Стадии  развития коллектива (по А.Н. Лутошкину) — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Стадии  развития коллектива (по А.Н. Лутошкину)

2020-04-03 147
Стадии  развития коллектива (по А.Н. Лутошкину) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Памятка

Инструктору

Уфа 2010

Редакционная коллегия:

Гаранина А.Г.,

Янина В. Е.

 

 

Компьютерная верстка:

Янина В. Е.

Памятка инструктору / Под ред. А.Г. Гараниной. – Уфа: Центр детского творчества Орджоникидзевского района, 2010.

 

 

Пособие «Памятка инструктору» адресовано непосредственно инструкторам РАДО «Созвездие», работающим в рамках профильной смены «Созвездие лидеров», но может быть использовано также педагогами-организаторами, заместителями директора по воспитательной работе и школьниками, которые занимаются организационно-массовой работой со своими сверстниками.

 

 

© Управление по гуманитарным и социальным вопросам Администрации Орджоникидзевского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Центр детского творчества, 2010.

 

 

Содержание

Глава 1. Инструктор – кто это? …………………………4

Глава 2. Инструктор и команда………………………….6

Глава 3. Инструктор и напарник...………………………8

Глава 4. Инструктор и мастер……………………………9

Глава 5. Справочник инструктора……………..…….…10

Здравствуй, дорогой инструктор!

В руках ты держишь брошюру, целью создания которой является помощь инструкторам (и начинающим, и уже имеющим практический опыт), подготовка их к практической работе и предоставление информации для повышения уровня действующих инструкторов. 

В течение смены нередко возникает непонимание между инструкторами и их координаторами, зачастую это связано с разными видениями инструкторства. В этой брошюре мы рассказываем о том, каким видим инструктора РАДО «Созвездие» в профильной смене «Созвездие лидеров», чтобы свести количество таких ситуаций к минимуму или вообще их избежать.

 

Инструктор – кто это?

Первым пунктом нашего разговора станет ответ на уже ставший почти риторическим вопрос «Кто такой инструктор?». Будем отвечать, исходя из того, что цель инструктора – создание самостоятельной команды и раскрытие каждого участника как личности.

Существует множество определений инструктора. Мы решили остановиться на словосочетании «точка опоры» или определении «трансформер». Думаем, вскоре ты поймешь, почему мы сделали такой выбор. Инструктор становится для команды тем, что ей необходимо на данном этапе развития.

Первоначально будущая команда – это всего лишь группа практически незнакомых друг с другом людей, которые по разным причинам оказались на сборе, мероприятии или профильной смене. И на первых порах тем магнитом, который притягивает все частицы команды, становишься ты – инструктор. Нельзя переоценить твою значимость для команды в этот период: какой настрой ты создашь, с таким вы будете жить и работать всю смену.

Некоторые инструктора очень качественно играют роль «магнита», но после первой «эйфории» уже не в состоянии строить прочную, самостоятельную команду. Так мы переходим к следующему этапу командообразования, этапу, во время которого команду можно сравнить с глиной. Глина может быть тем, из чего получится шедевр, но только в будущем. Сейчас это материал, надо заметить, не слишком устойчивый, но, несмотря на это, с ним реально работать, он может держать форму. В этот период инструктор является грамотным лидером, который все еще руководит, создает атмосферу, ведет команду в правильном направлении и сглаживает острые ситуации.

Третий этап как нельзя лучше проверит, инструктор ты или пока только лидер. На этом этапе обычно появляются лидеры «внутри» команды, и в этот момент инструктору следует постепенно оставлять позицию лидера: передавать какие-либо обязанности лидеру-участнику (отвести команду на мероприятие, организовать работу над поставленной задачей). Для некоторых инструкторов это становится сложным шагом, они думают: «Я все равно сделаю лучше». Но тут дело не в «лучше». Вопрос в том, дашь ли ты возможность роста участникам, ведь когда место лидера занято, им расти некуда. Когда такой (такие) лидеры определяются, команда становится относительно самостоятельной, но ей все еще будут необходимы твои советы, твоя помощь и контроль.

