Понятие национальной концептосферы — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Понятие национальной концептосферы

2020-04-01 214
Понятие национальной концептосферы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Рассматривая понятийный аппарат когнитивной лингвистики, следует отметить, что одно из первых мест ставится понятие «концептосфера». В когнитивной лингвистике концептосфера рассматривается как «область знаний», составляющими которой являются концепты.

Термин «концептосфера» в отечественной науке был введён академиком Д. С. Лихачёвым. По его определению, «концептосфера - это совокупность концептов нации, она образована всеми потенциями концептов носителей языка» (Лихачёв, 1993: 280-287). Необходимо отметить, что концептосфера гораздо обширней, чем семантика концепта, состоящая из значений всех слов, которыми данный концепт представлен в языке и речи. Полнота концептосферы определяется наполнением национальной культуры, устного народного творчества, историческим путём страны, особенностями вероисповедания нации.

Как отмечалось нами выше, концепты относятся к сфере мышления человека, что позволяет говорить об их ментальном характере. При этом можно заключить, что концепты, являясь ментальными образованиями, наделяют ментальностью и концептосферу. Концептосфера незрима. Согласно некоторым современным научным исследованиям, мышление, не основанное на словах, реально, что подтверждает, в свою очередь, возможность существования концептосферы.

Мы хотели бы также отметить то, что концептосфера имеет достаточно чёткую организацию. Концепты в её составе пребывают в разного рода отношениях. Они сличаются друг с другом, дифференцируются и классифицируются, находятся в отношениях соподчинения с другими концептами. А. Н. Лук писал, что «даже между понятиями «небо» и «чай» существует смысловая связь, которая может быть установлена, к примеру, следующим образом: небо - земля, земля - вода, вода - пить, пить - чай» (Лук, 1976: 15).

Если принять во внимание то, что мышлению свойственны процессы категоризации мнений, суждений, оценок и пр., а сама категоризация подразумевает структуризацию объектов разного рода и порядка, можно заключить, что концептосфера носит системный характер, так как концепты в её составе образуют единый комплекс.

Таким образом, концептосфера - это упорядоченная совокупность концептов народа, информационнная база мышления (Попова, Стернин, 2007: 36).

В.В. Красных использует термин «когнитивное пространство» и отграничивает от него индивидуальное когнитивное пространство - определённым образом структурированную совокупность знаний и представлений, которыми обладает любая (языковая) личность, каждый говорящий и коллективное когнитивное пространство - определённым образом структурированную совокупность знаний и представлений, которыми обязательно обладают все личности, входящие в тот или иной социум (Красных, 2003: 61). Нужно лишь отметить, что грань между двумя вышеназванными типами когнитивных пространств достаточно размыта. Мы солидарны с мнением З.Д. Поповой и И.А. Стернина по поводу данной классификации и также считаем, что можно даже говорить о совпадении индивидуального и когнитивного пространств. Индивидуальное когнитивное простанство - пространство каждого человека, коллективное когнитивное пространство - пространство всех людей. Следовательно, оба этих пространства сливаются (индивидуальное является частью коллективного), что позволяет говорить об их идентичности. Но, тем не менее, необходимость разделения этих двух понятий для нас, всё же, очевидна.

В.В. Красных также было предложено такое понятие, как «когнитивная база». Под ней он имел в виду «определённым образом структурированную совокупность необходимо обязательных знаний и национально-детерминированных и минимизированных представлений того или иного национально-лингвокультурного сообщества, которыми обладают все носители того или иного национально-культурного менталитета» (Красных, 2003: 61). При этом, если принимать во внимание мнения других исследователей (в частности, Ю.Е. Прохорова), можно предположить, что отнесённость к той или иной культуре, включение в её систему основаны на наличии в сознании определённых базовых знаний и представлений, проявляющихся в процессе жизни носителя культуры и оказывающих влияние на его поведение.

Совокупность всех подобных знаний можно рассматривать как нечто отдельное от знаний и представлений из индивидуальных концептосфер. Они являются общими для всех членов общества. Но в то же время эти знания являются и частью индивидуальных концептосфер.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что концептосфера - это упорядоченная совокупность концептов народа.

