Анализ «я-концепции» с помощью теста «кто я такой» — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Анализ «я-концепции» с помощью теста «кто я такой»

2020-04-01 675
Анализ «я-концепции» с помощью теста «кто я такой» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тест «Кто Я?»

1. Тест двадцати ответов М.Куна и Т.Макпартленда "Кто я?" Напишите 20 различных ответов на простой вопрос: "Кто я?". Отвечайте так, как Вы ответили бы себе лично, а не кому-то другому. Пишите ответы в том порядке, в каком они приходят Вам в голову. Не заботьтесь о логике и важности ответов.

1 _________________________ 2 _________________________ 3 _________________________ 4 _________________________ 5 _________________________ 6 _________________________ 7 _________________________ 8 _________________________ 9 _________________________ 10 _________________________ 11 _________________________ 12 _________________________ 13 _________________________ 14 _________________________ 15 _________________________ 16 _________________________ 17 _________________________ 18 _________________________ 19 _________________________ 20 _________________________

 

Социальная идентичность, или образ социального Я, называемый "образ-Я в группе". Такой фокус идентичности выбран не случайно: давно установлен факт, что большинство людей, когда они говорят и о себе, говорят о других в их жизни, о группах, к которым они принадлежат, о явлениях, которые особенно важны для их взглядов и понимания динамики социального окружения в целом.

Примером этого может служить известный текст "20 ответов", предложенный М.Куном и Т.Макпартлендом. Испытуемым задают вопрос: "Кто я"? и на него нужно дать двадцать ответов. В методике все ответы разделяются на четыре группы:

А – физическое Я (как объект во времени и пространстве: "Я – блондин", "Я живу в Казани"),

Б – социальное Я (место в группе, социальная роль: "Я – студент", "Я – дочь"),

В – рефлексивное Я (индивидуальный стиль поведения, особенности характера: "Я – веселый", "Я люблю рок-музыку"),

Г – трансцендентальное Я (абстрактная рефлексия вне зависимости от конкретной социальной ситуации: "Я – живое существо", "Я – часть вселенной").

Обычно ответы группы А и Г составляют меньшинство, поэтому анализируются, как правило, ответы групп Б и В. Измеряется количество таких ответов, где человек, отвечая, относит себя к определенной группе ("Я – отец", "Я – бухгалтер", "Я – охотник" и т.п.) и таких, где он преимущественно фиксирует свои личностные черты или характеристики ("Я – вспыльчивый", "Я – педант", "Я – не усидчивый" и т.п.). В многочисленных исследованиях установлено, что количество "ролевых" отчетов всегда значительно превышает число личностных ответов.

_____________________________________________________________________________

Тест 20-ти вопросов

Сколь бы ни были мы неповторимы в своей индивидуальности, для других мы обычно предстаем в общественной (можно даже сказать — обобществленной) ипостаси — с позиции той роли, которую мы призваны играть. Как, наверное, хорошо известно любому учителю, роль — это, во-первых, фиксация определенной позиции, которую человек занимает в какой-либо системе отношений; во-вторых — функция, которую он должен выполнять, занимая эту позицию, и, в-третьих — нормативно одобряемый образец поведения, который ожидается от каждого, кто исполняет эту роль.

В зависимости от того, в какой именно системе отношений осуществляется исполнение ролей, все они подразделяются на социальные (начальник, мать, муж и т. п.), внутригрупповые (Лидер, Марионетка, Шут), межличностные (Покровитель, Партнер, Любимая) и, наконец, индивидуальные (это уже по другому признаку — по усвоенному личностью и ставшему частью ее “Я” наиболее традиционному набору ролей — Золушка, Вундеркинд, Тиран и т.д.). В принципе возможно и более дробное деление ролей (слишком уж многообразны системы отношений, в которые мы вступаем в течение своей жизни), но и представленного подразделения оказывается достаточно для того, чтобы приступить к анализу ролевого набора конкретного человека.

