Леонардо да Винчи и утверждение опыта как основы познания — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Леонардо да Винчи и утверждение опыта как основы познания

2020-04-03 221
Леонардо да Винчи и утверждение опыта как основы познания 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Гуманистическая философия второй половины XV в., поставив в центр своего внимания человека, подчеркнула величие его разума и право на свободную творческую мысль. Подрывая веру в догму и авторитет, гуманисты расчищали почву для развития научного познания мира, новый шаг к которому был сделан успехами естествознания в конце XV—начале XVI в. Именно эта область науки стала в XVI в. средоточием свободомыслия, обогатив гуманистическое мировоззрение рядом смелых и оригинальных идей. Важным звеном в постижении окружающего мира был признан опыт, научный эксперимент,

232

 

что укрепило реалистические тенденции в ренессансном подходе к миру и человеку.

Первый шаг в этом направлении был сделан гениальным мыслителем, ученым, инженером и художником Леонардо да Винчи (1452—1519)'. «Леонардо был самым последовательным и самым ярким представителем того нового, основанного на эксперименте метода, целью которого было научное познание природы»2. Выступив решительным противником умозрительного знания и бесплодного философствования, Леонардо считал лишенной ценности мысль, не выходящую за пределы чистого созерцания, не соединенную с действием и не подтвержденную практикой. «И если ты скажешь, что науки, начинающиеся и кончающиеся в мысли, обладают истиной, то в этом нельзя с тобой согласиться, а следует отвергнуть это по многим причинам, и прежде всего потому, что в таких чисто мысленных рассуждениях не участвует опыт, без которого нет никакой достоверности»3. Опыт, в понимании Леонардо, тесно связан с чувственным восприятием: «Все наше познание,—писал он,—начинается с ощущений». И далее: «Мысленные вещи, не прошедшие через ощущение, пусты и не порождают никакой истины, а разве только обманчивую...»4. Но конкретное, чувственное познание мира—лишь начало опыта, который, как полагал Леонардо, в полной мере раскрывается тогда, когда ученый постигает природу вещей, изменяя их своими руками — проводя физический эксперимент, создавая инженерную конструкцию или рисунок.

Отстаивая новый метод познания, ученый утверждал, что ошибки никогда не рождаются экспериментом, но коренятся в мышлении исследователя, в его невежестве: «Опыт никогда не ошибается, ошибаются только суждения ваши, которые ждут от него вещей, не находящихся в его власти»5. По убеждению Леонардо, опыт—лучший

Литература о Леонардо да Винчи огромна; среди трудов на русском языке отметим: В. И. Лазарев. Леонардо да Винчи. М., 1952; В. П. Зубов. Леонардо да Винчи. 1452—1519. М„ 1962; M. A. Г у к о в с к и и. Леонардо да Винчи. М„ 1967.

' В. H. Л а а а р е в. Указ. соч., стр. 76.

»Леонардо да Винчи. Избранные естественнонаучные произведения. М., 1955, стр. 12.

Т а м же, стр. 10, 14.

Т а м же, cip. II.

233

 

учитель и его не заменят никакие книги: «мудрость есть дочь опыта»... «Не доверяйте же, исследователи, тем авторитетам, — призывал он, — которые одним воображением хотели посредствовать между природой и людьми; верьте лишь тем, кто не только указаниями природы, но и действиями своих опытов приучил ум свой понимать, как опыты обманывают тех, кто не постиг их природы» '.

Возвышая роль эксперимента, Леонардо не отрицал, однако, важности теоретической мысли, полагая, что конкретное видение вещи или явления и абстрактное суждение о нем — две стороны одного и того же процесса познания.

Опыт открывает путь к проникновению в законы природы, но в конечном итоге они познаются разумом, ибо сама природа устроена разумно, полагал Леонардо, веря в неизменность «принципов», лежащих в основе вещей и явлений. Природа наполнена «разумными принципами» (ragioni), но не все они присутствуют в эксперименте, утверждал он. Если понят «принцип», то отпадает необходимость в самом опыте. Практика, по убеждению ученого, «должна быть основана на хорошей теории». «Увлекающийся практикой без науки—словно кормчий, ступающий на корабль без руля или компаса»2, — замечает он. Постичь начала, принципы, причины, основания—все эти значения далеко не исчерпывают термина «ragioni», означающего в конечном итоге естественный закон, природную необходимость—ту высшую истину, к которой и должна устремляться человеческая мысль, наука в понимании ее Леонардо.

Посредником между опытом и знанием ученый считает математику, призванную раскрыть рациональный порядок вещей, ибо сама «книга природы» написана на «языке математики». Как и флорентийские неоплатоники (Фичино, Пико), Леонардо видел в математике метод научного познания; он широко использовал математику в экспериментальных исследованиях физической природы вещей. «Никакой достоверности нет в науках там, — утверждает он, — где нельзя приложить ни одной из математических наук, и в том, что не имеет связи с математи-

• Леонардо да Винчи. Избранные произведения, т. 1. M., 1935, стр.49—51.

2 Т а м же, стр. 52,

234

 

кой» '. Не случайно как ученый Леонардо отдавал предпочтение механике—наиболее «точной» из наук2.

