Тема работы: Учет посещаемости в рабочее время — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Тема работы: Учет посещаемости в рабочее время

2020-04-01 159
Тема работы: Учет посещаемости в рабочее время 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Задание на дипломное проектирование

по специальности: «Менеджмент»

Студента группы: П - 411

 

Ф.И.О.

 

Тема работы: Учет посещаемости в рабочее время

 

Дата выдачи задания: «»                    2008г.

Срок выполнения:   «»                     2008г.

Задание составил преподаватель:

___________

Рассмотрено и одобрено

на заседании методической комиссии

«Математика, информатика

и вычислительная техника»

Протокол № ___ от «___» __________ 2008г.

Председатель комиссии: _________

 

2008

1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

1.1. Анализ требований, предъявляемых к организации учебного процесса в ССузах, и способов решения поставленной задачи.

1.2. Обоснование и теоретический анализ выбранного способа решения задачи. Описание предметной области и модели исследуемого объекта.

1.3. Описание процесса разработки программного обеспечения по автоматизации учебного процесса в колледже и готового программного продукта.

1.4. Описание результатов исследования созданного программного обеспечения по автоматизации учебного процесса в колледже.

1.5. Составление программной и эксплуатационной документации.

1.6. Описание и оценка полученных результатов.

2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

2.1. Разработка программного обеспечения для организации учебного процесса в колледже, в котором необходимо:

- Спроектировать логическую модель базы данных

- Спроектировать физическую модель базы данных

- Организовать ввод количества пропущенных часов за каждый день по уважительным (болезнь, отпускные) и неуважительным причинам по каждой специальности, группе, студенту

- Предусмотреть возможность корректировки данных

- Организовать возможность подведения итогов посещаемости по каждому студенту, по каждой группе, специальности и в целом по колледжу (процентное соотношение пропущенных часов по болезни, по уважительным причинам, по неуважительным причинам, количество прогулов на 1 человека, общее количество пропущенных часов по группе, по специальности, по колледжу)

- Предусмотреть возможность сравнения итоговых данных с итогами предыдущего месяца

- Обеспечить формирование списков студентов, имеющих наибольшее количество пропущенных часов по итогам текущего месяца, с начала учебного года

- Обеспечить формирование отчета (см приложение)


СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

1. Способ решения поставленной задачи

2 Проектирование базы данных

2.1 Разработка базы данных

3 Среда разработки программного продукта

3.1 Работа с базами данных Access в Delphi

3.2 Компоненты доступа к данным

3.3 Доступ к данным

3.4 Создание отчетов в Delphi

3.5 Создание запросов на языке SQL

4 Процесс разработки программного обеспечения

5 Программная и эксплуатационная документация

Заключение

Список использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ

 

В связи с повсеместно компьютеризацией, в том числе и колледжа, современная жизнь немыслима без эффективного управления. Важной категорией являются системы обработки информации, от которых во многом зависит эффективность работы любого предприятия или учреждения. Такая система должна:

- обеспечивать получение общих и детализированных отчетов по итогам работы;

- позволять легко определять тенденции изменения важнейших показателей;

- обеспечивать получение информации, критической по времени, без существенных задержек;

- выполнять точный и полный анализ данных.

Для эффективного управления предприятиями, фирмами и организациями различных широко внедряются системы автоматизированного управления, ядром которых являются базы данных (БД). При большом объеме информации и сложности, производимых с ней операций проблема эффективности средств организации хранения, доступа и обработки данных приобретет особое значение. Учитывая важность и значимость баз данных в современной жизни, весьма серьезные требования предъявляются к квалификации специалистов, создающих приложения на их основе.

