Определение шрифта. Гарнитура шрифта — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Определение шрифта. Гарнитура шрифта

2020-04-01 124
Определение шрифта. Гарнитура шрифта 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

К урсовая работа

по дисциплине «Технологии производства печатных и электронных средств информации»

Типографский шрифт. Требования к шрифтам

 

Студентка Д.Д. Лютова


Введение

шрифт типографика издание печатный

Проблема типографских шрифтов обсуждаема и сегодня. Выбор данной темы произведён мной не случайно. Она требует тщательного рассмотрения, так как её актуальность невозможно оспорить. Роль типографских шрифтов в СМИ, особенно, в современных, просто неоценима. Каждое печатное издание, будь это газета, книга, рекламный буклет и т. д., естественно не может существовать без шрифтов. Их разнообразие в графическом и цветовом оформлении, кегельной шпации и других характеристиках, которые подробнее рассмотрим ниже, даёт широкий простор в их использовании. Наука не стоит на месте, возникает такое понятие, как компьютерный шрифт, но основные требования к шрифтам остаются неизменными.

На данный момент существует множество литературы, объединяющей все знания в области шрифтографии и дополняющие эту информацию не менее интересными материалами, также связанными с оформлением изданий. Например, книга под редакцией Тулупова. В.В. «Техника и технология СМИ: печать, телевидение, радио, интернет». В издании отмечен пункт «Шрифтография», в котором выделены основные аспекты, связанные со шрифтами и изложенные в удобной обобщающей форме. Помимо книг существуют электронные ресурсы, содержащие статьи о шрифтах, к примеру «dtp.obzor.com.ua».

Конечно, статей по шрифтам написано много. В своей работе я обобщила определённые знания относительно заданной темы, но кроме того попыталась применить данную информацию на практике и оценить издание с точки зрения шрифтового оформления. Таким образом, работа представляет собой соединение теоретических и практических аспектов применения шрифтов.

Целью написания курсовой работы является выявление основных критериев определения шрифта, его оценки с точки зрения различных характеристик и требований, использование полученных знаний на примере анализа газетного издания. В процессе написания работы я ставила перед собой такие задачи, как:

.   формулировка целостного понятия определения «шрифт», а также взаимосвязанных с ним определений, и анализ основных элементов шрифта;

.   изучение характеристик шрифта, определяющих его как часть типографики;

.   определение классификаций шрифтов на основе некоторых характеристик;

.   описание такого современного веяния, как компьютерные шрифты, а также их классификации;

.   установление главных требований к правильному оформлению шрифта в печатных изданиях;

.   применение теории в анализе издания.

 Объектом исследования является типографский шрифт. В это же время, предмет - выявление характеристик шрифта для дальнейшего определения главных требований к нему, основанного на полученных результатах.

 Для достижения поставленных задач я использовала такие методы исследования, как метод обобщения(объединение элементов, имеющих одинаковую природу под общим понятием); метод сравнений и аналогий; а также метод экспертных оценок, опирающийся на исследования научных деятелей, например, Дж. Феличи, А. Э. Мильчина и других.

 Курсовая работа состоит из введения; двух глав, в первой из которых рассматриваются теоритические аспекты изучения поставленной проблемы, то есть общие положения о типографских шрифтах; второй главы, посвящённой комплексному анализу печатного издания - газеты, с точки зрения её структуры, шрифтового оформления, композиции, правильности использования иллюстраций; заключения и списка используемых источников.

 


Типографский шрифт. Требования к шрифтам

Характеристики шрифтов

 

Для того, чтобы получить полное представление о шрифтах, необходимо рассмотреть их основные характеристики. Во-первых, обратим внимание на «кегль» шрифта. Кегль - высота литер шрифта. Он «включает в себя высоту строчной буквы с самым длинным выносным элементом и пробельное расстояние снизу неё. Величина кегля определяется числом пунктов.»

Пункт - единица измерения кегля шрифта.

пункт = 1/2660 м = 0,3759 мм ≈ 0,376 мм

При этом, другой определяющей кегль единицей является кегельная (круглая) шпация или просто кегельная. Её значение всегда равно кеглю. Несмотря на название «круглая», она не равна ширине буквы.

Перейдём непосредственно к значениям кегля. Почти все кегли имеют своё название.

