территориальное деление государства. — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

территориальное деление государства.

2020-04-03 95
территориальное деление государства. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Формы государства:

1. монархия – власть передается по наследству; бывает абсолютная и ограниченная (когда есть парламент, как в Британии);

2. республика (лат. Res publica – общественное дело, государство) – власть является выборной; республика бывает парламентской и президентской.

Политические режимы:

1. демократический.

2. авторитарный;

3. тоталитарный;

4. диктатура.

Исторические типы государства:

1. рабовладельческое;

2. феодальное;

3. капиталистическое;

4. социалистическое.

Сегодня существует и такое деление государств: 1. национальные государства и 2. иммиграционные государства (образованные мигрантами, как США, Австралия, Канада и др.).

Что характерно государству? – выражение воли экономически господствующего кла сса или всеобщей воли к сосуществованию? Видимо, и то и другое, т.е. государство внутренне противоречиво.

Платон в «Государстве» писал, что искусство справедливой политики – это «искусство приносить друзьям пользу, а врагам причинять вред». То же находим и у Н.Макиавелли, Т.Гоббса, а в ХХ веке у К.Шмидта и др. Для них дихотомия «друг-враг» - главное в политических ориентациях (образ врага как основа политики). Шмидт пишет: политический враг не обязательно морально или эстетически плох, просто он другой, чужой… М.Вебер писал: «государство – монополия легитимного (законного) насилия внутри определенной территории…»

Политика начинается там, где существуют конфликты. Конфликт и консенсус – две важнейшие характеристики любой политической системы. Политика призвана найти пути и средства разрешения конфликтов.

ПОЛИТИКА: ИДЕОЛОГИЯ И АКСИОЛОГИЯ (ценности)

Политическая жизнь общества относится к надстройке, ибо политическая жизнь общества, как сфера связанная с осознанием группами своих интересов, невозможна без идеологии (идеологических программ).

Политическая идеология – это система политических идей. Это отражение в сознании политического общественного бытия, которое затем на бытие активно воздействует.

Политические идеологии интегрируют членов одной партии. Идеология всегда пристрастна, так как выражает интересы определенного класса, группы. Она объясняет, обосновывает, оправдывает или отвергает политические реалии. Отсюда, политика –это арена столкновения идеологий.

Наиболее известны такие идеологии как: либерализм, консерватизм, социал-демократизм, марксизм и др.

Деидеологизация невозможна, но политика демократического государства должна стремиться к утверждению плюрализма идейно-политических течений, к терпимости их друг к другу и открытости в отношениях друг к другу.

Еще один важный аспект политики и идеологии – это вопрос о соотношении политики и ценностей. (Учение о ценностях – аксиология).

ХХ век пришел к выводу, что критерием прогресса общественной жизни в целом и в отдельных ее сферах может быть только человек, его благополучие. Отсюда, и в политике следует занять антропологическую позицию.

Политика не может быть нейтральной, она сопряжена с выбором, а значит, связана с оценкой, т.е. с понятиями добро и зло, справедливость и несправедливость, свобода и несвобода, равенство и неравенство и т.д. А там, где речь идет о целях, там всегда присутствуют ценности. Поэтому политическая философия (политика) пронизана морально-этическим началом. И тут возникает вопрос о соотношениицелей и средств их достижения.

Для Макиавелли главное – благо государства и эта цель оправдывает любые средства. Для Ж.-Ж. Руссо цель – всеобщее благо и, значит, политические средства не могут быть любыми…

Итак, средства и цели политической деятельности не должны противоречить друг другу. Политика должна быть моральной, если цель ее – благо человека.

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО.

Теории происхождения государства:

  1. Государство возникло как божественное творение;
  2. как результат «общественного договора» (Гоббс, Локк, Руссо);
  3. Юм: из разрастания семьи, рода;
  4. теория насилия (органическая теория) – Дюринг;
  5. марксизм: шло разделение труда, появились классы, частная собственность и потребовалось государство как управленческое ядро общества.

Исторически государство служило господствующим классам, но чтобы влиять на общество, оно должно стремиться выражать интересы всех граждан.

ХХ век продемонстрировал факты тотальной зависимости человека от государства, вторжения в личную жизнь граждан (спецслужбы, сведения о гражданах в налоговых службах…). Поэтому важна роль негосударственной защиты прав человека. То есть роль организаций гражданского общества (они самоорганизуются).

