Влияние типа гендерной идентичности на уровень развития агрессивности в юношеском возрасте — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Влияние типа гендерной идентичности на уровень развития агрессивности в юношеском возрасте

2020-04-01 163
Влияние типа гендерной идентичности на уровень развития агрессивности в юношеском возрасте 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

I. Склонны ли Вы искать пути к примирению после очередного служебного конфликта?

1. Всегда.

2. Иногда.

3. Никогда.

II. Как Вы ведете себя в критической ситуации?

1. Внутренне кипите.

2. Сохраняете полное спокойствие.

3. Теряете самообладание.

III. Каким считают Вас коллеги?

1. Самоуверенным и завистливым.

2. Дружелюбным.

3. Спокойным и независтливым.

IV Как Вы отреагируете, если Вам предложат ответственную должность?

1. Примете ее с некоторыми опасениями.

2. Согласитесь без колебаний,

3. Откажетесь от нее ради собственного спокойствия.

V. Как Вы будете себя вести, если кто-то из коллег без разрешения возьмет с Вашего стола бумагу?

1. Выдадите ему "по первое число".

2. Заставите вернуть.

3. Спросите, не нужно ли ему еще что-нибудь.

VI. Какими словами Вы встретите мужа (жену), если он (она) вернулся с работы позже обычного?

1. "Что это тебя так задержало?"

2. "Где ты торчишь допоздна?"

3. "Я уже начал(а) волноваться".

VII Как Вы ведете себя за рулем автомобиля?

1. Стараетесь ли обогнать машину, которая "показала вам хвост"?. 2. Вам все равно, сколько машин Вас обошло.

3. Помчитесь с такой скоростью, чтобы никто не догнал Вас.

VIII Какими Вы считаете свои взгляды на жизнь?

1. Сбалансированными.

2. Легкомысленными.

3. Крайне жесткими.

IX. Что Вы предпринимаете, если не все удается?

1. Пытаетесь свалить вину на другого.

2. Смиряетесь.

3. Становитесь впредь осторожнее.

X. Как Вы отреагируете на фельетон о случаях распущенности среди современной молодежи?

1. "Пора бы уже запретить им такие развлечения".

2. "Надо создать им возможность организованно и культурно отдыхать".

3. "И чего мы столько с ними возимся?"

XI. Что Вы ощущаете, если место, которое Вы хотели занять, досталось другому?

1. "И зачем я только на это нервы тратил?"

2. "Видно, его физиономия шефу приятнее".

3. "Может быть, мне это удастся в другой раз".

XII. Как Вы смотрите страшный фильм?

1. Боитесь.

2. Скучаете.

3. Получаете искреннее удовольствие.

XIII. Если из-за дорожной пробки вы опаздываете на важное совещание?

1. Будете нервничать во время заседания.

2. Попытаетесь вызвать снисходительность партнеров.

3. Огорчитесь.

XIV. Как Вы относитесь к своим спортивным успехам?

1. Обязательно стараетесь выиграть.

2. Цените удовольствие почувствовать себя вновь молодым.

3. Очень сердитесь, если не везет.

XV. Как Вы поступите, если Вас плохо обслужили в ресторане?

1. Стерпите, избегая скандала.

2. Вызовите метрдотеля и сделаете ему замечание.

3. Отправитесь с жалобой к директору ресторана.

XVI. Как Вы себя поведете, если Вашего ребенка обидели в школе?

1. Поговорите с учителем.

2. Устроите скандал родителям "малолетнего преступника".

3. Посоветуете ребенку дать сдачи.

XVII. Какой, по-вашему, Вы человек?

1. Средний.

2. Самоуверенный.

3. Пробивной.

XVII I. Что Вы ответите подчиненному, с которым столкнулись в дверях учреждения, если он начал извиняться перед вами?

1. "Простите, это моя вина".

2. "Ничего, пустяки".

3. "А повнимательней Вы быть не можете?!"

XIX. Как Вы отреагируете на статью в газете о случаях хулиганства среди молодежи?

1. "Когда же, наконец, будут приняты конкретные меры?

