История появления на телевидении и формирование жанровой специфики реалити-шоу — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История появления на телевидении и формирование жанровой специфики реалити-шоу

2020-04-01 310
История появления на телевидении и формирование жанровой специфики реалити-шоу 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Введение

На исходе первого десятилетия XXI века процессы радикальных изменений в медийной сфере становятся явными, масштабными, необратимыми. Эти ни с чем несравнимые преобразования происходят под влиянием информационной революции, призванной сформировать новую парадигму общества, основанного на знаниях и глобальной экономике. Вызваны они внедрением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), формирующих новую, неизвестную доселе информационно-коммуникационную среду, где в единой системе функционируют «массовые контент- и сервис-услуги», предназначенные для человека. Теоретики утверждают: рождается новый тип человека - homo informaticus. Особенность же информационной революции, безудержно набирающей темп и пронизывающей все основы человеческой деятельности по горизонтали и вертикали, в том, что она носит глобальный характер, воздействует на устои мировой цивилизации в целом, подвергая пересмотру накопленный на протяжении веков значительный теоретический и практический опыт.

Идущая реструктуризация глубоко затронула и все направления медиа: глубинным преобразованиям подвергается не только технологическая платформа СМИ, в первую очередь телевидения, но и экономическая, профессиональная, пространственная (распространение) и культурная сферы. Известно, что по совокупности этих основополагающих пяти векторов, согласно утверждению британского социолога Ф. Уэбстера, оценивается степень вхождения современной цивилизации в информационное общество. В курсовой работе придается особое значение методологическому принципу, предложенному британским теоретиком, считая его универсальным, приемлемым для анализа состояния не только медиарынка, но и отдельных медиаструктур, например, телеканалов, он применим также и при рассмотрении телевизионных программ, определении их творческого потенциала и качества содержания, в частности, телепрограмм реалити-шоу, которым посвящена эта работа.

Проблема, предлагаемая к рассмотрению, - фактор появления на телевизионном рынке многих стран принципиально нового по своей концепции построения, жанровым характеристикам и содержанию телепродукта реалити-шоу и его позиционирование в контексте современного телевидения - напрямую соотносится с проблематикой развития информационного общества в России.

Итак, цель нашей работы - проанализировать специфику жанрового своеобразия реалити-шоу как медийного продукта. Задачи курсовой работы:

) изучить идейно-теоретический уровень и понятийный аппарат предмета исследования;

) проанализировать исторический фактор появления реалити-шоу на телевидении и его содержания;

) обосновать причины стремительного распространения программ реалити-шоу как в профессиональной, так и общественной среде, выявить фактор признания этого жанра общественностью многих стран;

) проанализировать степень воздействия жанровых и стилистических особенностей реалити-шоу на современное телевидение, проследить причинно-следственную связь этого воздействия;

) выйти на типологические жанровые аспекты реалити-шоу.

Теоретико-понятийный аппарат предмета нашего исследования касается содержания следующих понятий: жанр, телепроект, реалити-шоу.

Жанр - это совокупность произведений какого-либо направления художественного творчества. Например, жанры литературы, живописи, архитектуры и так далее. Произведения внутри одного жанра, независимо от вида искусства, объединяет, во-первых, способ истолкования, во-вторых, круг предметов и манер изображения. И каждому жанру присущи только собственные средства художественной выразительности. Именно с их помощью можно отличить один жанр от другого.

Телепроект - определенный индивидуально-авторский телевизионный продукт, выпускаемый под патронажем политики телеканала или продюсерского центра.

Реа́лити-шо́у (от англ. reality - действительность, реальность) - телевизионный жанр, разновидность развлекательной телевизионной передачи и онлайн-трансляции.

Мы осознаем трудность анализа медиапродукта, коим являются телепрограммы реалити-шоу, а потому не претендует на всестороннее рассмотрение поставленной проблемы. Сложность научного анализа медиа отмечается многими теоретиками. В частности, В.В. Савчук подчеркивает: «Одна из первых сложностей анализа медиа в том, что они являются не только предметом рассмотрения, сколько сами являют мир в его данности, помимо которой пусть нечто и мерцает своей вероятностью жизни, но средств помимо медий имплицировать его нет. Медиа инсталлированы в нашу способность понимать мир в его данности. Мы видим не медиа, но медиями».

