Охрана очага (Туьшах ловзар) — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Охрана очага (Туьшах ловзар)

2020-04-03 234
Охрана очага (Туьшах ловзар) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Для игры чертился круг, диаметром 4–5 метров. В середине круга находилась яма – очаг (туш), диаметром 50–60 см. Все игроки произвольно располагались за кругом, один из игроков бросал мяч в яму. Защищающий очаг должен был палкой отбить мяч за круг, не давая ему попасть в него. При выбивании мяча за круг игроки, находящиеся за его пределами, пытались овладеть им и снова бросить его в очаг. Игрок, которому удавалось это сделать, становился водящим (хозяином, защитником очага).

Набег

 Для игры чертится круг, в середину которого складываются шапки играющих и палочка длиной 40–50 см. Bсe участники усаживаются в круг, закрыв глаза. Затем один из капитанов бросает палочку. По его команде все кидаются ее искать. Команда, нашедшая палочку, с криком бросается на кон, стараясь захватить шапки. Противник не дает возможности пробиться к ним. Завязывается упорная борьба за овладение шапками. Выигрывает команда, захватившая наибольшее количество шапок.

 

Охотники

Одна из команд представляет «охотников», другая – «зверей». Для игры используют палочку длиной 35–40 см. и диаметром 4–6 см. Команда «охотников» садится на корточки и закрывает глаза. «Звери» становятся позади «охотников». Ведущий команды «зверей» как можно дальше бросает с кона (чу) палочку сопровождая бросок возгласом: «Пошла» («Яxap»). В этот момент «звери» разбегаются и прячутся. «Охотники» стараются по звуку определить место падения палочки и как можно быстрее найти ее. Как только «охотники» находят палочку, на них набрасывались «звери», и завязывается борьба. Игрок, коснувшийся коленом земли, считается побежденным, и на этом борьба прекращается. Выигрывает команда, одержавшая большее количество побед. Проигравшая команда несет на себе победителей на кон.

2)УКРАИНСКИЕ ИГРЫ

Аисты

В игре участвуют 6–8 человек. Они изображают аистов. Все аисты становятся в один общий круг. Каждый аист очерчивает вокруг себя круг диаметром в один метр – гнездо. У водящего нет гнезда, он стоит в центре круга.

По сигналу водящего все аисты поднимают правую ногу и стоят на одной левой.

Водящий прыгает по кругу на одной ноге, выбирает себе любое гнездо и запрыгивает в него. Как только в гнезде окажется два аиста, оба они должны выскочить из гнезда и, прыгая на одной ноге, обогнуть общий круг – один справа, другой слева; ногу разрешается менять. Остальные аисты могут в это время опустить ногу. Тот, кто вернется в гнездо первым, занимает его, опоздавший становится водящим.

Высокий дуб

(Другие названия этой игры - «Дучковый мьяч», «Земляный мьяч», «Дуко», «Соловэй», «Сорока», «Горобэць»)

Впервые эта игра записана украинским этнографом П. П. Чубинским и опубликована в 1877 г. Ее записывали и многие другие этнографы XIX в. В настоящее время эта игра широко распространена на Украине. Обычно играют в нее весной и летом мальчики и девочки 10-15 лет (от 3 до 6-7 человек или две команды по 4-6 человек).


Рис. 1Высокий дуб

Для игры нужна площадка или полянка размером не менее 10 м в поперечнике. На одном краю ее выкапывают продолговатую ямку размером примерно 10х20 см и глубиной 8-10 см. Поперек ямки кладут толстую короткую палку («цурку»). На нее опирается небольшая дощечка (8х50 см), так, чтобы меньшая ее часть находилась в ямке, а большая - над палкой в наклонном положении. В ямке на доску кладут мяч размером с теннисный (рис. 1). Еще нужна круглая палка («гылка») диаметром 5-6 см и длиной 70-80 см.

Описание. Играющие «меряются» на «гылке»: чья рука сверху, тот водит. Остальные распределяются по площадке произвольно. Водящий берет «гылку» и бьет по верхнему концу дощечки. Мяч летит вверх, играющие ловят его. Кто поймает, тот становится новым водящим (он получает 1 очко, если договори­лись играть до определенного количества очков). Если мяч упал на землю, водящий не меняется.

Если играют две команды, то команда, игрок которой поймал мяч, получает 1 очко. Поймавший мяч бьет. Играют до установленного счета или на время.

Правила:

1. Если мяч поймали одновременно 2 человека, то это не засчитывается никому.

