Исследование элементов модели системы управления качеством окружающей среды — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Исследование элементов модели системы управления качеством окружающей среды

2020-04-01 144
Исследование элементов модели системы управления качеством окружающей среды 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Под системой управления качеством окружающей среды (environmental management system); согласно ИСО серии 14001–98 рис. 2.1 подразумевается – часть общей системы управления, которая включает организационную структуру, деятельность по планированию, распределению ответственности, практическую работу, процедуры, процессы и ресурсы для разработки, внедрения, достижения целей, оценки достигнутого в рамках реализации экологической политики. В соответствии с данной терминологией модель системы управления качеством – управления окружающей среды (СУКОС) содержит следующие требования к системе: экологическая политика; планирование; создание, внедрение и функционирование; контролирующие и корректирующие действия; анализ состояния СУКОС; непрерывное совершенствование.

1. Экологическая политика руководства – это документ, утвержденный генеральным директором, в котором сформулированы высшим руководством цели, принципы и обязательства.

Высшее руководство должно определить экологическую политику организации и обеспечить, чтобы эта политика:

* соответствовала характеру, масштабу и воздействиям на окружающую среду деятельности организации, ее продукции или услуг;

* включала обязательства в отношении постоянного улучшения окружающей среды и предотвращения ее загрязнения;

* включала обязательства в отношении соответствия надлежащему природоохранному законодательству и регламентам, а также другим требованиям, с которыми организация согласилась;

* предусматривала основу для установления целевых и плановых экологических показателей и их анализа;

* документально оформлялась, внедрялась, поддерживалась, а также доводилась до сведения всех работников; * была доступна для общественности.

2. Планирование включает решение четырех аспектов

2.1 Экологические аспекты

Экологический аспект – элемент деятельности организации, ее продукции или услуг, который может взаимодействовать с окружающей средой. Важным экологическим аспектом является тот, который оказывает или может оказать существенное воздействие на окружающую среду.

Организация должна устанавливать и поддерживать в рабочем состоянии процедуры идентификации экологических аспектов своей деятельности, которые она может контролировать, а значит, и влиять на окружающую среду. При этом следует учитывать расходы и время для проведения анализа. Анализ должен охватывать такие ключевые области, как законные и регламентные требования, идентификацию важных экологических аспектов, изучение всех существующих методов и процедур управления окружающей средой, оценку информации, поступившей по обратной связи после исследования предшествующих событий.

2.2 Законные и другие требования. Организация должна устанавливать и поддерживать в рабочем состоянии процедуру индентификации законных и других требований и получения доступа к тем требованиям, с которыми организация соглашается, и которые применяются в отношении экологических аспектов ее деятельности.

2.3 Целевые и плановые экологические показатели. Все показатели должны быть согласованы с экологической политикой, включая обязательство по предотвращению загрязнения окружающей среды (под последним понимается использование процессов, методов, материалов или продукции, которые позволяют избегать загрязнения, уменьшать его или бороться с ним и которые могут включать рециклинг, очистку, изменения процесса, механизмы управления, эффективное использование ресурсов и замену материалов).

2.4 Программа(ы) управления окружающей средой. Организация должна разрабатывать и поддерживать в рабочем состоянии программу(ы) достижения своих целевых и плановых экологических показателей. Такая программа должна включать:

* распределение ответственности за достижение целевых и плановых экологических показателей для каждого соответствующего подразделения и организации;

* средство и сроки, в которые они должны быть достигнуты.

* программу можно разделить на несколько частей, каждая из которых охватывает конкретный элемент деятельности организации. Программа должна включать экологический анализ новых видов деятельности.

Там, где это уместно и выполнимо, в программу можно включить рассмотрение стадий планирования, проектирования, производства, маркетинга и утилизации. Это можно сделать как для текущих, так и для новых видов деятельности. Применительно к продукции можно рассмотреть проект, материалы, производственные процессы, использование и конечную утилизацию.

3. Внедрение и функционирование включает следующие аспекты:

3.1 Структура и ответственно сть. Обязанности ответственность и полномочия должны быть определены, документально оформлены и доведены до сведения всех, кого это касается, с тем, чтобы содействовать эффективному управлению окружающей средой. Нельзя считать, что ответственность за охрану окружающей среды несет только экологическая служба. Она может ложиться и на другие подразделения организации, например, на оперативное руководство или штатные службы, помимо экологической.

