Влияние телевизионной рекламы на формирование ценностей подростков — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Влияние телевизионной рекламы на формирование ценностей подростков

2020-04-01 258
Влияние телевизионной рекламы на формирование ценностей подростков 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Влияние телевизионной рекламы на формирование ценностей подростков

 


Введение

реклама ценность общество культура

Подростковый и юношеский возраст - это период формирования собственных идеалов и ценностей взрослеющего человека. При этом идеалы и ценности существенно влияют на его самооценку, на его психологическое здоровье. Это происходит под влиянием различных институтов социализации. Это прежде всего общество с его культурой, традициями, системой воспитания, и семья, школа, группы сверстников-то есть те малые группы, в которые реально включен растущий человек. Существенное место здесь принадлежит средствам массовой информации. Как показывают социологические исследования, телевидение занимает одно из ведущих мест по популярности среди других СМИ. С его помощью подростки осваивают человеческие отношения и чувства, ценности, способы поведения. Значительное эфирное время многих телеканалов выделяется для рекламных целей. Кроме основного своего назначения - информации о товарах и услугах с целью их реализации, реклама играет важную роль в формировании социально-нравственных ценностей общества в целом, и в первую очередь детей и подростков. Реклама на ТВ - это мощное оружие. Хорошо продуманная телереклама с оригинальными текстами и сюжетами способна оказывать необходимое эмоциональное воздействие на потребителя. Для телевизионной рекламы характерен самый высокий уровень запоминаемости по сравнению с другими видами СМИ.

Реклама все чаще вмешивается в жизнь человека, управляя им на осознанном и бессознательном уровнях. При этом реклама выходит за рамки коммерческих интересов и навязывает потребителям систему определенных стандартов, точку отсчета жизненных ценностей, мировоззренческих идей и представлений. В новом тысячелетии маркетологи ставят на то, чтобы человеку привить с детства приверженность к своему бренду. В тот момент, когда подростки находятся в поисках собственной личности, в качестве основополагающей ценности им преподносится вещь, предмет материального мира. Рекламодатели, понимая стремления молодежи быть современной, модной, откровенно манипулируют ею с целью продвижения товара.

Поэтому одна из наиболее актуальных проблем в изучении рекламы - это степень ее воздействия на поведение и ценностные ориентации подростков, чей возраст предполагает постоянную «открытость» психики к внешнему влиянию, а также поиск самоутверждения в среде сверстников.

В современной России осознается, что в стране складывается новая морально-нравственная атмосфера, идет переоценка ценностей, развернулись дискуссии о путях преобразований в социальной и духовной сферах. Все большее влияние на подростков оказывают прагматические ценности западной культуры. В этой связи приобретают особое значение ценностные ориентации молодежи, в среде которой наблюдается рост потребительства. Цель исследования: выявить влияние телевизионной рекламы на ценностные ориентации подростков.

Задачи:

. Ознакомиться с литературой по исследуемой проблеме, уточнить определение понятия «ценности».

. Проследить путь становления и развития рекламы, выявить механизм ее воздействия на подростков, в том числе в связи с их возрастными особенностями.

. Разработать анкеты и провести анкетирование на выявление социальных ценностей среди учащихся 6-11-х классов.

. Выяснить особенности восприятия телевизионной рекламы подростками и их отношение к ней.

. Определить взаимосвязь ценностных ориентаций подростков с их отношением к телевизионной рекламе.

Этапы исследования: разработка, тиражирование анкет, сбор материала, разграничение, получение результатов и их анализ

Предмет исследования: телевизионная реклама.

Объект исследования: подростки.

Методы исследования: получение и сбор информации, опрос, интервью, беседа, анкетирование, наблюдение, методы статистики обработки ответов.

