Инициатическая речь для приема в мартинистскую ложу присуждение 3-й степени — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Инициатическая речь для приема в мартинистскую ложу присуждение 3-й степени

2020-04-01 121
Инициатическая речь для приема в мартинистскую ложу присуждение 3-й степени 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Ты принял одну за другой три иерархических степени нашего Ордена; мы приветствуем тебя в качестве

[125], и когда ты перепишешь наши тетради и поразмыслишь над ними, то сам, в свою очередь, станешь Посвятителем. Твоим верным рукам будет поручена важная миссия: на тебя будет возложена обязанность, но тебе также выпадет честь создать группу, для которой ты станешь, перед своей совестью и перед Божественным Человечеством, интеллектуальным Отцом и, при необходимости, моральным Опекуном.

Тебе вовсе не собираются навязывать догматические убеждения. Считаешь ли ты себя материалистом, спиритуалистом или идеалистом; исповедуешь ли ты христианство или буддизм; объявляешь ли себя вольнодумцем или предпочитаешь абсолютный скептицизм, в конечном счете, это для нас совершенно безразлично: и мы не станем задевать твое сердце, досаждая твоему духу проблемами, которые ты должен решать только наедине со своей совестью и в торжественной тишине своих усмиренных страстей.

Если только ты воспламенен настоящей любовью к своим людским собратьям, то никогда не пытаешься расторгнуть узы солидарности, которые тесно связывают тебя с Человеческим Царством, рассматриваемым в его синтезе, ты принадлежишь к высшей и поистине универсальной[126] религии, поскольку именно она проявляется и навязывает себя (многообразная, но в сущности тождественная самой себе) под покровом всевозможных экзотерических культов Запада и Востока.

Психолог, дай этому чувству название, какое тебе будет угодно: любовь, солидарность, альтруизм, братство, милосердие.

Экономист или философу назови его тенденцией к социализму, если хочешь… к коллективизму, к коммунизму… Слова не важны!

Мистик, почитай его под словами Богоматерь или Святой Дух.

Но кем бы ты ни был, никогда не забывай о том, что во всех действительно подлинных и глубоких религиях, то есть основанных на эзотеризме, претворение в жизнь этого чувства является первой, основной, главнейшей заповедью самого этого эзотеризма.

 

* * *

 

Искренние и бескорыстные поиски Истины — вот долг твоего Духа по отношению к самому себе; братская снисходительность к другим людям — вот долг твоего Сердца по отношению к ближнему.

За исключением этих двух обязанностей, наш Орден не намерен предписывать тебе других, по крайней мере в повелительной форме.

Твоей вере не навязывается более никаких философских или религиозных догм. Что же касается доктрины, важнейшие принципы которой мы вкратце для тебя изложили, то мы просим тебя лишь беспристрастно обдумать ее на досуге. Традиционная Истина желает завоевать твое расположение путем одного лишь убеждения!

Мы открыли твоим глазам печати Книги; но тебе предстоит научиться вначале читать ее по Буквам, а затем постигать Дух тайн, которые эта книга в себе скрывает.

 

* * *

 

Мы дали тебе первые уроки: роль твоих Посвятителей должна этим ограничиться. Если ты самостоятельно придешь к пониманию Арканов, то заслужишь звания Адепта; но хорошо усвой: тщетно самые ученые мастера пытались бы открыть тебе высшие формулы магической науки и власти; Оккультную Истину невозможно передать посредством речи: каждый должен мысленно представить, создать и развить ее в самом севе.

Ты — Initiatus: тот, кого другие наставили на путь; постарайся стать Adeptus: тем, кто самостоятельно освоил Науку; одним словом, всем обязан себе самому.

 

* * *

 

Наш Орден, как я уже говорил тебе, ограничивает свои притязания надеждой оплодотворить благодатную почву, сея повсюду доброе зерно: наставления

точны, но элементарны.

Независимо от того, удовлетворится ли твое честолюбие этой второстепенной программой или же судьба подтолкнет тебя однажды к порогу таинственного храма, где в течение многих веков сияет светлая сокровищница Западного Эзотеризма, послушай последние слова твоих незнакомых Братьев: и пусть они пустят ростки в твоем духе и принесут плоды в твоей душе.

 

* * *

 

Я заверяю тебя, что ты можешь найти в них непогрешимый Критерий Оккультизма и что именно здесь, а не в каком-нибудь другом месте, находится главный ключ к эзотерическому синтезу. Но зачем настаивать, если ты можешь понять и если ты хочешь верить? В противном случае тем более, для чего настаивать?

