Материал для дополнительного изучения — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Материал для дополнительного изучения

2020-04-01 100
Материал для дополнительного изучения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Божье владычество

1. Дан.1:1,2 - почему Господь позволяет язычникам попирать Свой народ и грабить Свой храм? 4 Цар.21:10–16; 4 Цар.22:16,17; 4 Цар.24:18–20; Иер.7:1-11; Иер.13:8-11, др.

2. 4 Цар.24:10-16; 1 Пар.6:15; 2 Пар.36:5-21; Иер.39:8-10 ср. с Иер.5:19 – почему иудеи были переселены в Вавилон? Было ли это сделано исключительно благодаря военным способностям Навуходоносора?

а) Изгнание было массовой депортацией населения из родной земли с целью уничтожить его самобытность и тем самым облегчить контроль со стороны доминирующей власти. Такая депортация была обычно нацелена на высшие сословия, дворян, вождей, мыслителей. Только беднякам разрешалось оставаться на родине, которая была опустошена войной. Такая политическая и военная стратегия широко применялась в древнем мире ассирийцами и вавилонянами. В 722 г. до н. э. ассирийцы поработили Израиль и депортировали большую часть его населения в другие регионы империи. Иудея не обратила внимания на судьбу Израиля и приняла такую же участь из рук вавилонян.

В Библии описано три вавилонских вторжения в Иудею, сопровождающихся переселением. Первое из них произошло в 605 г. до н. э., когда Навуходоносор, одержав победу над египтянами при Кархемише, выступил против Иудеи. Тогда он увел с собой группу пленников, среди которых были Даниил и трое его друзей. В 597 г. до н. э. из-за политических маневров Иоакима, который пытался заключить политический союз с Египтом, Навуходоносор вторгся в Иудею во второй раз и депортировал еще одну часть населения. Среди депортированных были пророк Иезекииль и царь Иехония, сын Иоакима, который умер незадолго до вторжения. Навуходоносор посадил Седекию (дядю Иехонии) на престол, надеясь, что он будет верен Вавилону. Но, несмотря на призывы Иеремии, новый царь продолжил искать помощи у Египта для противостояния вавилонскому господству. В конце концов Навуходоносор потерял терпение и в 586 г. до н. э. снова напал на Иудею; на этот раз вавилоняне до основания разрушили Иерусалим и храм и депортировали еще одну часть населения в Вавилон.

б) Главный герой книги Сам Бог. Он управляет царями и империями, помогая Своим верным слугам, очутившимся на чужбине. Даже в таких трагических событиях, как изгнание и плен, Бог контролирует ситуацию. Пленение израильтян было не просто замыслом, осуществленным властью Вавилона, а исполнением Божьего наказания над нераскаявшимся народом.

Пророк Иеремия, пророчествовавший в то время, призывал иудейских царей подчиниться Вавилону, потому что на это была Божья воля.

3. Дан.1:2 – что мы знаем про землю Сеннаар? Быт.11:1-9; Зах.5:5-11.

«Ангел, что говорил со мной, вновь подошел ко мне и сказал: «Посмотри вверх, гляди, что там появилось». И снова спросил я: «А это что?» «Корзина — большая мера для зерна, — ответил ангел и добавил: — Это их образ, видимый на всей земле». Вдруг свинцовая крышка корзины поднялась — и я увидел сидевшую в ней женщину. Ангел сказал: «А это само нечестие!» Он втолкнул женщину обратно в корзину и закрыл крышку. После того я увидел двух женщин с крыльями, как у аистов. Ветер подхватил их, и женщины на крыльях своих устремились с корзиной вдаль, летя между небом и землей. Я спросил говорившего со мной ангела: «Куда они ее понесли?» Тот ответил: «В Вавилонию, чтобы устроить там ей дом. И когда всё будет готово, корзину водрузят на свое место» (Зах.5:5-11, ИПБ).

Слово «Сеннаар» упоминается в Библии как место строительства Вавилонской башни (Быт.11:2). Эта земля стала символом открытого вызова Богу.

4. Для самоанализа. Как бы я относился к Богу, если бы Он позволил иностранной армии вторгнуться в мою страну, уничтожить мою культуру и забрать меня в чужую страну? Дан.9:1-22 – как отнесся к этому Даниил?

Даниил и его друзья знали, что и в могущественном Вавилоне, и за его пределами Бог неба и земли управляет ходом истории. Именно это ясное представление о Божьем владычестве поддерживало их, вселяя в них силу и мужество противостоять искушению и давлению Вавилонской империи.