Заявленная к научному рассмотрению проблема вполне своевременна. В цифровое время телевидению требуется большее количество контента, отличающегося не только разнообразием и оригинальностью, но и обладающего смысловыми и аксиологическими категориями. Выявить на примере реалити-шоу имеющиеся в практике современного телевидения противоречия представляется нам важным вкладом в теорию телевидения. В этой связи анализ идейно-ценностной содержательности программ реалити-шоу, представших как новейшее телевизионное направление, представляется исключительно значимым, поскольку речь идет о смысловых категориях, внедряемых в общественный оборот, основной целью которых является формирование в цифровую эпоху качественных и необратимых изменений в обществе.


Жанровая классификация

На российском телевидении реалити-шоувпервые появились в 2001 году с выходом в эфир первого выпуска программы «За стеклом» (ТВ-6). Их основной признак - наблюдение за жизнью героев передачи в реальном времени, обращение к реальности во всех её проявлениях, начиная с участников и заканчивая декорациями. Несмотря на общие принципы, все реалити-шоу можно разделить на четыре группы, в соответствии с тем, на чём основано развитие действия в передаче (помимо того, что в групповом делении лежат разные психоэмоциональные и ценностные основания). Программы первой группы («Последний герой» (Первый канал), «Дом-2» (ТНТ), «Остров искушений» (REN-TV), «За стеклом» (ТВ-6)) эксплуатируют, прежде всего, человеческие инстинкты и эмоции; это передачи, построенные по принципу «отношения - конкурс - изгнание». Целью является не столько победа участника в каком-то конкретном соревновании или в проекте вообще, сколько проверка его умения «выжить», умения выстроить отношения с другими персонажами на протяжении всего цикла передач. Реалити-шоу, объединённые во вторую группу, - это передачи, основанные на самореализации участников - «Голод» (ТНТ), «Фабрика звёзд» (Первый канал), «Кандидат» (ТНТ). Внешняя атрибутика проекта такая же, как и в реалити первой группы: разница в том, что в программах второй группы вероятность победы или проигрыша героя зависит не только и не столько от его социального чутья, сколько от его умений. Отношения, хотя и являются важной составляющей проекта, уходят на второй план. Две последних группы - это передачи, находящиеся на стыке реалити и шоу, передачи, которые нельзя назвать реалити-шоу в полном смысле этого слова, это разновидность реалити-телевидения, в котором акцент сделан не столько на реальности происходящего, сколько на развлекательной составляющей передач. Например, третья группа - это проекты, персонажи которых не живут вместе и не изолированы от общества. Суть передачи не в развитии взаимоотношений между ними, а именно в выявлении абсолютного победителя в своей сфере, которым может быть как отдельный человек («Битвы экстрасенсов» (ТНТ)), так и команда («Самый сильный человек», «Перехват» (НТВ)). Последняя, четвёртая группа реалити-шоу, внешне самая простая и незамысловатая - хроники, где камера просто фиксирует происходящее в зависимости от авторского замысла. Здесь нет соперничающих друг с другом участников, а временные и территориальные рамки определяются лишь главным героем, иногда единственным, который в ряде случаев является одновременно и ведущим. Хроники делятся на три вида: а) передачи, в которых камера следует за звездой шоу-бизнеса, записывая все моменты её жизни («Полный Fashion» (Муз-ТВ), «Блондинка в шоколаде» (Муз-ТВ), «По домам» (MTV)); б) программы, в которых камера фиксирует все моменты жизни звезды или журналиста, пробующих себя в непривычной для них профессии в течение определённого времени («Один день» с Кириллом Набутовым» (НТВ), «Проверено на себе» (REN - TV), «Звёзды меняют профессию» (ТНТ), «Звёзды на льду» (Первый канал), «Цирк со звёздами» (Первый канал), «Король ринга» (Первый канал)); в) передачи, использующие съёмки скрытой камерой или хоум-видео («Сам себе режиссёр» («Россия»), «Розыгрыш» (Первый канал), «Голые и смешные» (REN - TV), «Фигли-мигли» (ТНТ)).

Реалити-шоу, как и любое другое вещательное направление, несёт в себе определённый смысл, имея при этом отчётливо утилитарное значение. Во-первых, реалити показывают человеку способы решения определённых жизненных ситуаций (как правило, конфликтов), а, во-вторых, как считает, например, Д.Б. Дондурей, именно реалити-шоу способны стать уникальным инструментом, с помощью которого можно учить людей быть более толерантными, изживать социальные фобии, строить взаимоотношения в социуме независимо от его размеров.

