Мы хотим построить новый Китай — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Мы хотим построить новый Китай

2020-04-01 132
Мы хотим построить новый Китай 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

О новой демократии

(январь 1940 г.)

Куда идет Китай?

Когда началась война против японских захватчиков, наш народ воспрянул духом, всем думалось, что выход найден, хмурые лица сразу прояснились. Однако за последнее время вновь сгустилась атмосфера соглашательства, вновь поднялась антикоммунистическая свистопляска, и китайский народ вновь загнан в тупик. И это сказывается прежде всего на деятелях культуры и на учащейся молодёжи, то есть на людях, наиболее остро воспринимающих события. И снова стало неясно: как же быть? куда идёт Китай? Вот почему, быть может, целесообразно воспользоваться появлением нового журнала «Чжунго вэньхуа»1, чтобы осветить пути развития политической жизни и культуры в нашей стране. Я не сведущ в вопросах культуры, всё собирался ими заняться, но только теперь приступил к этому. К счастью, ряд наших яньаньских товарищей уже дал на эту тему исчерпывающие статьи, и пусть мои наброски послужат небольшим вступлением к ним. Эти наши соображения должны рассматриваться лишь как отдельные удачи неумелых исканий, как та песчинка, которая вызывает к жизни жемчужину, как скромный почин, который побудит передовых деятелей культуры всей нашей страны откликнуться на него значительными трудами. Мы надеемся, что совместное обсуждение приведёт нас к правильным выводам, отвечающим национальным нуждам Китая.

Научный подход заключается в добросовестных поисках истины. Считать же себя непогрешимым и только поучать других — нелепо; при таком подходе ни одного вопроса не решить. Слишком тяжелы бедствия, переживаемые нашим народом. Только научный подход, только высокое чувство ответственности могут вывести наш народ на путь освобождения. Истина бывает только одна, и вопрос о том, на чьей она стороне, решается в конечном счёте объективной практикой, а не субъективным бахвальством. Только революционная практика многомиллионного народа может служить мерилом истины. Я думаю, что именно такую позицию должен занимать начинающий выходить журнал «Чжунго вэньхуа».

Мы хотим построить новый Китай

Мы, коммунисты, на протяжении многих лет боремся не только за политическую и экономическую революцию в Китае, но и за революцию культурную. Цель всей этой борьбы состоит в том, чтобы построить новое общество и новое государство китайского народа. В этом новом обществе и новом государстве будут существовать не только новый политический строй и новая экономика, но и новая культура. А это значит, что мы не только стремимся превратить политически угнетаемый и экономически эксплуатируемый Китай в политически свободный и экономически процветающий, но и хотим превратить его из страны господства старой культуры, а потому тёмной и отсталой, в страну господства новой культуры, а следовательно, в страну просвещённую и передовую. Одним словом, мы хотим построить новый Китай. Создание новой культуры китайского народа — вот наша цель в области культуры.

Экономика новой демократии

Республика, которая будет построена в Китае, должна быть и в политическом, и в экономическом отношениях республикой новой демократии.

В государственную собственность этой республики должны быть переданы крупные банки, крупные промышленные и торговые предприятия. «Все принадлежащие китайцам и иностранцам предприятия, которые либо носят монополистический характер, либо очень велики по своим масштабам и не могут управляться частными лицами, как, например, банки, железные дороги, воздушные сообщения и т.п., эксплуатируются и управляются государством, дабы частный капитал не мог держать в своих руках жизнь народа. Вот в чём основной смысл ограничения капитала». Это — тоже торжественное заявление, содержащееся в Манифесте 1-го Всекитайского съезда гоминдана, происходившего в период сотрудничества между гоминданом и коммунистической партией. В этом и заключается правильная установка в деле организации экономики в новодемократической республике. В руководимой пролетариатом республике новой демократии государственный сектор хозяйства будет по своему характеру социалистическим и будет являться руководящей силой всего народного хозяйства. Но в этой республике вовсе не будет конфисковаться капиталистическая частная собственность, кроме указанной выше, и отнюдь не будет запрещаться развитие такого капиталистического производства, которое не может «держать в своих руках жизнь народа», так как экономика в Китае всё ещё крайне отсталая.