5. Дан.1:21 – какими словами оканчивается 1-я глава книги пророка Даниила? Что они означают? Ср. с Иер.29:10-14.

Упоминание здесь о царе Кире очень важно: это проблеск надежды во времена изгнания. Кир был избран Богом, чтобы освободить Его народ и позволить им вернуться в Иерусалим. Хотя глава начинается с поражения и изгнания, заканчивается она проблеском надежды и возвращением домой. Таков наш Бог: даже в самые трудные моменты жизни Он всегда озаряет нас надеждой, чтобы мы могли увидеть славу и радость, которые сменят страдания и боль.

Бог, Которому мы служим, не только управляет движением истории, но и милостиво вмешивается в жизнь Своего народа, чтобы оказать ему своевременную помощь в трудные времена. То, что Господь совершил для еврейских пленников, Он совершит и для Своего народа в последнее время, независимо от различных нападок на них и их веру.

6. Каким испытаниям подвергается сейчас ваша вера? Что является источником этих проблем: влияние мира, разногласия внутри церкви или ваши личные недостатки характера? Как вы можете научиться полагаться на силу Бога, способную помочь все это преодолеть? Рим.8:37; 1 Ин.5:4,5; 1 Кор.15:57; Откр.12:11.

«Но есть на небесах Бог» (Дан. 2:28)... Эта короткая фраза соединяет в себе весть книги Даниила, один из важ­ных аспектов опыта верующего и своевременный ответ на мою неуверен­ность. Синтаксический анализ сложного предложения, составляющего Дан. 2:27, 28, показывает, что оно состоит из двух простых предложений, соеди­ненных противительным союзом «но». В первое предложение мы можем по­местить всякие обстоятельства, случайности или жизненные и исторические трагедии наряду с сопутствующими эмоциями — волнением, ощущением своей беспомощности, страхом, надменностью, тщеславием или самонаде­янностью. Противительный союз «но» в данном случае противопоставляет первое и второе предложения, причем начало второго предложения («Но есть на небесах Бог») сдерживает, смягчает и уравновешивает сказанное в первом предложении. Да, происходящее со мной ужасно, непостижимо и непоправимо. Кажет­ся, что нет никакого выхода, «но есть на небесах Бог». Второе предложение, связанное с первым союзом «но», являет Бога и Его провидение. Всего одно предложение передает содержащуюся в книге Даниила весть надежды. Живите с уверенностью в том, что «есть на небесах Бог», Который рассеи­вает ваши сомнения, тревоги и смущение» (Карлос Пуйоль Буиль «Есть на небесах Бог», ежедневные вечерние чтения для взрослых на 2020 г., 6 января).

 

Вера под давлением

1. Дан.1:4 - что изучали иудейские пленники, и какое мировоззрение им прививалось?

Первый этап вавилонского образования включал изучение двух языков: арамейского, который в то время становился международным языком, и аккадского, который был литературным языком и использовался для передачи религиозных и культурных традиций империи. Аккадский язык требовал владения сложной клинописной системой письма с сотнями символов. На этом первом этапе студенты изучали тексты с историями, которые вавилонские юноши знали с детства, такие как легенды о Гильгамеше, Саргоне и Нарам-Сэуне.

На втором этапе студенты знакомились со многими другими текстами, которые должны были отточить их литературные навыки и помочь им развить вавилонское мировоззрение. Один автор описал этот второй этап таким образом: «Цель обучения была двоякой: наполнить ум учащегося теологической и политической идеологией, существующей в столице, и подготовить его к обучению в качестве младшего ашипу — позиции, через которую проходили многие начинающие писцы. Что касается изучения литературы, которой был посвящен первый этап, то оно уступило место более серьезным вопросам, внедрению мировоззрения и приобретению практического опыта» (A. R. George, The Babylonian Gilgamesh Epic, vol. 1, p. 36).

2. Дан.1 - какое давление оказывалось на этих молодых людей, чтобы они соответствовали языческому окружению?

а) Дан.1:7 и 4:5 - смена имени (духовное давление). Имя означает характер. Изменение имени связано с попыткой изменить характер и привычки, формирующие его, в противоположную сторону.