Четвертого этапа достигают далеко не все команды. Это период, когда команда способна функционировать, как полноценный организм. В таком коллективе каждый чувствует каждого и играет свою неповторимую роль. Инструктор для команды является советчиком. Он по-прежнему контролирует происходящее, может указывать на недоработки. Основная отличительная черта «команды-организма» в том, что она может прекрасно работать без инструктора, при этом самостоятельно определять и выполнять задачи, необходимые для достижения цели.

Что делает инструктор в смене «Созвездие лидеров»:

1) заблаговременно готовит программу работы с командой, формирует «копилку» игр и упражнений, направленных на командообразование и создание благоприятной психологической атмосферы;

2) организует знакомство участников в команде;

3) координирует расселение, обеспечение постельным бельем, создание уюта в местах проживания членов команды;

4) знакомит участников с традициями и законами РАДО «Созвездие» (см. памятку), профильной смены «Созвездие лидеров»;

5) обеспечивает режимные моменты (своевременного прибытия на общелагерные события, отбой, подъем и т.д.);

6) создает и поддерживает в команде атмосферу доброжелательности, терпимости и взаимного уважения;

7) постоянно контролирует самочувствие (как физическое, так и психологическое) каждого члена команды;

8) следит за развитием отношений внутри команды и по необходимости корректирует их (после консультации с мастером);

9) принимает участи в планировании и анализе событий смены (утро команды, вечерняя планерка);

10) отслеживает и своевременно пресекает нарушение правил внутреннего распорядка (в серьезных случаях в согласовании с мастером, либо руководителем смены).

Ты, наверное, заметил, что мы пока не говорили о том, КАК сделать команду, но любому инструктору необходимо знать, КЕМ он будет на протяжении смены для команды.

 

 


Инструктор и команда

Изначально всегда встает вопрос о том, как правильно выстроить дистанцию с участниками, сохранив при этом теплые и доверительные отношения. Это как будто сидеть на двух стульях одновременно. Профессионализм в деле инструктора как раз и заключается в том, чтобы найти этот баланс.

Для начала приведем несколько ошибок начинающих инструкторов.

Инструктор-добряк. Готов втереться в доверие, стирая все границы и убирая любые барьеры для общения. Такой инструктор зачастую становится самой популярной личностью. Но он теряет возможность создать команду, так как становится на одну ступень с участниками и теряет контроль над происходящим. Если возникнет необходимость призвать к порядку разбушевавшуюся команду, то у него это не получится. Участники лишь разочаруются в нем и выкинут из своего круга. Поэтому в скором времени такой инструктор окажется в плену своей же доброты. Если со всей ответственностью относиться к своей работе, то некое подобие нимба будет постепенно появляться над твоей головой. Конечно, это метафора, но она как нельзя лучше говорит о том, что команда – это не компания твоих друзей, а люди, с которыми надо работать, и продуктивной работы из позиции «приятель-приятель» не получится.

Инструктор-злодей. Многие начинающие инструкторы так теряются, что начинают строить немыслимые барьеры между собой и участниками. В конце концов, все превращается лишь в дрессировку, где инструктор - дрессировщик, который постоянно в плохом настроении и кричит, а участники из страха ему подчиняются. С одной стороны может показаться, что в этом нет ничего плохого, но в атмосфере страха личность никогда не сможет раскрыться.

Очень часто два этих типа встречаются на одной команде, и тогда начинается игра в плохого и хорошего полицейского. Команда с такими инструкторами просто потеряна для жизни смены. Они будут всю смену разбираться в своих отношениях и наводить мосты.

Вероятно, ты слышал фразу «команда – это отражение инструктора» и, скорее всего, не мог найти связи. Но любой инструктор, отработавший хотя бы одну смену, подтвердит это. Если ты вкладываешь в команду душу, переживаешь с ней все происходящее, то и она переживает все, что происходит с тобой. Несчастный инструктор никогда не воспитает счастливых детей, это также стоит помнить. Поэтому надо быть очень внимательным к своим эмоциям и контролировать себя, если ты хочешь контролировать команду.

