Специфика влияния речевого поведения родителей на речевое поведение дошкольника — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Специфика влияния речевого поведения родителей на речевое поведение дошкольника

2020-04-01 148
Специфика влияния речевого поведения родителей на речевое поведение дошкольника 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Выдающийся педагог А.С. Макаренко о роли примера взрослых, окружающих ребенка, писал: "Ваше собственное поведение - самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь, или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газеты, - все это для ребенка имеет большое значение" Макаренко.

Анализ поведения детей показывает - ничто в их жизни и поведении не делает для них необходимым употребление речи; лишь присутствие взрослого, который постоянно обращается к детям со словесными высказываниями и требует адекватной на них реакции, в том числе речевой ("Что это?"; "Ответь!"; "Назови!"; "Повтори!"), заставляет ребенка овладевать речью. Следовательно, только в общении со взрослым перед ребенком встает особая разновидность коммуникативной задачи понять обращенную к нему речь взрослого и произнести вербальный ответ.

Проведенное нами исследование показало, что некоторые родители не осознают необходимости формирования культуры общения у детей старшего дошкольного возраста, не следят за своей речью.

Родители должны помнить и применять в общении с детьми некоторые правила.

Разговаривать с ребенком надо неторопливо, отчетливо произнося все слова, четко отделяя их друг от друга паузой. Следует отметить, что восприятие детьми речи взрослого нельзя рассматривать только как пассивный процесс, т.к. ребенок, слушая речь, должен понять содержание сказанного, молча осмыслить полученную речевую информацию. Разговаривать с сыном или дочкой нужно ласково, весело, вызывая ответные положительные эмоции. Стихи, потешки читайте выразительно, меняя интонации в зависимости от их содержания, четко имитировать голоса животных, если они встречаются в тексте. При равнодушном, монотонном разговоре, невыразительном чтении обычно веселых, радостных потешек, стихов, малыш будет безразлично относиться ко всему, о чем ему говорит родитель, у него не будет желания слушать, подражать взрослому, отвечать на вопросы.

Таким образом, задача родителей - через речевое поведение привить ребенку элементарную культуру общения, помогающую ему устанавливать контакты со сверстниками: умение без крика и ссоры договариваться, вежливо обращаться с просьбой; если необходимо, то уступать и ждать; делиться игрушками, спокойно разговаривать, не нарушать игры шумным вторжением. Старший дошкольник должен уметь проявлять к сверстнику предупредительность и внимание, вежливость, заботливость. Такие формы общения легче усваиваются ребенком, если взрослые поддерживают, следят за тем, как он ведет себя с другими по играм, с близкими и окружающими людьми. Дети под руководством взрослого приобретают опыт положительного общения.


Заключение

 

Душевное и духовное развитие ребенка полностью зависят от условий его воспитания. Формирование личности осуществляется непрерывно: сначала под влиянием речевой среды, а затем - организованного обучения, где очень велика роль родителей. Именно от того, как и что они говорят, как прикасаются к детям, как занимаются с ними или укладывают спать, как смеются в их присутствии или рассказывают о себе, как угрожают или поощряют - от всего этого зависит становление детской души и даже, в известном смысле, судьба целого поколения.

Следует отметить, что семья является фигурирующей ячейкой общества. Социальная необходимость семьи обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения. Выполняя различные свои функции, она тем самым организует и осуществляет связи в обществе. Семья, малый социальный институт, поддерживает всю систему общества в определённой стабильности.

Семья нужна не только человеку, но и обществу, так как она способствует совершенствованию общественных отношений и воспитанию подрастающего поколения.

Анализ литературы по проблеме семейных отношений подтверждает интерес исследователей к проблемам современной семьи. В большинстве теоретических работ и практических исследований подчеркивается меняющийся в зависимости от изменений общества характер семейных отношений.

Успешное воспитание ребенка может происходить только в гармоничном взаимодействии материнского и отцовского начал, ибо истинное родительство выражается в соуправлении отца и матери процессом воспитания созидательной самостоятельности своего ребенка [33].

Глубокий постоянный психологический контакт с ребенком - это универсальное требование к воспитанию, которое в одинаковой степени может быть рекомендовано всем родителям, контакт необходим в воспитании каждого ребенка в любом возрасте. Именно ощущение и переживание контакта с родителями дают детям возможность почувствовать и осознать родительскую любовь, привязанность и заботу.

