Уровень речевого поведения дошкольников — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Уровень речевого поведения дошкольников

2020-04-01 259
Уровень речевого поведения дошкольников 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Общение со взрослыми во многом определяет возникновение, развитие и особенности контактов ребенка с другими детьми. Такое предположение дает нам тот факт, что дети сначала учатся общаться со взрослыми и лишь значительно позднее общаться между собою. Поскольку в то единое социальное окружение, в котором растет ребенок дошкольного возраста, входят и взрослый, и дети, понятно, что личность взрослого, столь значимая для малыша, конечно, опосредствует его связи со сверстниками. Общение как со сверстниками, так и со взрослыми складывается прижизненно, но изменяется в течение жизни.

Экспериментальное исследование по выявлению влияния речевого поведения родителей на речевое поведение дошкольников было проведено на базе ДОУ "Азановский детский сад "Колокольчик" Медведевского района Республики Марий Эл, в котором принимали участие дети старшей группы в количестве 15 человек.

На основе этого были поставлены следующие задачи:

·   изучить уровень культуры общения у детей старшего дошкольного возраста;

·   разработать необходимые наглядные материалы для родителей по формированию культуры общения у детей старшего дошкольного возраста;

·   проверить уровень культуры общения у детей старшего дошкольного возраста.

Эксперимент проходил в три этапа:

Первый констатирующий этап

Формирующий этап

Второй констатирующий этап

Первый констатирующий этап.

Цель: изучить уровень общения у детей старшего дошкольного возраста.

В данном исследовании под культурой общения мы понимаем процесс формирования нравственности, культуры речи в процессе общения с окружающими людьми.

Для выявления уровня культуры общения детей старшего дошкольного возраста выделены следующие показатели:

Доброжелательные отношения;

Вежливость;

Общительность;

Внимательность к окружающим;

Этикет;

Уважение.

На основе показателей нами были выделены следующие уровни:

Высокий уровень

Ребенок доброжелательно относится к детям и взрослым, осознает необходимость здороваться, прощаться; называет работников ДОУ по имени отчеству, не вмешивается в разговор взрослых, вежливо выражает свою просьбу, благодарит за оказанную услугу.

Средний уровень

Ребенок испытывает трудности в общении с детьми и обращении к взрослым, забывает здороваться, прощаться, забывает благодарить за оказанные услуги, вмешивается в разговор взрослых.

Низкий уровень

Ребенок грубо относится к сверстникам, не говорит слова приветствия, обращается к работникам ДОУ на "ТЫ"; перебивает взрослых в разговоре, свою просьбу выражает грубо, никогда не благодарит за оказанные услуги.

В ходе исследования нами были использованы следующие методы: наблюдение, беседа, анкетирование родителей, игра.

Наблюдение проводилось в течении недели, за основу наблюдения нами было взято использование культурных слов в общении и повседневной жизни, деятельности. Наблюдая за общением детей, было выделено, что большинство из них не употребляют культурные слова или забывают их употреблять. На наш взгляд использование одного метода для выявления уровня культуры общения не достаточно, поэтому мы использовали беседу.

Беседа проводилась в течение дня со всей группой детей в индивидуальной форме. Во время беседы дети вели себя по-разному, одни с удовольствием отвечали на вопросы и шли на контакт, другие отказывались от беседы. В беседе содержалось 5 вопросов (смотреть приложение), которые были направлены на выявление знаний и использование культурных слов в повседневной жизни. Для полной картины выявления уровня культуры общения нами была проведена игра на выявление культуры общения на базе знания культурных слов. В игре принимали участие дети всей группы, общая активность детей была на среднем уровне, три ребенка из всей группы отличились большой заинтересованностью и активностью во время игры.

Анкетирование родителей проводилось в течение недели, анкета была направлена на выявление отношения родителей к проблеме культуры общения в современном обществе. Родители любезно согласились ответить на вопросы анкеты.

Основные результаты педагогического исследования.

При рассмотрении результатов анкетирования родителей нами были получены следующие результаты.

