Глава III .Мировоззрение Эразма Роттердамского.                               — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Глава III .Мировоззрение Эразма Роттердамского.                              

2020-04-01 213
Глава III .Мировоззрение Эразма Роттердамского.                               0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

3.1. О творческом наследии Эразма Роттердамского.                                   

3.2. Отношение Эразма Роттердамского к религии и

      католической церкви.                                                                           

3.3. Теория государства в произведениях Эразма Роттердамского.            

3.4. Размышления Эразма Роттердамского о социуме.                                

3.5. Размышления Эразма Роттердамского о человеке.                              

 

 

Заключение.                                                                                                     

 

Список использованной литературы.                                                             

 

Приложение. (Таблица №1 «Немецкие гуманисты XIV в.».        

Таблица № 2 «Немецкие гуманисты XV в.». Таблица № 3

«Немецкие гуманисты XVI в.»).                                                                        

 

 

                                                                     ВВЕДЕНИЕ

                                                                             Движение порождает движение,

                                                                             а закостенелость взглядов часто

                                                                              может приостановить развитие

                                                                             человеческой мысли.

                                                                                                                 М.А.Барг

  Изучение  истории культуры эпохи Возрождения на современном этапе развития человеческого общества актуально и отвечает духу времени. Проявляется эта актуальность в установлении связующей преемственности эпох, в более многогранном исследовании наследия Возрождения, как прямого преемника античности и предшественника нашей эпохи, когда социально- политические, философские, педагогические, культурные и иные аспекты развития человеческого общества напрямую связываются с идейными истоками духовной эволюции эпохи Возрождения и Реформации.

Спустя века после эпохи Возрождения для человека по-прежнемуне безразлично, какой была его эволюция, что представляет собой природа, какова природа общества, что представляет собой природа самого человека, как должна быть устроена жизнь человека в соответствии с его природой. В противовес технократическому развитию, человек, по прежнему хранит в своей душе «гуманистические зерна» Возрождения по законам «генетической памяти» и новое осмысление,и переосмысление прошлого в контексте современной истории, изучение наследия прошлого в сравнении с деятельностью «новых гуманистов», широкая пропаганда гуманизма и гуманизация общества становится «требованием времени» в условиях нарастающего духовного мирового кризиса.

   С самых первых шагов человечества как сообщества разумных людей выявлялись и утверждались, становясь ядром его бессмертной «генетической памяти», высшие нравственные качества и ценности человеческого бытия. Объективно подтверждено всем ходом истории, что в борьбе за свое выживание, каждое из приходящих в мир поколений усовершенствуя свое «материальное пространство» неизбежно наталкивалось на необходимость совершенствования своего «духовного пространства», оставляя своим потомкам величественные произведения культуры, которые отражали их мировоззрение, их взгляд на добро и зло, их чаяния и надежды на будущее. Объективно и то, что век за веком, накапливается и сплачивается в единую концепцию идея взаимосвязи и взаимовлияния естественно - исторического процесса с нравственными ценностями человеческого разума.

  Объективно и то, что человек всегда поднимался над жестокой реальностью бытия, в зависимости от того, в каких исторических условиях он существовал – и словно вытаскивал самого себя из болота своих страхов и заблуждений, своей покорности и неизбежности плыть «по воле волн».

В зависимости от того, на каком «витке» социальной эволюции он был «разбужен», человек выстраивал свои концепции и понятия «счастливой жизни».

   На протяжении тысячелетий «счастливая жизнь» неразрывно связывалась с религиозными верованиями. С момента осознания человеком внешнего пространства своего бытия религия - его неотъемлемый элемент. В каждый исторический момент эволюции человека она была «связующим звеном» сначала между человеком и природой, затем между человеком и государством, и только после между человеком и человеком. Прежде чем выработались светские нормы общения, религиозные нормы составляли прочную основу общества. Вопрос о вере в бога пошатнула именно эпоха Возрождения, когда началось «расщепление личности», зародилось сомнение под влиянием развития научных представлений об окружающем мире, новых научных открытий последующих столетий. Стремительное развитие буржуазных отношений породило, с одной стороны, культ денег и, одновременно, с приходом к власти коммунистов, культ личности. С этого момента для многих вера в бога стала частью традиций прошлого, которые охотно соблюдали, забывая о сущности «философии религии». Религия, став элементом культуры, отступила на второй план уступив место светскому пониманию жизни, но неизменно оставаясь в лице «ее хранителей» прочным фундаментом.

