Глава 1. Понятие «комунизм». Краткая история становления комунизма — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Глава 1. Понятие «комунизм». Краткая история становления комунизма

2020-04-01 123
Глава 1. Понятие «комунизм». Краткая история становления комунизма 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО КУРСУ “ Основы идеологии белорусского государства ”

ТЕМА: “Современные версии коммунистических идей”

 

Минск, 2014

Оглавление

 

Введение

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ «Комунизм». КРАТКАЯ ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ комунизма

1.1 Понятие «коммунизма» как идеологии

1.2 Древние коммунистические идеи

1.3 Средневековые коммунистические учения

1.4 Современные коммунистические учения

ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННЫЕ Комунистические идеи конца XXI века

2.1 Сущность и основы анархо-коммунизма

2.2 Марксизм: общая характеристика, история становления

ГЛАВА 3 СОВРЕМЕННЫЕ коммунистические ИДЕИ XX века

3.1 Основные положения ленинизма

3.2 Троцкизм: общее понятие

3.3 Маоизм: краткая характеристика

Заключение

Литература

 

 

Введение

 

Облик современного мира в значительной мере сформировался под влиянием коммунистического движения коммунистических и рабочих партий различных стран, ориентировавшихся главным образом на политическую сторону учения К. Маркса и абсолютизировавших ее отдельные положения.

Значительный промежуток времени в ряде стран коммунистические и рабочие партии являлись правящими, в некоторых странах таковыми они являются и сегодня. Марксизм оказал громадное влияние на духовную жизнь и общественные процессы конца XIX и всего XX в., имел в полном смысле этого слова всемирно - историческое значение.

Опыт существования СССР и других социалистических стран со всей очевидностью свидетельствовал о действенности влиятельнейшей идеологической доктрины, применявшейся в практике социалистического строительства и основывающейся на принципах и идеях, выдвинутых и развитых К. Марксом, Ф. Энгельсом, В.И. Лениным. Такие важнейшие марксистские понятия и принципы как социально - экономическая формация, классы и классовая борьба, пролетарская революция, диктатура пролетариата, пролетариат как гегемон, капитализм, социализм и коммунизм, буржуазная и социалистическая идеология и многие другие заняли прочное место в сознании и мировоззрении нескольких поколений людей. Присутствуют они в разных преображенных формах и до сих пор.

Таким образом, необходимость и значимость для теории и практики дальнейших исследований коммунизма на современном этапе развития общества в целом и Республики Беларусь в частности, предопределили выбор темы настоящей работы.

Объектом исследования в представленной работе является коммунистические идеи.

Цель данной работы заключается в отражении современных коммунистических идей.

Цель работы предопределила постановку и решение следующих основных задач:

рассмотреть общие положения коммунизма, историю коммунистических идей;

проанализировать современные коммунистические идеи, возникшие в конце XXI века;

проанализировать современные коммунистические идеи, возникшие в XX веке.

Выводы и предложения, содержащиеся в работах указанных ученых, представляют определенную теоретическую базу для дальнейшего решения проблем, касающихся категориального анализа социализма и коммунизма.

 


ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ «Комунизм». КРАТКАЯ ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ комунизма

 

ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННЫЕ Комунистические идеи конца XXI века

ГЛАВА 3 СОВРЕМЕННЫЕ коммунистические ИДЕИ XX века

Троцкизм: общее понятие

 

Троцкизм - теория, представляющая собой развитие марксизма на основе взглядов, изложенных Львом Троцким и другими лидерами Левой оппозиции в 1920-1930-е годы, а также лидерами Международной левой оппозиции и Четвёртого интернационала. В качестве самоназвания также используется: большевики-ленинцы, ортодоксальные марксисты, революционные марксисты.

В настоящее время существует несколько троцкистских концепций, отличающихся, в частности, подходами к оценке роли и деятельности бюрократии в СССР. Крупнейшими теоретиками после смерти Троцкого являлись Эрнест Мандель, Тед Грант и Тони Клифф.

Джеймс Патрик Кэннон в своей книге 1942 года «История американского троцкизма» отмечал, что «троцкизм не является новым движением или новой доктриной, а лишь восстановлением, возрождением подлинного марксизма, который был развит и воплощён в жизнь русской революцией и первыми днями Коммунистического Интернационала». В подобной оценке они не одиноки среди марксистских движений XX века: подобным же образом характеризуют своё направление и их оппоненты - сталинисты и маоисты, считающие, что их вожди творчески развили марксизм-ленинизм - этот термин, однако, троцкистами не используется. Троцкизм при этом уточняет и развивает некоторые положения марксистской теории.

