Механизмы управления природными ресурсами — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Механизмы управления природными ресурсами

2020-04-03 99
Механизмы управления природными ресурсами 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Механизм управления любой областью хозяйственной деятельности, как это вытекает из общей теории управления, может осуществляться и эффективно функционировать в единстве таких основных функций, какорганизация, планирование, прогнозирование, регулирование, учет и контроль.

система имущественных прав, включая права собственности на экологические блага, природные ресурсы и объекты экологической инфраструктуры;

совокупность органов экологического контроля и управления (общегосударственных, региональных, местных).

Имущественные отношения (прежде всего отношения собственности) на экологические блага, природные ресурсы и объекты экологической инфраструктуры определяются действующим в каждой конкретной стране законодательством, центральным звеном которого является, как правило.

Механизм управления природными ресурсами объединяет методы, функции и организационные структуры (органы управления).

Методы управления – это способы воздействия на поведение и деятельность управляемых объектов с целью обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды. Применяются следующие основные методы управления:

* административные (командно-распорядительные)– обеспечиваемые возможностью государственного принуждения;

* экономические – создающие непосредственную материальную заинтересованность субъектов хозяйствования в выполнении необходимых экологических мероприятий, решений органов управления в сфере природопользования;

* социально-психологические – методы морального стимулирования, которые реализуются посредством мер как поощрительного характера, так и воздействия на нарушителей (благодарности или, напротив, выговоры, устные или в приказах администрации и т.п.).

6. Государственная экологическая экспертиза в области недропользования

Общественная экологическая экспертиза проводится по инициативе граждан, органов местного самоуправления И общественных объединений. Исполнители — организации, имеющие лицензию на проведение экологической экспертизы (экологического аудита).

Система экологического регулирования недропользования представляет собой элемент общей народнохозяйственной системы экологического регулирования хозяйственной и иной деятельности.

В ее составе следует выделять три взаимосвязанных элемента:

экологическая экспертиза;

экологический мониторинг;

экологический контроль.

Первый элемент — ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА и, в частности, порядок ее проведения — выделены в самостоятельный блок и регулируются отдельным федеральным закон ном. Проводится она в целях установления соответствия планируемой хозяйственной деятельности требованиям в области охраны окружающей среды.

Экологическая экспертиза — установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации проекта в целях предупреждения возможных неблагоприятных его воздействий на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий. Государственная экологическая экспертиза организуется и проводится специально уполномоченными государственными органами в области экологической экспертизы в порядке, установленном федеральным законом и нормативными правовыми актами РФ, а также нормативными правовыми актами субъектов Федерации.

Государственной экологической экспертизе подлежат все предпроектные и проектные материалы по объектам обустройства месторождений, независимо от их сметной стоимости. Заключение государственной экологической экспертизы является документом, характеризующим состояние окружающей природной среды на момент начала работ, и должно быть учтено пользователем недр при составлении общей программы работ. При разработке указанных документов пользователь недр должен соблюдать экологические требования. Под экологическими требованиями в лицензионных соглашениях обычно понимаются требования, установленные федеральным и региональным природоохранительным законодательством, включающие правила и условия воздействия на окружающую природную среду, порядок проведения экологического контроля, порядок определения фонового уровня загрязнения, порчи, повреждения, истощения, разрушения объектов окружающей природной среды, а также нормы, применяемые в РФ при организации и ведении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на окружающую природную среду. Выполнение работ по освоению месторождений производится пользователем недр только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Вторым элементом системы экологического регулирования хозяйственной деятельности является государственный экологический мониторинг. Осуществляется он в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъектов РФ. Порядок организации и осуществления государственного мониторинга окружающей среды устанавливается Правительством РФ.

При недропользовании мониторинг окружающей среды должны вести и сами недропользователи. Это необходимо осуществлять в течение всего периода действия лицензии на пользование недрами с целью получения оперативной достоверной информации возможности своевременного принятия необходимых мер, направленных на соблюдение установленных требований в области охраны окружающей среды.

Третьим элементом системы регулирования является ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ. Проводится он в целях обеспечения органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами исполнения законодательства в области охраны окружающей среды, соблюдения требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, а также обеспечения экологической безопасности. Выделяются при этом государственный, производственный, муниципальный и общественный контроль в области охраны окружающей среды.

