Вооруженные силы Республики Узбекистан — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Вооруженные силы Республики Узбекистан

2020-04-01 293
Вооруженные силы Республики Узбекистан 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вооруженные силы Республики Узбекистан

 

Военная безопасность Узбекистана до 1999 года понималась как обеспечение защиты страны от внешней агрессии. В настоящее время на первый план вышли так называемые «новые измерения безопасности» (политический экстремизм, терроризм, организованная преступность транснационального характера, нелегальная торговля оружием и наркотиками, миграция)

Изменение восприятия угроз и переосмысление характера современных военных конфликтов получили отражение в официальных документах Республики Узбекистан, касающихся военной политики. В феврале 2000 года Совет национальной безопасности при президенте Республики Узбекистан одобрил Оборонную доктрину (Оборонная доктрина, как и Концепция национальной безопасности 1997 года, носит закрытый характер и не была опубликована), а в мае 2001-го была принята новая редакция закона «Об обороне».

Формируя военно-политический курс, Узбекистан исходит из возможности развязывания в Центральной Азии региональных, локальных войн и вооруженных конфликтов. При этом как наиболее вероятный рассматривается военный конфликт ограниченного и среднего масштаба, сопровождаемый диверсионными и террористическими формами и методами ведения борьбы. В официальных документах указывается, что Узбекистан может подвергнуться силовому давлению с использованием существующих и потенциальных конфликтов в регионе и вблизи его границ. Отмечается возможность развязывания партизанской войны с целью создания повода для внешней агрессии или же вмешательства в конфликт внерегиональных сил. При этом вероятны попытки создания очагов конфликта в нескольких стратегически важных зонах, искусственное провоцирование масштабных чрезвычайных ситуаций, в том числе трансграничных.

Согласно Конституции Республики Узбекистан Верховным главнокомандующим Вооруженными силами является президент. Президент также формирует Совет национальной безопасности и является его председателем (секретарь Совета – государственный советник президента М. Рахманкулов). С 2000 года в аппарате президента введена должность государственного советника по координации деятельности правоохранительных органов (Т. Худойбергенов). На управление Вооруженными силами оказывают серьезное влияние государственный советник по кадровой политике У. Исмаилов и государственный советник Т. Алимов.

В 2000 году в ходе реформирования Вооруженных сил Республики Узбекистан на основе Генерального штаба был образован Объединенный штаб Вооруженных сил (начальник – Т. Касымов) – единый командный орган по выработке и реализации решений в области вооруженной защиты суверенитета и территориальной целостности страны.

Руководство повседневной деятельностью Вооруженных сил осуществляют руководители министерств, государственных комитетов и ведомств, имеющие в своем подчинении воинские формирования, входящие в состав Вооруженных сил.

 

Структура и численность

Армия Узбекистана сформирована на базе дивизий и полков бывшего Туркестанского военного округа. Состоит из четырех военных округов. В каждом округе дислоцируются мотострелковые, танковые, десантно-штурмовые бригады, части ВВС и ПВО. Республика располагает мощным призывным контингентом, из-за чего срок службы в армии сокращен с 18 до 12 месяцев. Части укомплектованы офицерским составом на 75%-80%.

Вооруженные силы Республики Узбекистан начали формироваться в начале 90-х годов прошлого столетия на базе бывшего Туркестанского военного округа, упраздненного 30 июня 1992 года в связи с распадом СССР. И хотя Узбекистан не избежал проблем, связанных с «советским наследством», руководство республики, ориентированное на становление Узбекистана как государства, способного стать региональным лидером, изначально придавало большое значение созданию национальных Вооруженных сил. Узбекистан добился наибольшего успеха среди стран Центральной Азии в сохранении жизнеспособных Вооруженных сил, которые в настоящее время оцениваются как наиболее боеспособные в регионе.

По заявлениям президента И. Каримова, основным принципом строительства Вооруженных сил является создание немногочисленной, но мобильной, хорошо оснащенной современным оружием и боевой техникой профессиональной армии, способной как самостоятельно, так и во взаимодействии с вооруженными силами других государств надежно обеспечить безопасность страны.