Ты волен принимать то, что мне осталось сказать, за мистическую аллегорию, легковесный литературный вымысел или даже дерзкую ложь…

Ты свободен; но Послушай; — прорастет ли зерно или сгниет— я буду сеять!

 

* * *

 

В начале, в основе Бытия, лежит Абсолют.

Абсолют — который религии называют Богом — не может быть постигнут, и тот, кто пытается дать ему определение, искажает представление о нем, приписывая ему границы: «Определенный Бог — это конечный Бог»[127].

Но из этого непостижимого Абсолюта вечно эманирует андрогинная Диада, образованная двумя неразрывно связанными принципами: животворящим Духом,

, и вселенской живой Душой,

.

Тайна их союза представляет собой Великий Аркан Слова.

Итак, Слово — это коллективный Человек, рассматриваемый в его божественном синтезе, до его распада. Это Небесный Адам до его грехопадения; до того, как это Вселенское Существо модализировалось, перейдя от Единства к Числу; от Абсолютного к Относительному; от Коллективности к Индивидуализму; от Бесконечности к Пространству и от Вечности ко Времени.

Вот несколько представлений традиционной доктрины о Грехопадении Адама:

Побуждаемые внутренней движущей силой, о сущностной природе которой мы должны здесь умолчать, силой, которую Моисей называет נחש, Нахаш[128], и которой мы, если тебе угодно, дадим определение эгоистическая жажда индивидуального существования, огромное количество фрагментарных Слов, потенциальных сознаний, смутно пробужденных в форме эманации в лоне Абсолютного Слова, отделились от этого Слова, которое их в себе заключало.

Они оторвались — ничтожные дольные единицы — от Матери-единства, которая их породила. Простые лучи этого оккультного солнца, они до бесконечности устремляли во тьму свою зарождающуюся индивидуальность, которую они желали сделать независимой от любого предшествующего принципа, одним словом, автономной.

Но подобно тому, как световой луч обладает лишь относительным существованием сравнительно с породившим его источником, эти в равной степени относительные Слова, лишенные самобожественного принципа и подлинного света, померкли по мере своего удаления от абсолютного Слова.

Они пали в материю, этот обман субстанции в бреду объективности; в материю, которая для Небытия то же, что Дух — для Бытия; они опустились до самого элементарного существования: животного, растительного и минерального… [129]    Так родилась материя, которую вскоре обработал Дух, и конкретная Вселенная получила восходящую жизнь, которая поднимается от камня, подверженного кристаллизации, до человека, способного мыслить, молиться, приобщаться к сверхчувственному и посвящать себя своему ближнему!

Это чувственное отражение плененного Духа, который возвышает развивающиеся формы Материи и Жизни с целью выйти из своей темницы, современная Наука констатирует и изучает под названием Эволюции.

Эволюция — вселенское Искупление Духа. Эволюционируя, Дух возвышается.

Но прежде чем подняться, Дух опустился: и это мы называем Инволюцией.

Каким образом словесная дольная единица остановилась в данной точке падения? Какая Сила позволила ей повернуть вспять? Как в ней, наконец, пробудилось притупленное сознание своей коллективной божественности в еще весьма несовершенной форме Социальности? Так много глубоких тайн, к которым мы не можем здесь даже подступить и понимание которых ты сумеешь обрести, если Провидение пребудет с тобой.

Я останавливаюсь. Мы довольно далеко провели тебя по дороге; теперь ты вооружен оккультным компасом, который позволит тебе, если даже ты собьешься с пути, по крайней мере, всегда находить правильную дорогу.

 

* * *

 

Эти сведения о «великом деле»[130] человеческой судьбы предельно точны: ты должен позаботиться о том, чтобы извлечь из них остальное и предложить решение проблемы.

Но хорошо пойми, мой Брат, в третий и последний раз заклинаю тебя, пойми хорошо, что Альтруизм — единственный путь, ведущий к единственной и конечной цели; я имею в виду реинтеграцию дольных единиц в божественное Единство; единственная доктрина, предоставляющая средство для этого, которым является разрыв материальных пут для восхождения сквозь высшие иерархии к центральному светилу возрождения и покоя.

Никогда не забывай о том, что Вселенский Адам — это однородное Целое, живое Существо, органическими атомами и составными элементами которого мы являемся. Все мы живем в других и посредством других; и если бы мы даже индивидуально спаслись (если воспользоваться христианским языком), то мы не перестали бы страдать и бороться за то, чтобы однажды все наши собратья были спасены, подобно нам!

