Исторические особенности культурной революции в Китае — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Исторические особенности культурной революции в Китае

2020-04-01 168
Исторические особенности культурной революции в Китае 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Говоря о положении на культурном или идеологическом фронте в Китае, следует различать два исторических периода: до «движения 4 мая» и после этого движения.

До «движения 4 мая» борьба на культурном фронте в Китае была борьбой между новой культурой буржуазии и старой культурой класса феодалов. До «движения 4 мая» борьба между школьной системой и старой системой государственных экзаменов17, между новой и старой наукой, между западной и китайской наукой носила именно такой характер. Под школьной системой, новой наукой и западной наукой в то время имелись в виду в основном естественные науки и буржуазные социально-политические теории, потребность в которых испытывали представители буржуазии (я говорю «в основном» потому, что к ним в значительной степени примешивалась отрава феодальных пережитков). В то время идеи так называемой новой науки играли революционную роль в борьбе против китайских феодальных идей и служили китайской буржуазно-демократической революции старого периода. Однако вследствие беспомощности китайской буржуазии и вследствие того, что мир уже вступил в эпоху империализма, эти буржуазные идеи, выдержав всего лишь несколько схваток, были отброшены силами реакционного союза между колонизаторскими идеями иностранного империализма и реставраторскими идеями китайского феодализма. При первых же контрударах этого реакционного идеологического союза так называемая новая наука свернула знамена и возвестила отступление; она утратила свою душу и сохранила только внешнюю оболочку. Старая буржуазно-демократическая культура в эпоху империализма разлагается, обессилела и её поражение неизбежно.

Иначе пошло дело после «движения 4 мая». После «движения 4 мая» в Китае на фронте культуры появилась совершенно новая, полная свежих сил армия, возглавляемая Коммунистической партией Китая и руководствующаяся идеями коммунистической культуры, то есть коммунистическим мировоззрением и теорией социальной революции. «Движение 4 мая» возникло в 1919 году, создание Коммунистической партии Китая и действительное начало рабочего движения относятся к 1921 году, иначе говоря, и то и другое имело место после первой мировой войны и Октябрьской революции, когда во всём мире национальный вопрос и революционное движение в колониальных странах приобрели новый облик. Эта связь между китайской революцией и мировой революцией чрезвычайно наглядна. Благодаря тому, что на политическую арену в Китае вышла новая политическая сила — китайский пролетариат и Коммунистическая партия Китая, — на фронте культуры новая армия в новых доспехах и с новым оружием, объединившись со всеми возможными союзниками, начала отважное наступление развёрнутым фронтом на империалистическую и феодальную культуру. Как в области общественных наук, так и в области литературы и искусства — в философской, экономической, политической, военной, исторической науке, в художественной литературе, в искусстве (театр, кино, музыка, скульптура, живопись) — эта новая армия широко развернула свои силы.

На протяжении двадцати лет, куда бы ни направляла эта новая армия своё оружие, начиная с идей и кончая формой (литературный язык и пр.), она неизменно производила огромную революцию. Её действия приобрели такой размах, её натиск был так могуч, что против неё не мог устоять никто. Мобилизованные ею силы не имели себе равных по массовости ни в одну эпоху истории Китая. Величайшим и отважнейшим знаменосцем этой новой армии был Лу Синь. Лу Синь был кормчим культурной революции в Китае. Он был не только великим писателем, но и великим мыслителем и великим революционером. Лу Синь был человеком крепкой кости, в нём не было ни тени раболепия и пресмыкательства, а это является драгоценнейшим качеством для людей колониальных и полуколониальных стран. Лу Синь был самым безупречным, самым отважным, самым решительным, самым преданным, самым пламенным, невиданным дотоле национальным героем, который, представляя большинство народа, штурмовал позиции врага на фронте культуры. Направление Лу Синя — это направление новой культуры китайского народа. До «движения 4 мая» новая культура Китая носила стародемократический характер и являлась частью мировой буржуазной, капиталистической культурной революции. После «движения 4 мая» новая культура Китая носит уже новодемократический характер и является частью мировой пролетарской, социалистической культурной революции.