В этой республике будут приняты некоторые необходимые меры для конфискации помещичьей земли и раздела её между безземельными и малоземельными крестьянами, для осуществления лозунга Сунь Ят-сена «Каждому пахарю — своё поле», ликвидации феодальных отношений в деревне и передачи земли в собственность крестьян. Будет допущено и существование в деревне кулацких хозяйств. Это — курс на «уравнение права на землю». Правильный лозунг, выражающий сущность этого курса, — «Каждому пахарю — своё поле». На этом этапе, вообще говоря, социалистическое сельское хозяйство ещё не создаётся, но в различных кооперативных хозяйствах, развивающихся на основе лозунга «Каждому пахарю — своё поле», будут уже содержаться и социалистические элементы.

Китайская экономика непременно пойдёт по пути «ограничения капитала» и «уравнения права на землю». Совершенно недопустимо, чтобы она была «присвоена кучкой людей». Совершенно недопустимо, чтобы небольшая группа капиталистов и помещиков «держала в своих руках жизнь народа». Строить капиталистическое общество американо-европейского образца точно так же недопустимо, как и сохранять старое, полуфеодальное общество. Кто осмелится отклониться от указанного выше курса, тот наверняка ничего не добьётся и только расшибёт себе голову.

Таковы те внутренние экономические отношения, которые непременно будут созданы в революционном Китае, в Китае, борющемся против японских захватчиков.

Такая экономика и будет экономикой новой демократии.

Политика же новой демократии будет концентрированным выражением этой экономики новой демократии.

Против диктатуры буржуазии

За такую республику, которая по своему политическому и экономическому устройству будет республикой новой демократии, стоит более 90% всего нашего народа, и другого пути быть не может.

Не пойти ли нам по пути построения капиталистического общества буржуазной диктатуры? Конечно, это старый путь, проторенный буржуазией Европы и Америки. Но вот беда — ни международная, ни внутренняя обстановка не даёт Китаю пойти по этому пути.

В нынешней международной обстановке этот путь закрыт. Международная обстановка характеризуется в основном тем, что между капитализмом и социализмом идет борьба, капитализм катится вниз, а социализм находится на подъёме. Создания в Китае капиталистического общества буржуазной диктатуры не допустит прежде всего международный капитализм, то есть империализм. Новая история Китая — это история того, как империализм осуществлял в Китае свою агрессию, боролся против стремления Китая к независимости, препятствовал развитию в Китае капитализма. В прошлом все революционные выступления в Китае были задушены империализмом, бесчисленные герои, павшие в этих революционных выступлениях, через всю свою жизнь пронесли чувство пламенной ненависти к империализму. Сейчас в страну вторгся мощный японский империализм, который стремится превратить Китай в свою колонию. Теперь в Китае развивается японский капитализм, а отнюдь не какой-то там китайский капитализм. Теперь в Китае — диктатура японской буржуазии, а отнюдь не какая-то там диктатура китайской буржуазии. Правда, мы живем в период последних судорог империализма, он скоро погибнет. Империализм — это «умирающий капитализм»6. Но именно в силу того, что он скоро погибнет, он всё больше живёт за счёт колоний и полуколоний и ни за что не допустит, чтобы в какой-либо колонии или полуколонии было создано капиталистическое общество буржуазной диктатуры. Именно потому, что японский империализм завяз в трясине тяжёлого экономического и политического кризиса, то есть потому, что он скоро погибнет, он обязательно будет стремиться разбить Китай, превратить его в свою колонию, и поэтому он отрезал Китаю путь к установлению диктатуры буржуазии, к развитию национального капитализма.

