Спортивное ориентирование как вида спорта — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Спортивное ориентирование как вида спорта

2020-03-31 205
Спортивное ориентирование как вида спорта 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Введение

Спортивное ориентирование - это вид деятельности, который позволяет удовлетворять многие потребности людей. Он позволяет сочетать потребность в физической активности с умственной активностью, также удовлетворять потребность в общении с природой. В «правилах соревнований по спортивному ориентированию» дается определение этого вида спорта «Спортивное ориентирование - это вид спорта, в котором участники при помощи карты и компаса должны пройти контрольные пункты «КП», расположенные на местности, а результат, как правило, определяется по времени прохождения дистанции» (1).

Задачи, которые дистанция ставит перед спортсменами, требует от них физической закалки, точного и быстрого мышления, способности умело преодолевать естественные препятствия, самостоятельно принимать правильные решении в любой обстановке (2).

Выносливость - одна из самых важных физических качеств ориентировщиков. Определяется она как возможность длительное время проявлять высокую работоспособность. В соревнованиях выносливость проявляется в способности спортсменов выдерживать большую по объему и интенсивности соревновательную нагрузку. Только всесторонне подготовленные ориентировщики могут быстро пройти сложный и протяженный маршрут, насыщенный естественными и искусственными препятствиями. Выносливость во многом определяется функциональным состоянием всех органов и систем организма. Однако решающими здесь являются сердечно-сосудистая, дыхательная и центральная нервная системы [18].

Итак, из выше сказанного видно, что человек, занимающийся спортивным ориентированием должен быть очень вынослив.

Исходя из этого, перед нами возникает проблема исследования: каковы условия достаточные и необходимые, в современное время, для повышения уровня общей выносливости у старшеклассников на занятиях спортивным ориентированием.

Объект исследования - процесс физической подготовки юношей 15-16 лет на занятиях по спортивному ориентированию.

Предмет исследования - методика развития общей выносливости у ориентировщиков 15-16 лет.

Цель исследования - повышение уровня общей выносливости у юношей 15-16 лет.  

Задачи исследования:

1.) Изучить теоретическую и методическую литературу по проблеме исследования.

2.) Разработать экспериментальную методику по развитию общей выносливости у юношей 15-16.

3.) Оценить эффективность экспериментальной методики по развитию общей выносливости у ориентировщиков 15-16 лет.

Гипотеза исследования состоит в том, что воспитание общей выносливости на тренировочных занятиях по спортивному ориентированию у юношей 15-16 лет будет эффективнее, если на подготовительном этапе тренировочных занятий в тренировку включать больше заданий аэробного характера выполняемых методом непрерывного упражнения в условиях переменной работы в сочетании с игровым методом.

В своём исследовании мы применяли следующие методы:

1. Изучение научно-методической литературы по проблеме исследования.

2. Педагогическое наблюдение.

. Тестирование.

. Педагогический эксперимент

5. Математической статистики.

Новизна исследования состояла в том, что развитие общей выносливости у ориентировщиков 15 - 16 лет будет достигается за счет выполнения заданий в аэробном режиме методом непрерывного упражнения в условиях переменной работы.

Практическая значимость данной работы заключается в следующем: предлагаемая нами методика позволит повысить уровень общей выносливости спортсменов ориентировщиков, а также максимально поднять уровень аэробной возможности занимающихся, что обусловлено важностью при дальнейшей специализации на занятиях спортивным ориентированием.

 

1.
Анализ научно-методической литературы по проблеме исследования

Виды выносливости

 

Под выносливостью принято понимать способность к эффективному выполнению упражнений, преодолевая развивающееся утомление. Уровень развития этого качества обуславливается энергетическим потенциалом организма спортсмена и его соответствием конкретного вида спорта, эффективностью техники и тактики, психическими возможностями спортсмена, которые обеспечивают не только высокий уровень мышечной активности в тренировочной и соревновательной деятельности, но и отделение и противодействие процессу развития утомления и другие.