Представим некоторые из них:

·   Бриллиант - имеет размер в 3 пункта (далее просто «п»);

·   Диамант - 4 п;

·   <…>

·   Петит (маленький) - 8 п;

·   Боргес (гражданский) - 9 п;

·   Корпус - 10 п;

·   Цицеро - 12 п;

·   <…>

·   Большой канон - 48 п.

 Также определяющей шрифт особенностью является линия шрифта. «В строках обычного текста все буквы располагаются на невидимой линии, которая называется линией шрифта» У разных шрифтов положении линии шрифта различно. Это зависит от рисунка знаков. Однако следует заметить, что не все буквы расположены прямо на линии шрифта. К примеру, если присмотреться, округлые буквы опускаются чуть ниже самой линии. Так же и с буквами, округлые вершины которых немного выступают за среднюю линию. Такое явление называется свисанием. Необходимость свисания объясняется тем, что, если бы округлые буквы не выходили за эти границы, то оптически они казались бы короче остальных.

Линия шрифта является одним из важнейших элементов типографики, т. к. именно с помощью неё и измеряется интерлиньяж.

 Интерлиньяж - это расстояние между строками. Он измеряется в пунктах от линии шрифта нижней строки до линии шрифта верхней.

Далее перейдём к шрифтовым засечкам.«Засечки, или серифы, - графически выделенные нижние и верхние окончания штрихов в буквах и знаках типографского шрифта. Могут иметь вид треугольника, горизонтальной волосной линии, двустороннего или одностороннего штриха и т. д.»

 

Рис. 2. Виды засечек (слева направо): близкие по форме к треугольнику; в форме длинных тонких горизонтальных линий без закруглений в углах; близкие по форме к прямоугольнику с закруглениями в углах; брускообразной формы.


 Засечки играют важную роль в восприятии шрифта и образует некую линию, ведущую глаз вдоль строки. Шрифт может быть с засечками или без них. Первые считаются более предпочтительными, т. к. их легче читать. В то время, как вторые используются преимущественно для заголовков и других крупных надписей.

Известно несколько типов засечек. Рассмотрим некоторые из них:

.   Засечки со скруглением. «Наиболее известны, поскольку используются в большинстве наборных шрифтов. Такие засечки соединяются с основным штрихом буквы при помощи плавной кривой<…>»

 

Рис. 3. Засечка со скуглением.

 

.   «Засечки без скругления образуют с основным штрихом резкий угол.»7

 

Рис. 4. Засечка без скругления.

 

.   «Брусковые засечки дали название отдельной категории шрифта. Обычно в этих шрифтах контраст между основными и дополнительными штрихами небольшой (или его визуально вовсе нет) и мощные прямоугольные засечки.»


Рис. 5. Брусковая засечка.

 

.   Волосные засечки - тонкие, без скругления засечки, пересекающиеся основными штрихами под прямым углом.

.   Клиновидные засечки - увеличенные засечки, имеющие треугольную форму.

« Выносные элементы шрифта - части букв и знаков типографского шрифта, выступающие за его нижнюю и верхнюю линию

Нижние выносные элементы - это части букв, опущенные ниже линии шрифта. Их размеры отличаются у разных шрифтов.

Верхние элементы - штрихи строчных букв, выступающие за среднюю линию. Следующей характеристикой шрифта является насыщенность. Насыщенность - «один из признаков начертания шрифта. Насыщенность поддаётся числовому выражению, например, через отношение толщины основного штриха прописного знака к его росту. <…>Шрифт, чья насыщенность отлична от средней (нормальной), называют сверхжирным, жирным, полужирным, светлым или сверхсветлым.»

Ещё одна характеристика - наклон. Это «один из признаков начертания шрифта, положение его основных штрихов по отношению к вертикали.»9Подробнее рассмотрим виды шрифта по наклону в пункте 1.3.

Далее идёт плотность (ширина) шрифта. «Относительные ширины знаков, их плотность, хотя и определяются размерностью кегельной, тем не менее у разных шрифтов очень сильно различаются. Шрифты с очень широкими знаками встречаются нечасто, в основном потому, что чем шире буквы, тем они менее удобочитаемы. Шрифт с увеличенными ширинами букв, называемый обычно широким, используется исключительно для выделительных целей, а не для набора текста.»Кроме того, бывают «узкий, суженный, тонкий, сжатый, сверхузкий и даже ультраузкий.»9

Например, на этом рисунке показаны сверхузкий, узкий, нормальный, широкий и сверхширокий шрифты:

 

Рис. 6. Сверхузкий, узкий, нормальный, широкий, сверхширокий шрифты.