Современные СУБД в основном являются приложениями Windows, так как данная среда позволяет более полно использовать возможности персональной ЭВМ. Среди наиболее ярких представителей систем управления базами данных можно отметить: Lotus Approach, Microsoft Access, Borland dBase, Borland Paradox, Microsoft Visual FoxPro, Microsoft Visual Basic, а также баз данных Microsoft SQL Server и Oracle, используемые в приложениях, построенных по технологии «клиент-сервер». Фактически, у любой современной СУБД существует аналог, выпускаемый другой компанией, имеющий аналогичную область применения и возможности, любое приложение способно работать со многими форматами представления данных, осуществлять экспорт и импорт данных благодаря наличию большого числа конвертеров. Общепринятыми, также, являются технологи, позволяющие использовать возможности других приложений, например, текстовых процессоров, пакетов построения графиков и т.п., и встроенные версии языков высокого уровня (чаще – диалекты SQL или VBA) и средства визуального программирования интерфейсов разрабатываемых приложений. Поэтому уже не имеет существенного значения на каком языке и на основе какого пакета написано конкретное приложение, и какой формат данных в нем используется.

Таким образом, на сегодняшний день разработчик не связан рамками какого-либо конкретного пакета, а в зависимости от поставленной задачи может использовать самые разные приложения. Поэтому, более важным представляется общее направление развития СУБД и других средств разработки приложений.


ПРОЕКТИРОВАНИЕ БАЗЫ ДАННЫХ

 

Для разработки программного продукта прежде всего необходимо спроектировать и разработать базу данных.

Целью разработки любой базы данных является хранение и использование информации о какой-либо предметной области. Для реализации этой цели имеются следующие инструменты:

1) Реляционная модель данных - удобный способ представления данных предметной области;

2) Язык SQL - универсальный способ манипулирования такими данными.

При разработке базы данных обычно выделяется несколько уровней моделирования, при помощи которых происходит переход от предметной области к конкретной реализации базы данных средствами конкретной СУБД. Можно выделить следующие уровни:

- Сама предметная область;

- Модель предметной области;

- Логическая модель данных;

- Физическая модель данных;

- Собственно база данных и приложения.

Предметная область - это часть реального мира, данные о которой мы хотим отразить в базе данных. Например, в качестве предметной области можно выбрать бухгалтерию какого-либо предприятия, отдел кадров, банк, магазин и т.д. Предметная область бесконечна и содержит как существенно важные понятия и данные, так и малозначащие или вообще не значащие данные. Так, если в качестве предметной области выбрать учет товаров на складе, то понятия "накладная" и "счет-фактура" являются существенно важными понятиями, а то, что сотрудница, принимающая накладные, имеет двоих детей - это для учета товаров неважно. Однако, с точки зрения отдела кадров данные о наличии детей являются существенно важными. Таким образом, важность данных зависит от выбора предметной области.[5]

Модель предметной области. Модель предметной области - это наши знания о предметной области. Знания могут быть как в виде неформальных знаний в мозгу эксперта, так и выражены формально при помощи каких-либо средств. В качестве таких средств могут выступать текстовые описания предметной области, наборы должностных инструкций, правила ведения дел в компании и т.п. Опыт показывает, что текстовый способ представления модели предметной области крайне неэффективен. Гораздо более информативными и полезными при разработке баз данных являются описания предметной области, выполненные при помощи специализированных графических нотаций. Имеется большое количество методик описания предметной области. Модель предметной области описывает скорее процессы, происходящие в предметной области и данные, используемые этими процессами. От того, насколько правильно смоделирована предметная область, зависит успех дальнейшей разработки приложений.[5]

Логическая модель данных. На следующем, более низком уровне находится логическая модель данных предметной области. Логическая модель описывает понятия предметной области, их взаимосвязь, а также ограничения на данные, налагаемые предметной областью. Примеры понятий - "сотрудник", "отдел", "проект", "зарплата". Примеры взаимосвязей между понятиями - "сотрудник числится ровно в одном отделе", "сотрудник может выполнять несколько проектов", "над одним проектом может работать несколько сотрудников". Примеры ограничений - "возраст сотрудника не менее 16 и не более 60 лет".[5]

Логическая модель данных является начальным прототипом будущей базы данных. Логическая модель строится в терминах информационных единиц, но без привязки к конкретной СУБД. Более того, логическая модель данных необязательно должна быть выражена средствами именно реляционной модели данных.