 

60.Духовная жизнь общества, ее уровни и области

Духовная жизнь общества – область бытия, в которой объективная, надындивидуальная реальность дана не в виде противостоящей человеку внешней предметности, а как идеальная реальность, совокупность смысложизненных ценностей, присутствующая в нём самом и детерминирующая содержание, качество и направленность социального и индивидуального бытия. Структура духовной жизни общества весьма сложна. Ядром её является общественное и индивидуальное сознание. Элементами духовной жизни общества принято считать также: духовные потребности, духовную деятельность и производство, духовные ценности, духовное потребление, духовные отношения, проявления межличностного духовного общения. Духовные потребности человека представляют собой внутренние побуждения к творчеству, созданию духовных ценностей и их освоению, к духовному общению. В отличие от природных духовные потребности заданы не биологически, а социально. Духовная деятельность – форма активного отношения человеческого сознания к окружающему миру, результатом которого являются: а) новые идеи, образы, представления, ценности, воплощающиеся в философских системах, научных теориях, произведениях искусства, моральных, религиозных, правовых и иных воззрениях; б) духовные общественные связи индивидов; в) сам человек. Духовная деятельность как всеобщий труд осуществляется в кооперации не только с современниками, но и со всеми предшественниками, когда-либо обращавшимися к той или иной проблеме. Духовная деятельность, не опирающаяся на опыт предшественников, обречена на дилетантизм и выхолащивание собственного содержания. Прорывы в духовной жизни осуществляются преимущественно усилиями одиночек или небольших групп людей во главе с ярко выраженным лидером, открывающих новые направления деятельности для постоянно растущей армии работников умственного труда. Духовная деятельность обладает огромной внутренней притягательной силой. Учёные, писатели, художники, пророки могут творить, не обращая внимания на признание или его отсутствие, т.к. сам процесс творчества доставляет им сильнейшее удовлетворение. Особым видом духовной деятельности является распространение духовных ценностей с целью усвоения их возможно большим числом людей. Особая роль здесь принадлежит учреждениям науки, культуры, системам образования и воспитания. Духовные ценности – категория, указывающая на человеческое, социальное и культурное значение различных духовных образований (идей, теорий, образов), рассматриваемых в контексте «добра и зла», «истины или лжи», «прекрасного или безобразного», «справедливого или несправедливого». В духовных ценностях выражается общественная природа самого человека и условия его бытия. Духовное потребление направлено на удовлетворение духовных потребностей людей. Оно может быть стихийным, когда никем не направляется и человек самостоятельно, на свой вкус выбирает те или иные духовные ценности. В других случаях духовное потребление может навязываться людям рекламой, средствами массовой информации, массовой культурой и т.д. В конечном результате такого рода воздействий можно говорить о манипулировании сознанием, об усреднении и стандартизации потребностей и вкусов людей. Вместе с тем сознательное потребление подлинных духовных ценностей – познавательных, художественных, нравственных и др. – выступает как целенаправленное созидание и обогащение духовного мира людей. Любое общество заинтересовано с позиции долгосрочной перспективы и будущего в повышении духовного уровня и культуры индивидов и социальных общностей. Понижение духовного уровня и культуры ведёт к деградации общества практически во всех его измерениях. Духовные отношения – категория, выражающая взаимозависимость элементов духовной сферы общества, многообразные связи, возникающие между индивидами, социальными группами и общностями в процессе их духовной жизни и деятельности. Они существуют как отношения интеллекта и чувств человека или группы людей к тем или иным духовным ценностям (воспринимает он их или нет), а также как его отношения к другим людям по поводу этих ценностей – их производства, распространения, потребления. Основными видами духовных отношений являются познавательные, нравственные, эстетические, религиозные. Духовное общение – процесс взаимосвязи и взаимодействия людей, в котором происходит обмен идеями, ценностями, деятельностью и её результатами, информацией, опытом, способностями, навыками; одно из необходимых и всеобщих условий формирования и развития общества и личности. Структурирующим элементом духовной жизни общества является общественное и индивидуальное сознание. Общественное сознание – целостное духовное образование, включающее чувства, настроения, идеи и теории, художественные и религиозные образы, отражающие те или иные стороны общественной жизни и являющиеся результатом активной мыслительно-творческой деятельности людей. Общественное сознание – феномен, социально обусловленный как по механизму своего зарождения и реализации, так и по характеру своего бытия и исторической миссии. В зависимости от эпохи, характера общества, вызовов времени и стоящих задач на первый план могут выходить те или иные элементы общественного сознания – общественная психология или идеология, обыденное или теоретическое сознание, а также религия, наука, мораль, искусство, право, философия или политическое сознание. Особенностью религиозного сознания является стремление людей освоить окружающий мир посредством обращения к высшим измерениям человеческого духа, в категориях трансцендентного, запредельного, сверхъестественного. Отчётливой является тенденция представить религию в качестве универсального начала, воплощающего общечеловеческий интерес, а также высшей моральной силы, призванной противостоять мирским «порокам» и «злу». Искусство представляет собой форму общественного сознания и практически-духовного постижения мира, отличительный признак которого состоит в художественно-образном освоении действительности. Искусство воссоздаёт (образно моделирует) саму человеческую жизнь в её целостности, служит её воображаемым дополнением, продолжением, а иногда и заменой. Оно обращено не к утилитарному использованию и не к рациональному изучению, а к переживанию – в мире художественных образов человек должен жить подобно тому, как он живёт реально, но сознавая иллюзорность этого «мира» и эстетически наслаждаясь тем, как он сотворён из материала мира реального. Мораль – это гуманистическое измерение и заданность истории, т.к. реализует потребность людей в человечности, придающей самоценное значение каждой личности и объединяющей их всех благосклонным отношением друг к другу. Мораль регулирует поведение и сознание человека во всех сферах общества. Её принципы имеют всеобщее значение и распространяются на всех людей, поддерживая и санкционируя тем самым определённые общественные. Авторитет в морали не зависит от официальных полномочий, власти и общественного положения, но является авторитетом духовным. Высшей формой моральной регуляции является саморегуляция, позволяющая предъявлять требования и к другим. Правовое сознание представляет собой совокупность взглядов, идей, выражающих отношение людей и социальных общностей к праву, законности, правосудию, их представление о правомерном или неправомерном. Фактором, оказывающим решающее влияние на содержание этих знаний и оценок, является интерес творцов и носителей правосознания. Воздействуют на правосознание и другие формы общественного сознания, прежде всего политическое, моральное, философское, а также сложившаяся система права. В свою очередь, правосознание воздействует на существующее право, отставая или опережая его по уровню развития и, соответственно, обрекая его на неуспех или выводя на более высокий уровень. Главной функцией правосознания является регулятивная. Также формами духовной жизни общества являются политическое и правовое сознание и наука- Подробнее на