Когда читаешь рассуждения Леонардо об «истинной науке», роли опыта в процессе познания, математических основах знания, невольно задумываешься над тем, кто тот незримый противник, с которым ученый полемизирует на страницах своих записных книжек. Схоласт? Но, может-быть, философ-гуманист? Ведь Леонардо отрицает всякую книжную премудрость, изолированную от практики, и ратует за принципиально новую науку. Нет ли здесь открытого разрыва с гуманистической традицией? Отвергнув софистический метод схоластики, гуманисты не сумели, однако, создать иного универсального научного метода, хотя к концу XV в. пришли к.четкому выводу: исследовать природу согласно ее собственным основаниям.

Леонардо решительно отошел от предшествующей научной традиции. Но этот отход был предопределен отчасти достижениями самой гуманистической мысли (Фичино, Пико, особенно Альберти) и открывал новый этап в ее развитии. Леонардо обогатил гуманистическое мировоззрение реалистическим обоснованием познавательных и творческих возможностей человека. В его понимании знание оказывается не только великой способностью человека, но и жизненной потребностью, необходимостью, определяющей его отношение к окружающему миру. Подчеркнут и глубокий этический смысл стремления к знанию: «Приобретение любого познания всегда полезно для ума, ибо он сможет отвергнуть бесполезное и сохранить хорошее. Ведь ни одну вещь нельзя ни любить, ни ненавидеть, если сначала ее не познать»3.

В духе гуманистической морали Леонардо воздавал хвалу virtu — добродетели, доблести, ставя ее несравненно выше материальных благ в иерархии человеческих

г Леонардо да Винчи. Избранные естественнонаучные

произведения, стр. 12.

2 «Совершенно несомненно, — подчеркивает В. Н. Лазарев, — что Леонардо первый отводит такое исключительное место опыту и эксперименту, он первый пьпается найти математическое обоснование законов природы, он первый выдвигает понятие природной необходимости, он первый тщательно анализирует взаимоотношения между отдельными явлениями и породившими их причинами» (В. Н. Лазарев. Указ. соч., стр. 79).

3 Леонардо да Винчи. Избранные естественнонаучные произведения, стр. 12.

235

 

ценностей. «Куда много больше слава доблести смертных, — писал он, — чем слава их сокровищ. Сколько ушло императоров и сколько князей, и не осталось от них никакого воспоминания! А они добивались государств и богатств только для того, чтобы оставить славу о себе. И сколько было тех, кто жил в бедности, без денег, чтобы обогатиться доблестью! И желание это настолько же больше осуществлялось для доблестного, чем для богатого, насколько доблесть превосходит богатство» '.

С верой в силу человеческого разума связана и убежденность Леонардо в безграничных творческих возможностях человека — ив этом он был прямым продолжателем идей Альберти. «Там, где природа кончает производить свои виды,—замечал Леонардо,—там человек начинает из природных вещей создавать с помощью этой же самой природы бесчисленные виды новых вещей»2. В человеке-

' Леонардо да Винчи. Избранные произведения, т. II, стр. 95, №501.

2 Цит. по кн.; В. П. Зубов. Леонардо да Винчи, стр. 328.

236

 

творце он видел «величайшее орудие природы» (massimo strumento di natura), возвышающееся над ней самой, ибо та «простирает свою мощь только на произведение простых веществ, тогда как человек из таких простых веществ производит бесконечное множество сложных, не имея возможности создать что-либо простое» '.

Прекрасным воплощением этой гуманистической идеи было творчество самого Леонардо, чей гений проявился во многих областях науки, в изобретательстве, искусстве. Многогранность Леонардо, одного из титанов Возрождения, подчеркнул Ф. Энгельс: «Леонардо да Винчи был не только великим живописцем, но и великим математиком, механиком и инженером, которому обязаны важными открытиями самые разнообразные отрасли физики»2. Особенно высоко ценил Леонардо творчество художественное, в котором видел выражение непосредственной связи созидания с научным постижением мира. Среди искусств первое место он отводил живописи. Ученый и художник, он всегда подчеркивал ее близость и сходство с наукой. «Живопись распространяется на поверхности, ' Цит. по кн.: В. П. Зубов. Леонардо да Винчи, стр. 328. 2 К. Маркс и Ф.Энгельс. Соч., т. 20, стр. 347.

237

 

цвета и фигуры всех предметов, созданных природой, а философия проникает внутрь этих тел, рассматривая в них их собственные свойства. Но она не удовлетворяет той истине, которую достигает живописец, самостоятельно обнимающий первую истину этих тел, так как глаз меньше ошибается, чем разум» '. Наиболее выразительное воплощение гуманистического идеала человека-творца Леонардо видел в творчестве художника, который изучает природу, воссоздает ее на полотне и в то же время превосходит ее, «придумывая бесчисленные формы животных и трав, деревьев и пейзажей». По его убеждению, живопись охватывает все формы, как существующие, так и не существующие.