Ключевыми пунктами троцкистской теории являются:

· поддержка теории перманентной революции в противоположность теории двух стадий;

·   упор на необходимость мировой социалистической революции в противоположность теории социализма в одной стране;

·   критика отсутствия внутрипартийной демократии и Советского руководства после 1923 года;

·   анализ природы политического режима в Советском Союзе и поддержка политической революции в нём;

·   поддержка социалистической революции в развитых капиталистических странах через массовые действия рабочего класса;

·   использование принципов переходных требований.

В настоящее время троцкистское движение представлено в мире несколькими политическими интернационалами. Наиболее крупными из них являются:

Воссоединенный Четвертый интернационал - имеет наиболее крупные секции во Франции (действует в Новой антикапиталистической партии), Швеции (Социалистическая партия), Италии (Ассоциация «Критическая левая»), Дании (действуют в Красно-зеленой коалиции), Португалии (действуют в Левом блоке), Шри-Ланке (Новая партия общественного равенства), Филиппинах (Революционная рабочая партия Минданао) и Бразилии (действует в партии «Социализм и свобода»). Является одним из инициаторов объединения «Европейские антикапиталистические левые». Лидерами Четвёртого интернационала являются Ален Кривин, Оливье Безансно, Эрик Туссен, Алан Торнетт, Франсишку Лоуса и другие. По итогам европейских выборов 2009 года, депутатом Европарламента стал представитель датской секции интернационала Серен Сендергаард, баллотировавшийся от Народного движения против ЕС[14].

Международная социалистическая тенденция (МСТ) - международное объединение, придерживающееся взглядов Тони Клиффа на природу Советского Союза. Имеет наиболее крупные секции в Великобритании (Социалистическая рабочая партия), Греции (Социалистическая рабочая партия) и Ирландии (Социалистическая рабочая партия). Ведущими теоретиками и лидерами интернационала в настоящее время являются Алекс Каллиникос, Крис Харман и другие. МСТ является одним из инициаторов объединения «Европейские антикапиталистические левые».

Комитет за рабочий интернационал (КРИ) - имеет наиболее крупные секции в Великобритании (Социалистическая партия), Ирландии (Социалистическая партия) и Германии (организация «Социалистическая альтернатива»). Долгие годы ведущим теоретиком КРИ являлся Тед Грант (до исключения в 1991 году). Одним из ведущих лидеров КРИ в настоящее время является Питер Тааф. По итогам европейских выборов 2009 года, в Европарламент прошел лидер ирландской Соцпартии Джо Хиггинс. КРИ является участником объединения «Европейские антикапиталистические левые».

Международная марксистская тенденция (ММТ) - имеет крупную секцию в Пакистане (действует в Пакистанской народной партии). Во всех странах, где действуют секции ММТ, они придерживаются тактики энтризма в массовые левые и прогрессивные партии. Ведущим теоретиком интернационала являлся Тед Грант. В настоящее время лидером ММТ является Алан Вудс.

 

3.3
Маоизм: краткая характеристика

 

Маоизм - политическая теория и практика, основой которых является система идеологических установок Мао Цзэдуна. Был принят в качестве официальной идеологии КПК и КНР до его смерти в 1976 году; наряду с «теорией Дэн Сяопина» и «идеей о трех представительствах» Цзян Цзэминя по настоящее время составляет основу идеологии Компартии Китая [12, c. 344].

В 60-70-х XX в. идеи Мао Цзэдуна стали базой идейно-политического течения в рамках коммунистического и национально-освободительного движения, которое стали называть маоистским, хотя организации в рамках этого течения обычно называли себя «марксистско-ленинскими». Многие коммунистические партии Европы и Латинской Америки вслед за советско-китайским конфликтом раскололись на группы, ориентированные на СССР, и т. н. «антиревизионистские» группы, ориентированные на Китай и Албанию (в свою очередь, «антиревизионисты» пережили несколько расколов после смерти Линь Бяо, а затем Мао Цзэдуна, ареста Цзян Цин и обнародования албанским лидером Энвером Ходжей критики Мао). В настоящее время маоистские движения весьма активны во многих странах Азии и Латинской Америки. На Филиппинах и в Индии маоистские повстанцы ведут вооружённую борьбу с правительством. В Непале маоисты возглавляют правительство.

Официальная наука в КНР в состав «идей Мао Цзэдуна» включает следующие теоретические разработки:

· в области философии - в теории познания Мао определил значение общественной практики как источника познания, разработал проблемы этапов развития процесса познания, целей познания и критериев истины;

·   в области политэкономии достижением Мао было объявлено учение о плановом товарном характере социализма, а также разработка вопроса о различных формах распределения при сохранении главенствующей роли распределения по труду;

·   в области научного социализма Мао Цзэдуном была разработана теория «новой демократии», в которой указан «правильный путь взятия политической власти китайского образца» - «теория окружения города деревней»; разработано учение о стратегии и тактике революции;

·   в области экономики - программа «новодемократической революции», предусматривавшая параллельное развитие различных общественно-экономических укладов;

·   в области международных отношений - теория «трёх миров», принцип независимости и самостоятельности в международных отношениях [15, c. 187].