2. "Надо бы ввести телесные наказания".

3. "Нельзя все валить на молодежь, виноваты и воспитатели"

Ключ к опроснику

Маскулинность (ответ «да»): 1, 4, 7, 10, 13, 16, 19, 22, 25, 28, 31, 34, 37, 40, 43, 46, 49, 52, 55, 58.
Феминность (ответ «да»): 2, 5, 8, 11, 14, 17, 20, 23, 26, 29, 32, 35, 38, 41, 44, 47, 50, 53, 56, 59.

 

При помощи описанных выше двух методик, нам удалось определить принадлежность девушек и юношей к определенным типам гендерной идентичности: феминности, маскулинности и андрогинности. Были получены следующие данные:7

v 37 человек из 98 принадлежат к феминному типу гендерной идентичности;

v 24 человека – к маскулинному типу гендерной идентичности;

v 37 человек – к андрогинному типу вне зависимости от половой принадлежности;

 

2.2 Анализ результатов исследования влияния типов гендерной идентичности на уровень агрессивности личности в юношеском возрасте

 

Для выявления статистически значимых различий между типом гендерной идентичности и уровнем развития агрессивности использовался количественный анализ (Х2-критерий Пирсона).

В качестве частных гипотез были рассмотрены следующие утверждения:

¨ существуют статистически значимые различия между типом гендерной идентичности и уровнем развития физической агрессии;

При расчете Х2 – критерия Пирсона были выдвинуты гипотезы Н0 и Н1:

H 0 – не существуют статистически значимые различия между типом гендерной идентичности и уровнем развития физической агрессии;

H 1 – существуют статистически значимые различия между типом гендерной идентичности и уровнем развития физической агрессии;

Все расчеты для наглядности можно свести в таблицы:

 

Таблица 2.1 - Расчет Х2 – критерия Пирсона по результатам исследования уровня развития физической агрессии у юношей и девушек

Гендерная идентичность

Физическая агрессия

Суммы

Теоретические

Частоты

F э – F т

Н С В Н С В Н С В Андрогиность 4 2 1 7 2,24 1,96 2,8 1,76 0,04 -1,8 Феминность 3 1 1 5 1,6 1,4 2 1,4 -0,4 -1 Маскулинность 1 4 8 13 4,16 3,64 5,2 -3,16 0,36 2,8 Сумма 8 7 10 25 8 7 10      

Н – низкий уровень развития физической агрессии;

С – средний уровень развития физической агрессии;

В – высокий уровень развития физической агрессии;

В таблице отражены результаты проведенного экспериментального исследования зависимости физической агрессии от типа гендерной идентичности:

§ 4 студента (16 %) с андрогинным типом гендерной идентичности проявляют низкий уровень физической агрессии;

§ 2 студента (8 %) с андрогинным типом гендерной идентичности проявляют средний уровень физической агрессии;

§ 1 студент (4 %) с андрогинным типом гендерной идентичности проявляет высокий уровень физической агрессии;

§ 3 студента (12 %) феминного типа гендерной идентичности проявляют низкий уровень физической агрессии;

§ 1 студент (4 %) феминного типа гендерной идентичности проявляет средний уровень физической агрессии;

§ 1 студент (4 %) феминного типа гендерной идентичности также проявляет высокий уровень физической агрессии;

§ 1 студент (4 %) маскулинного типа гендерной идентичности проявляет низкий уровень физической агрессии;

§ 4 студент (16 %) маскулинного типа гендерной идентичности проявляют средний уровень физической агрессии;

§ 8 студентов (32 %) маскулинного типа гендерной идентичности проявляют высокий уровень физической агрессии;

В результате расчета влияния при помощи Х2 – критерия Пирсона получилось, что Х2= 10,3208

При = (3-1)*(3-1) = 4 табличное значение критерия равно 9,488 на 95% уровне достоверности и 13,277 на 99% уровне достоверности. Наше значение Х2 попадает в промежуток от 9,488 до 13,277, следовательно верна гипотеза Н1 на 95 % уровне достоверности.

