Стилистика газетных заголовков — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Стилистика газетных заголовков

2020-04-01 312
Стилистика газетных заголовков 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Стилистика газетных заголовков

 

 

Выполнила: Калинина А.С.

Проверили: Хохлов А.В., Крундышева А.М.

 

Санкт-Петербург

2012


Оглавление

 

Введение

Глава I. Стилистическая характеристика газетных заголовков

1.1 Основные признаки публицистического стиля. Вопрос о выделении газетного стиля

1.2 Роль и значение заголовков периодических изданий

1.3 Функции, виды и пути формирования заголовков

1.4 Стилистические особенности газетных заголовков

Глава II. Трансформация газетных заголовков

Заключение

Список изученной литературы

 


Введение

 

Создавая текст, журналист всегда ставит перед собой задачу не только информировать читателя о социально значимых фактах, событиях и явлениях действительности, но и давать оценку сообщаемому. Таким образом, функционально-стилевое единство языка газеты обеспечивается постоянной реализацией информативных и оценочных элементов в газетных текстах. Данная особенность публицистики и публицистического стиля нашла отражение и в рассматриваемых нами газетных заголовках.

Актуальность выбранной нами темы заключается в том, что проблема соотношения объективного (информационного) и субъективного (оценочного) элементов в тексте газеты и непосредственно в заголовке газетной статьи всегда вызывала острый интерес исследователей.

Постоянная ориентация журналистов на оценку фактов, событий и явлений делает обязательным при формировании заголовка употреблять языковые и контекстуально-оценочные средства, среди которых особо выделяются вторичные номинации (перифразы, синонимы, слова-конденсаты и т.п.), индивидуально-авторские метафоры и окказионализмы, а также слова и словосочетания, маркируемые в тексте кавычками. Поэтому очень важным и актуальным является изучение всего многообразия оценочных средств в заголовках статей и на газетной полосе, их природы и функций, стилистических приемов их включения в тексты различных жанров, а так же причин появления, так называемых газетных штампов, которые помогают и упрощают читателю пониманию следующей за заголовком статьи.

Газета является не только важнейшим источником информации, но и мощным средством убеждения и воспитания народа, средством формирования гражданственности и правосознания.

Интенсивное изучение текстов средств массовой информации ведется постоянно. Публицистику называют "летописью современности", она во всей полноте отражает текущую историю, обращена к злободневным проблемам общества - политическим, социальным, бытовым, философским и т.д. Чтобы убедиться в тематической необозримости, широте публицистики, достаточно открыть любую газету и просмотреть ее заголовки - получится своеобразный конспект содержания газеты.

Несмотря на существование значительного количества работ (например, работы Лазаревой, Кайда, Шмелева), в которых затрагиваются различные проблемы текста массовой информации, многие аспекты этого явления остаются еще неисследованными, требующими дальнейшей разработки. К числу таких вопросов относится и проблема статуса и роли заголовков.

Данная работа посвящена изучению и анализу реальных способов и приёмов формирования текстов газетных заголовков. Журналистский текст функционально эффективен тогда, когда способен включить воображение читателя и актуализировать его культурные знания. Одним из главных критериев эффективности является грамотно построенный заголовок.

Таким образом, объектом исследования является газетный заголовок в российских газетах. В качестве предмета изучения нами взяты стилистические и синтаксические приёмы, используемые в заголовках газет.

Цель работы: на материале российских газет (за период от XVIII века до настоящего времени) выявить пути формирования заголовков и их стилистические особенности.

Задачи работы:

.   Выявить признаки и свойства публицистики и публицистического стиля;

2. Рассмотреть характер изменений заголовков газет на протяжении времени;

.   Определить пути формирования газетных заголовков в печатных российских изданиях.


Глава I. Стилистическая характеристика газетных заголовков

 

Заключение

 

Исходя из проведенных исследований, можно утверждать, что эффективность газетного текста во многом определяется его заглавием, поскольку с помощью хорошего заголовка убедить читателя в достоверности информации достаточно просто. Заголовок позволяет спрогнозировать содержание, во многом от него зависит, прочтут ли статью, заинтересуются ли читатели данной темой.