 

Структурирование

Теперь перейдём к структуре газеты. Как уже говорилось раньше рассматриваемое издание имеетанонсирование. Быстрый поиск нужной информации позволяет читателю легче ориентироваться. Хотя в данном номере анонс разбросан по всей титульной странице, всё же большая его часть находится в удобном расположении - с правой стороны листа. Вся информация организована удобно. Она расположена по рубрикам, занимающим несколько страниц. Сначала идут главные новости политики, культуры, экономики и других сфер страны. Затем, если читать всю газету подряд, идут основные новости Краснодара во вкладыше, потом региона. После всего этого идут рубрики о здоровье, а также развлекательные разделы и реклама. И, наконец, одной монопольной рубрикой служит рубрика, посвященная 35-летнему юбилею «АиФ».

Читать газету удобно, во-первых, благодаря её формату А3 (держать газету в руках легко). Во-вторых, как я говорила, цветовое оформление издания не заставляет глаза быстро уставать. В-третьих, шрифты удобочитаемы.

Теперь изучим подачу и выделение материала. Одной из особенностей выделения текстового материала является применение разных типов шрифтов. Сначала проанализируем саму газету, затем вкладки. Почти в каждом текстовом материале газеты имеются несколько строк, оформленных подчёркнутым шрифтом. Насколько я могу судить, так выделена наиболее значимая часть текста - врезки. Далее, выделение жирным шрифтом. Им в основном выделены лиды или персоналии, но встречается и выделение жирным сути (как в случае с подчёркнутым шрифтом). Также в интервью жирным шрифтом выделяются реплики интервьюера. Положение в вкладках не очень отличается от основной газеты, за одним лишь исключением - подчёркнутого текста в них почти нет. Следовательно, не выделяется ключевая информация.

Конечно выделение текстового материала не основывается только на различии типов шрифтов. Выделение происходит и на основе разницы в их размерах и насыщенности. Полужирным шрифтом крупного кегля в газете обладают заголовки. Подзаголовки имеют кегль поменьше и не выделены полужирным. Внутренние подзаголовки ещё меньше и выделены полужирным шрифтом, как и заголовок. Ну и, наконец, основной текст кеглем меньше всего и является светлым (кроме случаев, описанных выше).

 Выноски в газете, я считаю, не требуются, так как их роль уже играет выделение текста подчёркнутым шрифтом, как говорилось ранее.

 Также встречаются тексты на подложке. Например, мнение известного человека (как правило, располагается вертикально узкой колонкой через всю полосу) или заметка, не занимающая много места, и даже анекдоты. Также на подложке жирным шрифтом печатают короткое высказывание авторитетного человека или вопросы читателей. Выворотки в данном издании не используются.

Рассмотрим связь заголовков, тестов и иллюстраций. Пролистав «АиФ» от начала до конца, я не выявила практически никаких ошибок в оформлении заголовков и подборке иллюстраций к текстам, но в одном месте я всё же засомневалась. Статья на странице 10 под названием «Колдун, Иисус и «Жигули», как мне кажется, имеет несколько не правильное заглавие. Ведь заголовок должен отражать суть проблемы статьи. В самом материале говорится о забытых, близких когда-то, отношениях между нашей страной и Эфиопией. А также о том, что эти бывшие раньше занятыми нами позиции отошли теперь к другой стране. Я понимаю, что название можно раскрыть таким образом: корреспондент едет на «Жигули» с водителем по имени Иисус и проезжает мимо статуи Карла Маркса, названной среди местных жителе «колдуном». Но это, я считаю, не отражает главную мысль текста. Можно было назвать статью, например «Потеря «друзей»».

Композиция

Следующая составляющая анализа издания - композиция. Большинство материалов исследуемой мной газеты занимают целую полосу (исключая из полосы рекламу), поэтому на каждой полосе весь материал является доминирующим. Но на второй странице выявить таковой не представляется для меня возможным. Все четыре материала касаются политики и все они вроде важны. Конечно, один занимает больше места на полосе, но это не является показателем его доминирования.