К числу военно-силовых и военизированных структур Узбекистана могут быть отнесены: подразделения Министерства обороны (министр – К. Гулямов), Пограничные войска Комитета по охране государственной границы (председатель – М. Утаганов), внутренние войска Министерства внутренних дел (министр – З. Алматов), воинские формирования Службы национальной безопасности (председатель – Р. Иноятов), Министерства по чрезвычайным ситуациям (министр – Б. Парпиев) и Таможенного комитета (председатель – Р. Хайдаров).

Подразделения Министерства обороны. В настоящее время подразделения Министерства обороны включают Сухопутные войска, Войска противовоздушной обороны и Военно-воздушные силы, специальные войска и Национальную гвардию. С 1999 года наблюдается постоянное сокращение их численности. Так, если в 1998-м общая численность подразделений оценивалась в 80 тыс. человек, то в 2002-м – в 50–55 тыс. По данным Международного института стратегических исследований (Лондон), численность Сухопутных войск составляет 40 тыс. человек в составе одного танкового корпуса, десяти моторизированных, одной легкой горной, одной воздушно-десантной, трех воздушно-штурмовых и четырех инженерных бригад, а также одной бригады Национальной гвардии.

Численность Войск противовоздушной обороны и Военно-воздушных сил Республики Узбекистан составляет 10–15 тыс. человек в составе 7 авиационных и вертолетных полков.

В ходе военной реформы Узбекистан был разделен на четыре военных особых округа – Юго-Западный (штаб в Карши), Восточный (Фергана), Центральный (Джизак), Северо-Западный (Нукус) и одно оперативное командование (Ташкент). В каждом округе дислоцирована укомплектованная по полному штату мотострелковая или десантно-штурмовая бригада. В особый период командующие округами становятся руководителями всех частей и подразделений силовых структур, расположенных на территории округа. Апробация этой схемы осуществлена в Юго-Западном и Восточном военных округах летом и осенью 2000 года при организации противодействия «Исламскому движению Узбекистана».

Основные силы Министерства обороны локализованы в районе Ташкента и Термеза. Подразделения Национальной гвардии общей численностью в 1 тыс. человек защищают стратегические базы и объекты. Основные военно-воздушные базы находятся в районе городов Карши (Ханабад) и Андижан. В качестве военно-воздушных баз также могут использоваться аэродромы в районе городов Термез (Кокайды) и Чирчик. Однако оперативная емкость большинства аэродромов невелика. По оценкам российских специалистов в 2001 году, аэродромы нуждались в ремонте и модернизации, которые были проведены американскими и немецкими специалистами в 2001–2002 годах в ходе подготовки и проведения операции в Афганистане.

Силы специального назначения. После распада СССР Вооруженным силам Узбекистана отошли 15-я бригада специального назначения, 459-я отдельная рота специального назначения (на ее базе сформирован отдельный отряд спецназа), а также учебный полк специального назначения, готовивший во время войны в Афганистане личный состав для воюющих подразделений. В несколько преобразованном виде данные подразделения сохранились до настоящего времени.

Внутренние войска МВД. Численность внутренних войск МВД составляет в настоящее время от 17 до 19 тыс. человек. Серьезную роль в обеспечении военной безопасности играет Управление по борьбе с терроризмом МВД (полковник Б. Турсунов).

Подразделения Службы национальной безопасности. Служба национальной безопасности Республики Узбекистан оценивается как достаточно эффективная. При этом ссылаются на то, что в ней сохранились бывшие советские кадры, и по крайней мере уже семь лет не было никаких реформ, которые, судя по опыту других постсоветских государств, приводят к ослаблению спецслужб. Кроме того, в 1996 году Службе национальной безопасности были переданы подразделения и некоторые функции оперативной разведки, которые до этого выполнялись ГРУ Министерства обороны.

 

Комплектование и подготовка кадров

 

Вооруженные силы Республики Узбекистан строятся на принципах кадровой регулярной армии. Срок службы рядового и сержантского состава – 18 месяцев (для лиц, имеющих высшее образование, – 12 месяцев). Законодательством наряду с действительной предусмотрена альтернативная служба. Ее срок – 24 месяца, а для граждан, имеющих высшее образование, – 18 месяцев.

