Четыре фактора каббалистической концепции — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Четыре фактора каббалистической концепции

2020-04-01 93
Четыре фактора каббалистической концепции 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В любом творении существуют четыре определяющих его фактора:

1. Основа – это первичный материал данного создания, из которого оно возникло. Неизменные свойства основы – это порядок его развития. Например, гниение зерна пшеницы в земле вызывает появление нового ростка пшеницы, то есть того же вида. Зерно сгнивает – внешняя форма полностью исчезает, подобно тому, как наше тело разлагается в земле, но основа остается и дает новый побег, подобно тому, как наша душа вынуждает родиться новое тело, чтобы облачиться в него.

2. Неизменные свойства основы. Основа (зерно в данном случае) никогда не примет форму других хлебных злаков, например, овса, а лишь предшествовавшую ей форму, которая потеряна ею, то есть, форму пшеницы. Возможны определенные изменения в количестве и качестве нового побега, которые зависят от окружающей среды, – от почвы, удобрений, влаги, солнца — однако, основа формы пшеницы (то есть прежней сути), не претерпевает никаких изменений.

3. Свойства, изменяющиеся под воздействием внешних сил. Под воздействием внешних факторов качественно меняется оболочка сути – зерно остается зерном, но его внешняя форма меняется и зависит от окружающей среды. Дополнительные внешние факторы присоединились к сути и вместе с ней дали новое качество за счет влияния внешней среды. Это может быть солнце, земля, удобрения, влага, дождь – относительно зерна, или общество, группа, книги, учитель - относительно человека.

4. Изменения внешних сил. Человеку необходимо окружение, которое развивается и постоянно влияет на развитие человека. А человек, развиваясь, влияет на окружение, побуждая его к росту, что, в свою очередь, вновь поднимает человека. Таким образом, человек и его среда параллельно растут.

Этими четырьмя факторами определяется все состояние каждого творения. И даже если человек годы будет проводить в исследованиях, все равно мало, что сможет изменить или добавить к тому, что предоставлено ему этими четырьмя факторами.

 И как бы мы ни действовали, ни думали, что бы мы ни делали, что бы мы ни приобретали — все заключается только в этих четырех факторах. И любое добавление будет лишь количественным, определенным большей или меньшей степенью разума, в то время как качественно здесь абсолютно нечего добавить. Ведь эти факторы принудительно определяют наш характер и форму мышления и выводов.

1) Суть свою — человек изменить не может.

2) Законы, по которым меняется его суть, — человек изменить не может.

3) Законы изменения его внутренних свойств в зависимости от внешних воздействий — человек изменить не может.

4) Окружающая среда, от которой он полностью зависим — только ее человек может изменить!

Если человек может в настоящем влиять на окружающую его среду, он определяет этим свое будущее состояние. Единственное, на что может повлиять окружающая среда, это на качество и количество, то есть, на темп и на качество того пути, который пройдет человек: пройдет ли человек его с болью, в страхе, в страданиях, в тысячелетиях кровопролитных войн или он пройдет его спокойно, комфортно, поскольку сам стремится к цели.

 Интересно провести сравнение каббалистической концепции «четырех факторов»и исследования современных ученых. На наш взгляд уместно обратиться к «Культурно- исторической теории психики человека» Л.С.Выготского. Иногда ее называют теорией общественно- исторического происхождения высших психических функций человека. Под высшими психическими функциями (ВПФ), Выготский подразумевал произвольное внимание, произвольную память, логическое мышление, речь и др.

 Первым и основным пунктом этой теории можно назвать отношение человека и природы. Когда человек перестал быть пассивным животным, полностью зависящим от окружающей среды, и попытался приспособить природу под свои нужды. Это можно назвать первой попыткой свободного выбора. Данное положение опирается на мысль, неоднократно высказывающуюся классиками марксизма о том, что при переходе от животных к человеку произошло кардинальное изменение взаимоотношений субъекта с окружающей средой.

На протяжении всего существования животного мира среда действовала на животное и видоизменяла его; животное приспосабливалось к среде, и это обусловило биологическую эволюцию животного мира. Но с появлением человека начался процесс противоположного смысла. Человек начал действовать на природу и видоизменять ее. Ф.Энгельс писал: «... все планомерные действия всех животных не сумели наложить на природу печать их воли. Это мог сделать только человек». Человек наложил на природу «печать своей воли»благодаря орудиям труда, а обобщенно говоря благодаря развитию материального производства.