Баланс на полосах соблюдается. Изображения не мешают друг другу. Текста вполне достаточно и он хорошо гармонирует с изображениями. Причём последние отделяются от текста линейками. Также линейки задействованы в разделении текстов на одной полосе. Встречаются рамки, отделяющие материал в центре полосы от материалов сверху и снизу. «Воздух» применён по всем правилам, особенно относительно пространства между заголовками и основным текстом. Исходя из этого, могу сказать, что определить, что относится к чему, просто. Однако обилие рекламы мешает спокойному чтению и иногда оттеняет собой статьи.

Иллюстрации

Далее перейдём к иллюстрациям. Газета буквально пестрит иллюстрациями. Почти к каждому тексту, даже маленькому, есть изображение. Все они отлично подходят как к содержанию материалов, так и к их заголовкам, отражают суть затрагиваемой проблемы, цепляя на себе взгляд. Несмотря на большое количество фото, в основной газете больше заимствованных фотоматериалов. В вкладке же иллюстрации - результат работы самой газеты. Как в вкладке, так и в основной газете присутствуют документальные фотографии, отражающие реальные события. Так как номер газеты майский, редакция не упустила шанс описать парад, прошедший 9 мая. И конечно же добавлением к праздничному материалу были праздничные документальные фото.

Размеры всех изобразительных материалов подходят отлично, правда одна фотография показалась мне несоразмерной с текстом, к которому она была привязана. Фото на странице 4 намного больше самого материала. Она привлекает всё внимание к себе, так, что текст теряется. Этого можно было бы избежать, уменьшив изображение или же выделив текст жирным шрифтом. Функцию определения причастности фото к материалу выполняют в газете подписи к иллюстрациям. Все фотоматериалы газеты подписаны и, даже если на первый взгляд фото и заголовок не сходятся, подпись объясняет, почему именно этот изобразительный материал использован.

Теперь проследим связь между изображёнными на фото в газете людьми и аудиторией самого издания. Так как издание массовое (об этом говорилось выше), на фото (или вырезанных снимках) в основном представлены или чиновники (для прослеживающих новости политики), или простые люди (изображённые для доказательства «народности» газеты). Естественно все фотографии этичны, не представляют ненужных сцен или не противозаконны, так как издание общерегионального характера. Выполнены аккуратно.

Сейчас обобщим информацию об иллюстрациях в вкладке, то есть местной газете. Итак, как уже отмечалось выше, изображения в ней её собственные, причём имеются документальные. Все фото чёткие и легко воспринимаемые. Прямая связь иллюстраций, текста и заголовков также выявлена ранее. Кроме того, подписи к фото не мешают получению нужной информации от него. В целом, можно сказать, что в местной газете иллюстрации оформлены в соответствии требованиям.

Проанализирую композиционное расположение фото на примере одной из полос. Возьмём страницу 3. Фотоиллюстрация на полосе расположена вверху страницы, под заголовком, обтекаемая текстом с трёх сторон. При этом она подписана и отделена от нижнего текста линейкой. Занимает примерно 25% полосы. Цветовое решение фото не отвлекает от текста.

Наиболее распространённым видом иллюстраций в описываемом номере «АиФ» является пресс-фотография (почти все внутренние материалы), а также несколько рисунков (например, стр. 1.) и совсем немного инфографики (стр. 2).

Заключение

 

Результатом исследования типографских шрифтов является получение полного представления о них. В первой главе было приведено определение шрифта, как совокупности знаков, которые спроектированы для совместного применения. Также выявлены различия между понятиями «шрифт» и «гарнитура», так как гарнитура - это определённый рисунок шрифта, имеющий свой размер и некоторые другие характеристики.