      С развитием политической, экономической и культурной интеграции в конце XX века, в результате утверждения мировой рыночной системы, и развала «идеологии двух мировых систем» одновременно усилились дезинтеграционные процессы. И именно в этот период времени с новой силой заговорили о религии и ее месте в современном мире, о переосмыслении знаний о религии, причем это в одинаковой мере относится к различным направлениям религии[1]. «Заканчивается XX столетие. Ученые и политики не рассчитывали столкнуться в последней его трети с широкомасштабным оживлением религиозных течений»[2]. Философские размышления на религиозные темы перешагнули страницы журналов, газет, телевидения и внедрились во всемирную глобальную сеть информации - Интернет. Сегодня существуют сотни сайтов и форумов различных религиозных конфессий, где интеллектуальная молодежь и более взрослое поколение размышляют над вопросами истории религии и атеизма, о месте и роли религии и церкви в современном мире, о своей роли в мировой истории и истории своей страны. Прослеживается преемственность эпох в размышлениях над вопросами бытия человека, но на более высоком уровне[3]. Переплетение двух исторических явлений начавшееся во второй половине XX вв. – возрастание интереса к наследию прошлого на фоне назревания требования «гуманизации общества» и активизация деятельности церкви – есть «прямая связь» с историческим прошлым, только в новых исторических условиях.

     Изучение эпохи Возрождения в контексте с изучением развития реформационного движения церкви (католической) являлся одним из узловых и дискуссионных вопросов зарубежной общественной мысли рубежа XIX - XX вв. Поэтапное освещение отдельных вопросов историко-политических, социально-политических, философско-этических на фоне их развития в отдельно взятых европейских странах, в том числе, и в Германии, до целостного восприятия данного исторического явления прослеживается в трудах многих немецких ученых, таких как М.Геррманна, П.Иоахимсена, Э.Готгейна, Г.Эргарда, К. Гагена,

Д. Буркгардта, Г.Фойгта, Л.Гейгера, К. Лампрехта, Г. Гермелинка, Э. Трельча и др[4]. Анализ их исследований содержится в монографиях историков А.Н. Немилова и Л.С. Чиколини[5].В результате изучения работ этих авторов, удалось выяснить содержание взглядов немецких историков рассматривающих в своих произведениях процесс становления и развития немецкого гуманизма. Характерно и то, что именно в этих работах впервые используются и объясняются термины «гуманизм», «религиозный Ренессанс», обозначаются хронологические границы эпохи Возрождения в разных странах, освещаются особенности этого периода времени на фоне развития реформационного движения. Идеализация многих исторических явлений, включая и историю эпохи средневековья, сознательное игнорирование проблем социальных конфликтов и революций, присутствие прагматизма и изучение вопросов локального характера создавало несколько ограниченное представление о изучаемом историческом периоде в трудах немецких историков рубежа XIX – XX вв. Развитие этих проблем получило в трудах историков следующего поколения 30-40 гг. XX в. Исследования таких немецких историков, как Р.Невальда, Г.Рупприха, М. Зайдльмайера - это обращение к проблемам культурно-исторических традиций, послуживших основой для гуманизма, убежденное пристрастие к принципам свободы мысли, не знающей религиозных, политических или национальных ограничений. Данный исторический период характеризуется формированием понятия «светского гуманизма», «общечеловеческого» на основе развития понятия предыдущих эпох и на фоне протеста здравомыслящих людей против бесправного и бесчеловечного режима насилия - фашизма. В послевоенные 50-70 годы тенденция изучения гуманизма в целом подчинялась противопоставлению гуманизма в «буржуазном» понимании (П.Кристеллер, Л.В.Спитц, В.Дитце) и «социалистическом», просматривался классовый подход на многие спорные вопросы. Необходимо отметить, что интерес к творческому наследию и деятельности гуманистов, в том числе и Эразма Роттердамского, в зарубежной историографии всегда оставался актуальным и находился в постоянном «поле зрения» историков. А роль Эразма Роттердамского, как гуманиста европейского масштаба периода Возрождения и Реформации, всегда оставалась ведущей. Сам факт, что в 1966 году Всемирный Совет Мира постановил провести юбилей Эразма в связи с пятисотлетием со дня рождения лишний раз подчеркивает значимость данной исторической фигуры на фоне истории европейских государств[6].

