Сходства романа с другими произведениями — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Сходства романа с другими произведениями

2020-04-01 141
Сходства романа с другими произведениями 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Уже при первом прочтении романа читатель узнает влияние, выражающееся в образах, фразах и строении сюжетной линии, влияние произведений таких писателей как Гете, Данте и Гофмана. Особенно сильно влияние, вплоть до прямых цитат, Гофмана, Сковороды и поэзии провансальских трубадуров - альбигойцев. Критика искала истоки романа в первую очередь в произведениях великих, мировых классиков и философов. Спору нет, образованность и энциклопедическая начитанность Михаила Афанасьевича давали на то все основания. Остановимся поподробней на этих исследованиях. 4.1Опера "Фауст" Гуно. Правильней всего будет сказать, что Булгаков основывался не на произведении Гете "Фауст", а на опере Гуно по мотивам этого произведения.   Первое же бросающееся в глаза сходство - характеристика Воланда. Вспомним: серый берет, трость с набалдашником в виде головы пуделя, правый глаз черный, левый зеленый, брови одна выше другой. Характеристика Мефистофеля ни на йоту не отличается от Воландовской:  берет, трость с набалдашником, разные глаза и брови. Сам эпиграф к роману - строки из Гете "...так кто ж ты наконец? Я - часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо". Следующее сходство: Берлиоз и Бездомный успели заметить в паспорте и на портсигаре Воланда букву "W", которую можно прочитать (с другой стороны портсигара) и как "М" - Мефистофель.И, наконец, сам Мастер говорит Бездомному: "- Простите, может быть, впрочем, вы даже оперы "Фауст" не слыхали?".Такие явные подчеркнутые намеки, рассыпанные по всему произведению, вплоть до того, что по неработающему телефону нехорошей квартиры исполняется "...и скалы мой приют...", даже настораживают, и вспоминается старый прием используемый в детективной литературе и шахматной композиции - ложный след. 4.2Повесть "Золотой горшок" Гофмана. В "Мастере и Маргарите" находят целый ряд параллелей с "Золотымгоршком" Гофмана (см. таблицу аналогий 1). Таблица аналогий 1. Гофман                                                                       Булгаков 1.У архивариуса Линдгорста (он же князь   У Воланда в обычной московской духов Саламандр) в небольшом домике       квартире помещаются бальные  помещаются огромные залы, зимние          залы,а в садах перекрикиваются попугаи. сады с птицами-пересмешниками. 2.Старуха-ведунья, разговаривая с              Азазелло говорит Маргарите: "Так Ансельмом, говорит: "Ну, так сиди              пропадите же вы пропадом... тут и пропадай!"                                             Сидите здесь на скамейке одна!" 3.Вероника думает, что кот старухи  -          Кот Бегемот оказывается в ночь образованный молодой человек.                  превращений юношей-демоном. Наконец, сама идея сказки Гофмана состоит в том, что "каждому будет дано по его вере", а именно эти слова вкладывает Булгаков в уста Воланда.

 

4.3Поэзия провансальских трубадуров (Альбигойцев).        Поэзия и история альбигойцев использована Булгаковым, в основном, в двух направлениях - для создания образа Коровьева и по линии убийства Иуды.          Образ Коровьева. "- Почему он так изменился - спросила тихо Маргарита под свист ветра у Воланда.      - Рыцарь этот когда-то неудачно пошутил,- ответил Воланд, - его каламбур, который он сочинил, разговаривая о свете и тьме, был не совсем хорош. И рыцарю пришлось прошутить немного больше и дольше, нежели он предполагал."         Напомним, что в течении всего романа Коровьева называют "рыцарь". Итак, Коровьев превратился в фиолетового рыцаря, из-за какого-то каламбура. В одной из книг об истории альбигойцев, в одной из ее глав заглавная буква была оформлена в виде рыцаря в фиолетовом...          Тулуза была осаждена предводителем крестоносцев Симоном де Ги. Тулуза была близка к падению и, когда в одной из атак Симон де Ги был убит снарядом, тулузсцы были чрезвычайно обрадованы этим событием. Один из рыцарей сочинил изящный каламбур, который звучит примерно так:           На всех в городе, поскольку Симон умер,           Снизошла такая радость, что из тьмы сотворился свет.          По-провансальски каламбур звучит красиво и весьма изысканно, так что каламбур рыцаря не мог быть "не совсем хорош" по форме, но по содержанию... Тьма, по альбигойским догматам, отделена от света совершено и по этому каламбур не может устраивать ни силы света, ни тьмы.               