Далее я раскрыла понятие «шрифт», характеризуя его с разных точек зрения. Итогом было представление характеристик шрифта, таких, как кегль - высота литер, измеряющийся в пунктах (там же определение и значение пункта); линия шрифта, на которой располагаются знаки (причём, для каждой гарнитуры она своя); интерлиньяж, один из показателей удобочитаемости; засечки - выделение окончаний букв штрихов, а также их классификацию (с скруглением, без скругления, брусковые, волосные, клиновидные); выносные элементы - части букв, выходящие за линию шрифта; несколько показателей шрифта - насыщенность, наклон и плотность. Следующим пунктом изучения шрифта в первой главе были классификации шрифтов, основанные на разных признаках и связанные с некоторыми характеристиками. Итак, первая характеристика - по назначению (титульные, текстовые, акцидентные). Вторая опирается на ГОСТ 3489.1-71 и выделяет шесть основных групп и одну дополнительную: рубленные, букварные, медиевальные, обыкновенные, брусковые, малоконтрастные, дополнительные шрифты.Третьей классификацией представлено разделение шрифтов по начертанию очка, представленное тремя подпунктами: положению очка (прямые, наклонные, курсивные); насыщенности (светлые, полужирные, жирные); плотности (узкие, нормальные, широкие - основные). Следующая - по значению кегля (в пунктах): 6п.,7п.,8п.,9п.,10п.,11п.,…,36п., 48п. В дополнение ко всему вышесказанному я выделила в отдельный пункт первой главы изучение компьютерных шрифтов, так как они являются основой современной печати. Компьютерный шрифт - это файл, который содержит описание набора символов и использует для их отображения программу. Здесь также представлена классификация компьютерных шрифтов. Они делятся по типу на Roman, Swiss, Modern, Script, Decorative, Don’tknow. По способу отрисовки - на векторные и растровые. По пропорции ширины символов разделяют моноширные и пропорциональные шрифты.

Последним пунктом первой главы я поставила требования к шрифтам. Опираясь на описанные выше характеристики и классификации шрифтов, я выделила основные требования к ним. Итак, они заключаются в следующем:

.оптимальный кегль (для газеты) должен составлять 9 пунктов;

.предпочтение в выборе гарнитуры следует отдать шрифтам типа Roman, так как они более экономичны;

.текст должен быть удобочитаем, а на это влияют несколько признаков:

а) оптимальная толщина основных штрихов равна примерно 0,30мм, а оптимальная ширина очка (считая по строчной букве «н») должна составлять примерно 4/5 его высоты,

б) должна быть умеренная контрастность (отношение толщины соединительных и основных шрифтов),

в) наличие засечек,

г) индивидуальность каждой буквы,

д) пропорциональность отношения ширины и высоты букв о оптимальный межбуквенный пробел.

е) оптимальный контраст между цветом шрифта и фоном.

 Вторая глава курсовой работы была посвящена полному анализу периодического издания. Я решила анализировать «АиФ Кубань». Первым делом проводился анализ стратегии газеты, в котором я выяснила, что она направлена на массовую аудиторию и своей задачей ставит информирование читателя о последних новостях политики, культуры, медицины и не только.

Газета имеет свой стиль в оформлении. Это и удачное цветовое решение, и удобная рубрикация. В целом по стилю газета удобна для чтения и выполнена аккуратно.

Что также делает чтение удобным - это наличие анонса (облегчает поиск), оптимальный кегль шрифта одной гарнитуры, выделение основной информации курсивом и использование жирного шрифта для заголовков.

 Иллюстративный ряд представлен правильно, согласно всем требованиям: имеет прямое отношение к теме статьи, занимает оптимальный объём полосы, является этичным.

 Таким образом, в процессе написания курсовой работы была достигнута её цель, а точнее были обобщены и использованы практически знания о шрифтах.

 


К урсовая работа

по дисциплине «Технологии производства печатных и электронных средств информации»

Типографский шрифт. Требования к шрифтам

 

Студентка Д.Д. Лютова


Введение

шрифт типографика издание печатный

Проблема типографских шрифтов обсуждаема и сегодня. Выбор данной темы произведён мной не случайно. Она требует тщательного рассмотрения, так как её актуальность невозможно оспорить. Роль типографских шрифтов в СМИ, особенно, в современных, просто неоценима. Каждое печатное издание, будь это газета, книга, рекламный буклет и т. д., естественно не может существовать без шрифтов. Их разнообразие в графическом и цветовом оформлении, кегельной шпации и других характеристиках, которые подробнее рассмотрим ниже, даёт широкий простор в их использовании. Наука не стоит на месте, возникает такое понятие, как компьютерный шрифт, но основные требования к шрифтам остаются неизменными.

