Из истории изучения интонации — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Из истории изучения интонации

2020-04-01 367
Из истории изучения интонации 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Введение

 

Одним из средств выражения синтаксических значений и эмоционально-экспрессивной окраски синтаксических единиц является интонация. Составными элементами интонации является мелодика речи, ритм, темп, логическое ударение, которое выделяет в предложении информативный центр. Кроме того, интонация - существенный признак предложения, так как она является одним из показателей завершенности, целостности предложений в устной речи; интонация оформляет типы простых предложений, выделяемых по цели высказывания, придает им эмоциональную окраску, выражает синтаксические связи и отношения между членами предложения, между частями сложного предложения и т.д.

Благодаря интонации, не только соединения слов, но и отдельные слова могут приобретать значение предложения, например: Салон Карамзиных. За окнами - Летний сад в туманной весенней зелени. Сумерки. Блещущая закатом Нева (Паустовский); - Товарищи! - раздался голос Павла, звучный и крепкий (Горький); Единственное слово, в которое заключены были все чувства, безответно повторялось в ее голове: - Неужели? Неужели... (Федин).

Интонация занимает особое место среди свойств предложения, и ее трудно квалифицировать как структурный или как семантический признак, так как она не только оформляет предложение и его разновидности, но и является средством выделения смыслового центра предложения, а в речи часто восполняет то, что недостаточно выражается лексико-грамматическим составом предложения. Например: Река... Тайга... Деревня за пригорком... Опять тайга... Вот полоса жнивья... Вот Иверка... Вот станция Ижмерка... Вот заблестела Реченька моя... (Федоров). Авторские многоточия в конце номинативных (назывных) предложений передают взволнованность пишущего при встрече с родными местами, которая в устной речи выражается интонацией.

Цель работы - определить особенности и интонационные конструкции простого предложения.

Задачи:

проанализировать строй простого предложения;

определить интонационные черты в конструкции предложений;

выявить взаимосвязь семантики предложения и его интонационной схемы;

Предмет исследования - интонация как признак предложения.

Объект - простые предложения в синтаксисе русского языка.


Теоретическая часть

Что такое интонация?

 

Предложение является основной единицей синтаксиса. Предложение - главное средство выражения и сообщения мысли. Его функция в языке - коммуникативная, т. е, функция общения, сообщения.

Солнце встало; Ты встаешь?; Ты счастливая; У тебя семь пятниц на неделе; Солнце!; В путь!; Встать!; Счастливого пути!

Одним из специфических признаков предложения, отличающим его от других единиц, в том числе и от словосочетания, является интонация сообщения.

Интонация предложения имеет замкнутую структуру - начало, развитие, завершение. Без этих элементов интонации построить реальное предложение невозможно. Так, в предложении Катятся ядра, свищут пули, нависли хладные штыки (П.) - три предикативные части; однако, если воспроизвести любую из них с той интонацией, которая присуща ей в составе сложного, они не образуют самостоятельных предложений. Напротив, даже формально незавершенная конструкция, произнесенная с интонацией сообщения, функционирует как законченное предложение: Сегодня вечером, например, может быть воспринято как неполная ситуативная реплика диалога (Когда ты едешь? - Сегодня вечером).

Что же такое интонация? Каковы ее особенности? Для чего мы используем интонацию в нашей речи?

Интонация - сложное фонетическое явление. Она связана с линейным характером предложения, т.е. с последовательным произнесением составляющих его слов. Линейное расположение слов и их произношение соответствуют их синтаксической и семантической роли в предложении. В структуру интонации входят основные акустические показатели: сила голоса (динамика), высота тона (мелодика), а также темп речи, наличие, место и длительность пауз, тембровая окраска голоса. Интонацию конкретного предложения составляет совокупность изменений (модуляций) силы, высоты, темпа и тембра. Однако каждая из этих сторон может быть проанализирована и отдельно. В этом случае говорят о динамической структуре, мелодической структуре предложения и пр. Например, в предложении Так вот в чем прелесть полетов в небо! (М.Г.) с наибольшей силой (громко) произносится вот, дальше громкость убывает; наибольшая высота тона на слове прелесть (мелодическая вершина), мелодика восходяще-нисходящая; темп речи медленный в начале, убыстряется к концу предложения; пауза после слова прелесть незначительная; тембровая окраска характеризуется повышенными тонами, передающими эмоциональное отношение - удивление, иронию.

