ОЛИМПИАДА «Будущие исследователи – будущее науки» - 2019 — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

ОЛИМПИАДА «Будущие исследователи – будущее науки» - 2019

2020-04-01 165
ОЛИМПИАДА «Будущие исследователи – будущее науки» - 2019 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ОЛИМПИАДА «Будущие исследователи – будущее науки» - 2019

Финальный тур. Русский язык

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 II Итого
 Балл 6 10 10 10 14 6 6 12 7 7 12 100

I. Выполните задания к тексту.

На берегах Плещеева озера стоит город-красавец — Переяславль-Залесский. Здесь есть чем полюбоваться: памятники старины, чудесные пейзажи. А ещё — обычный на вид, серый валун, лежащий на озёрном берегу.

Первое впечатление обманчиво, камень непростой. Даже сильная метель никогда не засыпает его снегом, а пойдёт дождь – он меняет цвет, светится, становится синим, словно вода озера. Так и называют этот удивительный валун – Синь-камень.

Если верить преданиям, Синь-камень когда-то лежал на вершине Александровой горы, и поныне возвышающейся над Плещеевым озером. Два тысячелетия назад ему, как святыне, поклонялось финно-угорское племя мерян — древних жителей этого края. На смену мерянам пришли славяне, но и они почитали Синь-камень за волшебный, священный. Славянские жрецы совершали здесь магические обряды, приносили жертвы богу солнца Яриле. Кстати, и по сей день вершину Александровой горы величают Ярилина Плешь. Память о былом остаётся в нашем языке, за каждым названием – пласты многовековой, самобытной культуры.

В 988 году, после принятия христианства князем Владимиром, адепты новой религии начали непримиримую борьбу с язычеством: уничтожали изображения языческих богов, разрушали святилища. В 1152 году добрались и до Синь-камня, сбросив его с заветного места, Александровой горы, на берег озера.

Но в народе говорили: поверженный камень обиды не забудет, всё, что будет построено на горЕ, будет на гОре и долго не простоит. Так и случилось. В ХII веке здесь сгорела церковь, в XIII – обрушился загородный княжеский терем. До сих пор на вершине Александровой горы нет никаких построек.

Шло время. В начале XVII века местные жители, игнорируя строгие запреты священников, продолжали приходить к Синь-камню. Одни верили, что прикосновение к волшебному валуну исцеляет все болезни, другие по ночам устраивали вокруг него буйные игрища: пели, плясали, прыгали через костры. В общем, отрывались по полной. Все эти вольности переполнили чашу терпения монахов близлежащего Борисоглебского Надозёрного монастыря. Они решили раз и навсегда уничтожить языческое капище, зарыли Синь-камень в глубокую яму. Но 12 лет спустя валун чудесным образом вновь оказался на поверхности. Потрясённые люди сочли это чудом, к камню потянулись новые толпы паломников.

В 1788 г. власти и духовенство, не на шутку обеспокоенные массовым поклонением Синь-камню, взялись за него всерьёз. Валун решили заложить в основание строившейся церкви. Задумано было неплохо: православный храм попирает языческое капище. Но план провалился — в переносном и в прямом смысле слова. Когда студёной зимой Синь-камень повезли на огромных санях по льду Плещеева озера, лёд проломился, и могучий 12-тонный валун затонул на глубине около полутора метров. Незадачливые строители почесали в затылках, но не особо расстроились: камень с возу – народу легче. Пусть лежит в озере, теперь с ним не будет хлопот. Они ошиблись…

Вскоре начались настоящие чудеса: местные рыбаки заметили, что камень медленно, но верно движется по дну. С каждым годом он «подползал» всё ближе к побережью, пока ровно через 70 лет не оказался на суше, недалеко от места, откуда был увезён строителями церкви. Синь-камень победил: с тех пор удивительный валун уже никто не беспокоил.