Таким образом, разумный Эгоизм приходит к тому же выводу, что и традиционная Наука: всеобщее братство — это не иллюзия, а фактическая реальность.

Тот, кто работает для другого, работает для себя; тот, кто убивает или ранит своего ближнего, ранит или убивает себя; тот, кто его обижает, оскорбляет самого себя.

Пусть не пугают тебя эти мистические термины; в высшей доктрине нет ничего произвольного: мы — математики онтологии, алгебраисты метафизики.

Запомни, сын Земли, что ты должен стремиться к тому, чтобы вновь завладеть зодиакальным Эдемом, откуда ты больше никогда не должен будешь спускаться, и вернуться, наконец, в Невыразимое Единство, вне которого ты — ничто и в лоне которого ты обретешь, после стольких трудов и мучений, тот небесный покой, тот осознанный сон, известный Индусам под названием Нирваны: высшее блаженство Всеведения в Боге.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ V

ЗАМЕТКИ ОБ ЭКСТАЗЕ

 

В размышления над Оккультными трудами погружается лишь та большая часть исследователей, что всецело поглощена мистическими проблемами; мы говорим о наиболее серьезных из них (а наиболее пустые, эти рыночные зеваки, охотно переходят от одного балагана к другому в поисках «феноменов»). Можно подумать, что работа по посвящению ограничивается лишь усилиями по усвоению теории! Письменными трудами учителей нельзя пренебрегать безнаказанно — кто же в этом сомневается? И мы не придаем большого значения самонадеянным новаторам, которые кичатся тем, будто восполнили избытком собственного воображения углубленное изучение классиков Эзотеризма.

Но одного этого изучения недостаточно. Нужно еще «заплатить» собственной персоной и решительно отправиться на завоевание Истины сквозь мрак неведомого мира. Таким способом, отличаясь от простого эрудита, который думает лишь о том, чтобы вступить в битву мнений, оккультист стремится проникнуть в суть вещей и даже расшифровать великую стелу Натуры, исписанную как снаружи, так и изнутри.

Представьте себе лист пергамента, покрытый иероглифами с обеих сторон, но прикрепленный к доске одной из них. Буквы на лицевой стороне — независимо от того, сможем ли мы расшифровать их или нет — останутся видимыми для наших телесных глаз; в то время как знаки, начертанные на оборотной стороне, будут восприниматься лишь зрительным органом души, а это означает, что их мог бы различить лишь хороший ясновидящий.

Это всего лишь метафора — и неофит пошел бы неверным путем, если бы заключил отсюда, что магнетическое ясновидение — главная способность, которую необходимо у себя развить, и высшая прерогатива адепта. Существует несколько степеней ясновидения, подобно тому, как существует несколько зон зрения. Сколько знаменитых ясновидцев вовсе не были таковыми в физическом плане! И точно так же встречаются чудесные «ясновидящие» в демотическом, обиходном смысле слова, которые, тем не менее, являются законченными идиотами; эти два качества нисколько друг друга не исключают, и опыт неоднократно это доказывал.

Что же, в таком случае, имеет значение, если мы хотим завершить свою инициацию? Важно реинтегрироваться уже на этом свете в божественное Единство (насколько это позволяют гилические барьеры), дабы приобщиться, вместе со всеми Посвященными и Избранными мира, к тайнам Абсолюта.

 

* * *

 

Гениальный человек— это, в конечном счете, не кто иной, как интуитивный и стихийный адепт, поразительно несовершенный, но богатый столь редкими дарованиями, которых слишком часто недостает самым возвышенным мистикам: способностями эстетического перехода от умопостигаемого к чувственному и обращения божественного Слова в человеческое.

Подобные способности выражения нельзя приобрести; они наделяют гениального человека божественным правом и предшествующей благодатью; между тем как адепт характеризуется человеческим правом и последующим завоеванием, и таким его сделали усилия его свободной воли. Установив это фундаментальное различие, мы можем и должны продолжить аналогию.