Знаковым годом для ток-шоу стал год 1996, когда телеканал НТВ запускает первый по-настоящему развлекательный проект «Про это». В том же 1996 году на ОРТ выходит первый выпуск программы В. Комиссарова «Моя семья», а в 1998 году в эфире НТВ появляется ток-шоу Ю. Меньшовой «Я сама». Именно с этого момента и начинается поступательное развитие данного направления на российском телевидении. Ток-шоу показывает человеку, столкнувшемуся с проблемой, что он не одинок, что вокруг достаточно людей с идентичными проблемами, однако истинная суть подобных передач не в бесстрастном отражении окружающей действительности и не в пессимистичной констатации фактов. Ценность ток-шоу в том, что подобные передачи консолидируют различные страты и ячейки общества в единое целое, находя сходство в жизненных позициях, утверждая приемлемые для всех моральные ценности и помогая найти универсальное решение общих проблем. Все участники ток-шоу - от зрителей до экспертов - пытаются смоделировать общую для каждого единичного случая ситуацию, проецируя её не только на конкретного, сидящего перед нами участника, но и на каждого телезрителя, имеющего к этой проблеме непосредственное отношение.

Переходя к классификации передач подобного рода, нужно заметить, что развлекательное ток-шоу на российском телевидении в видовом смысле представляет собой достаточно расплывчатое образование. При наличии общих для всех программ жанровых признаков, существует целый ряд признаков второстепенных, не позволяющих разделить ток-шоу на чёткие группы, сообразуясь всего с одним критерием, поэтому критериев будет, как минимум, два. Первый - адресный - подразумевает деление ток-шоу на группы в соответствии с той аудиторией, которой они предназначены. Можно выделить 3 основных группы. Группа первая - «женские» ток-шоу. В программе обсуждаются те вопросы, которые интересуют или могут заинтересовать только женщин (личная жизнь, мода, красота, здоровье, карьера), проблема рассматривается, как правило, сквозь призму женского видения мира, героями повествования являются женщины, ведут передачи женщины-ведущие: «Я сама» (НТВ), «Лолита. Без комплексов» (Первый канал), «Чего хочет женщина» («Россия»), «Город женщин» (Первый канал), «Девичьи слёзы» (СТС). Вторая группа - «семейные» ток-шоу. В отличие от сугубо «женских», они ориентированы уже на семью, обсуждаются проблемы, одинаковые для обоих полов, участниками в равной степени являются как мужчины, так и женщины, передачи смотрятся немного интереснее благодаря большему разнообразию тем и возможностей изучить проблему с разных точек зрения. Это «Большая стирка» (Первый канал), «Моя семья» («Россия»), «Семейные страсти» (REN - TV), «Окна» (ТНТ), «Принцип домино» (НТВ). Третья группа - узкоспециализированные, чаще всего музыкальные ток-шоу, такие, как «Чёрно-белое» (СТС) или «Группа разбора» (Муз-ТВ). Тематика - музыка, шоу-бизнес, современные субкультуры. Этический критерий подразумевает деление на две группы в соответствии с морально-этическим контентом и оформлением передачи. Первая группа - передачи, делающие акцент на скандалах, на конфликтах, зачастую на драках участников. Суть программы, как правило, не в поиске решения, а в самом обсуждении проблемы: «Большая стирка», «Окна», «Пусть говорят». Вторая группа - передачи, старающиеся избегать обсуждения «жёлтых» тем, открытых конфликтов в студии. При всей своей развлекательности они помогают участникам найти выход из ситуации, решить проблемы, дать нужный совет. Это «Принцип домино», «Пять вечеров» (Первый канал), «Частная жизнь», «Семейные страсти». Массовое производство телевикторин начинается лишь в 1989 году, когда в эфире появляются «Счастливый случай» и «Брэйн-ринг. Начиная с этого времени, программы подобного рода становятся неотъемлемым компонентом сетки вещания. Поскольку центральной фигурой телеигр является именно ведущий, подобные программы достаточно чётко делятся на три группы в зависимости от того, кто является антагонистом ведущему в ходе игры. Первая группа - викторины, в которых ведущему противостоят каждый раз новые, незнакомые ему игроки («Кто хочет стать миллионером» (Первый канал), «Натуральный обмен» (Муз-ТВ), «Поле чудес» (Первый канал), «Угадай мелодию» (Первый канал), «Сто к одному» («Россия»), «Счастливый случай» (ОРТ). Потерпевшие поражение игрок или команда в викторинах первого типа в программу больше не возвращаются. Вторая группа - это передачи, в которых с ведущим играет определённое количество одних и тех же эрудитов. Игры, как правило, проходят в течение определённого цикла, проигравший игрок может вернуться в программу в следующем цикле. Так же, как и в первом случае, игроки могут объединяться в команды («Что? Где? Когда?» (Первый канал), «Брэйн-ринг» (ОРТ)) или сражаться каждый сам за себя («Своя игра», (НТВ)). Третья группа - противостояние ведущего и зрителей (телезрителей). Это либо смс-викторины («Поймай удачу» (MTV), «Деньги по вызову» (REN - TV), «Деньги на проводе» (ТНТ)), либо передачи, представляющие собой один продолжительный конкурс с достаточно простыми правилами («Золотая лихорадка» (ОРТ), «Следующий» (Муз-ТВ, MTV)). От участника требуется не столько эрудиция, сколько скорость реакции. Телевизионные игры - программы популярные по многим причинам. Первой причиной можно назвать «народность», доступность для всех, вторая связана с возможностью человека объективно оценить свои знания. Третьей причиной является желание каждого человека постоянно самосовершенствоваться, четвёртая, меркантильная, основана на естественном для каждого человека желании выиграть, пятая связана с эффектом соучастия, и, наконец, последней причиной привлекательности телеигр можно назвать сам феномен игры, с её непредсказуемостью, эффектом неожиданности и поворотами сюжета, всегда носящими спортивный характер.