Национальная концептосфера представляет собой множество релевантных для человечества концептов. Она включает в себя индивидуальные, групповые, классовые (концепты социальных прослоек общества), национальные и универсальные (общие для всех) концепты. В качестве универсальных концептов мы можем назвать такие концепты, как как «родина», «отечество», «мать», «семья», «воля», «дружба», «вера». Необходимо отметить, что данные концепты являются базисными, ведь они функционируют как основы для создания культурных ценностей народа. К числу универсальных концептов можно также отнести такие основные категории, как «пространство» и «время». По нашему мнению, универсальные концепты являются наиболее значимыми в составе национальной концептосфере, ведь на них основана международная общность; они делают возможным взаимопонимание между разными народами. Но, всё же, каждый из народов обладает собственным менталитетом, сознанием и поведением, основанным на народной картине мира. Что касается исследуемого нами концепта «Liebe», нам хотелось бы отметить, что, несмотря на его универсальность, каждая нация наполняет его по-своему, наделяет его своими чертами. Можно сделать вывод, что любой из концептов национальной концептосферы одного народа будет иметь особые оттенки в рамках национальной концептосферы другого народа.

В когнитивной лингвистике все концептосферы сопоставляются друг с другом и анализируются с точки зрения отношений, выявленных между ними в процессе этого сопоставления.

Предметом исследования является также сравнение различных национальных концептосфер между собой. Это позволяет определить специфические черты процессов концептуализации тех или иных предметов или явлений в мышлении разных наций. Также сличение национальных концептосфер помогает найти концепты, не имеющие эквивалентов, а также «концептуальные лакуны» (Попова, Стернин, 2007: 38) (отсутствие концепта для обозначения какого-либо предмета или явления).

Выводы по главе 1

Концепт не имеет единственного, общего для всех толкования в науке о языке на данном этапе её развития. Дискуссионными являются вопросы строения, классификации и типологии концептов, их отношений с языковыми единицами. Методы изучения концептов также не находятся в настоящее время в статичном состоянии, они обсуждаются до сих пор.

«Концепт» происходит от латинского conceptus «понятие», от глагола concipere «зачинать».

Термины «концепт» и «понятие» являются родственными. Но несмотря на явность их родства, нельзя рассматривать их как абсолютные синонимы.

На данном этапе развития науки о языке существует несколько толкований концепта. С.А. Аскольдов определяет концепт как «мысленное образование», Ю.С. Степанов - как «сгусток культуры в сознании человека». Д.С. Лихачёв предлагает считать концепт «алгебраическим выражением значения». В.И. Карасик и Г.Г. Слышкин понимают концепт как «многомерную ментальную единицу с доминирующим ценностным элементом» (Карасик 2001: 3-16). З.Д. Попова и И.А Стернин выражают своё согласие с вышеназванными учёными-лингвистами, определяя концепт как «комплексную ментальную единицу»

Один из основных вопросов когнитивной лингвистики - вопрос классификации концептов. Наиболее полной мы находим классификацию, предложенную З.Д. Поповой и И.А. Стерниным. Они выделяют концепты-представления, концепты-понятия, концепты-схемы, концепты-фреймы, концепты-сценарии (скрипты), концепты-гештальты.

Возвращаясь к теме взаимоотношений концепта и понятия, нужно отметить, что они в какой-то мере являются аналогами. В процессе же терминологизации концепта он является гораздо более широкой категорией, так как его семантика значительно глубже, богаче семантики понятия. Концепт - образование из мира человеческого мышления, поэтому ему свойственны некоторые специфические черты: гетерогенность, многопризнаковость, дискурсивность представления смысла, метафоричность и эмотивность. Концепт достаточно противоречив, так как может включать в себя противоположные мнения (суждения) об одном и том же предмете или явлении.

Одно из первых мест в понятийном аппарате когнитивной лингвистики занимает термин «концептосфера». Концептосфера рассматривается как «область знаний», элементами которой являются концепты. В отечественной науке термин концептосфера был введён Д. С. Лихачёвым, который определял концептосферу «как совокупность концептов нации». Концептосфера имеет достаточно чёткую структуру. Концепты в её составе пребывают в различных отношениях друг с другом. Полнота концептосферы зависит от наполнения национальной культуры, устного народного творчества, исторического пути страны, особенностей вероисповедания нации. Национальная концептосфера представляет собой множество значимых концептов. Она включает индивидуальные, групповые, классовые, национальные и универсальные концепты. В когнитивной лингвистике все концептосферы сопоставляются друг с другом и анализируются с точки зрения отношений, выявленных между ними в процессе этого сопоставления.



Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.