Инструктор – это тот, кто умеет выглядеть красиво, опрятно, эстетически выразительно, обаятельно. Как актер на сцене влияет на зрителя напрямую не только своей игрой, но и внешним видом, так и инструктор воздействует на свою команду, прежде всего своим внешним видом. Это самый короткий канал влияния на ребят. Обаяние – это, прежде всего, внутренняя красота человека. Работа с детьми обязательно предполагает гармонию внутреннего и внешнего обаяния. Здесь все важно. И сочетание цвета в одежде, и прическа. Инструктор как личность воспринимается ребятами в целом. Здесь нет мелочей.

Вот одно из правил инструктора: не обижаться на детей. Ни при каких обстоятельствах не обижаться. Мы переходим на более высокий уровень, когда начинаем обращаться с другими лучше, чем они обращаются с нами. Обида – это потеря репутации. Сначала дети, возможно, почувствуют свою вину, но в дальнейшем это не скажется положительно на ваших отношениях.

Будь вежлив. Как можно чаще употребляй в разговоре слова «спасибо», «пожалуйста», «будь добр».

Случаются такие ситуации, что инструктору, по его словам, не нравится команда или отдельные ребята. Надо помнить, что, если это происходит с тобой, то ты сам в этом виноват. Плохих людей нет. Есть люди, на которых у тебя не хватило душевной мощности.

Главный результат твоей работы в каждый день смены и за всю смену - настроение каждого ребенка и всей команды в целом. Прислушивайся к настроению детей, и если оно неважно, если ребятам скучновато, если они ссорятся, и вы с ними вынуждены ссориться, - тут же ломай все планы, придумывай, что делать. Скука в команде - это ЧП.

Одной из ведущих целей инструктора является раскрытие потенциала и развитие личности ребенка. Но что является инструментом для развития личности другого человека? Только твоя собственная личность. Поэтому для работы инструктора в первую очередь надо быть уверенным человеком со своими собственными убеждениями и сформированными взглядами на жизнь. Но это ни в коем случае не говорит о том, что ты не должен быть гибким. Личность от самоуверенного «типа» отличает умение развиваться, а значит меняться.

Не кричи. Помни: тихий, убедительный, если надо, гневный голос сильнее крика.

Участник должен иметь возможность побыть в одиночестве. Не всегда стоит любыми путями привлекать его к общей работе. Даже самое любимое блюдо в избытке надоедает, так и самое увлекательное общение может утомить.

Нельзя любить только тишину, надо любить ребят. Молча ведут себя только больные дети, а здоровые должны уметь орать во всю силу легких. Это, кстати, полезно и для легких.

Критикуй ребят не с удовольствием, а с болью. Только в этом случае критика вызовет положительную реакцию.

 

 

 

3. Инструктор и напарник

Работа инструктора относится к типу человек-человек по общепринятой классификации профессий. То есть, это работа с людьми. Но не только с твоей командой. Как правило, инструкторы на команде работают в паре либо со стажером. И зачастую, если возникают конфликтные ситуации в инструкторских парах, от этого неизбежно страдает команда. Поэтому необходимо с самого начала грамотно строить свои отношения с напарником, чтобы в дальнейшем не возникало проблем.

Начнем со знакомства. Ты знакомишься со своим будущим напарником. Расскажите друг другу о себе то, что считаете нужным. Особенности своего характера и темперамента, чего от вас можно ожидать в критических ситуациях, в случае переутомления и, особенно, в общении с детьми. Какой опыт работы с детьми у вас есть, какой багаж за плечами и с каким настроением едете на смену, какие есть опасения. Помните, в том, что касается работы, у вас друг от друга нет секретов.

После знакомства следует поговорить о том, какие именно упражнения вы будете проводить для команды в первые три дня. Для этого сопоставьте свои примерные планы работы и определитесь с окончательным, общим планом. Конечно, непредвиденные обстоятельства могут вынудить вас не следовать намеченному пути, а действовать по ситуации, но помни, самая лучшая импровизация – хорошо подготовленная импровизация.

На протяжении смены для участников вы - идеальная пара и любимые напарники. Все ваши ссоры, выяснения отношений, несогласия - не при команде. Считаешь, что напарник неправ, отзови его в сторону и поговорите. Прислушивайтесь друг к другу, поддерживайте авторитет своего напарника. Соблюдайте в работе равноправие и единство требований. Команда будет цельной, только если ее инструкторы будут одним целым. Не давайте друг другу выдохнуться. Вас двое, иногда кто-то может выспаться (извечная инструкторская проблема). Разумно распределяйте работу, чтобы кто-то из вас не был "всю смену на арене". Сотрудничайте!