Обязательство по охране окружающей среды должно начинаться с высших уровней руководства (определение экологической политики, обеспечение внедрения системы управления окружающей средой, назначение специального(ых) представителя(ей) с определенной ответственностью и полномочиями и пр.)

3.2 Обучение, осведомленность и компетентность.

Организация должна разрабатывать и поддерживать в рабочем состоянии процедуры выявления потребностей в обучении персонала. Сотрудники каждого соответствующего подразделения должны понимать:

* важность соответствия экологической политике, процедурам и требованиям системы управления окружающей средой;

* существенные, реальные или потенциальные воздействия своей деятельности на окружающую среду и пользу, приносимую окружающей среде вследствие повышения персональной эффективности;

* свои обязанности и свою ответственность в деле достижения соответствия экологической политике и процедурам, а также требованиям системы управления окружающей средой включая требования по готовности к аварийным ситуациям и к реагированию на них;

* потенциальные последствия отступлений от установленных рабочих процедур.

Персонал, выполняющий работы, которые могут оказать значительное воздействие на окружающую среду, должен обладать компетентностью, обусловленной соответствующим образованием, подготовкой и /или практическим опытом.

3.3 Связь.

В области экологических аспектов и системы управления окружающей средой организация должна устанавливать и поддерживать в рабочем состоянии процедуры:

* внутренней связи между различными уровнями и подразделениями организации;

* получения надлежащих сообщений от внешних заинтересованных сторон, их документального оформления и ответа на них.

Последняя процедура может включать диалог с заинтересованными сторонами и рассмотрение поднятых ими вопросов. Процедура должна предусматривать необходимую связь и с государственными органами власти по вопросу планирования на случай аварийной ситуации и по другим проблемам, представляющим взаимный интерес.

3.4 Документация системы управления окружающей средой. Организация должна определять и поддерживать в актуальном состоянии информацию на бумажном или электронном носителе для:

* описания основных элементов системы административного управления и их взаимодействия;

* указания связанной с ними документации.

3.5 Управление документацией.

Организация должна устанавливать и поддерживать в рабочем состоянии процедуры управления всеми документами, которые требуются согласно настоящему стандарту для того, чтобы:

* их можно было найти;

* они периодически анализировались, пересматривались по мере необходимости и утверждались на предмет их адекватности уполномоченным персоналом;

* текущие документы должны быть доступны и во всех местах, где проводятся работы, важные для эффективного функционирования системы управления окружающей средой;

* устаревшие документы сразу изымались из всех пунктов рассылки и применения, или их непреднамеренное использование предотвращалось каким-либо другим способом;

* любые устаревшие документы, оставленные для юридических целей и (или) для сохранения сведений о них, надлежащим образом идентифицировались.

Документация должна быть удобочитаемой, датированной (даты пересмотра также должны быть указаны), легко идентифицируемой. Она должна содержаться в порядке и храниться в течение указанного срока. Должны быть установлены процедуры и определен обязанности, касающиеся разработки и актуализации документов различного вида.

3.6 Управление операциями.

Организация должна идентифицировать те операции и виды деятельности, которые связаны с идентифицированными существенными экологическими аспектами, согласующими с ее политикой, целевыми и плановыми показателями. Организация должна планировать эти виды деятельности, включая техническое обслуживание, с тем, чтобы гарантировать их выполнение в заданных условиях путем:

* установления и поддержания в рабочем состоянии процедур, рассчитанных на ситуации, когда отсутствие процедур может привести к отступлениям от экологической политики, целевых и плановых показателей;

* обусловливания в процедурах рабочих критериев;

* установления и поддержания в рабочем состоянии процедур, связанных с идентифицируемыми важными экологическими аспектами товаров и услуг, используемых организацией, и передачи сообщения о соответствующих процедурах и требованиях поставщикам и подрядчикам.

3.7 Подготовленность к аварийным ситуациям и реагирование на них. Организация должна устанавливать и поддерживать в рабочем состоянии процедуры идентификации возможности возникновения катастроф и аварийных ситуаций и реагирования на них, а также предотвращения и смягчения воздействий на окружающую среду, которые могут быть связаны с этими ситуациями.