Гений состоит в способности самопроизвольной реинтеграции (более или менее осознанной и прерывистой) человеческой дольной единицы в небесную отчизну единства — Адаму. Вот почему поэты, живописцы, музыканты, скульпторы и вообще все художники, считающие себя — будь то справедливо или ошибочно — гениями, пользуются тем же выражением, что и мистики, для определения периодов способности творить. Они испытывают (или не испытывают) вдохновение.  Это весьма примечательно…

Таким образом, главная задача Инициации сводится, если хотите, к умению искусственно становиться гением; с тою лишь разницей, что природный гений дарит вдохновение в определенные часы, более или менее часто, когда Дух пожелает снизойти; в то время как приобретенный гений, на своей наивысшей стадии, служит способностью силой вызывать вдохновение и общаться с Великим Неизвестным всякий раз, когда мы этого пожелаем.

У этого различия есть вполне простое объяснение: Бог снисходит к гениальному человеку, в то время как Маг восходит к Богу.

Гениальный человек — своего рода магнит, притягивающий к себе с перерывами. Адепт же — обращаемая сила, сознательное связующее звено между землей и небом: существо, которое может по своей воле оставаться на земле, наслаждаться ее преимуществами и собирать ее плоды — или подниматься на Небо, сливаться с божественной природой и пить большими глотками небесную амброзию.

Гений, природная притягательная сила, временами устанавливает более или менее эфемерную связь с Единством. Адептат же, этот неограниченный пропуск в Бесконечность, предполагает право реинтеграции ad libitum [131]  . Поэтому совершенный адепт принимает в Индии имя Йога — единого в Боге.

 

* * *

 

Реинтеграция человеческой дольной единицы в божественное Единство: такова главная задача адепта. В чем же состоит эта реинтеграция?

Нам известно два ее вида: Пассивная и Активная. И та, и другая имеют несколько степеней.

Первой достигают посредством Святости, или сурового очищения своей душевной сущности, соединенной любовью с чистым Духом небес; а второй — с помощью свободной и сознательной воли или реализации мистической пентаграммы.

Первая (реинтеграция в пассивной форме) требует отречения от Я, которое растворяется, без остатка и надежды на возвращение, в божественной Самости. Вы больше не действуете сами по себе; сам Бог действует в вас. Это заставило Апостола сказать: «отныне не я живу, но Христос живет во мне».

Вторая (реинтеграция в активной форме) равносильна позитивному завоеванию Неба, захвату небесного элемента и его коллективного Духа — Руах Хашамаим.

Обе формы, в их наивысшей степени, возвращают душе изначальное состояние Эдема, наслаждение Аор айн-софом. Но Пассивная реинтеграция предполагает отказ от индивидуальной воли и презрение ко всякой профанной науке: «Блаженны, — говорил Христос, — нищие духом, ибо их есть Царствие Небесное»[132]. Активная же, наоборот, позволяет в некоторых случаях, даже на этом свете, проявлять относительное всемогущество, представляющее могущество Божье. Она кладет вам в руку Эш, пылающий меч Иахоах Элохим. Это овладение, по праву завоевания, мистическим Небом, о котором Христос говорил, что неистовые Духи берут его силой: «violenti rapiunt illud».

Несказанное милосердие Г. Н. Иисуса Христа привело к тому, что он взял на себя лишь Пассивную реинтеграцию и умер на кресте, сомневаясь в Самом Себе и Своем Отце: «Или, или, ламмасавахфани!»[133](Конечно, это был вопль плоти, проявившей слабость во время наивысшего испытания, но воспоминание об этом вопле сомнения всегда повергало нас в ужас!)

Благодаря своей смелости, Моисей предпочел преимущества активной реинтеграции: поэтому, после того, как он проявил на земле небесное всемогущество, крепко сжимая в руке огненный меч Херувима, Моисей вознесся к Богу (подобно тому, как после него это должен был сделать Илия), не затронутый «поцелуем» смерти; предоставив своему народу имя Богоизбранного и свободный вход на землю Ханаана, из которой евреи вышли только по видимости, но где они продолжают править, как и прежде[134].

Пассивная реинтеграция — возможно, более божественна и более достойна похвалы; это способ Святых и Помазанников. Активная же реинтеграция, наверное, более выгодна и наделяет большими преимуществами: это способ Магов и Титанов.

Именно к ней должны стремиться люди, которые, не сказав последнего «прощай!» жизни и мирским радостям, всё же ощущают желание собрать то хорошее, что может быть в ее иллюзиях и миражах.