Таблица №1

Ф.И. ребенка Осознание проблемы культуры общения Понимание сути культуры общения Оценка своей культуры Оценка культуры ребенка Итог
1 Настя В. 3 2 2 2 9
2 Саша А. 3 2 3 2 10
3 Кирилл К. 2 1 3 2 8
4 Дима Т. 3 3 2 2 10
5 Вова З. 2 3 2 2 9
6 Андрей З. 2 1 2 1 6
7 Настя И. 3 3 2 2 10
8 Иван И. 2 1 3 2 8
9 Аля К. 2 2 3 2 9
10 Костя Т. 3 2 3 2 10
11 Полина Т. 2 2 3 2 9
12 Егор Ш. 2 2 3 2 9
13 Настя П. 3 3 3 3 12
14 Алла Ш. 2 3 2 2 9
15 Антон Я. 3 1 2 1 7

"Осознание проблемы культуры общения"

- четко осознает проблему культуру общения,

- редко задумывается о проблеме культуры общения,

- не обращают на это внимания.

"Понимание сути культуры общения"

- дает точное понятие сути культуры общения,

- допускает ошибки в понятии,

- затрудняется дать понятие.

"Оценка своей культуры"

- считает себя культурным,

- нечеткий ответ,

- не считает себя культурным.

"Оценка культуры ребенка"

- считает своего ребенка культурным,

- не всегда в разных ситуациях,

- затрудняются ответить.

Результат:

Высокий (10-12 баллов)

Четкие представления о проблеме культуры общения, высокое осознание необходимости культуры общения в повседневной жизни.

Средний (8-9 баллов)

Имеют слабое представление о проблеме культуры общения, среднее осознание необходимости культуры общения в повседневной жизни.

Низкий (7-4 баллов)

Не имеют представления о проблеме культуры общения, низкое осознание необходимости культуры общения в повседневной жизни.

Из всего количества обследованных детей было выделено две группы - экспериментальная и контрольная.

В экспериментальную группу были включены дети тех родителей, у которых низкий и средний уровень осознания культуры общения в качестве отбора общения были взяты 9 и менее баллов.

Контрольную группу составили дети, родители которые имеют 10 и более баллов по результатам анкетирования.

Показатели уровня культуры общения у детей старшего дошкольного возраста отображены на таблице №2.

 

Таблица №2

Уровень культуры общения в повседневной жизни

Ф.И. ребенка

Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень

Экспериментальная группа

1

Настя В.   +  

2

Андрей З.     +

3

Полина Т. +    

4

Кирилл К.     +

5

Иван И.     +

6

Вова З.   +  

7

Егор Ш.   +  

8

Алла Ш. +    

9

Антон Я.     +

10

Аля К.   +  

Контрольная группа

1

Настя И.

  +  
2

Саша А.

  +  
3

Костя Т.

    +
4

Настя П.

  +  
5

Дима Т.

    +
           

Из таблицы №2 видно, что 40% детей в экспериментальной группе имеют низкий уровень культуры общения, они грубо относятся к сверстникам, не используют слова приветствия, перебивают взрослых в разговоре.

% детей в экспериментальной группе имеют средний уровень, что говорит о том, что дети испытывают трудности в общении с взрослыми, забывают использовать культурные слова.

% экспериментальной группы имеют высокий уровень, они доброжелательно относятся к детям и взрослым, используют культурные слова в общении.

Дети контрольной группы имеют 60% среднего уровня, 40% низкий по тем же показателям что и дети экспериментальной группы.

 

Диаграмма 1.

Таким образом, проведенное исследование показало, что родители, которые имеют низкий уровень культуры общения и родители с высоким уровнем культуры общения, недостаточно уделяют внимания формированию культуры общения у своих детей, о чем свидетельствуют полученные результаты.

Формирующий этап

Цель: формирование культуры общения детей старшего дошкольного возраста по средствам активного взаимодействия ДОУ и семьи с помощью наглядного материала.

Вся работа проводилась с родителями экспериментальной группы детей, результаты которых в анкетировании были низкого и среднего уровня.

В течение 1 месяца осуществлялась работа, в которой мы тесно взаимодействовали с родителями, предлагая им книжки-раскладушки, папки-передвижки, плакаты, наглядные стенды. Содержание наглядного материала включало: советы, игры, упражнения, литературу по формированию культуры общения детей среднего дошкольного возраста.

В начале эксперимента родители из-за занятости не соглашались с нами работать, но постепенно в ходе систематической работы мы сумели заинтересовать и привлечь родителей к нашему наглядному материалу, который регулярно обновлялся.

Наша проблема культуры общения затронула родителей, они были увлечены, заинтересованы в нашей информации, проявляли интерес к литературе по формированию культуры общения, задавали вопросы, на которые мы отвечали.

Таким образом, наглядные материалы привлекают внимание родителей, активизируя их, так как в них вся необходимая информация четко обозначена и наглядно представлена, что облегчает ее восприятие и сокращает время изучения.