Критики маоизма указывают на следующие черты:

· Создание террористического подполья.

·   Экспорт революций в другие страны.

·   Культурная революция, направленная против традиционализма, как хаос, создаваемый и направляемый высшим партийным руководством.

·   Совмещение коммунистических идей с великоханьским шовинизмом и китаецентризмом (в КНР) [16, 286].

В официальной китайской науке идеи Мао 1930-50 гг. отделены от его решений, принятых в 1960-70 гг., которые КПК признала ошибочными. В годы раскола советские пропагандисты делали акцент именно на решениях и идеях Мао незадолго до Культурной революции и самой Культурной революции. Но основное внимание они уделяли расхождениям маоизма с марксизмом-ленинизмом и характеризовали маоизм как мелкобуржуазное антимарксистское учение, создающее преграды к строительству социализма и раскалывающее мировое коммунистическое движение. Некоторые современные исследователи указывают на неадекватность такой критики.

Ошибочность взглядов Мао Цзэдуна, которая привела Китай к огромным потрясениям, экономической катастрофе и многомиллионным жертвам, была настолько очевидна, что даже Дэн Сяопин в одном из интервью признал, что идеи Мао Цзэдуна имели здравое, рациональное зерно лишь на рассвете его политической карьеры (в 30-40 гг.).

Китайские исследователи отметили объективные и субъективные причины, обусловившие появление «левых ошибок» у Мао Цзэдуна. Среди таковых были названы отрыв от реальности, от масс, подмена волюнтаристскими идеями объективного анализа реальной ситуации, опасения по поводу «возрождения капитализма» и «возникновения ревизионизма» в КНР (по аналогии с СССР, где Хрущёв подверг критике Сталина), желание сохранить «чистоту» революции, отсутствие соответствующего механизма противодействия перед лицом абсолютной власти Мао Цзэдуна.


Заключение

 

В результате проведенной работы можно сделать следующие выводы:

· коммунизм представляет собой систему идей, ценностей и идеалов, которая выражает мировоззрение рабочего класса и его авангарда - коммунистической партии, кроме того коммунистическая идеология вооружает коммунистические партии, международное коммунистическое движение ясной программой революционного переустройства мира;

·   коммунистическое учение возникло сначала в религиозной форме - царство богов, по преданию, было временем полного господства коммунизма, братскую жизнь в коммунизме вели многие жрецы античного мира, галльские друиды и еврейские пророки. Тот же режим практиковался в буддийских монастырях;

· с конца XIX века и по наше время наиболее значительными коммунистическими идеологиями являются анархо-коммунизм и марксизм. В XX веке на основе марксизма появились такие коммунистические учения, как ленинизм, троцкизм и маоизм;

· основной целью анархо-коммунизма является установление анархии (то есть безвластного общества - в смысле отсутствия иерархии и принуждения, где власть принадлежит самому обществу и осуществляется на принципах выборности и делегирования полномочий);

· Маркс отвергал идею социального консенсуса, согласно которой единство общества зиждется на социальной солидарности, и утверждал, что общество изначально нестабильно и только благодаря этому внутреннему противоречию живёт и развивается;

·   основными положениями ленинизма являются империализм (высшая и последняя стадия капитализма), революции раньше всего произойдут в «слабых звеньях», то есть в неразвитых странах, для победы революции должен сложиться союз рабочих и крестьян, с руководящей ролью у первых, а также диктатура пролетариата осуществляется под руководством партии революционного авангарда;

·   Маоизм представляет собой политическую теория и практика, основой которых является система идеологических установок Мао Цзэдуна.

В результате проделанной работы были достигнуты следующие задачи:

рассмотрены общие положения коммунизма, история коммунистических идей;

проанализированы современные коммунистические идеи возникшие в конце XXI века;

проанализированы современные коммунистические идеи возникшие в XX веке.

 


Литература

 

.       Мийон-Дельсоль, Ш. Политические идеи XX века / Ш. Мийон-Дельсоль - М., 1995. - с. 103.

2. Бабосов, Е.М. Основы идеологии современного государства / Е.М. Бабосов - Мн., 2004. - с. 276

.   Яскевич, Я.С. Основы идеологии белорусского государства / Я.С. Яскевич - Мн., 2004. - с. 341

.   Матусевич, Е.В. Современные идеологические концепции и доктрины. Основы идеологии белорусского государства: Учеб. пособие для вузов / Е.В. Матусевич - Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2004 - с. 384

.   Дамье, В. В. Очерки по истории анархических идей и статьи по разным вопросам / В.В. Дамье - М: 1991 - с. 482

.   Кропоткин, П. А. Хлеб и воля. современная наука и анархия / П.А. Кропоткин - М.: Правда, 1990 - c. 184.