61.Социальная сфера общественной жизни. Понятие социальной культуры общества и современные концепции социальной стратификации

Социальная сфера общественной жизни Общество представляет собой не просто сумму индивидов, в нем действуют различные взаимосвязанные группы людей, т.е. соци­альные общности. Совокупность исторически сложившихся относи­тельно устойчивых и взаимодействующих социальных общностей составляет социальную сферу общества, его социальное бытие. Это сложное и многоплановое образование, которое включает различные по характеру, масштабу, общественной роли общности. В основу их выделения могут быть положены разнообразные признаки – классо­вые, национальные, половозрастные, профессиональные, территори­альные и др. Поэтому социальная сфера включает такие взаимосвя­занные и взаимодействующие общности, как классы и социальные слои, профессиональные и отраслевые группы, этнические общности (род, племя, народность), демографические группы, территориаль­ные общности, производственные коллективы, семья и другие обра­зования. При этом в социальной сфере общества можно вычленить макроструктуру (например, народ, классы, нации) и микрострукту­ру, включающую такие малые социальные группы, как семья, трудо­вые коллективы, учебные коллективы и т.д. Социальная сфера представляет собой целостный процесс взаимосвязи и взаимодействия общностей различного порядка, и прежде всего, макро- и микроструктуры. Но роль их неодинакова: большие группы людей оказывают определяющее влияние, так как в них наиболее концентрированно воплощены объективные законы общественной жизни. Особенность же малых социальных групп со­стоит в том, что в их возникновении и развитии большая роль при­надлежит объективно-сознательным факторам, тесному переплете­нию объективных и субъективных моментов.

Социàльная структу́ра — совокупность взаимосвязанных элементов, составляющих внутреннее строение общества. Понятие «социальная структура» применяется как в представлениях об обществе как о социальной системе, в которой социальная структура обеспечивает внутренний порядок соединения элементов, а окружающая среда устанавливает внешние границы системы, так и при описании общества через категорию социального пространства. В последнем случае под социальной структурой понимается единство функционально взаимосвязанных социальных позиций и социальных полей.

