Глава 1. Вопрос об односоставных предложениях — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Глава 1. Вопрос об односоставных предложениях

2020-04-01 272
Глава 1. Вопрос об односоставных предложениях 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

ХАКАССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Н.Ф. КАТАНОВА

ИНСТИТУТ ФИЛОЛОГИИ

КАФЕДРА РУССКОГО ЯЗЫКА

специальность 021700 - "Филология"

Безличные предложения среди

других типов простого

предложения

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

 

Студента 5 курса гр. б

Феськова К.В.

 

Научный руководитель

к.ф.н., доцент

Гончаров А.М.

 

Абакан, 2001

СОДЕРЖАНИЕ

Введение............................................. 03-04

Глава 1. Вопрос об односоставных предложениях в рус-

ском синтаксисе................................... 05-31

1.1. Разработка проблемы односоставных предложений

в трудах классиков-лингвистов.................. 05-18

1.2. Вопрос о выделении/не выделении односоставных

предложений в русском языке.................... 18-21

1.3. Понятие о безличных предложениях в современ-

ном русском языке.............................. 21-24

1.4. Различные классификации безличных предложе-

ний в лингвистической литературе............... 24-32

Глава 2. Место безличных предложений в системе типов

простого предложения.............................. 32-51

2.1. Структурно-семантические особенности безличных

предложений в современном русском языке......... 32-39

2.2. ЗАКОНОМЕРНОСТИ УПОТРЕБЛЕНИЯ ЛИЧНОГО И БЕЗЛИЧ-

НОГО ПРЕДЛОЖЕНИя С ГЛАГОЛЬНЫМИ СКАЗУЕМЫМИ...... 39-48

2.3. Безлично-инфинитивные предложения, как пере-

ходные конструкции............................. 48-51

Заключение........................................... 52-53

Список использованной литературы..................... 54-56

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы. Русское языкознание дореволюционного периода, особенно прошлого века, достигло значительно боль­ших успехов в области изучения морфологии, чем синтаксиса, несмотря на отдельные труды выдающихся русских синтаксистов, среди которых первым должно быть названо имя А.А. Потебни, а затем его учеников А.В. Попова, Д.Н. Овсянико-Куликовского. В связи с этим вполне закономерно повышенное внимание к син­таксису русского языка, характерное для современного периода исследования.

Изучение типов простого предложения — одна из важнейших сторон работы языковедов в области синтаксиса русского язы­ка. Говоря об отдельных структурных типах с точки зрения ши­роты проблематики, мы поставили бы безличные предложения на одно из первых мест. Многочисленность проблем, возникающих при изучении безличных конструкций, связана, главным обра­зом, с тем, что этот особый тип односоставных предложений не представляет собою единства ни по структуре, ни по функцио­нальному назначению отдельных членов. Вместе с тем бесспорно наличие общих языковых признаков, которые еще сто лет назад заставили А.X. Востокова объединить ряд разновидностей пред­ложений под общим названием "безличные предложения", изуче­ние их семантической структуры стало особенно актуальным в последние два десятилетия. Безличные предложения всегда были в поле зрения современных русистов. Однако изучение семанти­ки этих предложений не выходило за рамки отделения их обще­грамматического значения. Такие аспекты исследования данных предложений, как выделение семантических компонентов, вза­имодействие лексического, морфологического уровней при фор­мировании сложных предложений с соотносительными высказыва­ниями, не нашли пока в лингвистической литературе полного отражения.

Предметом нашего исследования является самая многочис­ленная часть глагольных односоставных предложений – безлич­ные.

Основная цель данной работы состоит в том, чтобы в соот­ветствии с современными научными принципами дать всесторон­ний анализ семантики безличных предложений.

Конкретные задачи, вытекающие из основной цели работы:

1.рассмотреть историю разработки односоставных безличных предложений в русской лингвистике;

2.выявить семантические разряды безличных предложений;

3.охарактеризовать семантическую структуру анализируемых предложений;

4.определить функции и сферу их применения;

5.установить характер соотносительности между личными и безличными предложениями с несколькими сказуемыми.

