Типологии личности по акцентуациям характера. — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Типологии личности по акцентуациям характера.

2020-04-01 97
Типологии личности по акцентуациям характера. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Характер - это результат взаимодействия человека с миром, совокупность приобретенных качеств, выражающих отношение человека к себе, другим людям, вещам, обществу и проявляющихся в устойчивых привычных формах поведения. У большинства людей некоторые черты характера акцентуированы. Выраженность акцентуаций может быть различной: от легкой, заметной лишь ближайшему окружению, до крайних форм - психопатии. Со временем акцентуации могут сглаживаться или усиливаться.

Как известно, наши недостатки являются продолжением наших достоинств. Любое даже самое замечательное качество, будучи гипертрофировано, усложняет жизнь хозяину и окружающим. Постоянно веселые, беспечные, жизнерадостные люди свою повышенную активность нередко направляют на гедонистические цели (поиск удовольствий и развлечений, алкоголизм, наркотики, сексуальные связи). Чрезмерно развитое чувство ответственности и долга обычно ведет к неврозам [1,265].

К. Леонгард выделяет следующие основные типы акцентуации характера:

1.Демонстративный тип. Личность демонстративного типа стремится постоянно быть в центре внимания. Демонстраторы умеют нравиться, покоряют жертву своей обходительностью и актерским дарованием, способны увлечь доверчивых людей в различные авантюры. Нередко являются талантливыми актерами и добиваются своих целей любыми средствами: ложью, слезами, скандалами, даже болезнью. Демонстратор легко забывает о своей лжи, предательстве и подлости, вытесняя все, что мешает высокой самооценке. Великолепно приспосабливается к коллегам и партнерам по работе.

2.Гипертимический (гиперактивный) тип. Человек этого типа имеет приподнятое настроение, которое сочетается с жаждой деятельности, повышенной болтливостью, что иногда приводит к скачке мыслей. Он стремится к лидерству, риску и авантюрам.

Гипертимические натуры всегда смотрят на жизнь оптимистически, без особого труда преодолевают грусть, вообще им нетрудно живется на свете. Благодаря усиленной жажде деятельности, они достигают производственных и творческих успехов. Жажда деятельности стимулирует у них инициативу, постоянно толкает их на поиск нового. Отклонение от главной мысли порождает множество неожиданных ассоциаций, идей, что также благоприятствует активному творческому мышлению. В компании сотрудников гипертимические личности - блестящие собеседники, способны говорить и рассказывать без конца, только бы их слушали. По темпераменту гипертимы - сангвиники или холерики.

3. Дистимичный тип. У этого типа людей наблюдается постоянно пониженное настроение, пессимизм, они замкнуты и немногословны, тяготятся шумной кампанией; с сослуживцами близко не сходятся. Дистимы серьезны и обычно сосредоточены на мрачных, печальных сторонах жизни в гораздо большей степени, чем на радостных. Это очень тонкие, чувствительные люди, с возвышенными чувствами, всегда соблюдающие этические нормы. Альтруизм, нравственность, верность - позитивные черты дистимического характера. Дистимические типы консервативны, не любят перемен в содержании и ритме деятельности. Эти люди хорошо справляются с работой, в которой не требуется широкий круг общения. По темпераменту – это меланхолики.

4. Циклотимический тип (циклотимность). Акцентуация характера проявляется в циклически сменяющихся периодах подъема и спада настроения. В период подъема настроения циклотимы проявляют себя как люди с гипертимической акцентуацией, в период спада - с дистимической. Эти частые смены душевных состояний утомляют человека, делают его поведение мало предсказуемым, противоречивым, склонным к смене профессии, места работы, интересов. Этот тип характера встречается у лиц холерического темперамента.

5. Эмотивный тип. Этот человек чрезмерно чувствителен, раним и глубоко переживает малейшие неприятности. Он излишне чувствителен к замечаниям, неудачам, поэтому у него чаще печальное настроение. Предпочитает узкий круг друзей и близких, которые понимали бы его с полуслова. Обычно людей этого темперамента называют мягкосердечными. Они жалостливы, испытывают растроганность от внимания к себе, от благородных поступков коллег. Задушевность эмотивных личностей обусловлена проявлением их внешних реакций. Они легко поддаются и радости, причем радость также захватывает их глубже, чем других людей.

На эмотивную личность воздействие оказывает только само внутреннее состояние (переживание). Человек эмотивного склада не может «заразиться» весельем в веселом обществе, не может беспричинно сделаться ни смешливым, ни счастливым.