Изучив психолого-педагогическую литературу, мы пришли к выводу, что же такое речь, речевое развитие и речевое поведение.

Речь - это исторически сложившаяся формула общения людей посредством языка.

Речь находится в тесной связи с мышлением и служит составной частью трудовой, бытовой, познавательной и иных видов деятельности человека.

По речи судят о степени владения языком, а также об интеллектуальном развитии человека.

Речевое развитие человека проходит несколько этапов, на каждом из которых происходит обогащение языка и совершенствование речевых умений.

Развитие речи осуществляется на разных этапах занятия с помощью разнообразных заданий, упражнений.

В дошкольном детстве процесс овладения речью не заканчивается.

Речевое поведение - использование языка людьми в предлагаемых обстоятельствах, в многообразии реальных жизненных ситуаций, совокупность речевых поступков.

Термин "речевое поведение" обозначает всю совокупность речевых действий и их форм, рассматриваемых, прежде всего в социально-коммуникативном аспекте.

Исследования речевого поведения дошкольников показали, на сколько дети умеют общаться друг с другом. Речевое поведение родителей не всегда положительно влияет на ребенка. Часто взрослые не обращают внимание на то, как они говорят, с какой интонацией выражают свою мысль.

Таким образом, ребенок, даже в самом малом возрасте, должен становиться не объектом воспитательных воздействий, а союзником в общей семейной жизни, в известном смысле ее создателем и творцом [58]. Взаимодействие родителей и ребенка - это процесс взаимного приспособления, в котором ответы партнеров взаимообусловлены и ритмически организованы [58].


Список литературы

 

1. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. / Ю.Е. Алешина. - М., 1993. - 175 с.

. Башкирова Н. Ребенок без папы. Решение проблем неполной семьи / Н. Башкирова. - СПб.: Наука и техника, 2007. - 272 с.

. Бодалев А.А. Личность и общение / А.А. Бодалев. - М.: Просвещение, 1994. - 94с.

. Божович Т.А. Личность и ее формирование в детском возрасте / Т.А. Божович. - М., 2002.

. Борисова О.Н. Новое и традиционное в социальном регулировании брачно-семейных отношений // Методология исследований управления социальными процессами в процессе перестройки. - Калинин, 1979. - с.88-94

. Бюлер К. Возрастная психология.

. Брунер Дж. Онтогенез речевых актов. Психолингвистика. / Дж. Брунер. - М., 1984. С.21 - 50.

. Валлон А. Психическое развитие ребенка / А. Валлон. - М.: Прогресс, 1997. - 195 с.

. Вальдорф: да или нет? Ася Штейн. // "Мой ребенок" июнь 2009г, 98с.

. Возрастные особенности психического развития детей / отв. ред. И.В. Дубровина, М.И. Лисина. - М.: Просвещение, 1992. - 164с.

. Выготский Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. - М., 1999.

12. Выготский Л.С. Основы дефектологии / Л.С. Выготский. - СПб.: Лань, 2003. <http://www.pedlib.ru/Books/1/0453/1_0453-1.shtml>

. Галигузова Л.Н. Ступени общения от года до шести: советы психолога / Л.Н. Галигузова, Е.О. Смирнова. - М.: Наука, 2002. - С.42-47.

. Гальперин, П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка / П.Я. Гальперин. - М., 2006.

. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. / А.Н. Гвоздев. - М., 1991. - С.163-164.

. Глухов В.П. Методика формирования связной монологической речи дошкольников с общим речевым недоразвитием. / В.П. Глухов. - М., 1998.

. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника: учебное пособие / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько, А.Н. Белоус. - Минск: Университетская, 1997. - 237с.

. Елагина, М.Г. Влияние некоторых особенностей общения на возникновение активной речи детей/ М.Г. Елагина // Вопросы психологии. - 1997. - №2. - С.135-142.

. Женщина новой России. Какая она? Чем живет? К чему стремится? / Аналитический доклад. - М.: Институт социально-психологических исследований РАН, 5 декабря 2001.

. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2 т. / А.В. Запорожец. - М., 1986.

