Глава I. Теоретические основы изучения специфики спортивного отбора детей — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Глава I. Теоретические основы изучения специфики спортивного отбора детей

2020-04-01 141
Глава I. Теоретические основы изучения специфики спортивного отбора детей 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Содержание

Введение

Глава I. Теоретические основы изучения специфики спортивного отбора детей

Возрастные особенности детей 7-9 лет

Система спортивного отбора

Глава II. Исследование специфики отбора детей 7-8 лет в спортивное плавание

Организация и проведение эксперимента

Анализ результатов исследования

Общие рекомендации по организации отбора детей 7-8 лет в спортивное плавание

Заключение

Список литературы

Приложение 1


Введение

 

Актуальность. Непрерывный рост спортивных достижений в плавании, высокая конкуренция на международной спортивной арене требуют неустанного поиска эффективных методических, организационных и управленческих решений в многолетней подготовке спортсменов. Важное место в этой системе занимает процесс совершенствования комплексного контроля и отбора перспективных пловцов на всех этапах многолетней подготовки. Так, рационально построенная организация отбора спортсменов не только позволяет исключить огромные траты государственных средств, но и снимает многие нравственные проблемы: бесперспективность в неправильно избранной специализации не будет лежать тяжелым грузом на совести спортсмена и его тренера.

Современная мировая практика и научные исследования свидетельствуют о том, что наивысшие достижения в плавании доступны лишь особенно одаренным спортсменам, обладающим редкими морфологическими свойствами, высочайшим уровнем физических и психических способностей, а также технического и тактического мастерства. А поскольку мало кто обладает соответствующим комплексом задатков, проблема их поиска отличается сложностью и остротой.

Плаванию можно обучать детей с грудного возраста. Занятия плаванием укрепляют опорно-двигательный аппарат ребенка, развивают также физические качества, как выносливость, сила, быстрота, подвижность в суставах, координация движений; они также своевременно формируют «мышечный корсет способствует выработке хорошей осанки, предупреждая искривления позвоночника, устраняют возбудимость и раздражительность. Дети, регулярно занимающиеся плаванием, заметно отличаются от сверстников, не занимающихся спортом: они выше ростом, имеют более высокие показатели жизненной емкости легких, гибкости, силы, меньше подвержены простудным заболеваниям.

Умение плавать - жизненно необходимый навык для человека любого возраста. Хорошо плавающий человек никогда не рискует жизнью, находясь в воде.

Но конкретно спортивным плаванием могут заниматься не все дети, должны быть показатели к данным занятиям. Поэтому существует проблема отбора детей для данных занятий.

Цель работы: показать специфику отбора детей 7 - 8 лет в спортивное плавание.

Гипотеза: исследуемая группа детей имеет невысокую степень готовности к занятиям спортивным плаванием.

Задачи исследования:

1. описать возрастные особенности взаимоотношений в исследуемой группе

2. провести экспериментальное обследование группы детей

.   проанализировать результаты исследования, а также рассмотреть возможность применения результатов в практических целях и дать определенные рекомендации.

Объектом исследования является группа детей общеобразовательной школы, занимающихся плаванием в бассейне и желающих заниматься спортивным плаванием.

Предмет исследования - возможности и способности детей к занятию спортивным плаванием.

В настоящее время проблему отбора детей в спортивное плавание изучали многие ведущие исследователи С.В Белиц-Гейман, Н.Ж Булгакова, В.С. Васильев, А.А Кислов и др.

Практическая и теоретическая значимость исследования состоит в разработке методики отбора детей для занятий спортивным, а также в разработке рекомендаций по подготовке детей к занятиям спортивным плаванием.


Глава I. Теоретические основы изучения специфики спортивного отбора детей

Система спортивного отбора

 

Нельзя не согласиться с мнением специалистов, представляющих себе отбор как длительный процесс. Согласно представлениям этих спортивных ученых Зельдович Т.А. Грошенкова С.С. нельзя моментально оценить спортивную пригодность, какими бы совершенными ни были методы оценки. Если учесть динамический характер критериев пригодности и изменчивость многих важнейших для спортивной деятельности характеристик личности спортсмена, становится ясной необходимость систематического дополнения и уточнения первоначальных оценок. Фактически, отбор осуществляется на протяжении всей спортивной карьеры пловца поэтому имеет смысл говорить о различных его этапах.