6. Возбудимый тип. У этих людей повышенная раздражительность, несдержанность, склонность к хамству, угрюмость, занудливость, но возможны и льстивость, услужливость, молчаливость.

Они активно и часто конфликтуют, неуживчивы в коллективе. Главным в организационном поведении возбудимого типа часто является не логическое взвешивание своих поступков, а неконтролируемые побуждения. Если что-либо ему не нравится, он не ищет возможности примириться. По мере нарастания гнева они обычно переходят к рукоприкладству, которое опережает их мысли и осознание последствий. Интеллект, как правило, невысок. Вне приступов гнева эти люди добросовестны, аккуратны и проявляют заботу о коллегах и подчиненных. Эта акцентуация чаще проявляется у лиц с сангвиническим или холерическим темпераментом.

7. Застревающий тип. Люди с таким типом акцентуации «застревают» на своих чувствах, мыслях. Они не могут забыть поражений, критики и упорно «сводят счеты» со своими обидчиками. Склонны к несговорчивости и затяжным склокам. В конфликте чаще всего бывают активной стороной и четко определяют для себя круг врагов и друзей.

Застревающие типы хорошо себя проявляют в сложной творческой работе, дающей им ощущение независимости и возможность проявить себя.

8. Педантичный тип. Эти люди на службе способны замучить посетителей формальными требованиями, «крючкотворством», своей чрезмерной аккуратностью. Предпочитают профессии, связанные со стабильной, привычной «бумажной работой». Лица педантического типа «тянут» с решением даже тогда, когда стадия предварительного обдумывания окончательно завершена.

В профессиональной деятельности педантическая личность проявляет себя положительно, так как выполняет работу очень добросовестно. На такого работника всегда можно положиться: ему всегда доверяют работу, при выполнении которой необходимы большая точность, тщательность.

9. Тревожно-боязливый тип. Люди этого типа акцентуации отличаются пониженным фоном настроения, робостью, неуверенностью в себе. Они постоянно опасаются за себя, своих близких, долго переживают неудачу и сомневаются в правильности своих действий. В конфликты они вступают редко и играют пассивную роль. Достаточно противнику выступить поэнергичнее, как люди с тревожно-боязливым темпераментом стушевываются. Поэтому тревожные типы отличаются робостью, склонностью к меланхолии. Таким людям нельзя быть руководителями, принимать ответственные решения, так как им свойственны бесконечное переживание и взвешивание своих слов и поступков.

10. Экзальтированный тип. Люди с таким типом акцентуации имеют очень изменчивое настроение, реагируют на жизнь более бурно, чем остальные. Экзальтированные личности одинаково легко приходят в восторг от радостных событий и в отчаяние от печальных. Конфликты экзальтированных артистических натур с жизнью часто происходят из-за слишком большой чувствительности, «проза» жизни, ее подчас грубые требования им не по плечу. Их среда существования - это сфера искусств, художественные виды спорта, профессии, связанные с близостью к природе. Этот тип характера встречается у лиц меланхолического темперамента.

В рассмотренной типологии акцентуации связаны, как правило, с пограничными формами дизадаптации личности. Как любая типология она не может охватить все многообразие поведенческих реакций людей. Даже сам К. Леонгард отмечает: «Не всегда легко провести четкую грань между чертами, формирующими акцентуированную личность, и чертами, определяющими вариации индивидуальности человека. Колебания здесь наблюдаются в двух направлениях. Прежде всего, особенности застревающей или педантической, или гипоманиакальной личности могут быть выражены в человеке столь незначительно, что акцентуация как таковая не имеет места, можно лишь констатировать отклонение от некоего «трафаретного» образца. Особенно ярко это выражено при определении тех или иных свойств темперамента, представляющих все промежуточные ступени его видов вплоть до почти нейтральной. Акцентуация всегда в общем предполагает усиление степени определенной черты. Эта черта личности, таким образом, становится акцентуированной» [15, 37].

Вывод: характер - это индивидуальное сочетание существенных свойств личности, выражающих отношение человека к действительности и проявляющихся в его поведении, в его поступках. Характер взаимосвязан с другими сторонами личности, в частности с темпераментом. Темперамент влияет на форму проявления характера, своеобразно окрашивая те или иные его черты. Так, настойчивость у холерика выражается кипучей деятельности, у флегматика - в сосредоточенном обдумывании. Холерик трудится энергично, страстно, флегматик - методично, не спеша. С другой стороны, и сам темперамент перестраивается под влиянием характера: человек с сильным характером может подавить некоторые отрицательные стороны своего темперамента, контролировать его проявления.