¨ существуют статистически значимые различия между типом гедндерной идентичности и уровнем развития вербальной агрессии;

При расчете Х2 – критерия Пирсона были выдвинуты гипотезы Н0 и Н1:

  H 0 – не существуют статистически значимые различия между типом гендерной идентичности и уровнем развития вербальной агрессии;

H 1 – существуют статистически значимые различия между типом гендерной идентичности и уровнем развития вербальной агрессии;

Все расчеты для наглядности можно свести в таблицы:

 

Таблица 2.2 - Расчет Х2 – критерия Пирсона по результатам исследования уровня развития вербальной агрессии у юношей и девушек

Гендерная идентичность

Вербальная агрессия

Суммы

Теоретические частоты

F э – F т

Н С В Н С В Н С В
Андрогиность 1 5 8 14 2,21 4,79 7 -1,21 0,21 1
Феминность 2 7 10 19 3 6,5 9,5 -1 0,5 0,5
Маскулинность 3 1 1 5 0,79 1,71 2,5 2,21 -0,7 -1,5
Сумма 6 13 19 38 6 13 19      

Н – низкий уровень развития физической агрессии;

С – средний уровень развития физической агрессии;

В – высокий уровень развития физической агрессии;

В таблице отражены результаты проведенного экспериментального исследования зависимости вербальной агрессии от типа гендерной идентичности:

§ 1 студент (3 %) с андрогинным типом гендерной идентичности проявляет низкий уровень вербальной агрессии;

§ 5 студентов (13 %) с андрогинным типом гендерной идентичности проявляют средний уровень вербальной агрессии;

§ 8 студентов (21 %) с андрогинным типом гендерной идентичности проявляют высокий уровень вербальной агрессии;

§ 2 студента (5 %) феминного типа гендерной идентичности проявляют низкий уровень вербальной агрессии;

§ 7 студентов (18 %) феминного типа гендерной идентичности проявляют средний уровень вербальной агрессии;

§ 10 студентов (26 %) феминного типа гендерной идентичности также проявляют высокий уровень вербальной агрессии;

§ 3 студента (8 %) маскулинного типа гендерной идентичности проявляют низкий уровень вербальной агрессии;

§ 1 студент (3 %) маскулинного типа гендерной идентичности проявляет средний уровень вербальной агрессии;

§ 1 студент (3 %) маскулинного типа гендерной идентичности проявляет высокий уровень вербальной агрессии;

В результате расчетов получилось, что Х2= 8,578

При = (3-1)*(3-1) = 4 табличное значение критерия равно 9,488 на 95% уровне достоверности и 13,277 на 99% уровне достоверности. Наше значение Х2 не попадает в промежуток от 9,488 до 13,277, следовательно верна гипотеза Н0.

¨ существуют статистически значимые различия между типом гендерной идентичности и уровнем развития косвеннойагрессии;

При расчете Х2 – критерия Пирсона были выдвинуты гипотезы Н0 и Н1:

H 0 – не существуют статистически значимые различия между типом гендерной идентичности и уровнем развития косвенной агрессии;

H 1 – существуют статистически значимые различия между типом гендерной идентичности и уровнем развития косвенной агрессии;

Все расчеты для наглядности можно свести в таблицы:


Таблица 2.3 - Расчет Х2 – критерия Пирсона по результатам исследования уровня развития косвенной агрессии у юношей и девушек

Гендерная идентичность

Косвенная агрессия

Суммы

Теоретические частоты

F э – F т

Н С В Н С В Н С В
Андрогиность 2 5 9 16 3,66 5,94 6,4 -1,66 -0,94 2,6
Феминность 2 7 4 13 2,79 4,83 5,2 -0,97 2,17 -1,2
Маскулинность 4 1 1 6 1,37 2,23 2,4 2,63 -1,23 -1,4
Сумма 8 13 14 35 8 13 14      

 

Н – низкий уровень развития физической агрессии;

С – средний уровень развития физической агрессии;

В – высокий уровень развития физической агрессии;

