Глава 3 современные коммунистические идеи XX века — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Глава 3 современные коммунистические идеи XX века

2020-04-01 157
Глава 3 современные коммунистические идеи XX века 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Основные положения ленинизма

 

Ленинизм - философское, политическое, социально-экономическое и практическое учение, созданное В. И. Лениным в развитие марксизма. Учение было характерно для официальных идеологических систем государств социалистического типа и для оппозиционно-радикальных движений, ориентированных на силовые методы захвата политической власти [12, с. 284].

Основные положения:

· Империализм - высшая и последняя стадия капитализма.

·   Революции раньше всего произойдут в «слабых звеньях», то есть в неразвитых странах.

·   Для победы революции должен сложиться союз рабочих и крестьян, с руководящей ролью у первых.

·   Диктатура пролетариата осуществляется под руководством партии революционного авангарда.

Специфика диалектического единства теории и практики в ленинизме заключается в том, что он является одновременно и учением (логически взаимосвязанной системой категорий, совокупностью умозаключений, отражающих объективно существующие отношения и связи между явлениями объективной реальности), и доктриной, то есть, целеполагающим изложением практических шагов по проведению в жизнь политики, основанной на соответствующей теории.

В своей доктринальной части ленинизм соответствует большевизму (начало которому положил в 1903 году сам В. И. Ленин), и эти два понятия не противопоставимы вплоть до 1922 года, то есть пока Ленин активно действовал как руководитель партии большевиков, и его трудами продолжали развиваться, по определению, и большевизм, и ленинизм.

Вплоть до 1917 года межпартийная полемика между двумя крупнейшими фракциями российских социал-демократов ведётся, в основном, в терминах «большевизм» против «меньшевизма», олицетворением которых были, соответственно, Ленин и Ю. О. Мартов.

Активно использоваться понятие «ленинизм» стало после ухода В. И. Ленина от дел по причине болезни (1922). С этого момента вожди РКП(б) часто употребляют его в своих публичных выступлениях на разных уровнях, вплоть до съездов и конгрессов.

Восходящее к И. В. Сталину и распространённое в научной литературе определение - Ленинизм есть марксизм эпохи империализма и пролетарской революции подразумевает, что: 1) теоретические корни ленинизма лежат в марксизме; 2) что зародился он в эпоху, когда резко ускорившееся развитие капитализма сопровождалось грандиозными социальными потрясениями, вплоть до революционного свержения прежнего строя; 3) что ленинизм при этом есть не повторение марксизма, а новое, основанное на нём учение, учитывающее изменения, произошедшие после смерти К.Маркса и Ф.Энгельса. Факт, что успешная социалистическая революция свершилась далеко не в самой развитой индустриальной державе (как полагали классики марксизма) относится к практической, доктринальной части марксизма и ленинизма, не исчерпывая всех аспектов соотношения обоих учений [13, с. 227].

В философских, теоретических аспектах оба учения имеют свой общий базис - диалектического материализма. Работая в русле марксизма, В. И. Ленин не только использовал тезисы, ранее сформулированные Марксом, но и дополнил учение марксизма своими философскими работами: «Материализм и эмпириокритицизм», «О значении воинствующего материализма». В частности, Ленин развил интерпретацию диалектического и исторического материализма и дал критику философии эмпириокритицизма (махизма), неокантианства и прагматизма. Он также отграничил диалектический материализм от ряда учений, развивавшихся вне марксизма: в частности, от сенсуализма, наивного реализма, релятивизма, а также от вульгарного материализма.

В области понимания общественных явлений Ленин восстановил единство естественно-научного материализма с материализмом историческим и единство между диалектическим пониманием природы и диалектическим пониманием общественного развития, то есть истории. Настаивая на единстве диалектическо-материалистического понимания, Ленин показал, что диалектический материализм есть методология исследования и природных, и общественных явлений, конкретизируясь для последних как исторический материализм, требуя от диалектиков, чтобы они следили за развитием естественных наук.

 

Троцкизм: общее понятие

 

Троцкизм - теория, представляющая собой развитие марксизма на основе взглядов, изложенных Львом Троцким и другими лидерами Левой оппозиции в 1920-1930-е годы, а также лидерами Международной левой оппозиции и Четвёртого интернационала. В качестве самоназвания также используется: большевики-ленинцы, ортодоксальные марксисты, революционные марксисты.