Делается это с помощью простого в исполнении, но довольно сложного в обработке и интерпретации теста 20-ти вопросов. В этом тесте испытуемого просят в течение 12 минут дать 20 различных ответов на вопрос, обращенный к самому себе: “Кто я такой?” Ответы необходимо давать в том порядке, в котором они приходят в голову, не заботясь о последовательности, грамматике и логике.

  Полученный список прежде всего рассматривается с точки зрения двух категорий суждений: присоединяющих, в которых испытуемый относит себя к какой-либо группе и которые обычно находятся в начале списка, и дифференцирующих, где он указывает свои специфические, отличающие его от других признаки.

Помимо этого ответы подразделяются по социальным группам (и соответственно ролям) — пол, возраст, национальность, профессия и т. п.; идеологическим убеждениям — философские, политические и моральные высказывания, а также интересам, увлечениям, стремлениям, целям и, конечно же, самооценке. Наиболее частыми категориями являются следующие:

§ профессиональная идентичность,

§ семейные роль и статус,

§ пол и возраст.

Особоевнимание следует обращать на ответы, которые передают сознательнуюидентификацию человека с определенными категориями ролей, то есть с теми, которые он не просто должен, но хочет и стремится выполнять.

 

Интересы и увлечения,

Стремления и цели,

Самооценка.

Как правило, «присоединяющие» утверждения, в которых фиксируется принадлежность испытуемого к той или иной категории людей, выносятся раньше, чем «дифференцирующие». Среди наиболее частых категорий, выявленных на больших выборках в зарубежных исследованиях, - профессиональная идентичность, семейная роль и статус, религиозная идентичность, пол и возраст.

…………………………………………………………………………………….

… далее идет описание исследования Орловой

Данный тест используется не очень часто, поэтому не было возможности сопоставить результаты нашего исследования с результатами аналогичных исследований на постсоветском пространстве[2]. 

В нашем исследовании мы применяли сокращенный вариант данного теста, т.е. вместо 20-ти вариантов ответов опрашиваемые должны были ответить 10 раз. Такое сокращение было связано с тем, что пилотажное исследование, проведенное на выборке из 30-ти человек, выявило, что большинство опрашиваемых с большим трудом находят 10 вариантов ответов. Среднее количество ответов равно восьми.

В опросе приняли участие 245 человек. Большинство опрошенных составляют студенты Бакинского и Воронежского государственных университетов и педагоги средних школ (64,1%). Женская часть выборки превалирует над мужской (74% и 26% соответственно). Возрастной диапазон опрошенных колебался от 13 до 70 лет, но большинство опрошенных – это люди молодого возраста, до 35 лет (73,5%). По национальности – в основном, азербайджанцы (86,1%). Уровень образования опрошенных: с неполным средним образованием – 18,4% (школьники); со средним – 1,2%; с неполным высшим – 44,5%; с высшим – 33,5%; с ученой степенью – 2,4%.

Результаты теста обрабатывались при помощи контент-анализа. Были некоторые сложности при выделении категорий анализа. Категории определялись как на основе частоты высказываний, так и на основе теоретических представлений автора о структуре личности [1]. С нашей точки зрения, личность можно представить как четырехмерное образование:

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Анастази А. Психологическое тестирование. – Т. 1, 2. – М., 1982.

2. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. – С-Пб, 2001.

3. Лефевр В.А. Алгебра совести. – М., 2003.

4. Майерс Д. Социальная психология. – С-Пб, 2000.

5. Меджидова С.М. Психологические типы. Типология «69». – Баку, 2001.

6. Общая психодиагностика. Под ред. А.А.Бодалева и В.В.Столина.– М,1987.

 


[1]Представления автора о структуре личности изложены в монографии «Психологические типы. Типология 69»[6].

Тест «Кто Я?»