«Имена Даниила и его товарищей были заменены на имена, обозначающие халдейские божества. Иудейские родители прида­вали большое значение тому, как зовут их детей. Часто имена были связаны с теми чертами характера, которые они желали видеть в подрастающих детях. Начальник евнухов, на попечении которого находились эти юноши, переименовал «Даниила Валта­саром, Ананию Седрахом, Мисаила Мисахом и Азарию Авденаго» (Э. Уайт, «Пророки и цари», глава 39 «В вавилонском дворе»).

б) Дан.1:5 – физическое искушение - искушение пищей (ср. с Быт.3:1-3).

в) Дан.1:4 – умственное («промывание мозгов») - постижение языческих «наук», книг и идеологий.

Прибыв в Вавилон, четверо юношей столкнулись с серьезнейшим испытанием своей веры. Они были избраны для прохождения специальной подготовки, чтобы в дальнейшем служить царю. В древние времена цари часто избирали некоторых из своих лучших пленников для службы в царском дворце, таким образом в них воспитывали преданность царю и богам захватившей их империи. Весь этот процесс был направлен на то, чтобы произвести некую идеологическую обработку, которая привела бы к изменению мировоззрения. В рамках этого процесса иудейским пленным дали новые имена с целью утвердить власть над ними и заставить их принять ценности и культуру Вавилона. Их настоящие имена указывали на Бога Израиля, но их заменили именами чужеземных идолов. Кроме того, царь приказал, чтобы молодые люди ели пищу с царского стола. В те далекие времена это означало безраздельную преданность и полное подчинение царю. И поскольку пища обычно предлагалась богу или богам империи, еда также имела глубокий религиозный смысл. Она была посвящена языческим идолам.

Сам город Вавилон также являлся монументальным выражением человеческих достижений. Архитектурная красота вавилонских храмов, висячих садов и реки Евфрат, проложившей свой путь через весь город: все это являло образ непревзойденной мощи и славы. Таким образом, Даниилу и его друзьям была дана возможность продвигаться по службе с использованием всех преимуществ этой системы. Тяготы вавилонского плена можно сменить на выгодную царскую службу.

3. Каким образом эти юноши могли аргументировать решение пойти на уступки вопреки своим убеждениям? Что помогло им выстоять? Какие важные библейские истины могли поддержать их и помочь в то трудное время? Почему так важно знать Слово Божье и держаться «настоящей истины»? Как Господь использовал сложившуюся ситуацию для исполнения Своих целей?

Вавилоняне были завоевателями. Еврейский народ потерпел поражение. Какие еще «доказательства» нужны были для того, чтобы понять, что вавилонские «боги» превосходили Бога Израиля?

«Даниил и его друзья в Вавилоне в молодости, вероятно, были более счастливыми, чем Иосиф в ранние годы жизни в Египте. Но все же и они подвергались не менее суровым испытаниям. От скромного домашнего иудейского очага эти юноши попали в самые великолепные города, ко двору могущественного монарха, затем были отобраны для обучения особой царской службе. Коварными были искушения, окружавшие их в роскошном дворце с испорченными нравами. Победители хвастливо подчеркивали, что поклонявшиеся Иегове были пленниками Вавилона, что драгоценные сосуды Божьего дома находятся теперь в храме вавилонских богов, что сам царь израильский является узником вавилонян, и это все значит, что их религия и обычаи более достойны, чем у евреев. В таких обстоятельствах, через унижение, которое Израиль навлек на себя, отступив от Его заповедей, Бог свидетельствовал Вавилону о Своем превосходстве, о святости Своих требований и безопасности жизни в послушании Ему. И эти свидетельства Он посылал через тех, кто, несмотря на все трудности, оставался верным Ему» (Э. Уайт. Воспитание, с. 54).

4. Чем похожи обстоятельства, в которых оказался Даниил в вавилонском дворе, с обстоятельствами жизни Иосифа в Египте и Есфири в Персии?

Испытание Даниила в Вавилоне напоминает испытание Иосифа в Египте и Есфири в Персии. Эти трое молодых людей были пленниками в чужой стране и находились под подавляющим влиянием языческих народов. Случайному наблюдателю они могли показаться слабыми и забытыми Богом людьми. Однако Господь укрепил их и использовал самым могущественным образом. Сталкиваясь с испытаниями, страданиями и противостоянием, можно вспомнить, что Бог совершил для Даниила, Иосифа и Есфири. Мы можем быть уверены, что Господь не оставляет нас даже во время испытаний и искушений.