Второй констатирующий этап

Цель: проверить уровень культуры общения у детей старшего дошкольного возраста.

В ходе исследования нами были использованы те же методы, что и на первом констатирующем этапе: наблюдение, беседа, игра. Наблюдение проводилось в течение недели, за деятельностью детей и их общением между собой в течение дня. Результаты наблюдения были отражены в протоколе. В ходе наблюдения нами было отмечено, что у детей экспериментальной группы уровень культуры общения повысился, они стали больше общаться с детьми и взрослыми, чаще использовать культурные слова.

На данном этапе нами использовалась беседа, которая проводилась индивидуально с каждым ребенком из экспериментальной и контрольной группы. Во время беседы с детьми экспериментальной группы было отмечено, что они стали отвечать на вопросы более уверенно и четко. Дополнило представление о культуре общения игра "Культурные". Игра показала, что большинство детей знают культурные слова и их активно используют.

Материал, полученный в результате наблюдения, беседы, игры, позволил определить уровень культуры общения, которые представлены в таблице №3.

 

Таблица №3

Уровень культуры общения.

Ф.И. ребенка

Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень

Экспериментальная группа

 1 Настя В. +    
 2 Андрей З.   +  
 3 Полина Т. +    
 4 Кирилл К.     +
 5 Иван И.     +
 6 Вова З.   +  
 7 Егор Ш.   +  
8 Алла Ш. +    
9 Антон Я.   +  
10 Аля К.     +

Контрольная группа

 1 Настя И. +    
 2 Саша А.   +  
 3 Костя Т.   +  
 4 Настя П.   +  
 5 Дима Т.     +

Из таблицы №3 видно, что 40% детей экспериментальной и 60% контрольной групп имеют средний уровень, что свидетельствует о том, что эти дети испытывают трудности в общении с детьми и обращении ко взрослым, забывают использовать культурные слова.

% детей экспериментальной и 20% контрольной группы имеют низкий уровень, эти дети грубо относятся к сверстникам, не используют культурные слова в своем общении.

% детей экспериментальной и 20% контрольной группы имеют высокий уровень культуры общения, они доброжелательно относятся к взрослым и детям всегда вежливы, используют в общении культурные слова.

 

Диаграмма 2.

 

Для того, чтобы выявить результат нашей работы, необходимо полученные данные свести в таблицу №4.

 


Таблица №4

 Ф.И. Ребенка

1 констатирующий

2 констатирующий

 

высокий средний низкий высокий средний низкий
Экспериментальная группа Настя В.   +   +    
  Андрей З.     +   +  
  Полина Т. +     +    
  Кирилл К.     +     +
  Иван И.     +     +
  Вова З.   +     +  
  Егор Ш.   +     +  
  Алла Ш. +     +    
  Антон Я.     +   +  
  Аля К.   +       +
Контрольная группа Настя И.   +   +    
  Саша А.   +     +  
  Костя Т.     +   +  
  Настя П.   +     +  
  Дима Т.     +     +

Из таблицы №4 видно, что у детей экспериментальной группы, работа с родителями которая осуществлялась в течении одного месяца уровень культуры общения повысился в среднем на 10%.

Для определения уровня речевого поведения дошкольников средствами психодиагностики был проведен констатирующий эксперимент. Принимали участие 10 детей.

Цель экспериментальной работы - провести диагностику речевого поведения, изучить коммуникативные умения детей

Коммуникативно-риторические умения связаны, во-первых, с умением анализировать и оценивать общение и, во-вторых, с умением общаться, когда оценивается умение ориентироваться в ситуации.

Показатели оценки речи детей:

умение ориентироваться в разных ситуациях общения, учитывая, кто говорит, к кому обращается говорящий, с какой целью, что - о чем, как и др.;

умение анализировать и оценивать собственное речевое поведение и речевое поведение другого, что сказал говорящий, что хотел сказать, что сказал ненамеренно и т.д.;

владение своим голосом, использование средств выразительности речи (умение пользоваться интонацией, выбрать оптимальный темп, громкость произношения, плавность речи);

овладение культурой слушания, внимательно слушать собеседника, адекватно реагировать на речь говорящего;

уместно использовать правила речевого этикета, вести этикетный диалог;

соотносить вербальные и невербальные средства общения, владение невербальными средствами (мимикой, жестами, телодвижениями).

Диагностика детей старшей группы по развитию речи проводилась по следующим направлениям.