Гений Леонардо поднимал на новую ступень ренессансное представление о человеке, его созидательной мощи, ставя на реальную, практическую основу сами эти представления. И в этом наиболее радикальный смысл гуманистической мысли Возрождения. Разрыв с христианским мировоззрением здесь особенно заметен.

Не случайно в первом издании труда Вазари «Жизнеописания» (1550) были такие строки о Леонардо: «И таковы были причуды его ума, что, философствуя о явлениях природы, он стремился распознать особые свойства трав, продолжая в то же время наблюдать круговращение неба, бег луны и пути солнца, вследствие всего этого он создал в уме своем еретический взгляд на вещи, не согласный ни с какой религией, предпочитая, по-видимому, быть философом, а не христианином»2. Даже если принять во внимание, что автор этих строк жил в эпоху Контрреформации и на многие вещи смотрел с позиций своего времени, «обвинение» Леонардо в ереси близко к истине (правда, во втором издании «Жизнеописаний» (1568) Вазари снял эту часть фразы). Однако сомнения в догматах веры естественно вытекали из принципов мировоззрения Леонардо, проникнутого стремлением к научному познанию мира. «Если мы подвергаем сомнению достоверность всякой ощущаемой вещи, — писал Леонардо, — тем более должны мы подвергать сомнению то, что восстает против ощущений, каковы, например, вопросы о

'Леонардо да Винчи. Избранные произведения, т. II, стр. 57.

2 Джордже Вазари. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих, т. II, стр. 93.

238

 

сущности бога и души и тому подобные, по поводу которых всегда спорят и сражаются. И поистине всегда там. где недостает разумных доводов, там их заменяет крик, чего не случается с вещами достоверными»'. Не отвергая идею перводвигателя, первопричины, допуская существование «творца столь многих удивительных вещей», Леонардо, не чуждый пантеистическим устремлениям философии его времени, понимал бога в неразрывной слитности с природой, а любовь к нему—как путь познания мира «его творений». «Поистине, великая любовь порождается великим знанием того предмета, который ты любишь, и если ты его не узнаешь, то лишь мало или совсем не сможешь любить»,—утверждал он2.

Хотя Леонардо называл себя «человеком без книжного образования» (ото sanza lettere), подчеркивая этим, что он мало связан с кругом гуманистов—философов и филологов, и хотя в действительности ему была ближе среда ремесленников и художников, он поднял значение «механических искусств», куда входила и живопись, до уровня «свободных искусств» (artes liberales). Тем самым он положил начало сближению разных областей знания—естественных и гуманитарных—в рамках единой «истинной науки», одним из оснований которой утверждалась тесная связь теории и практики.

Научное познание мира как принцип человеческого бытия стало стержневым положением реалистических концепций XVI в., рождавшихся чаще в натурфилософии (Кардано, Телезио, Бруно) или в сфере политической мысли (Макиавелли, Гвиччардини), чем в системе гуманитарных знаний, где консервировались традиции предшествующего столетия. Но итог, к которому пришло гуманистическое движение к началу XVI в., был весьма знаменателен и плодотворен.

Выдвинутая в качестве главной проблема разума и знания, привела философов-гуманистов к более глубокому рационалистическому истолкованию земного предна-

1 Леонардо да Винчи. Избранные естественнонаучные произведения, стр. 9.

'Леонардо да Винчи. Избранные произведения, т. II, стр. 89.

239

 

значения человека. Подчеркнув исключительную роль значения в нравственном совершенствовании людей и, по сути, отождествив познание с высшей целью земного существования, они подвели итог полуторастолетней борьбе за освобождение личности от оков догматизма. Были широко раздвинуты горизонты человеческих возможностей в постижении мироздания, утверждались позиции философии—светской науки, построенной на рациональных основаниях античной мысли. Вера, божественное откровение все более решительно отодвигались в сферу трансцендентного.

В гуманистическом движении второй половины XV в.—движении за светское мировоззрение и новую культуру—возникло несколько направлений. В 50— 70-е годы сохранилась линия «гражданского гуманизма» (ее продолжают после Бруни Пальмиери, Ринуччини, Аччайуоли). Получила дальнейшее развитие и новую аргументацию идея общественного блага, подчеркивалась социальная роль этики.

Важное место в идейной жизни последних десятилетий XV в. занял неоплатонизм. Его сторонники акцентируют внимание на проблемах познания мира, на ценности «созерцательной жизни» в противовес «жизни деятельной», что, однако, не вело к отказу от общих для итальянского гуманизма позиций гражданственности. Интеллектуальный труд ученого осмысливается как важная социальная и этическая сила (Ландино).

Джованни Пико делла Мирандола утверждает высокое достоинство человека и его творческих возможностей, дает обоснование права на свободомыслие, подчеркивает доминирующую роль философии в формировании сознания свободной личности. Новое понимание достоинства человека неизмеримо возвышало личность, богоравную в размахе созидания и творчества. Обращаясь к проблемам космологии, онтологии и эстетики, деятели Платоновской академии вторгались в проблематику, бывшую до той поры сферой господства теологии, решали многие вопросы в нетрадиционном духе и тем углубили разрыв гуманизма со схоластикой.