В таблице отражены результаты проведенного экспериментального исследования зависимости косвенной агрессии от типа гендерной идентичности:

§ 2 студента (6 %) с андрогинным типом гендерной идентичности проявляют низкий уровень косвенной агрессии;

§ 5 студентов (14 %) с андрогинным типом гендерной идентичности проявляют средний уровень косвенной агрессии;

§ 9 студентов (26 %) с андрогинным типом гендерной идентичности проявляют высокий уровень косвенной агрессии;

§ 2 студента (6 %) феминного типа гендерной идентичности проявляют низкий уровень косвенной агрессии;

§ 7 студентов (20 %) феминного типа гендерной идентичности проявляют средний уровень косвенной агрессии;

§ 4 студента (11 %) феминного типа гендерной идентичности также проявляют высокий уровень косвенной агрессии;

§ 4 студента (11 %) маскулинного типа гендерной идентичности проявляют низкий уровень косвенной агрессии;

§ 1 студент (3 %) маскулинного типа гендерной идентичности проявляет средний уровень косвенной агрессии;

§ 1 студент (3 %) маскулинного типа гендерной идентичности проявляет высокий уровень косвенной агрессии;

В результате расчетов получилось, что Х2= 10,07

При = (3-1)*(3-1) = 4 табличное значение критерия равно 9,488 на 95% уровне достоверности и 13,277 на 99% уровне достоверности. Наше значение Х2 попадает в промежуток от 9,488 до 13,277, следовательно верна гипотеза Н1 на 95 % уровне достоверности.

Анализ результатов позволяет утверждать, что:

- представители андрогинного типа гендерной идентичности имеют низкий уровень физической агрессии, высокий уровень вербальной, высокий уровень косвенной агрессии;

- представители феминного типа гендерной идентичности имеют низкий уровень физической агрессии, высокий уровень вербальной, средний уровень косвенной агрессии;

- представители маскулинного типа гендерной идентичности имеют высокий уровень физической агрессии, низкий уровень вербальной, низкий уровень косвенной агрессии;

По данным количественного анализа выявлены статистически значимых различия между типом гендерной идентичности и уровнем развития агрессивности. Выявленные различия между типом гендерной идентичности и уровнем развития агрессивности может свидетельствовать о том, что нормативные представления о психических и поведенческих свойствах, характерных мужчинам и женщинам и формирующие переживание у них феминности, маскулинности и андрогинности влияет на тип и уровень агрессивности у юношей и девушек.

Можно говорить о том, что физическая агрессия характерна для маскулинных людей вне зависимости от их половой принадлежности, а косвенная агрессия – для феминного типа гендерной идентичности. Андрогинный же испытуемые проявляют себя по-разному в зависимости от ситуации и соответственно не дают статистически значимо высоких показателей ни по какому из видов агрессии, так как этот тип является наиболее адаптивным.


Заключение

 

Исследование гендерного типа идентичности и уровня агрессивности личности у юношей и девушек показало, что данная тема является недостаточно разработанной в социальной психологии, конфликтологии.

Современная жизнь в силу экономической нестабильности, в силу кризиса ряда социальных институтов, повышения тревоги и неуверенность в будущем характеризуется повышенной тревожностью и агрессивностью, причем не только взрослых людей.

В нашей дипломной работе агрессия и гендерная идентичность были рассмотрены с разных сторон:

v Анализ психологической литературы показал, что существует ряд подходов к изучению агрессивности:

a) психоаналитический;

b) экологический;

c) гомеостатический;

d) бихевиористический;

Проблематика изучения агрессивности достаточно широка:

1) проблема соотношения понятий “агрессия” и “агрессивность”;

2) определение понятия “агрессивность”;

3) классификация агрессивности;

4) структура агрессивного проявления;

В психологической литературе представлены разные проблемы изучения гендерной идентичности:

1) определение понятия гендерной идентичности в современной психологии;

2) специфика понятий “половая” и “гендерная идентичность”;

3) определение понятий маскулинности, феминности и андрогинности;

4) стереотипные определения идеалов маскулинности и феминности;