Продолжать можно еще очень долго: можно перечислить влияния таких авторов как Данте, Гоголь, украинского философа Сковороды, у которого Булгаков "позаимствовал" идею "трех миров" и спор архангела Михаила с Сатаною. В некоторых работах отмечено, что возможно одним из прототипов Мастера является Григорий Сковорода, который называл себя мастером в старом значении этого слова, то есть знатоком евангельских текстов, обучающим грамоте по этим текстам (аналогично еврейскому меламеду, или ребе). Все эти источники уже были замечены исследователями булгаковского романа, но совершенно незамеченным остался, на мой взгляд, самый главный, которому Булгаков уделил особое место и внимание в своем романе источник этот - произведение А. Дюма "Граф Монте-Кристо". 4.4"Граф Монте - Кристо" А. Дюма        Если говорить конкретно, то бросаются в глаза две детали - сверхточная стрельба по картам (из туза -десятку) графа Монте-Кристо и Азазелло и капли аббата Фарио (и Азазелло), которыми можно отравить и воскресить.             В обоих романах, в неволе встречаются учитель и ученик: Дантес и аббат Фарио - в тюрьме; Мастер и Иван Бездомный - в сумасшедшем доме. В обоих случаях учитель сам приходит к ученику, за учителем слава тихого сумашедшего, за  учеником – буйного.       Стоит также отметить, насколько похожи буйства Дантеса и Бездомного, когда они узнали, что их привезли в место их заключения. Кроме того, аббат - лицо духовное и полиглот, но и Мастер – полиглот.            Перейдем к тем, кто составляет их свиты. У графа - Гайде, немой эфиоп, контрабандисты, сицилиец с ножом, бандит Луиджи и т.д. У Воланда - Гелла, Бегемот, Фагот, Азазелло с ножом, Абадонна и т.д. А схожие свиты играют схожих королей!             Нельзя пройти мимо такой сцены у Дюма, когда Монте-Кристо с двумя собеседниками беседуют в ожидании зрелища публичной казни через размозжение (MAZZOLATO), а другой - через отделение головы (DECAPITATO). Так и Воланд беседует с Берлиозом и Бездомным  о том, что Берлиозу отрежут голову, MAZZOLATO было произведено трамваем (довольно тупым предметом). DECAPITATO было совершено над несчастным конферансье Бенгальским (Бегемот оторвал ему голову), правда, потом по приказанию Воланда голову вернули, но и в романе Дюма вторая казнь благодаря Монте-Кристо была отменена. Заметим, что очень похожий разговор о планах мести и могущим им помешать внезапной смерти или сумасшествия происходит у графа с Вильфором - который станет объектом этоймести и сойдет с ума (как и Бездомный).        В обоих романах главная героиня не достойна света, но покоя, и Мерседес и Маргарита отдаляются от света и отправляются на покой в уединенный домик.            Можно предложить длиннейший список подобных совпадений (см. таблицу аналогий 2). Таблица аналогий 2.Дюма                                                                  Булгаков I.Структура Роман состоит из двух книг:                           Роман состоит из двух книг: Первая - о Дантесе, преданном                    Одна о Иешуа, преданном и безвинно и безвинно осужденном, вторая -                 осужденном, другая о могущественномо графе Монте-Кристо.                                               существе - Воланде. II.Основные сцены и эпизоды. 1. Монте - Кристо дает роскошный ужин          Воланд дает роскошный бал вбарону Францу Д' Эпине в сказочно                  нехорошей квартире (вертепе вукрашенной пещере (вертепе в буквальном     переносном смысле) с ожившимисмысле). Под действием гашиша оживают        обнаженными грешницами, в томобнаженные статуи грешниц Мессалины,        числе с Мессалиной и Фридой. ВФрины и Клеопатры (все это творится в           конце появляется некий барон, и"голове" барона).                                                только когда из черепа Берлиоза пьют вино - кровь убитого барона, бал                     приобретает законченность.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     2.Монте - Кристо беседует с Францем и  Воланд беседует с Берлиозом и         Альбером  о казнях, планах мщения                        Бездомным о планах и   и дуэлях в ожидании публичной казни 2-х                внезапной смертности (и преступников:1-го через размозжение                      сумасшествии). Затем Берлиозу головы Mazzolato); 2-го через отделение   отрезает голову трамваем (что  (Decapitato). Но 2-й по воле графа                         сопровождалось выбитыми зубами и был помилован. Кроме того был похожий             глазом). А обезглавливание разговор о планах мщения и внезапных              Бенгальского Воланд отменил, голову смертности и сумасшествия с Вильфором.              приставили обратно Сумасшествие прокурора.                                       Сумасшествие Бездомного. 3.Граф стреляет, делая из туза                     Азазелло попадает по намеченнымдесятку, даже попадает в каждый                очкам карты, даже закрытой, и влистик крестового туза.                                  любой из желудочков сердца. 4.Граф "умерщвляет" и "оживляет"             Азазелло отравляет и оживляетВалентину каплями аббата Фариа                Мастера и Маргариту одним и тем(капли используются многократно).                  