Многообразие факторов, определяющих уровень выносливости в различных видах мышечной деятельности, побудило специалистов классифицировать виды выносливости на основе использования различных признаков. В частности, выносливость подразделяют на общую и специальную, тренировочную и соревновательную, локальную, региональную и глобальную, аэробную и анаэробную, мышечную и вегетативную, сенсорную и эмоциональную, статическую и динамическую, скоростную и силовую. Разделение выносливости на эти виды позволяет в каждом конкретном случае осуществлять анализ факторов, определяющих проявление данного качества, подобрать наиболее эффективную методику, однако не обеспечивает в достаточной мере соответствие специфическим требованиям тренировочной и соревновательной деятельности конкретного вида спорта. Специфика развития выносливости в конкретном виде спорта должна исходить из анализа факторов, ограничивающих уровень проявления этого качества в соревновательной деятельности с учётом всего многообразия двигательной деятельности и порождаемых ею требований к регуляторным и исполнительным органам.

В практических целях выносливость можно подразделить на общую и специальную.

Общая выносливость (согласно сложившимся представлениям) - способность спортсмена к эффективному и продолжительному выполнению работы умеренной интенсивности (аэробного характера), в которой участвует значительная часть мышечного аппарата. Однако такое определение, несмотря на то, что оно прочно утвердилось в специальной литературе и спортивной практике, нельзя признать достаточно точным. Оно в полной мере приемлемо лишь по отношению к тем видам спорта и отдельным спортивным дисциплинам, уровень достижений в которых во многом определяется аэробной производительностью - велосипедный спорт (шоссе), бег на длинные дистанции, лыжный спорт и т.д. Что же касается спринтерских дистанций в видах спорта циклического характера, скоростно-силовых и сложно координационных видов спорта, единоборств и спортивных игр, то по отношению к ним данное определение нуждается в уточнении и дополнении, так как в структуру общей выносливости представителей этих видов спорта входят прежде всего способности к длительной и эффективной работе скоростно-силового, анаэробного, сложно координационного характера.

Игнорирование этого положения привело к серьёзным ошибкам как в теории так и в практике спорта. Увлечение развитием общей выносливости на основе продолжительной работы умеренной интенсивности в видах спорта, в которых аэробные возможности не являются профильными качествами, определяющими спортивный результат, привело к негативным последствиям, часто носившим непреодолимый характер. Выражалось это в угнетении возможностей спортсмена к развитию скоростно-силовых и координационных способностей, освоении ограниченного объёма технических приёмов и действий, ослаблении внимания к созданию функционального фундамента для развития профильных в данном виде спорта качеств.

Таким образом, общую выносливость следует определять как способность к продолжительному и эффективному выполнению работы неспецифического характера, оказывающую положительное влияние на процесс становления специфических компонентов спортивного мастерства благодаря повышению адоптации к нагрузкам и наличию явлений «переноса» тренированности с неспецифических видов деятельности на специфические.

Также проявление выносливости в различных видах двигательной деятельности зависит от многих факторов: биоэнергетических, функциональной и биохимической экономизации, функциональной устойчивости, личностно-психических, генотипа (наследственности), среды и др.

Биоэнергетические факторы включают объём энергетических ресурсов, которым располагает организм, и функциональные возможности его систем (дыхания, сердечнососудистой, выделения и др.), обеспечивающих обмен и восстановление энергии в процессе работы. Образование энергии, необходимой для работы на выносливость, происходит в результате химических превращений. Основными источниками энергообразования при этом являются аэробные, анаэробные гликолитические и анаэробные алактатные реакции, которые характеризуются скоростью высвобождения энергии, объёмом допустимых для использования жиров, углеводов, гликогена, АТФ, КТФ, а также допустимым объёмом метаболических изменений в организме.

Факторы функциональной и биохимической экономизации определяют соотношение результата выполнения упражнения и затрат на его достижение. Обычно экономичность связывают с энергообеспечением организма во время работы, а так как энергоресурсы в организме практически всегда ограничены или за счет их небольшого объёма, или за счет факторов, затрудняющих их расход, то организм человека стремится выполнить работу за счет минимума энергозатрат. При этом, чем выше квалификация спортсмена, особенно в видах спорта, требующих проявления выносливости, тем выше экономичность выполняемой им работы.

