Мировоззренческие основы и шкала нравственных ценностей — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Мировоззренческие основы и шкала нравственных ценностей

2020-04-01 172
Мировоззренческие основы и шкала нравственных ценностей 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

деникин армия белый движение

Изучение субъективных взглядов А.И. Деникина на Русскую императорскую армию, Вооруженные силы белого движения; РККА требует краткой характеристики личности А.И. Деникина, поскольку к перечисленным вооруженным силам у исторического деятеля складывались различные взгляды и следовательно, неоднозначное отношение.

Для изучения мировоззренческих основ и нравственных ценностей А.И. Деникина, следует обратиться к анализу понятия «мировоззрение», «ценности».

Мировоззрение, согласно Б.Г. Юдину, это система принципов, взглядов, убеждений, ценностей, идеалов, определяющих как отношение к действительности, общее понимание мира, так и жизненные позиции, программы деятельности людей. Составляющими основами мировоззрения выступают принципы, взгляды, убеждения, ценности, идеалы. С нашей точки зрения, целесообразно рассматривать те принципы, взгляды, убеждения, ценности, идеалы, которые позволяют нам изучить мнение А.И. Деникина о вооруженных силах России разных эпох. Это, прежде всего, политические, социальные, экономические взгляды, убеждения и идеалы, на основании которых А.И. Деникин создавал свою систему власти и высказывал мнение о предшественнике (Императорская армия) и противнике (РККА). Важное значение имеют нравственные ценности генерала, поскольку ценности формируют отношение человека к действительности, участвуют в регулировании деятельности людей. Ценности - это личностно окрашенное отношение к миру, возникающее на основе не только знания и информации, но и собственного жизненного опыта людей. Другими словами, ценности - это отношение человека к различным событиям, явлениям, на основе которого строится позиция по тому или иному вопросу. Поэтому мы акцентируем внимание на тех явлениях и событиях, которые каким-то образом оказали влияние на формирование мировоззренческих основ и нравственных ценностей А.И. Деникина.

В исследовании мировоззренческих основ и ценностей А.И. Деникина следует основываться на изучении воспоминаний свидетелей, мемуаров самого генерала. На становление А.И. Деникина как личности и военного профессионала оказали влияние его происхождение, семейное воспитание, воспитание в образовательном учреждении, военное образование.

История семьи Деникиных, в частности очерки по биографии отца и матери Антона Ивановича, позволят понять происхождение будущего генерала, некоторые особенности его семейного воспитания.

Иван Ефимович Деникин родился 26 сентября 1807 года в Саратовской губернии, воспитывался в семье крепостного крестьянина в рамках строгих моральных норм и ценностей крестьянской жизни начала XIX века. В 1834 г. Иван Ефимович был определен в рекруты Русской императорской армии по воле своего помещика, но отнесся к этому, по мнению М. Грей, спокойно. Вероятно именно эти обстоятельства позволили И.Е. Деникину с честью выполнять свой воинский долг. Прапорщик Русской императорской армии, Иван Ефимович Деникин служил в Польше, проникся любовью к польскому народу и считал, что совместное проживание поляков и русских в Империи, - это естественное и плодотворное сожительство. По словам самого А.И. Деникина, «не раз он [отец] спасал поляков-повстанцев - зеленую молодежь» во время польского восстания, на свой страх и риск Иван Ефимович существенно смягчал наказание для польских студентов - мятежников. Любовь и уважение к польскому народу, вероятно и предопределили его выбор на молодой польке Елисавете Федоровне Вржесинской.

(16) декабря 1872 года в семье Деникиных родился мальчик, которого вскоре обратили в православную веру и назвали Антоном. Иван Ефимович Деникин, находясь уже в отставке, тайно от супруги, написал прошение о возвращении в ряды Русской армии в связи с началом Русско-турецкой войны. Этот поступок отца Антон Иванович прокомментировал в своей автобиографии следующим образом: «в глубине душонки гордился тем, что папа мой идет на войну». Из вышесказанного следует, что А.И. Деникин гордился и ставил в пример своего отца, который, несмотря на преклонный возраст и маленького сына стремился исполнить свой воинский долг до конца.

Большое впечатление в памяти Антона Ивановича оставили следующие поступки отца: «в день получки пенсии отец ухитрялся раздавать кое-какие гроши еще более нуждающимся - в долг, но, обыкновенно, без отдачи... Это выводило из терпения мать, оберегавшую свое убогое гнездо»; «солдатская прямота, с которой отец подходил к людям и делам. Возмутится человеческой неправдой и наговорит знакомым такого, что те на время перестают кланяться». Гуманистическое отношение к людям, особенно беднякам, отсутствие склонности к лести, прямая критика поступков людей, - все эти личностные качества будут воспитываться у А.И. Деникина, и как отмечает Г.М. Ипполитов, «...нетерпимость к несправедливости сочетались с излишней солдатской прямолинейностью...». Подтверждение вышесказанному мы находим у самого А.И. Деникина: «...и я потребовал «равноправия»; при встречах с бывшими товарищами заговорил с ними по-русски, предоставляя им говорить на их родном языке. Одни примирились с этим, другие обиделись, и мы расстались навсегда.».

