Бытие и мышление, бытие как объективная реальность, независимая от сознания — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Бытие и мышление, бытие как объективная реальность, независимая от сознания

2020-04-01 330
Бытие и мышление, бытие как объективная реальность, независимая от сознания 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Контрольная работа

Предмет: Основы философии

 

Выполнила студентка 1-го курса

заочного отделения:

Лазарева Ольга

 

 

г. Алматы, 2012 год


План

1. Проблемы бытия в философии

1.1 Формирование понятия бытия

1.2 Происхождение и содержание понятия бытия

1.3 Бытие и мышление, бытие как объективная реальность, независимая от сознания

2. Материя. Формирование категории материи в философии

2.1 Материя, способы существования и виды материи

2.2 Атрибуты материи: движение, время, пространство и их взаимосвязь

2.3 Формирование категории материи в философии

3. Основы формирования нового бытия, особенности отношений собственности независимого Казахстана

3.1 Социалистическая собственность: коллективное, корпоративное и государственное

3.2. Государственная и частная собственность в Республике Казахстан


Проблемы бытия в философии

 

Формирование понятия бытия

 

Бытие, философская категория, обозначающая реальность, существующую объективно, независимо от сознания, воли и эмоций человека. Проблема трактовки бытия и соотношения его с сознанием стоит в центре философского мировоззрения. Диалектический материализм исходит из того, что материальное бытие определяет сознание, требует". объяснения общественного сознания из общественного бытия" (Ленин В.И., Полн. собр. соч., 5 изд., т.26, с.56). Будучи для человека чем-то внешним, преднайденным, бытие налагает определённые ограничения на его деятельность, заставляет соизмерять с ним свои действия. Вместе с тем бытие является источником и условием всех форм жизнедеятельности человека. Бытие представляет не только рамки, границы деятельности, но и объект творчества человека, постоянно изменяющего бытие, сферу возможностей, которую человек в своей деятельности превращает в действительность.

Истолкование бытия претерпело сложное развитие. Его общей чертой является противоборство материалистического и идеалистического подходов; первый из них толкует основания бытия как материальные, второй - как идеальные. Можно вычленить несколько периодов в трактовке бытия. Первый период - мифологическое истолкование бытия. Второй этап связан с рассмотрением бытия "самого по себе" (натуралистическая онтология). Третий период начинается с философии И. Канта; бытие рассматривается как нечто связанное с познавательной и практической деятельностью человека.

В ряде направлений современной немарксистской философии делается попытка переосмыслить онтологический подход к бытию, который исходит уже из анализа человеческого существования.

философия бытие мышление материя

В истории философии первую концепцию бытия дали древнегреческие философы 6-4 вв. до н.э. - досократики, для которых бытие совпадает с материальным, неразрушимым и совершенным космосом. Одни из них рассматривали бытие как неизменное, единое, неподвижное, тождественное себе (Парменид), другие - как непрерывно становящееся (Гераклит). Бытие фиксируется здесь в отношении к небытию, причём противопоставляются бытие по истине, открываемое в философском размышлении, и бытие по мнению, представляющее собой лишь ложную, превратную поверхность вещей. Наиболее резко выразил это Платон, который противопоставляет чувственные вещи чистым идеям как "мир истинного бытия". Проблема бытия - важнейшая проблема философии. Антология - учение о бытии. Философия с глубокой древности билась над этой проблемой. Впервые категория бытия появилась у элиатов. При осмыслении проблем реальности люди фиксируют две части: я и не я. Мир выступает как нечто, состоящее из двух частей - я и не я - все это бытие. Категория бытия противостоит категории небытия. У элиатов бытие определяется как мышление. Бытие отождествляется иногда с сознанием. В экзистенционализме философия отождествляется с полной свободой. Существует несколько подходов к трактовке бытия и небытия:

·   Небытия нет, есть только бытие. Небытие - разновидность бытия (Зенон).

·   Существует и бытие, и небытие (представители этого подхода - атомисты). По Платону бытие - мир идей, небытие - это чувственный мир. Для Гераклита, бытие и небытие - это две категории, перетекающие друг в друга.

·   Есть только небытие (Чанышев).