5. Чем современные мирские искушения похожи на испытания Даниила и его друзей?

 

Твердое решение

1. Дан.1:4,5,7,8 – назовите еще раз испытания, которым подверглись юные переселенцы. На которое из них отреагировал Даниил и почему?

Изучения языка, культуры и идеологии народа-завоевателя; пища с царского царя; смена имени.

«Науки», преподанные юношам, несомненно, включало в себя множество элементов язычества. Тем не менее, они освоили материал и, очевидно, продемонстрировали прекрасные знания в том, во что не верили. Во время обучения в вавилонском университете Даниил и его товарищи решили не поддаваться идеологической обработке. Хотя обстоятельства, казалось, и говорили о том, что Бог проиграл битву языческим божествам, эти юноши оставались верными Богу и Его Слову.

В узком кругу всегда можно обращаться друг к другу по настоящему имени. Но что касается еды и вина с царского стола, то здесь им уже нужно было принять решение — вкушать или нет. Блюда с царского стола могли содержать нечистое мясо (Лев.11). Пища сначала преподносилась в качестве приношения идолу или божеству и только потом отправлялась на стол царя. Поэтому когда Даниил, не прибегая к уловкам или обману, говорит о том, что его просьба обусловлена религиозными убеждениями, то есть еда во дворце может осквернить его и его друзей (Дан.1:8), это проявление большого мужества.

2. Дан.1:8–16 - как в этом отрывке проявляются два фактора — свобода воли Даниила и вмешательство Бога? Какой важный принцип здесь прослеживается? Какой аргумент привел начальник евнухов в ответ на просьбу Даниила? Как ответил на это Даниил?

Мы делаем то, что должны, и отдаем результат Богу.

Даниил понимал, что начальник евнухов находится в подчинении у Навоходоносора и несет ответственность перед ним за всех пленников, порученных его попечению. Пытаясь избежать идеологического воздействия, особенно в вопросах питания, Даниил действует с непревзойденным тактом и мудростью. Осознавая, в каком затруднительном положении окажется начальник евнухов, он предлагает ему провести эксперимент. Десяти дней употребления выбранной ими пищи должно быть достаточно, чтобы продемонстрировать преимущества такой диеты и развеять страхи управляющего. Уверенность Даниила в том, что результат будет положительным в столь короткий промежуток времени, проистекает из абсолютного доверия Богу. Выбор меню из овощей и воды указывает на Божье повеление относительно пищи для человека при его сотворении (Быт.1:29). Что может быть лучше пищи, изначально предназначенной для нас нашим любящим Творцом?

3. Дан.1:8 - почему так важен выбор Даниила?

Благодаря решению, принятому Даниилом, Бог начал действовать (ст.9).

4. Какие уроки о важности нашего выбора мы можем извлечь из этой истории? Как наше доверие Богу должно влиять на наш выбор?

а) Поступать по Божьим Заповедям, а результат отдавать Богу. Ср. с Дан.3:14-18,24,25.

б) Хорошая или плохая привычка уже через 10 дней дает определенный результат. Каких же результатов можно достичь, годами развивая в себе ту или иную привычку?! Посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу!

в) «Царь не принуждал иудейских юношей отречься от своей веры и принять язычество. Он надеялся, что это произойдет посте­пенно. Дав им языческие имена, создав условия для ежедневного соприкосновения с языческими обычаями и постоянного влияния на них заманчивых обрядов языческого культа, он рассчитывал склонить их отказаться от веры своих отцов и принять религию вавилонян.

Они не могли допустить, чтобы наслаждение этими яствами стало роковым препятствием для их развития. Им была хорошо известна история Надава и Авиуда, поскольку последствия их невоздержания запечатлены в пергаментных свитках Пятикни­жия. Они сознавали, что употребление вина окажет пагубное влияние на их физическое и умственное состояние.

Даниил и его товарищи были воспитаны родителями в духе строгого воздержания. Их учили, что Бог захочет узнать, как они использовали свои способности, и что они никоим образом не должны подрывать свои силы. Такое воспитание служило Даниилу и его товарищам защитой от тлетворного влияния развращенного и роскошного вавилонского двора. Искушения, окружающие их там, были сильны, но они сохраняли чистоту. Никакие силы не могли отвратить их от принципов, усвоенных в юности, когда они изучали Слово Божье и деяния Господа.