Мы выяснили, что газетный язык - динамичная развивающаяся система, в ней постоянно появляется что-то абсолютно новое, предоставляя публицистам и редакторам огромное поле для деятельности, возможности для поиска новых средств выразительности или трансформации известных крылатых выражений. Кроме этого, критерии отбора языковых средств для газетного материала в большинстве своём определяются исходя из расчета на массовую аудиторию, а следовательно должна быть понятна большому пласту населения, от рабочих до депутатов. Текст газетной статьи должен быть понят людьми всех возрастных категорий, от школьников до пенсионеров, восприниматься, несмотря на образование, воспитание и социальное положения читателя.

Можно отметить, что, несомненно, придумывать заголовки для статей - не самая простая задача, ведь газеты - это периодические издания, а значит раз в день, неделю или месяц необходимо придумать до нескольких десятком красивых и ярких заголовков, которые тронут душу читателя.

Заголовок газеты является структурным компонентом статьи, выполняет автономные функции (в том случае, когда мы рассматриваем заголовок как отдельный элемент), например, изображает авторское отношение к поставленному вопросу. Кроме того, также заголовок выполняет и так называемые обусловленные функции, в этой ситуации заголовок напрямую связан с текстом: например, функцию изображения авторского отношения к самому тексту и его тональности.

Как мы уже отмечали, заголовок является незаменимым элементом газетной публикации, вне зависимости от её размера или тематики газеты. Просматривая газету, читатель в первую очередь обращает внимание, безусловно, на названия сообщений; по ним ориентируются в содержании статей. Можно сделать вывод, что именно газетное заглавие является главным инструментом для привлечения и концентрирования внимания на материале и даже на всём издании в общем.

Мы отмечали, что русский язык, являясь динамической системой, активно и постоянно меняется. Он становится всё более мобильным, экспрессивным, натуральным и живым. Однако у многих исследователей вызывает беспокойство своеобразная мода на использование в речи, как в письменной, так и устной, англоязычных заимствований и вульгаризмов (или жаргонизмов). Это отражается и на языке газеты в целом, и на заголовке газетной статьи в частности.

Напоследок, стоит напомнить, что периодические издания в большей степени формируют общественный культурный уровень, самосознание всего общества. Именно поэтому на страницах газет и в заголовках их статей недопустима сухость фраз и неумелое использование родного языка.


Список изученной литературы

 

1. Виноградов, С.И. Культура русской речи / С.И. Виноградов. - М.: Инфра - М, 1999. - 342 с.

2. Гуревич, С.М. Газета вчера, сегодня, завтра / С.М. Гуревич. - М.: Аспект-Пресс, 2004. - 288 с.

.   Заглавие газетной заметки в его отношении к тексту // Аспирант и соискатель. - № 3. - М., 2006. - С.23-36.

.   Кайда Л.Г. Композиционная поэтика публицистики. - М.: Флинта, 2006. - 243 с.

.   Киселева Л.А. Вопросы теории речевого воздействия. - Л.: Изд-во Ленинград. ун-та, 1978. - 356 с.

.   Костомаров В.Г. Русский язык на газетной полосе. - М., 1970. - 387 с.

.   Кубанова, А.З. Газетный заголовок современной газетной прессы / А.З. Кубанова // Русский язык и литература. - 2004. - №6. - 280 с.

.   Стриженко А.А. Роль языка в системе средств пропаганды. - Томск, 1980. - 267 с.

.   Современная газетная публицистика. Проблемы стиля. - Л., 1987. - 327 с.

.   Солганик Г.Я. Стилистика публицистической речи. - М.: АВ-пресс, 2001. - 389 с.

.   Терентьева, Л.В. Лексико-грамматическая и жанрово-стилистическая системность в оформлении газетных оценочных заглавий: Автореф. на соискание учен. степени канд. филол. наук / Л.В. Терентьева. - Куйбышев, 1990. - 18 с.

.   Фрост К. Дизайн газет и журналов/ К. Фрост; научн. Ред. пер.О.И. Рожнова. - М.: Издательский дом "Университетская книга", 2008. - 321 с.

.   Хаблак Г.Г. Грамматические особенности газетно-публицистической речи // Вестник МГУ. Сер.10. - 1984. - С.11-15.