Таким образом, на основе анализа и изучения многочисленных продуктов реалити-шоу мы выявили жанровую классификацию данного предмета исследования.

 

Заключение

 

Итак, в данной работе мы выявили жанровые особенности самого популярного продукта телевидения - реалити-шоу. Научно-практическая значимость результатов данного исследования представляется высокой. Телевизионная отрасль только входит в цифровую среду и постановка, а тем более научное обоснование проблем, связанных с ее программной политикой, наполнением телевизионного продукта смысловыми и аксиологическими категориями, связаны с выбором стратегии развития телевидения, его предназначением и миссией. Автору представляется, что углубленный разбор программ реалити-шоу скорректирует вектор направленности этого явления в телевизионном мире, позволит современным творцам подойти к созданию программ этого типа с позиции их социальной значимости. Кроме того, постановка ряда проблем, заявленных в настоящем исследовании, сможет содействовать формированию новых подходов при подготовке журналистских кадров, призванных работать в информационном обществе. Основные положения, выводы и прогнозы, представленные в исследовании, заслуживают внимания прежде всего потому, что обращены к мировоззренческим устоям профессионального сообщества, стиранию стереотипов, существующих ныне в телевизионной практике.

 

 


Список литературы

 

1. Большой энциклопедический словарь (БЭС). М., 2006.

2. Вакурова Л.В., Московкин Л.И. Типология жанров современной экранной продукции. М., 1997.

.   Гриндстафф Л. «Реальное телевидение» и политика социального контроля // Массовая культура: Современные западные исследования. М., 2003.

4. Дондурей Д. Энциклопедия частной жизни // Телевидение: режиссура реальности / Сост. Д. Дондурей. М.: Искусство кино. 2007. С. 152

5. Лозовский Б.Н. Журналистика: крат. слов. Екатеринбург, 2004.

6. Мишина И. Детективное агентство актеров // Нов. газ. 2003. 18 авг.

.   Проскурина Т.Д. Основы журналистики. Белгород, 2004.

.   Система средств массовой информации России: учеб. пособие для вузов / Я.Н. Засурский, М.И. Алексеева, Л.Д. Болотова и др.; под ред. Я.Н. Засурского. М., 2003.

.   Современный словарь по общественным наукам / под ред. О.Г. Данильяна, Н.И. Пановой. М., 2005.

10. Цвик В.Л. Введение в журналистику. М., 2000. С. 18

. Шкондин М.В., Реснянская Л.Л. Типология периодической печати: учебник для вузов. М., 2007.

12. http:// www.1tv.ru; http://www.rutv.ru; http://www.tnt-tv.ru; http://www.mtv.ru; http://www.muz-tv.ru; http://www.tvmuseum.ru/; www.amik.ru; http://mediakomitet.ru; http://tns-global.ru; http://www.library.cjes.ru; http://www.svobodanews.ru; http://www.lenta.ru

. Анонс программы «Блондинка в шоколаде». Официальный сайт МУЗ-ТВ. URL: http://www. muz-tv.ru/programs/31579

Введение

На исходе первого десятилетия XXI века процессы радикальных изменений в медийной сфере становятся явными, масштабными, необратимыми. Эти ни с чем несравнимые преобразования происходят под влиянием информационной революции, призванной сформировать новую парадигму общества, основанного на знаниях и глобальной экономике. Вызваны они внедрением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), формирующих новую, неизвестную доселе информационно-коммуникационную среду, где в единой системе функционируют «массовые контент- и сервис-услуги», предназначенные для человека. Теоретики утверждают: рождается новый тип человека - homo informaticus. Особенность же информационной революции, безудержно набирающей темп и пронизывающей все основы человеческой деятельности по горизонтали и вертикали, в том, что она носит глобальный характер, воздействует на устои мировой цивилизации в целом, подвергая пересмотру накопленный на протяжении веков значительный теоретический и практический опыт.