Решения, принятые на предыдущем уровне, при разработке модели предметной области, определяют некоторые границы, в пределах которых можно развивать логическую модель данных, в пределах же этих границ можно принимать различные решения. Например, модель предметной области складского учета содержит понятия "склад", "накладная", "товар". При разработке соответствующей реляционной модели эти термины обязательно должны быть использованы, но различных способов реализации тут много - можно создать одно отношение, в котором будут присутствовать в качестве атрибутов "склад", "накладная", "товар", а можно создать три отдельных отношения, по одному на каждое понятие.[5]

Физическая модель данных. На еще более низком уровне находится физическая модель данных. Физическая модель данных описывает данные средствами конкретной СУБД. Физическая модель данных реализована средствами именно реляционной СУБД. Отношения, разработанные на стадии формирования логической модели данных, преобразуются в таблицы, атрибуты становятся столбцами таблиц, для ключевых атрибутов создаются уникальные индексы, домены преображаются в типы данных, принятые в конкретной СУБД.

Ограничения, имеющиеся в логической модели данных, реализуются различными средствами СУБД, например, при помощи индексов, декларативных ограничений целостности, триггеров, хранимых процедур. При этом принятые на уровне логического моделирования определяют некоторые границы, в пределах которых можно развивать физическую модель данных. Точно также, в пределах этих границ можно принимать различные решения. Например, отношения, содержащиеся в логической модели данных, должны быть преобразованы в таблицы, но для каждой таблицы можно дополнительно объявить различные индексы, повышающие скорость обращения к данным. Многое тут зависит от конкретной СУБД.[5]

Собственно база данных и приложения. Как результат предыдущих этапов появляется собственно сама база данных. База данных реализована на конкретной программно-аппаратной основе, и выбор этой основы позволяет существенно повысить скорость работы с базой данных. Например, можно выбирать различные типы компьютеров, менять количество процессоров, объем оперативной памяти, дисковые подсистемы и т.п. Очень большое значение имеет также настройка СУБД в пределах выбранной программно-аппаратной платформы.

Но решения, принятые на предыдущем уровне - уровне физического проектирования, определяют границы, в пределах которых можно принимать решения по выбору программно-аппаратной платформы и настройки СУБД.

Таким образом ясно, что решения, принятые на каждом этапе моделирования и разработки базы данных, будут сказываться на дальнейших этапах. Поэтому особую роль играет принятие правильных решений на ранних этапах моделирования.[5]

 

Разработка базы данных

 

Для создания базы данных был использован Microsoft Access. Приложение Microsoft Access является мощной и высокопроизводительной системой управления базой данных(СУБД)

База данных – это совокупность структурированных и взаимосвязанных данных и методов, обеспечивающих добавление выборку и отображение данных.

Реляционная база данных. Практически все СУБД позволяют добавлять новые данные в таблицы. С этой точки зрения СУБД не отличаются от программ электронных таблиц (Excel), которые могут эмулировать некоторые функции баз данных.[11]

Access – мощное приложение Windows. При этом производительность СУБД органично сочетаются со всеми удобствами и преимуществами Windows.

Как реляционная СУБД Access обеспечивает доступ ко всем типам данных и позволяет одновременно использовать несколько таблиц базы данных. Можно использовать таблицы, созданные в среде Paradox или dBase.

Access специально спроектирован для создания многопользовательских приложений, где файлы базы данных являются разделяемыми ресурсами в сети. В Access реализована надёжная система защиты от несанкционированного доступа к файлам.

База данных храниться в одном файле, но профессиональные пользователи предпочитают разделять базу данных на два файла: в одном хранятся объекты данных (таблицы, запросы), в другом объекты приложения (формы, отчёты, макросы, модули).