Над загадкой Синь-камня, самостоятельно выбравшегося на берег озера, бьются не одно столетие. Объяснения самые разные. Одни говорят, что валун перемещался из-за циркуляции воды (в Плещеево озеро впадает река Трубеж). Другие утверждают, будто зимой камень вмерзал в лёд, а по весне двигался во время ледохода. Но как подводное течение или тающая льдина могут сдвинуть 12-тонную махину? А как объяснить повышенный радиационный фон вокруг Синь-камня, странные свечения и шаровые молнии, возникающие вокруг него? Некоторые гипотезы кажутся слишком смелыми. Поговаривают, будто в Синь-камне заключена неведомая сила, что он лишь «верхушка айсберга» глобальной экосистемы, о которой мы ничего не знаем. Слухам, версиям и легендам нет конца. Учёные продолжают наблюдать за Синь-камнем. Никто не знает, какие ещё сюрпризы он способен нам преподнести…

 

1. Объясните, почему слово плешь пишется с мягким знаком, а имя собственное Трубеж – без мягкого знака. Приведите по 2 примера подобных написаний других слов.

2. Синонимом слова капище являлось слово поганище. Определите значение этих слов и укажите первоначальное значение слова поганый. В памятникедревнерусской литературы «Задонщина» читаем: «То ти ни гуси возгоготаша, ни лебеди крилы всплескаша, но поганый Мамай на Русскую землю пришел, а вои своя привел». Переведите этот отрывок и установите значение слова поганый в тексте.

3. Определите значение фразеологизмов отрываться по полной, переполнить чашу терпения, почесать в затылках, раз и навсегда. Установите, какой фразеологизм лежит в основе выражения камень с возу – народу легче.

4. Проведите морфологический разбор формы синь (Синь-камень). Укажите  не менее 2 жанров русского фольклора, для которых характерно употребление таких форм. Проиллюстрируйте свои выводы примером (по 1 примеру).

5. Проведите разбор по составу и словообразовательный разбор следующих слов, определите способ словообразования и установите, являются ли эти слова однокоренными:

Святыня, светиться, священный, святилище, священник, свечение

6.  Сравните формы на горЕ и на гОре. К каким изменениям лексических, морфологических и синтаксических характеристик этих форм приводит смена ударения?

7. Определите разряд следующих имен прилагательных и укажите особенности их склонения. Установите, какое из этих имен прилагательных имеет особенности падежных окончаний в косвенных падежах.

Плещеево озеро, Александрова гора, Ярилина Плешь

8. Определите, какие морфологические особенности имеют следующие слова:

 

вода, чудеса, хлопоты, сани, поговаривают, суша

9. Определите, к одному или к разным типам относятся придаточные предложения в составе следующих сложноподчиненных предложений. Для 9 класса: укажите тип (типы) придаточных предложений.

1.   Но в народе ходил упорный слух: поверженный камень обиды не забудет, всё, что будет построено на горЕ, будет на гОре и долго не простоит.

2. Одни верили, что прикосновение к волшебному валуну исцеляет все болезни…

3. Вскоре начались настоящие чудеса: местные рыбаки заметили, что камень медленно, но верно движется по дну.

4. Другие утверждают, будто зимой камень вмерзал в лёд…

5. Никто не знает, какие ещё сюрпризы он способен нам преподнести…

10. Установите, что должен был принести паломник из святых мест (обратите внимание на написание слова паломник).

Классы

1. Ь в слове плешь указывает на принадлежностьслова к женскому роду, 3 склонению (например, мышь, рожь), отсутствие Ь в Трубеж (Иртыш, Китеж) свидетельствует о том, что слово мужского рода и изменяется по 2 склонению.

Общая оценка – 6 баллов (по 1 баллу за каждое слово, по 1 баллу за примеры).

2. капище, поганище  - языческие храмы, где стояли статуи богов и проходили богослужения. Первоначальное значение имени прилагательного поганый – языческий. «То не гуси загоготали, не лебеди крыльями всплеснули, но поганый Мамай на Русскую землю пришел и воинов своих привел».