Если между тобой и твоим напарником назревает или уже возник конфликт, есть несколько вариантов действий. Вы можете самостоятельно поговорить на это тему, обсудить сложившуюся ситуацию и найти способ решения проблемы. В случае, когда первый способ не сработал, необходимо привлечь третье лицо. Внимание: этим человеком может стать мастер или технолог, которому доверяешь ты и твой напарник.

Всегда относись бережно к своему напарнику. Тебе бывает тяжело и ему тоже. Интересуйся его состоянием, предлагай помощь. Строй доверительные взаимоотношения. У любого человека можно чему-то научиться. Пойми, что ты можешь взять от своего напарника и используй шанс, который тебе предоставлен – учись!

 

 

Инструктор и мастер

В отличие от напарника, с которым ты первоначально находишься наравне, отношения с мастером – это отношения со старшим, более опытным человеком. Именно он может помочь советом, если ты ощущаешь себя в безвыходной ситуации, проконсультировать, если не знаешь, как подойти к тому или иному делу. Мастера можно (и нужно) привлекать к работе с командой не только когда все достигает критической точки. Мастер – это человек, который умеет проводить упражнения и тренинги с командой более профессионально. И бывают случаи, когда это действительно необходимо.

Но, несмотря на это, необходимо помнить, что мастер – живой человек, который имеет право на ошибку, плохое самочувствие и, как и тебе, ему бывает необходима помощь.

Мы все очень разные, поэтому вряд ли у тебя сложатся очень близкие отношения со всеми мастерами без исключения, но этого и не требуется. Мы советуем строить все отношения на уважении, и с мастером в том числе. Избегай открытых конфликтов. Если какой-то момент в процессе работы со стороны мастера тебя задел или оскорбил, то стоит поговорить с ним наедине, объяснить ситуацию. Мастер всегда попытается понять прежде, чем критиковать.

Прислушивайся к советам, которые дает мастер, часто они оказываются действительно стоящими. Не существует в нашем мире ничего идеального, но надо стремиться к идеалу. Поэтому, если ты не сидишь на месте, а действуешь, то будь готов к тому, что мастер захочет помочь тебе приблизить твою работу к идеалу. Воспринимай критику как критику, а не приговор. И критикующий может быть не прав, но всегда стоит прислушаться. Помни, если тебя критикуют, значит, на тебя тратят время.

 

 

5. Справочник инструктора

 

Классификация инструкторов

Инструктор – лидер (базовый уровень)

Необходимые навыки и знания:

- эффективные коммуникации

- убеждение и мотивация

- самопрезентация

- управление временем

- основы социального проектирования

- навыки работы с залом

Инструктор команды (категория инструктора)

- знание игр и упражнений для работы в группе

- умение проводить игры и упражнения

- модератор

- использование индивидуального подхода при работе с группой

- создание атмосферы взаимодействия

Инструктор – организатор (категория инструктора)

- функциональное распределение обязанностей в команде

- личная ответственность

- составление бюджета (сметы расходов)

- навыки работы с персональным компьютером

- логистика (Кто? Где? Когда?) – умение управлять процессами

Инструктор – аниматор (категория инструктора)

- знание игр с залом

- ораторское искусство

- творческое мышление

- быстрая реакция (способность применять знания в любой момент, с любой аудиторией)

Кто есть кто в  профильной смене «Созвездие лидеров»

Руководитель программы:

1) корректирует и утверждает программу профильной смены;

2) готовит проект приказа об организации профильной смены «Созвездие лидеров» - 2010;

3) осуществляет взаимодействие с администрацией лагеря по согласованию режимных моментов, содержания программы смены и иных организационных вопросов;

4) координирует работу команды инструкторов;

5) корректирует ежедневное расписание с учетом изменившихся обстоятельств;

6) проводит утро команды и вечерние планерки;

7) контролирует работу инструкторов команд, орггруппы, и др.;

8) утверждает списки на награждение по итогам смены, кандидатуры на звание инструкторов РАДО «Созвездие»;

9) принимает решение о наказаниях за нарушения правил внутреннего распорядка (вплоть до отправки в город).