Вечная жизнь так долга! Даже если мы решили неуклонно подниматься, никогда не сходя с дороги, ведущей к Отцу, неужели нам нельзя будет делать остановок? Бог, который так добр, специально для этого сотворил (или, точнее, позволил сотворить) — в самой этой упадочной природе и на этой земле, полной испытаний — мягкую травку и приятную тень Иллюзий…

Удовольствие, включенное и принятое в нормальную форму честного сердца — разве это, в конечном счете, не модализация и не адаптация в земной, преходящей среде вечной радости Избранных?.. Коль скоро мы спустились в этот низший мир, то не естественно и не логично ли, что наши утешения, удовольствия и временные радости, неизбежно соразмерные нашей падшей (то есть менее совершенной) природе, и сами менее совершенны и не столь ангельские? «Homo sum (говорил Катон, один из святых стоического язычества) et humani nil a me alienum puto»[135].

 

* * *

 

Лучше не скажешь, и, по-видимому, Паскаль сам комментировал эти прекрасные слова Катона, когда писал в своих «Мыслях», что человек — не ангел и не зверь и так далее. Вероятно, Катон и Паскаль, если бы они были посвященными и если бы им суждено было выбирать между пассивной Реинтеграцией Святых и активной Реинтеграцией Титанов, предпочли бы последнюю.

К тому же никакого выбора не существует, если мы стремимся к каббалистической власти G.\ Ал или только к проникновению в тайны Потустороннего, не желая оставлять мир и заточать себя в монастырь, физический либо моральный… только Реинтеграция в деятельной форме допускает относительность.

В этом глубинная причина опасности, которую представляют монастыри для некоторых душ, не готовых к полному принесению в жертву, без оговорок и ограничений, самих себя и своей воли. Они отдаются в пассивной форме: ищут ли они окольные пути? Предпринимают ли какие-либо усилия для того, чтобы снова овладеть собой? Супруг оставляет их (поскольку в пассивной форме они позволяют обладать собой, но сами не обладают ничем), и они оказываются во власти Супостата. В конце их сдержанного призвания их ждет гибель.

Поэтому никогда не следует колебаться — под предлогом уважения к свободной воле — перед тем, как расстроить мирскими испытаниями призвание монахов в целом, но в особенности юных девушек, которые ощущают себя призванными к созерцательной жизни. Если их Призвание подлинное, то оно окажется нерушимым, и невеста Неба выйдет невредимой из этих испытаний и с успехом преодолеет эти препятствия; любые искусственные трудности приведут лишь к новому подтверждению ее изначальной воли.

А если речь идет, например, о светских девушках? Мы считаем преступлением, если их родители позволяют им постригаться в монахини, не выводя их насильно в свет— и не просто на вечерний прием, а на бал!.. Если зов этих душ будет слышаться после такого отвлечения, если их склонность к религиозной жизни устоит перед этим растворителем, значит, они сделаны из металла, не разъедаемого временными кислотами, и ни один другой Алкагесш — будь то Алкагесш  Парацельса или Ван Гельмонта, — ни один другой растворитель, каким бы едким он ни был, ничего не сможет с ними поделать. Если же, наоборот, какие-нибудь земные «дрожжи», какая-нибудь мирская «закваска» скрыта в потаенных глубинах их бессознательного Я, то они будут затронуты  , и шаловливый Эрот, несомненно, заденет их рано или поздно своей стрелой — в потенции, — если только не ранит их в действительности.

Но вернемся к формам Реинтеграции.

 

* * *

 

Мы называем реинтегрированным (Йогом мистической ортодоксальной Школы Индии) того, кто может всякий раз, когда он того пожелает, полностью овладевать своим внешним чувственным Я, для того чтобы абстрагироваться в духе и погрузиться, через отверстие внутреннего сверхчувственного Я, в океан коллективной божественной Самости; где он вновь осознает взаимодополняющие арканы Вечной Натуры и Божественности.

Мы называем дважды рожденным (Двиджа мистической школы Индии) того, кто может покидать свое земное подобие в астральном или эфирном теле, для того чтобы черпать в астральном океане решение тайн, которые он в себе таит.

Внутреннюю духовную реинтеграцию можно назвать активным Экстазом. А проекцию сидеральной формы принято называть Выходом во флюидическом (или астральном) теле…

Активный экстаз бывает двух степеней. В первом случае Адепт проникает в саму сущность вечной Натуры, которая непосредственным образом, без символов, сообщает ему Истину-свет. Во второй степени он может общаться с самим чистым Духом, который «восхищает» его на неизреченное Небо божественных архетипов; в данном случае происходит «переливание» Божества-мысли, которое делается человечески-мыслящим в своем разуме, под воздействием сокровенной алхимии — грозной и необъяснимой трансмутации.