Если бы Даниил захотел, ему нетрудно было бы, находясь в плену, найти благовидный предлог для нарушения принципа воздержания. Он мог бы оправдываться своей зависимостью от царя и его милостей, и этим объяснить необходимость прини­мать пищу и вино с царского стола, — иначе, придерживаясь Божественного учения, он оскорбит царя и, возможно, поплатится положением и даже жизнью. Нарушив заповедь Божью, он сохранил бы благосклонность царя, получил бы замечательное образование и все земные блага.

Но Даниил не поколебался. Одобрение Бога было для него дороже благосклонности самого могущественного властелина, дороже, чем собственная жизнь. Он решил невзирая ни на что остаться верным Богу. Он «положил в сердце своем не осквер­няться яствами со стола царского и вином, какое пьет царь». И его три товарища поддержали Даниила.

В своем решении юные иудеи действовали не самонадеянно, но во всем полагаясь на Бога. Им не хотелось отличаться от других, но они предпочли выделиться, нежели обесчестить своего Бога. Если бы они, поддавшись давлению обстоятельств, пошли на компромисс со злом, нарушение принципа ослабило бы их чувство добра и умалило отвращение ко злу. Один неправильный шаг повлек бы за собой другой, пока их связь с Небом не пор­валась и они не пали бы жертвой искушения.

«Бог даровал Даниилу милость и благорасположение на­чальника евнухов», и его желание не осквернять себя пищей было воспринято с уважением. Однако начальник евнухов колебался. «Боюсь я господина моего, царя, который сам назначил вам пищу и питье, — объяснил он Даниилу, — ибо если он увидит лица ваши худощавее, нежели у отроков, сверстников ваших, то вы сделаете голову мою виновною пред царем».

Тогда Даниил обратился к Амелсару, который был специально приставлен к иудейским юношам, и попросил его, чтобы им не давали пищу и вино с царского стола. Он предложил устроить испытание: в течение десяти дней они будут питаться простой пищей, в то время как их сверстники продолжат есть с царского стола.

Амелсар, хотя и опасался навлечь на себя царский гнев, все же согласился, а Даниил заранее знал, что победа будет на его стороне. Прошло десять дней, и опасения начальника не под­твердились. Наоборот, «лица их оказались красивее, и телом они были полнее всех тех отроков, которые питались царскими яствами». Внешним видом иудейские юноши намного пре­восходили своих сверстников. В результате Даниилу и его то­варищам разрешили питаться простой пищей в продолжение всего времени обучения.

В течение трех лет Даниил и его товарищи изучали книги и халдейский язык. Все это время они оставались верны Богу и постоянно полагались на Его силу. Самоотречение они соединя­ли с целеустремленностью, прилежанием и настойчивостью. Не из чувства гордости или честолюбия они оказались при царском дворе, в обществе тех, кто не знал и не боялся Бога, — по предвидению Безграничной Мудрости они стали пленниками в чужой земле. Вынужденно утратив духовные и родственные связи, они старались вести себя достойно, ради чести своего порабощенного народа и ради славы Того, Кому они служили.

Господь с одобрением отнесся к твердости, самоотречению и чистоте иудейских юношей и благословил их. «И даровал Бог четырем сим отрокам знание и разумение всякой книги и муд­рости, а Даниилу еще даровал разуметь и всякие видения и сны». Его обетование «Ибо Я прославлю прославляющих Меня» было исполнено (1 Цар. 2:30)» (Э. Уайт, «Пророки и цари», глава 39 «В вавилонском дворе»).

5. Для самоанализа. Что бы я сделал, если бы мне предложили важную и высокооплачиваемую должность, но для этого нужно было бы принимать участие в вечеринках и вкушать предлагаемую там пищу и напитки?

 

Непорочные и мудрые

1. Дан.1:4 (1-я ч.) – какие критерии предъявлял царь к своим слугам? Что вам напоминают слова царя?

Даниил и его товарищи были избраны для службы царю. По словам царя, дворцовые служащие должны быть «красивыми видом» и не иметь «никакого телесного недостатка» (Дан.1:4).

Жертвы и люди, служащие в святилище, также должны были быть без «порока» (Лев.22:17–25; Лев.21:16–24). Даниил и его друзья были живыми жертвами для Бога, поскольку столкнулись с испытаниями в Вавилонской империи.