Технолог:

1) входит в группу разработчиков программы профильной смены;

2) координирует работу организационной группы;

3) ежедневно корректирует и вывешивает расписание на день;

4) разрабатывает методические рекомендации по проведению технологических и деловых игр, лекций и мастер-классов;

5) организует работу мастерских (собирает заявки, рецензирует программы, вносит работу мастерских в ежедневный распорядок);

6) анализирует промежуточные и окончательные итоги смены.

Игротехник:

1) разрабатывает и проводит обучающие семинары, ролевые и технологические игры;

2) своевременно оповещает о проведении той или иной игры, требованиях к ее участникам, условиях;

3) своевременно передает материалы об итогах проведенных игр в протокольную службу и медиа-центр;

4) заблаговременно представляет для утверждения разработки, которые планирует использовать в ходе реализации программы.

Аниматор (руководитель анимационной службы):

1) разрабатывает положение о проведении конкурсных программ и вечерних мероприятий;

2) организует и координирует работу по подготовке к массовым делам и мероприятиям (распределяет полномочия и согласует работу всех служб по подготовке);

3) отвечает за художественное, музыкальное и кадровое обеспечение массовых мероприятий;

4) вносит предложения по корректировке программы;

5) согласует свои действия с руководителем программы и технологом.

Мастер:

1) оказывает консультативную и методическую помощь инструкторам и участникам профильной смены;

2) обеспечивает выполнение детьми санитарно-гигиенических норм, контролируют соблюдение ими опрятного внешнего вида, чистоты одежды, установленного порядка в спальных комнатах, иных помещениях жилых корпусов, столовой и на территории лагеря;

3) обеспечивает неукоснительное соблюдение детьми дисциплины и порядка в соответствии с установленным режимом;

4)  организует дежурство детей в жилых корпусах, столовой, на закрепленной территории лагеря;

5) следит за чистотой и порядком в комнатах. Организует влажную уборку помещений;

6)  несет персональную ответственность за организацию, жизнь и здоровье детей. В случае непредвиденных обстоятельств немедленно сообщает администрации лагеря, обращается в медпункт или к охране;

7)  несёт материальную ответственность за сохранность мебели, помещений и оборудования жилых корпусов, а также иных посещаемых детьми объектов лагеря, переданного постельного белья, игрового, спортивного и иного инвентаря.

Стажер

1) согласует с инструктором свои действия, направленные на работу с командой;

2) помогает инструктору в выполнении функциональных обязанностей (см. функциональные обязанности инструктора).

Участник:

1) активно участвует в жизни смены, проектах и программах, реализуемых на территории лагеря;

2) неукоснительно соблюдает правила внутреннего распорядка;

3) в общении следует традициям и законам РАДО «Созвездие»;

4) соблюдает правила техники безопасности, электро- и пожаробезопасности в помещениях и на территории лагеря, а также за его пределами;

5) обеспечивает сохранность имущества лагеря и участников профильной смены;

6) самостоятельно выполняет уборку жилых помещений и прилегающей территории;

7) ведет здоровый образ жизни;

8) несет ответственность за сохранность собственных ценных вещей.

Техника активного слушания

Техника активного слушания включает невербальные и вербальные компоненты. К невербальным относятся:

1) установление контакта с собеседником - позиция лицом к лицу; визуальный контакт на уровне глаз; заинтересованность во взгляде слушающего;

2) теплая улыбка слушающего;

3) ласковая, мягкая интонация, умеренная громкость голоса и средняя скорость речи;

4) дистанция в пространстве между собеседниками в пределах 50-70 см.

К вербальным – использование в речи «Я- и Ты-высказываний». «Ты-высказывания» представляют собой речевые высказывания, начинающиеся со слова «Ты», а «Я-высказывания», соответственно, со слова «Я».