Семья Деникиных жила скромно и в постоянной нужде, но на судьбу жаловалась только Елисавета Федоровна, Иван Ефимович отвечал спокойным молчанием. Достоинство и значительность этого молчания во впечатлительной душе ребенка вызывали глубокое уважение.

И.Е. Деникин был верующим человеком и часто брал с собой на церковную службу сына, где Антон, впоследствии, начал петь в хоре. Антон вместе с матерью также посещал службы в католическом костеле, хотя, по мнению самого Антона Ивановича Деникина, православные службы в полковой церкви вызывали родные и близкие чувства, а службы в костеле воспринимались как интересное зрелище.

Свое обучение А. И. Деникин начал в «немецкой» городской школе, а с 1882 года учился в Влоцлавском реальном училище. Поскольку после смерти отца материальное положение семьи значительно ухудшилось, мальчик стал подрабатывать репетиторством.

В училище Антон Иванович проявил особые способности в математике, что позволило ему поступить в Ловичское училище в механико-техническое отделение. Здесь учились евреи, русские и поляки. Данное обстоятельство показало юноше сложность национального вопроса Российской империи, поскольку в своей русско-польской семье никаких разногласий по национальному вопросу не было. Примечателен факт, отмеченный А.И. Деникиным в автобиографии: «так как многие из них [русских учащихся] действительно ополячились, я не раз подтрунивал над ними, поругивал их, а иногда в серьезных случаях и поколачивал, когда позволяло «соотношение сил». Помню, какое нравственное удовлетворение доставило мне однажды (в 6-м классе), когда мой приятель - серьезный юноша и добрый поляк - после одной такой сценки пожал мне руку...».

Кроме этого, А.И. Деникин замечает, что в ученическом коллективе евреев оценивали исключительно согласно их моральным, товарищеским качествам. Именно в межнациональных отношениях внутри училища проявилисьнекоторые нравственные качества будущего генерала. Так, будучи «старшим на ученической квартире», ему поручили следить за внутренним распорядком, в том числе и за «уличные разговоры на польском языке», что значило прямой донос на товарищей. Но на свой страх и риск, «старший» не сдавал провинившихся, а оставлял отметку, что «таких случаев не было»

В училище юноша проявил интерес к литературным произведениям, философии, социальным проблемам, но особые успехи проявил в математике, что и позволяло ему поступить в высшее техническое образовательное учреждение. Но А.И. Деникин выбрал военную карьеру.

А.И. Деникин поступил в Киевское юнкерское училище. Антон Иванович отмечает некоторые моральные нормы, существовавшие в юнкерской среде. Так, обман, вообще и в, частности наносящий кому-либо вред, считался нечестным. Но обманывать учителя на репетиции или экзамене разрешалось. Самовольная отлучка или рукопашный бой с «вольными», с употреблением в дело штыков, где-нибудь в подозрительных предместьях Киева, когда надо было выручать товарищей или «поддержать юнкерскую честь», вообще действия, где проявлены были удаль и отсутствие страха ответственности, встречали полное одобрение в юнкерской среде. И наряду с этим кара за них, вызывая сожаление, почиталась все же правильной... Особенно крепко держалась традиция товарищества, в особенности в одном ее проявлении - «не выдавать». Когда один из моих товарищей побил сильно доносчика и был за это переведен в «третий разряд», не только товарищи, но некоторые начальники старались выручить его из беды, а побитого преследовали. Таким образом, в юнкерском коллективе высоко ценились честность по отношению к товарищу, отсутствие страха ответственности, храбрость в бою, осуждались доносчики, воры. Можно заметить, что перечисленные качества будущих офицеров проявились у Антона Ивановича еще во время обучения в училище.

Молодые люди спорили о военном искусстве, литературе, теологии, о любви. Социальные и политические интересы оставались для них чуждыми. Их окружение не позволяло им интересоваться политикой: всякая склонность подобного рода квалифицировалась как «низкая» и недостойная. В Российских университетах дело обстояло иначе: большинство студентов придерживались левых идей, участвовали в манифестациях, митингах, выдвигали политические и социальные требования. Не зная об этом, юнкера Киева и других городов не проявляли к ним никакого интереса. Позже генерал в своих мемуарах будет приписывать всему русскому кадровому офицерскому составу характеристику аполитичности. По мнению А.И. Деникина, «государственный строй был для офицерства фактом предопределенным, не вызывающим ни сомнений, ни разнотолков. «За веру, царя и отечество». Отечество воспринималось горячо, как весь сложившийся комплекс бытия страны и народа - без анализа, без достаточного знания его жизни. Офицерство не проявляло особенного любопытства к общественным и народным движениям и относилось с предубеждением не только к левой, но и к либеральной общественности. Левая отвечала враждебностью, либеральная - большим или меньшим отчуждением».