Факторы функциональной устойчивости позволяют сохранить активность функциональных систем организма при неблагоприятных сдвигах в его внутренней среде, вызываемых работой (нарастание кислородного долга, увеличение концентрации молочной кислоты в крови и т.д.). От функциональной устойчивости зависит способность человека сохранять заданные технические и тактические параметры деятельности, несмотря на нарастающее утомление.

Личностно-психические факторы оказывают большое влияние на проявление выносливости, особенно в сложных условиях. К ним относят мотивацию на достижение высоких результатов, устойчивость установки на процесс и результаты длительной деятельности, а также такие волевые качества, как целеустремленность, настойчивость, выдержка и умение терпеть неблагоприятные сдвиги во внутренней среде организма, выполнять работу через «не могу».

Факторы генотипа (наследственности) и среды. Общая (аэробная) выносливость среднесильно обусловлена влиянием наследственных факторов (коэффициент наследственности от 0,4 до 0,8). Генетический фактор существенно воздействует и на развитие анаэробных возможностей организма. Высокие коэффициенты наследственности (0,62 - 0,75) обнаружены в статической выносливости; для динамической силовой выносливости влияния наследственности и среды примерно одинаковы.

Наследственные факторы больше влияют на женский организм при работе субмаксимальной мощности, а на мужской - при работе умеренной мощности.

Развитие выносливости происходит от дошкольного возраста до 30 лет (а к нагрузкам умеренной интенсивности и свыше). Наиболее интенсивный прирост наблюдается с 14 до 20 лет.

Средствами развития общей (аэробной) выносливости являются упражнения, вызывающие максимальную производительность сердечнососудистой и дыхательной систем. Мышечная работа обеспечивается за счет преимущественно аэробного источника; интенсивность работы может быть умеренной, большой, переменной; суммарная длительность выполнения упражнений составляет от нескольких до десятков минут.

В практике физического воспитания применяют самые разнообразные по форме физические упражнения циклического и ациклического характера, например продолжительный бег, бег по пересеченной местности (кросс) и др. Основные требования, предъявляемые к ним, подводящие упражнения должны выполняться в зонах умеренной мощности работ; их продолжительность от нескольких до 60 - 90 мин; работа осуществляется при глобальном функционировании мышц.

Продолжительность интервалов отдыха имеет большое значение для определения как величины, так и в особенности характера ответных реакций организма на тренировочную нагрузку.

Длительность интервалов отдыха необходимо планировать в зависимости от задач и используемого метода тренировки. Например, в интервальной тренировке, направленной на преимущественное повышение уровня аэробной производительности, следует ориентироваться на интервалы отдыха, при которых ЧСС до 120 - 130 уд./мин. Это позволяет вызвать в деятельности систем кровообращения и дыхания сдвиги, которые в наибольшей мере способствуют повышению функциональных возможностей мышцы сердца.

Полные (ординарные) интервалы, гарантирующие к моменту очередного повторения практически такое восстановление работоспособности, которое было до его предыдущего выполнения, дает возможность повторить работу без дополнительного напряжения функций.

Напряженные (неполные) интервалы, при которых очередная нагрузка попадает на состояние более или менее значительного становления, что, однако, не обязательно будет выражаться в течение известного времени без существенного изменения внешних количественных показателей, но с возрастающей мобилизацией физических и психологических резервов.

Минимакс интервал. Это наименьший интервал отдыха между упражнениями, после которого наблюдается повышенная работоспособность (суперкомпенсация), наступающая при определенных условиях в силу закономерностей восстановительных процессов.

Характер отдыха между отдельными упражнениями может быть активным, пассивным. При пассивном отдыхе занимающийся не выполняет никакой работы, при активном - заполняет паузы дополнительной деятельностью.

При выполнении упражнений со скоростью, близкой к критической, активный отдых позволяет поддерживать дыхательные процессы на более высоком уровне и исключает резкие переходы от работы к отдыху и обратно. Это делает нагрузку более аэробной.

Основными методами развития общей выносливости являются:

1.  метод слитного (непрерывного) упражнения с нагрузкой умеренной и переменной интенсивности;

2. метод повторного интервального упражнения;

.   метод круговой тренировки;

.   игровой метод;

.   соревновательный метод.