Первым этапом отбора можно назвать организацию групп подготовки к приемным испытаниям в ДЮСШ. В них должны приниматься все желающие, имеющие медицинское освидетельствование и желание. Такие группы призваны решать две главные задачи: массовое привлечение детей к занятиям спортом и отбор наиболее перспективных для приема в ДЮСШ.

Второй этап - отбор в учебно-тренировочные группы начальной спортивной подготовки ДЮСШ и СДЮШОР. Начальная спортивная подготовка призвана воспитывать качества и свойства индивида для создания возможностей спортивного совершенствования. Поэтому цель отбора для начальной спортивной подготовки - определение пригодности к спортивному совершенствованию.

Третий этап - отбор в группы спортивного совершенствования. Задача этого этапа - целенаправленная подготовка смены командам мастеров. Цель отбора на этом этапе состоит в оценке перспективности юных спортсменов. Здесь, как и на предыдущем этапе, отбор не может базироваться на однократной диагностики. Необходим комплекс оценок целого ряда характеристик, связанных с успешностью обучения и реализацией способностей в конкретной игровой обстановке различной степени напряженности.

Четвертый этап - отбор в команду мастеров. Тренер команды мастеров ищет не просто сильного пловца, но и подходящего по стилю, нужного амплуа

Названные четыре этапа определяют последовательность и целевую направленность процесса отбора в спортивное плавание.

Выбор адекватного вида спорта, отвечающего интересам и возможностям ребенка, еще не гарантирует его высоких спортивных достижений. Значительную роль в росте спортивного мастерства играет так называемая тренируемость или обучаемость спортсмена.

Эффективность тренировочных воздействий в значительной мере определяется индивидуальными особенностями спортсмена, что необходимо учитывать в процессе спортивного отбора.

В большинстве случаев «инструментом» для проявления комплексной подготовленности пловца служит уровень развития его физических качеств. При этом наиболее способными, как правило, признаются те дети, у которых исходный уровень развития основных физических качеств значительно выше, чем у сверстников. Однако практика показывает, что нередко наиболее способные на первый взгляд новички впоследствии не оправдывают возлагавшихся на них надежд. Ребята со средним и даже низким исходным уровнем развития физических качеств через несколько лет успешно овладевают спортивным мастерством.

Для надежного прогнозирования потенциальных возможностей наибольшее значение имеет не исходный уровень развития физических качеств, а соотношение между этим уровнем и темпами (интенсивностью) прироста физических качеств. Поэтому при прочих равных условиях ведущая роль в прогнозировании потенциальных возможностей спортсмена принадлежит темпам прироста физических качеств - тренируемости. Между высоко тренируемыми и низко тренируемыми спортсменами возможны значительные различия во времени достижения одних и тех же уровней спортивного мастерства.

Высокая тренируемость, впоследствии, сокращая время подготовки квалифицированного спортсмена, обеспечивает не только выполнение биологической задачи (сохранение его здоровья) и социальной задачи (победы на соревнованиях), но и позволяет достичь существенного экономического эффекта тренировочного процесса.

В современной педагогической практике на начальном этапе формирования двигательных функций детей, а также при определении способностей к овладению спортивными навыками используют подвижные игры. Отличительными особенностями игр является их естественность и общедоступность, большая образовательная и воспитательная ценность. Даже самые сложные спортивные игры по существу являются лишь высшими формами обыкновенных подвижных игр. Занятия играми под руководством преподавателя не грозят каким-либо серьезным переутомлением так, как в играх всегда имеется возможность для кратковременного отдыха и саморегулирования детьми своей нагрузки.

