ВОПРОС 40. Психологическая адаптация к иной географической среде. — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

ВОПРОС 40. Психологическая адаптация к иной географической среде.

2020-04-01 256
ВОПРОС 40. Психологическая адаптация к иной географической среде. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В современной литературе по аккультурации проводится разделение между социокультурной и психологической адаптацией как конечными результатами долговременной аккультурации.

Психологическая адаптация относится к совокупности внутренних психологических последствий (ясное чувство личной или культурной идентичности, хорошее психологическое здоровье и достижение психологической удовлетворенности в новом культурном контексте).

Социокультурная адаптация относится к совокупности внешних поведенческих следствий связи индивидов с их новой средой, включая их способность решать ежедневные социально-культурные проблемы (в семье, в быту, на работе и в школе).

       Причины концептуального разделения двух на практике связанных между собой типов адаптации таковы:

- факторы, влияющие на эти два типа адаптации, часто различны,

- психологическая адаптация может быть лучше проанализирована в контексте стресса и психопатологии, а социокультурная - в русле концепции социальных навыков.

 

Хорошая психологическая адаптация зависит от личностных переменных, событий жизни и социальной поддержки, а хорошая социокультурная адаптация зависит от знания культуры, степени включенности в контакты и межгрупповых установок.

Согласно теории Д.Рассела и У.Ланиуса, предшествующие образы, к которым мы были адаптированы, влияют аффективно (положительно или отрицательно) на наши оценки последующих образов, эти изменения оценок могут быть описаны многовариантной моделью, базирующейся на независимых осях возбуждения и удовольствия. Эта теория описывает аффективный компонент психологической реакции на среду.

       С.Каплан предложил теоретическое обоснование ведущей роли когнитивного компонента в оценке среды. Он считает, что когнитивная оценка предшествует аффективной, хотя и может происходить на бессознательном уровне. Он предложил модель личностно-средовой совместимости, сочетающей аспект использования с информационным анализом: степень личностного взаимодействия со средой - это функция попыток индивида достигнуть необходимой цели и информационного импульса (образа) среды. Поддерживающей, помогающей средой считается такая, где информация, необходимая для реализации планов и достижения целей, легко доступна и понятна.

ВОПРОС 42. Чем отличаются культурная и социальная дистанция? Какие методы используются для изучения социальной и культурной дистанций?

Социальная дистанция (Георг Зиммель) – понятие, характеризующее размещение социальных групп и индивидов в социальном пространстве и устанавливающее степень близости или отчуждённости между собой. (Есть 2 полярных вида: минимальная и максимальная).

Социальная дистанция измеряется при помощи шкал Богардуса и Терстоуна.

Культурная дистанция – степень похожести \ непохожести культур.

МЕТОДЫ:
Социальная дистанция:
С помощью шкалы социальной дистанции (или шкалы Богардуса) оценивается степень социально-психологического принятия людьми друг друга.
Культурная дистанция:
Шкала для измерения индекса культурной дистанции (CDI), с помощью которой дается прямая, объективная оценка несоответствия между двумя культурами, которое может и не сопровождаться субъективным восприятием этих различий. (Английский психолог И. Бабикер)

ВОПРОС 43. На чем основана идеология мультикультурализма и в чем ее преимущества?

Как показывает мировой опыт, не может быть иной успешной стратегии аккультурации иноэтничного населения, чем интеграция, т.е. тенденция сохранения собственной культурной принадлежности наряду с тенденцией овладения культурой "титульного" этноса.

       В этом случае единственная идеология и политика доминирующего общества - мультикультурализм, т.е. позитивное отношение к наличию в обществе различных этнокультурных групп и добровольная адаптация социальных институтов общества к потребностям разных культурных групп.

Международный опыт существования полиэтнических обществ предлагает такое развитие национальной политики, которое не требует от нетитульного населения вынужденных культурных потерь (ассимиляция), не способствует образованию гетто (сегрегация).

Наиболее важный акцент необходимо делать на том, что аккультурация означает взаимное приспособление ( т.е. интеграцию). Здесь очевидны уступки с обеих сторон: для доминирующего общества - в изменении школьного образования и государственных служб, а для аккультурирующихся групп - в утрате элементов собственной культуры, которые ценны, но не адаптивны.

 

  ВОПРОС 45. Этническая идентичность и стратегии межкультурного взаимодействия. Под стратегиями межкультурной адаптации понимается процесс выработки индивидом или группой, оказавшимися в ситуации вынужденной или добровольной миграции, определенного отношения к этой ситуации, а также таких схем и стереотипов поведения и мышления, которые помогали бы им с успехом приспособиться к новым жизненным условиям, к новой культурной среде и ее требованиям. Стратегии культурной адаптаиии формируются на основе решения мигрантами следующих проблем: ✓ сохранение своей родной культуры и решение вопроса о том, до какой степени важна для человека его культурная самобытность и насколько выражено у него желание сохранить свои культурные традиции; активность контактов с другими культурными группами и степень участия в их культурной и общественной жизни. Различные стратегии межкультурной адаптаиии формируются на основе следующихфакторов: ✓ особенностей решения группой или индивидом вопросов сохранения своей культуры и степени принадлежности к доминирующему этносу; ✓характера протекания процессов межкультурного взаимодействия. Выделяются следующие стратегии межкультурной адаптации: - ассимиляция - человек полностью принимает ценности и нормы иной культуры, отказываясь при этом от своих норм и ценностей. Со стороны принимающей культуры такая стратегия – «плавильный котёл». (англ. melting pot), предполагает слияние всех культур в одну. В США, традиционно провозглашается концепция “плавильного котла”.   - интеграция - наиболее труднодостижимая, но при этом наилучшая стратегия. Характеризуется сохранением некоторой культурной целостности своей группы и стремлением стать неотъемлемой частью нового общества. Т.е. сохраняется часть прошлой этнической идентичности, но при этом человек присоединяется к новой группе и перенимает их основные культурные нормы и ценности. С принимающей стороны – стратегия мультикультурализма. (Канада). Требует взаимной аккомодации, под которой понимается признание обеими группами права каждой из них на существование в качестве отдельныхнародов. Требует принятия подчиненными группами базовых ценностей большего общества, а доминирующая группа должна быть готова адаптировать свои государственные институты (например, образование, здоровье, труд) к новым условиям, так чтобы они более соответствовали нуждам сформировавшегося многоукладного общества. Характерна для разнокультурных, многоэтнических обществ;   - сепарация есть отрицание чужой культуры при сохранении идентификации со своей культурой. В этом случае представители недоминантной группы предпочитают большую или меньшую степень изоляции от доминантной культуры. Если на такой изоляции настаивают представители господствующей культуры, это называется сегрегацией. - маргинализация - непринятие не одной культуры. Наиболее деструктивная для личности стратегия. Влечёт за собой переживание внутриличностных конфликтов и стресса. С принимающей стороны - исключение.

Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.