Как и в других государствах Центральной Азии, в Узбекистане комплектование Вооруженных сил осуществляется призывниками, имеющими слабое состояние здоровья, морально и физически не подготовленными к воинской службе. Падает образовательный уровень призывного контингента. Однако в численном отношении проблем с призывом нет.

Отток из республики офицеров Советской армии в конце 80-х – начале 90-х годов прошлого века создал проблему комплектования офицерских кадров Вооруженных сил. Места профессионалов зачастую занимали случайные люди, в руках которых сосредоточивалось боевое оружие, что превращало саму армию в потенциальный очаг нестабильности.

Однако Узбекистан смог использовать имеющиеся на его территории учебно-тренировочные объекты, а также создать новые учебные заведения для обучения и подготовки национальных военных кадров. В 1995 году была образована Академия Вооруженных сил Республики Узбекистан, которая предназначена для подготовки командного состава для всех силовых структур страны. Подготовка офицерских кадров также осуществляется Ташкентским высшим общевойсковым командным, Чирчикским высшим танковым командно-инженерным, Самаркандским высшим автомобильно-артиллерийским, Джизакским высшим авиационным военными училищами. Кроме этого, действуют Академия МВД, Институт СНБ, Военное училище пограничных войск, Таможенный колледж, Высшая пожарно-техническая школа МВД. Часть военных кадров готовится на специализированных факультетах в гражданских вузах (военные медики, связисты, специалисты ПВО). На военных кафедрах гражданских вузов готовятся офицеры запаса.

Подготовка военных кадров осуществляется также на базах зарубежных учебных центров и при участии иностранных специалистов. Особенно большое участие иностранные специалисты принимают в подготовке подразделений специального назначения. С конца 90-х годов в этих целях были приглашены инструкторы из США. В 2000 году, в ходе создания Антитеррористического центра СНГ, когда предполагалось, что спецслужбы и подразделения специального назначения Узбекистана будут участвовать в его деятельности, они проходили подготовку с участием сотрудников российского подразделения «Альфа». В июне 2002-го появились сведения, что помощь в подготовке спецподразделений Узбекистану окажут Турция и Великобритания, а офицеры спецназа страны уже проходят подготовку в учебных центрах НАТО в Италии и Германии.

 

Новый призыв.

Как рассказал председатель постоянной комиссии по вопросам обороны и безопасности парламента Ахаш Турсунов, отныне рядовые солдаты и сержанты будут призываться на 12-месячную, а выпускники института - на 9-месячную воинскую службу. Выпускники военных кафедр высших учебных заведений облачатся в военную форму также на 9 месяцев. Такой Закон был принят в связи с тем, что в республике возросло число молодежи от 18 до 20 лет, годной к действительной воинской службе. Согласно новому Закону первые сроки для солдат и сержантов, прошедших воинскую службу по контракту, составляют 3 года, а для офицеров - 5 лет. На должности рядовых солдат и сержантов по контракту могут быть приняты и женщины до 30 лет.

 

 

Резервисты

 

В нашей стране более половины населения составляет молодежь. К каждому призыву все больше парней достигает призывного возраста - от 18 до 27 лет. В таком количестве новобранцев Вооруженные силы не нуждаются. Узбекистану нужна компактная, мобильная, хорошо вооруженная и профессионально подготовленная армия. Поэтому не все, кому отделы по делам обороны разошлют повестки, будут призваны на действительную военную службу. Не попавших в эту категорию зачислят в мобилизационный призывной резерв. Где кому служить, призывная комиссия вынесет решение в соответствии с результатами медицинского освидетельствования призывника, изучения его моральных и профессиональных качеств, физической и общей подготовки, опыта, способностей, а также материального и социального положения членов его семьи.
Служба в мобилизационном призывном резерве проходит по территориальному признаку и предусматривает внесение призывниками денежных взносов на специальный счет Министерства обороны. Постановлением Кабинета Министров их сумма определена в 25 минимальных размеров заработной платы. Эти средства в целевом порядке направляются на увеличение размеров денежного довольствия и содержания военнослужащих срочной службы, а также проведения военных сборов самих граждан, зачисленных в мобилизационный призывной резерв. Такие сборы могут проходить ежегодно. В случае возникновения чрезвычайных ситуаций или военной агрессии против нашей родины эти граждане призываются на действительную военную службу. Достигнув 27-летнего возраста, в мирное время они зачисляются в резерв.
Служба в резерве установлена для военнообязанных из числа рядовых, сержантов и офицеров, уже прошедших действительную военную службу или службу в мобилизационном призывном резерве. При необходимости резервистами будут комплектоваться соединения, части и подразделения Вооруженных Сил до штатов военного времени, а также при развертывании формирований военного времени.
Резервисты в составе соединений и частей могут быть использованы по боевому предназначению. Как в военное, так и в мирное время при возникновении угрозы вооруженной агрессии против нашего государства и его безопасности, при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в соответствии с Указом Президента.
Резервисты - это, как правило, люди, знающие и смысл ратного труда, и основы воинской специальности. Они сознательно поступают на действительную военную службу, заключая контракт с государством через министерства, госкомитеты и ведомства, где предусмотрены военные формирования. Они проходят службу на должностях рядового, сержантского и офицерского состава в течение времени, оговоренного соглашением. При этом первоначальный срок службы рядового и сержантского состава определяется в три года, для офицеров - пять лет.