Одной из приемлемых форм оценки одаренности детей в практике отбора является тестирование, которое, несмотря на косвенность исследования качеств и свойств личности, вполне целесообразно ввиду достаточной надежности результатов, простоты применения и быстроты получаемой информации. На начальных стадиях отбора пригодны однократные тестовые испытания, если они отвечают следующим требованиям:

•   одни и те же функции испытуемых исследуются в различных по характеру проявлениях и отражаются различными показателями тестов;

•   в итоговой оценке испытуемого синтезируется наиболее полный комплекс необходимых в плавании функций.

Критерии для начального отбора и прогнозирования одаренности юных пловцов 7-8 лет

Для диагностики одаренности юных пловцов наиболее значительным считается целый ряд критериев, существенно влияющих на достижение спортивного результата. К критериям относят качественно-количественные характеристики специальных способностей. Однако сбор максимально полной информации затруднен технически, поэтому актуальной задачей является определение минимума комплексной оценки одаренности в процессе начального отбора.

Прогнозирование пригодности на начальном этапе сталкивается с объективными трудностями трактовки результатов, полученных при применении различных методов отбора (экспертной оценки, аппаратурного метода и метода тестов). К моменту отбора не все способности детей одинаково выражены, что связано, в первую очередь с различием их двигательного режима, темпов созревания, социальных и других факторов. Такое положение неизбежно снижает эффективность существующей диагностики. Принцип комплексного подхода при решении вопроса о выборе спортивной специализации позволяет не только получить обширную информацию, но и сопоставить показатели, относящиеся к различным сферам жизнедеятельности с точки зрения возможности формирования специальных способностей. Все качества и свойства личности находятся в сложных отношениях между собой и с эффективностью игровой деятельности. Кроме того, они подвержены изменениям в процессе спортивной подготовки. Закономерности отношений важны потому, что ориентируют на правильную и своевременную оценку способностей при отборе.

Для достижения высоких спортивных результатов в плавании, бесспорно, игроку необходимо иметь высокий уровень развития быстроты (скоростных способностей). Под быстротой понимают способность спортсмена выполнять движения в минимальный промежуток времени. Так как быстрота - это комплексное качество, принято выделять ее элементарные формы: время реакции, время одиночного движения и максимальную частоту движений.

Таким образом, вопросы спортивного отбора являются одной из важнейших составляющих содержания работы спортивного тренера. Любой тренер хочет добиться максимально возможного результата. При этом следует помнить, что природа наделила нас разным уровнем способностей. Важно научиться распознавать их и учитывать в практике работы со спортсменами.


Заключение

 

В основу отбора способных и одаренных детей в спортивной практике положены как психолого -педагогические, так и морфофункциональные предпосылки. Для плавания как спортивной дисциплины характерно раннее начало занятий, и становление спортивного мастерства совпадает с одним из важнейших периодов жизни - половым созреванием. Становится очевидным, что отличительная особенность отбора в плавании - необходимость поиска спортивно одаренных спортсменов до завершения происходящих в их организме биологических процессов роста и развития, а поиск эффективных критериев для отбора - одна из важнейших задач, определяющих конечный спортивный успех.

Прогнозирование потенциальных достижений спортсмена может быть осуществлено на основе стабильности показателей, принятых в качестве критериев спортивной пригодности к специализации в определенном виде спорта. Если признак, положенный в основу отбора, неустойчив, а тенденции его развития случайны, он не может служить надежным показателем для выбора дальнейшей спортивной ориентации.

Несмотря на то что плавание является одним из самых эффективных средств развития общей выносливости, широкое использование его для этой цели в младших возрастных группах в связи с однообразием движений не позволяет решить задачу приобретения разносторонних двигательных навыков, необходимых в дальнейшем. Кроме того, большие плавательные объемы в этом возрасте, благоприятно сказываясь на технической подготовке и вызывая ускоренный рост спортивных результатов, приводят в дальнейшем к психологической и физиологической усталости по отношению к этой форме движений и прекращению роста спортивных результатов к 16-17 годам.

