Сбей картошку («Зби бульбу») — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Сбей картошку («Зби бульбу»)

2020-04-03 152
Сбей картошку («Зби бульбу») 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В народе издавна были широко распространены игры-упражнения на испытание силы, ловкости, сообразительности, умения действовать в самых необычных условиях. Вот одно из таких игровых испытаний для подростков и юношей 14-18 лет и старше.


Рис. 4 Сбей картошку

Описание. На два пня (в помещении их могут заменить табуреты, стулья), находящиеся на расстоянии 1,5-2 м друг от друга, кладут крепкую круглую палку. На землю (пол) желательно постелить солому (или гимнастический мат). Надо сесть на середину палки, скрестив ноги, лицом в сторону одного из пней (табуретов), причем коленями опираться на палку не разрешается, зато можно  опираться о землю (пол) второй палкой длиной 1-1,5 м, держа ее правой или левой рукой (на рис. 4 показан один из возможных вариантов положения сидящего на палке). Уравновесив себя, играющий поднимает эту палку и старается сбить ею 4 картофелины, которые положены в виде квадрата со стороной 20-30 см на каждом пне (табурете). Если при этом он теряет равновесие, то может снова опереться палкой о землю, а потом продолжить попытки сбить картофелины. Кто не удержится на палке и коснется земли ногой или рукой, тот уступает очередь следующему. Задача участников - сбить все картофелины при наименьшем количестве попыток.

Правила:

1. Если участник, сбив картофелины, после этого не удержится на палке, его результат не насчитывается.

2. Игроку запрещается передвигаться по палке, на которой он сидит.

АРМЯНСКИЕ ИГРЫ

Марш-бросок (Аршаван)

Это одна из древнейших народных армянских игр, письменные сведения о которой имеются с V в. Участвуют 10-40 детей, преимущественно среднего школьного возраста. Игра проводится на большой площадке, на стадионе.

Описание. На одной стороне площадки чертится линия старта. На противоположной стороне на расстоянии до 100 м устанавливаются два флажка. Все играющие делятся на две команды и располагаются в шеренгу на линии старта. По сигналу руководителя (вожака) игроки команд одновременно двигаются вперед (бегом или быстрым шагом) к флажкам. Дойдя до своих флажков, обходят их и возвращаются к месту старта. Побеждает команда, все игроки которой первыми пересекли линию старта.

Правила: игроки команд двигаются только по сигналу руководителя. Если кто-либо вышел раньше, дается новый старт.

1. Играющие двигаются только установленным способом: шагом или бегом.

2. Команда считается пришедшей к месту старта, когда ее последний игрок пересечет линию старта.

3. Во время марш-броска разрешается помогать своим партнерам и даже, если надо, нести их (например, на скрещенных руках).


Лошадка-лошадка (Дзи-дзи)

Играют мальчики-подростки и юно­ши, 4-20 человек. На краю площадки проводится стартовая линия.

Описание. Половина играющих становится «лошадьми», другая половина - «всадниками». Все выстраиваются в шеренгу у стартовой линии. На противоположной стороне площадки на расстоянии 30-40 м проводится линия финиша.

По сигналу «всадники» садятся на плечи «лошадок», свесив ноги вперед и держась за плечи. По стартовому сигналу руководителя (вожака) «лошадки» со своим грузом бегут к противоположной линии (к финишу). Первый проскочивший финишную линию становится победителем. После того как все пары «всадников» с «лошадками» перебегут финишную линию в парах меняются ролями, т. е. «всадники» становятся «лошадками», а «лошадки» - «всадниками».

Для игры нужен судья, а если играет более 10 человек, то нужен и помощник судьи.

Правила игры: в о время бега не разрешается мешать друг другу.

1. Игра начинается строго по сигналу и заканчивается, когда все пары пробегут финишную линию.

Пленник (Героцик)

Игра проводится на площадке. Играют дети среднего и старшего школьного возраста, от 8 до 40 человек.


Рис. 1 Пленник

Описание. На двух противоположных сторонах площадки на расстоянии

 

примерно 20-60 м чертятся линии, между ними - средняя (центральная) линия.

У каждой боковой линии с правой стороны - круг диаметром 2-5 м, который называется «местом плена». В нем во время игры размещают «пленных» (рис. 1).

