Международное военное и военно-техническое сотрудничество — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Международное военное и военно-техническое сотрудничество

2020-04-01 223
Международное военное и военно-техническое сотрудничество 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Партнерские отношения в области обеспечения военной безопасности Узбекистан имеет со странами, входящими в Центрально-Азиатский региональный комплекс безопасности. Он принимает участие в таких международных структурах, имеющих военно-политическую составляющую, как СНГ, Шанхайская организация сотрудничества и Программа НАТО «Партнерство ради мира». На двустороннем уровне наиболее значимы отношения Узбекистана с Россией и США.

СНГ. В 1999 году Узбекистан отказался продлить свое участие в Договоре о коллективной безопасности стран–участниц СНГ, мотивируя это его неэффективностью.

Специфичную позицию Узбекистан занимает в работе созданного в июне 2000 года Антитеррористического центра СНГ, предназначенного для координации взаимодействия органов государств Содружества в области борьбы с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма. Узбекистан участвует в проводимых Центром учениях (например, «Юг-Антитеррор-2001»), в то же время не принимая участия в его финансировании и в работе оперативной группы Центра в Бишкеке.

Особая позиция у Узбекистана и по отношению к Координационному комитету по вопросам ПВО при Совете министров обороны государств–участников СНГ. Из всех коллективных структур Содружества этот орган считается наиболее действенным. Начиная с 1995 года почти ежегодно проводятся учения и командно-штабные тренировки сил и средств ПВО стран СНГ. В 2001-м Узбекистан действовал на командно-штабных тренировках на двусторонней основе, не участвуя в боевых стрельбах в рамках учения «Боевое содружество-2001».

Шанхайская организация сотрудничества. Участие в работе Шанхайской организации сотрудничества позволяет Узбекистану активизировать свою региональную политику, снять с себя обвинение в отказе от участия в коллективных системах безопасности в регионе, а также осуществлять не только маневрирование между интересами России и Китая, но и хотя бы косвенный контроль и влияние на их политику в регионе. Участие в организации сразу двух региональных держав позволяет снять риск, что форум будет проводить интересы и обеспечивать доминирование в регионе какого-нибудь внерегионального центра силы.

 

НАТО. Сотрудничество Узбекистана с НАТО осуществляется через Программу «Партнерство ради мира» (ПРМ) и на двусторонней основе. Узбекистан является участником ПРМ с 1994 года, а с 1995-го принимает активное участие в международных миротворческих учениях, проводимых в рамках ПРМ. Также в рамках ПРМ отдельные подразделения Вооруженных сил Узбекистана проходят подготовку в США, Германии и Норвегии. Американские и немецкие военные инструкторы оказывают помощь в строительстве Вооруженных сил республики. В Турции, США и ФРГ готовятся офицерские кадры.

До октября 2001 года деятельность НАТО в Узбекистане, как и в Центральной Азии в целом, ограничивалась вопросами нераспространения, сбором разведданных о политике безопасности Узбекистана, информированием о стратегии НАТО и воплощением в жизнь принципов поддержания мира в регионах, куда НАТО не заинтересовано посылать свои войска. Сотрудничество также касалось невоенных вопросов, таких как стихийные бедствия и защита окружающей среды.

После начала военной операции США в Афганистане страны–участницы НАТО начали подготовку ряда проектов по оказанию Узбекистану помощи в военно-технической сфере. Основное внимание при этом уделяется борьбе с терроризмом и распространением наркотиков, подготовке подразделений сил специальных операций, поисково-разведывательных и горных подразделений. В марте 2002 года был подписан Меморандум о военном и военно-техническом сотрудничестве с Турцией, в июне – Соглашение о военном сотрудничестве с Польшей. Активно развивается взаимодействие с ФРГ. Бундесвер использует аэродром «Кокайды» для обеспечения миротворческого контингента International Security Assistance Force в Афганистане. В настоящее время в Термезе находятся 163 военнослужащих из Германии.