Овладение природой не прошло бесследно для психики человека, его психика стала развиваться и, появились - высшие психические функции. Человек стал способен намеренно запоминать определенный объем информации, пользоваться при этом мнемическими приемами (зарубки, календари, рисунки), человек стал организовывать свою умственную деятельность. Овладение знаниями о природе, создало в человеческом сообществе определенный свод законов, которые передавались другим поколениям - это и были зачатки культурных знаний.

 

 

Свобода выбора

Несмотря на то, что мы не определяем свою основу, кем и как родиться, мы можем влиять на эти три первые фактора выбором нашего окружения, каковым являются друзья, книги, учителя. Но после выбора окружения, наше будущее состояние уже определяется тем, что способна дать среда

Изначально существует свобода выбрать среду из таких учителей, книг и товарищей, которые вызовут хорошие мысли. И если человек не сделает этого, а будет готов войти в любую случайную среду, читать любую случайную книгу, то, конечно, попадет в плохое окружение или будет проводить время за чтением бесполезных книг (их больше, и они намного приятнее), а в результате обязательно получит плохое образование, что приведет к неверному поведению в жизни.

Для примера можно привести рассуждения Л.Толстого: «Эта сила и вывела меня из моего отчаянного положения и совершенно иначе направила разум». Писатель открыл для себя истину в воссоединении с человечеством и миром, через принятие этого мира во всех его проявлениях.

 «......искать этого смысла жизни мне надо не у тех, которые потеряли смысл жизни и хотят убить себя, а у тех миллиардов отживших и живых людей, которые делают жизнь, и на себе несут свою и нашу жизнь»

Отсюда понятно, что наказание или вознаграждение приходят к человеку не за плохие мысли и дела, в которых у него нет выбора, а за то, что не выбрал хорошее окружение, так как в этом, безусловно, есть возможность выбора.

Поэтому, прилагающий усилия в своей жизни и каждый раз, выбирающий лучшую среду, удостаивается успеха не за хорошие мысли, возникающие у человека произвольно, а за старание выбрать каждый раз лучшее окружение, приводящее его к этим мыслям. Выбирающий каждый раз лучшую среду достигает награды — своего следующего, лучшего, более продвинутого состояния.

«Книга Зоар» приводит пример о бедном мудреце, которому богач предложил переехать к нему. На что услышал отказ: «Ни на каких условиях я не поселюсь в месте, где нет мудрецов!». — «Но ведь ты — самый большой мудрец поколения!», — воскликнул богач, — «у кого тебе еще учиться!». И услышал в ответ, что если даже такой большой мудрец поместит себя среди неучей, то сам в скором времени станет, подобен им.

Поэтому надо поступать по известному указанию: «Сделай себе учителя и купи себе товарища». То есть создай себе окружение, потому что только выбор окружения может принести успех человеку. Ведь после того, как выбрал окружение, он отдан в его руки, как глина в руки ваятеля. Мы находимся в плену эгоистической природы. Выйти из-под ее власти - означает выйти из ощущения нашего мира в высший мир.

 В.Франкл писал: «Человек как духовное существо... всегда может как-то «относиться», как-то «вести себя»по отношению к миру. В каждое мгновение своей жизни человек занимает позицию по отношению как к природному и социальному окружению, так и к витальному психофизическому внутреннему миру, к внутренней среде. И то, что может противостоять всему социальному, телесному и даже психическому в человеке, мы называем духовным в нем. Духовное по определению, и есть свободное в человеке... К способности человека «вставать над всем»принадлежит также его способность встать над самим собой... я могу лишь отмежеваться от того, что есть во мне... Ведь типом или характером я лишь обладаю; то же, что я есть, - это личность.....Это свобода от своей фактичности, свобода своей экзистенциальности».

Поскольку мы всецело во власти этого мира, средство для выхода из-под его власти в том, чтобы создать вокруг себя, вопреки нашей естественной эгоистической среде, искусственную среду, стремящуюся сообща выйти из-под власти этого нашего окружения и попасть под власть окружения, руководствующегося законом высшего мира.

Освободиться от влияния эгоистического окружения, выйти из-под него и выявить в себе свойство отдачи — это является нашей свободной реализацией, а само свойство отдачи является свободой воли.

 


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.