      Проблемы Возрождения с позиций марксисткой идеологии начали рассматриваться в 40 гг. XX в. Впервые проблемы Возрождения были рассмотрены советскими историками М.А. Гуковским и С.А. Лопашевым. В основу изучения проблематики гуманизма, в том числе и немецкого, легли труды их предшественников Я. Буркгардта, А.Вульфиуса, Л.Гейгера, М.Корелина, изданных в России в досоветский период[7]. За основу построения размышлений о соотношении принципов классового самосознания с общечеловеческими принципами историками советского периода были взяты труды Ф.Энгельса и К.Маркса. Монографии историков следующего поколения 50 - 70 гг. С. Д. Сказкина, В.Н. Лазарева, М.В. Алпатова, М.М.Смирина, О.Л. Вайнштейна, Б.И. Пуришева, В.И. Рутенбурга, Л.М. Баткина, М.Я. Либмана, С.П. Маркиша и многих других посвящены вопросам соотношения гуманизма и реформации, пересмотрена периодизация Ренессанса, роль «северного Ренессанса» и его соотношение с культурой итальянского Возрождения.

   В теоретическом обосновании второй, третьей и частично первой главы дипломной работы использованы исследования историков этого периода времени М.М. Смирина и С.П. Маркиша, в том числе даны ряд обобщающих высказываний Ф. Энгельса[8], а также А.И. Герцена[9] о процессе развития гуманизма в Германии и значение эпохи Возрождения в истории человечества. М.М. Смирин, в своей монографии «Германия эпохи Реформации и Великой крестьянской войны», рассматривает политические и социально- экономические предпосылки реформации в Германии тесно связывая их с развитием гуманизма. Гуманистическое движение представлено как идеологическая платформа способствующая росту общественного сознания, свободомыслию. Процессу гуманизации и его особенностям посвящена отдельная глава, где так же дается обзорный исторический портрет Эразма Роттердамского[10]. Литературному наследию и деятельности Эразма как гуманиста, уделил особое внимание в своем труде С.П. Маркиш[11]. Ему принадлежит и перевод одного из самого значительного труда гуманиста «Разговоры запросто»[12].

    В 80-е годы XX в. изучение проблематики гуманизма становится одной из ведущих тем в советской историографии таких историков как А.Н. Немилова, М.А. Барга, Т.М. Котельниковой, И.Л. Григорьевой, Л.М. Брагиной, И.Х. Черняк, О.Ф. Кудрявцева, Н.В. Ревякиной, А.Э. Штекли, Л.П. Урмановой, Л.С. Чиколини, В.М. Володарского, С.Л. Плешковой, Н.В. Рувенковой, В.Ф. Мордвинцева, И.Н. Осиновского, А.Х. Горфункель, М.А. Ауганбаева, В.М. Богуславского, М.Л. Малаховской, М.Л. Логутовой, В.Д. Балакина и многих других. Это связано в первую очередь с продолжением исследования специфики гуманизма и реформации, а также с нарастанием политического мирового кризиса, ростом антивоенных настроений и безусловно, позже, с началом «эпохи свободомыслия» – перестройки в СССР.