Интонация, наряду с индивидуальными особенностями произнесения конкретного предложения, содержит типичные элементы структуры, характерные для того или иного типа предложения. Русский язык имеет определенную структуру повествовательной, вопросительной, побудительной интонации, специфические черты восклицательной интонации. Особую структуру интонации имеют номинативные, инфинитивные, нечленимые предложения и т.д.

 

Компоненты интонации

 

Интонация складывается из нескольких компонентов:

) частоты основного тона голоса (высотный или мелодический компонент);

) интенсивности (динамический компонент);

) длительности или темпа (временной, темпоральный компонент);

) паузы;

) тембра.

Все компоненты интонации, кроме паузы, обязательно присутствуют в высказывании, потому что никакой его элемент не может быть произнесен без какой-либо высоты голоса, и т.д. Поэтому все компоненты интонации тесно взаимодействуют между собой.

Что же собой представляют слагаемые интонации?

Прежде чем ответить на вопрос, вспомним, что собой представляет звук человеческой речи.

Звук как акустическая единица также заключает в себе признаки высоты, силы, тембра и длительности. Высота звука - количество колебаний голосовых связок. Оно измеряется в герцах в секунду: чем больше герц в секунду, тем выше звук. Сила звука, его интенсивность зависит от амплитуды колебаний голосовых связок и измеряется в децибелах. Тембр - совокупность основного тона и обертонов. Обертоны (разночастотные колебания частиц воздуха) образуются в ротовой полости. Их различие зависит от формы и объема рта, меняющихся во время артикуляции звуков. Длительность звука определяется количеством времени, необходимого для произнесения звука.

Следует подчеркнуть, что звуки и интонация состоят из одних и тех же акустических компонентов. Это объясняется тем, что образование звуков и интонации - единый артикуляционно-акустический процесс.

Теперь рассмотрим акустические компоненты интонации.

Тон

Термин тон восходит к греческому слову tonos (буквально «натянутая веревка, натяжение, напряжение»).

Когда говорят о тоне звуков речи, то имеют в виду высоту гласных, сонорных и звонких шумных согласных. Тон формируется при прохождении воздуха через глотку, голосовые связки, полости рта и носа. В результате колебания голосовых связок возникает основной тон звука, важнейший компонент речевой интонации.

Акустически мелодические характеристики речи соотносятся с изменяющейся во времени частотой самой низкой составляющей в спектре звука - частотой основного тона. В речевых звуках первый период колебания соответствует полному циклу работы голосовых связок. За единицу измерения частоты колебаний принят Герц, равный одному колебанию в секунду.

Ученые подсчитали, что мужчины говорят на частоте 85- 200 Гц, а женщины - 160-340 Гц. Это средний тон речи.

В речи частота основного тона гласных и согласных изменяется в весьма значительных пределах - от 50 Гц (низкий тон низкого мужского голоса) до 500 Гц (высокий тон высокого женского или детского голоса). Типичные средние значения частоты основного тона в речи, определенные на группе говорящих, составляют 132Гц для мужчин, 223 Гц для женщин и 264 Гц для детей.

С помощью изменения тона создается мелодический рисунок речи. Не только ораторы, но и каждый, кто стремится донести свои мысли до слушателя, должен уметь тонировать речь, придавать ей мелодическое разнообразие.

Большим недостатком считается монотонность. Она возникает в том случае, когда высота звука остается неизменной на всем протяжении речи.

Высота тона определяется состоянием говорящего, его отношением к речи, к собеседникам. Эмоциональные люди, увлеченные и энергичные, чаще всего говорят в повышенном тоне. Так же поступают разгневанные люди или спорящие между собой. Робкие, пассивные говорят, наоборот, низким тоном.

Наряду с общим направлением мелодики в качестве различительного средства выступает и форма тонального движения (например, подъем может реализоваться как выпуклая и как вогнутая кривая), и, что особенно важно, распределение общего мелодического рисунка по слогам сегментной основы высказывания. Так, в русском языке различаются подъем с высоким и подъем с низким положением ударного слога (третья и четвертая интонационные конструкции (ИК-3, ИК-4) по классификации Е.А. Брызгуновой, оформляющие, например, разные типы вопросов: "Он приедет? - Да. - А Ваня?".