Россия. До 1999 года отношения между двумя государствами во многом определялись процессами внутри СНГ и их позицией по вопросам урегулирования в Таджикистане. Ташкент достаточно жестко реагировал на любое усиление позиций России в этой стране. Однако активизация в 1999–2000 годах действий незаконных вооруженных формирований на границах между Киргизией, Узбекистаном и Таджикистаном способствовала усилению военно-политической роли России в Центральной Азии, а также изменению позиции Узбекистана.

Ташкент не ставит под сомнение необходимость развития отношений с Россией, однако при этом делает ставку исключительно на двусторонние отношения, отказываясь от участия в региональном многостороннем сотрудничестве. Правда, и в отношениях с Москвой Ташкент занимает «особую позицию».

В феврале 1999 года Узбекистан принял решение о выходе из Договора о коллективной безопасности стран–участниц СНГ, однако уже осенью, после визита В. Путина в Ташкент, с Россией был подписан Договор о дальнейшем углублении всестороннего сотрудничества в военной и военно-технической областях.

Летом 2000-го, на саммите глав государств–участников СНГ президент Узбекистана И. Каримов заявил, что необходимо всем «открыто признать долгосрочные интересы России в этом регионе» и призвал Россию уделять больше внимания Центральной Азии. А 25 сентября 2000 года И. Каримов в интервью газете «Время новостей» обвинил российские средства массовой информации в стремлении «...создать неуверенность и панику в Центральной Азии и, главное, показать беспомощность Кыргызстана, Узбекистана и, наверное, Таджикистана в попытках противостоять угрозам с севера Афганистана», представить вступление Узбекистана в Договор о коллективной безопасности как единственное спасение, «убедить общественное мнение в необходимости прихода сюда российских войск или создания российских баз». Секретарь Совета национальной безопасности М. Рахманкулов пошел еще дальше, заявив, что исламская угроза нагнетается искусственно, а «Исламское движение Узбекистана» – это жалкая кучка уголовников и отщепенцев.

 

В марте 2001 года между Москвой и Ташкентом были достигнуты договоренности о поставках из России артиллерийских систем, вертолетов (в том числе – Ка-50-2 «Черная акула»), средств ПВО и боеприпасов. Была также достигнута договоренность об увеличении квоты Узбекистана в российских военных вузах, особенно в летных училищах и академиях. А во время визита в Москву в мае 2001-го И. Каримов подчеркивает, что Россия – гарант безопасности и стабильности в Центральной Азии. Более того, в ходе этой встречи подписывается Договор о сотрудничестве по пограничным вопросам.

Что произошло в отношениях между Москвой и Ташкентом после 11 сентября, хорошо известно и в дополнительных комментариях не нуждается.

Помимо политических сложностей, в отношениях России и Узбекистана имеются и сложности технические. Например, задерживается реализация совместного производства военно-транспортных самолетов Ил-76МФ на базе Ташкентского авиационного производственного объединения имени Чкалова, а также отправка Узбекистаном на ремонт в Россию ЗРК С-200 и С-125, хотя контракты об этом уже подписаны.

США. В соответствии с программой международного военного образования и подготовки в 1995–2000 годах в США обучались 150 офицеров узбекской армии. В свою очередь, американские военнослужащие принимали участие в учениях на территории Узбекистана (например, «Баланс-2000»). США также оказывали содействие узбекским военнослужащим и пограничникам в приобретении военного снаряжения. Была создана постоянно действующая группа по военно-техническому сотрудничеству.

На тот период США не были готовы выступить в Центральной Азии в качестве гаранта безопасности, так как рассматривали регион в лучшем случае как объект второстепенного интереса, производного от более широкого понимания безопасности, связанного с Россией, Китаем, Южной Азией и совокупностью глобальных проблем, таких как терроризм, распространение оружия массового поражения и наркотики.