1. Тест двадцати ответов М.Куна и Т.Макпартленда "Кто я?" Напишите 20 различных ответов на простой вопрос: "Кто я?". Отвечайте так, как Вы ответили бы себе лично, а не кому-то другому. Пишите ответы в том порядке, в каком они приходят Вам в голову. Не заботьтесь о логике и важности ответов.

1 _________________________ 2 _________________________ 3 _________________________ 4 _________________________ 5 _________________________ 6 _________________________ 7 _________________________ 8 _________________________ 9 _________________________ 10 _________________________ 11 _________________________ 12 _________________________ 13 _________________________ 14 _________________________ 15 _________________________ 16 _________________________ 17 _________________________ 18 _________________________ 19 _________________________ 20 _________________________

 

Социальная идентичность, или образ социального Я, называемый "образ-Я в группе". Такой фокус идентичности выбран не случайно: давно установлен факт, что большинство людей, когда они говорят и о себе, говорят о других в их жизни, о группах, к которым они принадлежат, о явлениях, которые особенно важны для их взглядов и понимания динамики социального окружения в целом.

Примером этого может служить известный текст "20 ответов", предложенный М.Куном и Т.Макпартлендом. Испытуемым задают вопрос: "Кто я"? и на него нужно дать двадцать ответов. В методике все ответы разделяются на четыре группы:

А – физическое Я (как объект во времени и пространстве: "Я – блондин", "Я живу в Казани"),

Б – социальное Я (место в группе, социальная роль: "Я – студент", "Я – дочь"),

В – рефлексивное Я (индивидуальный стиль поведения, особенности характера: "Я – веселый", "Я люблю рок-музыку"),

Г – трансцендентальное Я (абстрактная рефлексия вне зависимости от конкретной социальной ситуации: "Я – живое существо", "Я – часть вселенной").

Обычно ответы группы А и Г составляют меньшинство, поэтому анализируются, как правило, ответы групп Б и В. Измеряется количество таких ответов, где человек, отвечая, относит себя к определенной группе ("Я – отец", "Я – бухгалтер", "Я – охотник" и т.п.) и таких, где он преимущественно фиксирует свои личностные черты или характеристики ("Я – вспыльчивый", "Я – педант", "Я – не усидчивый" и т.п.). В многочисленных исследованиях установлено, что количество "ролевых" отчетов всегда значительно превышает число личностных ответов.

_____________________________________________________________________________

Тест 20-ти вопросов

Сколь бы ни были мы неповторимы в своей индивидуальности, для других мы обычно предстаем в общественной (можно даже сказать — обобществленной) ипостаси — с позиции той роли, которую мы призваны играть. Как, наверное, хорошо известно любому учителю, роль — это, во-первых, фиксация определенной позиции, которую человек занимает в какой-либо системе отношений; во-вторых — функция, которую он должен выполнять, занимая эту позицию, и, в-третьих — нормативно одобряемый образец поведения, который ожидается от каждого, кто исполняет эту роль.

В зависимости от того, в какой именно системе отношений осуществляется исполнение ролей, все они подразделяются на социальные (начальник, мать, муж и т. п.), внутригрупповые (Лидер, Марионетка, Шут), межличностные (Покровитель, Партнер, Любимая) и, наконец, индивидуальные (это уже по другому признаку — по усвоенному личностью и ставшему частью ее “Я” наиболее традиционному набору ролей — Золушка, Вундеркинд, Тиран и т.д.). В принципе возможно и более дробное деление ролей (слишком уж многообразны системы отношений, в которые мы вступаем в течение своей жизни), но и представленного подразделения оказывается достаточно для того, чтобы приступить к анализу ролевого набора конкретного человека.

Делается это с помощью простого в исполнении, но довольно сложного в обработке и интерпретации теста 20-ти вопросов. В этом тесте испытуемого просят в течение 12 минут дать 20 различных ответов на вопрос, обращенный к самому себе: “Кто я такой?” Ответы необходимо давать в том порядке, в котором они приходят в голову, не заботясь о последовательности, грамматике и логике.