До «движения 4 мая» движение за новую культуру в Китае, китайская культурная революция, возглавлялось буржуазией, которая тогда ещё играла руководящую роль. После «движения 4 мая» идеи буржуазной культуры отстали даже от политических институтов буржуазии и теперь совершенно неспособны играть ведущую роль. В лучшем случае в период революции они до некоторой степени будут играть роль союзника. Что же касается ведущей роли в этом союзе, то она, безусловно, будет принадлежать идеям пролетарской культуры. Это — железный факт, которого никто не в состоянии опровергнуть.

Культура новой демократии — это антиимпериалистическая, антифеодальная культура народных масс. Сегодня — это культура единого антияпонского фронта. Руководящую роль в ней могут играть только идеи пролетарской культуры, то есть идеи коммунизма. В ней не могут играть руководящую роль идеи культуры какого-либо другого класса. Короче говоря, культура новой демократии — это антиимпериалистическая, антифеодальная культура народных масс, руководимых пролетариатом.

Четыре периода

Культурная революция отражает в идеологии политическую и экономическую революции и служит им. В Китае в культурной революции, как и в политической, имеется единый фронт.

История единого фронта культурной революции за два десятка лет делится на четыре периода. Первый период — с 1919 по 1921 год (два года); второй — с 1921 до 1927 года (шесть лет); третий — с 1927 до 1937 года (десять лет) и четвертый — с 1937 года по настоящее время (три года).

Первый период начался с «движения 4 мая» в 1919 году и закончился созданием Коммунистической партии Китая в 1921 году. Этот период ознаменовался главным образом «движением 4 мая». «Движение 4 мая» было движением антиимпериалистическим и в то же время антифеодальным. Выдающееся историческое значение этого движения состояло в том, что ему были свойственны черты, какими ещё не обладала революция 1911 года, а именно: последовательная и непримиримая борьба против империализма и феодализма. «Движение 4 мая» носило такой характер потому, что в то время китайская капиталистическая экономика сделала новый шаг в своём развитии; потому, что на глазах у тогдашней китайской революционной интеллигенции развалились такие крупные империалистические державы, как Россия, Германия, Австрия, были ослаблены войной такие крупные империалистические державы, как Англия и Франция, российский пролетариат создал социалистическое государство, а в Германии, Австрии (Венгрии) и Италии происходили революционные выступления пролетариата, и вследствие всего этого революционная интеллигенция обрела новую надежду на национальное освобождение Китая. «Движение 4 мая» родилось в ответ на призыв мировой революции, призыв русской революции, призыв Ленина. Оно явилось частью мировой пролетарской революции. Хотя в период «движения 4 мая» Коммунистическая партия Китая ещё не существовала, но уже тогда имелось много представителей интеллигенции, солидарных с русской революцией и начавших проникаться коммунистическими идеями. Сначала «движение 4 мая» было революционным движением единого фронта коммунистической интеллигенции и революционной мелкобуржуазной и буржуазной интеллигенции (буржуазная интеллигенция составляла правое крыло движения). Его слабость состояла в том, что в нём участвовала только интеллигенция и не принимали участия рабочие и крестьяне. Однако с началом «движения 3 июня»18 оно выросло во всекитайское революционное движение, в котором участвовала уже не только интеллигенция, но и широкие массы пролетариата, мелкой буржуазии и буржуазии. Культурная революция, осуществлявшаяся «движением 4 мая», вела последовательную борьбу против феодальной культуры. За всю историю Китая он ещё не знал такой великой и последовательной культурной революции. Под знаменем культурной революции в борьбе против старой морали за новую мораль и в борьбе против старой литературы за новую литературу были совершены великие подвиги. Это культурное движение в то время ещё не могло охватить рабочие и крестьянские массы. Правда, оно выдвинуло лозунг «литературы для простого народа», но в то время «простой народ» практически ограничивался интеллигенцией из городской мелкой буржуазии и буржуазии, то есть так называемой городской интеллигенцией. «Движение 4 мая» как идеологически, так и в отношении кадров подготовило создание в 1921 году Коммунистической партии Китая. Оно же подготовило и «движение 30 мая» и Северный поход. Буржуазная интеллигенция составляла в «движении 4 мая» правое крыло. Во второй период движения бо́льшая её часть пошла на соглашение с врагом и переметнулась на сторону реакции.