 

 


Методы исследования

В нашей работе мы хотим выявить наиболее эффективные в современных условиях средства и методы воспитания общей выносливости у юношей 15-16 лет на занятиях по спортивному ориентированию.

Для достижения этой цели нам необходимо решить следующие задачи:

1. выявить уровень развития общей выносливости в экспериментальной и контрольной группах;

2. апробировать экспериментальную методику воспитания общей выносливости у юношей 15-16 лет на занятиях по спортивному ориентированию;

.   оценить эффективность экспериментальной методики, направленной на воспитание общей выносливости у старших школьников на занятиях спортивным ориентированием.

Чтобы решить поставленные задачи мы использовали следующие методы работы: педагогическое наблюдение, контрольные испытания, опытно-экспериментальная работа и методы математической статистики.

Выводы

спортивный тренировка ориентирование выносливость

1. Рассмотрев психолого-педагогические и физиологические основы развития общей выносливости на занятиях по спортивному ориентированию у юношей 15-16 лет мы выяснили, что выносливость является одним из основных физических качеств спортсменов ориентировщиков. Развитие выносливости происходит от дошкольного возраста до 30 лет (а к нагрузкам умеренной интенсивности и свыше). Наиболее интенсивный прирост с 14 до 20 лет.

. Разработана экспериментальная методика развития общей выносливости ориентировщиков 15-16 лет, включающая в себяна подготовительном этапе тренировочных занятий больше заданий аэробного характера выполняемых методом непрерывного упражнения в условиях переменной работы в сочетании с игровым методом.

. Результаты сравнительного анализа данных контрольных тестов, полученных до и после педагогического эксперимента, убеждают в правомерности выдвинутой гипотезы. Так, в тесте «бег 3000 м по пересеченной местности» в экспериментальной группе результат улучшился на 39,5 сек., а в контрольной на 28,4 сек., при р < 0,05. В тесте «20-ти минутный бег» - в экспериментальной группе результат улучшился на 207 м., а в контрольной на 84 м., при р < 0,05.

Практические рекомендации

Изучив научно-методическую литературу по теме исследования, мы выяснили, что выносливость является одним из основных физических качеств спортсмена. Учитывая большое значение развития общей выносливости для спортсменов ориентировщиков 15-16 лет, данное качество в учебно-тренировочном процессе необходимо развивать целенаправленно.

1. Основными средствами развития общей выносливости ориентировщиков являются легкоатлетические упражнения, лыжная подготовка, спортивные игры.

.   Развитие общей выносливости у ориентировщиков 15-16 лет рекомендуется проводить на пульсе от 140 до 170 ударов в минуту.

3. Физические упражнения по развитию общей выносливости рекомендуется использовать в аэробном режиме, методом непрерывного упражнения в условиях переменной работы.

4. Общую выносливость рекомендуется развивать в сочетании с игровым методом.

5. При применении разработанной методики необходимо учитывать индивидуальные особенности занимающихся.


Список использованной литературы

 

1. Акимов В.Г. Подготовка спортсменов ориентировщиков. - Мн.: Полымя, 1987. - 176 с.

2. Акимов В.Г. Спортивное ориентирование. - Мн.: БГУ, 1977. - 46 с.

3. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. - М.: Физкультура и спорт. - 1978. - 223 с.

4. Баклид Б. Тренировки по технике спортивного ориентирования на местности. // Азимут. - 2001. - №1. - С. 14 - 15.

5. Васильев Н.Д. Подготовка квалифицированных спортсменов ориентировщиков. - Волгоград, 1984. - 85 с.

6. Воронов И.С. Исследование соревновательной деятельности юных спортсменов ориентировщиков // Теория и практика физической культуры. - 2000. - №9. - С. 32.

7. Воронов Ю.С. Отбор и прогнозирование результатов в спортивном ориентировании: Учеб. пособие. - М.: ФСО РФ. - 1990. - 67 с.

8. Воронов Ю.С. Тесты и занимательные задачи для юных ориентировщиков: Учеб. пособие. - М.: ФСО РФ. - 1998. - 70 с.

