Теория общественного договора и возникновения государства ( Т.Гоббс и Ж.Ж. Руссо). Социалистические и коммунистические утопии XIX века (А.Сен-Симон, Ш.Фурье и др.). — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Теория общественного договора и возникновения государства ( Т.Гоббс и Ж.Ж. Руссо). Социалистические и коммунистические утопии XIX века (А.Сен-Симон, Ш.Фурье и др.).

2020-04-01 180
Теория общественного договора и возникновения государства ( Т.Гоббс и Ж.Ж. Руссо). Социалистические и коммунистические утопии XIX века (А.Сен-Симон, Ш.Фурье и др.). 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Государство есть продукт общества на известной ступени развития, когда общество запуталось в непримиримом противоречии с самим собой, раскололось на непримиримые противоположности, избавиться от которых оно бессильно. А чтобы эти противоположности, классы с противоречивыми экономическими интересами не уничтожили друг друга и общество в бесплодной борьбе, для этого стала необходимой сила, стоящая над обществом и держащая его в границах порядка, умеряющая столкновение. Это сила, происшедшая из общества, но ставящая себя над ним, все более и более отчуждающая себя от него, и есть государство. Собственно говоря концепция происхождения государства из внутриобщественных противоречий и непримиримых столкновений появилась задолго до марксизма в трудах сторонников общественного договора, который был выдвинут голландским философом Гроцием и был развит в эпоху буржуазных революций XVII-XVIII наряду с Гоббсом, Спинозой, Руссо, Фихте и Кантом. В связи с этим обратимся к Гоббсу, по его мнению, пока люди находятся в естественном состоянии, то есть пока нет государства, в обществе царит война всех против всех. Люди непрерывно конкурируют между собой, добиваясь почета и чинов, в связи с чем среди людей возникает зависть и ненависть, а в итоге война. Среди людей имеются многие, которые считают себя более мудрыми и более способными управлять общими делами, и поэтому стремятся реформировать и обновлять государственный строй, внося в общество расстройство и гражданскую войну. Для того, чтобы сдерживать войну всех против всех, требуется общая власть, держащая людей в страхе и направляющая их действие к общему благу. О такой власти люди в конце концов вынуждены были договориться, при этом государство должно быть сильнее всего на свете. Это концепция носит явно психологический характер. В связи с этим возникает вопрос, как объяснить эти особенности человеческой психологии и где тот рубеж, дойдя до которого, люди вынуждены были дополнить естественное согласие между собой договором. Именно экономическое развитие, утверждение частной собственности и устойчивое воспроизводство продукта, поляризовав общество на классы, актуализировали эти психологические особенности и сделали их проявление массовидным и довели социально-психологическую напряженность в обществе до такого уровня, при котором появление государства становится неизбежным. Это говорит о том, что сторонники общественного договора обошли стороной вопрос о экономическом и политическом неравенстве субъектов этого договора. В исторической действительности (по Гегелю) государство возникает лишь тогда, когда уже существуют различия сословий, когда богатство и бедность становятся очень велики и когда возникают такие отношения, при которых огромная масса уже не может удовлетворить свои потребности так, как она привыкла. Кроме того, в основу договора лежит интеграционная идея, во-первых интеграция принудительна по своей сущности и навязывается одной частью общества другой. У Руссо и других договорников речь идет о состоянии общества, позволяющем осуществлять народный суверенитет и всеобщее фактическое равенство путем добровольного подчинения общей воле. В выбирании обществом части своих свобод им же поставленной над собой власти и состоит суть общественного договора. Во-вторых интеграция в силу своей принудительности остается поверхностной и сравнительно разрушимой. Таким образом, в трудах договорников разрабатывалась идея интеграции цивилизационной, цементирующей глубинные основы существования общества. Без такой интеграции цивилизация не могла бы состояться. Государство возникало из созданных общинами и племенами социальных институтов публичной власти, по отношению к которым только правомерен договорный подход. Эти институты на завершающем этапе первобытного общества выходят из-под контроля своих создателей: состоящие в них должностные лица превращаются в представителей нарождающегося эксплуататорского класса, а сами институты все более приобретают наряду с цивилизационным и формационный характер. В соответствии с этим можно сказать, что государство есть политический институт, призванный обеспечить интегрированность общества, но одновременно выполняющий и специфические задачи тех социальных групп, которые его возглавляют.