Интенсивность звучания

Интенсивность звучания зависит от напряженности и амплитуды колебания голосовых связок. Чем больше амплитуда колебания, тем интенсивнее звук.

На слух различают уровень интенсивности. Он бывает низким, средним и высоким. Уровень силы звучания может не изменяться (ровный, спокойный голос), но чаще всего направление и характер интенсивности меняется: увеличивается или уменьшается и это может происходить резко или плавно.

Взаимодействие тона и интенсивности усиливает громкость речи.

Жизненная ситуация, психическое состояние человека, его воспитанность, уважительное отношение к окружающим определяют, каким тоном он будет произносить речь, вести разговор.

Темп

Темп речи (итал. temро, от лат. (tempus - время) - скорость произнесения речевых элементов. Темп речи измеряют двумя способами: числом звуков (или слогов), произносимых в единицу времени (например, в секунду), или средней длительностью звука (слога). Длительность звуков вообще измеряется в тысячных долях секунды - миллисекундах (мс). Темп речи каждого отдельного индивидуума может меняться в широких пределах - от 60-70 мс при беглой речи до 150-200 мс при медленной. Существует также и зависимость темпа от индивидуальных особенностей говорящего.

Нормальный темп речи русских около 120 слов в минуту. Одна страница машинописного текста, напечатанного через 1 1/2 интервала, должна читаться за две или две с половиной минуты.

Темп речи может изменяться. Это зависит от содержания высказывания, эмоционального настроя говорящего, жизненной ситуации.

Не сложно, например, определить, от чего зависит темп произнесения предложений:

Скорей бежим к лесу!

Он идет медленно, нога за ногу заплетается.

Ползет, как черепаха.

Какой долгий и пасмурный день сегодня!

Темп речи в данном случае определяется содержанием предложений. Первое призывает к скорой реакции, к быстрому действию, поэтому произнесение убыстряется. Второе и третье предложения характеризуют замедленное действие. Чтобы это подчеркнуть, говорящий растягивает произношение звуков, темп речи замедляется. В последнем предложении акцент падает на слова долгий и пасмурный. Замедление речи при произнесении позволяет как бы изобразить предмет, интонационно подчеркнуть его протяженность.

 

Побудительные предложения

 

Побудительные предложения выражают желание, волю говорящего, имеют целью побудить собеседника к совершению какого-либо действия. В побудительных предложениях может содержаться требование, приказание, просьба, совет и т.п. Значение побудительности в таких предложениях создают:

формы повелительного наклонения глагола (Не говорите так громко. Учитесь вести переговоры, Сбегайте-ка за ней.),

форма 1 л. мн.ч. глагола для выражения совместимости действия (Выберем достойных! Организуем местные органы управления!);

форма 3 л. глагола в сочетании с частицами да, пусть (пускай) (Да здравствует мыло душистое и полотенце пушистое (Чук..), Пусть процветает страна!);

неопределенная форма глагола для выражения категоричности приказания (Подняться наверх! Не мешать!);

форма сослагательного наклонения для смягчения требования (Поднялись бы вы наверх. Не мешали б);

форма прошедшего времени глагола в сочетании с частицей чтобы (чтоб) (Чтоб он не приходил больше сюда).

Побудительные предложения могут произноситься с интонацией повествовательного предложения, и тогда в конце их ставится точка: Взял бы ты книжку да почитал. Если они произносятся эмоционально, с интонацией восклицательных предложений, тогда в конце их ставится восклицательный знак:

 

Вносите предложения! Готовьтесь к выборам! Всем выходить на площадь!

Побуждение имеет разную степень категоричности. В зависимости от этого различаются виды побуждения - приказание, просьба, совет, разрешение или согласие, призыв: А ну, прочь с дороги! Сторонись! К. стенкам! (Ш.); - Рассказывайте,- напоминаю я тихонько (М. Г.); Иди ты, брат, на соль! Там всегда найдешь работу (М.Г.); Пролетарии! Стройтесь к последней схватке! Рабы! Разгибайте спины и колени! (М.). Эти формы побуждения, в свою очередь, могут иметь оттенки, резкого, категорического повеления или мягкого, что достигается с помощью интонации, а также междометий, частиц и пр.:

Ушла бы ты с дороги, девочка! Да уж перестань плакать-то! Пойди домой, да и скажи все, как было (М.Г.).