Социально-классовая структура общества - совокупность общественных классов, определенные их связи и отношения. Основу социально-классовой структуры составляют классы - большие социальные общности людей, различающиеся по их месту в системе общественного производства. Англ. социолог Чарльз Бут на основе разделения населения в зависимости от условий его существования выделял три общественных класса: «высший», «средний» и «ниже».

Социально-демографическая структура включает общности, выделяемые по возрасту, полу. Эти группы создаются на основе социально-демографических признаков.

Профессионально-квалификационная структура общества включает общности, образующиеся на основе профессиональной деятельности в различных отраслях народного хозяйства. Чем больше видов производственной деятельности, тем больше различаются профессиональные категории (медики, педагоги, предприниматели и т. п.).

Социально-территориальная структура - территориальные общности распределяются по месту жительства (жители города, жители села, жители некоторых регионов). Этнические общности - это общности людей, объединенных по этническому признаку (народ, нация). Конфессиональные общности - это группы людей, которые образуются на основе вероисповедания, на основе принадлежности к определенной вере (христиане, буддисты и т. п.).

Социальная стратификация — это деление общества на специальные слои (страты) путем объединения различных социальных позиций с примерно одинаковым социальным статусом, отражающее сложившееся в нем представление о социальном неравенстве, выстроенное по горизонтали (социальная иерархия), вдоль своей оси по одному или нескольким стратификационным критериям (показателям социального статуса). Деление общества на страты осуществляется исходя из неравенства социальных дистанций между ними — основное свойство стратификации. Социальные страты выстраиваются вертикально и в строгой последовательности по индикаторам благосостояния, власти, образования, досуга, потребления. Таким образом фиксируется неравный доступ членов общества к тем или иным социально значимым дефицитным ресурсам путем установления на границах, разделяющих социальные страты, социальных фильтров.

Самой простой стратификационной моделью является дихотомическая — деление общества на элиты и массы. Так появляются "посвященные", т.е. те, кто посвящен в определенные социальные практики (жрецы, старейшины, вожди) и непосвященные — "профаны" (лишенный святости, непосвященный; профаны − все остальные члены общества, рядовые члены общины, соплеменники).

Важнейшей динамической характеристикой общества является социальная мобильность (любой переход индивида, или социального объекта, или ценности, созданной или модифицированной благодаря деятельности, от одной социальной позиции к другой). Однако не всегда социальные агенты перемещаются с одной позиции на другую, возможно перемещение самих социальных позиций в социальной иерархии, такое перемещение называется "позиционная мобильность" (вертикальная мобильность) или в пределах одного и того же социального слоя (горизонтальная мобильность). В обществе существуют и "социальные лифты", значительно ускоряющие этот процесс (в кризисном обществе - революции, войны, завоевания и т.п.; в нормальном, стабильном обществе - семья, брак, образование,собственность и т.д.). Степень свободы социальных перемещений из одного социального слоя в другой во многом определяет то, каким является общество — закрытым или открытым.

 

62.Линейные и нелинейные интерпретации направленности исторического процесса

Одна из важнейших проблем философии истории ‑ направленность и периодизация исторического процесса. Есть два типа интерпретации направлений развития истории: линейные и не линейные (циклические).

Нелинейные интерпретации появились раньше как мифологическое «колесо истории», повторение космических циклов. Первым научным приверженцем этой интерпретации авторы называют Вико (XVIII в.), выделявшего 3 цикла истории: божественная стадия (власть жрецов без государства), героическая стадия (аристократическое государство) и человеческая стадия (демократия), вырождающаяся в первобытное состояние, где все сначала.

В неклассической философии возобладали цивилизационно-циклические модели: например, культурно-исторических типов Данилевского, морфологии культуры Шпенглера и локальных цивилизаций Тойнби. Общее в этих моделях: отказ от единообразного развития, приоритет духовно-мировоззренческих факторов, жизненные циклы.

Линейные интерпретации исторического процесса восходят к христианству: «стрела времени» и единство судеб человечества. Два основных вида: прогрессизм (просвещение, немецкая классика) и регрессизм.

Для неклассического прогрессизма характерно: придание большого значения материально-производственным факторам, гарантиям прогресса (прогресс абсолютизируется) и универсальности социальных законов.