5) гендерные особенности проявления агрессивности личности с точки зрания психологии;

v Анализ результатов экспериментального исследования влияния типов гендерной идентичности на уровень развития агрессивности позволяет утверждать, что:

a) Существуют статистически значимые различия между типом гендерной идентичности и уровнем развития физической агрессии на 95 % уровне достоверности;

b)  Существуют статистически значимые различия между типом гендерной идентичности и уровнем развития косвенной агрессии на 95 % уровне достоверности;

c) Не существует статистически значимых различий между типом гендерной идентичности и уровнем развития вербальной агрессией ни на 95 % уровне ни на 99% уровне достоверности;

v Предложенные в работе рекомендации в виде тренинговых упражнений (приложении 1) позволят педагогам и психологам учесть особенности поведения юношей и девушек в различных ситуациях и грамотно составить программы коррекции их агрессивности с учетом ситуаций, возникающих в процессе совместной деятельности, в сфере межличностных отношений.


Влияние типа гендерной идентичности на уровень развития агрессивности в юношеском возрасте

 

Минск, 2003


Введение

 

Иногда при взаимодействии с другими людьми мы ведём себя жестоко или агрессивно и наше поведение все нередко оказывается источником физических и душевных страданий окружающих. Многие люди считают, что именно на современном этапе исторического развития человечества “темная сторона” человеческой натуры необыкновенно усилилась и вышла из-под контроля. Но сведения о проявлениях насилия в другие времени и на других местах, говорит о том, что в жестокости и насилии, царящих в мире, нет ничего из ряда вон выходящего.

В течение последних лет, наше общество оказалось перед рядом проблем, связанных с развитием детей и молодежи. Приходится констатировать факт резкого увеличения роста агрессивных тенденций в поведении и случаев насилия среди детей начальной школы.

Последние данные психологов показывают, что 2% девушек и почти 10% юношей до 16 лет в какой-либо момент своего развития обращали на себя внимание агрессивным поведением. В ряде случаев, агрессивное поведение проявляет себя довольно рано, и можно лишь надеяться, что при отсутствии предупреждающих факторов оно не станет стабильной моделью социального поведения.

На современном этапе в психологической литературе выявлены и описаны четыре основные теории, объясняющие природу агрессивности:

¨ Теория влечения

¨ Экологическая теория

¨ Фрустрационная теория

¨ Теория социального научения

В дипломной работе мы показали влияние типа гендерной идентичности на уровень развития проявления физической, косвенной и вербальной агрессии. В последнее десятилетие гендерные исследования занимают все более заметное место в кругу психологических наук.

Различия в агрессивном поведении находятся в ряду наиболее достоверных гендерных различий, но они далеко не столь велики и не настолько очевидно связаны с биологическими отличиями, как можно было бы предположить. Агрессия - это единственное социальное поведение, для которого существуют доказательства, говорящие о совершенно явных половых отличиях. Для юношей и взрослых эти различия весьма невелики. Например, К. Лагерспец, исследуя финских детей 11-12 лет, учащихся школы, обнаружил, что девочки предпочитали использовать косвенные формы агрессии (распускали слухи, заводили нового друга «в отместку» старому), в то время как мальчики чаще открыто выражали агрессию (толкались, кричали, дрались). У. Бьйорквист и его коллеги предположили, что женщинам, из-за того, что они более слабы физически, нет смысла применять физическую агрессию, и поэтому они прибегают к вербальной или косвенной агрессии. Целый ряд ученых в своих кросс-культурных исследованиях говорили о том, что стратегии косвенной агрессии в целом чаще встречаются у женщин, чем у мужчин, хотя и отмечали некоторые вариации.

Также, нельзя забывать и о том, что существует и третий тип гендерной идентичности, который имеет высокие показатели и по феминнности, и по маскулинности, что позволяет ему менее жестко придерживаться полоролевых норм, свободнее переходить от традиционно женских занятий к мужским – это андрогинный тип.