На данный момент существует множество литературы, объединяющей все знания в области шрифтографии и дополняющие эту информацию не менее интересными материалами, также связанными с оформлением изданий. Например, книга под редакцией Тулупова. В.В. «Техника и технология СМИ: печать, телевидение, радио, интернет». В издании отмечен пункт «Шрифтография», в котором выделены основные аспекты, связанные со шрифтами и изложенные в удобной обобщающей форме. Помимо книг существуют электронные ресурсы, содержащие статьи о шрифтах, к примеру «dtp.obzor.com.ua».

Конечно, статей по шрифтам написано много. В своей работе я обобщила определённые знания относительно заданной темы, но кроме того попыталась применить данную информацию на практике и оценить издание с точки зрения шрифтового оформления. Таким образом, работа представляет собой соединение теоретических и практических аспектов применения шрифтов.

Целью написания курсовой работы является выявление основных критериев определения шрифта, его оценки с точки зрения различных характеристик и требований, использование полученных знаний на примере анализа газетного издания. В процессе написания работы я ставила перед собой такие задачи, как:

.   формулировка целостного понятия определения «шрифт», а также взаимосвязанных с ним определений, и анализ основных элементов шрифта;

.   изучение характеристик шрифта, определяющих его как часть типографики;

.   определение классификаций шрифтов на основе некоторых характеристик;

.   описание такого современного веяния, как компьютерные шрифты, а также их классификации;

.   установление главных требований к правильному оформлению шрифта в печатных изданиях;

.   применение теории в анализе издания.

 Объектом исследования является типографский шрифт. В это же время, предмет - выявление характеристик шрифта для дальнейшего определения главных требований к нему, основанного на полученных результатах.

 Для достижения поставленных задач я использовала такие методы исследования, как метод обобщения(объединение элементов, имеющих одинаковую природу под общим понятием); метод сравнений и аналогий; а также метод экспертных оценок, опирающийся на исследования научных деятелей, например, Дж. Феличи, А. Э. Мильчина и других.

 Курсовая работа состоит из введения; двух глав, в первой из которых рассматриваются теоритические аспекты изучения поставленной проблемы, то есть общие положения о типографских шрифтах; второй главы, посвящённой комплексному анализу печатного издания - газеты, с точки зрения её структуры, шрифтового оформления, композиции, правильности использования иллюстраций; заключения и списка используемых источников.

 


Типографский шрифт. Требования к шрифтам

Определение шрифта. Гарнитура шрифта

 

Определение понятия «шрифт» невозможно без объяснения термина «типографика», так как шрифт является её частью. Итак, типографика - «это художественное оформление текста посредством набора и верстки».Шрифт - это один из основных изобразительных элементов текстового печатного издания.

«Шрифт вообще - это совокупность знаков: букв, цифр, символов, знаков препинания и т. д., которые спроектированы для совместного применения так же, как, скажем, прилажены друг к другу части какого-либо снаряжения.»

Посмотрим на анатомию шрифта.

 

Рис.1. Анатомия шрифта.

 

Часто термин «шрифт» путают с абсолютно другим определением - «гарнитура». В отличии от шрифта, гарнитура - это определённый рисунок шрифта, отличающийся своим размером, начертанием, высоте прописных букв и т. д. «Каждая гарнитура обладает собственным именем. Она может говорить о создателе (Гарамон), истории употребления (Таймс), стиле (Елизаветинская)…».

Характеристики шрифтов

 

Для того, чтобы получить полное представление о шрифтах, необходимо рассмотреть их основные характеристики. Во-первых, обратим внимание на «кегль» шрифта. Кегль - высота литер шрифта. Он «включает в себя высоту строчной буквы с самым длинным выносным элементом и пробельное расстояние снизу неё. Величина кегля определяется числом пунктов.»

Пункт - единица измерения кегля шрифта.

пункт = 1/2660 м = 0,3759 мм ≈ 0,376 мм

При этом, другой определяющей кегль единицей является кегельная (круглая) шпация или просто кегельная. Её значение всегда равно кеглю. Несмотря на название «круглая», она не равна ширине буквы.

Перейдём непосредственно к значениям кегля. Почти все кегли имеют своё название.

Представим некоторые из них:

·   Бриллиант - имеет размер в 3 пункта (далее просто «п»);

·   Диамант - 4 п;

·   <…>

·   Петит (маленький) - 8 п;

·   Боргес (гражданский) - 9 п;

·   Корпус - 10 п;

·   Цицеро - 12 п;

·   <…>

·   Большой канон - 48 п.

