I. Древнерусская культура. Историческое значение Киевской Руси — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

I. Древнерусская культура. Историческое значение Киевской Руси

2020-04-01 97
I. Древнерусская культура. Историческое значение Киевской Руси 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

I. Древнерусская культура. Историческое значение Киевской Руси

 

Народ Киевской Руси создал богатую, самобытную и на то время высокую материальную и духовную культуру, которая развилась на основе предыдущих культурных достижений восточных славян. Положительное влияние на нее оказали также культурные связи древнерусского народа с южными и западными славянами, народами Западной Европы, Византии, Кавказа, Азии. Культура Руси заняла значительное место в развитии мировой культуры эпохи средневековья.

 

Достижения в ремесленной технике, архитектуре и живописи

 

Киевская Русь славилась своими ремесленниками, искусно изготовлявшими орудия труда, оружие, изделия для домашнего обихода.

Древнерусские гончары, усовершенствовав технику производства, изготовляли глиняную посуду (кувшины, горшки, миски, блюда и др.), украшенную цветной поливой и различными узорами.

Древнерусские кузнецы делали добротные железные лемехи и чересла для плугов, ножи, топоры, серпы, подковы для лошадей, замки, мечи, щиты, кольчуги, шлемы т. д. На поверхность всех этих изделий часто наносились художественные украшения и надписи. Особенно славилось древнерусское искусство ювелиров, умевших обрабатывать драгоценные металлы, делать из них украшения. Они знали, как чеканить, гравировать и золотить изделия, украшать их так называемой зернью — маленькими металлическими шариками, припаянными на поверхность.

Талантливые древнерусские мастера передавали секреты своего искусства подмастерьям и ученикам.

Древнерусские зодчие сооружали прекрасные деревянные и каменные строения, архитектура которых славилась во всем мире. Они использовали опыт и традиции античной архитектуры и строительной техники, применяли собственные изобретения при использовании кирпича - плинфы, цементовки (раствор, состоящий из извести, толченого кирпича, керамики), камня и т. д. Украшением Киева стали такие сооружения, как Десятинная церковь, Софийский собор, Золотые ворота (главный въезд в город), Успенский собор, ряд каменных княжеских теремов. Развивалась архитектура в Чернигове (Спасский собор), Переяславе (Михайловский собор), Галиче и многих других городах. Многие сооружения сохранились и до сих пор. Они свидетельствуют о высоком развитии архитектуры наших предков.

Архитектура дала толчок распространению живописи. Княжеские дворцы и культовые храмы украшались резьбой по дереву и кости, настенной мозаикой, фресками, резьбой по камню, иконами. Такое украшение можно увидеть сегодня в Софийском соборе в Киеве. Древнерусские художники мастерски украшали кожаные оправы рукописных книг. Во времена Киевской Руси в Печерском монастыре действовала даже живописная мастерская, где работал талантливый художник Алипий.

 

Школа, просвещение и научные знания

 

При монастырях и церквях для зажиточных слоев населения открывались школы, библиотеки и даже архивы для документов. Ярослав Мудрый основал библиотеку и архив при Софийском соборе в Киеве. Там же была создана и школа для «книжного обучения». При Андреевском монастыре в Киеве была школа для девочек.

В Киевской Руси распространялись произведения античных авторов: Сократа, Платона, Аристотеля, Геродота, Софокла и других ученых и писателей. Из переводов их книг черпались научные знания. Накопленные в результате производственной деятельности народных масс и международного обмена знания из различных отраслей наук использовались на практике в ремесле, строительстве, торговле, лечении людей и животных. Известным врачом в Киеве стал Агапйт («лечец»), который умел делать хирургические операции. В произведениях древнерусских ученых (Иллариона, Владимира Мономаха, Сильвестра, Кирика, Нестора и др.) развивалась общественная мысль; у них звучали мотивы патриотизма, единства Русской земли, защиты от врагов.

Древнерусская культура имела мировое значение и стала позднее основой культур братских русского, украинского и белорусского народов.

II. Земли Юго-Западной Руси в условиях феодальной раздробленности

Киевская земля

 

Из истории средних веков нам известно, что в период развития феодализма в Западной Европе после (V политического подъема могучих государственных объединений (например, империи Карла Великого — Франкского государства) закономерно наступала их раздробленность, разделение на более мелкие независимые княжества. Киевская Русь не была исключением.