Второй период ознаменовался созданием Коммунистической партии Китая, а также «движением 30 мая» и Северным походом. В этот период продолжал действовать и развиваться единый фронт трёх классов, созданный во время «движения 4 мая», фронт, в который теперь было вовлечено и крестьянство. Этот единый фронт всех классов оформился и как политический единый фронт; было установлено в первый раз сотрудничество между гоминданом и коммунистической партией. Величие Сунь Ят-сена состоит не только в том, что он возглавил великую революцию 1911 года (хотя она и была демократической революцией старого периода), но и в том, что он сумел «в соответствии с ходом развития мировой истории, в согласии с требованиями масс» выдвинуть три революционные основные политические установки: союз с Россией, союз с коммунистической партией и поддержка крестьян и рабочих; сумел дать трём народным принципам новое толкование и создать новые три народных принципа, включающие в себя три основные политические установки. До тех пор три народных принципа мало интересовали деятелей просвещения, людей науки, молодёжь, так как эти принципы не выдвигали лозунга борьбы против империализма, не выдвигали и лозунга борьбы против феодальных общественных порядков, против идей феодальной культуры. До этого они были старыми тремя народными принципами, которые рассматривались обществом как временное знамя группы лиц в борьбе за власть, то есть за посты в правительстве, в погоне за политической карьерой. После этого появились новые три народных принципа, включающие в себя три основные политические установки. Благодаря сотрудничеству между гоминданом и коммунистической партией, благодаря усилиям революционеров — членов обеих партий новые три народных принципа распространились по всей стране, распространились среди части деятелей просвещения и науки, среди широких масс учащейся молодёжи. И всё это потому, что прежние три народных принципа были развиты в антиимпериалистические, антифеодальные, новодемократические три народных принципа, включающие в себя три основные политические установки. Не получив такого развития, идеи трёх народных принципов не могли бы распространиться.

В этот период революционные три народных принципа становятся политической основой единого фронта гоминдана и коммунистической партии, а также всех революционных классов. «Коммунизм — лучший друг трёх народных принципов»; поэтому оба учения образовали единый фронт. По своему классовому составу это был единый фронт пролетариата, крестьянства, городской мелкой буржуазии и буржуазии. В то время гоминдан и Коммунистическая партия Китая на страницах еженедельника коммунистической партии «Сяндаочжоубао», гоминдановской газеты «Миньго-жибао» в Шанхае и местных органов печати сообща пропагандировали антиимпериалистические идеи, сообща вели борьбу против феодальной конфуцианско-канонической системы образования, против одетой в древние феодальные доспехи старой литературы и старого литературного языка «вэньянь», пропагандировали антиимпериалистическую и антифеодальную по своему содержанию новую литературу и общепонятный литературный язык «байхуа». Во время военных действий в провинции Гуандун и во время Северного похода в китайскую армию вносятся антиимпериалистические и антифеодальные идеи, и армия перестраивается. В многомиллионных крестьянских массах выдвигаются лозунги свержения чиновников — казнокрадов и взяточников, свержения тухао и лешэнь, и начинается великая революционная борьба крестьянства. Благодаря всему этому, а также благодаря поддержке со стороны Советского Союза Северный поход завершился победой. Однако как только крупная буржуазия пробралась к власти, она немедленно покончила с революцией, и в результате этого сложилась новая политическая обстановка.

Третий период — это новый период революции, продолжавшийся с 1927 по 1937 год. Так как в конце предыдущего периода в революционном лагере произошли перемены — китайская крупная буржуазия переметнулась в контрреволюционный лагерь империализма и феодальных сил, а национальная буржуазия примкнула к крупной буржуазии, — то в революционном лагере из четырёх классов осталось три — пролетариат, крестьянство, остальные слои мелкой буржуазии (включая сюда и революционную интеллигенцию). Поэтому китайская революция силой вещей вступила в новый период, когда Коммунистическая партия Китая одна повела массы на революцию. Это был период, с одной стороны, контрреволюционных «походов», с другой — углубления революции. В то время велись контрреволюционные «походы» двоякого рода — военные и культурные. Углубление революции также шло в двух направлениях — углубление революции в деревне и углубление культурной революции. Для названных выше «походов» по команде империалистов были мобилизованы контрреволюционные силы всего Китая и всего мира. Эти «походы» длились целых десять лет и отличались ни с чем не сравнимой жестокостью.