Есть такая категория - существование, т.е. мышление, восприятие (по Беркли), возможность быть выраженным в логических терминах. В физике существование определяется как то, что может быть описано физическими законами. В Древнем Китае считали, что существовать - значит действовать. В математике существование связано с непротиворечивостью, в другом направлении математики существование связано с возможностью конструирования модели чего-либо. В философии жизни существование связано с волей жизни (Шопенгауэр), с волей к власти (Ницше). В экзистенциализме существование определяется через бунт, существование - напряженное внутренние переживание. В диалектико-материалистической философии существование и сущность связаны. Сущность - это качественная определенность любого явления. Для характеристики бытия очень важной является категория субстанции, которая связана с акциденцией (свойство, признак). Для понятия субстанции можно выделить следующие подходы:

А. Субстанция - неизменная реальность.

Б. Субстанция - изменчивая и подвижная реальность.

Аспекты бытия:

вещи.

свойства.

отношения.

Наша жизнедеятельность опирается на простые и понятные предпосылки, которые мы обычно принимаем без особых сомнений и рассуждений. Самая первая и самая универсальная среди них - естественное убеждение человека в том, что мир есть, имеется "здесь" и "теперь", наличиствует. Люди столь же естественным образом рассчитывают и на то, что при всех изменениях, совершающихся в природе и обществе, мир сохраняется как относительно стабильное целое. Проблема бытия возникает тогда, когда такого рода универсальные предпосылки становятся предметом сомнений и раздумий. А поводов для этого более чем достаточно. Ведь окружающий мир, природный и социальный, постоянно задает человеку и человечеству трудные вопросы, заставляет задумываться над прежде не проясненными привычными данностями реальной жизни. Люди чаще всего задумываются о бытии и небытии тогда, когда чувствуют, что "распалась связь времен" и сомнение коснулось тех основ человеческого бытия, которые раньше казались прочными и несомненными. Сегодня стабильность человеческого существования, исчисляемого миллионами лет, стоит под вопросом. И раз вопрос существования стал поистине глобальным и острым, особенно важно разобраться в проблеме бытия, последовательно продвигаясь от ее простых жизненных предпосылок ко все более сложным философским размышлениям, доказательствам и выводам.

Первый аспект проблемы бытия - это и есть цепочка мыслей о бытии, ответы на некоторые вопросы, каждый из которых побуждает к постановке следующего. Что существует? Мир. Где существует? Здесь и везде. Как долго он существует? Теперь и всегда. Корень, смысл, напряженность проблемы - в противоречивом единстве непреходящего бытия природы как целого и преходящего бытия вещей, состояний природы, человеческих существ.

Исторически первой предпосылкой, основой человеческой деятельности были - и остаются сегодня - вещи, процессы, состояния природы, которые возникли, существовали до человека, существуют вне и независимо от сознания и действия людей.

1.2 Происхождение и содержание понятия бытия

 

В процессе осмысления мира философия формирует фундаментальные понятия - категории, фиксирующие наиболее общие и существенные свойства и отношения действительности. Категорией, с которой начинается это осмысление, является "бытие" - наиболее широкое по объему и бедное по содержанию понятие, охватывающее все существующее и выражающее единственное свойство - быть, существовать. Категория бытия основывается на признании того очевидного факта, что мы сами, окружающие нас вещи, явления природы, Солнце, небо, звезды, весь мир существуют. Существованием обладает не только чувственно воспринимаемый мир, но и мир духовных явлений: мысли, чувства, переживания, идеи и теории, фантазии и мифы. Охватывая все существующее, "бытие" близко по смыслу понятиям "космос" в древней философии, "действительность", а также "мир", "природа" в их широком понимании (мироздание, вся существующая природа), употребляемым в разных философских системах. Противоположностью бытия является небытие, отсутствие существования.

Отдельные проявления бытия - элементарные частицы, растения, животные, человеческие цивилизации - рождаются и гибнут, возникают из небытия и возвращаются в небытие. И в этом смысле правомерно говорить о взаимопереходах бытия и небытия, нечто и ничто. Но ни одна вещь, явление или процесс возникает из ничего и не превращается в ничто. Они переходит в иные формы бытия, в инобытие. Происходят взаимопревращения элементарных частиц, природных явлений, на обломках погибших цивилизаций возникают новые цивилизации. Поэтому небытие относительно, в абсолютном смысле существует только бытие, хотя формы его существования различны. Это бытие вещей, свойств и отношений неживой и живой природы, бытие человека и бытие общества, материальных предметов и их Идеальных образов: представлений, понятий, теорий. Формирование "бытия" как исходной категории подтверждается историей философии.В. древнеиндийском собрании гимнов "Ригведа" говорится о "сат" (бытии), возникающем из "асат" - небытия или, точнее, из потенциального бытия. О бытии речь идет и в других восточных учениях.

