Знаковый анализ белого цвета — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Знаковый анализ белого цвета

2020-04-01 131
Знаковый анализ белого цвета 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Белый цвет был многозначным символом во все времена и у всех народов. Главное и исходное его значение - свет. Белый тождествен солнечному свету, а свет - это божество, благо, жизнь, полнота бытия.

Символические значения белого:

. Полный покой, безмятежность, недеяние, мир, тишина, чистота (саттва), пустота (шунья), целомудрие, девственность, сосредоточенность.

«Белая Ты, в глубинах несмутима,

В жизни строга и гневна,

Тайно тревожна и тайно любима -

Дева, Заря, Купина…» (А. Блок)

. Магическое действие - белая одежда и окраска - средство, способствующее очищению, удаче в войне (у примитивных племен), долгой жизни, здоровью, благу. «У племени бемба инициируемых девушек покрывают побелкой. При этом поют песню: - Мы сделали девушек белыми, подобными белым цаплям. Мы сделали их красивыми…Они теперь убелены от пятен крови…» «Белые бусины обеспечивают женщинам плодовитость».

. Знак общественного положения - благородство, знатность, величие, благосостояние. Белые одежды египетских фараонов, жрецов Древнего Востока, тоги римских патрициев, платья женщин «из общества» в древности, средневековье и в другие эпохи; «белые воротнички» - знак интеллигентности, белые костюмы, автомобили, рубашки, интерьеры - знак принадлежности к обеспеченному классу.

. Язык общения с богами и духами - белые одежды богов, ангелов, святых, праведников в раю, облик Яхве (Саваофа), Брахмана, Атмана, Акшобхьи - первого Будды тибетской пятичленной мандалы (иконы); одежды служителей в православной и католической церкви, белая окраска христианских храмов.

Белый цвет в Ветхом Завете:

«Глава Его и волосы белы, как белая волна, как снег; и очи Его - как пламень огненный» (Откр. 1, 14)

«И увидел я отверстое небо, и вот, конь белый, и сидящий на нем называется Верный и Истинный, который праведно судит и воинствует» (Откр. 19, 11).

«И воинства небесные следовали за ним на конях белых, облеченные в виссон белый и чистый» (Откр. 19, 14)

По Псевдо-Дионисию, «Белый стихарь - это образ плоти Христовой, чистейшее бесстрастное одеяние божественной славы, одежда нетления».

В наше время белый цвет принят как символ божества в новых религиозно-философских учениях - теософии, агни-йоге, «живой этике», экуменизме. Так, супруги Рерихи писали о «земной обители богов» - Шамбале сияющей; старинное ее название - Белый остров, на котором обитает Белое Братство. Там же находится Белая Гора, или Белый Бурхан. «Это мировая Твердыня Света, которая уже испокон веков была овеяна самыми возвышенными надеждами и сокровенными чаяниями всех народов всех времен»

. Язык ритуалов - белые одежды надевают во время праздников крещения, причастия, Рождества Христова, пасхи, Вознесения, освящения храмов. У примитивных народностей множество ритуалов сопровождаются окрашиванием белой краской, надеванием белой одежды, использованием белых животных и птиц. У африканского народа баньоро белые коровы передавались государю в знак верноподданничества. Участники церемонии коронации государя осыпались белым порошком. Белым был и основной цвет королевских регалий. Королевский повар перед исполнением своих обязанностей должен был очиститься. С этой целью половину его тела покрывали белой глиной.

Пример из культуры эпохи Возрождения в Италии: Торжественное богослужение по случаю вступления Карло Малатесты во владение городом Римини сопровождалось шествием процессии, состоявшей из девяти тысяч одетых во всё белое мужчин и восьми тысяч женщин. (А. Венедиктов, Ренессанс в Римини, 1970 г.)

. Знаки и сигнал ы - в Японии - хризантема, белые аисты и журавли; в Китае - знак Запада, осени и металла; в Индии - «белый образ солнца», цвет касты брахманов; в христианстве - белая лилия, белая роза - символы Девы Марии. Белый флаг - предложение мира. В геральдике белый цвет широко используется как символ.

