Влияние христианизации на взаимоотношения Римской империи и варваров — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Влияние христианизации на взаимоотношения Римской империи и варваров

2020-04-01 415
Влияние христианизации на взаимоотношения Римской империи и варваров 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Эпоха великого переселения народов и образования варварских королевств была и эпохой христианизации варваров. Как правило, смена языческой веры на христианскую сопровождала характерный для общества военной демократии процесс усиления военного могущества вождей тех или иных германских племен. Не случайно источники фиксируют «совпадение» военных побед, одержанных вождями в самые критические моменты противоборства с врагом, с актами обращения их в новую веру. Именно так, согласно Григорию Турскому, принял католичество легендарный Хлодвиг.

Христианский бог для варваров не мог предстать в обличии Иисуса Нагорной проповеди (заповеди «не убий», «не возжелай жены ближнего своего» и многие другие находились в явном противоречии с основными ценностями варваров). Христианский бог для них - это бог Ветхого Завета, Пантакратор, Вседержитель, могущественный дарователь победы. Причем, он дарует победу не слепо, как языческие боги, а целенаправленно - тому, кто служит ему.

В IV в. - в период от Константина до Феодосия происходит процесс «обращения» Римской империи в христианство и «обращения» христианства в Римскую империю. Результатом этих взаимных обращений стало то, что к V веку Римская империя стала христианской империей, явив собой модель государства, типичного для последующих веков. Но Римская империя стала христианской не только в силу этого, а еще и потому, что с конца IV в. христианство начинает оказывать существенное влияние практически на все сферы жизни римского общества и становится важнейшим историческим фактором [Казаков М.М. 2000. - С. 196 - 204.].

В период между обращением Константина в 312 году и воцарением Юстиниана в 527 году католическая церковь, насколько нам известно, не направляла миссионеров за границу Империи для обращения живших там язычников. Ульфила поселился среди готов за нижним Дунаем для того, чтобы в качестве епископа служить тем христианам, которые уже жили в Готии. Палладий был послан Папой в Ирландию в 431 году с тем, чтобы служить «шотландцам, верующим во Христа». И мы не знаем ни одного императора этого времени, который бы верил, что общая религия может служить мостиком между двумя государствами. Однако в отношении еретиков это не совсем верно. Везеготский король Теодорих II, арианин, послал Аякса к галисийским свевам в Испанию, и тот обратил этих варваров-язычников в арианство (с. 195). В католичестве в IV, V и в начале VI века ничего подобного, пожалуй, не происходило [Томпсон Э.А. 2003. C.123].

Вопрос об обращении германцев в христианство обсуждался многократно. Вероятнее всего, до падения в 476 году Западной империи из всех германцев, все еще живших за северной границей Империи, только руги были христианами, но после того, как германцы заняли провинции, ни один народ, кроме англосаксов, не оставался языческим дольше чем на одно-два поколения.

К концу царствования персидского царя христиан в Персии жестоко преследовали. Многие жертвы преследования бежали, и многие находили убежище в римских провинциях. Вождь сарацинов Аспебет-язычник, не одобрял преследований и не помешал бегству многих христиан. Путь от бедуинского шейха до католического епископа бьш редкостью. Позже, около 473 года, во времена императора Льва I, арабский вождь по имени Аморсес ушел от персов, добился положения главного вождя сарацинов в своей местности и захватил римский остров Иотабе в Красном море. Он изгнал римских таможенников и обогатился, собирая римские пошлины. Он пытался договориться с римлянами и получить признание как главный шейх арабов, живших в окрестностях Петры. Лев пригласил его в Константинополь, радушно принимал его, даже разрешив ему сидеть среди патрициев во время застолья. В благодарность Аморсес стал христианином!

Новый период начался с воцарением Юстиниана. Он считал, что народ, принявший католическую веру, скорее всего, превратится в союзника католической Империи. Он недвусмысленно объяснил это франкам еще в 536 году, убеждая их в том, что франки и византийцы должны сотрудничать, так как придерживаются одной религии. Он также предложил эфиопам и гомеритам объединиться с Восточным Римом в борьбе против Персии «из-за единства веры» [Томпсон Э.А. 2003. C.123].

Другой феномен VI века - это приезд в Константинополь отдельных варваров или групп варваров, которые по собственной воле желали принять крещение. Некий Грет, король германского племени герулов, приехал в столицу со своей свитой и двенадцатью родственниками и попросил крестить его. Юстиниан всех их охотно принял, и они были крещены. Императора особенно должно было порадовать то, что, с радостью возвращаясь на родину, герулы пообещали ему быть его союзниками, когда бы он ни призвал их к себе на помощь. Но в этом случае инициатива исходила не от Юстиниана, а от самих варваров. Не всегда обращение в христианство оканчивалось так благополучно, как в случае с Гретом Герулом. Некий Грод, или Гордас, король гуннов, живший около крымского города Боспора, приехал в Константинополь и принял крещение. Юстиниан осыпал его подарками и отправил назад в Крым с тем, чтобы он охранял тамошние римские владения, особенно город Боспор. Подданные Грода были, конечно, язычниками и поклонялись идолам. Грод поспешил - как выяснилось, необдуманно - переплавить идолов, сделанных из серебра и золота, и продать их за наличные деньги в Боспоре. Его нетактичные действия привели в ярость языческих жрецов, которые убили Грода и поставили на его место его брата Мугеля. Это был один из тех сравнительно редких случаев, когда правитель-варвар принимал христианство, а его подданные не следовали этому примеру. Мы видим, что обращение короля не обязательно влекло за собой обращение всего народа.