В этом отрывке поганый – нехристь, иноверец.

Общая оценка – 10 баллов (по 2 балла за определение значений, 4 балла за перевод).

3. Примерный ответ: отрываться по полной - хорошо отдохнуть, повеселиться; переполнить чашу терпения – невозможно что-то терпеть; почесать в затылках - думать, раздумывать, недоумевать, раз и навсегда – на все время, на всю жизнь.

Камень с возу – народу легче ← баба с возу - кобыле легче.

Общая оценка – 10 баллов (по 2 балла за значение, 2 балла за основу модифицированного фразеологизма).

4. синь – имя прилагательное, качественное, положительная степень (необязательно), краткая форма, м.р., ед. ч. им.п.

Например: сказки (сыр бор, красна девица), пословицы и поговорки (не красна изба углами, а красна пирогами, свято место пусто не бывает), народные песни (Некому берёзу заломати, некому кудряву заломати) и т.д.

Общая оценка – 10 баллов (2 балл за разбор, по 2 балла за каждый жанр, по 2 балла за каждый пример).

5. свят-ын-я, святыня ← святой, суффиксальный способ образования; свет-и-ть-ся, светиться ← светить, постфиксальный способ образования; свящ-енн-ый, священный ← святить, суффиксальный способ образования; свят-и-лищ-е, святилище ← святить, суффиксальный способ образования; свящ-енн-ик, священник ← священный, суффиксальный способ образования; свеч-ений-е, свечение ← светить, суффиксальный способ образования.

Святыня, священный, святилище, священник – корень –свят-

Светиться, свечение – корень –свет-.

Общая оценка – 14 баллов (по 1 баллу за морфемный разбор, по 1 баллу за словообразовательный разбор, 2 балла за вывод).

6. Лексический уровень: разные слова (на горЕ - форма слова гора ( земная возвышенность), на гОре - (грозя горем, бедой); морфологический уровень: на горЕ – форма предложного падежа имени существительного гора, на гОре – наречие, неизменяемая часть речи; синтаксический уровень: на горЕ – обстоятельство места, на гОре - обстоятельство образа действия.

Общая оценка – 7 баллов.

II. Общая оценка – 12 б.: орфографические ошибки 3 б. (снимается 1б. за ошибку, если количество ошибок превышает число баллов, то ставится 0 баллов); пунктуационные ошибки 3 б. (то же самое); грамматические ошибки 1б.; речевые ошибки 1б., содержание 4 б.


Финальный тур. Русский язык

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 II Итого
 Балл 8 5 10 12 9 12 8 10 6 7  13 100

I. Выполните задания к тексту.

Как-то раз, в начале 90-х, ваш автор сидел (сидела) в своем замоскворецком полуподвале, заслонившись кружевными занавесочками от мятежного внешнего мира, и пил (пила) чай с баранками (пока не отняли) в полном соответствии с духом местности (genius loci). Зима лежала вокруг дома пышными купеческими сугробами. Смеркалось; отблеск румяной зари, говоря тургеневским слогом, лег на голубоватые всхолмья январского снега. Замоскворецкие галки сели на купола, на те места, где во времена Временного правительства стояли постоянные кресты. В дверь забарабанили (звонок у вашего автора не работал). В зиянии отвалившейся двери предстал странный человек. На голове у него была новенькая ушанка китайского производства со спущенными ушами, с антикварно-красноармейской звездочкой во лбу. Одет пришелец был в черное пальто с подкладными ватными плечами, – такие продавались в комиссионках, три рубля штука; магазины затоварились ими еще в начале пятидесятых. Пальто было застегнуто на одну пуговицу ниже пупа; за пазухой виднелась бутыль с виски «Джонни Уокер» – пластмассовая, удобно изогнутая по форме мужской груди; пальто доходило до полу, но при ходьбе приоткрывало шнурованные до колен ботинки на рифленой, непромокаемой альпийской подошве.