Эффективность первой ступени многолетнего отбора пловцов предполагает ориентацию на стабильные, мало изменяемые в ходе возрастного развития и незначительно подверженные влиянию тренировки наследственные морфологические признаки: длина тела, верхних и нижних конечностей; длина туловища, плеча и предплечья; ширина плеч и таза; окружность шеи, плеча, предплечья, бедра, голени; массы тела; соотношения быстро и медленно сокращающихся мышечных волокон.

Особого внимания при первичном отборе заслуживают личностно-психологические качества детей. По мнению профессора Д. Каунсилмена, психологические качества - один из главных критериев первичного отбора.

Подводя итог, необходимо отметить, что в отечественной и зарубежной литературе достаточно внимания уделено проблемам отбора спортивных резервов на различных этапах многолетней подготовки. Однако нет четкой разработанности применения различных критериев отбора в рамках системного подхода применительно к начинающим спортсменам при переходе от начальной подготовки к учебно-тренировочной.

При осуществлении спортивного отбора следует обеспечить комплексность оценки перспективности с использованием морфофункциональных, социально - психологических и других критериев. При этом на первом и втором этапах многолетнего спортивного отбора основную роль играют генетически детерминированные признаки, характеризующиеся небольшой изменчивостью под влиянием тренировки.

 


Список литературы

ребенок спортивное плавание

1. Белиц-Гейман С.В. Мы учимся плавать. - СПб.: Лань, 2008. - 208с.

2. Булгакова Н.Ж. Плавание //Физкультура и спорт. - 2009. - №5. - с. 23-28

.   Васильев В.С. Обучение детей плаванию //Физкультура и спорт. - 2009. - №13. - с. 14-19

4. Данько Ю.И. Очерки физиологии физических упражнений: Учебник. - М.: Гардарика, 2008. - 368 с.

5. Динейка К.В. Движение, дыхание, психофизическая тренировка: Учебник. - М.: Инфра - М, 2008. - 664 с.

.   Иванченко В.А. Секреты вашей бодрости: Учебник. - М.: Академический проект, 2007. - 731 с.

.   Ильинича В.И. Физическая культура: Учебник. - М.: Гардарика, 2009. - 225 с.

.   Каптелин А.Ф. Восстановительное лечение (лечебная физкультура, массаж и трудотерапия) при травмах и деформациях опорно-двигательного аппарата: Учебник. - М: Велби, 2007. - 480 с.

9. Кислов А.А. Плавание. - М.: Инфра - М, 2008. - 406 с.

10. Коваленко В.А. Физическая культура: Учебник. - М.: «АСВ», 2008. - 227 с.

11. Коробков А.В. Методические основы и формы лечебной физической культуры. Физиологические проблемы детренированности: Учебник. - М.: Просвещение, 2008. - 175 с.

12. Кречетов А.И. Плавание: Учебник. - М.: Эксмо - Пресс, 2006. - 560 с.

13. Куценко Г.И., Новиков Ю.В. Книга о здоровом образе жизни: Учебник. - М.: Вузовский учебник, 2009. - 313 с.

14. Лисицына Ю.П. Книга о здоровье: Учебник. - М.: ГЕОТАР Медиа, 2007. - 640 с.

15. Макаренко Л.П. Плавание //Физкультура и спорт. - 2008. - №15. - с. 23-26

16. Минх А.А. Очерки по гигиене физических упражнений и спорта: Учебник. - М.: Просвещение, 2009. - 215 с.

17. Осокина Т.И, Тимофеева Е.А. Обучение плаванию в детском саду //Физкультура и спорт. - 2009. - №4. - с. 21-25

18. Осокина Т.И. Как научить детей плавать//Физкультура и спорт. - 2009. - №3. - с. 5-17

19. Попов А.Л. Психология спорта: Учебник. - М.: Инфра - М, 2008. - 406 с.