.   Дамье, В. В. Атомизация общества и социальная самоорганизация: Российский контекст / Рабочие в России: исторический опыт и современное положение / В.В. Дамье - М.: Едиториал УРСС, 2004 - с. 359

.   Грав, Ж. Будущее общество / Ж. Грав - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009 - с. 257

.   Платонов, С. После коммунизма. / В. Аксёнов, В. Криворотов, С. Чернышёв - М.: Молодая гвардия, 1989 - с. 395

.   Фромм, Э. Марксова концепция человека / Э. Фромм - М.: «Республика», 1992. - с. 548

.   Андерсон, П. Размышления о западном марксизме (монография) / П. Андерсон - М.: Интер-Версо, 1991. - 271 с.

.   Грицанов, А. А. Новейший философский словарь. Научное издание / А.А. Грицанов - Минск: В. М. Скакун, 1998. - 896 с

.   Вольфсон, М. Ленинизм / Малая советская энциклопедия / М. Вольфсон - 1929. - Т. 4. - с. 578.

.   Сабадо, Ф. Крайне правые теснят неолибералов. Итоги выборов в Европарламент / Ф. Сабадо - 2009.

.   Богословский, В. А. и др. Великодержавная политика маоистов в национальных районах КНР В.А. Богословский - М.: Политиздат, 1975 - c. 245

.   Кузьмин, С. Л. Скрытый Тибет: история независимости и оккупации / С.Л. Кузьмин - С.-Петербург: изд. А. Терентьева, 2010 - с.474

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО КУРСУ “ Основы идеологии белорусского государства ”

ТЕМА: “Современные версии коммунистических идей”

 

Минск, 2014

Оглавление

 

Введение

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ «Комунизм». КРАТКАЯ ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ комунизма

1.1 Понятие «коммунизма» как идеологии

1.2 Древние коммунистические идеи

1.3 Средневековые коммунистические учения

1.4 Современные коммунистические учения

ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННЫЕ Комунистические идеи конца XXI века

2.1 Сущность и основы анархо-коммунизма

2.2 Марксизм: общая характеристика, история становления

ГЛАВА 3 СОВРЕМЕННЫЕ коммунистические ИДЕИ XX века

3.1 Основные положения ленинизма

3.2 Троцкизм: общее понятие

3.3 Маоизм: краткая характеристика

Заключение

Литература

 

 

Введение

 

Облик современного мира в значительной мере сформировался под влиянием коммунистического движения коммунистических и рабочих партий различных стран, ориентировавшихся главным образом на политическую сторону учения К. Маркса и абсолютизировавших ее отдельные положения.

Значительный промежуток времени в ряде стран коммунистические и рабочие партии являлись правящими, в некоторых странах таковыми они являются и сегодня. Марксизм оказал громадное влияние на духовную жизнь и общественные процессы конца XIX и всего XX в., имел в полном смысле этого слова всемирно - историческое значение.

Опыт существования СССР и других социалистических стран со всей очевидностью свидетельствовал о действенности влиятельнейшей идеологической доктрины, применявшейся в практике социалистического строительства и основывающейся на принципах и идеях, выдвинутых и развитых К. Марксом, Ф. Энгельсом, В.И. Лениным. Такие важнейшие марксистские понятия и принципы как социально - экономическая формация, классы и классовая борьба, пролетарская революция, диктатура пролетариата, пролетариат как гегемон, капитализм, социализм и коммунизм, буржуазная и социалистическая идеология и многие другие заняли прочное место в сознании и мировоззрении нескольких поколений людей. Присутствуют они в разных преображенных формах и до сих пор.

Таким образом, необходимость и значимость для теории и практики дальнейших исследований коммунизма на современном этапе развития общества в целом и Республики Беларусь в частности, предопределили выбор темы настоящей работы.

Объектом исследования в представленной работе является коммунистические идеи.

Цель данной работы заключается в отражении современных коммунистических идей.

Цель работы предопределила постановку и решение следующих основных задач:

рассмотреть общие положения коммунизма, историю коммунистических идей;

проанализировать современные коммунистические идеи, возникшие в конце XXI века;

проанализировать современные коммунистические идеи, возникшие в XX веке.

Выводы и предложения, содержащиеся в работах указанных ученых, представляют определенную теоретическую базу для дальнейшего решения проблем, касающихся категориального анализа социализма и коммунизма.

 


ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ «Комунизм». КРАТКАЯ ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ комунизма

 


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.066 с.