Методы исследования. В качестве основного рабочего мето­да используется структурно-семантический. Смысловые элементы описываются нами с помощью дифференционных семантических признаков. В работе используется также прием наблюдения и цифровой подсчет как элемент статистического метода.

Материалом для наблюдения и анализа послужили тексты ху­дожественных произведений классической и современной литера­туры. Собранный материал составляет более 800 примеров.

Теоретическая и практическая значимость работы заключа­ется в том, что ее результаты могут быть использованы при описании синтаксической семантики русского языка и при реше­нии проблем, связанных с анализом формальной устроенности и смысла большого числа предложений русского языка. Материалы дипломной работы могут найти применение также в практике преподавания русского языка в средней и высшей школе.

Апробация. Результаты дипломного сочинения излагались на Катановских чтениях и лингвистическом спецсеминаре по рус­скому языку (апрель 2001 г.).

 

В РУССКОМ СИНТАКСИСЕ

В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ

 

Как известно, предложения, в которых предикативность[35] получает выражение в одном главном члене, который одновре­менно называет тот или другой предмет, явление, действие и устанавливает его отношение к действительности, что достига­ется как формами слов, так и интонационными средствами полу­чили название односоставных.

Следует отметить, что в простейшем виде односоставные предложения состоят из одного знаменательного слова. Односо­ставные предложения представляют собой особый структурный тип предложения, отличный от двусоставных предложений, и на­личие одного главного члена не служит показателем неполноты предложения.

Грамматическим центром односоставных предложений являет­ся один независимый главный член, с помощью которого выража­ется предикативность. Различия в форме главного члена служат основой для выделения типов односоставных предложений.

В современном русском языке существуют два основных типа односоставных предложений — глагольные и именные. В глаголь­ных односоставных предложениях утверждается независимый признак (действие): В саду пели; Вам придется подождать; Быть грозе великой и т.п. В именных (субстантивных) односоставных предло­жениях утверждается или отрицается бытие предмета: Полночь; Опять зима; Сейчас не лето; Снегу-то!; Кругом ни деревца и т.п.

Независимые позиции главного члена в глагольных и имен­ных односоставных предложениях существенно различаются. Гла­гольные формы по своей морфологической природе тяготеют к зависимому положению, к выражению признака, приписываемого субъекту. Поэтому постановка их в независимую позицию требу­ет особых конструктивных условий: сама структура предложения определяет независимое положение глагольной формы. Так, сло­воформа спали, взятая отдельно, представляется зависимой и как бы предопределяет согласование с господствующей (имен­ной) формой, однако в конструкции В доме уже спали эта форма занимает независимую позицию. Независимая позиция именной формы определяется либо прямым падежом (именительным), либо отсутствием в структуре предложения подчиняющего слова (не­зависимый родительный).

Наблюдения лингвистов показывают, что в глагольных односоставных предложениях в роли главного члена могут вы­ступать все основные спрягаемые формы и инфинитив. В именных предложениях в позиции главного члена употребляется лишь су­ществительное (или субстантивированное слово) в именительном или родительном падеже.

Главный член в глагольных предложениях своими морфологи­ческими формами выражает важнейшие грамматические категории модальности, темпоральности, а также персональности. В имен­ных односоставных предложениях отсутствует возможность непо­средственного морфологического выражения предикативных кате­горий, и они раскрываются с помощью конструктивных и интона­ционных показателей, то есть чисто синтаксическими средства­ми.

