Музейный менеджмент в период реформирования бюджетной сферы — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Музейный менеджмент в период реформирования бюджетной сферы

2020-04-01 121
Музейный менеджмент в период реформирования бюджетной сферы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Экономики.

Культурное пространство страны, отдельно взятого региона и населенного пункта складывается из двух составляющих:

ü историко-культурного наследия, которое состоит из материальных и нематериальных ценностей, значимых для самобытности данной нации, и с экономической точки зрения характеризует объем и масштабы культурного пространства, его качество и сущность;

ü культурных благ, товаров и услуг, являющихся результатом духовного производства и проявляющихся в качестве инвестиций в человеческий капитал.

В экономические отношения входит та часть культурного пространства, которая требует затрат экономических ресурсов и профессиональной организации производства товаров и услуг. Музеи связаны с обеими составляющими.

Музеи могут быть и являются инструментом развития территории, не только делая ее привлекательной для туристического бизнеса, но и формируя общественно-социальную среду, которая влияет на экономику региона и обеспечивает качество жизни.[8]

Коммерциализация инвестиций в человеческий капитал. По мнению ректора Академии народного хозяйства при Правительстве РФ В. Мау, государство первостепенное внимание должно уделять инвестициям в человеческий капитал, и особенно в здравоохранение и образование - секторы, генерирующие спрос на развитие других отраслей и услуг: инвестиции в людей перспективнее, чем непосредственно в производство, считает он.[9] Реформаторы же очевидную сторону влияния культуры, в т. ч. и музеев, видят в социоэкономическом развитии территории, привлечении туристов.

Степень сложности данного вопроса отражает его оценка участниками круглого стола, прошедшего в рамках Второго Московского международного форума "Культура плюс", цитатой из чеховской "Чайки": "Нужны новые формы, а если их нет, то ничего не нужно". И это подтверждает практика. Например, фестивали, которые в 60-е гг. играли прогрессивную роль, сегодня запротоколированы и мертвы.

Никем даже не озвучена идея о том, что оживить фестивальную традицию можно, лишь изменив умонастроение в обществе. Это же касается всех остальных так называемых новых стратегий.

Такая важная тема одной из дискуссий круглого стола, как "Универсаль­ные стратегии в развитии в региональных контекстах", вылилась попросту в об­суждение плюсов и минусов массового туризма как основного источника доходов и главной стратегии взаимодействия культуры и экономики. По сути, вся дискуссия свелась к констатации факта, что массовый туризм - самый успешный способ делать деньги.

О новых же культурных формах взаимодействия говорилось вскользь, словно такие вопросы вообще бесполезно поднимать. Казалось бы, название форума "Культура плюс" предполагает в первую очередь тему духовного развития людей в контексте экономических и социальных реалий, а на деле получилось что-то типа "Бизнес плюс" и где-то на периферии - культура.

Отсутствие государственных приоритетов и целей социокультурного развития отразилось и на способах позиционирования регионами своих культурно-национальных особенностей, ландшафтных и исторических компонентов в целях развития туристического бизнеса. В 2006 г. Государственной Думой был принят законопроект о создании в России особых экономических - туристско-рекреационных - зон. На Первом международном форуме "Особые экономические зоны" большой интерес вызвал проект "Тульский феномен", который представил культурные бренды региона: "Ясная Поляна", "Куликово поле", "Тульский пряник", "Тульский самовар", "Музей оружия" и др. А например, Тверская область с ее богатейшим историческим и культурным наследием, развитой музейной сетью не нашла ничего лучшего, как позиционировать себя в качестве родины Кощея Бессмертного. Данный подход достиг апогея в г. Мышкине. Помимо бренда - "Музея мыши" здесь строится Дворец мыши, где будет тронный зал для церемонии вручения ордена Мыши, учрежденного муниципалитетом за вклад в развитие города.

Налицо подмена человеческих ценностей мифологией, которая не является вкладом в человеческий капитал и вряд ли может способствовать дальнейшему социокультурному развитию. Это чисто коммерческий подход, ведущий к фарсу.

Сказочник Гофман и подумать не мог о реальности такого сюжета. Его родина зарабатывает на культурных феноменах, например, в небольшом немец­ком городке Веймаре, который позиционируется как родина Гете, туризм ежегодно приносит около 30% всего городского бюджета. Однако, судя по выступлению на упомянутом форуме "Культура плюс" мэра г. Веймара Стефана Вольфа, имя Гете очень важно для жизни города, но не является определяющим в его культурном ландшафте. Важен системный подход. В Веймаре есть два крупных вуза (консерватория и институт дизайна), где готовят творческих деятелей. Кроме того, имеется около трехсот архитектурных бюро, а также немало предприятий, работающих в области медиа и дизайна.