Удивительный человек оказался американским писателем, совершенно мне не известным, знавшим три слова по-русски и на этом основании решившим проникнуть в страну сибирских сугробов, остроумно притворившись русским пьяницей, чей облик он изучал, расспрашивая очевидцев. Аккуратные отрепья, скопированные им с какой-то этнографической картинки и теплый индивидуальный алкоголь в непорванном внутреннем кармане должны были, по его хитрому плану, отвести глаза местному населению и обеспечить инкогнито. Он поведал мне, что хотел купить valenki (ударение на втором слоге), чтобы уж совсем слиться с русской толпой, да вот в Манхэттане не нашел и решил, что сойдут и ботинки, и вот кто-то дал ему мой адрес, а он читал, что русские любят, когда к ним приходят без предупреждения, na ogonyok. Флоридский загар, ослепительно белые зубы и запах дорогого одеколона удачно дополняли образ опустившегося пропойцы.

Ричард страстно хотел братания с народом. Он хотел стать как мы. Нужные вещи он уже купил. Вот они. (Он развязал пакеты и коробочки и похвастался.) Теперь, собственно, по делу: какое самое распространенное русское выражение? Как обратиться к мужику на улице? Когда он уходил через час, он был страшен. Распотрошенный им «Беломор» расположился в накладном нагрудном кармане его пальто, как газыри на черкеске. Вобла на веревочке свисала с запястья. В другой руке была авоська с домброй, которую он считал балалайкой. На ушанку он прикрепил, в приятном беспорядке, еще с десяток значков: ГТО второй ступени, Почетный железнодорожник, Ленинградский горный Институт, две октябрятских звездочки, «Лучшему повару», «Кисловодск». На шею повязал пионерский галстук. Пришить метростроевские погоны к плечам я ему не дала: соврала, что нет ниток. Лишь поднявшаяся к ночи метель помешала ему надеть взблескивающую золотом и пурпуром тюбетейку, тоже купленную в фойе «Интуриста». «Ya – zabuldyga, – повторял он, чтобы не забыть. – Zabuldyga». Больше я его никогда не видела. Возможно, он слился с народом.

Пока призрак Ричарда бродил по сугробам Ордынки, готовый отбиться домброй от медведя, а наши Валеры и Геннадии в порядке обмена блуждали в лабиринтах Гринвич-Виллиджа произошло спонтанное словарное взаимообогащение, чего и следовало ожидать. Вскоре русские словесные прыщи начали выскакивать в самых неожиданных английских местах, а английские чирьи – в русских. Например, «Нью-Йорк Таймс», светоч прогресса, сообщает читателям, что «кулич» – это вид кекса с добавкой смеси мягких сыров. Слово babushka обозначает головной платок.

У нас еще хуже. Были у нас дома (строения, сооружения, избы, пятистенки, небоскребы, терема, дворцы, хаты, хибары, времянки, хрущобы, кибитки кочевые), а теперь завелся, как пырей среди ромашек, какой-то билдинг. За ним, контрабандой, пролез «хай-райз» (high rise). Без билета проехал хот-дог («горячий хот-дог с сарделькой» можно в любой день купить на Пятницкой). Если в английском выражении есть «хот» или «хай», наши сейчас же стащат и, кой-как переведя, прилепят эту оладью куда-нибудь на видное место. Рекламные персонажи заговорили как эвенки: «Этот продукт мне вкусен». – «Определенно!». Самоуверенные и невежественные, с непереваренным комом чужих культур в зобном мешке, мы идем куда-то, как Ричард, – во тьму и метель, и пурга заметает наши тюбетейки.

                                                                                                                                                       (По Т. Толстой)

1. Усвоение русского ударения представляет большую трудность для иностранцев, возможны многочисленные ошибки (валЕнки, блИны, лЯгушка и т.д.). Объясните причину возникающих проблем и приведите по 2 примера, когда неправильная постановка ударения может обусловить неправильное употребление слов, форм разных слов и форм одного и того же слова.