Использованы следующие формы деятельности:

работа со словарями и другими источниками;

опрос школьников;

беседы с учащимися;

обработка собранных материалов;

компьютерное оформление текста

Влиянию СМИ на человека, и в частности на детей и подростков, посвящена обширная литература. Анализ статей по теме работы показал, что данные исследования начались еще в 20-х годах XX века. В последние десятилетия количество таких работ значительно возросло, но изучение литературы показывает, что данная проблема в полном объеме не была предметом специального исследования. Проблема нравственных ценностей представляет значительный интерес для широкого круга людей - педагогов, лидеров, родителей и детей, подростков. Потребность в такого рода исследованиях не вызывает сомнения.

 


1. Определение понятия ценности. Проникновение ценностей западного образа жизни в русскую культуру в связи с интенсивным развитием СМИ

 

Прежде чем приступить к работе, я познакомилась со значением слова ценности.

«Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой в статье «Ценность» приводит три их вида: культурные, духовные и материальные.

Учебник обществознания под редакцией Л.Н. Боголюбова (2006 г.) дает определение ценности как характеристике определенных идей, принципов, явлений, предметов и их свойств с точки зрения их значения для человека и общества. Общепризнанными ценностями являются добро, истина, польза, красота, справедливость, совесть, честь, человеческая жизнь, свобода, Родина, семья и т.д. Окружающий человека мир не обладает сам по себе ценностями, ими его наделяет только человеческое сознание, рассматривая их с точки зрения значения для блага человечества. Ценности играют роль ориентиров в повседневной жизни, они не просто помогают ее описывать, но выносят оценку, одобряют или осуждают какие-либо действия или явления. Ценности существуют на разных уровнях: у отдельного человека, какой-либо социальной группы или народа они имеют специфические черты.

Вместе с тем существуют и совпадающие образцы поведения представителей разных народов (общечеловеческие ценности). Но даже эти общие стандарты поведения занимают различное место в системах социальных приоритетов разных народов.

В Большой советской энциклопедии читаем: «Ценностные системы формируются и трансформируются в историческом развитии общества; эти процессы связаны с изменениями в различных сферах человеческой жизни». Доминирующие моральные ценности, как указывает Википедия (свободная энциклопедия), «выделяются в результате процесса цивилизационной конкуренции». Цивилизация, преуспевшая в такой конкуренции, и утверждает свои ценности в качестве общечеловеческих. Существует несколько глобальных методов формирования ценностей, в основном связанных с образованием, или же с внутринациональной или международной пропагандой определенных понятий ценности. Как правило, экономически сформированные ценности (что мы и наблюдаем сейчас как последствие развернувшейся в течение двух последних десятилетий рекламной борьбы западных производителей за наши умы и кошельки) широко распространяются на ценности общества.

Ценности обосновывают нормы - правила поведения людей в сообществе, соблюдение которых обеспечивается с помощью санкций. Превращение предметной формы ценностей в личностную осуществляется в процессе социализации (от лат. socialis - общественный): освоения индивидом существующих в обществе институтов, представлений, ценностей, норм, ролей и навыков. Она дает людям «возможность взаимодействовать и обеспечивает сохранение общества в ходе смены поколений». В итоге социализации социально значимые объекты становятся предметами индивидуальных устремлений - ценностными ориентациями, совокупность которых составляет основу мотивации поведения людей в любой сфере общественной жизни.

На основе изучения результатов многолетних исследований ценностных ориентаций населения отечественными научными центрами можно сделать вывод, что для основной части населения России наиболее значимыми человеческими качествами еще являются общительность (открытость, простота), гостеприимство, готовность прийти на помощь, а высшей целью считается сохранение и расширение хороших отношений с людьми. Это связано с традиционной чертой русской национальной культуры и русского национального характера, которая не ставит уровень материального благополучия на первое место.

