Тема: Ролевая игра как способ формирования социально одобряемых моделей поведения у младших школьников — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Тема: Ролевая игра как способ формирования социально одобряемых моделей поведения у младших школьников

2020-05-06 272
Тема: Ролевая игра как способ формирования социально одобряемых моделей поведения у младших школьников 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тема: Ролевая игра как способ формирования социально одобряемых моделей поведения у младших школьников

ВВЕДЕНИЕ

В соответствии с ФГОС в начальном общем образовании должно осуществляться: духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм и нравственных установок, формирование основ умения принимать, сохранять цели и следовать им в своей деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками. Исходя из этого, одна из задач школы – обеспечить не только принятие младшими школьниками нравственных установок и моральных норм, но и следование этим нормам и установкам при взаимодействии с окружающими людьми [1, 2].

ФГОС НОО устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, согласно которым у младших школьников должны быть сформированы ценностно-смысловые установки, отражающие их индивидуально-личностные позиции и социальные компетенции.

Все специалисты в области педагогики, психологии и социологии, а также учителя и родители сходятся во мнении, что система школьного образования призвана прежде всего социализировать учащихся, т.е. адаптировать их к жизни в социальной системе. Однако, несмотря на актуальность проблемы, в школьном образовании до сих пор недостаточно представлена такая важная для эффективной социализации личности ребенка область, как обучение методам конструктивного общения, коммуникативной компетентности, психологической борьбы и адаптации в группе, коллективе. По-видимому, это связано с отсутствием такого вида деятельности, который создавал бы оптимальную для подобного обучения образовательную среду, таким видом деятельности может стать ролевая игра.

Актуальность ролевой игры для современного образования и воспитания определяется ее многоцелевой и многофункциональной направленностью, а также возможностью ее интегрирования в целостный образовательно-воспитательный процесс, в ходе которого наряду с овладением учащимися моральными нормами, нравственными установками и основными ключевыми компетенциями происходит разностороннее развитие растущей личности.

Анализ литературы показывает, что ролевая игра является эффективным способом формирования социально одобряемого поведения и коррекции нежелательного поведения, но методические основы применения ролевой игры в начальной школе недостаточно раскрыты и систематизированы. Исходя из этого противоречия, ставим проблему: «Как методически правильно применять ролевую игру для формирования социально одобряемого поведения у младших школьников?»

Объектом исследования является процесс формирования социально одобряемого поведения младших школьников.

Предмет исследования: методика организации ролевой игры для формирования социально одобряемых моделей поведения у младших школьников

Цель исследования: изучение методики проведения и применения ролевой игры для формирования социально одобряемых моделей поведения у младших школьников.

Задачи исследования:

1. Раскрыть понятие социально одобряемого поведения и особенности его формирования в младшем школьном возрасте.

2. Охарактеризовать ролевую игру как метод формирования поведения.

3. Рассмотреть методику применения ролевой игры для моделирования социально одобряемого поведения младших школьников.

4. Проанализовать воспитательную работу учителя по формированию социально одобряемого поведения обучающихся 2 «В» класса.

5. Организовать проведение ролевых игр, направленных на моделирование социально одобряемого поведения младших школьников, и проанализировать полученные результаты.

6. Разработать сборник «Ролевая игра как способ формирования социально одобряемых моделей поведения у младших школьников».

Методы исследования: методы эмпирического исследования - изучение литературы, документов, материалов на электронных носителях, наблюдение, беседа, анализ школьной документации, опрос; методы теоретического исследования - анализ, синтез, обобщение, конкретизация.

Теоретико-методической основой исследования стали научные исследования в области формирования социально одобряемого поведения А. В. Мудрика, Б. А. Сосновского, педагогические и методические аспекты ролевой игры представленные в работах Д. Б. Эльконина, Л. С. Выготского, И. Н. Емельяновой, Д. Киппера.

Практическая значимость исследования: разработка сборника ролевых игр для воспитательной работы с младшими школьниками, который будет полезен студентам педагогических колледжей и учителям начальных классов.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате опытно-практической работы мы доказали, что ролевая игра является эффективным способом формирования социально одобряемых моделей поведения у младших школьников, тем самым подтвердив актуальность ролевой игры для современного образования и воспитания. Которая определяется ее многоцелевой и многофункциональной направленностью, а также возможностью ее интегрирования в целостный образовательно-воспитательный процесс, в ходе которого наряду с овладением учащимися моральными нормами, нравственными установками и основными ключевыми компетенциями происходит разностороннее развитие растущей личности.

Анализ литературных данных показал, что социально одобряемое поведение – это система действий и поступков личности, в которых находят внешнее выражение знание моральных и этических норм и умение их соблюдать. Младший школьный возраст является наиболее важным периодом для воспитания личности и формирования моделей поведения.

Наше исследование подтверждает данные ученых Д. Б. Эльконина, Л. С. Выготского, И. Н. Емельяновой, Д. Киппера о том, что ролевая игра является эффективным способом формирования социально одобряемого поведения и коррекции нежелательного поведения.

На основании вышеизложенного результаты дипломной работы можно свести к следующим основным положениям:

1. Эффективным способом формирования социально одобряемых моделей поведения является ролевая игра, потому что обучение в ней происходит через действие.

2. Ролевая игра – это комплексный интерактивный педагогический метод обучения и воспитания, предполагающий процесс ролевого взаимодействия участников в условной ситуации, которая дает им возможность получить жизненный опыт, а учителям в свою очередь возможность формирования социально одобряемых моделей поведения у учащихся.