В нашем исследовании мы более подробно остановимся на глагольных односоставных предложениях, где различные гла­гольные формы употребляются как независимые. По мнению спе­циалистов, общим свойством всех глагольных односоставных предложений является бессубъектность. Соотносительность субъекта и признака не представлена; действие, обозначенное в главном члене, оформляется как независимое (ср.: В доме уже все спалиВ доме уже спали). Однако независимое действие внут­ренне соотнесено с деятелем. Так, в предложении В доме уже спа­ли глагол выражает действие, которое мыслится как совершаемое деятелем (а не совершающееся само по себе), но деятель сло­весно не обозначен, а грамматически, в форме глагольного главного члена, представлен как неопределенный.

Отношение действия к деятелю служит одним из оснований деления глагольных односоставных предложений на пять видов: определенно-личные, неопределенно-личные, обобщенно-личные, безличные, инфинитивные.

Безличными называются простые односоставные предложения со сказуемым, называющим такое действие или состояние, кото­рое представлено без участия субъекта действия (подлежаще­го)[36]. Например: До станции оставалось еще с версту; Смеркалось; на столе, блистая, шипел вечерний самовар...

Семантической основой безличных предложений является от­сутствие именно активного деятеля (или носителя признака), так как указание на деятеля (или носителя признака) в пред­ложении все-таки может быть, однако в такой форме, которая не допускает грамматического подлежащего[37]. Сравните примеры: Яхотел его снять оттуда и Хотелось мне его снять оттуда…. В безличном предложении Хотелось мне его снять оттуда… есть указание на дей­ствующее лицо (мне), однако форма глагола-сказуемого не до­пускает именительного падежа, его нельзя установить и по связи с другими словами, и действие представляется как про­текающее независимо от деятеля. Примерно то же в следующих предложениях: Полетемно и Однако в поле уж темно. В двусостав­ном предложении Полетемно обозначен носитель признака (поле), а в безличном Однако в поле уж темно признак выступает как су­ществующий безотносительно к его носителю, причем и признак-то несколько меняет свое качество: он переходит в состояние.

Из сказанного вытекает, что общим значением безличных предложений является утверждение независимого признака (действия), не соотнесенного с деятелем. Это значение пере­дается главным членом предложения. Содержание главного члена безличных предложений составляют: а) обозначение независимо­го признака — действия, состояния; б) выражение несоотноси­тельности действия с деятелем; в) указание на отношение вы­сказывания к моменту речи (синтаксическое время). Показатель данных значений — форма безличности: 3-е лицо единственного числа, прошедшего времени, среднего рода.

 

В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ

 

В русском языкознании представлены различные классифика­ции безличных предложений. Классики-лингвисты, определяя природу данных предложений, исходят из грамматической формы не только главного члена (сказуемого), но и других членов, обязательных или необязательных в данной конструкции.

Пешковский А.М. выделяет следующие семантические группы безличных предложений[38], исходя из грамматической формы не только главного члена (сказуемого), но и других членов, обя­зательных или необязательных в данной конструкции. Этим по­ложено плодотворное начало синтаксического анализа структуры самого безличного предложения.

1.Обозначение различных процессов, происходящих внутри чело­веческого тела, посредством соответствующего глагола 3-го лица (а в прошедшем времени среднего рода) и существитель­ного в винительном падеже или в разных падежах с разными предлогами; например: Руку тянет, под сердцем давит.

2.Обозначение стихийных явлений (природы и социальной жизни) посредством соответствующего глагола в тех же формах и су­ществительного в творительном падеже; например: Революцией пахнет, рекой унесло, дождем зальет.

3.Безличное составное сказуемое, состоящее из безличной связ­ки (при глаголе было-будет в настоящем времени нулевой) и безлично предикативной формы на –о; например: было весело, сде­лалось грустно. Как добавочные формы, необязательные, но ха­рактерные для этих сочетаний, Пешковский А.М. отмечает еще:

а) дательный падеж существительного; например: мне было весе­ло, ребенку холодно;

б) инфинитив; например: весело кататься, поздно ехать.