9. Голубев В.С. Техническая и тактическая подготовка юных ориентировщиков // Физическая культура в школе. - 1969.- №7. - С. 36 - 37.

10.Елаховский С.Б. Бег к невидимой цели. - М.: Физкультура и спорт, 1986. - 169 с.

11.Елаховский С.Б., Мальцев А.А. Пути совершенствования ориентирования на лыжах на маркированной трассе // Теория и практика физической культуры. - 1980. - 32. - С. 14 - 16.

12.Железняк, Ю.Д. Основы научно - методической деятельности в физической культуре и спорте: Учеб. Пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Ю.Д. Железняк, П.К. Петров. - М.: Издательских центр «Академия», 2002. - 264 с.

13.Зациорский В.М. Спортивная метрология. - М.: Физкультура и спорт. - 1982. - 252 с.

14.Иванов Е.И. Начальная подготовка ориентировщика. - М.: Физкультура и спорт, 1985. - 159 с.

15.Карк Каинен, Олави Паакконен, Олли - Пекка. Спортивное ориентирование: Учебно-методическое пособие. - 1986. - с. 243.

16.Кивистик А.К. О технике и тактике в спортивном ориентировании. - Тарту: изд-во ТГУ, 1979. - 45 с.

17.Костылев В. Философия спортивного ориентирования.-М.: - 1995. - 112 с.

18.Константинов, Ю.С. Уроки ориентирования: Учено - методическое пособие / Ю.С. Константинов, О.Л. Глаголев. - М: ФЦДЮТ и К, 328 с., илл. 2005 г.

19.Курамшин, Ю.Ф. Теорея и методика физической культуры: Учебник / Под ред. проф. Ю.Ф. Курамшина. - 3 - у изд., стереотип. - М.: Советский спорт, 2007. - 464 с.

20.Лосев А.С. Тренировка ориентировщиков разрядников. - М.: Физкультура и спорт. - 1984. - 112 с.

21.Масалыгин Н.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. - М.: Физкультура и спорт. - 1974. - 196 с.

22.Никифоров Д.М. 100 Уроков ориентирования // Вестник ориентирования. - 1991. - №2. - С. 34 - 40.

23.Нурмимаа В. Спортивное ориентирование // Под ред. Лукьянова П.И. - 1997. - 150 с.

24.Огородников Б.И., Кирчо А.Н., Крохин Л.А. Подготовка спортсменов ориентировщиков. - М.: Физкультура и спорт. - 1978. - 112 с.

25.Огородников Б.И., Моисеенко А.Л., Приймак Е.С. Сборник задач и упражнений по спортивному ориентированию. - М.: Физкультура и спорт. - 1980. - 72 с.

26.Пичиля П. Основы тренировки ориентировщика. - пер. с финского Х. Пранд.

27.Платонов, В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте / В.Н. Платонов - Киев «Олимпийская литература», 1997. - 583 с.

28.Столов И.И., Киселев В.М. Совершенствование техники и тактики в спортивном ориентировании // Методические рекомендации. - М.: ВНИИФК. - 1968. - №4. - С. 134 - 142.

29.Тыкул В.И. Спортивное ориентирование. - М.: Просвещение, 1990. - 159 с.

30.Фесенко Б.А. Книга молодого ориентировщика. - М.: Центр детско-юношеского туризма, 1997. - 72 с.

31.Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - 3-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 480 с.

32.Худякова Л. Традиционная схема технико - тактической подготовки в спортивном ориентировании. // Азимут. - 2000. - №3. - С. 37 - 38.

33.Чешихина В.В. Исследование особенностей соревновательной деятельности квалифицированных спортсменов - ориентировщиков // Информационный вестник спортивного ориентирования, - 1992. - №5. - С. 35 - 41.

34.Чешихина В.В. Подготовка спортсменов - ориентировщиков: Учебное пособие - М., 1996. - 56 с.

35.Ширинян А. Управление тренировочным процессом в спортивном ориентировании // Овестник. - 1991. - №3. - С. 25 - 28.