«В древнем ритуале жертвоприношений, который является прообразом Евангелия, ни одну жертву с изъяном нельзя было принести на алтарь Богу. Жертва, символизирующая собой Христа, могла быть только беспорочной. Слово Божье обращает на это наше внимание, подчеркивая, что Его дети должны быть «жертвой живой», «святой и непорочной» (Рим.12:1; Еф.5:27).

Эти достойные юноши-иудеи имели такие же желания, что и мы; однако, несмотря на развращающее влияние вавилонского двора, они остались тверды, потому что были тесно связаны с Силой, не имеющей границ. Для языческого народа они яви­лись олицетворением доброты, благодеяний Бога и любви Христа. Их опыт дает пример победы принципиальности над искуше­нием, чистоты над развращенностью, благочестия и верности над безбожием и идолопоклонством.

Современные юноши могут стать похожими на Даниила. Они могут черпать из того же Источника силы, иметь то же самооб­ладание и проявить в жизни ту же добродетель в более чем неблагоприятных условиях. Искушений потворствовать своим прихотям, особенно в больших городах, где любая форма чувст­венных наслаждений доступна и привлекательна, очень много, но все-таки с помощью Божественной благодати их желание превыше всего возвеличить имя своего Бога остается твердым. Непреклонность решения и неусыпная бдительность позволят выдержать любое искушение, осаждающее душу. Только тот одержит победу, кто, поступая праведно, убежден в своей правоте.

Как прекрасна была жизнь этих благородных иудеев! Когда им пришлось расстаться с отчим домом, они и представить не могли, какая высокая участь ожидает их. Верные и неколеби­мые, они всецело предались Божественному руководству, чтобы стать орудиями в руках Господа.

Те же великие истины, какие Бог открыл через этих юношей, Он желает открыть и через молодежь и детей наших дней. Жизнь Даниила и его товарищей является наглядным примером того, что Бог хочет сделать для тех, кто доверяется Ему и всем сердцем стремится исполнить Его намерение» (Э. Уайт, «Пророки и цари», глава 39 «В вавилонском дворе»).

2. Рим.12:1,2 – как вы понимаете эти слова в контексте Дан.1?

Рим.12:1,2 - Итак умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, [для] разумного служения вашего, и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная.

1 Пет.2:4,5 - Приступая к Нему, камню живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному, и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом.

Рим.6:13 - и не предавайте членов ваших греху в орудия неправды, но представьте себя Богу, как оживших из мертвых, и члены ваши Богу в орудия праведности.

Рим.6:16 - Неужели вы не знаете, что, кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или [рабы] греха к смерти, или послушания к праведности?

Рим.6:19 - Говорю по [рассуждению] человеческому, ради немощи плоти вашей. Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на [дела] беззаконные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности на [дела] святые.

1 Кор.6:13-20 - Пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое. Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела. Бог воскресил Господа, воскресит и нас силою Своею. Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак отниму ли члены у Христа, чтобы сделать [их] членами блудницы? Да не будет! Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело [с нею]? ибо сказано: два будут одна плоть. А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом. Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела. Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены [дорогою] ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии.

3. Гал.2:19,20; Ин.14:30 - как можно сохранить верность среди всех искушений, с которыми мы сталкиваемся?

Грех не может существовать в присутствии Бога. Если в сердце живет Христос, для греха там места не останется.

4. Дан.1:9,14,16,17,19,20 – как Господь вознаградил верность Своих детей? Каковы преимущества послушания Богу?

а) Бог даровал милость и благорасположение Асфеназа и Амелсара, которые «послушались их» и разрешили принимать другую пищу; б) физическое и умственное здоровье; в) знание и разумение всякой книги и мудрости, разумение всяких видений и снов; г) их способности и интеллект были в десять раз выше способностей всех, кто их окружал.

5. Независимо от того, где мы живем, перед нами стоит задача оставаться верными тому, во что мы верим, даже в условиях культурного и социального влияния, которое противоречит нашей вере. В чем заключается негативное влияние вашей культуры? Насколько успешно вы ему противостоите?

6. Почему верность так важна не только для нас самих, но и для тех, кому она свидетельствует о характере Господа, Которому мы стремимся служить?

7. Дан.1:17 – что такое мудрость? Как Даниил обрел ее? Притч. 2:6; Иак.1:5.

Мудрость - данная свыше способность воспринимать жизнь с Божественной точки зрения.

8. Есть высшая и вышняя школа. Как вы это понимаете? Каково отличие между «мудростью мира сего» (1 Кор.3:19) и мудростью, «нисходящей свыше» (Иак.3:17)?