Особым направлением в развитии гуманистической мысли этой эпохи стало творчество Леонардо да Винчи, продолжившего реалистическую линию Альберти. Расценивая знание как естественную потребность человека, Леонардо вывел его за пределы схоластического умозре-

240

 

ния, возвысив роль' опыта и утверждая гармоническое сочетание теории и практики в познании вещей.

Гуманистическое мировоззрение все более отчетливо оформлялось в последовательно рационалистическую, светскую систему миропонимания, хотя завершился этот процесс уже за пределами ренессансной эпохи. В то же время субъективные устремления отдельных гуманистов не всегда строго совпадали с объективной тенденцией развития ренессансного мировоззрения в целом. И Марсилио Фичино, и Пико делла Мирандола стремились согласовать веру и разум. В основе такой позиции лежало представление о единстве истины, выступающей в философской или религиозной формах. Не случаен поэтому и поиск ключа к этой истине, поиск метода познания, побуждавший Фичино воскрешать пифагорейскую теорию чисел, а Пико—обращаться к учениям древних магов и каббалистике.

Но этой же эпохе принадлежат Альберти и Леонардо, чьи принципы.мировоззрения были последовательно светскими, а отношение к вере граничило с равнодушием.

 

241

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итальянское Возрождение складывалось в переходную от средних веков к новому времени эпоху и неизбежно несло на себе следы этой переходности. В гуманистической идеологии сочетались черты старого и нового, зрели светски-рационалистические принципы миропонимания, постепенно разрушавшие старую систему мышления; этот революционный процесс нашел завершение в последующую эпоху. Объективной основой коренных сдвигов в духовной жизни, характерных для эпохи Возрождения, явилось начавшееся разложение феодальных отношений и зарождение раннекапиталистических тенденций, приводивших в отдельных отраслях экономики к возникновению нового социально-экономического уклада. Изменения в структуре итальянского общества и соотношении политических сил влияли на формирование общественного сознания (особенно на настроения пополанских кругов) и готовили почву для складывания новой антифеодальной идеологии. Рождение ренессансного мировоззрения было связано с новыми потребностями социального развития, скованного церковно-феодальными традициями.

В мировоззрении итальянского Возрождения, несмотря на наличие разных направлений, сложилось единое. ядро, определившее сущность и главную особенность новой идеологии. Это ядро составила совокупность собственно гуманистических идей, прежде всего признание высокого достоинства человека, раскрывающегося в созидании и творчестве. В этом принципе этики гуманизма можно видеть то общее, что объединило все его направления и несло в себе прямое отрицание средневековой католической догмы о ничтожности человеческой природы, о бесконечной пропасти между творениями рук и мысли человека и «божественным созиданием». Яркоя чертой нового мировоззрения был культ знания. Не вера, а разум выступает в гуманистических учениях о человеке главной силой, направляющей деятельность и поступки людей; мысль и творчество неразделимы. Ценность разума как частицы «божественного» в человеческой природе признавалась и многими католическими теологами, но при этом творческие способности разума человека всемерно принижались.

 

242.

 

Гуманисты, не отрицая, как правило, значения божественного откровения и теологии, по существу резко ограничили ее прерогативы, сводя их к постижению лишь «высших субстанций», сферы трансцендентного. И наоборот, они неизмеримо расширяли область человеческих возможностей в познании окружающего мира и природы самих людей. Гуманисты были единодушны в утверждении активности этого процесса, его независимости от божественной воли. Важным условием знания был провозглашен опыт, что еще резче подчеркнуло творческие способности человека и подготовило ту автономию науки от теологии, которая была завоевана уже в последующую эпоху.

Возвеличение роли человека в земном мире, оправдание в связи с этим всего посюстороннего повлекло за собой резкую критику идеи аскетизма с его презрением к «бренным благам» и «плотским удовольствиям». Расценивая природу человека как гармоническое сочетание души и тела, гуманисты отрицали непроходимую грань между духовным и телесным началами, воздвигнутую христианской доктриной, и видели путь к счастью (в разумном удовлетворении всех потребностей человеческой натуры.

Знание, призванное, по мысли гуманистов, стать знаменем всей жизни людей, отождествлялось с высшей целью бытия. В гуманистической этике так называемые теологические добродетели во главе с верой уступали место добродетелям разума—благоразумию, мудрости, уму, — воспринятым из античной философии и по-новому обоснованным. Стремление к знанию рассматривалось не только как путь к моральному совершенствованию каждого, но приобретало характер общественного долга. Принцип служения обществу, определивший назначение человека в его земном существовании, был характерен для большинства направлений в итальянском гуманизме. Даже в тех случаях (у Л. Баллы), когда целью жизни провозглашалось наслаждение, предполагалась гармония личного интереса и общественного блага.