Идущая реструктуризация глубоко затронула и все направления медиа: глубинным преобразованиям подвергается не только технологическая платформа СМИ, в первую очередь телевидения, но и экономическая, профессиональная, пространственная (распространение) и культурная сферы. Известно, что по совокупности этих основополагающих пяти векторов, согласно утверждению британского социолога Ф. Уэбстера, оценивается степень вхождения современной цивилизации в информационное общество. В курсовой работе придается особое значение методологическому принципу, предложенному британским теоретиком, считая его универсальным, приемлемым для анализа состояния не только медиарынка, но и отдельных медиаструктур, например, телеканалов, он применим также и при рассмотрении телевизионных программ, определении их творческого потенциала и качества содержания, в частности, телепрограмм реалити-шоу, которым посвящена эта работа.

Проблема, предлагаемая к рассмотрению, - фактор появления на телевизионном рынке многих стран принципиально нового по своей концепции построения, жанровым характеристикам и содержанию телепродукта реалити-шоу и его позиционирование в контексте современного телевидения - напрямую соотносится с проблематикой развития информационного общества в России.

Итак, цель нашей работы - проанализировать специфику жанрового своеобразия реалити-шоу как медийного продукта. Задачи курсовой работы:

) изучить идейно-теоретический уровень и понятийный аппарат предмета исследования;

) проанализировать исторический фактор появления реалити-шоу на телевидении и его содержания;

) обосновать причины стремительного распространения программ реалити-шоу как в профессиональной, так и общественной среде, выявить фактор признания этого жанра общественностью многих стран;

) проанализировать степень воздействия жанровых и стилистических особенностей реалити-шоу на современное телевидение, проследить причинно-следственную связь этого воздействия;

) выйти на типологические жанровые аспекты реалити-шоу.

Теоретико-понятийный аппарат предмета нашего исследования касается содержания следующих понятий: жанр, телепроект, реалити-шоу.

Жанр - это совокупность произведений какого-либо направления художественного творчества. Например, жанры литературы, живописи, архитектуры и так далее. Произведения внутри одного жанра, независимо от вида искусства, объединяет, во-первых, способ истолкования, во-вторых, круг предметов и манер изображения. И каждому жанру присущи только собственные средства художественной выразительности. Именно с их помощью можно отличить один жанр от другого.

Телепроект - определенный индивидуально-авторский телевизионный продукт, выпускаемый под патронажем политики телеканала или продюсерского центра.

Реа́лити-шо́у (от англ. reality - действительность, реальность) - телевизионный жанр, разновидность развлекательной телевизионной передачи и онлайн-трансляции.

Мы осознаем трудность анализа медиапродукта, коим являются телепрограммы реалити-шоу, а потому не претендует на всестороннее рассмотрение поставленной проблемы. Сложность научного анализа медиа отмечается многими теоретиками. В частности, В.В. Савчук подчеркивает: «Одна из первых сложностей анализа медиа в том, что они являются не только предметом рассмотрения, сколько сами являют мир в его данности, помимо которой пусть нечто и мерцает своей вероятностью жизни, но средств помимо медий имплицировать его нет. Медиа инсталлированы в нашу способность понимать мир в его данности. Мы видим не медиа, но медиями».

Заявленная к научному рассмотрению проблема вполне своевременна. В цифровое время телевидению требуется большее количество контента, отличающегося не только разнообразием и оригинальностью, но и обладающего смысловыми и аксиологическими категориями. Выявить на примере реалити-шоу имеющиеся в практике современного телевидения противоречия представляется нам важным вкладом в теорию телевидения. В этой связи анализ идейно-ценностной содержательности программ реалити-шоу, представших как новейшее телевизионное направление, представляется исключительно значимым, поскольку речь идет о смысловых категориях, внедряемых в общественный оборот, основной целью которых является формирование в цифровую эпоху качественных и необратимых изменений в обществе.


История появления на телевидении и формирование жанровой специфики реалити-шоу

реалити шоу программа телепродукт


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.05 с.