2. Установите, к какой группе лексики относятся слова словарный и словесный (ср. словарное взаимообогащение и словесные прыщи). Дайте определение соответствующего термина.

3. В заголовке и в тексте своей повести слово мятель A.C. Пушкин писал через я, а не в привычном нам варианте – метель. В «Словаре живого великорусского языка» В.И. Даля зафиксированы  и метель, и мятель и указано, что последнее слово произведено от глагола мясти/мястись (пример из словаря: Снежные хлопья мятутся по воздуху). 1. проведите разбор по составу и словообразовательный разбор слов метель. и мятель; 2. приведите слова современного русского языка, исторически однокоренные со словом мятель (не менее 3 слов).3.Укажите не менее 3 значений глагола мясти/мястись.

4.   Проведите разбор по составу и словообразовательный разбор слов пьяница и пропойца. На основе полученных результатов установите пьянице или пропойце алкоголизм наносит бОльший урон.

5. Найдите «лишнее» слово в каждом ряду с точки зрения морфемики или словообразования. Аргументируйте свой ответ.

занавесочка, веревочка, коробочка

отблеск, запах, призрак

неожиданный, кой-как, беспокойный

6. Определите, какие морфологические особенности имеют следующие слова:

пьяница, золото, инкогнито, Кисловодск

7. Образуйте от имени числительного три слова всех возможных частей речи и, если возможно, разных разрядов. Укажите части речи.

8. Укажите номера 1. односоставных предложений и 2. неполных предложений в составе следующего сложного (проанализируйте все пронумерованные конструкции). Определите типы односоставных предложений.

  1. Он поведал мне, 2. что хотел купить valenki (3. ударение на втором слоге), 4. чтобы уж совсем слиться с русской толпой, 5. да вот в Манхэттане не нашел и решил, 6. что сойдут и ботинки, 7. и вот кто-то дал ему мой адрес, 8. а он читал, 9. что русские любят, 10. когда к ним приходят без предпреждения, na ogonyok

9. Определите, какой тип речи (какие типы речи) использованы в первом абзаце текста.

10. Как вы понимаете выражение дух местности, или, в буквальном переводе, гений места (genius loci)? Объясните значение этого выражения, исходя из смысла текста.

II. Рассказ Т.Н. Толстой был написан в 1998 году. Сформулируйте основную тему рассказа и дайте ее развернутый комментарий с позиций сегодняшнего дня (объем не менее страницы).

 


Ответы на задания финального тура олимпиады
«Будущие исследователи – будущее науки»

Классы

1. Общего правила постановки ударения в русском языке нет, ударение свободное и подвижное, что приводит к ошибкам в его употреблении. Неправильная постановка ударения может привести к неверному употреблению слов (Орган – оргАн, зАмок – замОк), отдельных форм разных слов (мОю – моЮ, пОла – полА) и одного и того же слова (рУки – рукИ, ссЫпать – ссыпАть).

Общая оценка – 8 баллов (2 балла за объяснение характера русского ударения, по 2 балла за примеры слов, форм разных слов, форм одного и того же слова).

2. Пapoнимы – oднoкopeнныe cлoвa, близкиe пo звyчaнию, нo paзныe пo знaчeнию или чacтичнo coвпaдaющиe в cвoeм знaчeнии (Poзeнтaль Д. Э., Teлeнкoвa M. A. Cлoвapь-cпpaвoчник лингвиcтичecкиx тepминoв.)

Общая оценка – 5 баллов (2 балла за определение паронимов, 3 балла за определение термина).

3. 1. Мет-ель, мят-ель; метель ← мести, мятель ← мясти, чередование с/т. 2. например, мятеж, смятение, мятущийся, смута и т.д. 3. Носиться, двигаться в разные стороны, смущать/смущаться, тревожить/тревожиться, беспокоить/беспокоиться.

  Общая оценка – 10 баллов (1. по 1 баллу за морфемный и словообразовательный разбор каждого слова = 4 балла; 2. 3 балла; 3. 3 балла).