Гобс -ученик Бэкона, автор “Левиафан”-гос.; отвергал схоластику; целью философии видел в достижении практических результатов деятельности человека, способствовании НТП; эмпирист; убежденный материалист; важнейшим вопросом философии считал вопросы общества и государства и гонсеологию; разработал теорию государства; считал государство паразитирует на жизни народа, но иногда выполняет полезные функции - здравохранение, защита, образование; считал людей злыми по природе; движущая сила людей эгоизм,выгоды, страсти,потребности, аффекты, которые дают человеку право на все, что приведет к войне всех против всех; в целях совместного выживания люди заключили общественный договор - ограничили права всех на все; для подавления крайнего эгоизма возник механизм регулирования жизни- государство; для выполнения своих функций гос. должно быть всесильным; гос.-непоколебимое, многоликое, всесильное чудовище “Левиофан”, пожирающее и сметающее все на своем пути - невозможно ему противостоять, но оно необхадимо для поддержания жизнеспособности общества, порядка и справедливости в нем. В познании главным считал чувственное восприятие -получение органами чувств сигналов из окружающего мира и послкдующая их обработка; данные сигналы именовал знаками, которые классифицировал: сигналы-звуки издаваемые животными; метки-знаки человека для общения; естественные знаки-звуки неживой природы; произвольные коммуникативные знаки - разные языки; знаки в роли меток-специальные языки (научн., религии.,жаргон); знаки знаков-универсалии, общие понятия. В качестве метода познания выступал за одновременное использование дедукции и индукции.

Просвящение - разрушало представлении о боге,мире, человеке, пропаганда буржуазии.3 направления: Деизм -Бог-создал мир, но ни вмешивается в него,отрицание пантеизма. Волтер -основоположник;выступал против религии “раз-давите гадину”; бог оснаватель мира и все и это недоказуемо;признавал Бога как сдерживателя-кара божья; сторонник объединения эмпиризма и рационализма; за гуманное отношение к народу; сторонник “просвященного авсолютизма”-Екатерина-2-вел переписку. Монтескье -бог для поддержание порядка; отвергал бессмертие; критика церкви; история делается людьми,а не богом; государство созданно естестевенно на основе общественный договор - ограничили права для подавления крайнего эгоизма возник механизм регулирования жизни- государство, публичной власти; выдвинул идею разделения властей на 3 ветви;выдвинул основные идеи демократического гос.: разделение власте и господство закона. Руссо -автор“О праве народа на востание”,”Общественный договор”; гос. следствие общ. договора, но правители не слушащие народ, должны быть свергнуты, после Фр. революции в конституции принят закон о обязаности народа свергать несправедливую власть с орудием в руках; бог-мировая воля, разум; человек:смертное тело+бессмертная душа; полное познание мира невозможно; сторонник эмпиризма;причина противоречий в обществе-частная собственность; равноправие,перераспределение собственности; власть- собрания и сходы; изолированное воспитание детей. Атеизм -полное отрицание Бога ирелигии; Материализм -непризнание идеального начала в сотворении и бытии окружающего мира, объяснение всего наукой. Жан Мелье -бывший священник-материалист; нет бога и бессмертной души; материя, из мельчайших частиц первопричина всего; познание-отражение материей материи; источник знания-чувства;за ликвидацию абсолютизма, государств и частной собственности, будущее за союзом братский общин, с равнством общим трудом,справедливым распредел. Жюльен Ламетри -отвергал идеализм и теологию; душа, сознание,чувства-св-ва материи; полная познаваемость мира органами чувств; утилитарист- смысл жизни-личное счастье; частная собственность-гарантия свободы; идеал гос.-просвя щенный абсолютизм. Дидро -основатель “Энциклопедии наук, исскуств,ремесел ” вместе с Вольтером, Монтескье, Кондильяк, Руссо- энциклопедисты; признавал материю единственно существующей субстанцией; движение-следст вие разнородности материи; основа гос. общ. договор; идеал гос-абс.монархия, экотомики разумно разделенную частную собственность. Лаплас -математ; концепция однозначного детерминизма -методологич. принцип построения всякой науки-механистический.

Социально-утопическое (коммунистич) направление - выдвигали проекты нового об щества с всеобщим равенством. Ф. Бабаеф -отвергал все философ. теории; критиковал общество и гос; главное зло-частная собственность и разделение общ. на классы богатых и бедных; лучшее общ. без классов, собственности, равенство, совместный труд; построение такого общ. путем насильственной революции бедных против богатых и эесткого реводюционного порядка. Сен-Симон- база жизни общ.-экономика, производственные отношения- экономический детерменизм; в зависимости развития экотомики общ. переходит от одной формации к другой(развито Марксом); идеал “промышленное общ.”-иерархическое общество с переходом по ступеням по способностям,без наследования; плановое развитие экотомики; руководство-лучшие индустриального класса; пролетариат объединится с буржуазией в индустриальный класс; возникновени нового общ. эволюционным путем ч/з развитие экономики;новая религия “человек человеку-брат ” Ф.Фурье -математик; буржуазная мораль лжива; атеизм лишает человека надежда на будущее;чел. и общ. развивваются по законам природы; идеальное общ.- общ. гармонии -всеобщий труд;справедливое распределение; высокий уровень экономики; свобода любви.


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.