Анализ и описание предметной области — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Анализ и описание предметной области

2020-04-01 556
Анализ и описание предметной области 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Анализ и описание предметной области

 

В больших городах много аптек, и порой необходимо знать какой препарат и где можно купить. Для обеспечения оперативности ведения информации о деятельности аптек и обслуживания больных необходима автоматизированная система, основанная на современной базе данных. Использование базы данных и автоматизированной системы для работы с базой данных существенно сократит время поиска информации о препаратах и аптеках и решит многие другие задачи.

В базе данных необходимо хранить разнообразную информацию об аптеках, препаратах и изготовителях данных препаратов, чтобы оперативно можно было определить информацию о принадлежности того или иного препарата к определенному изготовителю и определить аптеку, где можно приобрести данный препарат.

Информация о препаратах должна быть полной и достаточной для определения аптек, изготовителей и стоимости.

Могут существовать следующие ограничения при работе с подобной базой данных:

1. Изготовитель может производить множество препаратов;

2. Из базы удаляются препараты, срок годности которых истек;

3. Каждая аптека должна иметь контактный телефон;

4. Каждый изготовитель должен иметь электронный адрес;

5. Некоторые препараты отпускаются только по рецепту врача;

Таких ограничений может быть и больше, они могут быть другими или их вообще может не быть, в зависимости от глубины анализа данной области, затронутой в базе данных.

Работать с базой данных «Аптеки-Препараты» будут следующие пользователи:

· Аптекарь;

· Покупатель;

· Администратор.

Аптекари должны иметь возможность систематизировать базу по препаратам, т.е. распределять препараты по аптекам, добавлять новые препараты и удалять просроченные, вести учет лекарств отпускаемых строго по рецепту, обновлять стоимость препаратов.

Покупатель должен иметь возможность просматривать информацию о препаратах, получать информацию об аптеках, в которых данный препарат можно приобрести.

Администратор должна иметь возможность получать информацию об изменении стоимости препаратов, об аптеках и изготовителях препаратов.

 

 


Цели и задачи создания базы данных «Аптеки-препараты»

 

Проанализировав предметную область, мы можем сказать, что разработка рассматриваемой базы данных актуальна.

Целью разработки базы данных «Аптеки-Препараты» и автоматизированной системы для работы с ней является повышение качества обработки данных и систематизация хранимой информации об аптеках и препаратах.

Эти цели могут быть достигнуты за счет сокращения времени регистрации и поиска препаратов, времени поиска информации об аптеках и изготовителях препаратов.

Задачами автоматизированной системы являются:

1. Регистрация новых препаратов

2. Регистрация новых изготовителей

3. Систематизация препаратов по аптекам

4. Систематизация препаратов по изготовителям

5. Контроль срока годности препаратов

6. Контроль препаратов выдаваемых по рецепту

7. Подготовка сведений о лицензиях аптек

8. Выписка чеков на препараты

 


Проектирование базы данных

Входные и выходные данные задач

 

Входными данными задач являются: данные об аптеках, препаратах, изготовителях препаратов и т.д.

Информация об аптеке:

· Уникальный код аптеки

· Название

· Адрес аптеки

· Владелец

· Лицензия

· Телефон

Информация об изготовителе:

· Уникальный код изготовителя

· Наименование

· Адрес

· Год основания

· Телефон

· Электронный адрес

Информация о препарате:

· Код препарата

· Название

· Код аптеки

· Код изготовителя

· Упаковка

· Стоимость

· Рецепт

· Дата выпуска

· Срок годности

Выбор СУБД

 

Система управления базами данных Access (СУБД Access) входит в стандартный набор прикладных программ пакета Microsoft Office, который – так сложилось исторически – используется практически в каждой организации нашей страны. Она предоставляет значительные возможности по работе с хранящимися данными, их обработке и совместному использованию.

Можно производить обмен данными между компонентами СУБД Access и другими приложениями Windows. Это могут быть рисунки и т.д.

СУБД Access – система сложная и многозначная. Одинаковый результат может быть достигнут различными путями. При начальном освоении материала бессмысленно показывает все возможные варианты поведения в сложившейся ситуации.

Все объекты, относящиеся к одной базе данных, Access хранит в одном большом файле с расширением mdb, среди объектов разрабатываемой базы данных мы предусмотрели:

1. Таблицы – основные объекты любой базы данных. В таблицах хранятся все данные, имеющиеся в базе, кроме того, таблицы хранят и структуру базы (поля, их типы и свойства).

2. Запросы –служат для извлечения данных из таблиц и предоставления их пользователю в удобном виде. С помощью запросов выполняют такие операции, как отбор данных, их сортировку и фильтрацию. С помощью запросов можно выполнять преобразования данных по заданному алгоритму, создавать новые таблицы, выполнять автоматическое наполнения таблиц данными, импортированными из других источников, выполнять простейшие вычисления в таблицах и многое другое.

3. Если запросы – это специальные средства для отбора и анализа данных, то формы – это средства для ввода данных. Смысл их тот же – предоставить пользователю средства для заполнения только тех полей, которые ему заполнять положено. Одновременно с этим в форме можно разместить специальные элементы управления (счетчики, раскрывающиеся списки, переключатели, флажки и прочее) для автоматизации ввода. Преимущества форм раскрываются особенно наглядно, когда происходит ввод данных с заполненных бланков. В этом случае форму делают графическими средствами так, чтобы она повторяла оформление бланка – это заметно упрощает работу наборщика, снижает его утомление и предотвращает появление печатных ошибок.