. Атрибут высшей красоты - что может быть красивей белых облаков, хризантем, жасмина, цветущей вишни, белых лебедей? В арабских сказках «Тысяча и одна ночь» белая невольница так восхваляет свой цвет: «Передают, что белизна говорила: - Я свет блестящий, я месяц восходящий, цвет мой ясен, лоб мой сияет, и о моей красоте сказал поэт: Бела она, с гладкими щеками и нежная, подобна по прелести жемчужине скрытой».

…Мой цвет подобен счастливому дню и сорванному цветку и сверкающей звезде… Цвет мой - чудо, и прелесть моя - предел, и красота моя - завершение, и на подобной мне хороша всякая одежда, и ко мне стремятся души. И в белизне многие достоинства, как то, что снег нисходит с небес белым, и передают, что лучший из цветов белый, и мусульмане гордятся белыми тюрбанами, и если бы я стала припоминать, что сказано белизне во славу, изложение, право бы, затянулось.

Позитивные значения белого кратко и изящно изложены в стихах Дехлеви:

Одежда белая - любому впрок.

«Покрова лучше нет!» - сказал пророк.

Мы белые цветы предпочитаем

По белому мы пишем и читаем.

Почтенна белизна седых волос,

Аллах всесильный сам ее вознес.

И день в свои широкие пределы

Включает все цвета, но сам он белый.

. Освобождение от оков традиции в искусстве. Революция в живописи ХХ века изменила символику белого цвета, придав ему небывалые ранее смыслы. Так, супрематисты видят в белом символ (или эквивалент) неэвклидова N-мерного пространства, которое погружает зрителя в некий медитативный транс, очищающий душу подобно дзэн-буддистской практике. Об этом свидетельствует сам основатель супрематизма К. Малевич: «Движение супрематизма уже идет в этом направлении, навстречу белой беспредметной природе, к белым возбуждениям, к белому сознанию и белой чистоте как высшей ступени этого состояния, будь то покой или движение».

Вершиной и завершением супрематической живописи Малевича была работа «Белый квадрат на белом фоне». Сам «Казимир Великий», как называли его единомышленники, был в восторге от своего открытия. «Я взломал лазурный заслон цветовых ограничений, - ликует он, - и вышел в белизну; ставьте парус и плывите за мной, товарищи штурманы, навстречу бездне, я воздвиг маяки супрематизма… Правьте за мной! Вольная белая бездна - бесконечность - перед вами». Абстракционисты второй половины ХХ века считают К. Малевича своим учителем. И, как способные ученики, они превзошли мэтра в области постижения бездонных глубин белого цвета.

. Негативная символика белого цвета.

Белый может обозначать смерть, болезнь, зло, отчуждение, страдание.

У заирских комо белый ассоциируется прежде всего со скверной, болезнью, смертью. Это цвет страха, небытия. Черная невольница из арабских сказок припоминает, что седина - это знак приближения смерти, а белый - цвет савана покойника, проказы и лишаев, бельма на глазу. Белая известь - самый дешевый материал, а черный мускус - самый дорогой.

В японской классической поэзии белый символизирует холод, разлуку, страдания неразделенной любви.

Белотканных рукавов разлуку

Омыла роса.

И пронизывая холодом,

Осенний ветер подул.

В русской поэзии начала века белый связан с негативными эмоциями и с мыслями, обращенными в потусторонний мир. У А. Блока белый часто обозначает мертвенность, тоску, отчужденность, транс. «Лицо мое белее, чем белая стена. Опять, опять сробею, когда придет Она…»

«Белой мечтой неподвижно прикован

К берегу поздних времен…»

«Терны венчают смиренных и мудрых

Белым огнем Купины».

У Велимира Хлебникова белый цвет в сочетании с серыми и черными создает трагический колорит. Вот, например, автопортрет поэта:

«Моя так разгадана книга лица:

На белом, на белом - два серые зня!

За мною, как серая пигалица,

Тоскует Москвы простыня».

В культуре Европы Нового времени белым отмечены: смерть, обморок, холод, молчание, истощение сил, одиночество, даже ненависть и жестокость. Достаточно вспомнить загробные образы европейских романов (привидения, саваны покойников); в ХХ веке белые капюшоны носят члены Ку-клукс-клана; в белом доме живет фурия Бернардина Альба (в пьесе Ф.Г. Лорки); героиня Жана Кокто перед самоубийством обитает в комнате, где всё белое; жертва жестокости нашего времени Мэрилин Монро также отправляется в мир иной из белоснежной комнаты.

 



Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.