В начале XII в. появились признаки обособленности княжеств на землях Юго-Западной Руси. Местные князья вместе с феодалами-землевладельцами укрепляли свои политические позиции. После смерти великого князя Владимира Мономаха заострилась междоусобная борьба за великокняжеский престол в Киеве. Некоторые вассальные князья, воспользовавшись ослаблением великокняжеской власти, отказывались признавать главенство Киева. Продолжался процесс дробления княжеств на более мелкие. Управление в них осуществлялось по принципу известной из истории средних веков феодальной иерархии: великий князь — удельные князья — бояре. Они создавали администрацию — в волости или погосты (административно-территориальные единицы) назначались тысяцкие, вирныки и тиуны, зависящие от князей. Феодальная верхушка, опираясь на военные дружины, держала в повиновении угнетенных крестьян и мещан. Однако и в условиях раздробленности среди народных масс усиливалось чувство единства в классовой борьбе против феодалов; они выступали за сохранение целостности родной земли, которой угрожали нашествия кочевых орд. Из 116 городов Юго-Западной Руси на Киевскую землю приходилось 45.

По традиции Киевское княжество считалось наследством великокняжеского рода. Оно оставалось одним из наиболее густо заселенных и экономически развитых на Руси. Киевская земля была укреплена оборонительными валами и крепостями лучше, чем другие земли. Но вследствие междоусобной борьбы силы киевских великих князей ослабевали, и они не могли сохранить и укрепить единство Руси.

В 1155 г. Киевом овладел сын Владимира Мономаха, владимиро-суздальский князь Юрий Долгорукий, с именем которого связано основание Москвы. Но через два года он внезапно умер, не успев укрепить великокняжескую власть.

К тому времени участились нападения половцев на Киевскую землю. Киевские князья, занятые междоусобной борьбой, не обеспечивали надежность ее обороны. В 1202 г. Киевской землей завладел галицкий князь Роман Мстиславич. Он тоже старался повысить роль Киева как главного центра Руси, но его усилия оказались тщетны: удельные князья не подчинились великому князю.

Галицкая и Волынская земли

 

Развитие земледелия, скотоводства, ремесел, промыслов и торговли обусловило рост могущества Галицкого и Волынского княжеств, расположенных на юго-западной окраине Руси.

В поэме «Слово о полку Игореве» прославляется галицкий князь Ярослав Осмомысл (1153—1187), который «подпер горы Угорские своими железными полками», закрыл «ворота Дунаю». Он вел борьбу с врагами Руси. Дочь Ярослава Осмомысла Евфросиния («Ярославна») стала женой князя Игоря Святославовича, известного своими походами на половцев.

В Галицкой и Волынской землях возрастало княжеское, боярское и церковное землевладение. Крестьяне и городская беднота выполняли повинности (содержание войска, строительство и ремонт дорог, крепостей, мостов), платили многочисленные налоги в пользу феодалов. В 1159 г. на Галицкой земле вспыхнуло народное восстание против угнетателей, но его подавили военные дружины князя.

Возрастающая угроза агрессии со стороны иноземных феодалов побудила князей объединить Галицкую и Волынскую земли в одно княжество (1199 г.). Князь Роман Мстиславович подавил боярскую оппозицию, вел успешную борьбу против половцев, а также соседних государств, которые стремились захватить Галицкую и Волынскую земли. Под его властью объединились Галичина, Волынь и Киевщина. После смерти Романа феодальные междоусобицы заострились, и этим воспользовались феодалы Венгрии и Польши, чтобы захватить часть галицко-волынских земель.

Галицко-Волынское княжество окрепло при Данииле Романовиче Галицком (1205—1264), который прославился как государственный деятель, дипломат и полководец. Он основал города Львов и Холм, оградил крепостями Галич, Владимир и другие города, успешно боролся против польских, венгерских и немецких захватчиков, крепил единство княжества, возглавил народное движение против золотоордынского ига. Деятельность Даниила прославлена в летописях того времени. Ее высоко оценил Карл Маркс.

Под власть Даниила Романовича перешла также Киевская земля, но он не переехал в Киев, а оставил там своего воеводу Дмитрия. Накануне монголо-татарского нашествия Даниил сосредоточил в своих руках значительные вооруженные силы для отпора врагам.

 

Список литературы

 

1. Сергиенко Г.Я., Смолия В.А. «История Украинской ССР: 8-9 класса» - К., 1989

2. Сергиенко Г.Я. «Хрестоматия по истории Украинской ССР: 7-8 класса» - К., 1987

3. Власов В.Ф. «История 8 класса» - К., 2002

4. Телихов Б.В. «Развитие Украины» – М., 1987

5. Сарбей В.Г. «СССР в истории Украины» – Х., 1999

I. Древнерусская культура. Историческое значение Киевской Руси

 

Народ Киевской Руси создал богатую, самобытную и на то время высокую материальную и духовную культуру, которая развилась на основе предыдущих культурных достижений восточных славян. Положительное влияние на нее оказали также культурные связи древнерусского народа с южными и западными славянами, народами Западной Европы, Византии, Кавказа, Азии. Культура Руси заняла значительное место в развитии мировой культуры эпохи средневековья.

 


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.