Побуждение выражается различными средствами. Побудительным предложениям свойственна интонация побуждения (повышение тона, усиление голоса), а также специальные грамматические формы слов.


Вопросительные предложения

 

Вопросительное предложение служит для выражения вопроса, обращенного к собеседнику. С помощью вопроса говорящий стремится получить новые сведения о чем-либо, подтверждение или отрицание какого-либо предположения. Вопросительные предложения имеют свою грамматическую форму, которая представлена интонацией, вопросительными словами, вопросительными частицами.

Для вопросительной интонации характерно более или менее значительное повышение тона в конце предложения, что особенно заметно при сопоставлении с повествовательными;

 

ср.: Брат приехал.- Брат приехал?; Мне придется вернуться.- Мне придется вернуться?

Существенной чертой вопросительной интонации является повышение тона на слове, в котором заключена суть вопроса, выделение этого слова; ср.: Отец приедет этим поездом? - Отец приедет этим поездом? - Отец приедет этим поездом?

Вопросительные предложения могут содержать вопросительные слова (вопросительные местоимения кто? что? и др., вопросительные наречия где? когда? и др., вопросительные частицы ли, неужели, а), а могут не содержать их. Вопросительное предложение со специальными вопросительными словами характеризуется второй интонационной конструкцией, без вопросительных слов - третьей ИК-3, а если вопросительное предложение неполное - четвертой ИК-4. Ср.: Спрашиваю: «Где же твой отец, Ваня?» Шепчет: «Погиб на фронте». - «А мама?» - «Маму убило в поезде, когда мы ехали». - «А откуда вы ехали?» - «Не знаю, не помню...» - «И никого у тебя родных нету?» - «Никого». - «Где же ты ночуешь?» - «Где придется» (М. Шолохов).

Не всякое предложение, вопросительное по форме, заключает в себе вопрос. Поэтому вопросительные по форме предложения по целенаправленности высказывания делятся на собственно вопросительные предложения и на предложения, не заключающие вопроса, но имеющие вопросительную форму, которые, в свою очередь, могут быть разделены на четыре группы: вопросительно-риторические, вопросительно-побудительные, вопросительно-отрицательные, вопросительно-утвердительные.

В собственно вопросительных предложениях заключается вопрос, обращенный к собеседнику и требующий ответа, предполагающий ответ. С помощью вопроса говорящий стремится узнать что-то неизвестное. По способу выражения вопроса можно разделить эти предложения на неместоименные и местоименные.

Неместоименные вопросительные предложения предполагают утвердительный или отрицательный ответ, который наиболее кратко выражается нечленимыми предложениями-словами Да или Нет. Говорящий, задавая вопрос, ждет лишь подтверждения или отрицания чего-то предполагаемого: Охотник при слабом свете заката прочел записку моего приятеля и сказал: - Вы писатель? - Да (Пауст.); - Это каменный уголь?- обратился я к провожатому.- Нет (А.С.). Вопросительное значение выражается главным образом интонацией, причем выделяется слово (или группа слов), в котором заключена суть вопроса: Улыбаясь, она спросила: - Вы очень любили ее? - Да (М.Г.); -Вы Куприна читали? - спросил редактор.- Читал (Пауст.). Выделяемое слово может быть вынесено в начало или в конец предложения с целью подчеркнуть его значение: - Сильно я изменился с тех пор? - Сильно (Ч.); Так ты, Федотка Демидыч, выходит дело - щербатый? (Ш.). Кроме интонации могут быть использованы вопросительные частицы ли, разве, неужели (неужто, ужели, ужель). Частица ли имеет «чистое» значение вопросительности: - Да еще звали ли? - недоверчиво спросил Серпилин.- Звали, звали,- рассмеялся Максимов (Сим.). Частицы разве, неужели кроме вопросительного значения выражают удивление, сомнение и пр., вносят в предложение оттенок неуверенности в положительном ответе: - Э... позвольте! Да разве я должен влюбиться в вас? - Да, дерзкий человек! (М.Г.).

Местоименные вопросительные предложения требуют развернутого ответа. Они включают в себя вопросительные слова - местоимения и местоименные наречия: что, кто, какой, чей, который, сколько, куда, откуда, когда, почему, зачем и т. п. В ответе должны содержаться новые сведения о предметах, признаках, обстоятельствах:

Мальчики немного посидели неподвижно и снова толкнули друг друга.- Вы откуда взялись? - С выселок.- С каких выселок? - С Жуковских. Это в лесу.- Сколько же у вас дворов на выселках? - Два двора и есть.- А куда вы идете? - Да к вам (Пауст.); - Куда едешь? - прохрипел капитан.- В Лысогорье (А.С.).