В настоящее время существует несколько троцкистских концепций, отличающихся, в частности, подходами к оценке роли и деятельности бюрократии в СССР. Крупнейшими теоретиками после смерти Троцкого являлись Эрнест Мандель, Тед Грант и Тони Клифф.

Джеймс Патрик Кэннон в своей книге 1942 года «История американского троцкизма» отмечал, что «троцкизм не является новым движением или новой доктриной, а лишь восстановлением, возрождением подлинного марксизма, который был развит и воплощён в жизнь русской революцией и первыми днями Коммунистического Интернационала». В подобной оценке они не одиноки среди марксистских движений XX века: подобным же образом характеризуют своё направление и их оппоненты - сталинисты и маоисты, считающие, что их вожди творчески развили марксизм-ленинизм - этот термин, однако, троцкистами не используется. Троцкизм при этом уточняет и развивает некоторые положения марксистской теории.

Ключевыми пунктами троцкистской теории являются:

· поддержка теории перманентной революции в противоположность теории двух стадий;

·   упор на необходимость мировой социалистической революции в противоположность теории социализма в одной стране;

·   критика отсутствия внутрипартийной демократии и Советского руководства после 1923 года;

·   анализ природы политического режима в Советском Союзе и поддержка политической революции в нём;

·   поддержка социалистической революции в развитых капиталистических странах через массовые действия рабочего класса;

·   использование принципов переходных требований.

В настоящее время троцкистское движение представлено в мире несколькими политическими интернационалами. Наиболее крупными из них являются:

Воссоединенный Четвертый интернационал - имеет наиболее крупные секции во Франции (действует в Новой антикапиталистической партии), Швеции (Социалистическая партия), Италии (Ассоциация «Критическая левая»), Дании (действуют в Красно-зеленой коалиции), Португалии (действуют в Левом блоке), Шри-Ланке (Новая партия общественного равенства), Филиппинах (Революционная рабочая партия Минданао) и Бразилии (действует в партии «Социализм и свобода»). Является одним из инициаторов объединения «Европейские антикапиталистические левые». Лидерами Четвёртого интернационала являются Ален Кривин, Оливье Безансно, Эрик Туссен, Алан Торнетт, Франсишку Лоуса и другие. По итогам европейских выборов 2009 года, депутатом Европарламента стал представитель датской секции интернационала Серен Сендергаард, баллотировавшийся от Народного движения против ЕС[14].

Международная социалистическая тенденция (МСТ) - международное объединение, придерживающееся взглядов Тони Клиффа на природу Советского Союза. Имеет наиболее крупные секции в Великобритании (Социалистическая рабочая партия), Греции (Социалистическая рабочая партия) и Ирландии (Социалистическая рабочая партия). Ведущими теоретиками и лидерами интернационала в настоящее время являются Алекс Каллиникос, Крис Харман и другие. МСТ является одним из инициаторов объединения «Европейские антикапиталистические левые».

Комитет за рабочий интернационал (КРИ) - имеет наиболее крупные секции в Великобритании (Социалистическая партия), Ирландии (Социалистическая партия) и Германии (организация «Социалистическая альтернатива»). Долгие годы ведущим теоретиком КРИ являлся Тед Грант (до исключения в 1991 году). Одним из ведущих лидеров КРИ в настоящее время является Питер Тааф. По итогам европейских выборов 2009 года, в Европарламент прошел лидер ирландской Соцпартии Джо Хиггинс. КРИ является участником объединения «Европейские антикапиталистические левые».

Международная марксистская тенденция (ММТ) - имеет крупную секцию в Пакистане (действует в Пакистанской народной партии). Во всех странах, где действуют секции ММТ, они придерживаются тактики энтризма в массовые левые и прогрессивные партии. Ведущим теоретиком интернационала являлся Тед Грант. В настоящее время лидером ММТ является Алан Вудс.