  Полученный список прежде всего рассматривается с точки зрения двух категорий суждений: присоединяющих, в которых испытуемый относит себя к какой-либо группе и которые обычно находятся в начале списка, и дифференцирующих, где он указывает свои специфические, отличающие его от других признаки.

Помимо этого ответы подразделяются по социальным группам (и соответственно ролям) — пол, возраст, национальность, профессия и т. п.; идеологическим убеждениям — философские, политические и моральные высказывания, а также интересам, увлечениям, стремлениям, целям и, конечно же, самооценке. Наиболее частыми категориями являются следующие:

§ профессиональная идентичность,

§ семейные роль и статус,

§ пол и возраст.

Особоевнимание следует обращать на ответы, которые передают сознательнуюидентификацию человека с определенными категориями ролей, то есть с теми, которые он не просто должен, но хочет и стремится выполнять.

 

АНАЛИЗ «Я-КОНЦЕПЦИИ» С ПОМОЩЬЮ ТЕСТА «КТО Я ТАКОЙ»

    

Анализ «Я-образа» позволяет выделить в нем два аспекта: знания о себе и самоотношение. В ходе жизни человек познает себя и накапливает о себе знания, которые составляют содержательную часть его представлений о себе – его «Я-концепции». Однако знания о себе самом, естественно, ему небезразличны: то, что в них раскрывается, оказывается объектом его эмоций, оценок, становится предметом его самоотношения. Не все в этой системе ясно осознается человеком; некоторые аспекты «Я-образа» оказываются неосознанными, потому мы имеем достаточно сложно поддающееся исследованию образование. Основную методологическую проблему можно сформулировать следующим образом: как отделить оценку от знания субъекта о себе и избежать феномена социальной желательности, который возникает всякий раз при использовании самоотчетов в тех сферах, в которых существуют законы должного, правильного образа действий, мыслей и т.д. Особенно острой эта проблема оказывается в ситуации исследования «Я-концепции». Однако не всегда необходимо «вычитание» социальной желательности из самоописаний: «Стремление видеть и культивировать в себе социально ценные качества – одно из реальных стремлений человека, которое отражается в его «Я-концепции». Поэтому, если «Я-концепция» определяется феноменологически, как образ самого себя, в который человек верит, то высокую социальную желательность черт, приписываемых его «Я», следует считать не артефактом, а истинной характеристикой «Я-концепции»[6,с.246].

Следующая сложность при анализе «Я-концепции» заключается в том, что одни и те же по своему содержанию знания о себе у разных людей могут обладать различной субъективной значимостью. Из этого следует, что использование универсальных содержательных измерений (параметров) «Я-концепции» может привести к ошибочным заключениям[1].

Для исследования «Я-концепции» нами использовался тест двадцати утверждений самоотношения Twenty Statements Attitude Test [6] – личностный опросник, вариант нестандартизированного самоотчета, сближающийся с проективными методиками исследования личности. Он предназначен для исследования самоотношения и был предложен М. Куном и Т. Мак-Партландом в 1954 г. Тест основан на использовании нестандартизированного самоописания с последующим контент-анализом. Испытуемый должен в течение 12 минут дать двадцать различных ответов на вопрос, обращенный к самому себе: «Кто я такой?» В инструкции указывается, что ответы следует давать в том порядке, в котором они спонтанно возникают. Обычно считается, что порядок называния категорий соответствует выраженности и значимости соответствующих признаков, однако это не является доказанным, поскольку возможно влияние стереотипов, защитных механизмов и т.д. Использование данного теста затрудняется, кроме того, отсутствием социокультурных нормативных показателей, данных о валидности и надежности.

Не решены также теоретические и методические проблемы кодирования ответов. В зарубежных исследованиях были выделены следующие категории контент-анализа:


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.036 с.