Введение

Спортивное ориентирование - это вид деятельности, который позволяет удовлетворять многие потребности людей. Он позволяет сочетать потребность в физической активности с умственной активностью, также удовлетворять потребность в общении с природой. В «правилах соревнований по спортивному ориентированию» дается определение этого вида спорта «Спортивное ориентирование - это вид спорта, в котором участники при помощи карты и компаса должны пройти контрольные пункты «КП», расположенные на местности, а результат, как правило, определяется по времени прохождения дистанции» (1).

Задачи, которые дистанция ставит перед спортсменами, требует от них физической закалки, точного и быстрого мышления, способности умело преодолевать естественные препятствия, самостоятельно принимать правильные решении в любой обстановке (2).

Выносливость - одна из самых важных физических качеств ориентировщиков. Определяется она как возможность длительное время проявлять высокую работоспособность. В соревнованиях выносливость проявляется в способности спортсменов выдерживать большую по объему и интенсивности соревновательную нагрузку. Только всесторонне подготовленные ориентировщики могут быстро пройти сложный и протяженный маршрут, насыщенный естественными и искусственными препятствиями. Выносливость во многом определяется функциональным состоянием всех органов и систем организма. Однако решающими здесь являются сердечно-сосудистая, дыхательная и центральная нервная системы [18].

Итак, из выше сказанного видно, что человек, занимающийся спортивным ориентированием должен быть очень вынослив.

Исходя из этого, перед нами возникает проблема исследования: каковы условия достаточные и необходимые, в современное время, для повышения уровня общей выносливости у старшеклассников на занятиях спортивным ориентированием.

Объект исследования - процесс физической подготовки юношей 15-16 лет на занятиях по спортивному ориентированию.

Предмет исследования - методика развития общей выносливости у ориентировщиков 15-16 лет.

Цель исследования - повышение уровня общей выносливости у юношей 15-16 лет.  

Задачи исследования:

1.) Изучить теоретическую и методическую литературу по проблеме исследования.

2.) Разработать экспериментальную методику по развитию общей выносливости у юношей 15-16.

3.) Оценить эффективность экспериментальной методики по развитию общей выносливости у ориентировщиков 15-16 лет.

Гипотеза исследования состоит в том, что воспитание общей выносливости на тренировочных занятиях по спортивному ориентированию у юношей 15-16 лет будет эффективнее, если на подготовительном этапе тренировочных занятий в тренировку включать больше заданий аэробного характера выполняемых методом непрерывного упражнения в условиях переменной работы в сочетании с игровым методом.

В своём исследовании мы применяли следующие методы:

1. Изучение научно-методической литературы по проблеме исследования.

2. Педагогическое наблюдение.

. Тестирование.

. Педагогический эксперимент

5. Математической статистики.

Новизна исследования состояла в том, что развитие общей выносливости у ориентировщиков 15 - 16 лет будет достигается за счет выполнения заданий в аэробном режиме методом непрерывного упражнения в условиях переменной работы.

Практическая значимость данной работы заключается в следующем: предлагаемая нами методика позволит повысить уровень общей выносливости спортсменов ориентировщиков, а также максимально поднять уровень аэробной возможности занимающихся, что обусловлено важностью при дальнейшей специализации на занятиях спортивным ориентированием.

 

1.
Анализ научно-методической литературы по проблеме исследования

Спортивное ориентирование как вида спорта

спортивный тренировка ориентирование выносливость

Спортивное ориентирование - молодой, активно развивающийся вид спорта, который получает все большее признание в нашей стране. Широкая доступность, захватывающая борьба на трассе, красота окружающей природы, - все это способствует популярности спортивного ориентирования.

Ориентирование на местности сочетает в себе физические и умственные нагрузки на фоне положительных эмоций в постоянно меняющихся внешних условиях, а также требует от спортсменов быстрой и точной оценки сложившейся ситуации и умения мыслить в условиях больших физических нагрузок. У ориентировщика в результате общения с природой вырабатывается ряд ценных качеств: наблюдательность, выносливость, сила воли, умение ориентироваться в сложной обстановке. Развиваются и совершенствуются двигательные и вегетативные функции организма. Пребывание в лесных массивах благотворно сказывается на закаливании организма. Ориентирование - ценное средство физического воздействия на организм человека [3].