Антон Иванович окончил юнкерское училище с высокими баллами (10,4 из 12), поэтому мы можем говорить о том, что будущий генерал получил в юнкерском училище хорошую подготовку к военной профессии как в теоретически-практическом плане, так и в нравственном.

Подтверждение этому мы находим у К.Э. Алексеева, который утверждает, что в период 80-90-х гг. XIX века юнкерские и военные училища успешно решали задачи по подготовке офицеров. Ученый отмечает некоторые качества военного образования: фундаментальный характер общеобразовательной подготовки юнкеров; малопредметность в обучении; нравственное влияние религии; активное формирование понятия офицерской чести; презрение к моральной нечистоплотности; выдвижение на первый план изучения теоретических и практических предметов; присоединение к курсу военных предметов таких общеобразовательных предметов, которые способствовали бы формированию и развитию профессиональной компетенции и социально значимых качеств личности; классно-урочная система преподавания. Сам А.И. Деникин отмечает, что вся окружающая атмосфера, пропитанная бессловесным напоминанием о долге, строго установленный распорядок жизни, постоянный труд, дисциплина, традиции юнкерские - не только ведь школьнические, но и разумно-воспитательные - все это в известной степени искупало недочеты школы и создавало военный уклад и военную психологию, сохраняя живучесть и стойкость не только в мире, но и на войне, в дни великих потрясений, великих искушений.

Антон Иванович выбрал для службы 2-ю артиллерийскую бригаду, потому что его привлекает этот род войск, и, кроме этого, эта бригада стояла в городе Беле Седлецкой губернии, находящейся недалеко от Влоцлавска, где проживала его стареющая мать. Последнее обстоятельство выбора места службы указывает на большую ценность семьи, особенно матери для Антона Ивановича.

Целеустремленность А.И. Деникина проявилась в период его обучения в Академии Генерального штаба 1895-1899 гг. В конце первого года обучения он был отчислен за несдачу экзамена по истории военного искусства, однако через три месяца он выдержал экзамен и снова был зачислен на первый курс Академии, которую успешно окончил и произведен в чин капитана.

В Академии проявилась принципиальность будущего генерала. Так, накануне его выпуска новый начальник Академии Генштаба генерал Николай Сухотин (друг военного министра Алексея Куропаткина) произвольно изменил списки выпускников, причисленных к Генеральному штабу, в результате чего провинциальный офицер Деникин не попал в их число. Воспользовался предоставленным уставом правом: подал на генерала Сухотина жалобу «на Высочайшее имя» (Государя Императора). Несмотря на то, что собранная военным министром академическая конференция признала действия генерала незаконными, дело попытались замять, а Деникину предложили забрать жалобу и написать вместо неё прошение о милости, которую пообещали удовлетворить и причислить офицера к Генеральному штабу. На это ответил: «Я милости не прошу. Добиваюсь только того, что мне принадлежит по праву». В итоге жалобу отклонили, а Деникина не причислили к Генеральному штабу «за характер!».

Таким образом, анализ первых десятилетий жизни А.И. Деникина позволяет нам сформировать представление о мировоззренческих основах и нравственных ценностях молодого офицера. На формирование мировоззренческих основ будущего генерала оказали влияние: простота быта, нужда и скромность в быту семьи Деникиных; гармоничное сочетание русских и польских традиций в семье; религиозность семьи; авторитет и уважение к отцу; военная карьера Ивана Ефимовича Деникина; ранняя потеря кормильца и главы семьи; объективные трудности в обучении; многонациональный состав училища; строгая дисциплина в юнкерском училище; накопленный опыт и знания в Академии. На момент окончания Академии Генерального штаба мы можем выделить определенную шкалу нравственных ценностей: это традиции и ценности других народов (в частности, польского); это воинский долг и гуманизм; это правда и справедливость, особенно в суждениях о других людях; это и прямота; это семья и ценности христианской морали (добро, любовь, аскетизм и др); это оценка поведения людей по поступкам, а не по происхождению; мужество; ответственность; честь и достоинство.

Безусловно, перечисленные ценности не формируют полное представление о личности генерала, и ценностные и мировоззренческие приоритеты будут меняться. Но, как мы увидим, многие суждения и оценки генерала будут основываться именно на этих ценностях.

 


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.024 с.