Ситуация изменилась после начала военной операции в Афганистане 7 октября 2001 года. Президент И. Каримов одним из первых поддержал действия США в Афганистане. В официальном сообщении о заседании Совета национальной безопасности (1 октября 2001) говорилось, что Узбекистан готов внести свой вклад в ликвидацию баз и лагерей террористов в Афганистане и предоставить в этих целях свое воздушное пространство. Официально эта позиция была озвучена 5 октября 2001 года.

7 октября Узбекистан и США подписали соглашение о предоставлении последним воздушного пространства Узбекистана, а также необходимой инфраструктуры одного из аэродромов. Соглашение не определяло сроки военного присутствия США и касалось использования авиабазы только в рамках антитеррористической операции в Афганистане. При этом было заявлено, что «с территории Узбекистана не допускается осуществление боевых наземных операций против Афганистана», а также «не разрешается осуществление бомбово-штурмовых операций». Было определено, что боевые самолеты могут осуществлять посадку на аэродромах Узбекистана («Ханабад», «Кокайды» и «Тузель») только «в исключительных случаях».

В соответствии с Соглашением вооруженным силам США была передана авиабаза «Ханабад», которая используется в гуманитарных целях, а также для поисково-спасательных операций и разведывательной деятельности. По словам президента И. Каримова, на базе дислоцируется около 1,5 тысячи военнослужащих США. По данным Международного института стратегических исследований – около 1200 (в рамках операции Enduring Freedom).

Предполагается, что на авиабазе дислоцируются отряды 720-й тактической группы Командования сил специальных операций ВВС США, подразделения 10-й горной дивизии, военнослужащие которой участвовали в учениях «Центразбат-2000» и подразделения 96-го батальона по связям с гражданской администрацией, части РЭБ и разведки. На базе размещены военно-транспортные самолеты, вертолеты поисково-спасательных служб, самолеты радиоэлектронной и психологической борьбы (ЕС-130 «Коммандо соло»), а также беспилотные самолеты-разведчики «Предатор». При этом на аэродроме «Ханабад» продолжают дислоцироваться и узбекские военные самолеты.

В обмен на американское присутствие в Узбекистане США предоставляют Ташкенту финансовую помощь и инвестиции, которые оценивается в 8 млрд. долл. Согласно достигнутым договоренностям, предполагается оснащение Вооруженных сил Узбекистана образцами вооружения и военной техники в соответствии со стандартами НАТО, создание с помощью США производственной базы по их ремонту и выпуску некоторых видов вооружения и военной техники. Планируется также развернуть единую интегрированную систему связи и приступить к разработке новой системы противовоздушной обороны.

Помимо операции в Афганистане, США продолжают уделять внимание вопросам нераспространения. Так, в октябре 2001 года между США и Узбекистаном было подписано соглашение, по которому американцы обязались уничтожить биологическое оружие, захороненное на острове Возрождения в Аральском море.

В марте 2002 года в ходе визита президента И. Каримова в США были подписаны американо-узбекская Декларация о стратегическом партнерстве и сотрудничестве в политической, экономической и юридической областях, а также в сфере безопасности и Соглашение о сотрудничестве в нераспространении ядерных технологий.

Однако для самого Узбекистана наиболее важным является вопрос, останутся ли войска США в Узбекистане, и если останутся, то как долго? Заявления официальных лиц США достаточно противоречивы и, как правило, сводятся к мысли, что после окончания операции в Афганистане США не уйдут из региона, их присутствие здесь носит долговременный характер, но в то же время они не намерены создавать в Центральной Азии постоянные военные базы. Иными словами, США намерены поддерживать близкое к постоянному, но гибкое военное присутствие в Центральной Азии без создания крупных военных баз. По мнению президента И. Каримова, вооруженные силы США должны находиться в регионе ровно столько, сколько того потребует ситуация, а именно: до окончательной стабилизации обстановки в Афганистане. «Я против того, чтобы американцы уходили из этого района до тех пор, пока не наступят мир и стабильность на всей территории Центральной Азии», – заявил он.

 


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.