При поступлении абитуриента в в высшие военно-образовательные учреждения с ним заключается контракт на срок обучения с условием последующего обязательного прохождения военной службы на офицерских должностях не менее пяти лет. По его истечении контракт может быть продлен.

Альтернативная служба - это исполнение всеобщей воинской обязанности вместо армейской службы по призыву. Оно связано с выполнением малоквалифицированных работ в различных отраслях экономики, социальной сферы, а также участием в в ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций.

Такое право имеют юноши от 18 до 27 лет, только состоящие в зарегистрированных религиозных организациях, вероучение которых не допускает использование оружия и и службу в Вооруженных Силах. Для исполнения такой воинской обязанности Законом определен срок в 24 месяца, а лицам с высшим образованием - восемнадцать.

Гражданам, проходящим альтернативную службу, выплачивается 80 процентов заработной платы. Они привлекаются на сборы по военной подготовке для приобретения военно-учетной специальности, не связанной с использованием оружия и принимают Военную присягу.

Лица, призванную на альтернативную службу, не могут занимать руководящие или выборные должности, участвовать в предпринимательской деятельности, поступать на учебу в образовательные учреждения. Зато, уволившись со службы, вправе вернуться на прежнюю или равноценную работу, восстановиться в учебном заведении, где занимались до призыва.

Досрочное увольнение с альтернативной службы может происходить в связи с изменением семейного положения, которое дает право на отсрочку или освобождение от призыва на срочную военную службу или службу в мобилизационном призыве.

Решением районной призывной комиссии отсрочка может быть предоставлена по семейным обстоятельствам, состоянию здоровья, для продолжения образования до окончания средней школы, академического лицея или профессионального колледжа, а также вуза по очной форме обучения.

По семейным обстоятельствам отсрочка предоставляется сыну нетрудоспособных родителей, если у них нет другого несовершеннолетнего сына, обязанного их содержать; сыну одиноких трудоспособных матери и отца с двумя или более детьми в возрасте от 16 лет, если кроме нет несовершеннолетнего трудоспособного сына, обязанного их содержать. Отсрочка предоставляется гражданину, если его родной брат проходит срочную армейскую службу, а также отцу двух или более детей или несовершеннолетнего ребенка, воспитываемого без матери, призывнику, имеющему жену-инвалида первой или второй групп.

В мирное время вовсе освобождают от службы всех, признанных негодными для ее прохождения по состоянию здоровья. Не призываются граждане, если их ближайший родственник (брат, сестра) погиб или умер в связи с прохождением военной службы. Хотя по личной просьбе эта категория призывников может стать в армейский строй. От призыва освобождаются священнослужители, имеющие духовный сан зарегистрированной религиозной организации. Не подлежат призыву граждане, привлеченные к уголовной ответственности, а также имеющие непогашенную или неснятую судимость.