В последних версиях Access представлен новый формат файла (MDE) –библиотеки, с помощью которого можно создавать приложения, не включая VBA-код.[11]

Основные функции:

1) Организация данных. Создание таблиц и управление ими;

2) Связывание таблиц и обеспечение доступа к данным. Access позволяет связывать таблицы по совпадающим значениям полей, с целью последующего соединения нескольких таблиц в одну;

3) Добавление и изменение данных. Эта функция требует разработки и реализации представленных данных, отличных от табличных (формы);

4) Представление данных. Access позволяет создавать различные отчёты на основе данных таблиц и других объектов базы данных;

5) Макросы. Использование макросов позволяет автоматизировать повторяющиеся операции. В последних версиях Access макросы используют для совместимости;

6) Защита базы данных. Эти средства позволяют организовать работу приложения в многопользовательской среде и предотвратить несанкционированный доступ к базам данных;

7) Средства печати. С помощью этой функции Access позволяет распечатать практически всё, что можно увидеть в базе данных;

Access так же позволяет создавать дистрибутивные диски для распространения готового приложения (с помощью Office Developer Edition Tools). Распространение подразумевает поставку всех необходимых файлов на каком-либо носителе.

Пакет ODE Tools включает мастер установки, автоматизирующий создание средств распространения и программы установки. Он так же позволяет выполнение приложения на компьютерах, на которых не установлен Access.

Элементы базы данных:

1) Таблицы. В базе данных информация хранится в виде двумерных таблиц.

Можно так же импортировать и связывать таблицы из других СУБД или систем управления электронными таблицами. Одновременно могут быть открыты 1024 таблицы;

2) Запросы. При помощи запросов можно произвести выборку данных по какому-нибудь критерию из разных таблиц. В запрос можно включать до 255 полей;

3) Формы. Формы позволяют отображать данные из таблиц и запросов в более удобном для восприятия виде. С помощью форм можно добавлять и изменять данные, содержащиеся в таблицах. В формы позволяют включать модули;

4) Отчёты. Отчёты предназначены для печати данных, содержащихся в таблицах и запросах, в красиво оформленном виде. Отчёты так же позволяют включать модули;

5) Макросы

6) Модули. Модули содержат VBA-код, используемый для написания процедур обработки событий таких, как, например, нажатия кнопки в форме или отчёте, для создания функций настройки, для автоматического выполнения операций над объектами базы данных и программного управления операциями, т.е. добавление VBA-кода позволяет создать полную базу данных с настраиваемыми меню, панелями инструментов и другими возможностями. Модули снимают с пользователя приложения необходимость помнить последовательность выбора объектов базы данных для выполнения того или иного действия и повышают эффективность работы;

В состав Access входит множество мастеров, построителей и надстроек, которые позволяют упростить процесс создания объектов базы данных.

Процесс создания объекта базы данных при помощи мастера делится на несколько шагов, на каждом из которых можно установить требуемые ха­рактеристики создаваемого объекта. Мастер таблиц позволяет создать но­вую таблицу на основе 33 образцов таблиц делового применения и 20 образцов таблиц личного применения (для английской версии Access соответственно 77 и 44). Многие таблицы базы данных созданы на основе образцов Мастера таблиц.

Использование Мастера таблиц служит отличным примером, позволяющим понять общую процедуру работы с мастерами Access. Создание таблиц на основе образцов Мастера таблиц имеет ограниченные возможности в настоящих приложениях. В большинстве случаев для создания таблиц используется импорт или связывание данных с другими базами данных или электронными таблицами.

Если импортировать или связать данные нельзя, то чаще всего таблицы создаются в режиме конструктора, который позволяет определить требуемую струк­туру таблицы. В режиме конструктора таблиц можно увидеть названия, типы данных, описания назначения, а также некоторые дополнительные свойства полей таблицы. То, что появляется в верхней части окна таблицы, открытой в режиме конструктора, называется бланком структуры таблицы или просто бланком таблицы. В нижней части ок­на таблицы, открытой в режиме конструктора, выводятся свойства полей таблицы, а также краткое описание активного свойства таблицы.