Особый тип вопросительного предложения - риторический вопрос. Это предложение, вопросительное по оформлению, структуре, но не требующее ответа, только акцентирующее внимание на чем-либо: Трудность выбора правильных решений заключается в том, что часть их приходится принимать в условиях конфликтующих интересов. Какие же решения можно считать правильными? Как сделать провальный выбор? Риторический вопрос используется в публицистике, при чтении лекций, при эмоциональной передаче информации как ораторский прием с целью привлечения внимания к предмету речи.

В конце вопросительного предложения ставится вопросительный знак.

Вопросительно-риторические предложения не предполагают и не требуют ответа. В них выражаются различные чувства и переживания говорящего - раздумье, сомнение, грусть, сожаление, печаль, радость, гнев и т.п.: Куда, куда вы удалились, весны моей златые дни? Что день грядущий мне готовит? (П.); Работать? Для чего? Чтобы быть сытым?(...) Человек-выше сытости!.. (М.Г.). Риторический вопрос может быть оформлен по типу любого вопросительного предложения: со специальными вопросительными словами (Премьер-министр неожиданно направился на Ближний Восток. Зачем он туда поехал? Об этом можно только догадываться) и без вопросительных слов (Войска продвигались по горной дороге. Они двигались к осажденной крепости? Оказывается, в противоположном направлении). Для его понимания нужны определенные условия, прежде всего контекст или обстановка: - Как это не было леса?! А откуда он взялся? - Вырос! Тридцать лет прошло и даже больше. Почему б ему не вырасти? В некоторых случаях риторический вопрос синонимичен повествовательному предложению, содержащему утвердительную информацию: Кто, где, когда мог издать такой приказ? (т.е. никто, нигде и никогда не мог издать такой приказ). Вопросительно-риторические предложения встречаются главным образом в художественных произведениях и создают эмоционально окрашенный, взволнованный тон повествования.

Вопросительно-побудительные предложения служат для выражения побуждения. В них нет собственно вопросительного значения. Говорящий не намеревается получить какие-либо новые сведения, а побуждает собеседника совершить какое-нибудь действие или приглашает сделать что-то совместно: Синиц ловить идем, дядя? (М.Г.); -Долго я тебя буду ждать, пока ты соберешься?- начинает сердиться Сероштан (Купр.); -Ты замолчишь ноне? - спросил Нагульнов (Ш.). Побуждение часто сопровождается оттенками досады, нетерпения. Поэтому вопросительно-побудительные предложения выразительны, экспрессивны и могут употребляться вместо собственно побудительных; ср.: Пойдем: - Пойдем же!-Да пойдешь ты?

Вопросительно-отрицательные предложения имеют такую же форму, как и собственно вопросительные. В них употребляются вопросительные местоимения, наречия, частицы, однако они не имеют вопросительного значения, а содержат сообщение. Хотя в них нет специальных отрицательных слов, но они выражают невозможность какого-либо действия, состояния, невозможность приписать предмету какой-либо признак: Какой вы охотник? Вам в кухне на печи лежать да тараканов давить, а не лисиц травить (Ч.); Что есть на свете лучше певчей птицы? (М. Г.; ср.: Нет ничего на свете лучше певчей птицы!); - Куда там сейчас ехать! - сказала она и встала.- Разве отсюда вырвешься! (Пауст.); ср.: Отсюда не вырвешься!). Вопросительно-отрицательные предложения выражают разнообразные модальные оттенки (невозможность, нецелесообразность и т.п.) с помощью «вопросительных слов» (они здесь не содержат вопроса) и интонации, которая отличается от собственно вопросительной меньшим повышением тона в конце. «Вопросительные слова» тоже произносятся иначе: с сильным выделением, особым тембром. Вопросительно-отрицательные предложения используются для выражения отказа, отрицательного ответа: Мы начали уговаривать его приехать в Москву, чтобы кто-нибудь из крупных московских певцов и профессоров консерватории послушал его голос.- Да что вы! - говорил он.- Какая же опера с моим любительским голосом! (Пауст.).