     Так полемическая монография «Немецкие гуманисты XV в.» А.Н. Немилова, которая взята за основу построения первой главы дипломной работы, уже наполнена «духом» свободомыслия. Историк выносит на обсуждение ряд спорных вопросов, освещая роль религиозного элемента и клерикализма в деятельности и учениях немецких гуманистов XIV - XV вв, и создает свое представление о процессе формирования особенностей немецкого гуманизма до Эразма Роттердамского[13]. Общие проблемы истории свободомыслия рассматриваются в совместной монографии философов и историков (И.К. Клочкова, Т.В. Степугиной, В.Г. Боруховича, Э.Д. Фролова) под редакцией А.Д. Сухова[14]. Отдельная глава посвящена средневековому вольнодумству из которой были взяты отдельные высказывания, а также некоторые сведения о Эразме Роттердамским. Проблемы исторического сознания средневековья уточняются благодаря монографии М.А. Барга[15]. С его точки зрения именно эта эпоха наиболее интересна для сравнения с современным мировосприятием и требует более детального изучения, так как проявление в определенный момент общности исторических условий наделяет одним и тем же значением конкретные исторические явления Выдающимся мыслителям эпохи Возрождения, в первую очередь Эразму Роттердамскому, и их вкладу

в развитие передовой европейской культуры посвящена книга Л.С. Чиколини «Эразм Роттердамский и его  время»[16], в которую включены монографии 21 крупнейших историков- медиевистов, 12 из которых (М.А. Ауганбаева[17], В.Д. Балакина[18], В.М.Богуславского[19], В.М.Володарского[20], И.Л.Григорьевой[21],

О.Ф. Кудрявцева[22], А.Н. Немилова[23], С.Л. Плешковой[24], Н.В. Рувенковой[25], Л.П. Урмановой[26], Л.С. Чиколини[27], А.Э. Штекли[28]) представлены в обосновании третьей главы дипломной работы. В этих монографиях освещается широкий круг проблем, в том числе дискуссионных, по истории общественной мысли, культуры, искусства эпохи Возрождения и Реформации. Рассматриваются идейные истоки, этапы духовной эволюции, выдающиеся творческие достижения Эразма, а также его иконография. В статьях даются сравнительные исторические характеристики социально-политических, философских, педагогических и иных аспектов творчества Эразма, уделено внимание исследованию редких изданий его работ. Данный совместный монографический труд советских историков, на рубеже 80- 90 гг. XX вв., представляет особый интерес и является определенным итогом работы Всесоюзной научной конференции приуроченной к 450-летию со времени кончины Эразма, которая проходила в Москве в 1986 г.[29] Проблема развития личности в контексте ведущих «положений» о человеке эпохи Возрождения уже ярко просматривается в трудах историков этого поколения. Каким должен быть внутренний, духовный мир человека, чтобы он мог реализовать себя как личность и стать достойным членом общества? Какова культура самосознания современного человека? Как правильно «строить» самого себя на основе усвоения высоких идейно-нравственных принципов? Какова роль личности в жизни общества? Какова связь эпохи Возрождения и Античности с современностью? Данные и многие другие вопросы гуманистической направленности рассматривает в своей работе «Культура самосознания: Человек в поисках истины своего бытия» доктор философских наук Л.В.Скворцов[30]. Острые полемические «рассуждения» автора с философами, историками, юристами, психологами разных стран мира и своими соотечественниками поднимают проблематику гуманизма на более высокий уровень.

         Интерес к наследию эпохи Возрождения и Реформации продолжает расти. Рост гуманистического и одновременно религиозного движения - два ярких исторических явления рубежа XX- XXI вв. И концепция венгерского историка Т.Кланицай, которая ранее подвергалась сомнению, имеет место на утверждение: «Гуманизм и Реформация, два тесно взаимосвязанных явления, по существу две стороны или два течения внутри культуры Ренессанса, которые взаимодействуя выработали единый стиль Возрождения»[31]. Эту же мысль развивает уже современный историк В. Феллер в своих трудах «Эволюция христианства»[32] и «Эскиз германской истории»[33].