 

Современная ситуация в Азии

Сегодня Узбекистан стоит перед реальной угрозой вторжения на свою территорию со стороны Афганистана вооруженных формирований движения Талибан. Как утверждает афганские источники, близкие к Северному альянсу, главную ударную силу талибов в случае проникновения в Узбекистан могут составить отряды антиправительственного Исламского движения Узбекистана (ИДУ) во главе с Джумой Намангани. По данным этих источников, на территории Афганистана ныне сосредоточено около 3 тыс. боевиков ИДУ, которые не только хорошо вооружены и вышколены, но и фанатично готовы бороться с властями Узбекистана.

Для талибов, не имеющих достаточно мощного оружия, способного остановить атаки американцев и их союзников, подрывная партизанская война против государств, оказавающих помощь коалиции, является не только логичной, но и единственно возможным ответом. Надеясь, что такие ассиметричные действия приведут к необходимости США оказать военную помощь таким государствам, талибы имеют своей целью не только запугать мировое сообщество. Но и втянуть в широкомасштабную сухопутную операцию, где бы они себя чувствовали весьма уверенно. С одной стороны, Узбекистан небезосновательно надеется на помощь американской военной машины ведь и его вклад в антитеррористическую кампанию сегодня наиболее весомый по сравнению с другими государствами бывшего СССР, согласившимися в лучшеми случае предоставить воздушный коридор для союзников. Кроме того, несмотря на развивающуюся дружбу Киева и Ташкента, а также присоединение последнего к ГУУАМ, военные и военно-технические интересы тут имеет и Москва. Стоит вспомнить, что США, согласно информации "Вашингтон пост", может начать следующую фазу военной операции против Афганистана с отправки значительного числа дополнительных наземных войск на Ближний Восток и в Среднюю Азию. Как предполагается, такие силі специального назначения могут укрепить границу Узбекистана и предотвратить вторжение талибов и боевиков ИДУ. Но могут и сделать територию Узбекистана плацдармом для совершения рейдов вглубь страны. Поэтому желание Киева поставить вооружения и военную технику могут и не совпасть с планами Ташкента. А кроме того, можно нарваться и на внимание к Украине со стороны талибов. Правда не все такого мнения. Например, замминистра по вопросам чрезвычайных ситуаций Александр Скипальский в интервью радио Свобода 8 октября не исключил, что Украина в будущем может принять участие и в защите Узбекистана. Генерал, в свое время руководивший украинской военной разведкой, считает, что это был бы конкретный вклад в дело борьбы з тероризмом.

Все же прямая военная помощь со стороны Киева представляется маловероятной. Напомним, именно Украина в 2000 г. пошла на попятную с созданием миротворческого батальона в составе ГУУАМ, хотя в конце 1999 г. об этом шаге заявлялось как уже о принятом решении. Что касается военно-технических проблем Ташкента, то их более чем достаточно. Военные эксперты считают, что частые ЧП и катастрофы в узбекской армии связаны не столько с просчетами генералов-руководителей, сколько обусловлены изношенностью боевой техники и невысоким уровнем подготовки военных специалистов. Нуждается в модернизации бронетехника, авиатехника, средства ПВО. Узбекистан высказывался за приобретение боеприпасов и стрелкового оружия. Эксперты указывают, что хотя доля населения Узбекистана в СССР составляла почти 10%, солдат-узбеков доходила в некоторых частях Советской армии до 60%. В результате военной реформы 1992-1995 гг., сопровождавшейся оттоком из ВС офицеров-славян уровень подготовки кадров резко снизился. И хотя в 1995 г. в Узбекистане появилась собственная Академия ВС и в 1997 г. - национальная доктрина подготовки кадров, вопросы подготовки кадров частично могла бы взять на себя и Украина. Что касается оружейных возможностей Украины, то на военно-технический рынок Узбекистана она пришла задолго до того, как Ташкент изъявил желание стать членом ГУУАМ. Еще в 1997 г. Киев завершил выполнение контракта на проведение капитального ремонта 40 узбекских танков на сумму $3,2 млн. Потом небольшие партии комплектующих к спецтехнике поставлялись в 1999 г.

