Язык философии. Отличие языка философии от языка науки и обыденного языка. — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Язык философии. Отличие языка философии от языка науки и обыденного языка.

2020-04-01 159
Язык философии. Отличие языка философии от языка науки и обыденного языка. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Задачи, которыми занимается наука, связаны с открытием истинных положений и их обоснованием. Они породили потребность в специфическом языке науки. Разговорный язык не отвечает этим вопросам. Его выражения, связи между ними, как правило, многозначны, аморфны, а потому не могут обеспечить строгость и надежность обоснования.

Научный язык создается на базе разговорного. При этом посредством особого рода определений вводятся новые языковые выражения, уточняются уже существующие и, таким образом. Вырабатывается научная терминология, т.е. совокупность слов со специальным значением в рамках данной научной дисциплины. За разговорным языком сохраняется роль универсального средства популяризации научных знаний. Названные черты характерны для любого научного знания: гуманитарного, естественнонаучного, технического.

Язык философии определяется т.н. категориями.

Категории – универсалии, наиболее общие идеи, на которых базируется та или иная конкретная культура или общественно-историческая жизнь людей в целом. К ним относятся такие универсальные понятия, как бытие, материя, предмет, явление, процесс, свойство и т.д. Категории отражают наиболее общие связи, отношения вещей. Эти понятия приложимы не к какой-то одной области явления, а к любым явлениям (например, ни в науке, ни в практической деятельности нельзя обойтись без понятия причины).

Классическая философия от Аристотеля до Гегеля тесно связала понятие философии с учение о категориях. Историко-материалистический подход выявил иную картину: категории формируются исторически с развитием человеческого мышления и воплощаются в речевых структурах, в языке.

Таким образом, язык науки реализуется в виде понятий. Общее для научных понятий и философских категорий: однозначность толкования, связь этих понятий с целью выявления закономерностей. Различие заключается в уровне осмысления. Любая наука имеет ограниченный объект, за пределами конкретной науки ее понятия как правило не используются. Науки бывают прикладными (очень узкое применение терминов) и теоретическими (более широкое). Философские категории имеют всеобщий характер, используются во всех науках, исполняют методологическую функцию – познание в других науках.

5. «Бытие» как фундаментальная философская категория. Постановка проблемы бытия в истории философии. Основные сферы и формы бытия. Обсуждение проблемы бытия Пифагором, Парменидом, Демокритом и Аристотелем.

Онтология – философское учение об общих категориях и закономерностях бытия. Категория «бытие» занимает центральное место во многих философских учениях прошлого и современности. Считается, что впервые этот термин в философию ввел античный философ Парменид из Элеи (540-470 до н.э.). Взгляды древних мыслителей на проблему бытия были различными. Гераклит под бытием понимал непрерывно изменяющийся воспринимаемый мир, в основе которого находился огонь. Платон, признавая множественность бытия, рассматривает его как идеальную, объективную, обобщенную совокупность сущностей конкретных предметов – идею. По его мнению, истинное бытие – это вечные бестелесные идеи. В эпоху Средневековья бытие соотносится только с бытием Бога.

В XVII-XVIII вв. формируются новые концепции бытия. С позиций материализма бытие рассматривается как физическая реальность, противостоящая человеку (Гоббс, Локк, Дидро, Гольбах, Гельвеций). Оно отождествляется с природой, осваиваемой человеком. Исходя из такого подхода, духовный мир человека, его сознание и деятельность исключались из бытия.

В немецкой классической философии бытие рассматривалось преимущественно в духовно-идеальном аспекте. Гегель, например, акцентировал внимание на новом виде бытия – объективно-идеальном мире, сущность которого раскрывается через саморазвитие или различных формах деятельности людей.

В современной философии бытие определяется предельно широко: все то, что есть, что существует как объективно, так и в связи с человеком (объективная и субъективная реальность).

Бытие состоит из двух элементов: материальное и духовное (идеальное). Это не всегда «равноправные» и соотносимые элементы. В различных мировоззренческих решениях их координация и субординация рассматривается весьма неоднозначно.

Соотношение материального и идеального, природы и духа рассматривается по двум основным позициям. Первая позиция выясняет первичность материального или идеального. Вторая позиция состоит аргументация возможности человека познавать бытие. В зависимости от приоритетности того или иного начала по первой позиции философы разделяются на материалистов и идеалистов. Считается, что традиция материализма берет начало от древнегреческого философа Демокрита (основой всего является атом, сознание, душа вторична). Традиция объективного идеализма была положена Платоном (идея – особая сущность, независимая от вещи, не сознание человека, а идеи предшествуют всем материальным предметам, идея вне сознания человека, начало всего). Ярко выраженную конфликтность материализм и идеализм получили в борьбе сторонников марксистской философии и ее противников.

Материализм и идеализм – два варианта мировоззренческого объяснения бытия. Они дополняются дуализмом – материальное и идеальное признаются существующими одновременно.