Категория бытия - важнейшая категория в древнегреческой философии. Значительное внимание ей уделяли элеаты. Основываясь на вложении о тождестве мышления и бытия, Парменид считал, есть только единое неизменное, неподвижное бытие и только оно - истинно сущее. По Демокриту, существуют и бытие (атомы), и небытие (пустота). Пустота - такая же реальность, как и атомы, она безгранична, содержит в себе все существующее, в ней нет ни верха, ни низа, ни края, ни центра. Противопоставив миру вещей мир бестелесных и нечувственных идей, обладающих "истинным бытием", Платон распространяет бытие на идеальное. Аристотель рассматривал бытие как абстракцию, которая лежит в основе объяснения отдельных конкретных предметов материальной и духовной жизни. Всеобщностъ бытия проявляется в отдельных явлениях. Наряду с действительным, актуальным бытием Аристотель вводит понятие возможного, потенциального бытия. Таким образом, уже в античной философии категории бытия было уделено значительное внимание. Проблемы бытия занимают важное место во всей последующей истории философии. Как исходная категория философии "бытие" является предпосылкой постановки и осмысления кардинальных философских проблем, формирования важных категорий. Осмысление бытия человека приводит к признанию его раздвоенности на тело и душу, физическое и психическое, материальное и идеальное, к проблеме их соотношения.

Личный опыт человека, опыт других людей убеждает в том, что бытие существует не только в данном месте, но и в других местах, и не только в настоящем, но также существовало в прошедшем и будет существовать в будущем (глагол "есть" имеет временные формы, он употребляется в прошедшем и будущем времени: "был", "будет"). Формируются категории "пространство" и "время". Размышление о пространстве и времени ставит проблему о пространственных и временных границах бытия, проблему его вечности во времени и бесконечности в пространстве. Признание существования во времени приводит к размышлениям об изменчивости различных форм бытия, к разработке категорий "изменение", "движение", "развитие". Эти и ряд других проблем и категорий составляют содержание онтологии - раздела философии, предметом которого является бытие как таковое, его фундаментальные принципы и свойства.

Контрольная работа

Предмет: Основы философии

 

Выполнила студентка 1-го курса

заочного отделения:

Лазарева Ольга

 

 

г. Алматы, 2012 год


План

1. Проблемы бытия в философии

1.1 Формирование понятия бытия

1.2 Происхождение и содержание понятия бытия

1.3 Бытие и мышление, бытие как объективная реальность, независимая от сознания

2. Материя. Формирование категории материи в философии

2.1 Материя, способы существования и виды материи

2.2 Атрибуты материи: движение, время, пространство и их взаимосвязь

2.3 Формирование категории материи в философии

3. Основы формирования нового бытия, особенности отношений собственности независимого Казахстана

3.1 Социалистическая собственность: коллективное, корпоративное и государственное

3.2. Государственная и частная собственность в Республике Казахстан


Проблемы бытия в философии

 

Формирование понятия бытия

 

Бытие, философская категория, обозначающая реальность, существующую объективно, независимо от сознания, воли и эмоций человека. Проблема трактовки бытия и соотношения его с сознанием стоит в центре философского мировоззрения. Диалектический материализм исходит из того, что материальное бытие определяет сознание, требует". объяснения общественного сознания из общественного бытия" (Ленин В.И., Полн. собр. соч., 5 изд., т.26, с.56). Будучи для человека чем-то внешним, преднайденным, бытие налагает определённые ограничения на его деятельность, заставляет соизмерять с ним свои действия. Вместе с тем бытие является источником и условием всех форм жизнедеятельности человека. Бытие представляет не только рамки, границы деятельности, но и объект творчества человека, постоянно изменяющего бытие, сферу возможностей, которую человек в своей деятельности превращает в действительность.

Истолкование бытия претерпело сложное развитие. Его общей чертой является противоборство материалистического и идеалистического подходов; первый из них толкует основания бытия как материальные, второй - как идеальные. Можно вычленить несколько периодов в трактовке бытия. Первый период - мифологическое истолкование бытия. Второй этап связан с рассмотрением бытия "самого по себе" (натуралистическая онтология). Третий период начинается с философии И. Канта; бытие рассматривается как нечто связанное с познавательной и практической деятельностью человека.