В развитии спортивного ориентирования отчетливо просматриваются две тенденции: первая - развитие массовых форм занятий, имеющих сугубо оздоровительную направленность; вторая - совершенствование системы подготовки и повышения мастерства спортсменов высокой квалификации [12].

Ориентирование на местности имеет еще и большое военно-прикладное значение. Навыки ориентирования необходимы как в военное, так и в мирное время. Для биологов, географов, физиков и многих других специалистов ориентирование является прикладным видом спорта, как позволяет успешно решать ряд вопросов по специальности.

Ориентирование на местности - один из немногих видов спорта, в которых участники соревнований действуют сугубо индивидуально, вне поля зрения тренеров, судей, зрителей, даже соперников.

Соревнования по спортивному ориентированию - серьезное испытание силы, быстроты, выносливости и волевых качеств спортсменов, способности продуктивно мыслить и принимать решения на фоне развивающегося утомления. Сущность соревнований состоит в выявлении спортсменов, умеющих быстрее всех, используя карту и компас преодолеть определенный маршрут на незнакомой местности через фиксированные на карте и местности контрольные пункты (КП).

Летом дистанции спортивного ориентирования преодолеваются бегом, зимой - на лыжах. Поэтому подготовленность спортсмена-ориентировщика - понятие чрезвычайно сложное, и связано это со сложностью соревновательной деятельности и самого процесса ориентирования, сочетающего высокую скорость бега по пересеченной местности и постоянную переработку большого объема специфической информации, включающую такие элементы как образное представление, прогнозирование, выбор варианта движения между КП, принятие решения и коррекцию по ходу выполнения принятого решения [1].

Соревнования по спортивному ориентированию можно классифицировать по времени года - на летние и зимние; по способу передвижения - бегом, на лыжах, велосипеде, байдарке и автомобиле; по форме проведения - личные, командные, лично-командные, официальные, массовые, открытые и для ограниченного контингента участников; по виду программы - соревнования в заданном направлении, соревнования на маркированной трассе и ориентирование по выбору [3]. Существуют также индивидуальное, парковое, марафонское, ночное, эстафетное ориентирование.

Соревнуясь в ориентировании на местности, спортсмен преодолевает многокилометровые расстояния бегом, или на лыжах, постоянно при этом определяет свое местонахождение, сверяя местность с картой, выбирает направление движения и проверяет правильность реализации плана, используя компас, оценивает расстояние по карте и стремится точно их измерить на трассе. Основную задачу - выбрать оптимальный путь движения и эффективно реализовать его, ориентировщик старается выполнить не только максимально точно, но и с наименьшими затратами времени [10].

Для достижения высоких спортивных результатов спортсмену-ориентировщику кроме хорошей физической подготовки нужно в совершенстве знать топографию, уметь обращаться с компасом, быстро и правильно выбирать путь движения по незнакомой местности, иметь хорошо развитые волевые качества [20].

Результат спортсмена-ориентировщика в соревнованиях складывается из различных факторов, которые оказывают совместное, взаимно влияя друг на друга и выходя поочередно на первый план в конкретных условиях. Успешность соревновательной деятельности ориентировщиков зависит от многих сторон подготовки: - физической, технико-тактической и психологической. Каждый из этих разделов состоит из большого количества показателей, причем отставание даже в одном из них может существенно повлиять на результат в соревновательной деятельности [16]. Поэтому, одной из главных задач спортсмена и тренера добиться устойчивого равновесия между этими качествами, и в дальнейшем довести их до автоматизма.

Спортивное ориентирование относится к циклическим видам спорта с преимущественным проявлением выносливости. В нем много общего с легкоатлетическим кроссовым бегом. Однако есть и принципиальные отличия. Это - выраженная неравномерность бега - от быстрых ускорений до полных остановок. Но, пожалуй, наиболее существенной особенностью бега в ориентировании на местности следует считать то, что он является только вспомогательным средством, а не смыслом соревнований, как в легкой атлетике [5].

Физическая подготовка спортсмена - это процесс воспитания физических качеств - выносливости, силы, скорости, ловкости, гибкости, координационных способностей [17].