20. Фирсов З. П. Плавание для всех //Физкультура и спорт. - 2008. - №7. - с. 12 - 16

 


Приложение 1

Результаты антропометрии и теста на гибкость

Ф.И. Рост Вес Тест на гибкость
1 Мирошниченко Ирина 120 19.500 -2/173
2 Хорьяков Николай 118 19.0 -3/172
13 Рубаненко Елена 125 21 +1/171
4 Глекнер Игорь 124 22 -1/168
5 Некрасов Антон 119 20 +1/172
6 Братышев Альберт 118 18 0/172
7 Мансурова Полина 124 20.200 -4/173
8 Богаткина Кристина 130 21.300 -2/170
9 Третьяков Игорь 125 20.500 -3/168
10 Ликунов Игорь 135 23 -5/170

 

Содержание

Введение

Глава I. Теоретические основы изучения специфики спортивного отбора детей

Возрастные особенности детей 7-9 лет

Система спортивного отбора

Глава II. Исследование специфики отбора детей 7-8 лет в спортивное плавание

Организация и проведение эксперимента

Анализ результатов исследования

Общие рекомендации по организации отбора детей 7-8 лет в спортивное плавание

Заключение

Список литературы

Приложение 1


Введение

 

Актуальность. Непрерывный рост спортивных достижений в плавании, высокая конкуренция на международной спортивной арене требуют неустанного поиска эффективных методических, организационных и управленческих решений в многолетней подготовке спортсменов. Важное место в этой системе занимает процесс совершенствования комплексного контроля и отбора перспективных пловцов на всех этапах многолетней подготовки. Так, рационально построенная организация отбора спортсменов не только позволяет исключить огромные траты государственных средств, но и снимает многие нравственные проблемы: бесперспективность в неправильно избранной специализации не будет лежать тяжелым грузом на совести спортсмена и его тренера.

Современная мировая практика и научные исследования свидетельствуют о том, что наивысшие достижения в плавании доступны лишь особенно одаренным спортсменам, обладающим редкими морфологическими свойствами, высочайшим уровнем физических и психических способностей, а также технического и тактического мастерства. А поскольку мало кто обладает соответствующим комплексом задатков, проблема их поиска отличается сложностью и остротой.

Плаванию можно обучать детей с грудного возраста. Занятия плаванием укрепляют опорно-двигательный аппарат ребенка, развивают также физические качества, как выносливость, сила, быстрота, подвижность в суставах, координация движений; они также своевременно формируют «мышечный корсет способствует выработке хорошей осанки, предупреждая искривления позвоночника, устраняют возбудимость и раздражительность. Дети, регулярно занимающиеся плаванием, заметно отличаются от сверстников, не занимающихся спортом: они выше ростом, имеют более высокие показатели жизненной емкости легких, гибкости, силы, меньше подвержены простудным заболеваниям.

Умение плавать - жизненно необходимый навык для человека любого возраста. Хорошо плавающий человек никогда не рискует жизнью, находясь в воде.

Но конкретно спортивным плаванием могут заниматься не все дети, должны быть показатели к данным занятиям. Поэтому существует проблема отбора детей для данных занятий.

Цель работы: показать специфику отбора детей 7 - 8 лет в спортивное плавание.

Гипотеза: исследуемая группа детей имеет невысокую степень готовности к занятиям спортивным плаванием.

Задачи исследования:

1. описать возрастные особенности взаимоотношений в исследуемой группе

2. провести экспериментальное обследование группы детей

.   проанализировать результаты исследования, а также рассмотреть возможность применения результатов в практических целях и дать определенные рекомендации.

Объектом исследования является группа детей общеобразовательной школы, занимающихся плаванием в бассейне и желающих заниматься спортивным плаванием.

Предмет исследования - возможности и способности детей к занятию спортивным плаванием.

В настоящее время проблему отбора детей в спортивное плавание изучали многие ведущие исследователи С.В Белиц-Гейман, Н.Ж Булгакова, В.С. Васильев, А.А Кислов и др.

Практическая и теоретическая значимость исследования состоит в разработке методики отбора детей для занятий спортивным, а также в разработке рекомендаций по подготовке детей к занятиям спортивным плаванием.


Глава I. Теоретические основы изучения специфики спортивного отбора детей


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.071 с.