Перед нами феномен, подобного которому не было ни в IV, ни в V веке. Во-первых, христианский священник по собственной инициативе решил выехать за пределы Империи только для того, чтобы проповедовать Евангелие среди местного языческого народа. Кроме того, правитель языческого народа, обитавшего далеко за границами Империи, призвал к себе миссионера с единственной целью - обучиться его вере.

Таким образом, в середине VI века появились некоторые новые феномены. До этого отдельные варвары принимали христианство во время службы в римской армии, теперь же целые группы их становились христианами, вступая в императорскую армию. Отдельные люди и даже иногда группы проделывали путь из диких просторов Barb aria в Константинополь с определенной и ясно выраженной целью принять крещение. Новообращенный варвар берет на себя обязательство быть политическим союзником римлян. На южных границах и на краю степи священники (хотя обычно не католические) по своей собственной воле решаются выехать за пределы Империи и проповедовать там Евангелие. Императоры приходят к убеждению, что общая религия - это общая внешняя политика, хотя подобное убеждение не всегда оказывается справедливым. И для франков, и для византийцев их собственные материальные интересы были гораздо важнее, чем тот факт, что и те и другие называли себя католиками. Земля, разбой и власть представляли больший сиюминутный интерес, чем природа Божественной Троицы.

Но и после принятия христианства варварское сознание оставалось языческим. Понятие «христианизированные язычники», введенное в оборот Н.А. Бердяевым, как нельзя лучше характеризует ситуацию в варварском мире той эпохи. Культурные тексты эпохи - яркое тому свидетельство. Христианка Кримхильда в «Песне о Нибелунгах» сама мстит за мужа, не возлагая на бога «заботу» о наказании убийц. Христианская вера не мешает Хагену и прибывшим вместе с ним к Аттиле бургундам во время боя утолить жажду кровью врага и т.д.

Изменение отношения и восприятия варваров, начиная со 2-й четверти IV века, сказывается на политике римских императоров. Варвары в христианской модели в отличие от традиционной историографии рассматриваются как воплощение хаоса, как противостоящая сторона, только пока они язычники. В христианской модели мира варвары приобщаются к цивилизованному миру с принятием христианства. Таким образом, в политическом сознании в IV веке появляется возможность мирного включения варваров в цивилизованный мир и Римское государство. Такое отношение к варварам вполне соответствовало сложившейся политической практике на границе, и поэтому новая идеология была быстро принята властями. Проявления христианизации в политике римских императоров выразились в следующем. Во-первых, наряду с сохранившимися от предыдущей эпохи разрушительными рейдами на варварские территории, главный акцент переносится на переселенческую политику, которая проводиться гораздо активнее, при этом племена, переселяющиеся на территории Римского государства, обязательно пригашают христианство. Христианизация варваров становится неотъемлемой частью переселенческой политики. Принятие христианства становится и обязательной частью договоров с варварами. Так христианство было распространено среди готов, скифов, сарматов и ряда других племен Причерноморья. Племена, принявшие христианство, воспринимались иначе Аммиан Марцеллин сообщает, что после того как восстали и были разбиты квады и готы во времена Валентиниана, с ними был заключен мир практически на прежних условиях. Это говорит о том, что варвары-христиане стали частью римского мира, и императоры воспринимали их как своих подданных. О том же говорит и характер переселений варварских племен, принявших христианство. Если раньше при проведении переселений варваров селили обычно на обезлюдевших территориях вдоль границы, то с середины IV века варваров начинают селить в центральных районах империи, отдаленных от границы. Известны случаи поселения варваров в Италии, Фракии и Малой Азии. Подобная политика становится следствием христианизации политического мировосприятия, когда главным критерием в многонациональной империи, отделявшим «своих» or «чужих» становится религия, поэтому христиане-варвары начинают восприниматься в равных со всеми остальными правах

И, тем не менее, христианская «прививка» постепенно давала свои плоды, постепенно изменялся стиль сознания и поведения варваров. Так, вожди усваивали христианскую мысль о правителе как пастыре своих людей и, порой, поступали в соответствии с этой этической максимой. Впрочем, процесс усвоения христианства - предмет особого разговора, о чем речь пойдет во второй части данного пособия.

 


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.