Играющие делятся на две равные команды, и каждая располагается за линией одна против другой. Бросается жребий, какой команде начинать. По сигналу ведущего (руководителя) один из игроков (допустим, из второй команды) начинает игру. Он идет к первой команде и становится перед игроком № 1, который протягивает вперед правую или левую руку. Подошедший игрок имеет право сделать 3 удара по ладони протянутой руки, после чего быстро поворачивается и убегает к своей команде. Вызванный игрок после третьего удара бежит за убегающим, старается поймать его до того, как тот пересечет линию своего дома, и забрать его в «плен» (в круг «пленников» первой команды). Если догоняющему не удастся поймать игрока, вызвавшего его на соревнование, то он подходит к игроку №2 из второй команды и также вызывает его тремя хлопками по ладони. Так поочередно все игроки одной и другой команд принимают участие в игре. «Пленных» можно выручать (см. правила). Когда все игроки примут участие в игре, игра заканчивается. Команда, набравшая больше «пленных», считается победительницей.

Правила: вызываемый протягивает руку вперед, не сгибая ее в локте ладонью кверху или книзу. Дотрагиваться выше кисти не разрешается. Во время преследования осаливать можно только открытой кистью. «Пленных» освобождают следующим образом: игрок, приблизившийся к сопернику после третьего удара по ладони, прежде чем побежать назад, может (если он уверен в своих возможностях) подбежать к «пленнику» и подать ему руку. Освобожденный «пленник» быстро бежит к своей команде. «Пленным» не разрешается выходить за черту круга. Один из убегающих назад игроков может войти в круг и освободить несколько игроков, подав поочередно руку партнерам-«пленным». В процессе освобождения и преследования остальные игроки, за исключением вызывающего, не имеют права вмешиваться в процесс игры. Игрок, задумавший освободить «пленных», после того, как коснется 3 раза ладони соперника, может на пути возвращения в свою команду внезапно резко повернуться и побежать в круг «пленных». Это разрешается, если игрок, задумавший освободить «пленного», не пересек центральную (среднюю) линию площадки. Игроки, стоящие в шеренге, не имеют права заступать за линию или наступать на нее.

Разновидность. Эта разновидность игры предназначена для 14-18-летних. Построение - то же, что и в предыдущей игре, но расстояние между шеренгами увеличивается до 60-100 м. Кроме того, добавляются две линии, каждая на расстоянии 5-10 м от лицевой линии (от линии «домов»). Эти линии ограничивают нейтральную зону у каждой команды.

Описание. По сигналу руководителя (вожака) игрок № 1 идет навстречу к игроку другой команды. Пришедший трижды касается руки соперника и быстро убегает от него. Игрок, руки которого коснулся соперник, преследует его до линии нейтральной зоны. Если он не догонит соперника до нейтральной линии, то быстро поворачивается и убегает в свою зону. В этот миг игрок № 2 противоположной команды по сигналу капитана выбегает вперед и преследует игрока противоположной команды до его нейтральной зоны. Таким образом роли игроков меняются: преследователь становится убегающим. Если преследующий не догонит его до нейтральной зоны соперника, то в игру вступает игрок № 2 противоположной команды. Без перерыва все поочередно участвуют в игре. Пойманный в процессе игры становится «пленником». В данной игре «пленников» не выручают. Игра заканчивается, когда все примут участие в ней. Выигрывает команда, в которой больше пленных.

Игры с предметами

Бери и убегай (Ар у пахи)

Подростки (12-20 человек) играют на площадке, в зале. На одной стороне площадки чертится линия старта, на другой стороне, параллельно ей, в 20-30 м, - линия финиша. Для игры нужна палочка длиной 10-12 см, диаметром 1-2 см или мячик.

Описание. Играющие выстраиваются вдоль стартовой линии, вплотную плечом к плечу, руки кладут за спину, ладони открыты. Руководитель, прохаживаясь сзади выстроившихся игроков, незаметно кладет палочку в ладонь одному из них. Затем он отходит на несколько шагов и произносит громко: «Бери, беги!» По этому сигналу игрок с палочкой в руке бежит к финишной линии, а все остальные устремляются за ним, стараясь его догнать и осалить. Игрок с палочкой, благополучно добежавший до финиша, возвращается обратно, сидя на спине любого игрока (по своему выбору). Если его кто-нибудь осалит на площадке, то он несет на своей спине осалившего к стартовой линии.