В зависимости от единицы периодизации выделяют:

- формационный подход (марксизм, где формации классово-экономического характера и сменяют друг друга так: первобытно-общинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и коммунистический строй);

- цивилизационно-стадийный подход (постиндустриальный и информационный), где признаки цивилизации – города, государство и письменность; выделяется доцивилизация и три типа цивилизаций (доиндустриальная, индустриальная и постиндустриальная (информационное общество).

 

63.Формационный и цивилизационный подходы к анализу исторического процесса

Если коротко характеризовать современную философию истории, то следует сказать, что для нее характерны два основных подхода к объяснению механизмов общественной эволюции: формационный и цивилизационный.

Формационный анализ, прежде всего, строится на сравнении и оценке этапов развития общества. Цивилизационный подход основывается на стремлении понять внутреннюю архитектонику той культуры, которая служит фундаментом для изучаемого типа общества, разглядеть те ее свойства, которые, с одной стороны, определяют качественную самодостаточность данного общества, с другой – указывает на его открытость другими цивилизациями.

Некоторые особенности формационного подхода: а) европоцентричен, то есть рассматривает новоевропейское общественное развитие в качестве эталонного, а потому “естественного”; б) реализует прогрессистский взгляд на историю, то есть рассматривает исторический процесс как однолинейное восходящее развитие человечества; в) преуменьшает значимость или полностью игнорирует своеобразие жизни отдельных временно и пространственно локализованных типов социокультурного развития, получивших название цивилизаций; г) сводит факт цивилизационного многообразия к утверждению о неоднородности общественного развития различных стран и регионов мира; д) стремится объяснить причины общественного развития почти исключительно явления экономического порядка. В противоположность формационному цивилизационный подход: а) исходит из факта многообразия культур как типов взаимодействия людей с природой и друг с другом; утверждает тезис о равноценности всех существовавших и существующих ныне культур; б) основывается на принципе многолинейности мирового исторического процесса, включающего в себя не только прогрессивный, но и регрессивный и циклический типы общественной эволюции, а также социальное бытии без развития; в) делает акцент на исследовании внутренней логики той или иной цивилизации, способов ее самовоспроизводства и саморазвития во взаимодействии с другими культурами и цивилизациями; г) исходит из мысли о разнообразии причин социального развития – социально-экономических, биогеографических, культурных (ментальных). Таким образом, подчеркивается, что при анализе механизмов общественной жизни общества, но и на ту природную и духовную среду, в которой оно воспроизводится.

Подводя итог сказанному о двух реализуемых в современной философии истории подхода – формационном и цивилизационном – следует подчеркнуть, что оба они имеют рациональное зерно и носят взаимодополняющий характер.

 

64. Проблема источников и движущих сил социальной динамики.

Источник исторического развития – это глубинные причины исторических перемен. Основные представления об этих источниках таковы:

Социальные противоречия —это отношения между противоположностями в любом социальном явлении, образовании или обществе в целом. Они возникают в процессе развития прежде всего социальной сферы или сферы социальных отношений, выражающих противоположные или расходящиеся тенденции этого развития. Например, сегодня в постсоциалистических обществах такими противоречиями являются: — между необходимостью удовлетворения насущных материальных и духовных потребностей людей и падением уровня материального и духовного производства; — между обнищанием основной части населения и обогащением небольшой группы предпринимателей, коррупированной части государственного аппарата, мафиози; — между колхозным крестьянством и фермерами; — между населением страны и преступным миром и т. д.

Социальный конфликт — это высшая стадия развития противоречий в системе отношений людей, социальных групп, социальных институтов, обществе в целом, которая характеризуется усилением противоположных тенденций, интересов социальных общностей и индивидов. Причины социальных конфликтов: — социальная неоднородность общества, наличие противоположных ориентации; — различия в уровнях доходов, власти, культуры, социальном престиже, доступе к образованию, информации; — религиозные различия; — поведение человека, его социально-психологические черты (темперамент, интеллект, общая культура и др.).

Реформа — преобразование, вводимое законодательным путем. В частности процесс преобразования государства, начинаемый властью по необходимости. Конечная цель любой реформы — укрепление и обновление государственных основ, что, однако, не всегда несёт за собой улучшение уровня жизни, сокращение государственных расходов и наоборот — увеличение доходов. Реформа так же может трактоваться как изменение формы, содержания или сути чего-либо (какого-то объекта реализации реформы). Реформа предполагает существенные изменения в механизме функционирования объекта, возможна смена основополагающих принципов, ведущих к принципиально новому результату и получению принципиально нового объекта.