Далее, этого не допустит и социализм. Все империалисты на свете — наши враги. Если Китай хочет стать независимым, то он никак не может обойтись без помощи социалистического государства и международного пролетариата. Это значит, что он не может обойтись без помощи СССР, не может обойтись без помощи пролетариата Японии, а также Англии, США, Франции, Германии, Италии, который ведёт — каждый в своей стране — борьбу против капитализма. Хотя нельзя утверждать, что победа китайской революции произойдёт только после победы революции в Японии, а также в Англии, США, Франции, Германии, Италии или в одной-двух из этих стран, однако несомненно, что для победы китайской революции необходимы, кроме наших усилий, и усилия пролетариата этих стран. Это особенно относится к помощи Советского Союза, которая является необходимым условием завоевания окончательной победы в войне против японских захватчиков. Отказаться от помощи Советского Союза — значит обречь революцию на поражение. Разве уроки антисоветской кампании, развернувшейся после 1927 года7, не доказывают этого с исключительной наглядностью? Современный мир живет в новую эпоху, в эпоху революций и войн, в эпоху неминуемой гибели капитализма и неуклонного расцвета социализма. Не будет ли полнейшей нелепостью в этих условиях, после победы Китая над империализмом и феодализмом, начать строить капиталистическое общество буржуазной диктатуры? Если в силу особых условий (победа турецкой буржуазии в борьбе с греческой агрессией, исключительная слабость пролетариата) после первой мировой империалистической войны и Октябрьской революции появилась на свет крошечная кемалистская Турция8, где была установлена диктатура буржуазии, то после второй мировой войны и после завершения строительства социализма в СССР другой такой Турции уже не появиться, и тем более немыслимо появление такой Турции с 450-миллионным населением. В силу особых условий Китая (слабость буржуазии и её соглашательская природа, мощь пролетариата и его последовательная революционность) здесь никогда не случалось таких «легких удач», как в Турции. Разве после поражения великой революции в 1927 году китайские буржуа не разглагольствовали о кемализме? Но где же китайский Кемаль? Где же диктатура китайской буржуазии и капиталистическое общество в Китае? Больше того, даже так называемая кемалистская Турция и та в конечном счёте была вынуждена броситься в объятия англо-французских империалистов и с каждым днем всё больше превращается в полуколонию, превращается в часть мира империалистической реакции. Международная обстановка сейчас такова, что в колониальных и полуколониальных странах всякий, кто ищет применения своим силам, должен либо стать на сторону империалистического фронта, и тогда он превращается в частицу сил мировой контрреволюции, либо стать на сторону антиимпериалистического фронта, и тогда он превращается в частицу сил мировой революции. Одно из двух. Третьего пути нет.

