Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Топ:
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Интересное:
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Дисциплины:
2020-04-01 | 228 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Логическая модель значения А.А. Ричардса – Ч. Огдена
Слово (имя) (звучащая оболочка)
Понятие Денотат
(сигнификат) (референт) (как класс предметов)
референт - предметное значение имени (знака) (Президент России – Дмитрий Медведев)
понятие - совокупность существенных признаков предмета, зафиксированная в содержании знака (в том числе языкового)
имя – знак
Но! Эта модель не работает для нетерминов.
Системно-структурная модель
Здесь выделяется понятийное ядро и периферия – коннотативное значение, куда включаются в разных вариациях признаки оценочность, экспрессивность, эмоциональность. (базируется на понятии периферии семантического значения)
Коннотативное значение – признаковые компоненты слова.
Расширенная системно-структурная модель
1982 г. С.В. Воронин.
Выделение фоносемантического
компонента значения слова как проя-
вления звукоизобразительных свойств фоносемантическое содержание
языка.
Психологическая модель
слово
↕
ассоциация ↕
↕ понятие
(конвенциональная часть + индивидуальная)
↕
оценка предметное значение
↕ ↕
экспрессия ↔ эмоция
Психолингвистическая модель (Чарльз Осгуд)
Он доказал, что в любом слове есть три признака.
- сила
- активность
- оценка
Эти 3 вектора создают значение слова.
Получаем кубическую структуру на пересечении этих параметров.
|
Оценка
сила
активность
Билет №7. Проблема соотношения языка и сознания
Оба явления возникают только в социальных условиях и носят социальный характер.
Оба явления тесно связаны: основные результаты мышления отображаются в языке
Разные точки зрения:
1) отождествление языка и мышления логически приводит к снятию проблемы вообще.
(Блумфилд: Нет никакого мышления – только язык)
2) разъединение языка и мышления
3) природа языка и мышления слишком сложна для изучения
Философский аспект.
Здесь рассматривают язык и сознание.
Сознание – отражательная категория, на основе которой и посредством которой интерпретируется взаимодействие человека и действительности.
Философия отражения
Предмет П1
язык
П2
Объект действительности
В процессе познания происходит интериоризация (формирование внутренних структур человеческой психики благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности). В результате отражения происходит присваивание свойств и функций реалии и встраивание полученного знания в структуру сознания.
Сознание возникает только тогда, когда в качестве анализа действительности используется языковой или любой другой знак. Это процесс знакообразования
Процесс знакообразования – это постоянный процесс распредмечивания реалий, создания образов в сознании и вторичного представления этих образов в знаках (репрезентация)
Т.о. с точки зрения философии язык включен в процесс познания, а сознание – это высший уровень психических способностей человека. (способность идеального воспроизведения действительности + специфические формы и механизмы этого воспроизведения).
Сознание не совсем равнозначно мышлению.
Сознание – философская категория. Мышление – это процесс или феномен.
Чувственно-наглядное и абстрактное мышление так или иначе отображаются в сознательных процессах.
Абстрактное мышление – отвлеченно-понятийное (собственно-человеческая форма мышления, которая развивается только со становлением речи).
А.М. отличается функциональным употреблением слова или другого знака для анализа или синтеза действий. Ед-ца А.М. – понятие как совокупность сущностных свойств реалии
|
Единица чувственного мышления – ощущение (отражение свойств предметов объективного мира возникающие в результате непосредственного воздействия их на рецепторы и нервные центры коры головного мозга).
Опосредованно - абстрактное мышление – реакция на слово, которое замещает собой реалии.
Ощущение (у животных и человека) – превращение энергии внешнего раздражителя в факт сознания. Ощущения способны образовывать очень сложные структуры. Оказывают сильное, неосознанное воздействие на человека и его функции (напр. запахи способны изменять ритм дыхания – ошибки программистов сокращаются на 20% от запаха лаванды)
Восприятие – наглядно-образное отражение мира в объектной целостности предметов и явлений. В. Возникает на основе ощущения.
Но! Ощущение отражает отдельное свойство предмета, В. – предмет в целом.
Хар-р В. Зависит от прошлого опыта, от ассоциативной базы.
Представление – это чувственный образ предметов и явлений, ранее воздействовавших на органы чувств. (переходная ед-ца от чувственного к абстрактному мышлению).
Суждение – эта форма мысли, в которой из одного или неск. известных суждений возникает новое суждение, содержащие новое знание.
Психологический аспект
Мышление и речь – психофизические процессы. Внимание- на порождение мышления и речи, а также – восприятие речи.
Вопрос – как результаты мышления фиксируются в речевом процессе?
Один из осн. аспектов – внутр. речь.
Выготский: «прежде, чем реализуется речь, существует мотив – готовность организма к производству какого-либо вида деятельности. (ведущий мотив и производные)
Мотив порождает мысль Это нейрофизиолог. процесс. «Предречь».
(мотив – мысль – «черный ящик – внутренняя речь» - внешняя речь).
.
|
Психофизиологический аспект
Изучается в рамках нейролингвистики (из-ет механизмы центр. нервной сис-мы, ответственные за говорение и понимание речи) и патопсихолингвистики (изучает патологические отклонения в формировании и протекании речевых процессов в условиях несформированности или распада личности).
Изучение здесь базируется на отклонениях (афазии, патологии).
Лингвистический аспект
Рассматривает соотношение языка и сознания (указывает на то, как процесс мышления соотносит человека с действительностью. Здесь развивается особое когнитивное направление – в каких языковых структурах присваивается, хранится, передается знание? Влияет ли язык на процесс познания и если да то как?
|
|
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!