4."Бесформенное слово", по терминологии Пешковского А.М., в качестве безличного предикативного члена. Отметим следующие употребляющиеся виды бесформенных слов:

а) можно, должно, надобно, надо, нужно и некоторые другие; например: Нам должно жить!;

б) жаль, пора, время, нельзя, охота, неволя, лень, досада, смех, грех, досуг и так далее; например: Мне было жаль бедного ста­рика... (Лермонтов);

в) некогда, некуда, неоткуда, нечего, негде, незачем и так далее; например: В деревню таскаться незачем.

5.Причастное безличное составное сказуемое (то есть безличная связка было-будет) + страдательное краткое причастие на –о; например: Про батарею Тушина былозабыто.

6.Безличный (или личный со значением безличного) глагол + да­тельный падеж существительного (не всегда) + инфинитив; на­пример: Именно в такой день случилось мне быть на охоте.

7.Отрицательные предложения с личным переходным глаголом в роли безличного и с управляемым существительным в родитель­ном падеже; например: Ни облачка на небе небродило.

8.Отрицательные предложения со страдательным безличным со­ставным сказуемым и с управляемым существительным в роди­тельном падеже; например: А бабьей глупости меры неположено.

9.Личный глагол в роли безличного или безличное страдатель­ное причастное составное сказуемое + количественное наречие (или равнозначное предложно-падежное сочетание); например: Много мыслей перебродило в его голове.

Классификация А.М. Пешковского не могла не отразить в себе недостатки его общей теоретической концепции. Так, на­пример, формально-морфологическая точка зрения проявилась при искусственном и необоснованном разделении предложений с формой на , созвучной прилагательным среднего рода (и се­мантически им соответствующей) и тех же конструкций с "бес­форменным словом", куда автор причисляет не только формы ти­па " жаль ", " нельзя ", но и формы на , не имеющие в системе языка звукового или семантического соответствия прилагатель­ным среднего рода (мОжно, дОлжно, пОлно и т. п.).

Но в наибольшей мере слабость теоретической позиции А.М. Пешковского проявляется при решении им вопросов, свя­занных с соотношением грамматической и понятийной стороны безличного предложения. Согласно его воззрениям, безличность предложения определяется тем, что сказуемое не имеет форм согласования с подлежащим, следовательно, не может давать "намека на подлежащее", так как последний делается именно при помощи форм согласования[39]. Таким образом, отсутствие у безличных глаголов изменяемости по лицам, числам и в прошед­шем времени по родам (явление, сформировавшееся в определен­ной логической ситуации и именно в готовых синтаксических условиях) превращается у А.М. Пешковского в исходный пункт безличного характера предложения.

А.М. Пешковский тонко подметил разницу между безличными предложениями и неполными с опущенным подлежащим: "Все дело тут, очевидно, только в том, сознаются лицо и число данного глагола как категории согласования сказуемого с подлежащим или нет, ибо безличное предложение есть прежде всего не со­гласуемый ни с чем глагол"[40]. Однако это высказывание не мо­жет быть принято иначе, чем только в качестве практического критерия.

В отличие от А.М. Пешковского современные исследователи, например, Лекант П.А. классифицирует безличные предложения по способам выражения вещественного и грамматического значе­ний. Он говорит о синтетическом и аналитическом способах вы­ражения[41].

Для синтетического способа характерно то, что оба значе­ния выражаются в одной лексической или лексикализованной единице, имеющей форму безличности. В функции главного члена выступают:

1.безличный глагол или глагольный фразеологизм; например: Старику не везло,...от своей братии на орехи достанется...;

2.личный глагол или глагольный фразеологизм в безличной фор­ме; например: Лужи во дворе морщило и рябило от дождя, Бывает хуже, с рук сойдет;

3.бытийный глагол быть с частицей не в качестве соотноситель­ной временной формы безлично-неспрягаемого глагольного сло­ва нетне было; например: Кругом не было ни души.

При аналитическом способе вещественное и грамматическое значения главного члена выражены раздельно, в двух лексиче­ских или лексикализованных единицах.