Социальная революция — переход к новому, более прогрессивному способу производства (по марксизму) или устройству общества (по анархо-коммунизму). Ее необходимо отличать: - от эволюции (частичных изменений, не порождающих новый строй в том числе); - от реформ (преобразований «сверху» в рамках развития существующего строя); - от восстаний (противодействия «снизу» существующему строю, не ведущему к созданию нового строя). Восстание может являться поводом для социальной революции; - от возникновения новых и упадка старых общественно-экономических укладов и представляющих их социальных сил, происходящих без перехода власти (по марксизму).

Движущие силы истории – части общества, осуществляющие историческое развитие. Субъект исторического развития – тот (те), чья воля направляет ход истории. Основные философские концепции сочетания субъектов и движущих сил истории: 1) великая личность генерирует новые идеи, а народ их воплощает (философия Просвещения); 2) народ – субъект и движущая сила истории, а развитие производства – определяющий фактор исторической динамики (марксизм); 3) элита (творческое меньшинство) ведет за собой массы, а смена элит ведет к смене исторических этапов (теория элит Парето, Тойнби).Общество не стоит на месте, оно непрерывно изменяется, развивается под воздействием определенных объективных законов.

 

 

65.Эволюция и революция в общественном развитии

Эволюция и революция — соотносительные социально-философские понятия, конкретизирующие применительно к социальной форме движения материи общефилософский закон перехода количественных изменений в качественные, и обратно. Эволюционные изменения в экономической, социальной и духовной сферах общественной жизни подготавливают и неизбежно вызывают революционные изменения в обществе в целом, и наоборот, революция приводит к новому характеру эволюционных перемен.

Понятия эволюции и революции не только соотносительны, но и относительны: процесс революционный в одном отношении может быть эволюционным в др. Критерий для различения эволюции и революции объективен. Эволюционные изменения — это количественное увеличение или уменьшение того, что есть, а революционные изменения — это процесс возникновения качественно нового, того, чего в старом не было. Эволюция и революция диалектически связаны, ибо новое не может появиться из ничего, как продукт сверхъестественного творения, а лишь как результат развития старого. Но простое изменение старого не может породить нечто принципиально новое. Последнее появляется как перерыв постепенного эволюционного развития старого, как скачок в новое состояние. Т.е. эволюция рассматривается как постепенное изменение и противопоставляется скачкообразному, качественному типу изменений.

 

Революция – переход от одного качественного состояния к другому в результате накопления количественных изменений. Революция отличается от эволюции бурным характером проявления перехода к новому качеству, быстрой перестройкой основных структур системы.

Выделяют виды революций: научно-техническая и социальная. Социальная революция (лат. revolutio — поворот, изменение) — коренной переворот в жизни общества, означающий низвержение отжившего и утверждение нового, прогрессивного общественного строя; форма перехода от одной общественно–экон. формации к др.

Опыт истории свидетельствует, что революция — это не случайность, а необходимый, закономерный результат исторического развития антагонистических формаций. Социальная революция завершает процесс эволюции, постепенного созревания в недрах старого общества элементов или предпосылок нового общественного строя; разрешает противоречие между новыми производительными силами и старыми производственными отношениями, ломает отжившие производственные отношения и закрепляющую эти отношения политическую надстройку, открывает простор дальнейшему развитию производительных сил. Старые производственные отношения поддерживаются их носителями — господствующими классами, которые охраняют отжившие порядки силой государственной власти. Поэтому, чтобы расчистить путь общественному развитию, передовые силы должны ниспровергнуть существующий государственный строй.

 

Основным вопросом революции является вопрос о политической власти. “Переход государственной власти из рук одного в руки другого класса есть … главный … признак революции как в строго-научном, так и в практически-политическом значении этого понятия” (Ленин). Революция – высшая форма борьбы классов. В революционные эпохи широкие массы народа, стоявшие раньше в стороне от политической жизни, поднимаются к сознательной борьбе. Именно поэтому революционные эпохи означают громадное ускорение общественного развития. Революцию нельзя смешивать с т. наз. дворцовыми переворотами, путчами и т.п. Последние — лишь насильственное изменение правительственной верхушки, смена у власти отдельных лиц или групп, не меняющее ее существа.