Главная задача городских властей Веймара состоит не в том, какую стра­тегию развития выбрать, а в том, каким способом удержать людей в городе, обеспечить их интересной и достойно оплачиваемой работой. Им важно соединить деятельность и пристрастия активных групп. Поэтому в Веймаре существуют фонд Веймарской классики, Немецкий национальный театр, Городской совет сохранения памятников архитектуры, туристические компании и т. д.

Каждый из субъектов заинтересован в развитии культурного ландшафта и в подготовке для него своих кадров.

Подобный системный подход был продемонстрирован во время проведе­ния Всемирного экономического форума в 2006 г., посвященного туризму. Участники определили четыре необходимых для его успешного развития параметра: наличие законодательства, развитой инфраструктуры, бизнеса и историко-культурного наследия. Достоинством для развития туризма признано наличие развитой топливной базы, железнодорожного транспорта, школьного образования, недостатком - неразвитость бизнеса, неприветливость населения. Россия по совокупности всех этих показателей заняла лишь 68-е место.

Коммерциализация процесса презентации наследства. Обратимся к американскому опыту, который многими реформаторами взят за образец в плане того, как культура функционирует на принципах самофинансирования при минимальном участии государства.

По мнению президента международной фирмы "Международные страте­гии в области наследия", специализирующейся на стратегическом планировании в области управления наследием, Донована Д. Рипкема, сегодня историческое наследие объединяет мир, развивает туризм и, что еще важнее, дает надежду на то, что памятники прошлого смогут вдохновить будущие поколения. Однако в малых городах Америки быстро посчитали - для того чтобы успех был стабильным, стратегия должна основываться на трех принципах:

ü подлинности истории - городки-новоделы в стиле Дикого Запада или

ü аттракционы в виде баварской деревни могут заинтересовать туристов, но успех будет непродолжительным;

ü распространении успеха на весь регион - качество обслуживания во всех структурах (качество дорог, гостиниц, магазинов и т. д.) должно соответствовать стандартам;

ü неповторимости особенностей (инвестиционной привлекательности) места.

Сохранение и презентация исторического наследия означает преумножение материальных ценностей, затрагивает трудовые, финансовые, налоговые и другие вопросы, т. е. фактически касается почти всех проблем местной экономики.

Американская ситуация прямо противоположна российской, где рефор­маторы "навешивают" на музеи в плане социокультурного развития бизнес-функции, в т. ч. и по "раскрутке" туризма. По мнению Донована Д. Рипкема, когда-то задача сохранения исторического наследия целиком ложилась на плечи музеев. [10]Сейчас сохранение исторического облика города стало главным аспектом программ жилищного строительства, проектов по оживлению центральной части города, программ развития туризма и разнообразных арт-проектов. Осознавая экономическое значение историко-культурного наследия, нельзя забывать об истинном предназначении музеев - не только выполнять миссию по его сохранению и презентации, но и воспитывать будущих его защитников.

Вопрос об упомянутом выше качестве жизни для российского общества также является дискуссионным. Понятно, что для Америки и Европы оно характеризуется одними ценностями - в основном материальными, а для России - другими.

Более всего с качеством жизни связана проблема социального оптимизма и гордости за место, в котором живет человек. С этих позиций сохранение историко-культурного наследия, деятельность по формированию исторической памяти является одним из наиболее эффективных способов создания и поддержания связей людей со своим сообществом.

Показателем отношения к этому индикатору явилась выставка "По волнам нашей памяти" (городская жизнь. Середина 1920-х - начало 1960-х гг.), прошедшая в Государственном Историческом музее в конце 2006 - начале 2007 г. Ее авторы поставили целью показать повседневную жизнь различных социальных слоев советского общества. В экспозиции была развернута система бытовых интерьерных комплексов: казенных квартир государственной элиты, коммунальной кухни, общежития, фрагментов интерьеров общественных и социально-бытовых помещений. По мнению журналистов, выставка рассказала про убогий, но с годами кажущийся все более прекрасным, быт.