   Исходя из вышеизложенного, не возможно не согласиться с высказыванием современного гуманиста Б.Г.Кузнецова., в котором наиболее полно проявляется смысл преемственности в истории развития исторической мысли: «Связь эпох теряет смысл, если все, что придает ценность человеческой жизни, - поиски истины, добра и красоты – ограничено данным мгновением (хотя бы историческим «мгновеньем», данным этапом истории), если нет ощущенья живой преемственной связи эпох, если мы не ищем в настоящем результаты прошлого и зародыши будущего. И если не ищем в прошлом живого, близкого нам, подготовлявшего нашу жизнь, любимого нами. Сейчас нам особенно близка в культурном прошлом человечества проходящая через его историю сквозная струя живой, неудовлетворенной ищущей мысли».[34]

    Можно утверждать, что из узко, локально «социалистического» и «буржуазного» гуманизма, на основе уже сформулированных основных принципов гуманизма эпохи Возрождения рождается «новый гуманизм», единый в своем понимании Человека и его жизненного предназначения. Гуманистические принципы уже легли в основу законодательной деятельности различных «институтов» и организаций государственного и мирового масштаба. Несомненно, просматриваются они и в концепции нового личностно-ориентированного образования.

  Целью дипломной работы является изучение развития и особенностей гуманистического движение в Германии в XIV – XVI вв, его роли в формировании предпосылок и идейной подготовке Реформации на основе анализа мировоззрения и деятельности выдающегося гуманиста - Эразма Роттердамского, а также обоснование преемственности гуманистического учения Эразма в контексте с современными идеями гуманизма. При этом непосредственными задачами дипломной работы являются:

- выявление социально - экономических, политических и культурных условий в которых развивалось Возрождение и реформационные воззрения в Германии;

- изучение мировоззрения представителей различных гуманистических  течений и роли их в развитии гуманизма и реформационной идеологии в Германии;

- «зарисовка» исторического портрета Эразма Роттердамского, как наиболее яркого представителя гуманистического движения этого периода, наиболее последовательного в своих убеждениях в отстаивании идей гуманизма в период реформации и народных волнений;

- конкретизация мировоззрения Эразма Роттердамского по отношению к католической церкви и религии, выявление представлений гуманиста о социальной структуре и политической организации Германии, а также прослеживание целостного восприятия проблем человека, как центральной идеи эпохи Возрождения.

- актуализация проблем прошлого в контексте с современной историей;

       Основными источниками для достижения цели дипломной работы являются труды самого Эразма Роттердамского в переводе с латинского языка на русский. Всего изучено 12 источников- произведений, из них полных текстов 9, и во фрагментах 3. В непосредственном пользовании находились такие произведения Эразма, как «Декламация о достойном воспитании детей для добродетели и наук, и при этом с самого рождения» (О достойном воспитании детей с первых лет жизни)[35], «Жалоба мира»[36], «Книжица о приличии детских нравов»[37], «Разговоры запросто»[38]. Существует и другая группа источников- произведений Эразма изучение которых осуществлялось через библиотечные фонды сети Интернет. В их числе: «Адагии», «Воспитание христианского государя», «Кинжал христианского воина», «О возлюбленном согласии в Церкви», «О свободе воли», «О приличии детских нравов», «О чистоте скинии», «Похвала глупости», «Приготовлении к смерти». Характеристика данных источников, их смысловое и структурное содержание, время издания описывается во второй и третьей главах дипломной работы.

   В структурном отношении дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и материалов приложения. Первая глава называется «Гуманистическое движение в Германии в XIV-XVI вв., в которой исследуются истоки зарождения и развития гуманизма, а также изучаются мировоззренческие позиции представителей различных гуманистических течений и школ. Вторая глава имеет заглавие «Исторический портрет Эразма Роттердамского». В ней изучается процесс формирования гуманистического мировоззрения гуманиста. В третьей главе дипломной работы «Мировоззрение Эразма Роттердамского» рассматриваются взгляды гуманиста по отношению к католической церкви и религии, его представления о социальной структуре и политической организации Германии, а также прослеживается целостное восприятие проблемы человека, как центральной идеи эпохи Возрождения. Каждой главе предшествуют эпиграфы, которые определяют главную идею соответствующей части дипломного проекта, и в целом отражают актуальность их в современных условиях, тем самым подчеркивая определенную историческую связь. В заключении даются выводы обобщающего характера о значении деятельности и творческого наследия Эразма Роттердамского, как одного из крупнейшего гуманиста эпохи Возрождения в пору наивысшего расцвета ренессансной культуры и кануна Реформации.

 

                                           ГЛАВА  1

ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В ГЕРМАНИИ 

                                В XIV –XVI ВВ.