1. Независимый признак назван в инфинитиве, а грамматические значения выражены в безличной глагольной форме вспомога­тельного компонента: это либо собственно безличные глаголы с модальным значением типа предстоит, либо безличные формы фазисных глаголов; например: Один раз пришлось спуститься глубоко вниз на круглую поляну, Краба так и не удалось поймать.

2.Независимый признак (состояние) выражается именным компонентом главного члена, а грамматические значения за­ключены во вспомогательном связочном компоненте.

Связочный компонент может быть представлен безличными формами глагольной связки быть (былобудет; было бы), в том числе нулевой формой со значением настоящего времени изъявительного наклонения, а также безличными формами дру­гих глагольных связок (стать, сделаться и другими), включая собственно безличную обстоять; например: А в степи было холодно, темно и мрачно.

Именной компонент главного члена может быть выражен:

а) словами категории состояния (предикативами), в том числе формами сравнительной степени; например: На улице было безлюдно.

б) краткими страдательными причастиями в форме прошед­шего времени среднего рода (безличной форме); на­пример: В комнатах старательно прибрано;

в) фразеологическим сочетанием не до со значением " нет дела до кого-чего "; например: Меня никто не провожал.

3.Главный член состоит из трех компонентов: независимый признак назван в инфинитиве, роль формы безличности выпол­няет связочный компонент, модальные значения выражаются группой слов категории состояния, специализирующихся в этой функции (нельзя, можно, надо, охота, должно, жаль, время, пора, грех и другие); например: В залах нельзя было протискаться.

Таким образом, значение безличных предложений получает различное структурное выражение. Однако во всех структурных вариантах имеется общий элемент — форма безличности с одина­ковыми показателями. Это в высшей степени типизированная форма, о чем свидетельствует наличие в системе ее пока­зателей нулевого элемента — нулевой формы связки быть. Форма безличности во всех структурных разновидностях — основное средство выражения безличности.

Независимой позиции главного члена способствуют два фак­тора — морфологический и синтаксический. Морфологическим условием независимого употребления глагольных форм является их безличность, отсутствие системы соотносительных личных форм, а синтаксическим — положение главного члена относи­тельно второстепенных, в частности словопорядок как грамма­тическое средство.

Безличные глаголы не нуждаются в подчеркивании их неза­висимого положения с помощью порядка слов.

Последовательна в этом смысле и классификация Е.С. Скобликовой, в основу которой положены семантические особен­ности безличных предложений. "…Разновидности безличных пред­ложений характеризуются некоторыми общими особенностями в выражении главного члена, и общими чертами грамматической семантики"[42].

По особенностям грамматической семантики безличные предложения делятся на:

1.предложения с переходными глаголами, выражающими активное воздействие стихийных сил на какой-либо объект; например: ...в ту ночь сорвало с якорей даже плавучие маяки;

2.предложения с непереходными глаголами, обозначающими раз­ного рода природные процессы, чаще всего – изменения пого­ды, изменения, связанные со сменой дня и ночи; например: Н а дворе совсем прояснилось.

3.предложения с непереходными безличными глаголами на –ся, выражающими непроизвольную легкость, а при отрицании, на­оборот, трудность или даже невозможность пребывания в опре­деленном состоянии, в том числе в состоянии определенной деятельности; например: Мне сегодня хорошо работается.

4.предложения с непереходными и переходными глаголами, обо­значающими болезненное состояние живого существа, чаще все­го – лица; например: Сашку затрясло;

5.характерные для русского языка отрицательные предложения, выражающие отсутствие в описываемой ситуации определенного предмета или явления; например: Времени для раздумий не остава­лось;

6.предложения со сказуемым, выраженным категорией состояния, обозначающие:

а) состояние окружающей среды; например: В павильоне было про­хладно;

б) состояние живого существа (чаще человека – лица); напри­мер: Ей было неловко и тягостно;

в) " состояние дел"; например: С продовольствие вообще было труд­но;