Вопросительно-утвердительные предложения имеют в своем составе вопросительные частицы, местоимения, наречия в сочетании с отрицательной частицей не. Однако эта частица в данных предложениях не выражает отрицания. Напротив, предложения с сочетаниями разве не, кто не, куда не, что не, кому не и др. выражают утверждение, окрашенное модальными значениями неизбежности, долженствования, уверенности и т. п.: Впряжена в тот воз одна, разве не устанет? Да зачем тебе жена жаловаться станет? (Тв.); Ср.: Впряжена в тот воз одна (она), конечно, устанет!; Кто в детстве не осаждал старинные замки, не погибал на корабле с изодранными в клочья парусами? (Пауст.); ср.: Каждый в детстве осаждал старинные замки...). Вопросительные слова и частицы могут сочетаться с отрицательным глагольным словом нет; такая конструкция также имеет утвердительное значение: Шли, заполняли белый свет - жить не при чем семье. Брели,- и где нас только нет, Фроловых, на земле! (Тв.); ср.: Мы, Фроловы, на земле везде!). Вопросительно-утвердительные предложения эмоциональны, выразительны и широко используются в художественных текстах для выражения усиленного утверждения: Ах! Софья! Неужели Молчалин избран ей! А чем не муж? Ума в нем только мало; но чтоб иметь детей, кому ума недоставало? (Гр.)

 

Восклицательные предложения

 

Интонация - одно из основных средств оформления восклицательных предложений: Листья желтые летят С грустным шумом! (Бунин)

Повествовательные, побудительные и вопросительные предложения могут иметь эмоциональную окраску, т. е. их содержание может сопровождаться оценкой, отношением говорящего. Если эмоциональная окраска выражается с помощью интонации или специальных служебных слов, то такое предложение является восклицательным. С помощью восклицательной интонации могут выражаться чувства радости, восхищения, гнева, страха, презрения, удивления и т.п. Например: Ах, как ты горько, до зарезу, попозже, молодость, нужна!.(Тв.) - предложение по цели высказывания повествовательное, в нем заключено сообщение, и с помощью восклицательной интонации, а также междометия выражено чувство горечи, сожаления; Ну же, Таня, говори! (М.Г.) - предложение побудительное, по интонации - восклицательное, в нем выражено нетерпение, досада; - Ты чего,- кричит он зло и грубо,- ты чего, девчонка, скалишь зубы? (М. Г.)

В предложении выражается вопрос с эмоциональной оценкой (ярости, злобы). В восклицательных предложениях эмоциональность создается: также употреблением восклицательных частиц как, какой, что за, вот, вот так, же, ну и др.: Как дорог мне в родном народе тот молодеческий резон, что звал всегда его к свободе, к мечте, живущей испокон! (Тв.).

Выражение эмоционального отношения говорящего к окружающему миру включает:

Оценку окружающего, происходящего (восхищение, ирония, презрение, вера, сожаление и т.п.): Какой замечательный день! Мы обязательно еще встретимся с тобой!

Побуждение к действию: Да иди же сюда скорей!

Непосредственную эмоциональную реакцию: Караул! Грабят!

Восклицательное предложение характеризуется пятой интонационной конструкцией ИК-5.

Нельзя смешивать предложения по цели высказывания и по интонационной оформленности. Так, повествовательное предложение, содержащее информацию, которая кажется говорящему весьма важной может быть произнесено с восклицательной интонацией: Поезд отходит в 7 часов!; Опять пропустил занятие! Вопрос может быть произнесен также с восклицательной интонацией: Как, ты еще не ушел?! В этом случае вначале ставится вопросительный знак, а затем восклицательный. Побудительное предложение, которое, казалось бы, предназначено для передачи чувств, может быть произнесено со спокойной интонацией: Помоги мне донести чемодан.

 

Порядок слов в предложении

 

Изменение порядка слов в предложении может изменить синтаксические функции. Ср.: Мороз был сильный (Сильный был мороз!) - Был сильный мороз: Зима стояла затяжная (Л. Мартынов) (Затяжная стояла зима!) - Стояла затяжная зима.

Основные способы выделения коммуникативного центра высказывания:

. Логическое (или «фразовое») ударение позволяет выделить информативный центр предложения при любом порядке слов. Например, в предложении Расцвели цветы в нашем саду смысловым центром могут быть разные члены предложения.