Правила

1. Положив палочку кому-либо в ладони, руководитель не должен фазу отходить в сторону и давать команду. Иначе все догадаются, кому он положил палочку.

2. Получивший палочку может тоже бежать не сразу, а после небольшой паузы.


Флаг на башне (Дрошак аштаракг ера)

Эта игра проводится подростками (20-30 человек) на площадке размером 20-30X40-50 м, размеченной линиями и разделенной на две равные части.

У лицевых линий посередине чертят круги диаметром 1 м. Для игры требуются два флажка без древка (два платка).

Описание. Играющие делятся на две равные команды, и каждая занимает половину площадки. До начала игры командам дается по флажку без палочек или платку. Игроки каждой команды на своей половине площадки собираются поближе друг к другу и прячут флажок так, чтобы соперники не заметили, у кого он находится. После этого команды выстраиваются в шеренги у центральной линии (рис. 2).


Рис. 2 Флаг на башне

По сигналу руководителя (ведущего) начинается игра. Каждый из игроков обеих команд стремится пробежать через «поле» соперника неосаленным до круга, остановиться в нем, а тот, у кого флажок, - поднять его вверх. Команда соперников старается осалить игрока, находящегося на их поле. Осаленный стоит на месте, пока его не выручит кто-нибудь из своих игроков. Команда, игрок которой первым поднял флажок, получает очко. Играют несколько раз и в заключение объявляют команду-победительницу.

Правила: команды различают по повязкам, или форме, или шапкам. Игроки одной команды могут играть в шапках, другой - без шапок.

1. Каждый игрок на своей половине площадки действует свободно, а при переходе на площадку соперника может быть осален. Поэтому центральную линию надо пересекать внимательно, когда это возможно.

2. Перебегающего игрока можно осаливать в любую часть тела, кроме головы.

3. Осаленный игрок остается на месте, где его осалили, до тех пор пока его не выручит (коснется рукой) игрок его команды; после этого вырученный игрок продолжает игру.

4. Игрок со спрятанным флажком бегает так, чтобы не вызвать подозрения у соперника.

5. Игрок, выбежавший за пределы площадки, не имеет права продолжать игру.

 

АЗЕРБАЙДЖАНСЕИЕ ИГРЫ

Игры для подростков

Защищай товарища (Qoru yoldaşını)

Играют подростки. Для игры нужен мяч (волейбольный). Выбирают двух водящих, остальные образуют круг. Мяч у игроков в кругу, один из водящих- цель нападения, другой его защищает, водящие встают в середину круга. Игроки бросают мяч в водящего, другой водящий (защитник) старается отбить мяч, не давая ему коснуться защищаемого. Запрещается бросать мяч в голову.

Если в водящего попал мяч, отскочивший от пола или от защитника, попадание не засчитывается.
 

Игра парными связками
(Quşlar və ovçular)

Qoşar bənd oyunu". (qoşa-пара, парный; bənd-связь, связка, узел, цепь).

Играют подростки от 8 до 20 человек. Посередине площадки чертят круг диаметром 8-10 метров. Участники игры делятся на команды, каждая выбирает себе капитана. Одна команда разбивается на пары, пары берутся за руки. Эта команда (охотники-"ovçular") по сигналу начинает ловить игроков другой команды (птиц-"quşlar"), накрывая их сцепленными руками, как сетью (руки разъединять нельзя!) Игроки другой команды бегают по кругу, увертываются, стараются проскользнуть под руками (за пределы круга выбегать нельзя!)
Пойманные выходят из игры. Играют установленное время или пока всех не переловят. "Птицам" тоже не разрешается разъединять руки "охотников".
Пары могут объединяться, образуя большую цепь.

 

"Xəndəyə duşmə" (xəndək-ров, канава, окоп, траншея)

"Не падай в ров"

Для игры требуется повязка на глаза и чистая бумага под повязку.
Поперек площадки чертят "ров" шириной 30-100 см, в зависимости от возраста детей. Участники делятся на две команды. По обеим сторонам площадки чертят линии и каждая команда становится на свою линию. Капитан завязывает глаза кому-то из своих игроков и дает команду:"Qaç!" (беги!). Тот бежит вперед. Когда он подбегает ко "рву" его команда кричит "Hoppan!" (прыгай!).
Игрок старается прыгнуть. Если удачно, остается в своей команде, но больше в игре не участвует. Если неудачно, переходит в команду противника.
После окончания игры подсчитывают, в какой команде больше игроков. Игрокам команды противника не разрешается давать команду:"Прыгай!"