7.предложения со сказуемым, выраженным сочетанием безличного глагола или категории состояния с инфинитивом, обозначаю­щие:

а)возможность-невозможность действия, желательность-неже­лательность действия, необходимость-отсутствие необходи­мости действия; например: Когда-нибудь на Змлю можно будет гля­нуть с Луны;

б)целесообразность-нецелесообразность действия; например: Интересно остановиться еще на одном вопросе;

в) легкость или трудность осуществления действия; например:   Несладко работать в пустыне;

г) связанное с действием положительное или отрицательное эмоциональное или физическое состояние, облегчающее или затрудняющее реализацию действия; например: Большой семьей веселей жить;

д) временные и пространственные условия, влияющие на реали­зацию действия; например: Однако успокаиваться пока рано.

Выводы.

Проблема классификации безличных предложений не нашла единого решения. Возникает проблема частного и общего, что осложняет вопрос о критерии выделения изучаемого объекта и создает множество дополнительных аспектов исследования.

В связи с этим изучение безличных предложений русского языка ведется по различным линиям: психологическое направле­ние (А.А. Потебня, Д.Н. Овсянико-Куликовский); логическое направление (А.Х. Востоков, Ф.И. Буслаев); историко-психоло­гическое и формально-грамматическое направления (Ф.Ф. Форту­натов). Дальнейшее изучение безличных предложений связано с именами А.А. Шахматова, А.М. Пешковского.

Также не существует единой классификации безличных предложений: А.М. Пешковский строит свою классификацию исхо­дя из грамматической формы не только главного члена (сказуе­мого), но и других членов, обязательных и необязательных в данной конструкции; П.А. Лекант классифицирует такие предло­жения по способам выражения вещественного и грамматического значений, говоря об синтетическом и аналитическом способах выражения; Е.С. Скобликова в основу своей классификации по­ложила семантические особенности безличных предложений.

 

Как переходные конструкции

 

Как уже отмечалось, проблема классификации безличных предложений, их места среди других типов простого предложе­ния все еще сохраняет свою дискуссионность и остроту. В частности, эта проблема актуальна при выделении безлично-ин­финитивных предложений, которые учеными относятся к переход­ным конструкциям[46].

В безлично-инфинитивных предложениях, с одной стороны, используется независимый инфинитив, а с другой – при инфини­тиве употребляется глагол-связка быть в безличной форме[47].

В этих предложениях проявляется объективная модальность реальности или ирреальности. объективная модальность реаль­ности обнаруживается в повествовательных предложениях, а ир­реальности – в вопросительных, в которых могут быть вопроси­тельные частицы разве, неужели и т.п., а также в повествова­тельных безлично-инфинитивных предложениях, в которых при главном члене имеется частица бы: Спрятаться от дождя было негде; Разве спрятаться от дождя было негде?; Спрятаться от дождя было бы не­где.

В безличных предложениях и безлично-инфинитивных прояв­ляются частные модальные значения предположительности, целе­сообразности, нецелесообразности и др., обусловленные веще­ственным значением конкретного предложения, способом морфо­логического выражения главного члена, интонацией, частицами. Например: Разве ему некуда было уехать? - частное модальное значе­ние предположительности или сомнения.

При наличии в предложениях вводно-модальных слов или мо­дальных частиц в них легко проявляется субъективная модаль­ность (значения уверенности, неуверенности, сомнения, воз­можности, невозможности и некоторые другие). Пример: Защиты, конечно, не у кого было искать (Лесков) – на фоне объективной модаль­ности реальности выражается субъективно-модальное значение уверенности.

Безличные предложения, как и безлично-инфинитивные, име­ют полную временную парадигму, основным способом выражения синтаксического времени в них является морфолого-синтакси­ческий, что обусловлено наличием глагольной связки быть в безличной форме, которая может употребляться в прошедшем, настоящем и будущем времени. Пример: Тут было над чем подумать; Тут есть над чем подумать; Тут будет над чем подумать.