Иак.3:17 - Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна.

Иак.3:17, ИПБ  - А мудрость, что от Бога, она, прежде всего, чиста, и она — в миролюбии, снисходительности, готовности уступать, она свободна от пристрастия и лицемерия, исполнена милосердия и приносит добрые плоды истинной праведности.

9. Втор.4:5-9; Пс.110:10; Прит.9:10 - в чем заключается истинная мудрость?

Пять книг Священного Писания объединены в раздел литературы мудрости, среди них: книга Иова, Притчи, книга Екклесиаста, Песни Песней и несколько псалмов из книги Псалтирь. В текстах мудрости подчеркивается послушание Закону Божьему, которое обычно приводит к благополучной жизни. Бог — Создатель, Он устанавливает законы, управляющие Вселенной и обществом. Поэтому те, кто соблюдает Божьи законы, с большей вероятностью будут окружены Божьими благословениями. Книга Иова показывает, что верность Божьим заповедям не гарантирует безмятежной и счастливой жизни, однако она же и подтверждает тот факт, что верность — залог благополучия, ведь в итоге Иов вновь обретает процветание и счастливую жизнь.

10. Как получилось, что Соломон, получивший мудрость от Бога, не сумел ее сберечь? Для чего он стал использовать полученную им мудрость?

11. Дан.11:33-35; Дан.12:3 – каков путь мудрости и его жизненный итог?

В конце книги упоминаются разумные и мудрые люди, которых будут преследовать силы зла, но они одержат победу.

 

Заключительный экзамен

1. Дан.1:17–21 - чем обусловлен успех четырех юношей?

а) После трех лет обучения в «Вавилонском университете» четверо иудейских юношей предстали перед царем для заключительного экзамена. Они не только выглядели здоровее других учеников, но также превосходили их в знаниях и мудрости. Их превосходные результаты не имеют ничего общего с вавилонской системой. Все исходило от Бога. Какой яркий пример того, что Бог может сделать для тех, кто доверяет Ему!

б) О Данииле говорится, что он был мудр. Его можно назвать мудрым не только потому, что он освоил тонкости вавилонского языка и литературы, но и потому, что он был верен Господу. Именно из-за своих духовных убеждений Даниил отказался от еды с царского стола и выбрал овощи и воду. Его выбор был обусловлен верностью Господу в вопросе питания, поэтому он выбирает диету, установленную Богом при Творении. Даниил получил свою мудрость не просто благодаря усердию и самодисциплине. Мудрость была дарована ему Богом за его верность и доверие. Такая мудрость выходила далеко за рамки сложной университетской программы, потому что благодаря именно ей Даниил истолковал сны и понял всеобъемлющий Божий план для человечества.

в) «Когда подошло время проверки, иудейские юноши были проэкзаменованы вместе с другими претендентами на царскую службу. Но «из всех отроков не нашлось подобных Даниилу, Анании, Мисаилу и Азарии». Необыкновенная смышленность, широкие познания, чистое и правильное владение языком сви­детельствовали об их прекрасном здоровье и высоком умственном развитии. «И во всяком деле мудрого уразумения, о чем ни спрашивал их царь, он находил их в десять раз выше всех тайноведцев и волхвов, какие были во всем царстве его».

При вавилонском дворе были собраны представители всех стран — люди, одаренные огромными талантами и необык­новенными природными способностями, являющиеся носи­телями самой высокой культуры своего времени, однако даже среди них иудейские юноши не знали себе равных. Они превос­ходили всех своей физической силой и красотой, умственным развитием и начитанностью. Их стройные фигуры, твердая плав­ная походка, прекрасная внешность, острота чувств, легкое дыха­ние — все это красноречиво свидетельствовало о правильных привычках и благородстве, которым природа щедро вознаграж­дает тех, кто повинуется ее законам.

В познании вавилонской мудрости Даниил и его товарищи во многом обогнали своих сверстников, но это познание пришло к ним не случайно. Они обрели его благодаря правильному применению своих сил, руководимые Святым Духом. Они посто­янно пребывали в связи с Источником всякой мудрости, и основой их образования было познание Бога. С верой просили они дать им мудрость, и жили в соответствии со своими молитвами. Они шли тем путем, на котором могли получить Божьи благословения. Они избегали всего, что способно было ослабить их силы, и исполь­зовали всякую возможность для получения знаний во всех областях. Они придерживались тех правил жизни, которые способствовали укреплению их интеллекта. Одна-единственная цель руководила ими в приобретении знаний — прославить Бога. Они сознавали: для того, чтобы достойно представлять истинную религию среди ложных, они должны обладать ясностью ума и совершенствовать христианский характер. Сам Бог был их Учителем. Постоянно молясь, добросовестно относясь к учебе, поддерживая непрерывную связь с Невидимым, они ходили с Богом подобно Еноху» (Э. Уайт, «Пророки и цари», глава 39 «В вавилонском дворе»).