Выход в астральном теле отличается от активного Экстаза, поскольку физическое тело находится тогда в состоянии каталепсии, движимое лишь в некотором роде растительной жизненной силой; в то время как астральное тело, или формирующий медиатор (блуждающая оболочка духовной души), плавает в бескрайних просторах сидерального эфира, или универсального света, и может направиться, куда пожелает, будучи соединенным с материальным телом посредством своеобразной флюидической «пуповины».

Таким образом, сознательная личность движется в астральной форме туда, где ей больше нравится, и сама по себе осознает те далекие реалии, которые могут ее заинтересовать. Но тогда — если она хочет получить сведения сверхчувственного порядка — эти сведения передаются ей только символически, через посредство астрального света, который обладает, прежде всего, конфигуративной природой и вещает, предлагая проницательному духу ряд образов, которые тот должен затем перевести, подобно иероглифам Незримого. Стало быть, конкретный и эмблематический способ является единственным, который Истина может использовать, для того чтобы выразить себя посредством Астрального.

 

* * *

 

В пассивной форме высший экстаз также бывает двух степеней: первая, общение с Натурой-сущностью в свете славы; и вторая, общение с чистым Духом.

Что касается пассивного астрального, или низшего, экстаза, то это не что иное, как состояние ясновидения, будь то естественного или магнетического. Большую часть блаженных видений можно с определенностью приписать ему.

 

* * *

 

…Для адепта прежде всего важно вступить в духовное общение с божественным Единством; культивировать одну из степеней активного Экстаза и заставить говорить внутри себя, этого ничтожного атома, пророческий Голос Универсального, Абсолюта.

Но способно ли Относительное вместить Абсолют? Конечно, нет, но приобщиться к нему — да, путем соединения с Ним. Не отражает ли осколок выпуклого зеркала всё Небо? Не звучит ли мощный голос Океана внутри самой скромной раковины, которой посчастливилось (как гласит легенда) испытать, хотя бы в течение часа, его безмерный, гулкий поцелуй.

Так и Экстаз оставляет душе, погруженной в него (хотя бы на час), проникновение Бесконечности, пережитое представление об Абсолюте— неиссякающий шепот пророческой Самости, которая содержит все Я, не содержась ни в одном из них. Какое наслаждение! Погрузить свою индивидуальную жизнь в коллективный океан необусловленной жизни или вдохнуть духовную силу прямо из чистого Духа — и напитаться ею! Это окончательное посвящение: окно, раскрытое в необъятность сверхчувственного Света и божественной Любви, небесной Истины и образцовой Красоты.

Вновь отыскать дорогу к изначальному Эдему!.. Многие проходят мимо двери, возвышающейся над этой тропой, даже не замечая ее; или же, видя дверь, не снисходят до того, чтобы в нее постучать. Возможно даже, какой-нибудь любопытный постучит в нее, не умея извлекать звук из порога тремя мистическими ударами: он стучит как непосвященный — и ему не открывают.

Христос говорил: «Petite et accepietis, pulsate et aperietur vobis»[136], но Он говорил также: «multi vocati, pauci vero electi»[137]. Как примирить оба эти текста? Ах! Иногда в дверь стучат те, кто еще не был зван; и часто те, кто был зван, не стучат в нее или чаще — плохо стучат…

 

* * *

 

Если же ты стремишься стать Адептом, то призови того Пророка, который вещает внутри твоего существа; принуди Я к самому благоговейному молчанию, чтобы можно было услышать Самость, — и тогда, еще глубже погрузившись в свой разум, внемли голосу Универсального, Безличного, того, что гностики именуют Бездной…

Но необходимо подготовиться — и роль человека-Посвятителя как раз и заключается в том, чтобы наблюдать за этой подготовкой; в противном же случае, Бездна обратится к тому, кто безрассудно ее вызывает, страшным голосом, носящим имя Головокружение.

 

* * *

 

Одним словом, великий и возвышенный Аркан состоит в следующем: Никто не может завершить свою инициацию, кроме как через прямое откровение вселенского, коллективного Духа, который есть Глас, глаголющий изнутри.