Безличные предложения в принципе являются бессубъектны­ми. Субъект грамматический понимается нами как "словоформа с предметным значением, грамматически господствующая по отно­шению к словоформе, которая называет признак предмета: Девоч­ка весела, Олень бежит; Бегущий олень "[48].

Компонентный анализ безлично-инфинитивных предложений выявил, что в данных предложениях наиболее типичными являют­ся двухкомпонентные, трехкомпонентные и четырехкомпонентные семантические структуры, при этом семантический предикат представлен в них главным членом – инфинитивом глагола и связкой быть в безличной форме, а семантический субъект мо­жет быть выражен или словесно (отдельной словоформой), или имплицитно[49].

Двухкомпонентная семантическая структура представляет собой по составу семантический предикат и семантический субъект "отсутствующий". Семантика схемы – "неосуществление действия, обусловленное отсутствием субъекта", который выра­жен отрицательными местоимениями некому, нечему и подобными в форме дательного падежа. Пример: Некому было работать; Нечему бы­ло завидовать.

Трехкомпонентная семантическая структура может слагаться в своем составе из семантического предиката, семантического субъекта (имплицитного) и семантического "отсутствующего" объекта. Семантика схемы – "неосуществление чего-либо, обус­ловленное отсутствием объекта", который выражен отрицатель­ным местоимением в косвенном падеже. Пример: Не к кому было обра­титься; Не о чем было спорить.

Но она может быть и другой, включая в свой состав семан­тический предикат, семантический субъект (имплицитный) и се­мантический конкретизатор, указывающий на отсутствие места, времени или цели и выраженный отрицательным местоименным на­речием. Пример: Некуда было идти; Негде было жить; Некогда было общаться; Незачем было оставаться.

Четырехкомпонентная семантическая структура выступает как целое, включающее в свой состав семантический предмет, семантический субъект (имплицитный), семантический объект, выраженный существительным или местоимением в косвенном па­деже, и семантический конкретизатор, указывающий на отсут­ствие места, времени или цели и выраженный отрицательным на­речием. Пример: Помощи ждать было неоткуда; Некуда было посылать письма; Обдумывать действия было некогда; Гулять с ребенком было некогда; Обсуждать поступок было незачем; Оставаться с ним было незачем.

Мы привели некоторые, самые продуктивные из конструкций безлично-инфинитивных предложений.

В коммуникативном или актуальном аспекте исследуются за­кономерности использования предложения в качестве единицы сообщения, коммуникации. Данный аспект проявляется в выделе­нии в предложении главной, основной части сообщения, содер­жащей новое, неизвестное собеседнику. Эта часть сообщения, как правило, выделяется относительно другой, содержащей уже известное. Членение предложения таким путем называется в языкознании актуальным, или коммуникативным членением.

Расчлененные безлично-инфинитивные предложения имеют различные актуально-синтаксические типы. Например, безлично-инфинитивные предложения Спрятаться было // негде; Размышлять бы­ло // некогда отвечают на частичный диктальный вопрос и отно­сятся к частноинформативному типу. В данных высказываниях главный член – тема предшествует отрицательному компоненту – реме.

Исследование безлично-инфинитивных предложений в двух основных аспектах: структурном и семантическом выявило раз­личие в их типологии. Безлично-инфинитивные предложения яв­ляются односоставными глагольными предложениями промежуточ­ного типа между безличными и инфинитивными в структурном ас­пекте, однако их следует, по-видимому, определять как двусоставные предложения в семантическом аспекте.

 

Выводы. Таким образом, нами рассмотрены структурно-се­мантические особенности безличных предложений, отмечено от­сутствие четкого противопоставление личных и безличных кон­струкций, поскольку между этими двумя грамматическими типами предложений находятся промежуточные типы.

Нами выявлены основные промежуточные типы безличных предложений с указанием процентного соотношения подобранных нами в процессе работы примеров – предложений из текстов ху­дожественной литературы.