Заключение.

 

Личность - это сознательный индивид (Б.Г. Ананьев) в единстве его индивидуальных особенностей и выполняемых им социальных ролей.

С позиций системного подхода деятельность и поведение личности рассматривается как динамическая функциональная система, характеризующаяся многомерностью и иерархичностью, в которой выделяют три основные подсистемы, включающие:

- когнитивную, воплощающую в себя такие познавательные процессы, как восприятие, внимание, память, мышление и пр.;

- регулятивную, состоящую из эмоционально-волевых процессов и обеспечивающую способность к саморегуляции поведения и управлению деятельностью других людей;

- коммуникативную, которая регулируется в общении и взаимодействии с другими.

Наряду с общепсихологическими проявлениями личность обладает индивидуально-психологическими свойствами: темпераментом, характером, способностями, которые, формируя ее индивидуальность, образуют уникальность и неповторимость каждого человека. Причем, индивидуальность вносит свои коррективы в каждую из обозначенных выше подсистем.

Психологическая структура личности формируется в онтогенезе, начиная от природных задатков и заканчивая внешними уровнями социально опосредованных форм поведения. Таким образом, личность - это многоуровневая система, объединяющая в себе психофизиологический, психологический и социально-психологический уровни.

Развитие и формирование личности детерминировано биологическими, социальными и культурными факторами. Биологические факторы влияют на формирование личности как прямым, так и косвенным образом.

Социальные и культурные факторы обеспечивают в первую очередь социализацию личности, т.е. усвоение индивидом социального опыта, в ходе которого и формируется конкретная личность. Причем, влияние этих факторов не прекращается и при достижении человеком зрелого возраста. Социализация, включающая в себя адаптацию, интеграцию, саморазвитие и самореализацию обеспечивает развитие личности на протяжении всей жизни человека во взаимодействии с окружающей средой.

Кроме того, поведение человека также зависит от ситуационных факторов, которые могут оказывать на него как положительное, так и отрицательное влияние, в частности, они могут выявить какие-либо скрытые ее черты, которые проявляются только в крайних ситуациях.

Исследованиями установлено, что возраст имеет отрицательную корреляцию с текучестью и положительную корреляцию с удовлетворенностью трудом. Семейное положение оказалось связано положительной корреляцией с удовлетворенностью и отрицательной - с текучестью. А значимой корреляции между полом и эффективностью деятельности не обнаружено.

Поведенческие черты личности - это особенности поведения, отличающиеся относительной устойчивостью и постоянством проявления. Специалисты (Т. Олпорт, Т. Айзенк, Р. Кэттел) в этой области считают, что поведенческие черты организованы в иерархию, начиная с конкретных реакций и заканчивая общими стилями психологического функционирования.

Анализируя поведенческие черты личности нельзя не коснуться теории атрибуции (атрибуция - процесс восприятия человеком причин своего поведения и его результатов, позволяющий придавать смысл окружающему), которая позволяет определить процесс восприятия причин и результатов поведения.

Причины поведения, как правило, объясняются индивидуальными и личностными особенностями, либо ситуацией, в которой проявилось поведение. Диспозиционная атрибуция (личностная) подчеркивает некоторые особенности индивида (наличие или отсутствие способностей, навыков). Ситуационная атрибуция (внешняя) делает упор на влияние внешней среды на поведение.

Г. Келли предлагает следующие критерии для анализа причин поведения:

1. Согласованность.

2. Необычность.

3.Последовательность.

 Существуют типичные ошибки атрибуции:

1.  Большинство людей склонны игнорировать ситуационные причины поведения в пользу диспозиционных.

2. «Ложное согласие» - это переоценка типичности своего поведения, выражающаяся в том, что человек считает свою точку зрения единственно верной.

3 «Неравные возможности» - эта ошибка происходит, когда не принимаются в расчет ролевые позиции действующего лица.


Список литературы

1. В.И. Золотов. Организационное поведение: Учебн. пособие/ Алт. Экономко- юридич. Институт. Алт. гос. техн. Университет – Барнаул: ГИПП «Алтай», 2004 – 370 с.

2. В.И. Алешникова, Е.Р. Беляева, О.А. Зайцева. Организационное поведение: Инструментарий, упражнения, тесты: Учебн. пособие/ – Воронеж: ОАНО «ИММиФ», 2004 – 208 с.

3. Гибсон Дж. Л., Иванцевич Д. М., Доннелли Д. Х.-мл. Организации: поведение, структура, процессы. 8-е изд. — М., 2000 – 700 с.