Что касается внутренней обстановки, то китайской буржуазии следовало бы извлечь надлежащие уроки из истории. В 1927 году, в момент, когда революция силами пролетариата, крестьянства и других слоёв мелкой буржуазии только было одержала победу, китайская буржуазия во главе с крупной буржуазией грубо отшвырнула народные массы, присвоила плоды революции и вступила в контрреволюционный союз с империализмом и феодальными силами. Затем она на протяжении десяти лет, надрываясь от натуги, ходила в «антикоммунистические походы». А что из этого вышло? Неужели и сейчас, когда сильный враг вторгся в глубь страны и война против японских захватчиков длится уже более двух лет, вы всё ещё намерены подражать старым, отжившим свой век трафаретным приёмам буржуазии Европы и Америки? Ведь десять лет вы ходили в «антикоммунистические походы», а капиталистического общества буржуазной диктатуры так «выходили»; так неужели вам хочется попробовать ещё раз? Правда, в этих «походах» вы «выходили» «однопартийную диктатуру», но ведь диктатура-то эта полуколониальная и полуфеодальная. Да к тому же за первые четыре года «антикоммунистических походов» (с 1927 года до 18 сентября 1931 года) вы «выходили» ещё и «Маньчжоу-Го», а ещё через шесть лет, в 1937 году, вам удалось «выходить» и вторжение японского империализма в глубь Китая. Если и теперь кому-нибудь придёт охота «походить» ещё лет десять, то это будет уже «антикоммунизм» нового типа, не совсем тот, что прежде. Но разве не нашёлся уже человек, который обскакал всех и яро взялся за организацию нового «антикоммунистического» предприятия? Это — Ван Цзин-вэй, прославленный антикоммунистический герой нового образца. Если кто пожелает вступить в компанию с Ван Цзин-вэем, то сделайте одолжение! Но ведь тогда будет уж вовсе неудобно распевать о какой-то там диктатуре буржуазии, о каком-то капиталистическом обществе, кемализме, современном государстве, однопартийной диктатуре, «едином учении» и выводить другие фиоритуры в этом роде. Если же ты хочешь, не вступая в компанию с Ван Цзин-вэем, состоять в лагере борьбы против японских захватчиков и вместе с тем рассчитываешь после победы в войне снова грубо отшвырнуть народ, сражавшийся с захватчиками, присвоить плоды победы и разыграть номер: «Да здравствует однопартийная диктатура!», то это и вовсе похоже на бред. Вы все шумите: «Бить захватчиков! Бить захватчиков!» А кто их бьёт? Ведь без рабочих, без крестьян, без других слоев мелкой буржуазии вы и шагу не можете сделать. Кто посмеет их отшвырнуть, от того только мокрое место останется. Ведь это же всё азбучные истины. Но твердолобые в среде китайской буржуазии (я говорю именно о твердолобых), видимо, за эти двадцать лет ничему не научились. Ведь они продолжают вопить об «ограничении коммунистической деятельности», «растворении коммунистов», борьбе с коммунизмом. Ведь за «Мерами по ограничению деятельности чуждых партий» последовали «Меры по урегулированию проблемы чуждых партий», а за ними «Программа практических мероприятий по урегулированию проблемы чуждых партий». Вот это размахнулись! Да ведь если такие «ограничения» и «урегулирования» будут продолжаться, какую же судьбу уготовят эти люди нации и что они уготовят самим себе? Мы искренно советуем этим господам: откройте глаза, посмотрите на Китай и на весь мир, посмотрите, что делается в стране и за её пределами, посмотрите, какое теперь настало время, и не повторяйте своих ошибок. Дальнейшие ошибки сулят, конечно, беды нации, но, по-моему, и вам самим не поздоровится. Бесспорно, ясно и несомненно, что если твердолобые не прозреют, им придется скверно: они сами выроют себе могилу. Поэтому мы надеемся, что единый антияпонский фронт в Китае будет крепнуть, что у нас будет не диктаторство, а всеобщее сотрудничество, что дело борьбы против японских захватчиков будет доведено до победы. Вот единственно правильный путь, а все остальные пути никуда не годятся. Это мы, коммунисты, искренно вам советуем, и «не жалуйтесь потом, что вас не предупреждали». В Китае издавна говорят: «Есть еда — пусть едят все». Это совершенно резонно. Раз врага должны бить все, то и есть следует всем, и дела решать всем, и учиться всем. Когда «один пожирает всё» и «никто ему не страшен», он ведёт себя, как феодальный владыка, но в сороковых годах XX века этот старый номер, конечно, не пройдёт.

Мы, коммунисты, вовсе не отвергаем никого из революционно настроенных людей, мы будем крепить единый фронт и осуществлять длительное сотрудничество со всеми классами, прослойками, партиями, организациями и отдельными лицами, стоящими за войну до победы над японскими захватчиками. Но если кто-нибудь попробует отвергнуть коммунистов, то это не выйдет; если кто-нибудь захочет расколоть единый фронт, это тоже не выйдет. Китай должен продолжать войну против японских захватчиков, сплотиться и идти вперёд по пути прогресса, и мы не потерпим тех, кто хочет капитуляции, хочет раскола, хочет движения вспять.

Против твердолобых

И вот на сцене появляются твердолобые буржуа и говорят: хорошо, раз вы, коммунисты, отодвигаете социалистический общественный строй на последующий этап и раз вы при этом заявляете, что «три народных принципа Сунь Ят-сена необходимы для современного Китая, и наша партия готова вести борьбу за их полное осуществление»10, то временно припрячьте свой коммунизм. Такие разговоры, прикрываемые вывеской «единого учения», приняли характер бешеных воплей. Эти вопли, по сути дела, выражают стремление твердолобых к абсолютному господству буржуазии, а, вежливо выражаясь, можно назвать их также проявлением абсолютного невежества.

Коммунизм — это цельная идеология пролетариата и вместе с тем — это новый общественный строй. Эта идеология и этот общественный строй отличны от всякой другой идеологии и от всякого другого общественного строя и являются наиболее совершенными, наиболее прогрессивными, наиболее революционными, наиболее разумными во всей истории человечества.