В ряде направлений современной немарксистской философии делается попытка переосмыслить онтологический подход к бытию, который исходит уже из анализа человеческого существования.

философия бытие мышление материя

В истории философии первую концепцию бытия дали древнегреческие философы 6-4 вв. до н.э. - досократики, для которых бытие совпадает с материальным, неразрушимым и совершенным космосом. Одни из них рассматривали бытие как неизменное, единое, неподвижное, тождественное себе (Парменид), другие - как непрерывно становящееся (Гераклит). Бытие фиксируется здесь в отношении к небытию, причём противопоставляются бытие по истине, открываемое в философском размышлении, и бытие по мнению, представляющее собой лишь ложную, превратную поверхность вещей. Наиболее резко выразил это Платон, который противопоставляет чувственные вещи чистым идеям как "мир истинного бытия". Проблема бытия - важнейшая проблема философии. Антология - учение о бытии. Философия с глубокой древности билась над этой проблемой. Впервые категория бытия появилась у элиатов. При осмыслении проблем реальности люди фиксируют две части: я и не я. Мир выступает как нечто, состоящее из двух частей - я и не я - все это бытие. Категория бытия противостоит категории небытия. У элиатов бытие определяется как мышление. Бытие отождествляется иногда с сознанием. В экзистенционализме философия отождествляется с полной свободой. Существует несколько подходов к трактовке бытия и небытия:

·   Небытия нет, есть только бытие. Небытие - разновидность бытия (Зенон).

·   Существует и бытие, и небытие (представители этого подхода - атомисты). По Платону бытие - мир идей, небытие - это чувственный мир. Для Гераклита, бытие и небытие - это две категории, перетекающие друг в друга.

·   Есть только небытие (Чанышев).

Есть такая категория - существование, т.е. мышление, восприятие (по Беркли), возможность быть выраженным в логических терминах. В физике существование определяется как то, что может быть описано физическими законами. В Древнем Китае считали, что существовать - значит действовать. В математике существование связано с непротиворечивостью, в другом направлении математики существование связано с возможностью конструирования модели чего-либо. В философии жизни существование связано с волей жизни (Шопенгауэр), с волей к власти (Ницше). В экзистенциализме существование определяется через бунт, существование - напряженное внутренние переживание. В диалектико-материалистической философии существование и сущность связаны. Сущность - это качественная определенность любого явления. Для характеристики бытия очень важной является категория субстанции, которая связана с акциденцией (свойство, признак). Для понятия субстанции можно выделить следующие подходы:

А. Субстанция - неизменная реальность.

Б. Субстанция - изменчивая и подвижная реальность.

Аспекты бытия:

вещи.

свойства.

отношения.

Наша жизнедеятельность опирается на простые и понятные предпосылки, которые мы обычно принимаем без особых сомнений и рассуждений. Самая первая и самая универсальная среди них - естественное убеждение человека в том, что мир есть, имеется "здесь" и "теперь", наличиствует. Люди столь же естественным образом рассчитывают и на то, что при всех изменениях, совершающихся в природе и обществе, мир сохраняется как относительно стабильное целое. Проблема бытия возникает тогда, когда такого рода универсальные предпосылки становятся предметом сомнений и раздумий. А поводов для этого более чем достаточно. Ведь окружающий мир, природный и социальный, постоянно задает человеку и человечеству трудные вопросы, заставляет задумываться над прежде не проясненными привычными данностями реальной жизни. Люди чаще всего задумываются о бытии и небытии тогда, когда чувствуют, что "распалась связь времен" и сомнение коснулось тех основ человеческого бытия, которые раньше казались прочными и несомненными. Сегодня стабильность человеческого существования, исчисляемого миллионами лет, стоит под вопросом. И раз вопрос существования стал поистине глобальным и острым, особенно важно разобраться в проблеме бытия, последовательно продвигаясь от ее простых жизненных предпосылок ко все более сложным философским размышлениям, доказательствам и выводам.

Первый аспект проблемы бытия - это и есть цепочка мыслей о бытии, ответы на некоторые вопросы, каждый из которых побуждает к постановке следующего. Что существует? Мир. Где существует? Здесь и везде. Как долго он существует? Теперь и всегда. Корень, смысл, напряженность проблемы - в противоречивом единстве непреходящего бытия природы как целого и преходящего бытия вещей, состояний природы, человеческих существ.