 

     Для более полного выявления исторической значимости Эразма Роттердамского (1469-1535) в гуманистическом движении Германии необходимо обратиться к истокам зарождения и развития гуманизма, которое по времени соотносится с XIV – XVI вв. Общей целью первой главы дипломной работы является выявление социально - экономических, политических, культурных условий в которых развивались гуманистическое движение и реформационные воззрения, а также изучение мировоззренческих позиций представителей различных гуманистических течений и школ, которые излагаются тезисами и приводятся в приложении к работе в виде таблиц.[39] Гуманистическая деятельность Эразма Роттердамского, которая приходится в основном на XVI в., не рассматривается в данной главе, так как этому посвящены отдельные разделы дипломной работы.

    Посредством изучения исследований крупных специалистов по данной проблематике М.А. Ауганбаева[40], В.М. Богуславского[41], В.М. Володарского [42], А.Н. Немилова.[43], Н.В.Ревунковой[44], М.М. Смирина[45], А.Д.Сухова[46], Л.С.Чиколини [47] выстраивается обоснование общей цели главы. В обосновании использованы также высказывания Ф. Энгельса из его работ «Крестьянская война в Германии»[48], «Из области истории»[49], «Развитие социализма от утопии к науке» [50], А.И. Герцена «Письма об изучении природы»[51]. Содержание первой главы включает в себя следующие разделы:

1.1. Зарождение гуманистического движения в Германии в XIV в.

1.2. Развитие гуманистического движения в Германии в XV в.

1.3. Гуманистическое движение в Германии в XVI в.

В конце каждого раздела дается общий вывод по основным тенденциям развития гуманистического движения в Германии на определенный момент времени и обобщающий вывод по первой главе дипломной работы.

 

 

 

    1.1. ЗАРОЖДЕНИЕ ГУМАНИСТИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ

                                    В ГЕРМАНИИ В XIV В.

 

                                                                             Безумию дарована привилегия

                                                                             говорить правду, никого не

                                                                             оскорбляя.

                                                                                          Эразм Роттердамский

         XIV в. – Треченто, как называют его итальянцы, в истории Западной Европы имеет значение рубежа, от которого в развитии общественных отношений наблюдается поворот, начало того важнейшего социального сдвига, каким явилось зарождение раннего капитализма. Этот век наполнен бурными событиями классовой борьбы, проявляющейся в разнообразных формах и выражающей первые признаки социального и политического кризиса.

     В Европе возникает и крепнет с каждым десятилетием новый общественный уклад – ранний капитализм. Италия стала первенцем в этом процессе. В силу того, что Италия и экономически, и политически была тесно связана со странами Центральной Европы, век этот был новым этапом и в их истории. Общение с итальянскими купцами и финансистами становится посевом новых представлений и жизненных принципов, которые постепенно разрушали привычные представления былых времен о моральных и политических устоях. В представлениях современников еще жило понятие «Священная Римская империя», хотя в результате различных исторических процессов происходило обособление государств и определение их независимости от империи.

     Германия представляла собой четыре комплекса земель и городов, которые имели разный «политический вес»: Северо-немецкая Ганза во главе с Бременом и Любеком, Швабский союз и менее слабые в политическом значении Союз рейнских городов и Верхняя Саксония и Тюрингия, экономически связанные также с Польшей, Венгрией и входившим в состав империи Чешским королевством. В этих странах, своим языком и древними племенными традициями сильно отличающихся от немецких, города по составу населения более, чем наполовину были немецкими и возникали на основе заимствованного из Германии городского права, что давало возможность немецким купцам чувствовать себя в них господами. Первые шаги раннего капитализма в Германии связывают с возникновением крупных торговых компаний, аккумуляцией торгового капитала, развитием производства.

      Немецкое национальное самосознание в конце XIV и начала XV в. едва зарождалось. Благодаря крепнущей взаимосвязи между отдельными землями возникло понимание «немцев», как с аналогичными проявлениями национального самосознания в Германии. То и дело шла речь о «тюрингах» и «франках», о

«баварской нации», «саксонской нации», «остфалах» и «вестфалах». Отражение таких различий находится и в университетских статутах, и в торговых договорах, и в ремесленных уставах.