В декабре 2001 г. в США и в ноябре 2003 г. в России были проведены массовые опросы населения, в ходе которых респондентам был задан вопрос: «Что вам необходимо для того, чтобы хорошо жить?» В итоге была выявлена соответствующая иерархия ценностей. Так, если американцам для хорошей жизни нужны прежде всего собственный дом и машина, то россиянам - здоровье и дети. Конечно, нужно учитывать различие уровней материального достатка и медицинского обслуживания, но это не главная причина несовпадения представлений о хорошей жизни. Если сравнить оба перечня из десяти важнейших ценностей в целом, то можно обнаружить, что у американцев в нем отсутствуют такие понятия, как здоровье, стабильная жизнь и верные друзья, а у россиян - сад с лужайкой и цветной телевизор. Данные приоритеты отражают условия повседневного быта населения США и России, однако сами эти условия являются воплощением свойственных культурам двух народов представлений о смысле, качестве и высшей цели жизни. Для американцев главными признаками высокого качества жизни является личный успех, активность, эффективность и комфорт, а высшей целью - прогресс (улучшение условий жизни). Собственный дом с садом и лужайкой, машина, цветной телевизор - внешние воплощения этого качества. Для жителей России признаками высокого качества жизни служат благополучная семья (счастливый брак, воспитание хороших детей) и общение (с близкими, друзьями, соседями, коллегами).

Международное сравнительное исследование ценностей, проведенное в 2001-2002 гг., позволило установить среди населения России преобладание людей, «сфокусированных» на социальное окружение (социокультурный тип 1), над людьми, «сфокусированными» на самих себя (социокультурный тип 2). Представителям первого типа присущи такие социальные качества, как ориентация на общие цели и общепринятые нормы поведения; чувство включенности в ближайшее окружение (семья, друзья, коллеги, соседи); понимание своего долга и приоритета коллективных интересов. Представителей второго типа отличает ориентация на индивидуальные цели и внутренние импульсы поведения; стремление к самореализации и личному успеху. По исчисленным в исследовании значениям признаков первого социокультурного типа Россия превосходила все страны Западной, Центральной и Восточной Европы (за исключением Италии), а среди республик бывшего СССР уступала только Украине (см. Приложение 1, таблицу 1).

Следует отметить, что у разных возрастных групп населения России зафиксированы существенные различия в соотношении двух вышеуказанных типов мотивации социального действия (см. Приложение 1, таблицу 2).

На этих диаграммах видно, что в младших возрастных группах населения России преобладали представители второго социокультурного типа (с фокусированностью на самих себя, личные устремления), а в старших - первого (ориентированных на общие цели). В средних возрастных группах наблюдалось приблизительно равное количество представителей обоих типов. Эти различия не исчезнут по мере взросления младших возрастных групп, поскольку они обусловлены не возрастной динамикой, а спецификой условий первичной социализации различных поколений людей. Решающую роль в этом процессе играют так называемые формативные годы - период жизни человека, непосредственно предшествующий зрелости. В эти годы складываются базовые ценности людей, достигших совершеннолетия.

Интенсивное развитие средств массовой информации накладывает отпечаток на сознание подрастающего поколения, ведь в рекламе, как в зеркале, отражаются ценностные установки той культуры, продуктом которой она является. Реклама товаров, произведенных на Западе, несет вместе с собой вполне определенные ценности, по большей мере чуждые русской национальной культуре.

Исходя из этого, можно сделать предположение о том, что не в столь далеком будущем общие характеристики российской и западноевропейской культуры (представления, ценности, нормы) могут стать практически одинаковыми. В связи с этим возникает вопрос: будет ли сближение культур означать вытеснение традиционных российских ценностей западными или их взаимопроникновение сформирует новые ценности, которые не будут похожи на традиционные западные и традиционные российские?

Всероссийские опросы населения, проведенные Фондом «Общественное мнение» в 2003-2004 гг., выявили среди населения страны две примерно равные группы сторонников ориентации России на традиционно русские ценности (47%); сторонников ориентации России на традиционно русские и западные ценности одновременно (44%). Важно отметить, что первая группа включала в основном представителей старших возрастных категорий, а вторая - младших. В средних возрастных категориях было примерно одинаковое количество представителей первой и второй групп.