 

3.3
Маоизм: краткая характеристика

 

Маоизм - политическая теория и практика, основой которых является система идеологических установок Мао Цзэдуна. Был принят в качестве официальной идеологии КПК и КНР до его смерти в 1976 году; наряду с «теорией Дэн Сяопина» и «идеей о трех представительствах» Цзян Цзэминя по настоящее время составляет основу идеологии Компартии Китая [12, c. 344].

В 60-70-х XX в. идеи Мао Цзэдуна стали базой идейно-политического течения в рамках коммунистического и национально-освободительного движения, которое стали называть маоистским, хотя организации в рамках этого течения обычно называли себя «марксистско-ленинскими». Многие коммунистические партии Европы и Латинской Америки вслед за советско-китайским конфликтом раскололись на группы, ориентированные на СССР, и т. н. «антиревизионистские» группы, ориентированные на Китай и Албанию (в свою очередь, «антиревизионисты» пережили несколько расколов после смерти Линь Бяо, а затем Мао Цзэдуна, ареста Цзян Цин и обнародования албанским лидером Энвером Ходжей критики Мао). В настоящее время маоистские движения весьма активны во многих странах Азии и Латинской Америки. На Филиппинах и в Индии маоистские повстанцы ведут вооружённую борьбу с правительством. В Непале маоисты возглавляют правительство.

Официальная наука в КНР в состав «идей Мао Цзэдуна» включает следующие теоретические разработки:

· в области философии - в теории познания Мао определил значение общественной практики как источника познания, разработал проблемы этапов развития процесса познания, целей познания и критериев истины;

·   в области политэкономии достижением Мао было объявлено учение о плановом товарном характере социализма, а также разработка вопроса о различных формах распределения при сохранении главенствующей роли распределения по труду;

·   в области научного социализма Мао Цзэдуном была разработана теория «новой демократии», в которой указан «правильный путь взятия политической власти китайского образца» - «теория окружения города деревней»; разработано учение о стратегии и тактике революции;

·   в области экономики - программа «новодемократической революции», предусматривавшая параллельное развитие различных общественно-экономических укладов;

·   в области международных отношений - теория «трёх миров», принцип независимости и самостоятельности в международных отношениях [15, c. 187].

Критики маоизма указывают на следующие черты:

· Создание террористического подполья.

·   Экспорт революций в другие страны.

·   Культурная революция, направленная против традиционализма, как хаос, создаваемый и направляемый высшим партийным руководством.

·   Совмещение коммунистических идей с великоханьским шовинизмом и китаецентризмом (в КНР) [16, 286].

В официальной китайской науке идеи Мао 1930-50 гг. отделены от его решений, принятых в 1960-70 гг., которые КПК признала ошибочными. В годы раскола советские пропагандисты делали акцент именно на решениях и идеях Мао незадолго до Культурной революции и самой Культурной революции. Но основное внимание они уделяли расхождениям маоизма с марксизмом-ленинизмом и характеризовали маоизм как мелкобуржуазное антимарксистское учение, создающее преграды к строительству социализма и раскалывающее мировое коммунистическое движение. Некоторые современные исследователи указывают на неадекватность такой критики.

Ошибочность взглядов Мао Цзэдуна, которая привела Китай к огромным потрясениям, экономической катастрофе и многомиллионным жертвам, была настолько очевидна, что даже Дэн Сяопин в одном из интервью признал, что идеи Мао Цзэдуна имели здравое, рациональное зерно лишь на рассвете его политической карьеры (в 30-40 гг.).

Китайские исследователи отметили объективные и субъективные причины, обусловившие появление «левых ошибок» у Мао Цзэдуна. Среди таковых были названы отрыв от реальности, от масс, подмена волюнтаристскими идеями объективного анализа реальной ситуации, опасения по поводу «возрождения капитализма» и «возникновения ревизионизма» в КНР (по аналогии с СССР, где Хрущёв подверг критике Сталина), желание сохранить «чистоту» революции, отсутствие соответствующего механизма противодействия перед лицом абсолютной власти Мао Цзэдуна.