Компоненты «Я-высказываний»:

1. Точное и корректное описание чувств и эмоций, которые испытывает человек в отношении собеседника или какой-либо ситуации («Я огорчен», «Я расстроен», «Мне не нравится», «Я не люблю»), Важно отразить в «Я-высказывании» первичные чувства, т.е. те, что возникают сразу же в момент конфликта, и быть предельно искренним в их описании.

2. Точная характеристика поведения человека или ситуации, вызывающей описанные выше чувства. Обычно второй компонент высказывания начинается со слова «когда». Лучше, если описание ситуации дается по возможности в безличной форме, поскольку использование местоимения «ты» может создать у собеседника впечатление, будто Вы «нападаете» на него.

3. Включает описание причин возникновения негативной реакции. Как правило, конкретизации их предшествует оборот «потому что». Основная опасность формулирования третьего компонента «Я-высказывания» кроется в соскальзывании на осуждение поведения и личности.

4. Представляет собой описание возможных последствий поведения в случае, если оно будет продолжено. Здесь нельзя переходить к прямым угрозам в адрес, предупреждениям о вмешательстве взрослого в его поведение. Итак, полная структура «Я-высказывания» включает четыре компонента: описание чувств и эмоций; характеристику поведения или ситуации, вызывающей эти чувства; описание причин возникновения аффективной реакции; указание возможных результатов и следствий продолжения поведения, вызывающего негативную реакцию.

Проблема в использовании «Я-высказываний» в отношениях состоит в том, что собеседники часто их игнорируют. Тогда приходится их повторять.

«Я-сообщение» — говоря о своих чувствах, выступайте от первого лица. Сообщайте о своих переживаниях, а не о нем, не о его поведении.

В классическом варианте «Я-высказывание» вообще не содержит местоимения «ты», лишь ссылку на определенные ситуации или отвлеченных людей.

«Ты-высказывание» содержит в себе негативную оценку другого человека, часто обвинение. После «Ты-сообщения» взрослый (родитель или учитель) часто использует угрозу или приказ («Прекрати разговаривать», «Делай уроки, в конце концов«, «Немедленно уберись в комнате» и т.п.). Это может вызвать сопротивление и протест.

 «Я-высказывание» — это сообщение о наших чувствах, оно редко вызывает протест, потому что не содержит обвинения. Именно поэтому использование «Я-сообщений» является одним из наиболее эффективных методов улаживания конфликтных ситуаций без открытого противостояния.

Упражнение «Имя с эмоциями»

Цель: Еще раз вспомнить имена, настроится на партнеров.

Описание игры: Каждый произносит свое имя с эмоцией, которую он выбрал. Все остальные хором повторяют его имя с той же эмоцией.

Упражнение “Чем мы похожи”

Цель: Поиск общих признаков между членами одной группы.

Описание игры: Члены группы сидят в кругу. Ведущий приглашает в круг одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Он выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом. Игра продолжается до тех пор, пока все члены группы не окажутся в кругу.

Упражнение “Предмет по кругу”

Цель: Развитие образного мышления, способности невербального общения.

Описание игры: Участники, стоя в кругу, поворачивается на 90 градусов и закрывают глаза, ведущий окликает впереди стоящего и показывает ему с помощью пантомимики задуманный предмет, тот, поняв, что это передает «предмет» следующему. И так дойдя до конца, мы сравниваем тот первоначальный предмет с тем, который вернулся к ведущему.

Упражнение “Совесть группы”

Цель: Развитие умениянастроиться друг на друга, почувствовать группу.

Описание: Вся группа строиться в ряд. Ведущий называет число. Не сговариваясь, из группы должны сделать шаг вперед именно столько человек, сколько сказал ведущий. Упражнение повторяется, пока не будет достигнута поставленная задача.

Упражнение “Карусель".

Цель: Развитие умения представлять себя в различных образах и ситуациях. Умение находить выходы из сложных ситуаций.

Описание: Участники встают или садятся, образуя два круга - внешний и внутренний. Внутренний будет неподвижным, внешний - подвижным. Ведущий задает роли: внешний круг "останется собой", т.е. будет действовать в соответствии с естественными реакциями, внутренний же будет реагировать в соответствии с прописанными ролями. Задача: быстро перестраиваясь на разные стили общения, постараться легко и непринужденно войти в контакт, поддержать разговор в течение 2-3 минут и приятно расстаться. Затем участники внешнего круга пересаживаются или переходят по часовой стрелке к новому собеседнику, а ведущий задает следующую роль.          

