся является полноправным субъектом деятельности; имеет двойную направленность: диагностирующую и обучающую; активизирует процесс самодиагностики, самопознания, самовоспитания; дает возможность приобретения опыта субъект-субъектного общения и формирования гуманистической установки, расширяет функции общения; обеспечивает реализацию личностных потребностей учащихся; выполняет психотерапевтическую функцию, формирует творческие способности, развивает внимание, мышление, интуицию; является средством социализации личности; показывает возможности использования коммуникативных умений, формирует новый стиль общения и поведения» [19, C. 293].

На основании изложенного можно сделать вывод о том, что под ролевой игрой (другие названия: коммуникативная ролевая игра, сюжетно-ролевая игра) понимается комплексный интерактивный педагогический метод обучения и воспитания, предполагающий процесс ролевого взаимодействия участников в условной ситуации, которая дает им возможность получить жизненный опыт, а учителям в свою очередь возможность формирования социально одобряемых моделей поведения у учащихся.

В качестве основных структурных характеристик ролевой игры принято

выделять следующие элементы:

роли, взятые на себя играющими;

игровые действия как средство реализации этих ролей;

игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных предметов игровыми, условными;

реальные отношения между играющими;

сюжет игры;

содержание игры.

наличие «мнимой ситуации» (по Л. С. Выготскому) [3].

Ролевые (или сюжетные) игры, которые занимают особое значение в ряду средств воспитания, традиционно подразделяются на собственно ролевые, игры-драматизации и режиссерские игры. Рассмотрим эту классификацию более подробно.

Собственно ролевые игры – это игры в которых задан только сюжет и исходные вводные данные. Действия персонажей в такой игре не ограничиваются.

Игры-драматизации – игры с «отыгрыванием» драматического сюжета, когда роли заданы вплоть до реплик персонажей.

Режиссерские игры – игры, в которых ролевые установки задаются режиссером, и могут по ходу игры им же изменяться. Здесь вариативной частью является способ прочтения сюжета.

Б. В. Куприянов, М. И. Рожков, И. И. Фришман среди ролевых игр выделяют инновационные игры, полидеятельностные игры, игры-эпопеи, игры путешествия и ситуационно-ролевые игры.

Инновационные игры – игры, результатом которых является создание какого-либо инновационного продукта (например, разработка проекта, организационной схемы).

Полидеятельностные игры – игры, в которых участникам предлагается в ходе игры реализовывать целый ряд различных видов деятельности (например, разработать проект, воплотить его и продать на ярмарке).

Игры-эпопеи – многозадачные, многоэтапные игры, протяженностью до нескольких недель (например, весь сезон в детском летнем лагере отдыха может быть построен как одна большая игра, состоящая из отдельных игр, объединенных общей идеей, тогда на начальных этапах идут простые игры, подготавливающие финальную ситуационно-ролевую игру).

Игры путешествия – в играх данного типа участники перемещаются от одного пункта назначения к другому, выполняя на каждом некоторые задания (например, это происходит в игре «Зарница»).

Ситуационно-ролевые игры – игры, в которых задается ситуация и предлагаются ролевые вводные данные.

Если брать за основание для классификации функции, выполняемые ролевыми играми, как это делает М. ван Ментс, можно выделить шесть видов ролевых игр.

Описание. Используется как средство коммуникации для описания ситуации, которую можно нагляднее представить в инсценировке, нежели в устном изложении. Характеризуется слабой включенностью участников, разыгрывающих роли.

Демонстрация. Используется как средство коммуникации для описания какого-либо приема, образа действия, которое можно нагляднее представить в инсценировке, нежели в устном изложении, для того, чтобы другие могли скопировать данный прием, образ действия. Эмоциональная включенность также минимальна.

Тренировка. Используется для тренировки социальных навыков. Перед началом участникам дают четкие инструкции. Появляется элемент эмоционального риска – задание выполняется на глазах у зрителей, которые наблюдают и критикуют. Одним из важных свойств этого вида ролевых игр является возможность многократного повторения попытки выполнения данного задания.

Отображение (рефлексия). От предыдущего вида ролевых игр отличается целью – наблюдение и предоставление обратной связи наблюдателями. При использовании данного вида ролевых игр участнику дается установка на осознание того, что он делает, почему он использовал определенные фразы, каким образом может быть достигнут специальный эффект. Результаты действий отходят на второй план.

Сенсибилизация. Используется для повышения осознания, чувствительности к ситуации, окружающим. В таких играх создаются условия, позволяющие участнику выражать любые эмоциональные чувства, которые могут быть вызваны к жизни игровыми интеракциями. Эмоция, которая имитировалась в такой игре, впоследствии может быть тщательно рассмотрена и проанализирована. При обсуждении важно помнить о «тонкой грани» между эмоциями игрока, пребывающего в роли, и самого участника [3].