Access дает возможность создания таблиц непосредственно в режиме таблицы. При этом Access создает пустую таблицу на основе таблицы, используемой по умолчанию, со структурой, имеющей 20 полей и 30 пустых записей. После этого можно вводить данные прямо в таблицу. При ее сохранении Access анализирует данные и выбирает тот тип для каждого поля, который больше всего соответствует введенным данным. Создание таблиц в режиме таблицы имеет ограниченное применение. Поля таблицы не имеют содержательных имен, так что почти всегда нужно будет редактировать структуру, чтобы переименовать поля.

Кроме того, из примера Access не всегда может правильно определить тип данных. Таблицы, которые созданы в режиме таблицы, не могут включать объекты OLE и мемо-поля. Если есть желание иметь такие поля, вам нужно изменить структуру таблицы. При создании таблицы в режиме таблицы не происходит экономии времени по сравнению с традиционным способом оп­ределения полей и установки их свойств в структуре пустой таблицы.

При разработке структуры таблицы необходимо указать, какую информацию она должна содержать. После того как определена информация, которая должна быть включена в таблицу, ее следует разбить по полям. Этот процесс включает в себя выбор имени поля, которое в таблице должно быть уникальным. Необходимо включать в имя поля как можно больше информации о его содержимом, но в то же время стараться избегать длинных имен. Обычно при разработке баз данных в различных таблицах могли содержаться поля с одинаковыми именами (чаще всего таблицы связывались по этим полям). Access также позволяет использовать одинаковые имена полей в различных таблицах, но по причине того, что Access использует имена полей при определении условий целостно­сти данных, лучше не допускать повторения имен полей.[11]

Одним из основных принципов разработки реляционных баз данных является то, что все данные, содержащиеся в поле таблицы, должны иметь один и тот же тип. Для каждого поля таблицы необходимо задать тип данных. По умолчанию используется тип данных «Текстовый». При задании типа данных поля можно также указать размер, формат и другие параметры, влияющие на отображение значения поля и точность числовых данных.

Основные типы данных:

1) Текстовый. Текст или числа, не требующие проведения расчётов;

2) МЕМО. Поле этого типа предназначено для хранения небольших текстовых данных (до 64000 символов). Поле этого типа не может быть ключевым или проиндексированным;

3) Числовой. Этот тип данных содержит множество подтипов. От выбора подтипа (размера) зависит точность вычислений;

4) Счётчик. Уникальные, последовательно возрастающие числа, автоматически вводящиеся при добавлении новой записи в таблицу;

5) Логический. Логические значения, а так же поля, которые могут содержать одно из двух возможных значений;

6) Денежный. Денежные значения и числовые данные, используемые в математических вычислениях;

7) Дата/Время. Дата и время хранятся в специальном фиксированном формате;

8) Поле объекта OLE. Включает звукозапись, рисунок и прочие типы данных. Поле этого типа не может быть ключевым или проиндексированным.[11]


Компоненты доступа к данным

 

Компоненты доступа к данным являются невизуальными компонентами. Таблицы БД располагаются на диске и являются физическими объектами. Для операций с данными, содержащимися в таблицах, используются наборы данных. В терминах системы Delphi набор данных представляет собой совокупность записей, взятых из одной или нескольких таблиц БД. Записи, входящие в набор данных, отбираются по определенным правилам, при этом в частных случаях набор данных может включать в себя все записи из связанной с ним таблицы или не содержать ни одной записи. Набор данных является логической таблицей, с которой можно работать при выполнении приложения. Взаимодействие таблицы и набора данных напоминает взаимодействие физического файла и файловой переменной.[5]

В Delphi для работы с наборами данных служат компоненты DBTable и ADOTable, DBQuery и ADOQuery, DataAccess, DataControl, DecisionQuery и StoredProc.

Компонент StoredProc используется для вызова хранимых процедур при организации взаимодействия с удаленными БД, а компонент UpDateSQL обеспечивает работу с кэшированными изменениями в записях. Компонент DecisionQuery применяется при построении систем принятия решений. Наиболее универсальными и, соответственно, часто используемыми являются компоненты Table и Query, задающие наборы данных.[5]

Базовые возможности доступа к БД обеспечивает класс DataSet, представляющий наборы данных в виде совокупности строк и столбцов (записей и полей). Этот класс предоставляет основные средства навигации и редактирования наборов данных.