.   Чокою, А.М. Роль эмоционально-экспрессивных средств в современном политическом газетном тексте: автореф. диссерт… кандидата филолог. наук / А.М. Чокою. - М.: Государственный институт русского языка имени А.С. Пушкина, 2007. - 134 с.

15. Архив газеты "Комсомольская Правда", <http://kp.ru/daily/archive/>.

.   Архив газеты "Комсомольская правда" военных лет, <http://kp.ru/vday/>.

.   Сайт "Русский Портал", статья " Первая русская печатная газета ", http://www.opoccuu.com/161211. htm <http://www.opoccuu.com/161211.htm>.

Стилистика газетных заголовков

 

 

Выполнила: Калинина А.С.

Проверили: Хохлов А.В., Крундышева А.М.

 

Санкт-Петербург

2012


Оглавление

 

Введение

Глава I. Стилистическая характеристика газетных заголовков

1.1 Основные признаки публицистического стиля. Вопрос о выделении газетного стиля

1.2 Роль и значение заголовков периодических изданий

1.3 Функции, виды и пути формирования заголовков

1.4 Стилистические особенности газетных заголовков

Глава II. Трансформация газетных заголовков

Заключение

Список изученной литературы

 


Введение

 

Создавая текст, журналист всегда ставит перед собой задачу не только информировать читателя о социально значимых фактах, событиях и явлениях действительности, но и давать оценку сообщаемому. Таким образом, функционально-стилевое единство языка газеты обеспечивается постоянной реализацией информативных и оценочных элементов в газетных текстах. Данная особенность публицистики и публицистического стиля нашла отражение и в рассматриваемых нами газетных заголовках.

Актуальность выбранной нами темы заключается в том, что проблема соотношения объективного (информационного) и субъективного (оценочного) элементов в тексте газеты и непосредственно в заголовке газетной статьи всегда вызывала острый интерес исследователей.

Постоянная ориентация журналистов на оценку фактов, событий и явлений делает обязательным при формировании заголовка употреблять языковые и контекстуально-оценочные средства, среди которых особо выделяются вторичные номинации (перифразы, синонимы, слова-конденсаты и т.п.), индивидуально-авторские метафоры и окказионализмы, а также слова и словосочетания, маркируемые в тексте кавычками. Поэтому очень важным и актуальным является изучение всего многообразия оценочных средств в заголовках статей и на газетной полосе, их природы и функций, стилистических приемов их включения в тексты различных жанров, а так же причин появления, так называемых газетных штампов, которые помогают и упрощают читателю пониманию следующей за заголовком статьи.

Газета является не только важнейшим источником информации, но и мощным средством убеждения и воспитания народа, средством формирования гражданственности и правосознания.

Интенсивное изучение текстов средств массовой информации ведется постоянно. Публицистику называют "летописью современности", она во всей полноте отражает текущую историю, обращена к злободневным проблемам общества - политическим, социальным, бытовым, философским и т.д. Чтобы убедиться в тематической необозримости, широте публицистики, достаточно открыть любую газету и просмотреть ее заголовки - получится своеобразный конспект содержания газеты.

Несмотря на существование значительного количества работ (например, работы Лазаревой, Кайда, Шмелева), в которых затрагиваются различные проблемы текста массовой информации, многие аспекты этого явления остаются еще неисследованными, требующими дальнейшей разработки. К числу таких вопросов относится и проблема статуса и роли заголовков.

Данная работа посвящена изучению и анализу реальных способов и приёмов формирования текстов газетных заголовков. Журналистский текст функционально эффективен тогда, когда способен включить воображение читателя и актуализировать его культурные знания. Одним из главных критериев эффективности является грамотно построенный заголовок.

Таким образом, объектом исследования является газетный заголовок в российских газетах. В качестве предмета изучения нами взяты стилистические и синтаксические приёмы, используемые в заголовках газет.

Цель работы: на материале российских газет (за период от XVIII века до настоящего времени) выявить пути формирования заголовков и их стилистические особенности.

Задачи работы:

.   Выявить признаки и свойства публицистики и публицистического стиля;

2. Рассмотреть характер изменений заголовков газет на протяжении времени;

.   Определить пути формирования газетных заголовков в печатных российских изданиях.



Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.027 с.