. Важнейшим средством выделения коммуникативного центра предложения в устной и письменной речи является порядок слов.

Функции порядка слов в русском языке разнообразны, из них наиболее существенными являются структурная (грамматическая), коммуникативная и стилистическая. На прямой (обычный) порядок слов часто не обращается внимания: он привычен, а между тем порядок слов способен быть средством выражения коммуникативной, стилистической и других функций лишь на фоне прямого порядка слов, выявленного в структурном аспекте.

Примеры предложений с прямым порядком слов: Ветки живых дерев медленно, величаво зашевелились. (Л. Толстой); Золотые искры солнечного света вспыхивают и гаснут, в полных каплях хрустальной росы, (М. Горький); В первый раз запел я про любовь (С.Есенин).

При изменении указанного порядка в предложении возникает обратный (инверсионный) порядок слов. Чаше всего для этого составное именное сказуемое переносится в начало предложения Как радостен был прошедший праздник; Главной заботой врачей было организовать надлежащий уход за больными. В этом случае сказуемое несет на себе логическое ударение, что приводит к усилению выразительности высказывания. Изменение обычного, прямого порядка слов в предложении приводит к их смысловому и эмоциональному выделению. Ср.: Ее лицо прекрасно! Глаза, волосы, руки красивы! (прямой порядок слов) и Прекрасно ее лицо! Красивы глаза, волосы руки! (инверсионный порядок слов).

 

Интонационные конструкции

 

Повествовательные и вопросительные предложения сами по себе могут иметь различную интонацию. Все зависит от того, что они выражают: удивление, неуверенность, предположительность, несогласие или просто говорящий не понял и переспрашивает. Это свидетельствует о разнообразии и богатстве русской интонации, но соответственно и усложняет ее изучение.

Возникает еще один вопрос: неужели во всех случаях характер предложения, т.е. повествовательное оно или вопросительное, определяется только интонацией? Или в русском языке есть наряду с интонацией какие-то дополнительные средства?

Чтобы ответить на поставленный вопрос, сравним две онегинские строфы. В них умышленно в конце некоторых фраз или их частей вместо знаков препинания поставлены круглые скобки. Как узнать, вопросительное это или повествовательное предложение, и что подсказывает, с какой интонацией его следует произнести?

Глава восьмая

Тогда - не правда ли () - в пустыне,

Вдали от суетной молвы,

Я вам не нравилась... Что ж ныне

Меня преследуете вы ()

Зачем у вас я на примете ()

Глава четвертая

В глуши что делать в эту пору ()

Гулять () Деревня той порой

Невольно докучает взору

Однообразной наготой.

Скакать верхом в степи суровой ()

При отсутствии знаков препинания не всегда легко определить, с какой интонацией следует произнести текст?

В первой онегинской строфе частица ли, вопросительные слова что, зачем, не потому ль служат ориентирами, требуют вопросительного знака в конце предложения. Во второй строфе только логика изложения может подсказать интонацию и тут можно ошибиться. Если предположить, что А. С. Пушкин, задав вопрос «В глуши что делать в эту пору?», советует гулять, скакать верхом в степи суровой, читать, тогда это повествовательные предложения и на месте скобок ставятся точки. У А.С. Пушкина стоят не точки, а вопросительные знаки.

Характер интонации, как мы видим, определяется замыслом пишущего или говорящего.

При всем разнообразии интонаций их можно объединить в наиболее характерные для русского языка типы. Для этого прежде всего необходимо найти в выражении центр - основной ударный слог. Например, во фразе «Мальчик взял книгу» примем за центр слово взял. Все, что находится перед центром, называется предцентровой частью, а то, что после центра - постцентровой. Предцентровая, центр и постцентровая части образуют интонационную конструкцию - ИК.

Не обязательно все составляющие интонационную конструкцию должны быть представлены в речевом такте. Например: Вечер! Где? Здесь. ИК этих фраз состоит из одного центра. Вечер наступил. Где книга? Здесь лежит. - ИК имеет центр и постцентровую часть. Вот и вечер. Книга где? Лежит здесь. - ИК состоит из предцентровой части и центра.

Есть еще одна особенность, которую также необходимо учитывать, когда определяется тип интонации, в результате чего изменяется структура ИК. Например, если интонационно выделить первое слово, тогда оно будет центром, а остальные слова образуют постцентровую часть. Если же интонационно подчеркивается последнее слово, тогда предложение состоит из центра и предцентровой части. Ср.: Толик взял книгу и Толик взял книгу.