Феодальная идеология и общественный строй уже сданы в музей истории. Идеология и общественный строй капитализма в одной части мира (в СССР) уже тоже сданы в музей, а в остальных странах еле дышат, доживают последние дни и скоро попадут в музей. И только идеология и общественный строй коммунизма, не зная преград, с неодолимой силой распространяются по всему миру, переживая свою прекрасную весну. С тех пор как в Китае появился научный коммунизм, у людей расширился кругозор, изменился и облик китайской революции. Демократическая революция в Китае никак не может победить, не руководствуясь коммунистическим учением; в ещё большей степени это относится к последующему этапу революции. Вот почему ещё твердолобые буржуа так вопят и требуют «припрятать» коммунизм. А между тем «припрятать» его невозможно, ибо стоит лишь «припрятать» его, и Китай может погибнуть. Коммунизм — это путеводная звезда для всего современного мира и в том числе для современного Китая.

Кому не известно, что по вопросу об общественном строе коммунистическая партия имеет программу на сегодня и программу на будущее, иначе говоря, программу-минимум и программу-максимум? На сегодня — новая демократия, на будущее — социализм; это две органически связанные между собой программы, в основе которых лежит цельная коммунистическая идеология. Ведь это же величайшая нелепость — неистово вопить о необходимости «припрятать» коммунизм лишь на том основании, что программа-минимум коммунистической партии в основном совпадает с тремя народными принципами! Что касается коммунистов, то они смогли признать «три народных принципа политической основой единого антияпонского фронта» и заявили, что «три народных принципа Сунь Ят-сена необходимы для современного Китая, и наша партия готова вести борьбу за их полное осуществление» лишь потому, что политические положения трёх народных принципов в основном совпадают с коммунистической программой-минимум. В противном случае это было бы невозможно. Это — единый фронт коммунизма и трёх народных принципов на этапе демократической революции. Когда Сунь Ят-сен говорил, что «коммунизм является лучшим другом трёх народных принципов»11, он имел в виду именно такой единый фронт. Отрицание коммунизма фактически означает отрицание единого фронта. Именно потому, что твердолобые цепляются за свою идею единой партии и отвергают единый фронт, они и придумали весь этот словесный вздор для отрицания коммунизма.

Ничего не выйдет и с «единым учением». В условиях существования классов имеется столько же учений, сколько и классов. Более того, даже различные группы одного и того же класса имеют свои учения. В настоящее время у класса феодалов есть феодальные учения, у буржуазии — капиталистические, у буддистов — буддизм, у христиан — христианство, у крестьян — политеизм, а за последнее время нашлись ещё проповедники кемализма, фашизма, «философии жизни»12, «учения о распределении по труду»13. Почему же нельзя пролетариату иметь своё учение — коммунизм? Если существует такое несчётное число различных учений, то почему же вы, увидев коммунизм, сейчас же завопили, что его надо «припрятать»? Надо прямо сказать, с «припрятыванием» ничего не выйдет. Давайте лучше посостязаемся. Если кто-нибудь одолеет коммунизм, то мы, коммунисты, распишемся в своей неудаче. Если же нет, то придётся вам «припрятать» своё антидемократическое требование о «едином учении», да поскорее!

Во избежание недоразумений, а также для того, чтобы помочь твердолобым расширить свой кругозор, необходимо внести ясность в вопрос о том, в чём сходны и чем различаются между собой три народных принципа и коммунизм.

При сопоставлении трёх народных принципов с коммунистическим учением мы находим, что кое в чём они совпадают, а кое в чём и расходятся.

Во-первых, в чём они совпадают? В обоих учениях совпадают основные программы для этапа буржуазно-демократической революции в Китае. Революционные три народных принципа — национализм, народовластие и народное благоденствие, — заново истолкованные Сунь Ят-сеном в 1924 году, в основном совпадают с коммунистической программой для этапа демократической революции в Китае. Именно благодаря тому, что они совпадают, а также благодаря тому, что три народных принципа проводятся в жизнь, существует единый фронт обоих учений и обеих партий. Пренебрегать этой стороной дела было бы неправильно.