В этических концепциях последних десятилетий XV в. личность так же неотделима от общества, как и в учени. ях ранних гуманистов. Индивид не противопоставляется социальному началу, не ставится над обществом. Наоборот, само развитие личности рассматривается как вклад в развитие общества. Выдвинутый гуманистами идеал

 

243

 

свободной личности включает ее нравственное совершенствование как важнейшее условие свободы личной и социальной. Мораль трактуется как сила, призванная осуществить гармонию личности и общества, она взывает к сознанию, мудрости, разуму. Каждый человек, в представлении гуманистов, может подняться к нравственно< му совершенству и достичь счастья в земной жизни. Основание этому — исключительные свойства его натуры, не личностные, а человеческие. При этом не снимается значение индивидуальных способностей, добродетелей, раскрывающихся в активной, деятельной жизни, в которой реализуется как личный, так и общий интерес. Гуманистический индивидуализм лишен эгоистических черт; провозглашая свободу личности, призывая к удовлетворению всех ее потребностей и раскрытию разносторонних способностей, деятели новой культуры утверждали личность творческую, но важнейшим условием осуществления этого идеала считали гармонию индивидуального и

социального.

Базой такой гармонии служила, по их убеждению, культура в гуманистическом ее понимании, духовное общение людей, обогащенное знанием совокупного человеческого опыта. Отсюда огромная роль, которая отводилась наукам, знанию, образованию. Заслугой гуманистов было обновление комплекса гуманитарных дисциплин, расширение их источников и теоретической базы за счет античной «языческой» литературы, восстановление преемственной связи с богатейшей культурой древности. Острой критике подверглись система и метод схоластических знаний, не отвечавшие новым потребностям исторического развития. Сложившийся в гуманитарных науках критический метод исследования текстов служил опорой в борьбе гуманистов с догматизмом и невежеством представителей старой науки и подготовил почву для рождения опытного знания, натурфилософских учений.

Наследие древних не только было сделано достоянием образованной части итальянского общества, но переосмыслено и приспособлено к новым историческим условиям. Но при этом не были полностью отброшены и средневековые традиции—гуманистическая мысль формировалась в христианско-языческой оболочке, а ряд высоких достижений культуры XII—XIII вв., прежде всего в ее светских проявлениях, стал органическим элементом ренессансного мировоззрения. Культ разума, знания, твор-

 

244

 

чества, составивший главное содержание гуманистической мысли, высвобождал науку из оков тысячелетнего абсолютизма религии. Идеал свободной личности рушил сословно-корпоративные преграды, расковывал деловую и созидательную инициативу людей, укреплял их веру в собственные силы. Гуманизм развил светские тенденции, наметившиеся в городской культуре предшествующего периода, придал им законченность и широкий размах и тем утвердил право на самостоятельное существование светской культуры. В этом заключается одно из главных достижений итальянского Возрождения.

 

УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН

 

Абеляр Петр 66, 80 '

Августин 80, 82—83. 100—101, 212

Альбергати 152

Альберт Великий 13

Альберти Леонардо 152

Альбицци 109

Альберти Леон Баттиста (Alberll Le-
on Battlsta) 5, 62, 109. 136, 151—
202, 204, 218, 219, 235, 236, 240. 241

Альфонс Арагонский 136, 142

Антонелло да Мессина 191 (илл.),
202, 203 (илл.)

Анюнино 63

Апулей 80

Аргиропуло Джованни (Иоанн) 5,
205—215

Аристотель (Стагирит) 62. 70, 80, SI,
82, 100, 104, 126, 127, 130, 131; 147,
179, 185, 205 206, 207, 210, 211, 213,
214

Аччайуоли Донато (Acclaluoll Dona-
to) 63, 126, 206, 215, 240

Балашов Н. И. 74

Бенивьени Джироламо 220

Барон Г. (Baron H.) 17, 18, 19, 118,
119, 121, 122, 123, 124, 126, 127, 131,
147

Бартоломео делла Фонте 206

Баткин Л. M. 32, 55, 74

Бепль Пьер (Bayl P.) 8

Беккаделли 137

Беккер M. В. (Becker M. В.) 119

Бен Дж. и Б. 44 (илл.)

Бенедетто да Майано 39 (илл.). 202

Бериар Шартрский 66

Бернардино дет Сиена 62

Биондо Флавио (Blonde Flavlo) 76

Боккаччо Джованни (Boccaccio Gio-
vanni) 11, 26, 28. 29. 62, 65, 73,' 74,
90—92, 94—98, 99, 101, 112 113

Бонифаций VIII 13

Боттичелли Сандро 73, 174 (илл.),
220, 230 (илл.), 231 (илл.)

Боэций 62, 66, 80

Брагина Л. M. 17, 18, 35. 205, 221,
222. 226. 228

Браччолини Поджо (Bracclollnl Pog-
glo) 112, 116, 145, 146, 147, 148. 196

Бриппи 132

Брунеллески Филиппе 61 (илл.), 150,
202

Бруни Леонардо (Bruni Leonardo) 5,
17 76, 112, 116, 118-128, 130-136,
137, 147, 149, 153, 201. 217, 240

Бруно Джордано (Bruno Glordano)
17, 32, 239

Бурдах К. (Burdach K.) 12, 13

Вуркхардт Якоб (Burckhardt J.) 9,
10, 11, 14, 15, 65, 146

Вазари Джордже 8, 238

Вазоли Ч. (Vasoll С.) 20

Вайнштейн О. Л. 28

Балла Лоренцо (Valla Lorenzo) 6,

136-144. 149, 201, 243
Вальзер Э. (Waiser E.) 16

 