2. Отбирать пойманный мяч не разрешается.

 

 

Полотенчико (Рушнычок)

Играют весной или в начале лета 6 девочек 7-13 лет на площадке, полянке, лужайке размером 30х10 м. Две пары девочек становятся на расстоянии 20 м друг против друга, а посередине между ними - пара водящих.


Рис. 2 Полотенчико

Описание. По счету водящих «раз, два, три» правая и левая пары разъединяют руки и бегут навстречу друг другу, чтобы поменяться местами, а средняя пара ловит, не разъединяя рук, любого из бегущих (рис. 2). Пара, один из игроков которой пойман водящими, меняется с ними местом и ролью. Если водящим никого не удалось поймать, они водят снова.

Правила.

1. Водящим достаточно коснуться бегущего одной из рук (осалить). Но если при этом они перестали держаться за руки, то осаленный ими не считается пойманным.

2. Выбежавший за пределы площадки считается пойманным.

Разновидность. Если играющих много, то позади крайних пар встают еще пары (одинаковое количество с обеих сторон). Бегут каждый раз первые пары, а прибежавшие становятся в конце вереницы, как при игре в «Горелки». Поэтому эту игру иногда называют «Двойные горелки».

Квадратик (Квадратик)

Играют ребята 7-14 лет, чаще одни девочки. Количество участников - 2-5 человек. Для игры требуется небольшая ровная площадка, на которой чертится квадрат размером 60х60 см.


Рис. 4 Квадратик

Описание. Обычно порядок игры определяется таким образом: «Чур, я первый!» - «Я второй!» и т. д. Иногда распределяются по считалке. Каждый игрок должен выполнить следующие упражнения:

1) прыжок в центр квадрата (рис. 4, а), затем ноги в стороны прыжком до стенок квадрата, не наступая на черту, снова прыжок в центр, затем прыжок вперед через черту, не поворачиваясь, далее прыжок в центр и за черту квадрата. Игрок, допустивший ошибку, выбывает из этого кона и ждет следующей своей очереди. Выполнивший упражнение без ошибки переходит к следующим упражнениям;

2) прыжок в центр на двух ногах; прыжком ноги в стороны к стенкам квадрата, не наступая на них; снова в центр; прыжком поворот на 90 градусов, ноги в стороны; прыжок в центр и за пределы квадрата (рис. 4, б);

3) прыжок на одной ноге в центр квадрата; прыжком ноги в стороны и поворот, став ногами по углам квадрата (рис. 4, в); снова прыжок на одной ноге в центр и прыжок с поворотом, став ногами в другие углы; прыжок в центр на одной ноге и прыжок из квадрата.

В этой игре количество прыжков и сочетание прыжков на одной и двух ногах строго не регламентировано. Играющие обычно договариваются, сколько и какие прыжки делает игрок в каждой серии движений. Побеждает тот из них, кто первым выполнит все виды прыжков, о которых договорились заранее.

Иногда играют на изобретательность: каждый из играющих по очереди предлагает свой вариант, остальные должны его повторить. Победителем в этом случае считается играющий, который предложит наиболее трудный или интересный вариант.

Правила:

1. Ни в одной серии прыжков играющие не должны наступать на черту. Нарушивший это правило выбывает из этого кона.

2. Сбившийся в порядке движений выбывает из кона.

 

Скрытый звоночек

Эта игра также хорошо подходит для любого времени года и для любого места. Для нее нужен небольшой звоночек, который участники, стоя в кругу или в линии, будут передавать друг другу. Важно передать звоночек так, чтобы он не зазвенел. Водящий должен определить, у кого находится звонок. Тот, кто выдал себя звоном, становится водящим. Данная забава прекрасно развивает наблюдательность и быстроту реакции.

3)ТАДЖИКИСТАН

Культурно-бытовые традиции таджикского народа, которые складывались в процессе труда и борьбы за независимость, отражены в многочисленных оригинальных народных играх, а также видах спорта. Это и конноспортивные игры, и национальная борьба, и игры с борьбой, и стрельба из лука и др.

Особенно популярными были и остаются в наше время пешие эстафеты, конные скачки, конное поло и травяной хоккей, «охота на горных козлов», игры с ракеткой и маленьким мячом и др.

Подвижные народные игры с древних времен были отражением культурно-бытового уклада жизни таджиков.

Большая часть коллективных подвижных игр у таджиков заканчивается переноской друг друга, т. е. проигравшие игроки должны поднять на спину выигравших и доставить их на указанное место.


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.