Существующие модели исследования языка как научного объекта — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Существующие модели исследования языка как научного объекта

2020-04-01 228
Существующие модели исследования языка как научного объекта 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Логическая модель значения А.А. Ричардса – Ч. Огдена

Слово (имя) (звучащая оболочка)

 


Понятие               Денотат
(сигнификат)      (референт) (как класс предметов)
 
референт - предметное значение имени (знака) (Президент России – Дмитрий Медведев)
понятие - совокупность существенных признаков предмета, зафиксированная в содержании знака (в том числе языкового)

имя – знак

Но! Эта модель не работает для нетерминов.

Системно-структурная модель

Здесь выделяется понятийное ядро и периферия – коннотативное значение, куда включаются в разных вариациях признаки оценочность, экспрессивность, эмоциональность. (базируется на понятии периферии семантического значения)

  Коннотативное значение – признаковые компоненты слова.

 

 


Расширенная системно-структурная модель

 

1982 г. С.В. Воронин.
Выделение фоносемантического
компонента значения слова как проя-
вления звукоизобразительных свойств                              фоносемантическое содержание
языка.


      

 

Психологическая модель

         слово

           ↕                           

ассоциация                          ↕                                        

   ↕                                                    понятие    

                                          (конвенциональная часть + индивидуальная)      

оценка                           предметное значение

  ↕                             ↕

     экспрессия ↔ эмоция

Психолингвистическая модель (Чарльз Осгуд)

Он доказал, что в любом слове есть три признака.
- сила
- активность
- оценка
Эти 3 вектора создают значение слова.
Получаем кубическую структуру на пересечении этих параметров.                      

Оценка
сила
     активность

Билет №7. Проблема соотношения языка и сознания


Оба явления возникают только в социальных условиях и носят социальный характер.
Оба явления тесно связаны: основные результаты мышления отображаются в языке
 
Разные точки зрения:
1) отождествление языка и мышления логически приводит к снятию проблемы вообще.
(Блумфилд: Нет никакого мышления – только язык)

2) разъединение языка и мышления
3) природа языка и мышления слишком сложна для изучения

Философский аспект.


Здесь рассматривают язык и сознание.
Сознание – отражательная категория, на основе которой и посредством которой интерпретируется взаимодействие человека и действительности.

 

 

               Философия отражения

Предмет                                                 П1    

 

 


                                                                  язык

 

 

 


                                                                  П2

Объект действительности


В процессе познания происходит интериоризация (формирование внутренних структур человеческой психики благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности). В результате отражения происходит присваивание свойств и функций реалии и встраивание полученного знания в структуру сознания.
Сознание возникает только тогда, когда в качестве анализа действительности используется языковой или любой другой знак. Это процесс знакообразования

Процесс знакообразования – это постоянный процесс распредмечивания реалий, создания образов в сознании и вторичного представления этих образов в знаках (репрезентация)

Т.о. с точки зрения философии язык включен в процесс познания, а сознание – это высший уровень психических способностей человека. (способность идеального воспроизведения действительности + специфические формы и механизмы этого воспроизведения).
Сознание не совсем равнозначно мышлению.
Сознание – философская категория. Мышление – это процесс или феномен.
Чувственно-наглядное и абстрактное мышление так или иначе отображаются в сознательных процессах.
Абстрактное мышление – отвлеченно-понятийное (собственно-человеческая форма мышления, которая развивается только со становлением речи).
А.М. отличается функциональным употреблением слова или другого знака для анализа или синтеза действий. Ед-ца А.М. – понятие как совокупность сущностных свойств реалии

 

Единица чувственного мышления – ощущение (отражение свойств предметов объективного мира возникающие в результате непосредственного воздействия их на рецепторы и нервные центры коры головного мозга).
Опосредованно - абстрактное мышление – реакция на слово, которое замещает собой реалии.
Ощущение (у животных и человека) превращение энергии внешнего раздражителя в факт сознания. Ощущения способны образовывать очень сложные структуры. Оказывают сильное, неосознанное воздействие на человека и его функции (напр. запахи способны изменять ритм дыхания – ошибки программистов сокращаются на 20% от запаха лаванды)
Восприятие – наглядно-образное отражение мира в объектной целостности предметов и явлений. В. Возникает на основе ощущения.
Но! Ощущение отражает отдельное свойство предмета, В. – предмет в целом.
Хар-р В. Зависит от прошлого опыта, от ассоциативной базы.
Представление – это чувственный образ предметов и явлений, ранее воздействовавших на органы чувств. (переходная ед-ца от чувственного к абстрактному мышлению).   

Суждение – эта форма мысли, в которой из одного или неск. известных суждений возникает новое суждение, содержащие новое знание.

Психологический аспект

Мышление и речь – психофизические процессы. Внимание- на порождение мышления и речи, а также – восприятие речи.
Вопрос – как результаты мышления фиксируются в речевом процессе?
Один из осн. аспектов – внутр. речь.
Выготский: «прежде, чем реализуется речь, существует мотив – готовность организма к производству какого-либо вида деятельности. (ведущий мотив и производные)
Мотив порождает мысль Это нейрофизиолог. процесс. «Предречь».
(мотив – мысль – «черный ящик – внутренняя речь» - внешняя речь).
.

Психофизиологический аспект

 

Изучается в рамках нейролингвистики (из-ет механизмы центр. нервной сис-мы, ответственные за говорение и понимание речи) и патопсихолингвистики (изучает патологические отклонения в формировании и протекании речевых процессов в условиях несформированности или распада личности).
Изучение здесь базируется на отклонениях (афазии, патологии).

Лингвистический аспект


Рассматривает соотношение языка и сознания (указывает на то, как процесс мышления соотносит человека с действительностью. Здесь развивается особое когнитивное направление – в каких языковых структурах присваивается, хранится, передается знание? Влияет ли язык на процесс познания и если да то как?

 


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.