Заключение

 

В результате проведенной работы можно сделать следующие выводы:

· коммунизм представляет собой систему идей, ценностей и идеалов, которая выражает мировоззрение рабочего класса и его авангарда - коммунистической партии, кроме того коммунистическая идеология вооружает коммунистические партии, международное коммунистическое движение ясной программой революционного переустройства мира;

·   коммунистическое учение возникло сначала в религиозной форме - царство богов, по преданию, было временем полного господства коммунизма, братскую жизнь в коммунизме вели многие жрецы античного мира, галльские друиды и еврейские пророки. Тот же режим практиковался в буддийских монастырях;

· с конца XIX века и по наше время наиболее значительными коммунистическими идеологиями являются анархо-коммунизм и марксизм. В XX веке на основе марксизма появились такие коммунистические учения, как ленинизм, троцкизм и маоизм;

· основной целью анархо-коммунизма является установление анархии (то есть безвластного общества - в смысле отсутствия иерархии и принуждения, где власть принадлежит самому обществу и осуществляется на принципах выборности и делегирования полномочий);

· Маркс отвергал идею социального консенсуса, согласно которой единство общества зиждется на социальной солидарности, и утверждал, что общество изначально нестабильно и только благодаря этому внутреннему противоречию живёт и развивается;

·   основными положениями ленинизма являются империализм (высшая и последняя стадия капитализма), революции раньше всего произойдут в «слабых звеньях», то есть в неразвитых странах, для победы революции должен сложиться союз рабочих и крестьян, с руководящей ролью у первых, а также диктатура пролетариата осуществляется под руководством партии революционного авангарда;

·   Маоизм представляет собой политическую теория и практика, основой которых является система идеологических установок Мао Цзэдуна.

В результате проделанной работы были достигнуты следующие задачи:

рассмотрены общие положения коммунизма, история коммунистических идей;

проанализированы современные коммунистические идеи возникшие в конце XXI века;

проанализированы современные коммунистические идеи возникшие в XX веке.

 


Литература

 

.       Мийон-Дельсоль, Ш. Политические идеи XX века / Ш. Мийон-Дельсоль - М., 1995. - с. 103.

2. Бабосов, Е.М. Основы идеологии современного государства / Е.М. Бабосов - Мн., 2004. - с. 276

.   Яскевич, Я.С. Основы идеологии белорусского государства / Я.С. Яскевич - Мн., 2004. - с. 341

.   Матусевич, Е.В. Современные идеологические концепции и доктрины. Основы идеологии белорусского государства: Учеб. пособие для вузов / Е.В. Матусевич - Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2004 - с. 384

.   Дамье, В. В. Очерки по истории анархических идей и статьи по разным вопросам / В.В. Дамье - М: 1991 - с. 482

.   Кропоткин, П. А. Хлеб и воля. современная наука и анархия / П.А. Кропоткин - М.: Правда, 1990 - c. 184.

.   Дамье, В. В. Атомизация общества и социальная самоорганизация: Российский контекст / Рабочие в России: исторический опыт и современное положение / В.В. Дамье - М.: Едиториал УРСС, 2004 - с. 359

.   Грав, Ж. Будущее общество / Ж. Грав - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009 - с. 257

.   Платонов, С. После коммунизма. / В. Аксёнов, В. Криворотов, С. Чернышёв - М.: Молодая гвардия, 1989 - с. 395

.   Фромм, Э. Марксова концепция человека / Э. Фромм - М.: «Республика», 1992. - с. 548

.   Андерсон, П. Размышления о западном марксизме (монография) / П. Андерсон - М.: Интер-Версо, 1991. - 271 с.

.   Грицанов, А. А. Новейший философский словарь. Научное издание / А.А. Грицанов - Минск: В. М. Скакун, 1998. - 896 с

.   Вольфсон, М. Ленинизм / Малая советская энциклопедия / М. Вольфсон - 1929. - Т. 4. - с. 578.

.   Сабадо, Ф. Крайне правые теснят неолибералов. Итоги выборов в Европарламент / Ф. Сабадо - 2009.

.   Богословский, В. А. и др. Великодержавная политика маоистов в национальных районах КНР В.А. Богословский - М.: Политиздат, 1975 - c. 245

.   Кузьмин, С. Л. Скрытый Тибет: история независимости и оккупации / С.Л. Кузьмин - С.-Петербург: изд. А. Терентьева, 2010 - с.474


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.038 с.