Это — единственный Учитель, неизбежный Гуру высших инициаций. Мы знаем различные способы вступления с Ним в связь: отправиться на его поиски — заставить его прийти — позволить ему прийти — отдаться ему — или приобщиться к его верховной власти…[138]

 

* * *

 

Известно, каким двусмысленным образом некоторые произведения высшей науки скрывают тайны — до такой степени, что эти произведения, часто весьма глубокие, на первый взгляд кажутся сборниками постыдных суеверий. Под каким же покровом авторы преподносили этот великий аркан, мистическую скинию которого мы только что приоткрыли?

Под каким покровом? Вот что в высшей степени любопытно. Ведь именно из-за смешения «мертвящей буквы» и «животворящего духа» такое множество исследователей оккультизма предаются в наше время чистому и простому Спиритизму.

Почти единодушно иерографы отмечают, что необходимо вызывать небесные Разумы, единственно способные разъяснить теософу последние тайны. Моисей на горе Синай и Г. Н. Иисус Христос в оливковом саду, посещаемые ангелами; Сократ и Плотин, совещавшиеся со своими гениями; Парацельс и его Дух, заключенный в головке эфеса Шпаги; Занони, вопрошающий Адонаи, и т. д… Все эти легенды, согласно их наивысшему значению, символизируют то, что нам теперь известно.

Мы вовсе не отрицаем возможность вступать в связь с Высшими Разумами, блаженными душами: но всё это лишь вторичная Магия, инициация второй степени.

На третьей ступени духи исчезают… остается один только Дух, лучезарный, безличный, бурлящий в вечных глубинах Бесконечности, которая не есть Пространство; преисполненный божественной Любви, божественной Жизни, Света, Надежды и Красоты; одаривающий душу невыразимым всеведением, которое опьяняет ее и которым она никогда не сможет пресытиться.

Эгоистическая личность растворяется, исчезает и угасает на горизонте Конечного, который оставила душа. В Боге, как и в Натуре-сущности (вечной Натуре Бёме), всё прекрасно, приятно, явно, возвышенно — и грозно, как поцелуй, от которого словно бы умираешь, утопая в жизни!..

Посмотрите, как Авраам-иудей описывает, под эмблемой, обманчивость которой мы обнаружили, свершение этой тайны: «Тогда ты увидишь, что хорошо использовал прошедшие месяцы; ибо, если ты искал подлинную Мудрость Господа, то твой Ангел-хранитель, Избранник Господень, появится внутри тебя и обратится к тебе со словами столь нежными и дружескими, что ни один человеческий язык никогда не сможет выразить эту нежность…» (La Sagesse divine d’Abraham le Juif, dediee a son fils Lamech, mss. XVIII siecle, traduit de lAllemand (1432), 2 vol. petit in-8°, tome II, page 76).

 

ПРИЛОЖЕНИЕ VI

ПРЕДИСЛОВИЕ К «ЗАНОНИ»

ПРЕДУВЕДОМЛЕНИЕ

 

С первых же страниц настоящей книги мы упоминали «Занони»    Бульвер-Литтона— произведение исключительной важности, которое под современной формой романа скрывает великую эзотерическую и идеалистическую эпопею.

«Занони», напечатанный по-английски в 1842 году, был переложен на наш язык благодаря заботам одного искусного переводчика[139], а затем изящно опубликован издательством «Ашет» (1867, 2 тт. in-12). К сожалению, по причинам, которые нам неизвестны, создатели французского издания сочли возможным опустить Предисловие, представляющее собой не только литературное введение, но и магический ключ ко всему произведению.

Мы придаем этим нескольким пропущенным листкам такое огромное значение, что, не задумываясь и с согласия правопреемников, исправляем ошибку первого переводчика. Каким бы странным ни могло показаться представление Публике предисловия отдельно от текста, который его обосновывает, вот перед вами эти предварительные страницы, поясняемые несколькими существенными примечаниями.

Определение соответствующих частей истины, символизма и вымысла, как в пределах самого Предисловия, так и в перипетиях романа — вопрос личного мнения; мы не позволяем себе никаких догадок на этот счет.

Как бы то ни было, Бульвер-Литтон неоднократно предупреждает вас, Читатели, интересующиеся оракулами Магии, «вы, до кого дойдут эти сивиллические страницы, отягощенные множеством мрачных и таинственных загадок»[140]: не стоит верить слишком буйному разгулу воображения. Внешность бывает обманчивой…

Непосвященная Публика питает отвращение к обнаженной Истине или презирает ее. Истина возмущает Тартюфов, которые, истово крестясь, закрывают лица, и вызывает смех у скептиков, которые позволяют себе в ее присутствии неподобающие шутки или преступные взгляды. И если наивысшая Мудрость порой вынуждена надевать маску и шутовской колпак Безумия, то не для того ли, чтобы лучше укрыться от ядовитых плевков всевозможных фанатиков, равно как и от оскорбления непристойным безразличием?