Компонент DataSet предназначен для представления набора данных из хранилища данных ADO. Он прост в использовании, имея только несколько собственных свойств и методов.

Это единственный компонент ADO, инкапсулирующий набор данных, для которого опубликованы свойства, позволяющие управлять командой ADO. В результате компонент представляет собой гибкий инструмент, который позволяет (в зависимости от типа команды и ее текста) получать данные из таблиц, запросов SQL, хранимых процедур, файлов и т. д.[5]

Компоненты Table и Query являются производными от класса ADODataSet потомка класса DataSet. Они демонстрируют схожие с базовыми классами характеристики и поведение, но каждый них имеет и свои особенности.

Компонент АDOTаblе обеспечивает использование в приложениях Delphi таблиц БД, подключенных через провайдеры OLE DB. По своим функциональным возможностям и применению он подобен стандартному табличному компоненту. В основе компонента лежит использование команды ADO, но ее свойства настроены заранее и изменению не подлежат.

Другие свойства и методы компонента обеспечивают применение индексов. Так как не все провайдеры ADO обеспечивают прямое использование таблиц БД, то для доступа к ним может понадобиться запрос SQL.

Компонент Table представляет собой набор данных, который в некоторый момент времени может быть связан только с одной таблицей БД. Этот набор данных формируется на базе навигационного способа доступа к данным, поэтому компонент Table рекомендуется использовать для локальных БД, таких как dBase и Paradox. При работе с удаленными БД следует использовать компонент Query. Связь между таблицей и компонентом Table устанавливается через его свойства Table Name, которое задает имя таблицы.

При задании значения свойства Table Name указывается имя файла и расширение имя файла. На этапе разработки приложения имена всех таблиц доступны в раскрывающемся списке Инспектора объектов. В этот список попадают таблицы, файлы которых расположены в каталоге, указанном в свойстве Table Name.

Доступ к данным

 

Навигационный способ доступа заключается в обработки каждой записи набора данных. Достоинством этого способа является простота кодирования операции, а основной недостаток состоит в том, что приложение получает все записи набора независимо от того, сколько их на самом деле требуется обработать. Это приводит к большой нагрузке на сеть, особенно при интенсивном обмене данными. Поэтому применение навигационного способа доступа обычно ограничивается локальными БД.

При навигационном способе доступа операции выполняются с отдельными записями. Каждый набор данных имеет указатель текущей записи, то есть записи, с полями которой могут быть выполнены такие операции, как редактирование или удаление. Компоненты Table и Query позволяют управлять положением этого указателя.[5]

Навигационный способ доступа даёт возможность осуществлять следующие операции:

- сортировка записей;

- навигация по набору данных;

- редактирование записей;

- вставка и удаление записей;

- фильтрация записей;

- поиск записей.

Редактирование записей заключается в изменении значений их полей. Редактирована, может быть только текущая запись, поэтому перед действиями, связанными с редактированием, обычно выполняются операции по поиску и перемещению на требуемую запись. После того. Как указатель текущей записи установлен на нужную запись, и набор данных находится в режиме просмотра, для редактирования записи следует:

- перевести набор данных в редактирование;

- изменить значение полей записи;

- подтвердить изменения или отказаться от них.

Метод Insert переводит набор данных в режим вставки и добавляет к нему новую пустую запись. Для добавления записи нужно:

- перевести набор данных в режим записи;

- задать значение полей новой записи;

- подтвердить изменения или отказаться от них.

Удаление текущей записи выполняет метод Delete, который работает только с модифицируемым набором данных. В случае успешного удаления записи текущей становится следующая запись, если же удалялась последняя запись, то курсор перемещается на предыдущую запись, которая после удаления становится последней. В отличие от некоторых СУБД, в Delphi удаляемая запись действительно удаляется из набора данных.