4. Отчеты по своим свойствам и структуре во многом похожи на формы, но предназначены только для вывода данных, причем для вывода не на экран, а на принтер. В связи с этим отчеты отличаются тем, что в них приняты специальные меры для группирования выводимых данных и для вывода специальных элементов оформления, характерных для печатных документов.

Нормализация отношений

Следующим шагом в проектировании РБД является нормализация отношений (определить функциональные зависимости, определить ключи и привести отношения к 3-ей нормальной форме).

Отношения «Аптека», «Изготовитель» и «Препарат» находятся в 1-ой нормальной форме, т. к. не имеют сложных атрибутов.

Поскольку отношения «Аптека», «Изготовитель» и «Препарат» имеют простые ключи, они уже во 2-ой нормальной форме.

Физическое проектирование.

Выполним физическое проектирование в среде СУБД Microsoft Access 2007. Проименуем таблицы и атрибуты, определим типы данных и размерность атрибутов. В таблицах выберем первичные ключи и индексированные поля.

 

Таблица 1. Структура таблицы «Аптека» РБД «Аптеки-Препараты»

Название таблицы Имя поля Тип данных Размер поля Первичный ключ / вторичный ключ / индексированное поле
Аптека Код аптеки Счетчик Длинное целое Первичный ключ
  Название Текстовый 20  
  Адрес аптеки Текстовый 50  
  Владелец Текстовый 20  
  Лицензия Дата / Время (с маской)    
  Телефон Текстовый (с маской) 50  

 

Таблица 2. Структура таблицы «Изготовитель» РБД «Аптеки-Препараты»

Название таблицы Имя поля Тип данных Размер поля Первичный ключ / вторичный ключ / индексированное поле
Изготовитель Код изготовителя Счетчик Длинное целое Первичный ключ
  Наименование Текстовый 20  
  Адрес Текстовый 50  
  Год основания Текстовый (с маской) 50  
  Телефон Текстовый (с маской) 50  
  Электронный адрес Гиперссылка    

 

Таблица 3. Структура таблицы «Препараты» РБД «Аптеки-Препараты»

Название таблицы Имя поля Тип данных Размер поля Первичный ключ / вторичный ключ / индексированное поле
Препараты Код препарата Счетчик Длинное целое Первичный ключ
  Название Текстовый 50  
  Аптека Числовой (с подстановкой) Длинное целое  
  Изготовитель Числовой (с подстановкой) Длинное целое  
  Упаковка Текстовый 50  
  Стоимость Денежный    
  Рецепт Логический    
  Дата выпуска Дата / Время (с маской)    
  Срок годности(лет) Числовой Длинное целое  

 


Связи между таблицами в базе данных «Аптеки-Препараты» представлены на рис. 4

 

Рис. 4. Связи между таблицами в базе данных

 

 


Литература

 

1. Ризаев И.С., Яхина З.Т. Базы данных. Учебное пособие. Казань.: КГТУ. 2002.

2. Ризаев И.С., Яхина З.Т. Базы данных. Лабораторный практикум. – Казань, КГТУ, 2002.

3. Захарова З.Х., Ризаев И.С., Яхина З.Т. Методические указания к курсовой работе по дисциплине «Базы данных». – Казань, КГТУ, 2006.

4. Карпова Т.С. Базы данных: Модели, разработка, реализация. Учебник. – СПб: Питер, 2001.

Анализ и описание предметной области

 

В больших городах много аптек, и порой необходимо знать какой препарат и где можно купить. Для обеспечения оперативности ведения информации о деятельности аптек и обслуживания больных необходима автоматизированная система, основанная на современной базе данных. Использование базы данных и автоматизированной системы для работы с базой данных существенно сократит время поиска информации о препаратах и аптеках и решит многие другие задачи.

В базе данных необходимо хранить разнообразную информацию об аптеках, препаратах и изготовителях данных препаратов, чтобы оперативно можно было определить информацию о принадлежности того или иного препарата к определенному изготовителю и определить аптеку, где можно приобрести данный препарат.

Информация о препаратах должна быть полной и достаточной для определения аптек, изготовителей и стоимости.

Могут существовать следующие ограничения при работе с подобной базой данных:

1. Изготовитель может производить множество препаратов;

2. Из базы удаляются препараты, срок годности которых истек;

3. Каждая аптека должна иметь контактный телефон;

4. Каждый изготовитель должен иметь электронный адрес;

5. Некоторые препараты отпускаются только по рецепту врача;

Таких ограничений может быть и больше, они могут быть другими или их вообще может не быть, в зависимости от глубины анализа данной области, затронутой в базе данных.

Работать с базой данных «Аптеки-Препараты» будут следующие пользователи:

· Аптекарь;

· Покупатель;

· Администратор.

Аптекари должны иметь возможность систематизировать базу по препаратам, т.е. распределять препараты по аптекам, добавлять новые препараты и удалять просроченные, вести учет лекарств отпускаемых строго по рецепту, обновлять стоимость препаратов.

Покупатель должен иметь возможность просматривать информацию о препаратах, получать информацию об аптеках, в которых данный препарат можно приобрести.

Администратор должна иметь возможность получать информацию об изменении стоимости препаратов, об аптеках и изготовителях препаратов.

 

 



Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.028 с.