Бытие человека представляет жизненный цикл каждого отдельного индивида, а также существование человека как вида живого в соотношении с жизнью растений и животных. Еще древние мыслители сформулировали положение: человек есть микрокосм. Человек выступает связующим звеном между естественной природой и искусственной природой, созданной самими людьми. Бытие человека осуществляется не только в мире природы. но и в обществе. Социальное бытие человека отличает его от бытия других видов живого. Благодаря сознанию человек приобретает экономические, политические, нравственные и др. качества. Таким образом, бытие человека есть неразрывное единство материального и идеального, биологического и социального. Бытие общества представляет совместную жизнедеятельность людей, имеющих определенную организацию – социальные институты, материальные и духовные блага, а также нормы и принципы, систему социальных отношений.

Структура бытия: 1) объективное 2) субъективноеи или 1) живая природа 2) неживая природа 3) социально-организованная природа.

Согласно Пармениду, бытие - это то, что можно познать только разумом, а не с помощью органов чувств; более того, постижимость разумом - важнейшее определение бытия. Главное открытие, которое легло в основу его понимания бытия, - это то, что чувственному восприятию человека дано только изменчивое, временное, текучее, непостоянное; а то, что неизменно, вечно, тождественно себе, доступно лишь мышлению. Это свое открытие Парменид выразил в форме афоризма: "Одно и то же есть мысль и то, о чем мысль существует", или, иначе говоря, мышление и бытие - это одно и то же. Пармениду принадлежит и еще один афоризм: бытие есть, а небытия нет. Слова Парменида означают: есть только невидимый, неосязаемый мир, называемый "бытие"; и только бытие мыслимо. Выходит, по Пармениду, ничего из того, что мы видим, слышим, осязаем, на самом деле не существует; существует лишь невидимое, неосязаемое, ибо только оно может быть мыслимо без противоречия.

Здесь в классической форме выразился рационалистический характер древнегреческой философии, ее доверие к разуму: то, чего нельзя без противоречия помыслить, не может и существовать.

Древнегреческий философ Демокрит (ок. 460 - ок. 370 до н.э.) отстаивает тезис о том, что бытие есть нечто простое, понимая под ним неделимое - атом ("атом" по-гречески означает "нерассекаемое", "неразрезаемое"). Он дает материалистическую трактовку этому понятию, мысля атом как наименьшую, далее не делимую физическую частицу. Таких атомов Демокрит допускает бесчисленное множество, тем самым отвергая утверждение, что бытие - одно. Атомы, по Демокриту, разделены пустотой; пустота - это небытие и, как таковое, непознаваема: отвергая утверждение Парменида о том, что бытие не множественно, Демокрит, однако, согласен с элеатами, что только бытие познаваемо. Характерно также, что и Демокрит различает мир атомов - как истинный и потому познаваемый только разумом - и мир чувственных вещей, представляющих собой лишь внешнюю видимость, сущность которой составляют атомы, их свойства и движения. Атомы нельзя видеть, их можно лишь мыслить. Здесь, как и раньше, тоже сохраняется противопоставление "знания" и "мнения". Атомы Демокрита различаются по форме и величине; двигаясь в пустоте, они соединяются ("сцепляются") между собой в силу различия по форме: у Демокрита есть атомы круглые, пирамидальные, кривые, заостренные, даже "с крючками". Так из них образуются тела, доступные нашему восприятию.

Демокрит предложил продуманный вариант механистического объяснения мира: целое у него представляет собой сумму частей, а беспорядочное движение атомов, их случайные столкновения оказываются причиной всего сущего. В атомизме отвергается положение элеатов о неподвижности бытия, поскольку это положение не дает возможности объяснить движение и изменение, происходящее в чувственном мире. Стремясь найти причину движения, Демокрит "раздробляет" единое бытие Парменида на множество отдельных "бытий"-атомов, мысля их как материальные, телесные частицы.

Идеалистическое понимание бытия не могло удовлетворить мыслителей, пытавшихся объяснить реальный мир природы: ведь согласно платоновскому идеализму о движении и изменении нельзя составить строгого знания, а можно иметь только "мнение". Критику платоновской концепции бытия предпринял его ученик Аристотель (384-322 до н.э.). Последний видел ошибку Платона в том, что тот приписал идеям самостоятельное существование, обособив и отделив их от чувственного мира, для которого характерно движение, изменение.

При этом у Аристотеля сохраняется характерное для элеатов и Платона понимание бытия как чего-то устойчивого, неизменного, неподвижного. Однако, в отличие от этих своих предшественников, он ставит задачу найти нечто устойчиво пребывающее, непреходящее в чувственном мире, чтобы сделать возможным достоверное и доказательное научное знание подвижного и изменчивого природного мира. В результате Аристотель дает понятию сущности иное, чем у Платона, толкование. Он отвергает учение об идеях как сверхчувственных умопостигаемых предметах, отделенных от "причастных" им вещей. Платон признавал реально существующими виды и роды. Аристотель же назвал сущностью (бытием) индивиды (индивид - неделимое), например, вот этого человека, вот эту лошадь, а виды и роды, по его учению, суть вторичные сущности, производные от указанных первичных.

 


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.