Во-вторых, в чём они расходятся? Здесь мы видим:

1. Частичное расхождение программ для этапа демократической революции. В полной программе демократической революции у коммунистов есть пункты о последовательном осуществлении народной власти, о восьмичасовом рабочем дне и о последовательной аграрной революции, а в трёх народных принципах этого нет. Если предполагается осуществлять три народных принципа, не дополнив их в этой части, то обе программы для демократического этапа будут совпадать лишь в основном и нельзя будет говорить о их полном совпадении.

2. Расхождение, выражающееся в том, что одно учение предусматривает этап социалистической революции, а другое его не предусматривает. Коммунистическое учение, помимо этапа демократической революции, предусматривает ещё и этап социалистической революции, а поэтому, кроме программы-минимум, имеет и программу-максимум, то есть программу установления социалистического и коммунистического общественного строя. Три народных принципа предусматривают лишь этап демократической революции и не предусматривают этапа социалистической революции, а поэтому они содержат лишь программу-минимум и не содержат программы-максимум, то есть не содержат программы установления социалистического и коммунистического общественного строя.

3. Расхождение мировоззрений. Коммунистическое мировоззрение — это диалектический и исторический материализм, а мировоззрение, выраженное в трёх народных принципах, — это «объяснение истории потребностями народной жизни», то есть, по существу, дуализм, или идеализм. Эти мировоззрения друг другу противоположны.

4. Расхождение в отношении революционной последовательности. У коммунистов существует единство теории и практики, иначе говоря, коммунисты — последовательные революционеры. У сторонников трёх народных принципов, кроме тех из них, которые наиболее преданы революции и истине, нет единства теории и практики, слово и дело находятся в противоречии, иначе говоря, у сторонников трёх народных принципов отсутствует революционная последовательность.

Таковы расхождения между коммунистическим учением и тремя народными принципами. В силу этих расхождений между коммунистами и сторонниками трёх народных принципов существует различие. Пренебрегать этим различием, видеть лишь единство и не замечать противоречий — значит, несомненно, впадать в серьёзную ошибку.

Разобравшись во всём этом, легко понять, что означает требование твердолобых «припрятать» коммунизм. Это либо стремление буржуазии к абсолютному господству, либо абсолютное невежество.

Культура новой демократии

Выше мы осветили исторически сложившиеся особенности политического строя в Китае в новый период, осветили вопрос о республике новой демократии. Теперь мы можем перейти к вопросам культуры.

Каждая данная культура является отражением политики и экономики данного общества в идеологии. В Китае имеется империалистическая культура, отражающая политическое и экономическое господство или полугосподство империализма в Китае. Эта культура популяризируется не только «культурными» учреждениями, создаваемыми в Китае непосредственно самими империалистами, но также и некоторыми потерявшими всякую совесть китайцами. Сюда относятся все проявления культуры, содержащие колонизаторские идеи. Наряду с этим в Китае имеется полуфеодальная культура, отражающая полуфеодальную политику и полуфеодальную экономику. Представителями этой культуры являются все те, кто стоит за почитание Конфуция, за изучение канонических книг, кто проповедует старую этику и старые идеи и выступает против новой культуры и новых идей. Империалистическая культура и полуфеодальная культура — это два очень дружных брата; они составляют реакционный блок и борются против новой культуры Китая. Эта реакционная культура служит империалистам и классу феодалов. Она подлежит слому. Не сломав её, невозможно построить никакую новую культуру. «Не сломаешь старого — не построишь нового, не преградишь пути старому — не откроешь пути для нового, не остановишь старого — не двинется новое».

Борьба между новой и старой культурой — это борьба не на жизнь, а на смерть.

Что касается новой культуры, то она является отражением новой политики и новой экономики в идеологии и обслуживает новую политику и новую экономику.

Как мы уже говорили в третьем разделе, с появлением в Китае капиталистической экономики характер китайского общества постепенно изменяется, оно перестает быть обществом полностью феодальным и становится полуфеодальным, хотя феодальная экономика всё ещё преобладает. Капиталистическая экономика по сравнению с феодальной является экономикой новой. Одновременно с новой, капиталистической экономикой возникают и развиваются новые политические силы: буржуазия, мелкая буржуазия и пролетариат. Отражением же этих новых политических и экономических сил в идеологии является новая культура, которая их и обслуживает. Не будь капиталистической экономики, не будь буржуазии, мелкой буржуазии, пролетариата, не будь политической силы этих классов, не могли бы возникнуть и новая идеология и новая культура.