Эти данные позволяют утверждать, что сближение российской и европейской культур будет происходить по мере вступления в активную экономическую и политическую жизнь новых поколений россиян, первичная социализация которых будет протекать в новых условиях. Эти люди постепенно создадут новую российскую культуру и новые ценности.

 

Заключение

 

Реклама в современном обществе распространяет свое влияние не только на экономическую сферу человеческих отношений, но и воздействует на ценностный выбор и психологический комфорт личности. Она является значимым фактором социализации подростков, задавая определенные модели социально-типического поведения. Это влияние обусловлено повышенным интересом подростков к нормативной стороне поведения в обществе и особой уязвимостью возраста в силу отсутствия устойчивой индивидуальной системы ценностей.

Подростки, по сравнению с взрослыми, не в состоянии эффективно противостоять воздействию рекламы, применяющей разнообразные способы воздействия на психику, в том числе приемы языкового манипулирования, так как у них еще не в полной мере сформировались собственные установки, взгляды, нравственные критерии.

Больше всего подвержены влиянию рекламы младшие подростки. Отношение старшеклассников более осознанно и критично, т.е. число школьников, испытывающих доверие к определенной рекламной продукции, снижается с возрастом.Чем старше подростки, тем они более осмысленно относятся к телевизионной рекламе, оценивают воздействие рекламы на психику, сознание человека как целенаправленную манипуляцию.

Исходя из данных исследования, взаимосвязь ценностных ориентаций подростков с их отношением к рекламе можно определить следующим образом: для большинства подростков, негативно относящихся к ней, реклама является лишь носителем информации об окружающем мире, не затрагивая ценностные установки.Это говорит о достаточно высоком уровне их нравственности, большое влияние на который оказывает как сложившееся социальное окружение, система деревенских устоев (где принято оказывать помощь ближнему и где большинство жителей являются либо соседями, либо родственниками или знакомыми), так и система воспитательной работы школы.

Несмотря на то, что с 1 сентября 2012 г. вступает в действие федеральный закон №436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (принятый 29 декабря 2010 года), согласно которому вред здоровью и развитию детей причиняют не только порнография и насилие, а также информация, «отрицающая семейные ценности и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи», «оправдывающая противоправное поведение» и который предусматривает введение этических нормативов и ограничений для телевизионной рекламы, представляется необходимой разработка гуманитарной экспертизы воздействия на сознание человека этой новой социальной технологии. Важно также формировать правильное к ней отношение, особенно в среде младших подростков. Родителям, учителям и другим лицам, заботящимся о детях, необходимо ограничить взаимодействие детей и рекламы: в школе, дома, путем организации проведения свободного времени ребенка подальше от рекламы, своевременного информирования его в отношении того, зачем и как она создается. Таким образом, в связи с возрастающим влиянием средств массовой информации, в том числе телевидения, на социализацию школьников актуальными становятся проблемы возможной степени вмешательства взрослых профессионалов в процесс освоения детьми окружающего мира посредством телевизионной информации.

 


Информационные ресурсы

 

1. Артемов Г.П. Политическая социология, - М.: Просвещение, 2002 http://www.i-u.ru/biblio/archive/artemov_polit/04.aspx

. Боголюбов Л.Н. Обществознание/ учебник 9 кл. учащихся общеобразовательных учреждений, - М.: Просвещение, 2006

. Большая советская энциклопедия http://slovari.yandex.ru/~РєРЅРёРіРё/БСЭ/Ценность/

4. Википедия (свободная энциклопедия) http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0% A6% D0% B5% D0% BD % D0% BD % D0% BE % D1% 81% D1% 82% D0% B8

5. Забелина О.А. «Как же выжить в мире СМИ» // «Воспитание школьников» №9,2005

. Зазнобина Л.С. «Школьная пресса» // «Медиаобразование в школе» №1,1999.

. Соколов В.М. Социология нравственного развития личности. - М., 1986.

. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. «Словарь русского языка», - М.: Советская энциклопедия, 1968

Влияние телевизионной рекламы на формирование ценностей подростков

 


Введение

реклама ценность общество культура

Подростковый и юношеский возраст - это период формирования собственных идеалов и ценностей взрослеющего человека. При этом идеалы и ценности существенно влияют на его самооценку, на его психологическое здоровье. Это происходит под влиянием различных институтов социализации. Это прежде всего общество с его культурой, традициями, системой воспитания, и семья, школа, группы сверстников-то есть те малые группы, в которые реально включен растущий человек. Существенное место здесь принадлежит средствам массовой информации. Как показывают социологические исследования, телевидение занимает одно из ведущих мест по популярности среди других СМИ. С его помощью подростки осваивают человеческие отношения и чувства, ценности, способы поведения. Значительное эфирное время многих телеканалов выделяется для рекламных целей. Кроме основного своего назначения - информации о товарах и услугах с целью их реализации, реклама играет важную роль в формировании социально-нравственных ценностей общества в целом, и в первую очередь детей и подростков. Реклама на ТВ - это мощное оружие. Хорошо продуманная телереклама с оригинальными текстами и сюжетами способна оказывать необходимое эмоциональное воздействие на потребителя. Для телевизионной рекламы характерен самый высокий уровень запоминаемости по сравнению с другими видами СМИ.

Реклама все чаще вмешивается в жизнь человека, управляя им на осознанном и бессознательном уровнях. При этом реклама выходит за рамки коммерческих интересов и навязывает потребителям систему определенных стандартов, точку отсчета жизненных ценностей, мировоззренческих идей и представлений. В новом тысячелетии маркетологи ставят на то, чтобы человеку привить с детства приверженность к своему бренду. В тот момент, когда подростки находятся в поисках собственной личности, в качестве основополагающей ценности им преподносится вещь, предмет материального мира. Рекламодатели, понимая стремления молодежи быть современной, модной, откровенно манипулируют ею с целью продвижения товара.

Поэтому одна из наиболее актуальных проблем в изучении рекламы - это степень ее воздействия на поведение и ценностные ориентации подростков, чей возраст предполагает постоянную «открытость» психики к внешнему влиянию, а также поиск самоутверждения в среде сверстников.

В современной России осознается, что в стране складывается новая морально-нравственная атмосфера, идет переоценка ценностей, развернулись дискуссии о путях преобразований в социальной и духовной сферах. Все большее влияние на подростков оказывают прагматические ценности западной культуры. В этой связи приобретают особое значение ценностные ориентации молодежи, в среде которой наблюдается рост потребительства. Цель исследования: выявить влияние телевизионной рекламы на ценностные ориентации подростков.

Задачи:

. Ознакомиться с литературой по исследуемой проблеме, уточнить определение понятия «ценности».

. Проследить путь становления и развития рекламы, выявить механизм ее воздействия на подростков, в том числе в связи с их возрастными особенностями.

. Разработать анкеты и провести анкетирование на выявление социальных ценностей среди учащихся 6-11-х классов.

. Выяснить особенности восприятия телевизионной рекламы подростками и их отношение к ней.

. Определить взаимосвязь ценностных ориентаций подростков с их отношением к телевизионной рекламе.

Этапы исследования: разработка, тиражирование анкет, сбор материала, разграничение, получение результатов и их анализ

Предмет исследования: телевизионная реклама.

Объект исследования: подростки.

Методы исследования: получение и сбор информации, опрос, интервью, беседа, анкетирование, наблюдение, методы статистики обработки ответов.

Использованы следующие формы деятельности:

работа со словарями и другими источниками;

опрос школьников;

беседы с учащимися;

обработка собранных материалов;

компьютерное оформление текста

Влиянию СМИ на человека, и в частности на детей и подростков, посвящена обширная литература. Анализ статей по теме работы показал, что данные исследования начались еще в 20-х годах XX века. В последние десятилетия количество таких работ значительно возросло, но изучение литературы показывает, что данная проблема в полном объеме не была предметом специального исследования. Проблема нравственных ценностей представляет значительный интерес для широкого круга людей - педагогов, лидеров, родителей и детей, подростков. Потребность в такого рода исследованиях не вызывает сомнения.