Интересно отметить отношение посетителей к параметрам качества жизни. Лишь немногие в "Книге отзывов" намекали о попытке возвести нищету в эстетическую категорию. Большинство же благодарили за воспоминания, доставившие радость. Показательны такие записи: «В период тотальной разобщенности память возвращает нас в то время, когда люди жили без комфорта, но были "настоящие"». "Люди жили скромно и достойно, не своим бытом, а одним общим большим делом". Очень характерна запись молодой девушки: "Приятно посмотреть на быт без мещанства и излишеств. Многим близки ценности того времени, а не стремление к наживе и отсутствие веры в завтрашний день".

Коммерциализация социальной активности населения. Со второй составляющей культурного пространства, потребляющейся в виде культурных благ, товаров и услуг, связана экономическая теория, популярная в 80-90-е гг. XX в. на Западе. Она определяла экономическую ипостась культуры следующим образом. Культура воздействует на экономику тем, что становится элементом воспроизводства способности человека как рабочей силы, а следовательно, влияет на характер, результативность и масштабы экономической деятельности. Социально-экономическая эффективность ее в этом контексте связывается с влиянием на важнейшие параметры социального и экономического развития общества:

ü рост производительности труда;

ü прирост национального дохода;

ü рациональное использование свободного времени;

ü повышение культурного уровня населения.

Рыночный характер отношений посеял иллюзию возможности рыночного регулирования приносимой культурой пользы в сфере повышения производительности труда как фактора роста социально-общественного богатства страны. Сформулированная на этой основе теория "социальных товаров" выдвинула идею дифференцированного отношения к культуре и искусству как объектам действия рыночных механизмов, исходя из социальной значимости отдельных видов культурных услуг и объема платежеспособности населения.

Данный аспект и был взят на вооружение российскими реформаторами. В контексте этой теории культура рассматривается ими как функционально свя­занная со всем общественным производством, в особенности с воспроизводством рабочей силы и "интеллектуальным оснащением" работника, необходимым для осуществления профессионального труда, а также как средство развлечения и отдыха. Человек в данном случае рассматривается в качестве отлаженного механизма, на который благотворно влияет потребление культурных благ и услуг.

С этих позиций были разработаны показатели социальной эффективности культурных услуг:

индекс социальности Вайсброда;

ü коэффициент социальной рентабельности (денежная оценка социального эффекта относительно затрат на производство данного социального эффекта);

ü показатель чистой - приведенной социальной стоимости;

ü индекс социальной доходности и т. д.

По признанию исследователей, эти формализованные показатели не все­гда поддаются исчислению и не учитывают временной оценки. Данные параметры могут быть взяты на вооружение, но они не учитывают многогранность социокультурной роли учреждений культуры. По признанию многих специалистов это одна из главных проблем бюджетной реформы, ориентированной на результат.

Интересные исследования по этому поводу провели сотрудники Алтай­ского краевого центра народного творчества и досуга. По их мнению, социально-экономическая активность действительно является основой (главным фактором) человеческого существования и развития, однако это не единственное условие человеческой жизнедеятельности и развития социума.

Данные статистики говорят о том, что социально-экономическая активность населения сопровождается социально-культурной пассивностью, и наоборот, социально-культурная активность - социально-экономической пассивностью.

Отсутствие инвестиций в большинстве регионов РФ отрицательно сказы­вается на количестве рабочих мест. Безработица служит стимулом (появляется больше свободного времени) для проявления социально-культурной активности, которая, в свою очередь, становится способом адаптации к неблагоприятным жизненным обстоятельствам. В ходе исследования выявилось любопытное противоречие:

ü культурно-развлекательная активность способствует адаптации к безра­ботице;

ü культурно-познавательная активность - поиску способов ее преодоле-

В экономически депрессивных регионах для учреждений культуры открывается огромное поле деятельности: формируя ценности труда, познания, они могут "вытащить" регион из депрессивной "ямы", пробудить население от "спячки".

Таким образом, социально-культурные факторы (доминирование в социуме культурно-познавательных установок и ценностей над культурно-развлекательными) усиливают социально-экономическую активность населения.

Анализ имиджформирующих качеств интернет-ресурса музея.

Имидж - это специально созданный, а не возникший спонтанно образ. Создание репутации - дело многих лет, тогда как для ее разрушения достаточно одной минуты. Поэтому, даже если имидж уже не требуется создавать, всегда существует необходимость его поддержания, укрепления, корректировки.