В спортивном ориентировании, как и в других видах спорта, различают общую и специальную физическую подготовку.

Общая физическая подготовка (ОФП) ориентировщика ставит своей целью всестороннее развитие спортсмена. Средствами ее служат самые разнообразные физические упражнения: кроссовый бег, гимнастика, упражнения на гибкость, координацию, с отягощениями и без них, спортивные игры, плавание, лыжные гонки, гребля и др. Задачи специальной физической подготовки (СФП) в спортивном ориентировании заключаются в совершенствовании физических качеств, наиболее характерных для этого вида спорта: специальной и силовой выносливости, координационных способностей. Средствами СФП являются: бег на тренировочных и соревновательных трассах с ориентированием, легкоатлетические кроссы, беговые и специально-подготовительные упражнения, направленные на избирательное развитие функциональных систем и групп мышц, участвующих в проявлении выносливости, силы, быстроты, ловкости [12].

Исследователи в нашей стране, Швеции, Чехословакии проводили оценки соотношения объемов технической и физической подготовки на различных стадиях занятий спортивным ориентированием. Их результаты указывают на то, что с повышением спортивного мастерства соотношения между этими двумя видами подготовки систематически изменяются в пользу физической подготовки [14].

Тренировочная деятельность ориентировщика характеризуется выполнением большого объема бега продолжительного в аэробном режиме. В этом отношении здесь много общего с легкоатлетическим кроссовым бегом и бегом на длинные дистанции.

Согласно выше сказанному, для достижения высоких результатов в ориентировании необходима разносторонняя физическая подготовка, в которой главным физическим качеством, обуславливающим результат, является выносливость, что требует использования высоких по объему тренировочных нагрузок [4].

Под показателями физической подготовленности подразумеваются факторы, определяющие способность к ориентировочному бегу. Это выносливость, сила, быстрота, гибкость, амплитуда движений, а также владение координацией движений в процессе выполнения соревновательного упражнения.

Показатели технического мастерства ориентировщика связаны со специализированной техникой ориентирования. Техническое мастерство спортсмена-ориентировщика - это владение теми приемами, которые используются для решения задач ориентирования в процессе соревновательной деятельности [12].

Тактика ориентирования - это совокупность рациональных действий спортсмена, направленных на достижение хороших результатов в соревнованиях. Тактически правильно мыслить и действовать - значит решать задачи ориентирования в кратчайший срок, с наименьшей затратой сил и с учетом меняющейся обстановки в соревнованиях [2].

Психологическая подготовка в ориентировании имеет важное значение в достижении высокого результата. Ориентировщик должен уметь приспосабливаться к возникающей в процессе соревнований стрессовой ситуации так, чтобы достичь наилучшего результата, с учетом уровня физической и технико-тактической готовности (Чешихина В.В., 1996) [24].

Значение психологических показателей в ориентировании очевидно, ведь ошибки зачастую допускаются в ситуациях, которые спортсмену вполне по силам контролировать [11].

В психологической подготовке спортсмена-ориентировщика уделяют развитию таких психических качеств как память, мышление, внимание.

Основными техническими средствами в соревновательной деятельности по спортивному ориентированию являются спортивная карта и спортивный компас [4].

Спортивная карта - это крупномасштабная специальная карта, предназначенная для спортивного ориентирования и выполненная в условных знаках, специальное содержание которой составляет показ проходимости местности и информативность изображения объектов. Это подробнейшее описание местности, на которой предполагается провести соревнования. С помощью карты начальник дистанции планирует трассы, оборудует их на местности. Точная, объективная и информативная карта, выполненная по стандартизированным рекомендациям и легко читаемая на бегу, - основа для технически совершенной дистанции, залог обеспечения спортивной справедливости. Все спортивные карты должны оформляться в условных знаках и обладать определенными качествами: точность, информативность, объективность, читаемость и полнота содержания [10, 12].

Спортивная карта - это атрибут, сопровождающий ориентировщика, помогающий ему максимально реализовать свое мастерство на предлагаемой дистанции.

У спортивной карты можно выделить д


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.118 с.