    Особенно трагичным для судьбы немецкого народа в этот период исторического развития было то, что монархии, в силу объективных закономерностей приобретавшей все более национальный характер, недоставало политического центра, такого, каким был для Франции Париж, для Англии – Лондон, а для освобождавшейся от татарского ига Руси уже становилась Москва. В Германии не было города, который мог бы стать опорой и резиденцией правящей династии, способной (независимо от происхождения) выразить интересы нации. Историческим парадоксом можно счесть то, что на подобную роль в Центральной Европе мог претендовать лишь один город – и именно он сделался в середине XIV в. резиденцией правящей династии Люксембургов - но это была Прага, которая никак не могла стать центром национального сплочения Германии просто потому, что не была немецким городом

       Политическая борьба, охватившая Германию в первой половине XIV в., стимулировала возникновение оппозиционных католической ортодоксии идей. По существу своему идеи эти всецело входили понятие средневековой, феодальной идеологии, не затрагивая основ сословности общества, безусловного признания авторитета «священного писания» и» отцов церкви».

Но мятежный дух отразился в своеобразном «возрождении номинализма», в признании равенства людей перед богом и в критическом отношении к папству и ряду католических институтов. В какой-то мере это проявление

вольномыслия можно связать с классовой борьбой в немецком городе. В

XIV в. По западной Германии чередой прокатились цеховые восстания против патрицианского режима. В это же время возникают и распространяются мистические учения.[52] Мистики были неизменно представителями церкви, как правило доминиканцами. Орден этот был органически связан с городами, причем его деятельность развертывалась в первую очередь в крупных промышленных центрах, там, где было много ремесленников и торговцев. Скептицизм по отношению ко многим вопросам церковной догматики, столкновения бюргерства и церкви в борьбе за коммунальные права способствовали быстрому распространению еретических идей. В большинстве

своем мистики уже во второй половине XIV в. вновь стали самой верной опорой папства и томисткой схоластики. Рассадниками вольнодумства и оппозиции церкви становились и возникшие университеты. Уже в начале XIV в. в Германии получают распространение осужденные Парижским университетом учения Дунса Скота и Вильгельма Оккама.[53] Оба «иностранца» для Германии, уживаются здесь благодаря покровительству императора Людовика Баварского. Распространению вольнодумству в определенной мере способствует и то, что немало немцев получило образование в Италии. «По подсчетам Г.О. Швёбеля из 100 каноников аугсбургского соборного капитула в течение первой половины XIV в. 19 получили образование в итальянских университетах, 2 из них имели ученую степень доктора прав. Но эти данным, как подчеркивает Немилов, не следует придавать слишком большого значения – они отнюдь не свидетельствуют о том, что ренессансная культура Италии оказала значительное влияние на Германию в ту пору».[54]

      Вторая половина XIV в. приносит в Германию укрепление идей, предшествовавших зарождению немецкого гуманистического движения. В

70 –е годы XIV века в Нидерландах возникает религиозное течение «новое благочестие» («братья общей жизни»), отличавшееся строго этической ориентацией и сугубо личным отношением к религии: все хитросплетения схоластического богословия ничего не стоят по сравнению с личным благочестием, а оно достижимо лишь через мистическое постижение духа Христова, через подражание земным поступкам и человеческим добродетелям Христа, изображенным в Святом писании. «Новое благочестие» было представлено тремя институтами: «братствами общей жизни» в городах, монастырями Виндсгеймской августино – эремитской конгрегации вне городов и, наконец, городскими школами для подростков. Формально светские, но монашеские по существу «братства общей жизни», из всех сфер своей деятельности главной выделяли воспитание детей. «Братья» основывали школы сами или же поступали учителями в школы при больших церквах, а главное – содержали приюты для школьников. Основателям движения и теория, и практика представлялась неразрывно связанными, но в действительности они выражали различные тенденции общественного развития и обладали различным социальным влиянием. Положительным фактором в деятельности теоретиков движения – реформа августинских монастырей, которая способствовала развитию образования и позже переросла в реформу школ в течении XV в. Реформа школ охватила всю Центральную Европу и полного успеха достигла уже с развитием гуманистического движения в Германии. Особую роль в становлении нового образования сыграла Девентерская школа, которая воспитала целую плеяду первых и самых значительных гуманистов XV в.[55]