 Также определяющей шрифт особенностью является линия шрифта. «В строках обычного текста все буквы располагаются на невидимой линии, которая называется линией шрифта» У разных шрифтов положении линии шрифта различно. Это зависит от рисунка знаков. Однако следует заметить, что не все буквы расположены прямо на линии шрифта. К примеру, если присмотреться, округлые буквы опускаются чуть ниже самой линии. Так же и с буквами, округлые вершины которых немного выступают за среднюю линию. Такое явление называется свисанием. Необходимость свисания объясняется тем, что, если бы округлые буквы не выходили за эти границы, то оптически они казались бы короче остальных.

Линия шрифта является одним из важнейших элементов типографики, т. к. именно с помощью неё и измеряется интерлиньяж.

 Интерлиньяж - это расстояние между строками. Он измеряется в пунктах от линии шрифта нижней строки до линии шрифта верхней.

Далее перейдём к шрифтовым засечкам.«Засечки, или серифы, - графически выделенные нижние и верхние окончания штрихов в буквах и знаках типографского шрифта. Могут иметь вид треугольника, горизонтальной волосной линии, двустороннего или одностороннего штриха и т. д.»

 

Рис. 2. Виды засечек (слева направо): близкие по форме к треугольнику; в форме длинных тонких горизонтальных линий без закруглений в углах; близкие по форме к прямоугольнику с закруглениями в углах; брускообразной формы.


 Засечки играют важную роль в восприятии шрифта и образует некую линию, ведущую глаз вдоль строки. Шрифт может быть с засечками или без них. Первые считаются более предпочтительными, т. к. их легче читать. В то время, как вторые используются преимущественно для заголовков и других крупных надписей.

Известно несколько типов засечек. Рассмотрим некоторые из них:

.   Засечки со скруглением. «Наиболее известны, поскольку используются в большинстве наборных шрифтов. Такие засечки соединяются с основным штрихом буквы при помощи плавной кривой<…>»

 

Рис. 3. Засечка со скуглением.

 

.   «Засечки без скругления образуют с основным штрихом резкий угол.»7

 

Рис. 4. Засечка без скругления.

 

.   «Брусковые засечки дали название отдельной категории шрифта. Обычно в этих шрифтах контраст между основными и дополнительными штрихами небольшой (или его визуально вовсе нет) и мощные прямоугольные засечки.»


Рис. 5. Брусковая засечка.

 

.   Волосные засечки - тонкие, без скругления засечки, пересекающиеся основными штрихами под прямым углом.

.   Клиновидные засечки - увеличенные засечки, имеющие треугольную форму.

« Выносные элементы шрифта - части букв и знаков типографского шрифта, выступающие за его нижнюю и верхнюю линию

Нижние выносные элементы - это части букв, опущенные ниже линии шрифта. Их размеры отличаются у разных шрифтов.

Верхние элементы - штрихи строчных букв, выступающие за среднюю линию. Следующей характеристикой шрифта является насыщенность. Насыщенность - «один из признаков начертания шрифта. Насыщенность поддаётся числовому выражению, например, через отношение толщины основного штриха прописного знака к его росту. <…>Шрифт, чья насыщенность отлична от средней (нормальной), называют сверхжирным, жирным, полужирным, светлым или сверхсветлым.»

Ещё одна характеристика - наклон. Это «один из признаков начертания шрифта, положение его основных штрихов по отношению к вертикали.»9Подробнее рассмотрим виды шрифта по наклону в пункте 1.3.

Далее идёт плотность (ширина) шрифта. «Относительные ширины знаков, их плотность, хотя и определяются размерностью кегельной, тем не менее у разных шрифтов очень сильно различаются. Шрифты с очень широкими знаками встречаются нечасто, в основном потому, что чем шире буквы, тем они менее удобочитаемы. Шрифт с увеличенными ширинами букв, называемый обычно широким, используется исключительно для выделительных целей, а не для набора текста.»Кроме того, бывают «узкий, суженный, тонкий, сжатый, сверхузкий и даже ультраузкий.»9

Например, на этом рисунке показаны сверхузкий, узкий, нормальный, широкий и сверхширокий шрифты:

 

Рис. 6. Сверхузкий, узкий, нормальный, широкий, сверхширокий шрифты.

 


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.124 с.