Уже в октябре прошлого года госкомпания "Укрспецэкспорт" заключила три контракта с узбекской стороной на поставку различного военного имущества. Как сообщил тогда министр обороны Украины Александр Кузьмук, контракты касаются наземных родов войск и предусматривают поставки из Украины в Узбекистан стрелкового вооружения, малой артиллерии и боеприпасов. Хотя министр не уточнил сумму контракта, однако отметил, что она достаточно солидная. Причем, по словам министра, этим ВТС не закончилось - в стадии проработки с узбекской стороной находился еще один контракт, который может быть подписан в ближайшее время. В одном из интервью гендиректор Укрспецэкспорта Валерий Малев отмечал, что этот контаркт предусматривает поставку в Узбекистан боеприпасов для систем залпового огня. Готовился в 2000 г. и контракт по производству для Узбекистана на украинских предприятиях в Шостке (Сумская область) и Донецке взрывчатых веществ и боеприпасов на их основе.

То есть, мосты с Ташкентом были налажены своевременно. Теперь Киев сказал свое новое слово. Хотя Украина не готова менять свои экономические интересы на жизни солдат, и дружба цвета хаки с Узбекистаном, кстати, официально названным стратегическим партнером Украины, может развиться. Кстати, Л.Кучма 8 октября уже переговорил по телефону со своим визави Исламом Каримовым, и как сообщают в Администрации украинского Президента, договорился о сотрудничестве и консультациях. Не исключено, что этот вопрос главы держав также не пропустили...

 

ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ВОЕННОЙ РЕФОРМЫ В УЗБЕКИСТАНЕ

 

 

Создание объединенного штаба ВС РУ - конкретный шаг в деле повышения эффективности использования средств, выделяемых на оборону страны

Узбекистан первым из всех республик бывшего СССР возвратился к некоторым принципам советской модели управления Вооруженными силами. Это выражается в том, что, как и во времена Советского Союза, все силовые структуры страны объединены единым командованием. Президентским указом создан Объединенный штаб вооруженных сил республики. Что это дает?

Во-первых, все силовые структуры страны управляются теперь из одного центра. Значит эффективность их применения возрастает. Во-вторых, увеличивается качество боевой учебы и подготовки военных кадров, поскольку действуют единые и согласованные с другими силовыми ведомствами учебные планы. В-третьих, удешевляется тыловое, медицинское и другое обеспечение войск, поскольку исключается дублирование, создание параллельных снабженческих структур.

В России пока всего этого нет. Хотя Генштаб тоже предлагает,

чтобы в стране действовала единая система снабжения силовых структур государства и был унифицирован процесс подготовки военных кадров и медицинского обеспечения войск. На законодательном уровне пока это не решено, но в качестве эксперимента в Чечне действует именно единая система управления и обеспечения войск. Теперь дело за малым, чтобы на уровне президента утвердить такую схему на все Вооруженные Силы. Но лишь через месяц намечено очередное заседание Совбеза РФ. Будет ли СБ обсуждать вопросы интеграции силовых структур, неизвестно.

Узбекистан здесь действует более динамично. В 1995-1996 гг. узбекское руководство решило, что в особый период командующие округами становятся руководителями всех частей и подразделений силовых структур, расположенных на территории военного округа. Именно такие функции и выполняли летом и осенью этого года при организации противодействия боевикам-исламистам командующие Юго-западного особого и Восточного военных округов страны. Теперь же в Ташкенте принято решение, что и в мирное время всеми силовыми структурами страны также необходимо руководить из одного центра. Поэтому Генштаб в РУ преобразован сейчас в Объединенный штаб ВС РУ. Предполагается также более детально

разделить его функции и функции Минобороны. Оперативно-стратегическое планирование и боевое применение войск будет осуществлять Объединенный штаб Вооруженных Сил, созданный на базе Генерального штаба. Функция же административного руководства Вооруженными Силами отнесена к Министерству обороны.

По утверждению узбекских СМИ, "такое разграничение функций отвечает процессам демократизации и принципам построения сильного гражданского общества и призвано реализовать механизм гражданского контроля за ходом военного строительства в государстве".

В том, что в Узбекистане разграничиваются функции Минобороны и Генштаба нет ничего антидемократического, крамольного, однако вряд ли можно согласиться с тем, что придание МО РУ статуса органа административного руководства армией связано с механизмом создания гражданского контроля за ходом военного строительства в государстве. Военное строительство в демократическом обществе должны обеспечивать политические институты, а не само военное ведомство. Они же должны осуществлять гражданский контроль за

Минобороны и Генштабом.