4. п’й-ан-иц-а, про-пой-ц-а; пьяница ← пьяный, пропойца ← пропить

Слово пропойца образовано от глагола пропить, который имеет значение «истратить на выпивку, пьянство» (пропить все деньги, пропить имущество» или «утратить, испортить в результате пьянства» (пропить голос, пропить талант). Следовательно, последствия алкоголизма более трагичны для пропойцы.

Общая оценка – 12 баллов (по 2 балла за морфемный и словообразовательный разбор, 4 балла за объяснение).

5. Исключения: з анавесочка – суффиксы -оч- и –к-, веревочка и коробочка – суффикс –к- (вариант: исключение веревочка, суффикс –к-, занавесочка, коробочка - суффиксы -оч- и –к); призрак - непроизводное слово, запах, отблеск – безаффиксный способ образоваиия; кой-как- приставочный способ, неожиданный, беспокойный – приставочно- суффиксальный способ образования.

ОЛИМПИАДА «Будущие исследователи – будущее науки» - 2019

Финальный тур. Русский язык

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 II Итого
 Балл 6 10 10 10 14 6 6 12 7 7 12 100

I. Выполните задания к тексту.

На берегах Плещеева озера стоит город-красавец — Переяславль-Залесский. Здесь есть чем полюбоваться: памятники старины, чудесные пейзажи. А ещё — обычный на вид, серый валун, лежащий на озёрном берегу.

Первое впечатление обманчиво, камень непростой. Даже сильная метель никогда не засыпает его снегом, а пойдёт дождь – он меняет цвет, светится, становится синим, словно вода озера. Так и называют этот удивительный валун – Синь-камень.

Если верить преданиям, Синь-камень когда-то лежал на вершине Александровой горы, и поныне возвышающейся над Плещеевым озером. Два тысячелетия назад ему, как святыне, поклонялось финно-угорское племя мерян — древних жителей этого края. На смену мерянам пришли славяне, но и они почитали Синь-камень за волшебный, священный. Славянские жрецы совершали здесь магические обряды, приносили жертвы богу солнца Яриле. Кстати, и по сей день вершину Александровой горы величают Ярилина Плешь. Память о былом остаётся в нашем языке, за каждым названием – пласты многовековой, самобытной культуры.

В 988 году, после принятия христианства князем Владимиром, адепты новой религии начали непримиримую борьбу с язычеством: уничтожали изображения языческих богов, разрушали святилища. В 1152 году добрались и до Синь-камня, сбросив его с заветного места, Александровой горы, на берег озера.

Но в народе говорили: поверженный камень обиды не забудет, всё, что будет построено на горЕ, будет на гОре и долго не простоит. Так и случилось. В ХII веке здесь сгорела церковь, в XIII – обрушился загородный княжеский терем. До сих пор на вершине Александровой горы нет никаких построек.

Шло время. В начале XVII века местные жители, игнорируя строгие запреты священников, продолжали приходить к Синь-камню. Одни верили, что прикосновение к волшебному валуну исцеляет все болезни, другие по ночам устраивали вокруг него буйные игрища: пели, плясали, прыгали через костры. В общем, отрывались по полной. Все эти вольности переполнили чашу терпения монахов близлежащего Борисоглебского Надозёрного монастыря. Они решили раз и навсегда уничтожить языческое капище, зарыли Синь-камень в глубокую яму. Но 12 лет спустя валун чудесным образом вновь оказался на поверхности. Потрясённые люди сочли это чудом, к камню потянулись новые толпы паломников.