           Примеры ролей:

           - "Перед вами человек, которого Вы хорошо знаете, но давно не видели. Вы рады этой случайной встрече и открыто выражаете свои эмоции..."

           - "Перед Вами интересующий Вас человек, с которым Вам хотелось бы пообщаться на интересующую Вас тему..."

           - "Вы встречаете вашего учителя, который идет с другом и при этом сильно торопится, но Вам нужно срочно сообщить ему о своей проблеме..." (В этом варианте работа идет парами - пара внешнего круга общается с парой внутреннего.)

           - "После длительной разлуки Вы встречаете своего друга (подругу)..."

           - "Перед Вами маленький ребенок. Он чего-то испугался и вот-вот расплачется. Успокойте его..."

           - "Перед Вами ваш родитель (мать, отец). Договоритесь, что сегодня в гости к вам домой Вы приведете своего друга, подругу (противоположный пол)..."

Комментарий. Выясните у членов группы, общение с кем, в какой ролевой позиции доставило им больше всего удовольствия, было наиболее удачным. В каких контактах и кому удалось занять лидерскую позицию, какие из предложенных участникам ситуаций больше всего похожи на жизненные. Какие из ситуаций были наиболее чреваты конфликтным взаимодействием.

Упражнение “Телепат”.

Цель: Развитие умения почувствовать другого человека, понять его и передать словами его ощущения.

Описание: Каждый участник должен в течение 2-3 минут описать настроение кого-либо в группе, например, сидящего через одного слева. Участник должен представить себе его состояние, эмоции и переживания, и все это изложить на бумаге. Затем все описания зачитываются ведущим вслух по порядку. Группа пытается определить объект описания. В случае угадывания "виновник торжества" сравнивает описание с субъективными ощущениями.

Упражнение "Три роли".

Цель: Развитие оригинального творческого взгляда на вещи. Развитие эффективного общения. Умение почувствовать другого человека, войдя в его роль.

Описание: Участники играют три роли: "слепого", "немого", "глухого". Ведущий просит участников передать небольшую фразу по цепочке: "немой" - "слепой" - "глухой". Это может быть фраза типа "Картина "Грачи прилетели" выставлена в Третьяковской галерее".

Пять пальцев»

Этот способ подведения итогов занимает 5 минут.

М (мизинец) - «мысль»: какие знания, опыт я сегодня приобрел?

Б (большой) - «близка ли цель»? Что я сегодня сделал для достижения своей цели?

С (средний) - «состояние духа»: каким было мое настроение? Отчего оно зависит?

У (указательный) - «услуга» чем я мог помочь другим людям, чем порадовал их?

Б (безымянный) - «бодрость тела»: как я физически чувствовал себя, что я сделал для своего здоровья?

КУЛАК (командная работа) – Как я себя чувствую в команде? Насколько она сформировалась? (этот пункт может вводиться по истечению нескольких дней, на усмотрение инструктора)

Незаконченные предложения»

Ты (инструктор) предлагаешь участникам закончить на свое усмотрение несколько предложений. Например:

«Самым ярким событием сегодняшнего дня для меня стало…»

«Сегодня меня задело(было неприятно)…»

«Завтра хочу сделать…»

Вопросы могут быть различными, все зависит от твоей фантазии. Главное – понимать, зачем ты их задаешь и что хочешь в итоге узнать.

Ассоциации»

Эта форма рефлексии замечательна тем, что участник может своей ассоциацией сказать то, что, возможно, не сказал бы напрямую; надо лишь вовремя это заметить.

Для проведения такого рода рефлексии ты можешь предложить участникам ассоциировать день (команду, смену) с фильмом, книгой, картиной, морем…снова можешь пофантазировать.

Во время такой рефлексии стоит задавать наводящие вопросы, просить участника объяснить, почему у него возникла именно такая ассоциация.

Вопросы

В этом случае ты просто «пускаешь» по кругу вопросы, которые считаешь нужным задать.