4. Р. Бэрон, Д. Бирн, Б. Джонсон. Социальная психология: ключевые идеи/, 4-е изд. – СПб, 2003. – 250 с.

5. Организационное поведение: Учебник для вузов/ Под ред. Г.Р. Латфуллина, О.Н. Громовой. – СПб.: Питер, 2004. – 432с.

6.Джордж Дж. М., Джоунс Г. Р. Организационное поведение. Основы управления: Учебное пособие для вузов /Пер. с англ. Под ред. проф. Е. А. Климова — М., 2003. – 463 с.

7. Занковский А. Н. Организационная психология: Учебное пособие для вузов по специальности «Организационная психология». — М., 2002.- 180 с.

8. Митин А.Н., Федорова А.Э. Антикризисное управление персоналом организации. Учебное пособие – СПб.:Питер, 2005. – 271 с.

9. Майерс Д. Социальная психология. 6-е изд., перераб. и доп. — СПб., 2002. – 210 с.

10.Нъюстром Д.В., Дэвис К. Организационное поведение. — СПб., 2002.- 120 с.

11.Зайцева И.А. Антикризисное управление предприятием: теория и практика. Учебное пособие – М.: Международная академия оценки и консантинга. 2004. – 177 с.

10.Первин Л., Джон О, Психология личности: Теория и исследования. - М., 1999. – 200 с.

11.Щульц Д., Щульц С. Психология и работа. 8-е изд. —СПб., 2003. – 310 с.

12.МаренковН.Л., Касьянов В.В. Антикризисное управление. Учебн.- 2-е изд. Ростов н-Д.: Феникс, 2005. – 508 с.

13.Ребер А. Большой толковый психологический словарь. Т. 1, 2 / Пер. с англ. Е. Ю. Чеботарева. — М., 2001.

14.Шапиро С.А. Мотивация и стимулирование персонала. – М.: Гросс Медиа, 2005. – 223 с.

15.Г. М. Андреевой, А. И. Донцова. Социальная психология в современном мире. Учебное пособие для вузов / Под ред.. — М., 2002. – с. 120

16.Красовский Ю.Д. Организационное поведение. Учебн. пособие – 2-е изд. – М.: ЮНИТИ, 2004. – 511 с.

17.Арсеньев Ю.Н. Организационное поведение. Учебн. пособие. – М.: ЮНИТИ, 2005. – 399 с.

18.Карташова Л.В. Организационное поведение. Учебник ВУЗов. – М.: Инфра – М, 2004. – 219 с.

19.Шермерорн Дж., Хант Дж. Организационное поведение.: Пер. с англ. Учебное пособие – 8-е изд. – СПб.: Питер, 2004. – 636 с.

20.Галкина Т.П. Социология управления: от группы к команде: Учебн. пособ. – М.; «финансы и статистика», 2004. – 224 с.

21.Ширшков А.И. Менеджмент охраны труда: Учебник./ Ростов-н-Д.: «Феникс», 2000ю – 384 с.

22.Персональный менеджмент: Учебник, 2-е изд.; перераб. и дополн. – М.; Инфра – М, 2004. – 622 с.

23.Косаткин С.Ф. Проницательность и личная сила. Тренинг жизненного успеха. – СПб; ИК, С – Петербург «Невский проспект», 2004. – 160 с.

24.Егоров Я. Методологические аспекты организации научно-технич. деят-ти в сис-ме формирующихся рыночных отношений –Краснодар. 2004. – 216 с.

25.Маслов Е.В. Управл. Персоналом предприятия: Учебн. пособ./ Под ред. П.В. Шеметова. – М.: ИНФРА – М.; Новосибирь: НГАЭ и У, 2003. -312 с.

26.Вершигова Е.Е. Менеджмент: Учебн. пособ. – 2-е изд. Перераб и дополн. – М.: ИНФРА – М, 2001. – 283 с.

27.Ферару Г.С. Экологический менеджмент: Учебн. пособ. М.;- Архангельск: Издат. дом «Юпитер», 2004. – 184 с.

28.Лавров А.Ю., Рыбакова О.Н. Основы менеджмента. Учебн. пособие. – Чита; Чит. ГУ, 2003. – 368 с.

29.Столяренко Л.Д. Основы психологии 5-е изд. Перераб и доп. (Серия «Учебники, учебные пособия») – Ростов-н-Д.:Феникс, 2002. – 672 с.

30.Росс Л., Ниссбет Р. Человек и ситуация. Уроки социальной психологии. – М., 1999. – 156 с.


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.166 с.