Новые политические, экономические и культурные силы — это революционные силы Китая. Они борются со старой политикой, старой экономикой и старой культурой, которые слагаются из двух элементов: из собственно китайской полуфеодальной политики, экономики и культуры, с одной стороны, и империалистической политики, экономики и культуры — с другой, причём главенствуют в этом союзе последние. Всё это — скверна, которую надо полностью уничтожить. Борьба между новым и старым в китайском обществе — это борьба между новыми силами народных масс (революционных классов) и старыми силами империализма и класса феодалов. Борьба между новым и старым — это борьба между революцией и контрреволюцией. Она продолжается уже сто лет, если считать со времени опиумной войны, и почти тридцать лет, если считать со времени революции 1911 года.

Но, как уже говорилось выше, и сама революция делится на новую и старую, и то, что было новым в один исторический период, становится старым в другой. Столетний период буржуазно-демократической революции в Китае делится на два больших отрезка, из которых первый составляет восемьдесят лет, а второй — двадцать. Каждому из этих двух больших отрезков свойственна своя основная историческая особенность, а именно: на протяжении первых восьмидесяти лет буржуазно-демократическая революция в Китае относилась к революциям старого типа, а в последующие двадцать лет в силу изменений в международной и внутренней политической обстановке она стала революцией нового типа. Особенность первых восьмидесяти лет составляет старая демократия, особенность последующих двадцати лет — новая демократия. Это различие существует как в политике, так и в культуре.

Как же проявляется это различие в культуре? Именно этот вопрос мы и собираемся рассмотреть ниже.

Четыре периода

Культурная революция отражает в идеологии политическую и экономическую революции и служит им. В Китае в культурной революции, как и в политической, имеется единый фронт.

История единого фронта культурной революции за два десятка лет делится на четыре периода. Первый период — с 1919 по 1921 год (два года); второй — с 1921 до 1927 года (шесть лет); третий — с 1927 до 1937 года (десять лет) и четвертый — с 1937 года по настоящее время (три года).

Первый период начался с «движения 4 мая» в 1919 году и закончился созданием Коммунистической партии Китая в 1921 году. Этот период ознаменовался главным образом «движением 4 мая». «Движение 4 мая» было движением антиимпериалистическим и в то же время антифеодальным. Выдающееся историческое значение этого движения состояло в том, что ему были свойственны черты, какими ещё не обладала революция 1911 года, а именно: последовательная и непримиримая борьба против империализма и феодализма. «Движение 4 мая» носило такой характер потому, что в то время китайская капиталистическая экономика сделала новый шаг в своём развитии; потому, что на глазах у тогдашней китайской революционной интеллигенции развалились такие крупные империалистические державы, как Россия, Германия, Австрия, были ослаблены войной такие крупные империалистические державы, как Англия и Франция, российский пролетариат создал социалистическое государство, а в Германии, Австрии (Венгрии) и Италии происходили революционные выступления пролетариата, и вследствие всего этого революционная интеллигенция обрела новую надежду на национальное освобождение Китая. «Движение 4 мая» родилось в ответ на призыв мировой революции, призыв русской революции, призыв Ленина. Оно явилось частью мировой пролетарской революции. Хотя в период «движения 4 мая» Коммунистическая партия Китая ещё не существовала, но уже тогда имелось много представителей интеллигенции, солидарных с русской революцией и начавших проникаться коммунистическими идеями. Сначала «движение 4 мая» было революционным движением единого фронта коммунистической интеллигенции и революционной мелкобуржуазной и буржуазной интеллигенции (буржуазная интеллигенция составляла правое крыло движения). Его слабость состояла в том, что в нём участвовала только интеллигенция и не принимали участия рабочие и крестьяне. Однако с началом «движения 3 июня»18 оно выросло во всекитайское революционное движение, в котором участвовала уже не только интеллигенция, но и широкие массы пролетариата, мелкой буржуазии и буржуазии. Культурная революция, осуществлявшаяся «движением 4 мая», вела последовательную борьбу против феодальной культуры. За всю историю Китая он ещё не знал такой великой и последовательной культурной революции. Под знаменем культурной революции в борьбе против старой морали за новую мораль и в борьбе против старой литературы за новую литературу были совершены великие подвиги. Это культурное движение в то время ещё не могло охватить рабочие и крестьянские массы. Правда, оно выдвинуло лозунг «литературы для простого народа», но в то время «простой народ» практически ограничивался интеллигенцией из городской мелкой буржуазии и буржуазии, то есть так называемой городской интеллигенцией. «Движение 4 мая» как идеологически, так и в отношении кадров подготовило создание в 1921 году Коммунистической партии Китая. Оно же подготовило и «движение 30 мая» и Северный поход. Буржуазная интеллигенция составляла в «движении 4 мая» правое крыло. Во второй период движения бо́льшая её часть пошла на соглашение с врагом и переметнулась на сторону реакции.