С. Бем провела серию работ, в которых показала, как андрогинные индивиды обоего пола демонстрируют «маскулинную» независимость, когда на них оказывают давление, и «фемининную» заботливость, играя с котенком. Андрогинные индивиды могли демонстрировать как фемининные, так и маскулинные качества, в зависимости от того, какая именно реакция соответствовала ситуации.

У. Бьйорквист и Л. Ньемела пришли к выводу, что существует несколько факторов, от которых зависит, кто более агрессивен - мужчина или женщина: гендер участников конфликта, тип агрессии и конкретная ситуация.

Общая характеристика работы

Актуальность исследования обусловлена тем, что хотя проблемой агрессивности занимались еще начиная с З. Фрейда, который пытался определить ее истоки, исследования продолжаются и по сей день, но теперь ученых интересуют различные психологические факторы, влияющие на тип и уровень агрессивности человека. Различные авторы в своих исследованиях по-разному определяют агрессию и агрессивность: как врожденную реакцию человека для "защиты занимаемой территории" (К. Лоренц, А. Ардри, Л. Берковиц); как стремление к господству (Дж. Моррисон); как реакцию личности на враждебную человеку окружающую действительность (К. Хорни, Э. Фромм). Под агрессией, несколько «сужая» Э. Фромма, А.А. Реан понимает любые действия, которые причиняют или намерены причинить ущерб другому человеку, группе людей или животному. Очень широкое распространение получили теории, связывающие агрессию и фрустрацию (М. Маллер, Л. Дуб,Дж. Доллард). Теория социального научения, разработанная А. Бандурой, анализирует агрессивное поведение с точки зрения трех моментов: способов усвоения подобных действий, факторов, провоцирующих их появление, условий, при которых они закрепляются.

Р. Бэрон и Д. Ричардсон считают, что агрессия, в какой бы форме она не проявлялась, представляет собой поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому живому существу, имеющего все основания избегать подобного обращения с собой.

Структуру агрессивного проявления предложили в своих работах А.К. Осинский, Н.Д. Левитов

Исследования К. Лионе и В. Амэй выявляют агрессию, мотивированную страхом. А. Бассе, воспринявший ряд положений своих предшественников, разделил понятия агрессии и враждебность. Р.С. Хоманс считает, что агрессию может вызвать ситуация, связанная со стремлением к справедливости.

В настоящее время в современных психологических исследованиях, огромное внимание уделяется истокам агрессии (Ганова Л.А., Дубинко Н.А., И. Ремезова), а также изучению типов агрессивного поведения мальчиков и девочек разных возрастных групп, особенно агрессивных проявлений у детей с различным социометрическим статусом (П.В. Зязюлькин, И.А. Фурманов, Т.В. Сенько, О. Чече).

Однако мало кто в своих работах пытался рассмотреть влияние типа гендерной идентичности на уровень агрессивности.

Цель: теоретически обосновать и экспериментально изучить гендерные особенности агрессивности в юношеском возрасте.

Задачи:

1) изучить состояние теоретической разработанности проблемы агрессивности в психологии;

2) установить влияние типа гендерной идентичности на уровень развития агрессивности в юношеском возрасте;

3) сформулировать рекомендации по коррекции агрессивности у юношей и девушек с различным типом гендерной идентичности;

Объектом исследования является агрессивность.

Предметом исследования являются гендерные особенности агрессивности.

Гипотеза: существуют статистически значимые различия между типом генерной идентичности и уровнем развития агрессивности.

Частные гипотезы:

1) существуют статистически значимые различия между типом генерной идентичности и уровнем развития физической агрессии;

2) существуют статистически значимые различия между типом генерной идентичности и уровнем развития вербальной агрессии;

3) существуют статистически значимые различия между типом генерной идентичности и уровнем развития косвеннойагрессии;

Методы:

¨ анализ литературы по проблеме исследования;

¨ метод тестов (Опросник Басса-Дарки, Методика диагностики агрессивности А. Ассингера, Методика измерения степени андрогинности С. Бем, Методика полового дифференциала В.Е.Кагана);

¨ методы математической обработки (Х2 – критерий Пирсона);


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.112 с.