Глобальная сеть интернет тоже начала играть имиджформирующую роль, но преимущественно на уровне имиджа отдельных организаций и их ресурсов: дизайн сайтов выдерживается в фирменном стиле, контент увязывается с корпоративной РК-политикой. Но подобного узкокорпоративного понимания имиджа явно недостаточно, особенно если влияние учреждения культуры вполне можно распространить по всему региону.

В последние годы культурный туризм объявлен одним из приоритетов регионального развития. Поэтому РР-деятельность в области культуры насущно требует целенаправленной работы со "всемирной паутиной": интернет как мощнейший инструмент продвижения способен сформировать туристские предпочтения пользователя на уровне не только конкретного турпродукта или оператора, но и региона, страны.

Туризм - всеобъемлющая сфера, в которой деятельность субъектов не может быть сепаратной: к примеру, учреждение культуры ("производитель" тур-продукта) и туроператор ("упаковщик") работают в итоге друг на друга.

В любом случае, используется ли интернет для создания имиджа или его изменения, возникает множество вопросов:

ü насколько возможно управление имиджем региона в web-пространстве?

ü какие для этого существуют пути?

ü насколько интернет-ресурс отдельной организации, в частности организации культуры, может повлиять на имидж региона?

ü какие факторы определяют имиджформирующие качества интернет-ресурса?

Рассмотрим некоторые варианты ответов на примере региональных пред­ставительств, в частности Ярославского региона.

Существует легкий способ выяснить, каким регион видится пользователю глобальной сети " потенциальному туристу. Достаточно задать поисковым системам ряд вопросов, которые приходят на ум любому человеку, собравшемуся в туристическую поездку. Пользователь может столкнуться с двумя серьезными проблемами: либо ресурсов оказывается недостаточно, либо их содержание не отвечает его запросам.

Многие серьезные городские веб-ресурсы оказываются слабо интегриро­ванными в глобальную сеть и плохо просматриваются извне региона. Казалось бы, подобная проблема имеет чисто технический или маркетинговый характер и зависит исключительно от вложенных средств. Но это не совсем так.

Видимость сайта во всемирной паутине во многом зависит от формулировки метатегов - своеобразных слов-меток, по которым поисковик отыскивает сайт при выполнении того или иного запроса, формулировка таких меток -задача не столько программиста, сколько контент-менеджера, который должен адекватно оценить целевую аудиторию сайта и ее возможные запросы.

Итак, первая двадцатка сайтов, отобранных по релевантности поисковой системой Яндекс на запрос "Ярославль", в целом может предоставить потенциальному культурному туристу всю необходимую ему основную информацию о городе. Другое дело, что эти ресурсы не всегда выполняют декларированные ими функции. Так, практически все городские информационные системы грешат необъяснимым отсутствием активных ссылок в каталогах организаций. К примеру, в рубрике "Культура, искусство" нет ни одной работающей ссылки на сайты музеев, театров, хотя эти ресурсы, безусловно, имеются. В результате подобные порталы утрачивают свое навигационное значение, представляя ярославский интернет более плоским и бедным, чем он есть на самом деле.

Для того чтобы выяснить, какие ресурсы и в какой степени могут повлиять на туристический имидж региона, следует определиться с критериями.

В основе системы критериев лежит набор потребностей и запросов современного культурного туриста:

ü визуальность представления информации, дизайн сайтов, разнообразие и привлекательность используемых изображений;

ü полнота информации с точки зрения потребностей туриста (в культурно-познавательном плане):

ü - общая информация о городе и регионе, маршрутах, достопримечательностях и возможностях для отдыха;

ü гостиницы;

ü проезд, транспорт, расписания, карты, схемы, маршруты;

ü туристический продукт (виды отдыха и развлечений, организации сферы досуга, основные культурные события в течение года, маршруты, достопримечательности, памятники, культурные события, сувениры, экскурсии);

ü бытовые услуги (питание, медобслуживание, связь, прокат);

ü коммуникативность ресурса: наличие обратной связи, интерактивных сценариев, дистанционных услуг (форумы и гостевые книги, интерактивные карты, путеводители, возможность заказа билетов, бронирования номеров, покупки сувениров через интернет);

ü наличие перевода на иностранные языки;

ü оригинальность интерпретации информации, наличие "изюминки";

ü обновляемое сайта, свежесть информации.

Визуальный облик сайтов, разумеется, сильно разнится и зависит от мно­гих факторов. Тем не менее, подавляющее большинство сайтов, попавших в первые десятки, - это хорошо продвигаемые, профессионально выполненные ресурсы. Но фотографий города мало даже на городском сервере "Туристический Ярославль", и зачастую вообще визуально отсутствует какая-либо ярославская специфика, какие-либо намеки на "региональный стиль".