Ролевая игра имеет ряд функций:

Функция социализации.

Игра позволяет учащимся осознавать себя частью социума, постигать нормы и традиции этнокультурного бытия, интегрировать социокультурный опыт предшествующих поколений и осваивать способы его трансляции потомкам, способствует освоению норм и правил жизни в коллективах, ознакомлению со способами конструктивного общения.

Функция самореализации.

Ролевая игра – это поле самовыражения, в котором младший школьник проверяет свои силы, возможности свободных действий, самоутверждает себя. Игра, с одной стороны, позволяет построить и проверить проект снятия конкретных жизненных затруднений в практике учащегося, с другой – выявить недостатки опыта. В игре создаются условия для проявления спонтанности человека, его самобытности, неповторимости, уникальности.

Коммуникативная функция.

Ролевая игра позволяет учащимся войти в реальный контекст сложнейших человеческих отношений, формирует навыки творческой групповой работы, умения вступать в творческое сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Развивающая функция.

Ролевая игра предоставляет возможность проявлять и совершенствовать различные качества и способности младших школьников (интеллектуальные, творческие, эмоциональные и др.), выявить интересы и склонности.

Дидактическая функция.

Ролевая игра облегчает вхождение учащегося в мир знаний, постижение им основ наук, приобщение к социокультурному наследию.

Функция коррекции.

Ролевая игра позволяет мягко внести позитивные изменения, дополнения в поведение и личностные характеристики младших школьников; является средством преодоления различных трудностей, возникающих у учащихся в поведении, общении, учении, создает адаптивные условия для отношений с учащимися и разрешения конфликтов.

Диагностическая функция.

Ролевая игра позволяют отслеживать динамику интеллектуального, моторно-практического и эмоционального роста человека. (оценка ситуации и планирование изменений, которые возможны)

Развлекательная функция.

Ролевая игра доставляет удовольствие, может воодушевить, пробудить интерес к познанию.

Релаксационная функция.

Снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему при интенсивном обучении [16, 20].

Изучив психолого-педагогическую и методическую литературу, можем выделить следующие преимущества ролевой игры как образовательно-воспитательного метода:

основывается на добровольном участии;

младший школьник может преодолеть в игре то, что кажется непреодолимым в реальной жизни;

в игре ребенок может легче ориентироваться на понимание новых идей;

происходит «обучение через действие», создание своей модели поведения;

предоставляет возможность понимания, как чувствуют себя люди, сталкиваясь с той или иной ситуацией (это понимание может оказаться мощным инструментом обучения, способствуя развитию умения оценивать предпосылки поведения других людей);

помогает выразить скрытые чувства (кроме того, собственные переживания запоминаются ярко и сохраняются в течение долгого времени) и освоить или закрепить разнообразные модели поведения;

даёт ощущение свободы (в игровой ситуации допускается возможность ошибки, и она не наказывается, а используется для предостережения от возможных ошибок в реальности);

является доступной (правила игры понятны каждому ученику);

предполагает прагматизм (ролевая игра – воображаемый мир и воображаемые ситуации, но они могут возникнуть в реальной жизни);

помогает учитывать игровые интересы младших школьников, которые в обычных совместных играх часто не могут реализоваться;

личностно ориентированный подход (учитель не диктует, не навязывает, а только указывает направление, чтобы учащиеся могли находить самостоятельные решения и предлагать свои варианты выхода из предложенных ситуаций);

предоставляет возможность самовыражения (ученик может проявить свои творческие способности, воображение, образное мышление);

обеспечивает быструю обратную связь;

учит контролировать чувства и эмоции;

игра является наиболее привлекательной формой обучения.

Помимо преимуществ, ролевая игра имеет и некоторые недостатки:

сложность методического руководства при проведении ролевых игр;

результат будет лишь в том, случае, если педагог применяет ролевую игру

системно, учитывает общие тенденции психического развития младших школьников и закономерности формируемой деятельности, хорошо знает и чувствует каждого участника игры;

у младшего школьника не всегда возникает желание передать полученные впечатления в игре, даже если они очень яркие;

сложно учитывать интересы всех учащихся;

иногда игра очень быстро исчерпывает себя из-за бедности представлений и недостаточной сформированности коммуникативных навыков младших школьников [3, 15,21, 22, 24].

Анализ психолого-педагогической литературы и периодики позволяет сделать вывод о том, что ролевая игра – это комплексный интерактивный педагогический метод обучения и воспитания, предполагающий процесс ролевого взаимодействия участников в условной ситуации, которая дает им возможность получить жизненный опыт, а учителям в свою очередь возможность формирования социально одобряемых моделей поведения у учащихся. Ролевая игра, как и любой образовательно-воспитательный метод имеет определенные черты, функции, а также преимущества и недостатки.

 


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.