г) «Истинный успех в любой работе не является результатом игры случая или судьбы. Это есть промысел Божий, вознаграждение за веру и благоразумие, мужество и усердие. Замечательные умствен­ные способности, высокая нравственность даются не волей случая. Бог предоставляет человеку возможности, а успех зависит от того, как он ими воспользуется.

В то время как Бог производил в Данииле и его товарищах «и хотение и действие по Своему благоволению», они заботились о своем собственном спасении (Флп. 2:13). Здесь открывается Божественный принцип сотрудничества, без чего нельзя достичь никакого успеха. Старания человека остаются безуспешными без Божественной силы, и Божественные усилия часто остаются безуспешными без человеческого старания. Чтобы проникнуться Божьей благодатью, необходимо совершить ту часть работы, которая требуется от нас. Благодать дана нам, чтобы «производить и хотение и действие», но она не подменяет наши усилия.

Подобно тому как Господь сотрудничал с Даниилом и его товарищами, Он будет сотрудничать и с теми, кто старается исполнить Его волю. Наделяя их Святым Духом, Он укрепит всякое истинное намерение, каждое благородное решение. Все, идущие путем послушания, столкнутся с многочисленными трудностями. Коварная, могущественная сила будет тянуть их к земному, но Господь в состоянии разрушить все, что может нанести поражение Его избранным; с Его силой они способны победить всякое искушение и преодолеть любую трудность.

Бог свел Даниила и его товарищей с великими людьми Вавилона, чтобы они явили Его характер среди язычников. Как же могли они выполнить эту великую и почетную миссию? Именно верность в малом сделала их жизнь такой выдающейся. Они чтили Бога, выполняя повседневные обязанности и осущест­вляя подлинные свершения.

Так же, как в свое время Бог призвал Даниила быть Его свидетелем в Вавилоне, Он призывает и нас, чтобы и мы были сегодня Его свидетелями в этом мире. Он желает, чтобы мы показали людям принципы Его царства и в незначительных, и в крупных жизненных делах. Многие ждут, что им удастся совершить нечто грандиозное, и ежедневно теряют возможность про­явить свою верность Богу. Изо дня в день они пренебрегают исполнением повседневных жизненных обязанностей. В то время, когда они ожидают великой работы, где могли бы применить свои предполагаемые незаурядные таланты и таким образом удовлетворить честолюбивые стремления, их дни проходят безвозвратно.

В жизни истинного христианина нет ничего незначительного: перед лицом Всемогущего каждая обязанность важна. Господом точно определена любая возможность служения Ему. Исполь­зованные способности учитываются так же, как и неисполь­зованные. Мы будем судимы за то, что должны были сделать, но не сделали, потому что не применили наши силы для прослав­ления Бога.

Благородство души не возникает случайно, оно не приобре­тается благодаря особым милостям или дарам провидения. Оно является результатом самодисциплины, подчинения низменного возвышенному, устремления своего «я» на служение Богу и че­ловеку» (Э. Уайт, «Пророки и цари», глава 39 «В вавилонском дворе»).

д) Доверившись Богу, мы можем быть уверены, что Он поддержит нас в трудную минуту и будет оберегать от всех невзгод. Основной принцип для нас заключается в том, чтобы сделать правильный выбор, когда мы сталкиваемся с испытанием нашей веры.

2. Какое значение для вечности имеет наша верность принципам воздержания?

«О верности принципам воздержания, проявленной иудей­скими юношами, Господь и сегодня напоминает молодежи. Лю­ди, которые бы подобно Даниилу боролись за истину, очень нужны. Нужны чистые сердца, твердые руки, мужество, ибо борьба между пороком и добродетелью призывает к неусыпной бдительности. Всевозможными привлекательными способами сатана искушает всякую душу в потворствовании чревоугодию.

Тело является важнейшей средой, где, формируя характер, развиваются ум


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.099 с.