      Оценка этого движения и его историческая роль в развитии гуманистического движения в Германии не однозначна, но в целом близка по своей первоначальной сути. А.Н. Немилов, в своей монографии, приводит мнения немецких исследователей по поводу этого учения: ««Девентерская школа» была первым этапом в развитии изучения и преподавания классической латыни, поэтому подготовляла гуманизм» (Л. Гейгер), «Определяя в качестве главной специфической черты немецкого гуманизма его религиозную направленность и наполнение идей обновления церкви, Г.Гермилинк видит в обращении к идее раннехристианской церкви важнейшее проявление эпохи Возрождения», «Весь Ренессанс, в том числе итальянский, пронизан религиозной идеей и что в «северном», т.е. нидерландском и немецком Ренессансе и гуманизме эта идея связана с мистическими корнями

 «Нового благочестия» и ведет свое начало от Герта Грооте» (П.Мествердт), «Весь северный Ренессанс берет свое начало от организации «братьев общей жизни», что в отличие от «языческого» возрождения в Италии, за Альпами Ренессанс носил всецело религиозный характер, и термин «христианский Ренессанс» распространяет на все понятие «северного Возрождения» (А.Хима)», «В развитии традиции Девентерской школы определился путь нерепицированного, оригинального немецкого гуманизма, который и прослеживается в дальнейшем вплоть до эпохи Реформации (М. Люкер)»[56]

     На формирование «нового благочестия» («devotio moderna»), непосредственно связанному с зарождением раннего гуманизма в Германии немаловажное влияние оказали и своеобразные явления культурной жизни Праги середины и второй половины XIV в. Проблему так называемого «Пражского центра раннего гуманизма», Немилов рассматривает на трудах Конрада Бурдаха: «…начало гуманистического движения в немецких землях, к которым он причислял и Богемию, почти не отстает от Италии и тесные связи имперской канцелярии в Праге во времена Карла IV Люксембургского с папской резиденцией в Авиньоне и с Римом привели к интенсивной рецепции гуманизма», и трудах Э. Винтера: «… именно Прага послужила источником раннего гуманизма для всей заальпийской Европы, в первую очередь для Нидерландов. Культура раннего гуманизма пришла, по мнению Винтера, не только из Италии, но также из Парижа –с идеями «via moderna», из Баварии –с идеями реформы церкви, и из прирейнской Германии – с идеями мистики. Гуманизм, номинализм и идеи реформы нашли свое полное воплощение в учении Яна Гуса, и в такой же мере повлияли и на выработку «нового благочестия» которое, в свою очередь, легло в основу немецкой Реформации».[57]

      В начале XV в. волна свободомыслия приносит совершенно новые тенденции, которые легли в основу определенных особенностей раннего Ренессанса и начала гуманистического движения в Германии. 1414 г. стал поворотным в судьбе церкви. Рост национального самосознания в Чехии требовало разрешение церковного вопроса, выхода из –под диктатуры папы, утратившего авторитет первосвященства. Выход был в создании новой системы взаимоотношений церкви и национальных монархий, опиравшихся на сословные институты. В Констанце открылся собор, на котором впервые соприкоснулись два разных мира: представители церкви и светские лица. Сам по себе факт, что дела и судьбы церкви решались при участии мирян, был ударом тарана в твердыню церкви с ее монополией на интеллектуальную деятельность. И не смотря на решения ряда спорных вопросов между национальными церквями и папством, кризис усиливался. Обострился он и в результате сложной политической обстановки в Европе:  династический конфликт между Англией и Францией, территориальное обособление Нидерландов и Гуситское движение в Чехии.

    Созванный в 1431 г. Базельский собор ярко выявил ослабление позиций единой церкви. Главной причиной созыва собора были гуситские войны. Требования реформ в системе церкви и империи делались все более решительными. Они исходили из различных политических кругов,


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.067 с.