Рекомендация: также по кругу пустить предмет, который будет являться «микрофоном» - говорит только тот, у кого находится этот предмет. Это может быть ручка, зеркальце, значок…

25 ключевых принципов построения взаимоотношений):

Принцип зеркала. Прежде чем судить о других, следует обратить внимание на себя.

Принцип боли. Обиженный человек сам наносит обиды другим.

Принцип верхней дороги. Мы переходим на более высокий уровень, когда начинаем обращаться с другими лучше, чем они обращаются с нами.

Принцип бумеранга. Когда мы помогаем другим, мы помогаем сами себе

Принцип молотка. Никогда не используйте молоток, чтобы убить комара на лбу собеседника.

Принцип обмена. Вместо того чтобы ставить других на место, мы должны поставить на их место себя.

Принцип обучения. Каждый человек, которого мы встречаем, потенциально способен нас чему-нибудь научить.

Принцип харизмы. Люди проявляют интерес к человеку, который интересуется ими.

Принцип 10 баллов. Вера в лучшие качества людей обычно заставляет их проявлять свои лучшие качества.

Принцип конфронтации. Сначала следует позаботиться о людях и только потом вступать с ними в конфронтацию.

Принцип каменной скалы. Доверие — это фундамент любых взаимоотношений.

Принцип лифта. В процессе взаимоотношений мы можем поднимать людей вверх или опускать вниз.

Принцип ситуации. Никогда не допускайте, чтобы ситуация значила для вас больше, чем взаимоотношения.

Принцип Боба. Когда у Боба есть проблемы со всеми, главной проблемой обычно является сам Боб.

Принцип доступности. Легкость в отношениях с самим собой помогает другим чувствовать себя свободно с нами.

Принцип окопа. Когда готовишься к сражению, выкопай для себя такой окоп, чтобы в нем поместился друг.

Принцип земледелия. Все взаимоотношения нужно культивировать

Принцип 101 процента. Отыскать 1 процент, с которым мы согласны, и направить на него 100 процентов наших усилий

Принцип терпения. Путешествовать вместе с другими всегда приходится медленнее, чем путешествовать одному

Принцип празднования. Подлинная проверка взаимоотношений заключается не только в том, насколько мы верны друзьям, когда они терпят неудачу, но и в том, как сильно мы радуемся, когда они добиваются успеха

Принцип дружбы. При прочих равных условиях люди будут стремиться работать с теми, кто им нравится; при прочих неравных условиях они все равно будут это делать

Принцип сотрудничества. Совместная работа повышает вероятность совместной победы

Принцип удовлетворения. В замечательных взаимоотношениях сторонам для получения удовольствия достаточно просто находиться вместе.

 

 

ДЛЯ ЗАМЕТОК

 

 

ДЛЯ ЗАМЕТОК

 

 

 

Памятка

Инструктору

Уфа 2010

Редакционная коллегия:

Гаранина А.Г.,

Янина В. Е.

 

 

Компьютерная верстка:

Янина В. Е.

Памятка инструктору / Под ред. А.Г. Гараниной. – Уфа: Центр детского творчества Орджоникидзевского района, 2010.

 

 

Пособие «Памятка инструктору» адресовано непосредственно инструкторам РАДО «Созвездие», работающим в рамках профильной смены «Созвездие лидеров», но может быть использовано также педагогами-организаторами, заместителями директора по воспитательной работе и школьниками, которые занимаются организационно-массовой работой со своими сверстниками.

 

 

© Управление по гуманитарным и социальным вопросам Администрации Орджоникидзевского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Центр детского творчества, 2010.

 

 

Содержание

Глава 1. Инструктор – кто это? …………………………4

Глава 2. Инструктор и команда………………………….6

Глава 3. Инструктор и напарник...………………………8

Глава 4. Инструктор и мастер……………………………9

Глава 5. Справочник инструктора……………..…….…10

Здравствуй, дорогой инструктор!

В руках ты держишь брошюру, целью создания которой является помощь инструкторам (и начинающим, и уже имеющим практический опыт), подготовка их к практической работе и предоставление информации для повышения уровня действующих инструкторов. 

В течение смены нередко возникает непонимание между инструкторами и их коор


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.211 с.