«Запопи» — книга, полная откровений и тайн. Под покровом ослепительной фантазии автор скрывает секретные традиции Розенкрейцеров, вплоть до далекой сокровищницы наиболее древних и при этом оккультных братств, последним продолжением которых служит Орден, учрежденный Розенкрейцем:

«Почтенное общество, столь священное и столь мало известное, вы, чьи секретные и ценные архивы предоставили материалы для этого рассказа: вы, хранившие из века в век всё то, что пощадило время от почтенной и величественной Науки; именно благодаря вам сегодня мир впервые узнает, пускай не полностью, о мыслях и поступках одного из членов вашего Ордена, титулы которого не являются ни фальшивыми, ни заимствованными. Немало самозванцев приписывало себе честь принадлежать к вам; немало лживых претендентов числилось в ваших рядах в силу педантского невежества, которое до сих пор вынуждено из-за своего бессилия признавать, что ему ничего неизвестно о вашем происхождении, обрядах и доктринах и даже то, существует ли еще на земле место, где вы обитаете.

Только благодаря вам — я, единственный сын своей страны, которому в этом веке позволено выло войти недостойной стопой в вашу таинственную академию, я получил от вас власть и наказ сделать доступными непосвященным умам некоторые лучезарные истины, которые сверкали в великой Шемайе халдейской мудрости и даже отбрасывали яркие отблески сквозь затемненную Науку ваших новых учеников, когда они пытались, подобно Пселлу и Ямвлиху, вновь разжечь огонь, горевший в Гамарим Востока. Правда, с нами больше нет граждан старого, остывшего мира и секрета того имени, которое, согласно древним оракулам Земли, устремляется в миры бесконечности; но мы можем и должны сообщить о возрождении прежних истин в каждом новом открытии астрономов и химиков. Законы притяжения, электричества и еще более таинственной Силы великого жизненного Принципа — который оставил бы могилу вместо вселенной, если бы он из нее исчез: все эти законы были кодексом, где древняя Теургия черпала правила, из которых она составляла собственные законодательство и науку.

Когда я пытаюсь воссоздать с помощью несовершенных слов фрагменты этой истории, мне кажется, будто я в торжественной ночи прохожу по развалинам огромного города, от которого остались лишь могилы. Из урн и саркофагов я призываю духа, угасшего Факела, и этот призрак так разительно напоминает Эроса, что временами я не знаю, кто из вас двоих меня вдохновляет… О любовь!.. О смерть!..»[141]

Тщетно мы пытались установить, с какой ветвью Братства Розенкрейцеров был связан Бульвер-Литтон; его очень близкое знакомство с секретными традициями Ордена позволяет нам, однако, утверждать, что эти связи были прямыми. Желая получить как можно более полные сведения по этому вопросу, мы обратились к особе, которая, как мы знали, жила в самом тесном контакте с романистом-каббалистом; но этот очевидец повседневной жизни Учителя не смог удовлетворить наше любопытство по главному пункту нашего запроса. Тем не менее, он пожелал указать нам на некоторые детали, представляющие основной интерес — и наилучшим завершением данного Предуведомления будет несколько строк из его ответа, которые мы здесь приводим: «…Я уже отмечал с сожалением пропуск Предисловия во французском переводе «Занони», опубликованном «Ашет», и с радостью узнал, что вы намереваетесь исправить это упущение… Я не могу сказать вам с уверенностью, в какой степени Бульвер-Литтон был знаком с адептами Розы

Креста и какое значение он придавал их доктрине. Над мистической стороной его ума, впрочем, весьма сильной, всегда преобладала его практическая сторона и простой здравый смысл, который делал его столь несходным, если можно так выразиться, с мистиками его эпохи, что мне было бы [142] трудно определить его отношение к ним и их учениям. Его личность также была очень сложной. Я мог бы сказать, что в нем уживалось несколько людей (мистик, резонер, художник, светский человек), мало похожих друг на друга. Полагаю, что его занятия астрологией оставили его довольно безразличным, если не сказать скептически настроенным, по отношению к этой науке, в том виде, как она существует сегодня…

По причинам, которые слишком долго объяснять, он больше доверял Геомантии.

Порой я слышал, как он посмеивался на


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.