 

Револ. переход власти из рук одних социал. групп в руки других может быть достоверно обозначен лишь тогда, когда станет ясным, кому она служит, чьи интересы выражает. Отсюда второй вопрос революции – вопрос об отношении к народным массам, о движущих силах, об удовлетворенности народа результатами совершенного поворота в общественном развитии. В каждой отдельной стране возможности возникновения и развертывания революции зависят от ряда объективных условий, а также от степени зрелости субъективного фактора.

 

 

66. Концепции доиндустриального, индустриального и постиндустриального общества в социальной философии

представление о стадиях поступательного развития общества, разработанное в ряде концепций западных социологов и политологов – Д. Белла, О. Тоффлера, Ж. Фурастье, А. Турена и др. В качестве критериев градации стадий общественного развития в работах этих теоретиков выступают уровень техники, степень развития труда и социальных связей и т.п. Доиндустриальное общество это порождение дотехнической, аграрно-ремесленной фазы общественного развития. Ее технологический символ – соха. Доиндустриальное (или аграрное, традиционное) общество охватывает первобытную, рабовладельческую и феодальную формации. Люди трудятся с помощью примитивных ручных орудий труда, используя в качестве источника энергии мускульную силу. Производство в основном аграрное, сельскохозяйственное. Жизнь людей и их восприятие мира обусловлены превратностями природных стихий: плодородием почвы, климатом, количеством воды и т.п. Д.о. статично, архаично, традиционно, в центре этого общества консервативные институты: церковь, армия. Индустриальное общество зарождается на Западе в конце XVIII века как порождение капитализма, вызвавшего к жизни мир машинной техники. Для И.о. характерно массовое машинное производство стандартизированных товаров. В качестве источника энергии начинают использоваться силы природных стихий: ветра, воды, пара, электричества, двигатели внутреннего сгорания и т.п. И.о. присущи установки на покорение и эксплуатацию природы. Мир И.о. становится техническим, рационализированным, конкурентным, машиноподобным. Общество воспринимается как гигантская машина, а человек как обезличенный, легко заменимый винтик этой машины. Индустриализированное массовое производство развивает невиданную для прежних эпох производительность труда, относительно низкие цены товаров, что содействует возникновению общества «массового потребления». Наиболее характерным общественным институтом, символизирующим природу И.о., является промышленное предприятие, фирма, корпорация. Постиндустриальное общество возникает в странах Запада, начиная с 60-х годов XX века, как защитная реакция на губительный для человеческой природы машиноподобный образ жизни индустриального общества, на масштабные разрушения, нанесенные как окружающей природной среде, так и биологической и социальной средам самого человека. Постиндустриальное производство концентрирует основное внимание не на производстве товаров как таковых, а на производстве услуг. Первостепенную значимость в П.о. приобретают научное знание, образованность, оперативная и точная информация, мобильная связь участников производственных и общественных процессов. Для П.о. характерно высокотехнологичное, автоматизированное производство, основанное на широчайшем использовании новейшей миниатюрной микропроцессорной и другой информационной техники и технологии. Информация в таком обществе становится важнейшим ресурсом, что и дало основание называть такое общество также информационным. Человек в П.о. становится уже не винтиком, а активным, инициирующим началом в движении общественного организма. П.о. становится коммунальным, т.е. основанным на деятельности самоорганизующихся групп и человеческих общностей. Установки на покорение и эксплуатацию в отношении природы сменяются установками на экологизацию производства, создание мощной, высокотехнологичной экологической индустрии и восстановление с ее помощью экологических разрушений. Наиболее характерным социальным институтом П.о. является университет.

 

67.Понятие культуры. Основные парадигмы анализа культуры в современной философии

Культура (от латинского «cultura» — возделывание, воспитание, развитие) – совокупность материальных объектов и общественных отношений, созданных людьми в качестве усовершенствований окружающего мира, приспособления этого мира к своим потребностям. К культуре относят «все созданное человеком». Она отражает степень развитости человечества, общества, группы людей или отдельного человека.

Культуру принято разделять на материальную (пища, мебель, машины) и духовную (книги, картины, песни). В целом структурными элементами культуры являются 1) идеи-ценности и 2) общественные институты-учреждения (школы, Интернет и т.п.), благодаря которым эти идеи и ц


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.