Было убито несколько сот тысяч коммунистов и учащейся молодёжи, зверским расправам подверглось несколько миллионов рабочих и крестьян. Заправилам всего этого дела казалось, что коммунизм и коммунистическую партию безусловно удастся «стереть с лица земли», но на деле результат получился совершенно обратный. «Походы» обоих видов потерпели жесточайший провал. Результатом военных «походов» был переход Красной армии на север для борьбы с японскими захватчиками; результатом «походов» в области культуры явилось революционное молодёжное движение 9 декабря 1935 года. Общим же результатом «походов» обоих видов было пробуждение всего народа. Таковы положительные результаты. Но самое поразительное — это то, что «походы» в области культуры тоже закончились позорным провалом, несмотря на то, что коммунисты не имели никакой возможности оказывать им сопротивление в культурных учреждениях районов гоминдановского господства. В чём же тут причина? Не следует ли над этим призадуматься? Ведь и Лу Синь — коммунист по убеждениям — именно во время этих «походов» стал великим деятелем культурной революции в Китае.

Отрицательным результатом контрреволюционных «походов» было вторжение японского империализма в Китай. Это и является главной причиной той глубокой ненависти, с какой весь наш народ до сих пор вспоминает о десятилетней борьбе с коммунизмом.

В этот период борьбы лагерь революции отстаивал принципы борьбы народных масс против империализма и феодализма — новую демократию и новые три народных принципа, а лагерь контрреволюции — абсолютистские устремления блока помещиков и крупной буржуазии под эгидой империализма. И в области политики, и в области культуры этот блок беспощадно расправился с тремя основными политическими установками Сунь Ят-сена, беспощадно расправился с его новыми тремя народными принципами и навлек на китайский народ тягчайшие бедствия.

Четвёртый период — это период нынешней войны против японских захватчиков. Извилистый путь китайской революции вновь привёл к единому фронту четырёх классов, но рамки этого фронта расширились ещё больше. В высших слоях китайского общества он охватил многих представителей господствующих классов, в средних слоях — национальную буржуазию и мелкую буржуазию и в низших слоях — весь пролетариат. Все слои населения образовали союз и оказали решительный отпор японскому империализму. Первый этап этого периода окончился с падением Уханя. На этом этапе во всех областях жизни страны наблюдался радостный подъём, в политике появилась тенденция к демократизации, на культурном фронте проводилась сравнительно широкая мобилизация сил. На втором этапе, начавшемся после падения Уханя, в политической обстановке произошёл целый ряд изменений. Часть крупной буржуазии капитулировала перед врагом, другая часть тоже собирается поскорее покончить с войной. В культурной жизни отражением создавшегося положения явилась реакционная деятельность Е Цина, Чжан Цзюнь-мая и других, а также отсутствие свободы слова и печати.

Для того чтобы преодолеть этот кризис, необходимо вести решительную борьбу со всеми идеями, направленными против войны с захватчиками, против сплочения сил, против прогресса. Не разбив эти реакционные идеи, нельзя надеяться на победу в войне. Каковы же перспективы нашей борьбы? Этот важный вопрос сейчас привлекает внимание всего народа. Исходя из существующих внутренних и международных условий, можно утверждать, что какие бы трудности нам ни встречались в войне против японских захватчиков, китайский народ всё равно победит. Если взять всю историю Китая, то прогресс, достигнутый Китаем за двадцать лет после «движения 4 мая», превосходит достижения не только предшествующих восьмидесяти лет, но и поистине нескольких прошедших тысячелетий. Можно себе представить, какие успехи одержит Китай в последующие двадцать лет! Разгул (в «КК»: «…всех…») тёмных сил внутри и вне страны породил нынешние национальные бедствия. Но этот разгул говорит не только о том, что мракобесы ещё сильны, но и о том, что это их последние судороги, что народные массы постепенно приближаются к победе. Так обстоит дело в Китае, так обстоит дело на всём Востоке, так оно обстоит и во всём мире.


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.