Порядок расположения записей может быть неопределённым. По умолчанию записи не отсортированы или сортируются. С отсортированными наборами записей работать более удобно. Сортировка заключается в упорядочивании записей по определённому полю в порядке возрастания или убывания содержащихся в нём значений. Сортировку можно выполнять и по нескольким полям.[5]

При сортировки по двум полям записи сначала упорядочиваются по значениям первого поля, а затем группы записей с одинаковым значением первого поля сортируются по второму полю. Сортировка наборов данных Table и Query выполняется различными способами. Сортировка наборов данных Table выполняется автоматически по текущему индексу. При смене индекса происходит автоматическое переупорядочивание записей. Таким образом, сортировка возможна по полям, для которых создан индекс.

Для сортировки по нескольким полям нужно создавать индекс, включающий эти поля. Направление сортировки определяется параметром ixDescending текущего индекса, по умолчанию он выключен, и упорядочивание выполняется в порядке возрастания значений. Если для индекса признак ixDescending включен, то сортировка выполняется в порядке убывания значений. Поля, по которым сортируются записи, устанавливаются через свойств IndexName.

Перемещение по набору данных заключается в управлении указателем текущей записи. Этот указатель определяет запись, с которой будут выполняться такие операции, как редактирование или удаление.

Перед перемещение указателя текущей записи набор данных автоматически переводится в режим просмотра. Если текущая запись находилась в режимах редактирования или вставки, то перед перемещением указателя сделанные в записи изменения вступают в силу, для чего набор данных автоматически вызывает метод CheckBrowseMode. Для перемещения указателя текущей записи в наборе данных используются методы:

- Процедура First – установка на первую строку;

- Процедура Next – установка на следующую строку;

- Процедура Last – установка на последнюю строку;

- Процедура Prior – установка на предыдущую строку.

При перемещении по записям набора данных связанные с ним визуальные компоненты отображают изменения данных, причем смена отображения может происходить достаточно быстро.

Побочным эффектом выполнения ряда операций с наборами данных является изменение положения указателя текущей записи. Часто этот эффект ненадёжен, так как после выполнения такой операции указатель находится не в том месте, где был до начала операции. При этом приходится снова отыскивать нужную запись и ставить на нее указатель, что неудобно даже при небольшом количестве записей.

Фильтрация записей – это задание ограничений для записей, отбираемых в набор данных. Набор данных представляет собой записи, набранные из одной или нескольких таблиц. Состав записей в наборе данных в данный момент времени зависит от установленных ограничений, в том числе и от фильтров. Система Delphi дает возможность осуществлять фильтрацию записей:

- по выражению;

- по диапазону.

По умолчанию фильтрация записей не ведётся, и набор данных Table содержит все записи связанной с ним таблицы БД, а в набор данных Query включаются все записи, удовлетворяющие SQL-запросу, содержащемуся в свойстве SQL. Фильтрация похожа на SQL–запросы, но является менее мощным средством. По сравнению с SQL–запросами фильтрация менее эффективна, так как ограничивается количество записей, видимых в наборе.

При использовании фильтрации по выражению набор данных ограничивается записями, удовлетворяющими выражению фильтра, задающему условия отбора записей.

Достоинством фильтрации по выражению является то, что она применима к любым полям, в том числе и неиндексированным. В связи с тем, что в процессе отбора просматриваются все записи таблицы, фильтрация по выражению эффективна при небольшом количестве записей.

Для задания выражения фильтра представляет собой конструкцию, в состав которой могут входить следующие элементы:

- имена полей таблицы;

- литералы;

- операции сравнения;

- арифметические операции;

- логические операции;

- круглые и квадратные скобки.

Если имя поля содержит пробелы, то его заключают в квадратные скобки. Имена переменных в выражении фильтра использовать нельзя. Если в выражении фильтра требуется включить значение переменной или свойства какого-либо компонента, то это значение должно быть преобразовано в строковый тип. Операции сравнения представляют собой обычные отношения <,>,=,<=,>=,<>. Арифметическими являются операции +, -,* и /. В качестве логических операций можно использовать AND, OR и NOT. Круглые скобки применяются для изменения порядка выполнения арифметических и логических операций.