Для определения типа ИК важно также различать, как изменяется основной тон: повышается он или понижается. Тон произнесения гласных может быть ровным, нисходящим, восходящим, нисходяще-восходящим, восходяще-нисходящим. По изменению тона можно судить о цели высказывания и о субъективном к нему отношении говорящего.


Исследовательская часть

 

Запишем фразу: «Мы пойдем завтра на речку». Никакого знака препинания в конце предложения ставить не будем. Как в таком случае понять, то ли приглашение, то ли вопрос? Если вопрос, то о чем? О том, кто пойдет или куда пойдет, а может быть, когда пойдет? Но если мы произнесем это предложение вслух, по интонации сразу можно понять, повествуем мы или спрашиваем. И о чем спрашиваем.

Предложение представляет собой высказывание, для которого характерна смысловая и интонационная законченность.

Повествовательное предложение имеет восходящую интонацию: сначала тон повышается, затем понижается. Повышаться тон может несколько раз.

 

Барышня побледнела и долго смотрела на него страдающим взором. (Н. Тэффи)

В вопросительном предложении тон голоса повышается на самом важном слове. В зависимости от места этого слова интонация может быть восходящей, нисходящей или восходяще-нисходящей.

 

Куда ты мчишься, гордый конь. (А.С. Пушкин)

 

«Отчего же вы не спите?» - спросил я. (Н. Тэффи)

 

Разве рыба здесь ловится? (Н. Островский)

Интонация побудительных предложений зависит от того, приказ или просьбу оно содержит. Предложение со значением приказа произносится с повышением тона. Высказывание, содержащее просьбу, произносится на более низком тоне.


 

Уж вы не мешайте мне (Н. Тэффи)

 

Простите, голубчик, но вы напрасно поставили розу около камина. (Н. Тэффи)

Отсюда можно заключить, что в языке существуют определенные типы интонации. В русском языке выделяется семь типов ИК. Рассмотрим их.

В повествовательном предложении при выражении завершенности предцентровая часть произносится в среднем тоне, на гласном центра тон понижается, постцентровая часть звучит ниже среднего. Представим это схематично:

ИК-1

Какие у них обычаи.

Нейтральное законченное повествовательное предложение в русском языке оформляется обычно простым понижением тона. В общем вопросе в русском языке ударный слог отмечен крутым и высоким подъемом тона.

Например:

Тиха украинская ночь (П.).

Идет-гудет Зеленый Шум... (Н.).

Костер догорел... Лагерь проснулся (Г. Ф.);

Наступил день спектакля (Ф. Ш.);

У вопросительных предложений, обращений предцентровая часть также произносится в среднем тоне, а постцентровая - ниже среднего, на гласном центра движение тона ровное или нисходящее, но в отличие от ИК-1 усилено словесное ударение (оно на схеме обозначено жирной чертой).

ИК-2

Какие у них обычаи?


Отличительной чертой русского общего вопроса является резкое и быстрое повышение тона, реализующееся в пределах ударного слога предиката вопроса: в других типах восходящей мелодики повышение бывает более плавным и растягивается на последовательность заударных слогов.

Который сейчас час?

Что ты сейчас делаешь?

Передай письмо отцу, Алексей.

Если приходится повторить вопрос или произносится вопросительное предложение без вопросительного слова и только интонация определяет его характер, тогда используется ИК-3.

ИК-3

Какие у них обычаи?

 

Толик взял книгу?

Толик взял книгу?

Например:

Что удалось сделать сегодня?

Дождь будет завтра?

Новая книга понравилась?

В чем отличие ИК-3? Только в том, что на гласном центра тон резко повышается. Интонация в данном случае позволяет говорящему подчеркнуть то, что его интересует: или кто взял, или взял ли, или что взял. При выражении сопоставительного вопроса, а также вопроса с оттенком требования интонация имеет свои особенности: на гласном центра тон понижается, затем повышается, предцентровая часть произносится средним тоном, а в постцентровой высокий уровень тона держится до конца конструкции.


ИК-4

А у них? Какие у них обычаи?

 

Ваш адрес?

Ваша фамилия?

Например:

Ваши документы?

Вас зовут?…

Различная степень изменчивости, или вариативности, мело<


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.151 с.