Исторически первой предпосылкой, основой человеческой деятельности были - и остаются сегодня - вещи, процессы, состояния природы, которые возникли, существовали до человека, существуют вне и независимо от сознания и действия людей.

1.2 Происхождение и содержание понятия бытия

 

В процессе осмысления мира философия формирует фундаментальные понятия - категории, фиксирующие наиболее общие и существенные свойства и отношения действительности. Категорией, с которой начинается это осмысление, является "бытие" - наиболее широкое по объему и бедное по содержанию понятие, охватывающее все существующее и выражающее единственное свойство - быть, существовать. Категория бытия основывается на признании того очевидного факта, что мы сами, окружающие нас вещи, явления природы, Солнце, небо, звезды, весь мир существуют. Существованием обладает не только чувственно воспринимаемый мир, но и мир духовных явлений: мысли, чувства, переживания, идеи и теории, фантазии и мифы. Охватывая все существующее, "бытие" близко по смыслу понятиям "космос" в древней философии, "действительность", а также "мир", "природа" в их широком понимании (мироздание, вся существующая природа), употребляемым в разных философских системах. Противоположностью бытия является небытие, отсутствие существования.

Отдельные проявления бытия - элементарные частицы, растения, животные, человеческие цивилизации - рождаются и гибнут, возникают из небытия и возвращаются в небытие. И в этом смысле правомерно говорить о взаимопереходах бытия и небытия, нечто и ничто. Но ни одна вещь, явление или процесс возникает из ничего и не превращается в ничто. Они переходит в иные формы бытия, в инобытие. Происходят взаимопревращения элементарных частиц, природных явлений, на обломках погибших цивилизаций возникают новые цивилизации. Поэтому небытие относительно, в абсолютном смысле существует только бытие, хотя формы его существования различны. Это бытие вещей, свойств и отношений неживой и живой природы, бытие человека и бытие общества, материальных предметов и их Идеальных образов: представлений, понятий, теорий. Формирование "бытия" как исходной категории подтверждается историей философии.В. древнеиндийском собрании гимнов "Ригведа" говорится о "сат" (бытии), возникающем из "асат" - небытия или, точнее, из потенциального бытия. О бытии речь идет и в других восточных учениях.

Категория бытия - важнейшая категория в древнегреческой философии. Значительное внимание ей уделяли элеаты. Основываясь на вложении о тождестве мышления и бытия, Парменид считал, есть только единое неизменное, неподвижное бытие и только оно - истинно сущее. По Демокриту, существуют и бытие (атомы), и небытие (пустота). Пустота - такая же реальность, как и атомы, она безгранична, содержит в себе все существующее, в ней нет ни верха, ни низа, ни края, ни центра. Противопоставив миру вещей мир бестелесных и нечувственных идей, обладающих "истинным бытием", Платон распространяет бытие на идеальное. Аристотель рассматривал бытие как абстракцию, которая лежит в основе объяснения отдельных конкретных предметов материальной и духовной жизни. Всеобщностъ бытия проявляется в отдельных явлениях. Наряду с действительным, актуальным бытием Аристотель вводит понятие возможного, потенциального бытия. Таким образом, уже в античной философии категории бытия было уделено значительное внимание. Проблемы бытия занимают важное место во всей последующей истории философии. Как исходная категория философии "бытие" является предпосылкой постановки и осмысления кардинальных философских проблем, формирования важных категорий. Осмысление бытия человека приводит к признанию его раздвоенности на тело и душу, физическое и психическое, материальное и идеальное, к проблеме их соотношения.

Личный опыт человека, опыт других людей убеждает в том, что бытие существует не только в данном месте, но и в других местах, и не только в настоящем, но также существовало в прошедшем и будет существовать в будущем (глагол "есть" имеет временные формы, он употребляется в прошедшем и будущем времени: "был", "будет"). Формируются категории "пространство" и "время". Размышление о пространстве и времени ставит проблему о пространственных и временных границах бытия, проблему его вечности во времени и бесконечности в пространстве. Признание существования во времени приводит к размышлениям об изменчивости различных форм бытия, к разработке категорий "изменение", "движение", "развитие". Эти и ряд других проблем и категорий составляют содержание онтологии - раздела философии, предметом которого является бытие как таковое, его фундаментальные принципы и свойства.