 

Вейзе Г. (Welse G.) 15, 16
Вергнлий 62, 80, 81, 98, 100, 101. 177
Верджерио Пьетро Паоло (Vergerlo
Pletro Paolo) 32, 112, 130. 132, 133.
135

Веселовский A. H. 10, 11
Висконти Джангальяццо 117, 118
Висконти Маттео 44, 72
Виллаии Джованни 122
Виссарион, кардинал 207
Витрувий 80

Витторино да Фельтре 117
Веспасиано да Бистиччи 204, 206
Вольтер 8

Газа Феодор 205
Гарэн Э. (Garin E.) 7, 18, 19, 20, 66,

74, 77, 87. 91, 99, 102, 103, 105. 169.

212, 219, 229

Гаспарино да Барцицца 117, 152

Гаэта Φ. (Gaeta Fr.) 20

Гварино да Верона 117

Гвиччардини 27, 43, 143, 239

Георгий Трапезундский 205

Гесиод 100

Гильом Коншский 66

Гирландайо Доменико 53 (илл.), 219·

(илл.)

Голенищев-Кутузов И. Н. 74
Гомер 80, 98, 100, 177
Гораций 80
Горский И. К. 10
Горфункель А. X. 32 74, 127
Гоццоли Беноццо 52 (илл.), 60 (илл.)
Гращенков В. Н. 150
Гуковский М. А. 27. 28, 204, 233
Гутнова Е. В. 9
Гут теи Ульрих, фон 142—143

Данте Алигьери 26, 32,48, 62. 68—73,

74, 76. 80, 85, 89, 90 91,98,99, 146
Дати Грегорио 118—119
Де Санктис Ф. 97
Дечембрио 132

Дживелегов А. К. 26—27, 202
Джироламо ди Джованни 73
Джованни деи Бенчи (Медичи) 3ft
Джованни да Витербо 63
Джотто 106—107 (илл.)
Дзонарини 100

Доминичи Джованни 63. 100, 108
Донателло 134 (илл.), 148 (илл.), 150

Евгений IV, папа 152
Евстахий 80
Евтропий 80
Елина Н. Г. 32, 74

Жильсон Э. (Gllson E.) 13,»
Зубов В. П. 233, 236, 237

Иероним 100
Иоанн Солсберийский 66

Капелла Марциан 80

2Б1

 

Кардано 239

Карпаччо Витторе 45 (илл.)

Кассиодор 80

Катулл 80

Квинтилиан 66, 80

Клавдиан 80

Кола ди Риенцо 88

Компаньи Дино (Сотрадп! Dlno)

48—50, 54

Корелин M. С. 10, 11, 12, 88
Котельникова Л. А. 34
Кристеллер П. О. (Kristeller P. 0)

7, 20-21, 87
Кронака 39

Лаведан П. (Lavedan Р.) И
Лазарев В. Н. 8, 29, 30, 67, 233, 235
Ландино Кристофоро (Landino Cris-

toforo) 5, 73, 146, 220-223
Леонардо да Винчи 27, 232—241
Ливии Тит 80

Лоренцетти Амброджо 70 (илл.)
Лоренцетти Пьетро 33 (илл.)
Лоски Антонио 118, 132
Лука делла Роббиа 221 (илл.)
Лукан 80
Лукиан 153, 154

Мазаччо 144. 150

Макиавелли 27, 124, 125, 143, 239

Макробий 80 ·

Максим Валерий 80

Малатеста Сиджизмондо 217

Мантенья Андреа 202

Маритэн Ж. (Maritain J.) 13. 14

Маркс К. 23, 24—26, 30, 68, 237

Марсилпй Падуаньский 76

Мартини Дж. 156

Медичи (Medici) 36, 37, 40, 42, 43,

44, 57, 69, 119, 126, 204, 218
Медичи Коэимо 36, 37, 38, 43, 146,

204

Медичи Козимо I 44
Медичи Лоренцо 37, 43, 146, 204, 217,

220, 225

Медичи Пьетро 44
Медведев И. Г. 205
Мел Помпоний 80
Микеланджело 27, 232
Микелоццо 38 (илл.), 202
Мишле Ж. (Mlchelet J.) 8, 65
Манетти Джанновдо 138, 224
Монтень 144

Монье Ф (Monnier Ph.) 9, 10
Норелли Джованни да Паголо (Мо-

relll Giovanni) 50—55, 56, 58, 59,

60—62
Муссато Альбертино 76

Никколи Никколо 114, 120, 137, 139,

141, 148

Николай V, папа 204
Нордстрем Ж. (Nordstöm J.) 14

Овидий 80
Орозий 80
Отенский Гонорий 66

Палладий 80

Пальмиери Маттео (Palmier! Matteo)
126, 137 (илл.), 145, 147, 217, 218

Патрици Франческо 77

Персии 80

Петрарка Франческо (Petrarca Fran-
cesco) 6, 8, 10, 18, 26, 27, 28, 29,

252

 

 