же снадобьем (фалернское вино). 5.Сцены публичного разоблачения                "Сеанс разоблачения" Семплеярова"князя" Кавальканти на помолвке,                в варьете (публичный!).и прокурора Вильфора в суде. 6.Граф быстро отсылает "отца"                   Бегемот отсылает из Москвы Кавальканти, которого сам вызвал               Берлиоза, которого сам вызвалписьмом.                                                                телеграммой. 7.Римские бандиты, Беппо с Терезой,          Свита Воланда похищает Варенуху,похищают Альбера, но потом, по                   затем пытаются похитить Римского.просьбе графа,- отпускают.                          Воланд Варенуху отпускает. 8.Граф появлется в Опере, чтобы                Воланд появляется в Варьете, чтобыпознакомиться с парижанами и исчезает       посмотреть на москвичей, и тожес середины. (В опере давали                         исчезает с середины"Роберта-дьявола"!)    .9.Благородный бандит Луиджи сжигает       Бегемот и Фагот сжигают валютныйособняк помещика только затем, чтобы        магазин и ресторан, похищая какие-взять платье его дочери.                                то пустяки (халат, семгу и т.д.). 10.Госпожа Вильфор, массовая                      На балу у Воланда присутствуетотравительница, беседует с графом о           массовая отравительница чудо-яде (Аква - тофана).                                   госпожа Тофана. 11.Прокурор из трусости осуждает                Прокуратор из трусости осуждаетневиновного, к которому испытывает             невиновного, к которомусимпатию                                                                   испытывает симпатию. 12.Вильфор закапывает младенца.                 Фрида закапывает младенца.Затем его с соучастницей пугают                  Фриду пугают платком -местом преступления.                                    орудием преступления. 13.Покушение на Вильфора.                           Матвей хочет зарезать, а убийцы Кавальканти зарезал Кадрусса.                     Пилата - зарезали предателя Иуду. 14.Ни одна дуэль не состоялась.                   "Недействительная" перестрелка(Альбера с журналистом, Монте -                  кота с милиционерами, бесполезнаяКристо с Альбером и с де Морсером).            стрельба по Фаготу с Бегемотом. 15.В конце романа - прощение Данглара.       В конце романа - прощение Пилата. IV. Характеристики персонажей.      а) Монте -Кристо                                                              Воланд  1. Свита. Верная Гайде, немой эфиоп, корсиканец          Верная Гелла, Азазелло с ножем, с ножем, контрабандисты, римские                      Фагот-Коровьев, юноша-кот-            бандиты, и склонный к                                        Бегемот.                               переодеванию юноша Беппо                          2. Наднациональность. Из разговоров:                                                   Из мыслей Берлиоза и Бездомного:"Англичанин?"; "Итальянец?"                          "Немец?"; "Англичанин?";"Откуда же он? С конца света?"                       "Нет, скорее француз...";"Быть может еще того дальше?"                       "Поляк?..". 3. Милосердие. Хотя Дантес, после совершения добрых          Воланд отнюдь не чужд милосердиюдел, посвятил себя мщению, он помиловал:       («хоть щели затыкай!»): Фрида, Кадрусса, Валентину, Альбера, Данглара.           использованное желание Маргариты,                                                                                  Варенуха, Наташа, Пилат и т.д. 4. Могущество. Проявляется в том, что персонаж может         Воланд восстановил сгоревшую возвращать утраченное. Дантес                                     рукопись Мастера.восстановил утонувший корабль "Фараон". 5. Квартирный вопрос Могущество графа проявляется так же              Для Воланда также квартирный вопросв, том что квартирный вопрос для него           не существует - он живет в квартирене существует - он скупает в Париже             Берлиоза, возвращает Мастеруи Марселе именно те дома,                             комнату, занятую Алоизием.которые хочет.                            7. Полицейская слежка за графом               Милицейская слежка за Воландом безрезультатна.                                                    также ни к чему не приводит 8. Граф на каждом шагу дарит                      Воланд тоже дарит алмазнуюалмазы, кареты, векселя, золотые и т.д.          подковку, разбрасывает деньги и  т.д                          Булгаков отнюдь не хотел популяризировать ни философию Сковороды, ни историю и поэзию альбигойцев, он хотел создать великий роман, и он его создал, мастерски используя все ему доступные средства.

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.