 


1. Определение понятия ценности. Проникновение ценностей западного образа жизни в русскую культуру в связи с интенсивным развитием СМИ

 

Прежде чем приступить к работе, я познакомилась со значением слова ценности.

«Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой в статье «Ценность» приводит три их вида: культурные, духовные и материальные.

Учебник обществознания под редакцией Л.Н. Боголюбова (2006 г.) дает определение ценности как характеристике определенных идей, принципов, явлений, предметов и их свойств с точки зрения их значения для человека и общества. Общепризнанными ценностями являются добро, истина, польза, красота, справедливость, совесть, честь, человеческая жизнь, свобода, Родина, семья и т.д. Окружающий человека мир не обладает сам по себе ценностями, ими его наделяет только человеческое сознание, рассматривая их с точки зрения значения для блага человечества. Ценности играют роль ориентиров в повседневной жизни, они не просто помогают ее описывать, но выносят оценку, одобряют или осуждают какие-либо действия или явления. Ценности существуют на разных уровнях: у отдельного человека, какой-либо социальной группы или народа они имеют специфические черты.

Вместе с тем существуют и совпадающие образцы поведения представителей разных народов (общечеловеческие ценности). Но даже эти общие стандарты поведения занимают различное место в системах социальных приоритетов разных народов.

В Большой советской энциклопедии читаем: «Ценностные системы формируются и трансформируются в историческом развитии общества; эти процессы связаны с изменениями в различных сферах человеческой жизни». Доминирующие моральные ценности, как указывает Википедия (свободная энциклопедия), «выделяются в результате процесса цивилизационной конкуренции». Цивилизация, преуспевшая в такой конкуренции, и утверждает свои ценности в качестве общечеловеческих. Существует несколько глобальных методов формирования ценностей, в основном связанных с образованием, или же с внутринациональной или международной пропагандой определенных понятий ценности. Как правило, экономически сформированные ценности (что мы и наблюдаем сейчас как последствие развернувшейся в течение двух последних десятилетий рекламной борьбы западных производителей за наши умы и кошельки) широко распространяются на ценности общества.

Ценности обосновывают нормы - правила поведения людей в сообществе, соблюдение которых обеспечивается с помощью санкций. Превращение предметной формы ценностей в личностную осуществляется в процессе социализации (от лат. socialis - общественный): освоения индивидом существующих в обществе институтов, представлений, ценностей, норм, ролей и навыков. Она дает людям «возможность взаимодействовать и обеспечивает сохранение общества в ходе смены поколений». В итоге социализации социально значимые объекты становятся предметами индивидуальных устремлений - ценностными ориентациями, совокупность которых составляет основу мотивации поведения людей в любой сфере общественной жизни.

На основе изучения результатов многолетних исследований ценностных ориентаций населения отечественными научными центрами можно сделать вывод, что для основной части населения России наиболее значимыми человеческими качествами еще являются общительность (открытость, простота), гостеприимство, готовность прийти на помощь, а высшей целью считается сохранение и расширение хороших отношений с людьми. Это связано с традиционной чертой русской национальной культуры и русского национального характера, которая не ставит уровень материального благополучия на первое место.