Отмечены основные закономерности употребления личных и безличных предложений с глагольными сказуемыми. Едва ли не самыми распространенными в рассматриваемом ряду соотношений являются параллельные конструкции с модальными глаголами хо­теть - хотеться. Использование личной и безличной конструк­ций очень четко разграничено, и это позволяет говорить о вполне определенных сложившихся и складывающихся закономер­ностях их употребления.

Выявлено существование безлично-инфинитивных предложений как переходных конструкций.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Подходя к изучению безличных предложений нужно всегда помнить, что только изучение грамматической и стилистической сторон языковых явлений в их органическом единстве даст воз­можность изучить их не формально, а глубоко, сознательно, раскрыть в каждом отдельном явлении его подлинное содержа­ние, увидеть его в движении и функционировании в различных речевых и функционально-языковых стилях. Грамотность – это не только умение правильно писать, но и умение правильно, уместно употреблять речевые средства в различных контекстах, обстоятельствах, ситуациях и целях. Только такое изучение грамматических явлений, в том числе и безличных предложений, обеспечит высокую речевую культуру.

В своей работе мы рассмотрели различные классификации безличных предложений: Леканта П.А., Пешковского А.М. и Скобликовой Е.С., что позволило изучить все аспекты функцио­нирования безличных предложений в современном русском языке.

Такое разнообразных точек зрения на проблему безличных предложений вызвано тем, что ди сих пор ученые не пришли к единому мнению относительно безличных предложений, также не существует единой классификации этих предложений. Однако су­ществование такого разнообразия подходов позволяет рассмат­ривать безличные предложения с разных точек зрения: исходя из грамматической формы не только главного члена (сказуемо­го), но и других членов, обязательных в данной конструкции; по способам выражения вещественного и грамматического значе­ний; исходя из семантических особенностей таких предложений.

Безличные предложения нами рассмотрены с точки зрения определения безличности, а также с различных точек зрения: структурной, семантической.

Большинство ученых придерживается мнения, что безличные предложения представляют собой наследие той эпохи, когда первобытные люди, не имея представления ни о законах внешне­го мира, ни о строении своего тела, чувствовали себя совер­шенно беспомощными в борьбе с природными стихиями и болезня­ми. Из-за незнания истинных причин природных и общественных явлений возникают искаженные, фантастические представления дикарей об окружающей их действительности, убеждение, что болезни насылает и погоду делает неизвестная сила.

В современном русском литературном языке в подавляющем большинстве случаев, когда выбор падает на безличные кон­струкции при наличие синонимичных личных, он объясняется не­обходимостью по тем или иным причинам устранить из речи обо­значение производителя действия и носителя признака. Нами отмечено, что такие конструкции существуют параллельно, что позволяет носителям языка разнообразить свою речь.

Основная, самая частотная, часть безличных предложений выражает интеллектуальное восприятие действительности (со­стояние природы и среды, физическое состояние живого мира, психо-эмоциональное состояние человека), а также волю чело­века или его стремления, желания (функция воздействия на других людей).

Необходимо так же отметить достоинство изучения безлич­ных предложений на основе художественных текстов. Это позво­ляет учителю наглядно продемонстрировать учащимся способы функционирования безличных предложений в реальной речевой ситуации, показать им все многообразие таких предложений. И осуществить интеграцию уроков русского языка и литературы.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Арват Н.Н. Безличные предложения в древнерусском языке (по материалам новгородской письменности XI-XV вв.): Автореф. дисс.... кфилн. - Одесса, 1955.

2.Бабайцева В.В. Изучение односоставных предложений в VII классе//Русский язык в школе. – 1973. - №5.

3.Бабайцева В.В. Односоставные предложения в современном русском языке. - М., 1968.

4.Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. Современный русский язык. В 3 частях. Часть 3. Синтаксис. Пунктуация. – М.: Просвеще­ние, 1987.

5.Бело


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.121 с.