Что касается коммуникативных и интерактивных качеств ресурсов, то, помимо системы бронирования гостиниц, есть возможность узнать расписание поездов (к сожалению, без возможности забронировать билеты), посмотреть карту города и схему движения городского транспорта. Но такого интерактива все же недостаточно. Не хватает более широких возможностей - задать инте­ресующие вопросы специалистам в сфере туризма, заказать экскурсии, зарезервировать билеты (как транспортные, так и на культурные мероприятия), купить сувениры, сконструировать индивидуальный туристический маршрут.

Важность перевода сайта на иностранные языки комментировать не приходится: например, именно благодаря его наличию в системе видны сайты администрации Ярославской области и ярославского вуза. К сожалению, наличие иноязычной версии сайта еще не стало хорошим тоном в городском интернете. Исключением являются ресурсы административных органов и турфирм, а также некоторые сайты организаций культуры (например, на коллективном музейном портале "Вместе" перевод имеется, а сайт Ярославского художественного музея полностью англоязычный).

Важным для имиджформирующей роли сайта является оригинальность интерпретации информации. Однообразие трактовки ярославских достопримечательностей делает образ города стереотипным.

Так, во всех интернет-ресурсах города присутствуют фотографии храмов (преимущественно церквей Ильи Пророка и Богоявления), сделанные с одного ракурса, в итоге создается впечатление, что, кроме этих двух памятников, в городе нечего посмотреть. Интернет - это та среда, в которой можно эффективно и эффектно ломать подобные стереотипы посредством включения в туристический образ города новых объектов, событий, продуктов.

И наконец, обновляемость ресурса является свидетельством его жизнеспособности и востребованности - истина старая, но требующая непрестанного повторения.

Чрезвычайно полезно применить все вышеперечисленные критерии для оценки сайтов учреждений культуры, в частности музеев.

Сайты музеев довольно часто могут выступать своеобразными интернет представительствами региона, особенно в том случае, если регион известен именно своим туристическим потенциалом.

Так случилось, например, во Владимире, когда на запрос о городе все поисковые системы выдавали в первой десятке сайт Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Подобное происходит со многими небольшими городами и поселками, в которых музей является "градообразующим предприятием" и, за­частую, лидером местного интернет-пространства. Ярчайшим примером служит Соловецкий музей-заповедник.

Определенные технические сложности возникают с наполнением сайтов интерактивными компонентами (впрочем, гостевые книги уже считаются нормой, хотя с интернет-услугами пока сложнее), а также с переводом контента на иностранные языки.Критерий, который выше был обозначен нами как "полнота туристической информации", для музейного интернет-ресурса является наиболее важным. Он неразрывно связан как с содержанием, так и со структурой сайта. Например, традиционные разделы любого музейного сайта -"Коллекции", "Экспозиции", "Выставки", "История музея" - явно придуманы музейными специалистами для музейных специалистов. Если исходить из мысли, что музейный сайт рассчитан на гораздо более широкую аудиторию, в т. ч. иногороднюю, то его содержание и структура должны быть ориентированы и на "приземленные" интересы рядовых посетителей. Поэтому информация: а о времени работы музея;

ü его местоположении (не только адрес, но и карта, транспортная схема, пути подъезда);

ü наличии инфраструктуры (точки питания, магазины, автостоянки);

ü предоставляемых услугах (бронирование билетов, заказ экскурсий) -должна стать первоочередной.

В то же время на подавляющем большинстве музейных сайтов главная страница чаще всего содержит новости или раздел неопределенного содержания с невразумительным, ничего не говорящим названием "Наш музей".

Практика показывает, что полнота информации, демонстрируя подлинную заботу о приезжих, нисколько не помешает местным жителям -им подобные сведения требуются не меньше.

Существует мнение, что музейный ресурс не должен делать ссылки на сайты турфирм или гостиниц - на том основании, что музей "не обязан бесплатно размещать рекламу своих конкурентов". Подобная демонстрация "независимости" музеев есть результат непонимания следующего факта.

Каждый из субъектов туристического рынка производит услуги и продукты, комплементарные для услуг и продуктов, поставляемых другими субъектами. Здесь каждый играет свою собственную роль, но в итоге работает на других.