Бытие и мышление, бытие как объективная реальность, независимая от сознания

 

Теория отражения есть материалистическое решение основного вопроса философии об отношении сознания к материи, мышления к бытию, есть ответ на "другую сторону" этого вопроса: "как относятся наши мысли об окружающем нас мире к самому этому миру?" Вопрос этот специфичен для человеческого отношения к миру, поскольку человек есть единственное существо, обладающее мышлением в собственном смысле. Установление этого факта имеет важное значение, хотя одной его констатации, конечно, еще недостаточно, точно так же, как недостаточно для материалистического понимания истории одной констатации того, что люди должны есть и пить, чтобы быть в состоянии "делать историю". Главное состоит в том, чтобы понять указанный основной факт во всем его значении и объеме, предоставив ему то место, которое ему по праву принадлежит.

Утверждением, что человеческое существо отличается от других существ способностью мыслить, высказывается на первых порах только то, что человек обладает этим свойством так же, как он имеет ноги, руки и т.д., тогда как вопрос о мышлении как таковом, об этом особом свойстве остается еще открытым. И тем не менее, если мы будем исходить из того, что мышление мы находим только у человеческого существа, в то время как другие существа характеризуются отсутствием мышления, мы будем иметь фактический отправной пункт для дальнейшего исследования вопроса. Фейербах делает точкой исхода этот фактический отправной пункт, когда анализ мышления ставит на почву рассмотрения отношения человека и природы: "Мое учение или воззрение может быть поэтому выражено в двух словах: природа и человек., в котором природа делается личным, сознательным, разумным существом".

Несомненно, Фейербах выступает здесь продолжателем материалистического наследия, главенствующей традиции материалистической мысли, которая с самого начала своего возникновения пыталась понять мышление как предикат, как свойство материального существа, и анализу мышления предпосылала анализ материального субстрата и, что еще более важно, способа деятельности существ, обладающих способностью мыслить. Мысли не являются самостоятельными сущностями, независимыми от жизни конечных телесных существ. Чтобы исследовать такой феномен, как мышление, нет нужды отрываться от материального бытия, от мира природы. Наоборот, корни его лежат в реальных отношениях мыслящих существ к природе и друг к другу.

Процесс мышления связан с функционированием известным образом организованной материи, с жизнедеятельностью индивидов, обладающих вполне определенной телесной организацией. Живые люди являются производителями своих представлений и идей, своих мыслей, которые есть не что иное, как отражение независимых от них вещей, реального мира. Но это значит, что вопрос о мышлении специфичен для человеческого отношения к миру, к природе, и что, следовательно, в способе бытия человека кроется тайна мышления. Но Фейербах пошел дальше - это следует подчеркнуть - традиционной для материализма констатации связи мышления с человеческим существом, - настолько далеко, насколько можно было идти, оставаясь, в общем и целом, на позициях созерцательного материализма. Фейербах высказал идею о том, что человек есть родовое существо, что позволило ему приблизиться к раскрытию принципиального отличия человеческого отражения от животного отражения, отличия, состоящего в том, что человек есть единственное существо, способное к мыслительному отражению, будь оно величайшей истиной или величайшим заблуждением. Фейербах выдвинул положение об универсальности человека, состоящей в том, что человеческое существо - опять же единственное из всех - способно вступать в отношение со всем космосом и становиться свободным, преодолевая ограниченность, связанность животного отношения к природе.

Правда, последнего шага - понимания того, что родовая деятельность человека есть прежде всего его трудовая материально-производственная деятельность, практика - Фейербах не сделал, оставшись на позициях "теоретика", абсолютизировавшего теоретическое отношение человека к миру в качестве исходного истинно человеческого. Этот шаг сделал только Маркс.

Поэтому на вопрос: в чем состоит решающее отличие человека от животного? Фейербах дает следующий ответ: "в сознании в строгом смысле этого слова", ибо "сознание есть отличительный признак совершенного существа". Основная специфика человеческого отражения действительности состоит, по мнению Фейербаха, именно в том, что оно обладает сознательным характером. Если познание в смысле самоощущения, в смысле восприятия и даже распознавания внешних вещей по определенным явным признакам свойственно и животным, то сознание в самом строгом смысле имеется лишь там, где субъект способен понять свой род, свою сущность. Таким субъектом является человек и только человек, но человек не как один из животных видов, а как родовое существо.



Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.046 с.