 

"Метание мяча" ("Зангу")

Играют подростки и взрослые. На площадке чертят 2 квадрата со стороной 5-8 метров в зависимости от количества участников на расстоянии 8-12 один от другого.
Участники разбиваются на 2 команды и каждая занимает свой квадрат.
Начинающая игру команда бросает мяч вверх как можно выше и дальше в сторону другой команды. Те игроки стараются поймать мяч, затем бросают его также вверх другой команде. За пойманный мяч дается 1 очко. Игрок, который наберет раньше других 5 очков, берет себе из другой команды любую "лошадь" (игрока, выполняющего роль лошади), и приведя "ее" к себе в квадрат, садится ей на спину или на плечи и продолжает играть, сидя на "лошади". "Лошадь" тоже имеет право ловить мяч. Если это получается, "лошадь" со "всадником" меняются местами и уходят в другую команду.
Игра продолжается до тех пор, пока одна из команд не наберет установленное количество очков (30-50). Бросать мяч можно только из квадрата. "Всадникам" и "лошадям" запрещается мешать друг-другу ловить мяч...

"Передай мяч" ("Топу отур")

Есть несколько похожих командных игр, основанных на передаче мяча из рук в руки (в том числе за спинами), затем, мяч передается отдельно стоящему капитану или перебрасывается другой команде.

 

Нахичеванские игры

Нахичивань в разные времена входил в состав разных государств. Это нашло отражение в национальной культуре, в том числе и в играх. Многие из них чрезвычайно древние. Археологами установлено, например, что игра с бараньими косточками "ашыг" была известна здесь уже во 2 тысячелетии до нашей эры. В эпосе "Китабы дада Горгуд", записанном в XI-XII веках, содержатся упоминания об играх азербайджанцев. Встречаются описания игр и в азербайджанских сказках и легендах. Сохранилось немало старинных детских считалок, стихотворного игрового фольклора (санамалар). Для Нахичевана характерно то, что здесь сохранилось много национальных обычаев, обрядов, игр.

Надо заметить, что азербайджанские дети с 7-8 летнего возраста почти никогда не играли вместе. Существуют игры только для мальчиков или только для девочек. Нахичевань находится в горах. Условия жизни в гористой труднодоступной местности требовали хорошего физического развития. Поэтому широко использовались разнообразные игры с прыжками, бегом по пересеченной местности, лазаньем, борьбой, игры, развивающие устойчивость и равновесие, умение поднимать и переносить тяжести, игры со жгутом, ремнем, палкой, с метанием различных предметов в цель и на дальность, с ловлей мяча и увертыванием от него. Во многих играх используется естественный горный рельеф, наличие естественных ямок, бугров, преобладают игры, не требующие большой площадки. Распространенные в Азербайджане игры рассчитаны, как правило, на небольшое число игроков (часто-2-3).
Собирание и изучение игр Нахичеванской АССР было начато в 1980 г. Нахичеванским научным центром АН Азербайджанской ССР, в 1982 г. Г.И. Гадирзаде, С.В.Григорьев, С.Н.Егоров во время этнографической работы собрали и записали их более 50 и в 1985 году опубликовали их в "Играх народов СССР" в Москве, из-во "Физкультура и спорт".

"Чехарда" ("Хостана")

Хостана похожа на чехарду, но имеет свои особенности. Обычно играют мальчики-подростки 4-8 человек. По считалке или жребию назначают водящего. Он назначает одного из игроков ведущим, а сам отходит на 3-5 м от остальных участников и становится боком к ним, согнув спину вперед и упираясь руками в колени. Ведущий с разбега прыгает через водящего. Способ прыжка ведущий выбирает любой. Остальные участники должны перепрыгнуть через водящего тем же способом. Ведущий меняет способы прыжков, постепенно усложняя движения, стараясь придумать такое, которое остальные не смогли бы выполнить.
Наиболее трудным считается следующее: перепрыгнув через наклонившегося, ведущий становится рядом (бок о бок), наклонившись и упираясь руками в колени. Следующий игрок должен перепрыгнуть через двоих. Если это ему удается, то он становится третьим в цепочке наклонившихся и т.д.

Водящий не должен во время прыжка через него, менять положение тела, иначе прыжок не засчитывается, и игрок повторяет его.

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.032 с.