. Карпова С.Н. Осознание словесного состава речи дошкольниками / С.Н. Карпова. - М., 2001.

. Карпова С.Н. Психология речевого развития ребенка / С.Н. Карпова, Э.И. Туве. - Ростов-на-Дону, 2007.

. Кон. И.С. Ребенок и общество. / И.С. Кон. - М., 1988.

. Леонтьев А.А. Психология общения / А.А. Леонтьев. - М., 2007.

. Леонтьев А.Н. Психическое развитие в дошкольном возрасте: избранные психологические труды / А.Н. Леонтьев. - М.: Просвещение, 1983. - 304с.

. Леонтьев А.А. Слово о речевой деятельности. / А.А. Леонтьев. - М.: Наука, 1965.

. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка / М.И. Лисина. - // Под ред.А.Г. Рузской. - М.: "Институт практической психологии", 1997. - 384с.

. Лисина М.И. Проблема онтогенеза общения / М.И. Лисина. - М., 2003.

. Лурия, А.Р. Речь и развитие психических процессов ребенка / А.Р. Лурия, Ф.А. Юдович. - М., 2006.

. Львов М.Р. Речевое развитие человека // Начальная школа. - 2000. - N6. - С.98-105

. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В.С. Мухина. - М.: Изд. Центр Академия, 1999. - 456с.

. Мухина В.С. Психология дошкольника / В.С. Мухина. - М.: Просвещение, 1995. - 198с.

. Обухова Л.Ф. Детская психология. Учебник. / Л.Ф. Обухова. - М.: Российское педагогическое агентство. 1996. - 374 с.

. Пиаже, Ж. Речь и мышление ребенка / Ж. Пиаже. - М. - Л., 2007.

. Психология детей дошкольного возраста / под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. - М., 2006.

. Развитие общения у дошкольников / под ред. А.В. Запорожца, М.И. Лисиной. - М., 2005.

. Развитие ребенка / под ред. А.В. Запорожца. - М., 1998.

. Рогов Е.И. Психология общения / Е.И. Рогов. - М.: Владос, 2007. - 335с.

. Розенгард-Пупко, Г.И. Формирование речи у детей раннего возраста / Г.И. Розенгард-Пупко. - М., 2001.

. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: "Питер", 2002.

. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. Учебное пособие / Под ред.Е.Г. Силяевой. - М.: ACADEM’A, 2002. - 192 с.]

. Сиротюк А.Л., Сиротюк А.С. Современная методика развития детей от рождения до 9 лет. / А.Л. Сиротюк, А.С. Сиротюк. - М.; ТЦ Сфера, 2009. - 256с.

. Смирнова, Е.О. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция / Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова. - М.: Владос, 2005. - 158с.

. Соловьева О.И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду. / О.И. Соловьева. - М.: Просвещение, 1966 г.

. Степанов С. Ответственная роль. // Школьный психолог. - 2000. - №17

. Тихеева Е.И. Развитие речи детей: кн. для воспитателей / Е.И. Тихеева. - М.: Просвещение, 1991. - 159с.

. Тихомарицкая, О.А. Социальная психология: Хрестоматия / О.А. Тихомарицкая. - М.: Просвещение, 2000. - 139с.

. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. / Д.Н. Узнадзе. - М.: "Наука", 1969. - 450 с.

. Урунтаева Г.А. Практикум по дошкольной психологии / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. - М.:. Владос, 1995. - 296с.

. Ушакова Т.Н. Детская речь - ее истоки и первые шаги в развитии // Психологический журнал, 1999. - С.59-69.

. Ушакова Т. Н Речь: истоки и принципы развития. / Т.Н. Ушакова. - М.: ПЕР СЭ, 2004. - 256 с.

. Чуковский К.И. От двух до пяти. / К.И. Чуковский. - М., 1966. - 245 с.

. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология: психология развития и возрастная психология / И.В. Шаповаленко. - М.: Гардарики, 2005. - С.181-201.

. Шнейдер Л.Д. Психология семейных отношений. Курс лекций / Л.Д. Шнейдер. - М.: Апрель-пресс, 2000. - 512 с

. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи.3-е изд. / Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис. - С-Пб.: ПИТЕР, 1999. - 656 с.

. Эльконин Д.Б. Детская психология.


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.045 с.