31, 73, 75 (илл.), 76-85, 87-89, 90,

ÎAV1· 102· 104· 112· 114· 115·
Пизано Лоренцо 73
Пий II, папа 204
Пико делла Мирандола Джованнн

(Pico délia Mirandola Giovanni) 5,

138

Питти Бонаккорсо 43, 55—56, 59 109
Пифагор 206, 208
Плавт 80
Платон 66, 80, 126, 205, 206, 207, 213,

218, 220, 222
Плифон Гемист 207
Плотин 207
Плиний Старший 80
Полициано Анджело 206, 220
Поллайоло Антонио 149 (илл.)
Помпонацци Пьетро 31
Проперций 80
Пульчи Луиджи 220
Пьетро делла Франческа 202

Ревякина Н. В. 18, 32, 100, 130, 226
Ринуччини Аламанно (Rlnucclni Ala-

manno) 126, 206, 215, 217, 218, 240
Ринуччини Чино 118
Ролова А. Д. 35

Романо Р. (Romano R.) 22, 195
Росселлино Антонио 135 (илл.)
Росселлино Бернардо 120, 121 (илл.);

190 (илл.)

Рутенбург В. И. 28, 31, 204
Ручеллаи Джованни (Rucellai Oto-

vanni) 37, 55, 56—59, 61—62, 63,

152, 171, 219

Савонарола 62

Саитта Дж. (Saitta О.) 16—17, 74.

Саккетти 65:

Саллюстий 80

Сантинелло Дж. (Santinello Q.) 201

Сартон Г. (Sarton 0.) 13, 14

Сальвиати 37

Салютати Колюччо (Salutatl Coluc-
cio) 5, 17, 32, 73, 74, 93 (илл.),
98-105, 108-112, 113, 118, 119, 120,
146, 201

Сапори A. (Sapori A.) 21—22

Светоний 80

Сейгель Дж. (Seigel Q.) 21, 103

Сенека 62, 66, 80, 83

Сказкин С. Д. 30, 31

Содерини 37, 43

Сократ 82, 177

Стаций 80

Стоклицкая-Терешкович В. В. 35

Строцци Палла 37—38, 109

Телеэио Бернардино 24

Тененти A. (Tenenti A.) 22-23, 195

Теренций 80

Тибулл 80

Тоде Г. (Thode G.) 10

Торндайк Л. (Thorndlke L.) 13, 14 ·

Тоффанин Джузеппе (Toffanln 0.)

13. 15

Траверсари Амброджо 120.
Тринкаус Ч. (Trinkaus Ch.) 15

Уберти 72

Фергюсон В. К. (Ferguson W. К.) 2Î
Филельфо Франческо 73, '126, 152

 

Фичино Марсилио (Flcino Marsillo)

69, 136, 216 (илл.), 218—220, 222, 234,

235, 241
флор 80

Фома Аквинский 13, 14, 49
Франческо дель Косса 147 (илл.)

Халкидий 80
Хартман Г. M. 205
Хей Д. 23

Хейзинга (Huizinga I.) 14, 15
Хлодовский Р. И. 28, 32, 89, 95
Хризолор Мануил (Эммануил) 120,
126, 205

Цезарь 122, 132
Цицерон 7, 62, 66, 80, 81, 83, 85, F7.

100, 101, 103, 115 (илл.), 126, 129

(илл.), 220

 

 

Чиколини Л. С. 31

Шабо Ф. (Chabod F.) 23
Шастель A. (Chastel) 16
Шеню Пэр 66
Шестаков В. Π 220
Штекли А. Э. 32

Эразм 144
Энгельс Ф. 23—24, 25, 26, 68, 237

Эпштейн А. Д. 35
Эпикур 136, 138

Ювенал 80
Юстин 80

Якопо делла Кверча 175 (илл.)

 

БИБЛИОГРАФИЯ

К. Маркс и Ф. Энгельс. Немецкая идеология. — К, Маркс и Ф. Энгельс. Соч.. т. 3. стр. 47.

. Маркс. Капитал, т. 1. — К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 23, с. 728.

Ф. Энгельс. Крестьянская война в Германии. — К. Маркс и Ф. Энгельс. Сот.
т. 7, стр. 361-362.

Ф. Энгельс. Диалектика природы. — К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 20,
стр. 345—347, 506—507.

Ф. Энгельс. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. —
К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 21, стр. 312.

Ф. Энгельс. Предисловие к итальянскому изданию еМанифеста Коммунис-
тической партии» — К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 22, стр. 382.

Ф. Энгельс. Предисловие к III тому «Капитала». — К. Маркс и Ф. Энгельс.
Соч.
т. 25. ч. 1. стр. 25.

В. И. Ленин. Экономическое содержание народничества и критика его в
книге г.
Струве,—Я. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 1. стр. 434.

В. И. Ленин. К характеристике экономического романтизма. — В. И. Ле-
нин.
Поли. собр. соч., т. 2, стр. 178.

В. И. Ленин. От какого наследства мы отказываемся? — В. И, Ленин.
Поли.
собр. соч., т. 2, стр. 520.