Второй период ознаменовался созданием Коммунистической партии Китая, а также «движением 30 мая» и Северным походом. В этот период продолжал действовать и развиваться единый фронт трёх классов, созданный во время «движения 4 мая», фронт, в который теперь было вовлечено и крестьянство. Этот единый фронт всех классов оформился и как политический единый фронт; было установлено в первый раз сотрудничество между гоминданом и коммунистической партией. Величие Сунь Ят-сена состоит не только в том, что он возглавил великую революцию 1911 года (хотя она и была демократической революцией старого периода), но и в том, что он сумел «в соответствии с ходом развития мировой истории, в согласии с требованиями масс» выдвинуть три революционные основные политические установки: союз с Россией, союз с коммунистической партией и поддержка крестьян и рабочих; сумел дать трём народным принципам новое толкование и создать новые три народных принципа, включающие в себя три основные политические установки. До тех пор три народных принципа мало интересовали деятелей просвещения, людей науки, молодёжь, так как эти принципы не выдвигали лозунга борьбы против империализма, не выдвигали и лозунга борьбы против феодальных общественных порядков, против идей феодальной культуры. До этого они были старыми тремя народными принципами, которые рассматривались обществом как временное знамя группы лиц в борьбе за власть, то есть за посты в правительстве, в погоне за политической карьерой. После этого появились новые три народных принципа, включающие в себя три основные политические установки. Благодаря сотрудничеству между гоминданом и коммунистической партией, благодаря усилиям революционеров — членов обеих партий новые три народных принципа распространились по всей стране, распространились среди части деятелей просвещения и науки, среди широких масс учащейся молодёжи. И всё это потому, что прежние три народных принципа были развиты в антиимпериалистические, антифеодальные, новодемократические три народных принципа, включающие в себя три основные политические установки. Не получив такого развития, идеи трёх народных принципов не могли бы распространиться.

В этот период революционные три народных принципа становятся политической основой единого фронта гоминдана и коммунистической партии, а также всех революционных классов. «Коммунизм — лучший друг трёх народных принципов»; поэтому оба учения образовали единый фронт. По своему классовому составу это был единый фронт пролетариата, крестьянства, городской мелкой буржуазии и буржуазии. В то время гоминдан и Коммунистическая партия Китая на страницах еженедельника коммунистической партии «Сяндаочжоубао», гоминдановской газеты «Миньго-жибао» в Шанхае и местных органов печати сообща пропагандировали антиимпериалистические идеи, сообща вели борьбу против феодальной конфуцианско-канонической системы образования, против одетой в древние феодальные доспехи старой литературы и старого литературного языка «вэньянь», пропагандировали антиимпериалистическую и антифеодальную по своему содержанию новую литературу и общепонятный литературный язык «байхуа». Во время военных действий в провинции Гуандун и во время Северного похода в китайскую армию вносятся антиимпериалистические и антифеодальные идеи, и армия перестраивается. В многомиллионных крестьянских массах выдвигаются лозунги свержения чиновников — казнокрадов и взяточников, свержения тухао и лешэнь, и начинается великая революционная борьба крестьянства. Благодаря всему этому, а также благодаря поддержке со стороны Советского Союза Северный поход завершился победой. Однако как только крупная буржуазия пробралась к вла


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.052 с.