В декабре 2001 г. в США и в ноябре 2003 г. в России были проведены массовые опросы населения, в ходе которых респондентам был задан вопрос: «Что вам необходимо для того, чтобы хорошо жить?» В итоге была выявлена соответствующая иерархия ценностей. Так, если американцам для хорошей жизни нужны прежде всего собственный дом и машина, то россиянам - здоровье и дети. Конечно, нужно учитывать различие уровней материального достатка и медицинского обслуживания, но это не главная причина несовпадения представлений о хорошей жизни. Если сравнить оба перечня из десяти важнейших ценностей в целом, то можно обнаружить, что у американцев в нем отсутствуют такие понятия, как здоровье, стабильная жизнь и верные друзья, а у россиян - сад с лужайкой и цветной телевизор. Данные приоритеты отражают условия повседневного быта населения США и России, однако сами эти условия являются воплощением свойственных культурам двух народов представлений о смысле, качестве и высшей цели жизни. Для американцев главными признаками высокого качества жизни является личный успех, активность, эффективность и комфорт, а высшей целью - прогресс (улучшение условий жизни). Собственный дом с садом и лужайкой, машина, цветной телевизор - внешние воплощения этого качества. Для жителей России признаками высокого качества жизни служат благополучная семья (счастливый брак, воспитание хороших детей) и общение (с близкими, друзьями, соседями, коллегами).

Международное сравнительное исследование ценностей, проведенное в 2001-2002 гг., позволило установить среди населения России преобладание людей, «сфокусированных» на социальное окружение (социокультурный тип 1), над людьми, «сфокусированными» на самих себя (социокультурный тип 2). Представителям первого типа присущи такие социальные качества, как ориентация на общие цели и общепринятые нормы поведения; чувство включенности в ближайшее окружение (семья, друзья, коллеги, соседи); понимание своего долга и приоритета коллективных интересов. Представителей второго типа отличает ориентация на индивидуальные цели и внутренние импульсы поведения; стремление к самореализации и личному успеху. По исчисленным в исследовании значениям признаков первого социокультурного типа Россия превосходила все страны Западной, Центральной и Восточной Европы (за исключением Италии), а среди республик бывшего СССР уступала только Украине (см. Приложение 1, таблицу 1).

Следует отметить, что у разных возрастных групп населения России зафиксированы существенные различия в соотношении двух вышеуказанных типов мотивации социального действия (см. Приложение 1, таблицу 2).

На этих диаграммах видно, что в младших возрастных группах населения России преобладали представители второго социокультурного типа (с фокусированностью на самих себя, личные устремления), а в старших - первого (ориентированных на общие цели). В средних возрастных группах наблюдалось приблизительно равное количество представителей обоих типов. Эти различия не исчезнут по мере взросления младших возрастных групп, поскольку они обусловлены не возрастной динамикой, а спецификой условий первичной социализации различных поколений людей. Решающую роль в этом процессе играют так называемые формативные годы - период жизни человека, непосредственно предшествующий зрелости. В эти годы складываются базовые ценности людей, достигших совершеннолетия.

Интенсивное развитие средств массовой информации накладывает отпечаток на сознание подрастающего поколения, ведь в рекламе, как в зеркале, отражаются ценностные установки той культуры, продуктом которой она является. Реклама товаров, произведенных на Западе, несет вместе с собой вполне определенные ценности, по большей мере чуждые русской национальной культуре.

Исходя из этого, можно сделать предположение о том, что не в столь далеком будущем общие характеристики российской и западноевропейской культуры (представления, ценности, нормы) могут стать практически одинаковыми. В связи с этим возникает вопрос: будет ли сближение культур означать вытеснение традиционных российских ценностей западными или их взаимопроникновение сформирует новые ценности, которые не будут похожи на традиционные западные и традиционные российские?

Всероссийские опросы населения, проведенные Фондом «Общественное мнение» в 2003-2004 гг., выявили среди населения страны две примерно равные группы сторонников ориентации России на традиционно русские ценности (47%); сторонников ориентации России на традиционно русские и западные ценности одновременно (44%). Важно отметить, что первая группа включала в основном представителей старших возрастных категорий, а вторая - младших. В средних возрастных категориях было примерно одинаковое количество представителей первой и второй групп.

Эти данные позволяют утверждать, что сближение российской и европейской культур будет происходить по мере вступления в активную экономическую и политическую жизнь новых поколений россиян, первичная социализация которых будет протекать в новых условиях. Эти люди постепенно создадут новую российскую культуру и новые ценности.

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.054 с.