Альберт Л. Б. Десять книг о зодчестве, т. 1—2. M., 1935.
Антология мировой философии, т. 1, ч. 2. M., 1969.

Боккаччо Джованни. Декамерон. М., 1970.

Боккаччо Джованни. Малые произведения. Л., 1975.

Данте Алигьери. Божественная комедия. М., 1967.

Данте Алигьери. Малые произведения. M., I968.

Идеи эстетического воспитания, т. 1. М,, 1973.

История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. Т. 1. M., 196Î.

Итальянские гуманисты XV века о церкви и религии. Сост. М. А. Гуков-
ский. М., 1963.

Итальянское Возрождение. Гуманизм второй половины XIV век* — первой
половины XV века Сост. Н. В. Ревякина. Новосибирск, 1975.

Леонардо да Винчи. Избранные произведения, т. 1—2. M. — Л., 1935.

Петрарка Франческа. Избранное. М., 1974.

Полициано Анджело. Сказание об Орфее. M. — Л., 1933.

Albertt Leon Battista. Opère voli'ari. A cura Ai С. Grayson. v. l.
I libri délia famiglia. Cena familiaris. Villa. Bari, 1960. v. 2. Rime e trattatl

morali. Bari. 1966.

Alberti Leon Battisla. Momus о de principe. Bologna, 1942.

Alberti Leon Battista. Intercenali inédite, a cura di E. Qarin. Flrenze, 1965.

Aristotelis Stagiritae Ethicorum ad Nicomachum librl Χ Johanne. Argyroputo

Byzantino interprète cum Donati Acciaioli Florentinl viris doctissimi commenta-

riis. Venetiis 1565.

Bruni Leonardo. Humanistisch philosophische Schriften. Hrsg. H. Baron.

Leipzig — Berlin, 1928.

Ficino Marsilio. Teologia platonica, a cura di M. Schlavone. v. 1—2, Bologua,

1965.

Ficino Marsilio. Opera omnia. Basillae, 1561.
Supplementum Ficinianum. ed. P. 0. Kristeller. v. 1—2, Firenze, 1937.
Landino Cristoforo. Disputationes Camaldulenses. Florentlae. 1480.
Landino Cristoforo. De vera nobilitate. a cura di M. T. Liacci. Firenze, 1970.
Landino Cristoforo. Reden Hrsg. H. Lentzen, Munchen. 1974.
Leonardo da Vinci. Philosophical diary. New York, 1959.
Manettl Glannozzo De dignitate et excellentia hominis, librl IV, Basilea,

1532.

Palmierl Matteo. Delia vita civile, a cura di F. Battaglia. Bologna, 1944.

Petrarca Francesco. Opera, v. 1—2. Basilea. 1581.

Petrarca Francesco. Prose, a cura dl Q. Martellotti, P. 0. Ricci. E. Carra-

ra, E. Bianchl. Milano — Napoli, 1955.

Petrarca Francesco. Le familiär!, a cura di V. Rossi. v. l—t. Firenze 1933—

1942.

Petrarca Francesco. Invectivae contra medicum, a cura di P. G. Ricci, Ro-

ma. 1950.

Pico delta Mirandola Giovanni. Omnia opera, Venetiis, 1519.
Pica delta Mirandola Giovanni. De Hominis dignitate. Heptaplus. De Ente et

246

 

Uno, a cura dl E. Oarin. Firenze, 1942.

Poggio Bracciolini. Opera omnia, a cura dl R. Fubini. Torino, 1969.
Prosatori latini del Quattrocento, a cura dl E. Garin, Milano - Napoli. 1952.
Prosatori volgari del Quattrocento, a cura di C. Varese, Milano, 1955
Reden und Briefe italienischer Humanisten, von K. Müllner, Wien, 1899
Kmuccini Alamanno. Lettere e orazioni, a cura di V. R. Glustiniani, Firenze,

Salutati Coluccio. Epistolario, a cura di F. Novati, v. 1-4. Roma, 1891-1911.
Salulati Coluccio. De laboribus Herculis. ed B. L. Ullman, Zürich. 1951.
Vatla Loremo. De vero falsoque bono, ed M. De Panizza Lorch, Bari, 1970.
Valla Loremo. Opera, Basileae, 1543.

Vergerio Pietro Paolo. Epistolario, a cura dl L. Smith, Roma, 1934.
Vespasiano da Bisticci. Vite degll uomini illustri del secolo XV, Milano, 1951.

Алпатов M. В. Художественные проблемы итальянского Возрождения. М.,

1976.

Боткин Л. М. Данте и его время. М., 1965.

Буркгардт Я. Культура Италии в эпоху Возрождения, т. 1—2, Спб, 1904—
1906.

Веселовский А. Н. Боккаччо, его среда и сверстники. Собр. соч., т. 5, Пг.
1915, т. 6. Пг. 1919.

Веселовский А. Н. Вилла Альберта. М., 1870...
Гаспари А. История итальянской литературы. Т. 1—2. М., 1895—1897.
Голенищев-Кутузов И. Н. Итальянское Возрождение и славянские лите-
ратуры XV—XVI веков. М., 1963.

Гуковский М. А. Итальянское Возрождение. Т


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.