В 1788 г. власти и духовенство, не на шутку обеспокоенные массовым поклонением Синь-камню, взялись за него всерьёз. Валун решили заложить в основание строившейся церкви. Задумано было неплохо: православный храм попирает языческое капище. Но план провалился — в переносном и в прямом смысле слова. Когда студёной зимой Синь-камень повезли на огромных санях по льду Плещеева озера, лёд проломился, и могучий 12-тонный валун затонул на глубине около полутора метров. Незадачливые строители почесали в затылках, но не особо расстроились: камень с возу – народу легче. Пусть лежит в озере, теперь с ним не будет хлопот. Они ошиблись…

Вскоре начались настоящие чудеса: местные рыбаки заметили, что камень медленно, но верно движется по дну. С каждым годом он «подползал» всё ближе к побережью, пока ровно через 70 лет не оказался на суше, недалеко от места, откуда был увезён строителями церкви. Синь-камень победил: с тех пор удивительный валун уже никто не беспокоил.

Над загадкой Синь-камня, самостоятельно выбравшегося на берег озера, бьются не одно столетие. Объяснения самые разные. Одни говорят, что валун перемещался из-за циркуляции воды (в Плещеево озеро впадает река Трубеж). Другие утверждают, будто зимой камень вмерзал в лёд, а по весне двигался во время ледохода. Но как подводное течение или тающая льдина могут сдвинуть 12-тонную махину? А как объяснить повышенный радиационный фон вокруг Синь-камня, странные свечения и шаровые молнии, возникающие вокруг него? Некоторые гипотезы кажутся слишком смелыми. Поговаривают, будто в Синь-камне заключена неведомая сила, что он лишь «верхушка айсберга» глобальной экосистемы, о которой мы ничего не знаем. Слухам, версиям и легендам нет конца. Учёные продолжают наблюдать за Синь-камнем. Никто не знает, какие ещё сюрпризы он способен нам преподнести…

 

1. Объясните, почему слово плешь пишется с мягким знаком, а имя собственное Трубеж – без мягкого знака. Приведите по 2 примера подобных написаний других слов.

2. Синонимом слова капище являлось слово поганище. Определите значение этих слов и укажите первоначальное значение слова поганый. В памятникедревнерусской литературы «Задонщина» читаем: «То ти ни гуси возгоготаша, ни лебеди крилы всплескаша, но поганый Мамай на Русскую землю пришел, а вои своя привел». Переведите этот отрывок и установите значение слова поганый в тексте.

3. Определите значение фразеологизмов отрываться по полной, переполнить чашу терпения, почесать в затылках, раз и навсегда. Установите, какой фразеологизм лежит в основе выражения камень с возу – народу легче.

4. Проведите морфологический разбор формы синь (Синь-камень). Укажите  не менее 2 жанров русского фольклора, для которых характерно употребление таких форм. Проиллюстрируйте свои выводы примером (по 1 примеру).

5. Проведите разбор по составу и словообразовательный разбор следующих слов, определите способ словообразования и установите, являются ли эти слова однокоренными:

Святыня, светиться, священный, святилище, священник, свечение

6.  Сравните формы на горЕ и на гОре. К каким изменениям лексических, морфологических и синтаксических характеристик этих форм приводит смена ударения?

7. Определите разряд следующих имен прилагательных и укажите особенности их склонения. Установите, какое из этих имен прилагательных имеет особенности падежных окончаний в косвенных падежах.

Плещеево озеро, Александрова гора, Ярилина Плешь

8. Определите, какие морфологические особенности имеют следующие слова:

 

вода, чудеса, хлопоты, сани, поговаривают, суша

9. Определите, к одному или к разным типам относятся придаточные предложения в составе следующих сложноподчиненных предложений. Для 9 класса: укажите тип (типы) придаточных предложений.

1.   Но в народе ходил упорный слух: поверженный камень обиды не забудет, всё, что будет построено на горЕ, будет на гОре и долго не простоит.

2. Одни верили, что прикосновение к волшебному валуну исцеляет все болезни…

3. Вскоре начались настоящие чудеса: местные рыбаки заметили, что камень медленно, но верно движется по дну.

4. Другие утверждают, будто зимой камень вмерзал в лёд…

5. Никто не знает, какие ещё сюрпризы он способен нам преподнести…

10. Установите, что должен был принести паломник из святых мест (обратите внимание на написание слова паломник).


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.07 с.