Организация должна анализировать и пересматривать, в случае необходимости, процедуры, касающиеся ее подготовленности к аварийным ситуациям и реагирования на них, особенно после возникновения катастрофы или аварийной ситуации.

4. Проведение проверок и корректирующие действия включают аспекты:

4.1 Мониторинг и измерение.

Организация должна устанавливать и поддерживать в рабочем состоянии документированные процедуры регулярного мониторинга и измерения основных характеристик своих операций и видов деятельности, которые могут существенно воздействовать на окружающую среду. Сюда следует отнести регистрацию информации для того, чтобы проследить за исполнением, надлежащими мерами по оперативному контролю и соответствием целевым и плановым показателям организации.

Аппаратура дозиметрического контроля должна поверяться и поддерживаться в рабочем состоянии, а записи, касающиеся этого процесса, должны сохраняться согласно процедурам, установленным организацией.

Организация должна устанавливать и поддерживать в рабочем состоянии документированную процедуру периодического оценивания соответствия своей деятельности действующим природоохранному законодательству и регламентам.

4.2 Несоответствием и корректирующие и предупреждающие действия.

Организация должна устанавливать и поддерживать в рабочем состоянии процедуры по определению ответственности и полномочий относительно выявления и изучения несоответствий, принятия мер для смягчения любых причиненных воздействий, а также по инициированию и совершению корректирующих и предупреждающих действий.

При разработке и поддержании в рабочем состоянии подобных процедур организация должна учесть следующие элементы;

* идентификацию причины несоответствия;

* идентификацию и выполнение необходимого корректирующего воздействия;

* выполнение или совершенствование контролирующих мер, необходимых для избежания повторения несоответствия;

* регистрацию любых изменений в письменных процедурах по результатам корректирующего воздействия.

В зависимости от ситуации корректирующее воздействие можно выполнять быстро, с формальным минимальным планированием, или же оно может потребовать более сложной и длительной работы.

4.3 Зарегистрированные данные.

Организация должна устанавливать и поддерживать в рабочем состоянии процедуры идентификации, ведения и размещения зарегистрированных данных об окружающей среде.

4.4 Аудит системы управления окружающей средой.

Под аудитом понимается систематический и документально оформленный процесс проверки объективно получаемых и оцениваемых данных с целью определения, соответствует ли система управления окружающей средой, принятая в организации, критериям аудита такой системы, установленным данной организацией, а также с целью сообщения результатов, полученных в ходе этого процесса, руководству.

Программа аудита для организации должна быть основа на значимости, с экологической точки зрения, проверяемой деятельности и на результатах предыдущих аудитов. Программы и процедуры аудита должны предусматривать: виды деятельность и участки, подлежащие аудиты; частоту проведения аудита; обязанности, связанные с управлением и проведением аудита; передачу сведений о результатах аудита; компетенцию аудитора; способы проведения аудита.

Аудиты могут проводиться персоналом самой организации или лицами извне, выбранными организацией.

5. Анализ, осуществляемый руководством

Высшее руководство организации должно анализировать систему управления окружающей средой через установленные им промежутки времени, с тем, чтобы обеспечить ее постоянную пригодность, адекватность и эффективность.

Анализ должен включать: результаты аудита; объем, в котором выполнены целевые и плановые экологические показатели; пригодность системы управления окружающей средой с учетом изменяющихся условий и информации; интересы соответствующих сторон.

Наблюдения, выводы и рекомендации должны быть документально оформлены для проведения необходимых действий.

6. Непрерывное совершенствование

Непрерывное совершенствование может быть представлено как повторяющиеся действия, реализуемые по мере выявления отдельных возможностей и обоснования целесообразности изменений.

Планы непрерывного совершенствования должны устанавливать, какие данные требуется собирать, как их анализировать, как и кто должен проводить оценку и анализ данных, как и кто должен принимать решения в отношении использования и внедрения получаемых результатов. Важно, чтобы процесс непрерывного совершенствования был согласован с установленными для организации или проекта политикой и целями в области качества. Указанные политика и цели также должны быть объектами постоянного анализа и совершенствования. Должны быть установлены методы идентификации, анализа, согласования и внедрения корректирующих и предупреждающих действий.


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.097 с.