Концентрация же в одних руках управления всеми силовыми структурами государства, как это сделано в Узбекистане - не очень-то демократическая процедура. В демократическом обществе все силовые структуры существуют независимо и не подчинены единому командованию, поскольку такое положение создает чрезмерную корпоративность военных, что в конце концов может стимулировать возможность военного переворота. По оценкам военных экспертов, именно это обстоятельство служит главным препятствием на пути интеграции силовых структур РФ, на которой настаивает Генштаб. Его специалисты не раз заявляли о необходимости придания ГШ ВС РФ статуса не только координатора всех силовых структур страны, но и главного управленца всеми силовыми министерствами.

"Такого никогда не будет" - заявил как-то президент Путин, однако, "игнорирование" роли Генштаба и придание самостоятельности другим силовым министерствам ведет к чрезмерному расходованию средств. Скажем, российская армия ликвидирует летные училища, однако, на их базе обучение своих авиаторов готовят погранвойска. Хотя авиаторы могли бы учиться в единых для всех силовых министерств училищах. Между тем Узбекистан, несмотря на определенные издержки, эту проблему для себя решил.

За годы постсоветского существования в стране созданы военные округа на важнейших операционных направлениях, произведена передислокация войск, налажена система координации и тесного взаимодействия всех воинских формирований и подразделений. Утверждена новая организационно-штатная структура вооруженных сил, которая, по утверждению узбекских специалистов, основана на принципах мобильности, оперативности и самодостаточности воинских подразделений. Все основные модели и механизмы новой организации, отмечают представители МО Узбекистана, были опробованы в ходе многочисленных учений, антитеррористических операций. Итоги первых двух этапов реформ позволили органично перейти к следующему - совершенствованию системы управления вооруженными силами.

Как отметил новый министр обороны ВС РУ полковник Кадыр Гуламов "цель этого этапа - создание единой системы управления всеми видами и родами войск, другими воинскими

формированиями, обеспечение их тесного взаимодействия и

максимально эффективного использования в укреплении

безопасности и территориальной целостности государства".

Гуламов назначен министром 29 сентября 2000 года по указу

Президента РУ Ислама Каримова. Несмотря на свое офицерское

звание, он по сути чисто гражданский человек. До своего назначения в 1999 году на военную должность (его назначили начальником Академии Вооруженных Сил РУ) Кадыр Гуламов был известен как ученый-физик, академик Академии наук Узбекистана, много лет руководивший уникальным научно-производственным объединением "Физика солнца".

В Узбекистане заявляют, что назначение Гуламова связано с тем, что МО РУ будет теперь во многом гражданским ведомством. Может это и правильно. Однако реформу системы управления военной организацией страной можно считать половинчатой мерой, поскольку, по мнению многих наблюдателей, руководство Узбекистана так и не смогло решить другие проблемы военного строительства - создать достаточно боеспособные войска в стране, что собственно и служит показателем эффективности

военных преобразований.

По данным "Независимого военного обозрения", "до распада СССР прослойка офицеров-узбеков в Советской армии была невысокой, хотя при этом доля населения Узбекистана в СССР составляла почти 10 %, а доля солдат-узбеков доходила в некоторых подразделений до 60-70 %. Проводя в 1992-1995 гг. военную реформу, руководство Узбекистана не препятствовало оттоку имеющих высокий уровень подготовки офицеров-славян из ВС страны. На их место принимались, как правило, национальные кадры - офицеры-запасники и двухгодичники, не имеющие достаточной военной культуры, а также знаний и умений". По данным "НВО", именно это обстоятельство стало главной причиной низкой дееспособности узбекских войск.

За последнее время в стране произошло несколько крупных военных авиакатастроф. Последняя из них произошла в

конце сентября близ населенного пункта Сарасия (Сурхандарьинская область). Здесь потерпел катастрофу вертолет Ми-8, перевозивший группу спецназа. 7 военнослужащих Минобороны и экипаж вертолета погибли. (По утверждению очевидцев, именно за это ЧП и были произведены кадровые перестановки в стране и на должность военного министра был назначен полковник Гуламов.) Отмечается, что слабая подготовленность войск стала главной

причиной гибели солдат и офицеров в боях с боевиками Исламского движения Узбекистана. (В августе 2000 года в Сурхандарьинской области погибло 12 военнослужащих и 6 милиционеров.)