На сегодняшний день Ярославль воспринимается преимущественно как часть раскрученного туристического маршрута "Золотого кольца". Несомненно, именно этот фактор способствует популярности города среди туристов. И он же приводит к неблагоприятным последствиям: маршруты однотипны и не оригинальны, что не устраивает многих современных туристов с неординарными запросами.

Ярославль следует рассматривать как туристический бренд, торговую марку, репутация и привлекательность которой напрямую зависят от методов ее продвижения.

Имидж является ресурсом развития региона, служащим для привлечения не только туристов, но и партнеров, инвесторов. Интернет, пожалуй, наиболее дешевый и эффективный способ формирования имиджа региона, но и наименее управляемый.

На сегодняшний день не существует каких-либо точных рецептов управления развитием веб-пространства. Это самая анархическая сетевая система современного мира, здесь невозможны цензура или административные методы. Иерархии сайтов не существует (если не считать позиций в списках поисковиков или закладках пользователя), но есть иерархия организаций, которым эти сайты принадлежат.

Например, в случае с имиджем региона наиболее очевидна заинтересованность региональных (городских и областных) властей, в подчинении которых находится ряд организаций, имеющих интернет-представительства. И здесь возможны такие простейшие методы решения проблемы, как формулировка обязательных требований к интернет-ресурсам и контроль их качества. Но, разумеется, это крайне ограниченный путь.

Другая возможность развития интернет-ресурса - это конкуренция. Так, упомянутый Владимиро-Суздальский музей-заповедник, став лидером регионального интернета по спискам поисковиков, вызвал ответную реакцию со стороны владимирских турфирм: их деятельность в глобальной сети заметно активизировалась, а уровень представления туристической информации на сайтах заметно вырос.

Спонтанное конкурирование может быть искусственно стимулировано. К примеру, с помощью объявления регионального интернет-конкурса, а также поддержки сайтов, наиболее полно отвечающих запросам имиджевой политики учреждения.

Таким образом, речь идет о формировании региональных стандартов интернет-ресурсов. Кроме того, помимо чисто технических стандартов, касающихся необходимого набора определенных качеств, возможна выработка приоритетов в отношении содержания сайтов.

Расширение событийного ряда: размещение календаря туристических событий (бег русских троек "Золотая грива", фестиваль "Преображение", фестиваль "Джаз над Волгой", День города, День пива и др.).

Введение в "туристический оборот" не задействованных в нем объектов инфраструктуры: турагентства уже пытаются своими методами заинтересовать иностранцев, уставших от храмов на волжском маршруте, и водят группы, например, к зданию ТЮЗа; в городе можно найти и другие, не менее интересные объекты " не обязательно по эстетическим характеристикам: ледовый дворец "Арена-2000 Локомотив", Петропавловская церковь (аналог Петропавловского собора в Петербурге), необычное здание областного архива. Таких объектов можно найти множество, и их презентация в интернете может сместить туристические маршруты с исхоженных троп.

Продвижение темы. Тема 1000-летия Ярославля оказалась чрезвычайно важной для развития туризма в городе, поскольку к 2010 г. планируется создать значительное количество объектов туристической инфраструктуры, провести реставрационные и реконструкционные работы в историческом центре.

Юбилей - особый повод для притока в регион больших капиталов и хороший информационный повод, привлекающий дополнительное внимание к городу.

Использование бренда ЮНЕСКО. Включение исторического центра Яро­славля в июле 2005 г. в Список всемирного наследия ЮНЕСКО открывало широкие возможности для позитивного пиара по всему миру.

Важным условием продвижения образа территории могут стать:

ü интерпретация и промоушн культурных ресурсов;

ü формирование региональных интернет-стандартов;

ü выработка форм отношений субъектов виртуального пространства "в реальном мире". В целом, приведение музейного сайта в соответствие с обозначенными

критериями - всего лишь вопрос критического взгляда на вещи. В большинстве случаев подобная работа не требует значительных финансовых затрат и профессиональных кадров, но имеет огромную отдачу. Сайт, способный удовлетворить потребности в информации потенциального туриста, не только служит инструментом маркетинга, не только продвигает услуги учреждения культуры, но и содействует реализации его РК-стратегии.

Вопрос влияния на процесс формирования и развития, имиджформирующих характеристик местных ресурсов рассмотрен здесь лишь в первом приближении, и хотелось бы надеяться, что в дальнейшем эта тема получит развитие с точек зрения менеджмента интернет-ресурсов и регионального имиджмейкинга.


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.069 с.