Осуществляются они соответственно:

государственный экологический контроль — государственными уполномоченными органами;

производственный экологический контроль — непосредственно субъектом хозяйственной деятельности и, в частности, пользователем недр;

муниципальный и общественный контроль — соответствующими организациями и гражданами;

государственный экологический контроль — федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ.

Запрещается совмещение функций государственного экологического контроля и функций хозяйственного использования природных ресурсов.

Государственные инспектора в области охраны окружающей среды имеют право: —

посещать в целях проверки организации, объекты хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, в том числе объекты, подлежащие государственной охране, оборонные объекты, объекты гражданской обороны, знакомиться с документами и иными необходимыми для осуществления государственного экологического контроля материалами; —

проверять соблюдение нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды, работу очистных сооружений и других обезвреживающих устройств, средств контроля, а также выполнения планов и мероприятий по охране окружающей среды;

проверять соблюдение требований, норм и правил в области охраны окружающей среды при размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации производственных и других объектов;

проверять выполнение требований, указанных в заключении государственной экологической экспертизы, и вносить предложения о ее проведении;

предъявлять требования и выдавать предписания юридическим и физическим лицам об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований, выявленных при осуществлении государственного экологического контроля;

приостанавливать хозяйственную и иную деятельность юридических и физических лиц при нарушении ими законодательства в области охраны окружающей среды;

привлекать к административной ответственности лиц, допустивших нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;

осуществлять иные определенные законодательством полномочия.

Производственный экологический контроль осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.

Субъекты хозяйственной деятельности обязаны предоставить сведения об организации производственного экологического контроля в органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие соответственно государственный и муниципальный контроль в порядке, установленном законодательством.

Производственный экологический контроль осуществляется в качестве обязательного в течение всего срока действия лицензии на пользование недрами.

Он предусматривает наблюдение за состоянием окружающей среды и ее изменениями под влиянием хозяйственной деятельности пользователя недр при выполнении работ по освоению месторождений, проверку выполнения пользователем недр планов и мероприятий по охране природы, рациональному использованию природных ресурсов, оздоровлению окружающей природной среды, соблюдению требований природоохранного законодательства и нормативов качества окружающей природной среды.

Лицензия обязывает пользователя недр в соответствии с программой экологического контроля самостоятельно, путем создания для его ведения специального подразделения (службы) или на основе договора (контракта) со специализированными организациями, осуществлять производственный экологический контроль и представлять отчеты в специально уполномоченные государственные органы РФ по форме и в сроки, определяемые законодательством. Пользователь недр обязан разработать программу производственного экологического контроля на лицензионном участке недр на основании законодательства РФ и в течение обычно трех—шести месяцев после даты вступления лицензии в силу, согласовать программу экологического контроля со специально уполномоченными органами в области охраны окружающей природной среды. Пользователь недр обязуется вести экологический паспорт предприятия и обновлять его сведения в порядке, определяемом органами стандартизации, метрологии и специально уполномоченными органами по охране окружающей природной среды. Пользователь недр передает результаты производственного экологического контроля органам государственной власти, государственного экологического контроля и местного самоуправления. Данные об уровнях воздействия на окружающую среду, а также об их изменениях он обязан предоставлять вместе с государственной статистической отчетностью в порядке, определяемом законодательством РФ.

На основании полевых исследований химических анализов воды, почвы и атмосферного воздуха пользователь недр представляет уполномоченным государственным органам ежегодно в начале года информацию за предыдущий календарный год о состоянии окружающей природной среды в границах лицензионной территории.

Пользователь недр обязан немедленно информировать соответствующие федеральные органы государственной власти и органы местного самоуправления о чрезвычайных происшествиях, авариях, пожарах и порывах нефтегазопроводов, а также об ухудшении экологической обстановки в зоне ведения работ по освоению месторождений.

Стадии экспертизы:

• предоставление материалов в Министерство природных ресурсов (МПР) России или его территориальные органы;

• регистрация, проверка полноты и достаточности предоставляемых материалов;

• формирование государственной экспертной комиссии;

• подготовка индивидуальных, групповых заключений и сводного заключения государственной экологической экспертизы;

• подписание и утверждение заключения.

Результат государственной экологической эксперти-1Ы — документ с выводами о допустимости реализации о!н,екта намечаемой деятельности.


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.