Многие эксперты отсутствие подразделений ПВО ВС РУ на международных учениях на полигоне Ашулук (Ташкент заявил сначала, что примет в них участие) объясняют неподготовленностью узбекских специалистов.

По мнению экспертов, на которых ссылается "НВО", нынешний уровень учебного процесса в ВС РУ не позволяет в стране в должной мере готовить высококвалифицированных специалистов ПВО и ВВС. Это можно будет сделать только в вузах Украины или России. Соответствующие договора в республике готовятся. Ташкент хорошо понимает необходимость военной интеграции с Москвой. Однако надеется, что сможет своими силами, без помощи военных советников, поднять уровень боеспособности своих войск. Не исключено, что это является ошибкой руководства страны.

 

 

Ташкент готовится у отпору

«Я прошу, передайте России, нас не надо защищать. Не надо за

нас проливать кровь. Узбеки способны сами ответить ударом на

удар. У нас уже сегодня самая сильная армия в Средней Азии».

Из интервью президента Узбекистана Ислама Каримова

корреспонденту московского радио в июне 2000 года.

Слова узбекского президента напрямую связаны с обстановкой на юге республики. После заявления российских политиков в мае сего года о намерении нанести превентивные удары по афганским лагерям чеченских боевиков, командование движения «Талибан» начало концентрировать свои соединения на границе с Узбекистаном. Три бригады развернулись на высотах у города Хайратон, к которому выходит мост через Аму-Дарью, начинающийся у узбекского областного центра Термеза.

По данным российских спецслужб, здесь же и в Мазари-Шарифе (центре провинции Балх) находятся 6 отрядов исламского движения Узбекистана (ИДУ), которые готовятся к прорыву на узбекскую территорию. Эти отряды, обученные в диверсионно-террористических школах Афганистана, Пакистана и Чечни, насчитывают до 300 боевиков, значительная часть которых обладает практическим опытом участия в военных действиях на территории Таджикистана. Граница между Афганистаном и Узбекистаном на всем своем 120-километровом протяжении проходит по Аму-Дарье, которая на этом участке имеет ширину до 600 метров. Сегодня это единственная естественная преграда, защищающая Узбекистан от проникновения из Афганистана исламских экстремистов.

До прошлого года был у Ташкента еще один щит - воевавший в Афганистане корпус генерала Рашида Дустума. Он был укомплектован афганскими узбеками и оснащен оружием из арсеналов Узбекистана. Но в конце 1998 года этот корпус был разгромлен бригадами талибов, которые захватили города Мазари-Шариф, Шибирган и Хайратон. Теперь там идет откровенный геноцид против лиц непуштунских национальностей, в первую очередь - против узбеков и таджиков. Их массами уничтожают, начиная с мужчин. Уцелевших переселяют на юг и юго-запад Афганистана, а на их место приходят пуштунские поселенцы.

Совершенно очевидно, что, осваивая таким образом северные провинции, талибы готовят цлацдармы для продвижения дальше, в Среднюю Азию. Они и не скрывают этого, их лидеры прямо говорят, что «правильный» ислам должен распространиться во всей Средней Азии, если не мирным путем, то с помощью джихада. И если до сих пор их бригады не сделали попыток форсировать Аму-Дарью, то скорее всего потому, что вооруженные силы Узбекской республики находятся в постоянной боевой готовности, две дивизии и бригада спецназа выдвинуты к южной границе. С помощью местного населения на наиболее опасных участках ведется строительство полевых укреплений и возведение системы заграждений и почти вся боевая авиация республики передислоцирована на ближайшие к южной границе аэродромы Карши и Кокайты.

Но хотя талибы так и не реализовали своих угроз перенести «исламскую революцию» в республики Средней Азии, сегодня воочию наблюдается новый всплеск их агрессивных устремлений. Это и подтолкнуло прези<


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.065 с.