. Для диагностики звуковой культуры речи выяснялось, имеются ли у ребёнка дефекты речи. Какие?

Были предложены следующие задания:

а) Ребенка попросили назвать любые слова со звуком с.

"Я например, вспомнила сейчас, - говорит воспитатель, вот какие слова: сосна… осина … посеял …. Теперь твоя очередь. Продолжай!"

б) Предлагалась игра. Даётся лист бумаги с решёткой для определения позиции звука в слове и фишка. Объясняются правила игры: "Повтори за мной слово река. Слышишь звук р в этом слове? Он слышится в начале слова или в середине его? Поставь фишку в первое оконце, так как в слове река звук р стоит в начале слова. Послушайте другое слово - носороги. Где слышится звук р? Поставь фишку во второе оконце. Давай вместе произнесём слово пожар. И я ставлю фишку в третье оконце. Я права или не права? Теперь работай самостоятельно. Я буду называть слово, ты проговори его вслед за мной и поставь фишку в нужное оконце: рак … сирень … сыр".

. Для обследования понимания речи и уровня активного словаря предлагалось следующее.

а) Педагог рассказывает: "У маленького щеночка сильно болит ушко. Он скулит. Нуждается в твоём сочувствии. Что скажешь ему? Начни так: "Ты мой…"

б) Детям предлагалось рассмотреть картинку. Задавался вопрос, что произошло с цыплятами. Предлагалось придумать название к рассказу.

Воспитатель обращается с просьбой повнимательнее рассмотреть курицу, увидевшую не жёлтеньких, а чёрных и чумазых цыплят; описать её состояние. Она….

. Художественная литература.

а) Ребенка просят прочесть любимое стихотворение

б) Предлагают назвать сказки, которые ребёнок готов слушать не один раз. Если он не сможет вспомнить название сказки, пусть начнёт рассказывать её, можно подсказать название.

в) Ребенка просят вспомнить писателей, книги которых читали в детском саду и дома; художников, сделавших прекрасные рисунки к детским книжкам.

Оценка выполнения заданий:

-12 баллов (высокий уровень) - отвечает на все задания правильно, без подсказки со стороны взрослых, отвечает быстро и охотно.

-8 баллов (средний уровень) - на большую часть вопросов отвечает правильно, но пользуется подсказкой взрослого, отвечает медленно, но охотно.

-4 баллов (низкий уровень) - на большую часть вопросов отвечает неправильно, даже с подсказкой взрослого, отвечает мало и неохотно.

Анализ полученных данных приводится в сводной таблице данных испытуемых по всем трем видам заданий.


Таблица 1.

Ф.И.О. Звуковая культура речи Понимание речи, активный словарь Художественная литература
 Вова З. 8 баллов 7 баллов 5 баллов
 Кирилл К. 6 баллов 7 баллов 6 баллов
 Антон Я. 4 балла 3 балла 2 балла
 Настя И. 9 баллов 11 баллов 10 баллов
 Настя П. 10 баллов 10 баллов 9 баллов
 Дима Т. 6 баллов 5 баллов 7 баллов
 Настя В. 4 балла 4 балла 3 балла
 Костя Т. 7 баллов 8 баллов 6 баллов
 Иван И. 5 баллов 6 баллов 6 баллов
Андрей З. 3 балла 2 балла 2 балла

 

В результате суммирования полученных данных были выявлены результаты, представленные в диаграмме 3.

Диаграмма 3.

 

В процессе диагностики речевого развития детей старшего дошкольного возраста было обнаружено, что только у 2 детей из 10 высокий, т.е. нормальный уровень развития речи, у 5 детей - средний (удовлетворительный) уровень, а у 3 детей - низкий.


Диаграмма 4.

 

Таким образом, работа по определению особенностей связной речи у старших дошкольников показала, что дети данного возраста допускают много ошибок в словоупотреблении, построении не только сложного, но и простого предложения; пользуются однообразными способами связи предложений в тексте. Некоторые дошкольники нарушают последовательность изложения мыслей, им трудно начать или закончить высказывание. Часто в их рассказах присутствуют элементы повествования и описания. Чаще всего дети обращаются к помощи взрослого, не всегда могут справиться самостоятельно с заданием. Это свидетельствуют о необходимости проведения специального обучения с целью усвоения активного словаря, формированию звуковой культуры речи, развитию умений передачи знаний по художественной литературе, построения связного монологического высказывания.


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.2 с.