Набор данных Table допускается два способа задания условии фильтрации: су помощью выражения фильтра Filter и в обработчике события OnFilterRecord.

В случае набора данных Query для записей можно использовать: SQL-запрос, обработчик событияOnFilterRecord, выражения фильтра.

При фильтрации по диапазону в набор данных включаются записи, значения полей которых попадают в заданный диапазон, т.е. условием фильтрации является выражение вида «значение>нижняя граница AND значение < верхней границы». Такая фильтрация применяется к наборам данных Table.

Достоинство фильтрации по диапазону является высокая скорость обработки записей. В отличие от фильтрации по выражению, когда последовательно просматриваются все записи таблицы, фильтрация по диапазону ведётся индексно-последовательным методом, поэтому этот способ фильтрации применим только для индексированных полей. Индекс поля, диапазон которого задан как текущий с помощью свойства IndexName или IndexFieldName. Если текущий индекс не установлен, то по умолчанию используется главный индекс.

Для включения и выключения фильтрации по диапазону применяются методы ApplyRange и CancelRange. Первый из них активизирует фильтрацию, а другой - деактивизирует. Предварительно для индексного поля или полей, по которому выполняется фильтрация, следует задать диапазон допустимых значений. Когда одна из границ диапазона не задана, то диапазон открыт, то есть нижняя граница становится равной минимально возможному, а верхняя граница – максимально возможному значению этого поля.

Поиск записи, удовлетворяющей определённым условиям, означает переход на эту записи. Поиск во многом похож на фильтрацию, так как в процессе поиска также выполняется проверка полей записей на некоторые условия. Отличие заключается в том, что в результате поиска количество записей в наборе данных не изменяется.

При организации поиска записей важное значение имеет наличие индекса для полей, по которым ведётся поиск. Индексирование значительно повышает скорость обработки данных, кроме того, ряд методов может работать только с индексированными полями.

Для поиска записей по полям служат методы Locate и Lookup, причем поля могут быть не индексированными. Функция Locate ищет запись с заданными значениями полей. Если удовлетворяющие условиям поиска записи существует, то указатель текущей записи устанавливается на первую из них. Если запись найдена, функция возвращает значение True, в противном случае значение False. Обычно при разработки приложения пользователю предоставляется возможность влиять на процесс поиска су помощью управляющих элементов, расположенных на форме. При этом действия пользователя по управлению поиском в наборе данных мало, чем отличаются от аналогичных действий при выполнении фильтрации. Функция Lookup так же осуществляет поиску записи, удовлетворяющей определённым условиям, но, в отличие от метода Locate, не перемещает указатель текущей записи, а считывает информацию из полей записи. Еще одно отличие между двумя методами заключается в том, что метод Lookup осуществляет поиск на точное соответствие значений для поиска и значений в полях записей с учетом регистра букв.

Для набора данных Table имеются методы, позволяющие вести поиск записей только по индексным полям. Перед вызовом любого из этих методов следует установить в качестве текущего индекс, построенный по используемым для поиска полям. Методы поиска можно разделить на две группы, в первой группе методы, предназначенные для поиска на точное соответствие, а другую образуют методы, допускающие только частичное совпадение заданных для поиска значений и значений полей записей. Если заданным условиям поиска соответствует несколько записей, то указатель текущей записи устанавливается на первую из них. Порядок сортировки и, соответственно, порядок расположения записей в наборе даны, определяется текущим индексом, по которому и ведется поиск.[5]

 

Создание отчетов в Delphi

 

Для вывод информации не печать использовались отчеты созданные в Delphi. Отчет – это печатный документ, содержащий данные, аналогичные получаемые в результате выполнения запроса к БД. В Delphi для создания отчетов служит генератор отчетов QuickReport,содержащий обширный набор компонентов.

Компоненты, предназначенные для соз<


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.105 с.