3. Ролевая игра имеет ряд функций: функция социализации, самореализации, релаксации, а также коммуникативную, дидактическую, диагностическую и развлекательную функции, но самая главная – воспитательная.

Для проверки гипотезы нам необходимо было провести опытно-практическую работу. На констатирующем этапе нами были проведены: беседа с учителем, анализ плана воспитательной работы, наблюдение и опросник «Как поступишь ты?».

Полученные результаты показали, что обучающиеся 2 «В» класса демонстрируют основные правила школьной жизни, многие ориентируются в жизненных проблемах другой направленности, но тем не менее испытывают затруднения в выборе оптимальной модели поведения в знакомых и малознакомых социальных ситуациях.

На формирующем этапе исследования было разработано и реализовано ряд классных часов с использованием ролевых игр, направленных на моделирование социально одобряемого поведения, по определенным темам: «Правила поведения в школе», «Правила поведения в библиотеке», «Правила поведения в гостях», «Правила поведения на улице».

Для подтверждения гипотезы необходимо было организовать повторный опрос «Как поступишь ты?» и сравнить карты наблюдений за поведением обучающихся 2 «В» класса. Нами отмечена положительная динамика в формировании социально одобряемых моделей поведения. Сравнение результатов опроса на первоначальном и заключительном периоде, дают основание утверждать, что ролевая игра – это эффективный способ формирования социально одобряемых моделей поведения у младших школьников.

Таким образом, поставленная перед нами цель дипломной работы: изучить методику проведения и применения ролевой игры для формирования социально одобряемых моделей поведения у младших школьников - достигнута, а задачи выполнены.

 

Тема: Ролевая игра как способ формирования социально одобряемых моделей поведения у младших школьников

ВВЕДЕНИЕ

В соответствии с ФГОС в начальном общем образовании должно осуществляться: духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм и нравственных установок, формирование основ умения принимать, сохранять цели и следовать им в своей деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками. Исходя из этого, одна из задач школы – обеспечить не только принятие младшими школьниками нравственных установок и моральных норм, но и следование этим нормам и установкам при взаимодействии с окружающими людьми [1, 2].

ФГОС НОО устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, согласно которым у младших школьников должны быть сформированы ценностно-смысловые установки, отражающие их индивидуально-личностные позиции и социальные компетенции.

Все специалисты в области педагогики, психологии и социологии, а также учителя и родители сходятся во мнении, что система школьного образования призвана прежде всего социализировать учащихся, т.е. адаптировать их к жизни в социальной системе. Однако, несмотря на актуальность проблемы, в школьном образовании до сих пор недостаточно представлена такая важная для эффективной социализации личности ребенка область, как обучение методам конструктивного общения, коммуникативной компетентности, психологической борьбы и адаптации в группе, коллективе. По-видимому, это связано с отсутствием такого вида деятельности, который создавал бы оптимальную для подобного обучения образовательную среду, таким видом деятельности может стать ролевая игра.

Актуальность ролевой игры для современного образования и воспитания определяется ее многоцелевой и многофункциональной направленностью, а также возможностью ее интегрирования в целостный образовательно-воспитательный процесс, в ходе которого наряду с овладением учащимися моральными нормами, нравственными установками и основными ключевыми компетенциями происходит разностороннее развитие растущей личности.

Анализ литературы показывает, что ролевая игра является эффективным способом формирования социально одобряемого поведения и коррекции нежелательного поведения, но методические основы применения ролевой игры в начальной школе недостаточно раскрыты и систематизированы. Исходя из этого противоречия, ставим проблему: «Как методически правильно применять ролевую игру для формирования социально одобряемого поведения у младших школьников?»

Объектом исследования является процесс формирования социально одобряемого поведения младших школьников.

Предмет исследования: методика организации ролевой игры для формирования социально одобряемых моделей поведения у младших школьников

Цель исследования: изучение методики проведения и применения ролевой игры для формирования социально одобряемых моделей поведения у младших школьников.

Задачи исследования:

1. Раскрыть понятие социально одобряемого поведения и особенности его формирования в младшем школьном возрасте.

2. Охарактеризовать ролевую игру как метод формирования поведения.

3. Рассмотреть методику применения ролевой игры для моделирования социально одобряемого поведения младших школьников.

4. Проанализовать воспитательную работу учителя по формированию социально одобряемого поведения обучающихся 2 «В» класса.

5. Организовать проведение ролевых игр, направленных на моделирование социально одобряемого поведения младших школьников, и проанализировать полученные результаты.

6. Разработать сборник «Ролевая игра как способ формирования социально одобряемых моделей поведения у младших школьников».

Методы исследования: методы эмпирического исследования - изучение литературы, документов, материалов на электронных носителях, наблюдение, беседа, анализ школьной документации, опрос; методы теоретического исследования - анализ, синтез, обобщение, конкретизация.

Теоретико-методической основой исследования стали научные исследования в области формирования социально одобряемого поведения А. В. Мудрика, Б. А. Сосновского, педагогические и методические аспекты ролевой игры представленные в работах Д. Б. Эльконина, Л. С. Выготского, И. Н. Емельяновой, Д. Киппера.

Практическая значимость исследования: разработка сборника ролевых игр для воспитательной работы с младшими школьниками, который будет полезен студентам педагогических колледжей и учителям начальных классов.



Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.