Интересы пользователей сети Интернет как фактор проявления агрессии — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Интересы пользователей сети Интернет как фактор проявления агрессии

2020-04-01 134
Интересы пользователей сети Интернет как фактор проявления агрессии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Участников коммуникации в сети интернет можно классифицировать на ряд категорий по многочисленным признакам. Мы рассмотрим классификацию по форме и объему сообщений, поступающих от таких участников на сайты.

1. Сотрудники средств массовой информации и профессиональные блогеры (политики, пресс- атташе, комментаторы культурных и спортивных событий на официальных сайтах).

Эта категория пользователей не анонимна, она профессионально отвечает как за достоверность и качество публикуемых сведений, так и за форму изложения. Так, грамматические ошибки, избыток жаргона, смысловые недочеты и, конечно, агрессивность ведут к снижению репутации такой персоны. Более того, по закону пишущего можно привлечь к суду по многочисленным статьям российского законодательства, причем число таких статей, равно как и предусматриваемая жесткость наказаний постоянно растут.

Тем не менее, и для таких авторов возможно проявление агрессивности. Например, политики нередко весьма агрессивно ведет себя (не только к вербальном плане) в отношении своих критиков и оппонентов. Имеет место агрессия как средство формирования имиджа уверенного в себе, жесткого политика. Так, агрессия является формой создания и укрепления своего имиджа, активно используемая В.В. Жириновским. Элементы агрессии можно обнаружить на сайте КПРФ. Так, приведена публикация, рассказывающая о нападении на отделение партии в Тарске группы несовершеннолетних хулиганов. В публикации описан факт реальной (не Интернет) агрессии, однако само название публикации содержит достаточно агрессивную вербальную конструкцию: «Просто отморозки. Налетчики, устроившие погром в помещении Тарского райкома КПРФ Омской области, оказались подростками 13-15 лет». Данная вербальная агрессивность представляется уместной и оправданной, возможно, лишь несколько экспрессивной. Еще большую агрессивность.

В статье И.А. Тортуновой на примере В.В. Жириновского исследуется агрессия как форма речевого поведения политика. Автор приводит цитаты из выступлений Владимира Вольфовича, его дискуссий, анализирует экспрессивность этих выступлений и использование образных, но агрессивных сравнений, эпитетов, специфической резкой терминологии. Особо И. Тортунова отмечает стиль политика в противопоставлении: «свой - чужой». Свой - это бедный, радеющий за Россию, русский, носитель русского языка и культуры. «…врага можно найти среди этнически чужих на фоне доминирующей этнической группы русских (например, «чурки» и т.п.). Лексика, имеющая негативную окраску и находящаяся за пределами литературного языка, выплескивается на страницы газет, в радиоэфир и на телеэкраны, способствуя развитию агрессии, взращивает и подпитывает ее. Владимир Жириновский часто поднимает национальный вопрос. Основной тезис его национальной риторики - униженный и оскорбленный русский человек: «Нужно каждый день говорить - русские, очнитесь!… Выгнать всех, кто тут мешает нам… в Азербайджан, в Армению, в Грузию, в Китай, во Вьетнам, в Афганистан…»

Отметим, что практически все выступления В. Жириновского размещены на различных сайтах Интернет, в первую очередь - на официальном сайте партии ЛДПР. Таким образом. Интернет, как и другие средства массовой информации, транслирует агрессивные выступления политиков самого различного направления (включая несистемную оппозицию), а также политологов, журналистов, которые берут у политиков интервью, нередко провоцируя их на политические высказывания.

Для журналистов важно привлечь внимание аудитории. Поэтому агрессия на пределе допускаемого законом, а иногда и выходящая за эти пределы - профессиональный прием привлечь внимание публики.

2. Авторы самодельных сайтов и участники блогосферы. Сегодня создание сайта и размещение его на одном или нескольких бесплатных ресурсах сети - дело, доступное большому числу пользователей. Созданию собственных сайтов учат школьников. Что же касается использования живых журналов и социальных сетей, то участие в них вообще не требует каких-либо особых знаний.

В качестве примера рассмотрим публикацию в Живом журнале Бориса Битнера «Русские! Домой», посвященные сегодняшним событиям на Украине и отношению к ним давнего сторонника вступления этой страны в НАТО. Сама статья написана достаточно корректно, без ненормативной лексики. Но при этом агрессивность статьи чувствуется во многих фразах, например, в тех. В которых автор выражает свое отношение к руководству современной России.

Не менее агрессивными являются и достаточно многочисленные комментарии.

Более резким, агрессивным и одновременно - глупым представляется Живой журнал Регины Соболевой, в котором автор пишет о своей нелюбви к мужчина. Публикация начинается с нецензурного слова, что само по себе говорит о невысоком культурном уровне Регины. Приведем пассаж из ее «произведения»: «Вы, наверное, думаете, что я злая и жестокая мужененавистница, феминистка. И отчасти вы правы. Я - феминистка. И я - злая и жестокая. Но ненависти к мужчинам не испытываю. Я их просто не люблю. Потому что по большей части их не за что любить. Мужчины агрессивны, тупы и страдают высокомерием и тщеславием почти в той же степени, что и я. А в моем мире нет места другим злобным, агрессивным и высокомерным сволочам (то есть, ни одной другой сволочи, кроме меня). Поэтому если вы мужчина, то вы либо умный и добрый (пусть и в глубине души), чувствительный любитель единорогов, либо идете …» (непечатное слово)

Для кого написан этот опус? Нетрудно догадаться, что исключительно для себя! Появилась возможность где-то публично выразить свое настроение - эта возможность тут же реализуется. Судя по единственному комментатору, вступившему в бесполезную и бессмысленную дискуссию с Региной Соболевой, у журнала немного читателей. Автор настоящей работы нашел данный пример случайно, благодаря поисковой системе. Что подтверждает мысль о том, что среда Интернет является нередко отдушиной для выплескивания собственной агрессии, возможно - сию минутной, возникшей под влиянием комплекса неосознанных, не понятых обстоятельств. Кроме того, и сама публикация, и развернувшийся диспут с единственным оппонентом, говорят о том, что людям нечем себя занять, а отсутствие занятий вполне может порождать агрессивность, которая и выливается в сеть.

3. На комментариях в блогах и на сайтах как наиболее грубой и агрессивной компоненте сети остановимся подробнее. В Интернет- публикации, анализирующей блогосферу украинского сегмента Интернета, автор, не опубликовавший свою фамилию, отмечает, что по подсчетам Максима Бутченко, одного из блогеров интернет-издания Корреспондент.net (подконтрольного UMH group и Петру Порошенко) на десять содержательных и корректных комментариев приходится три агрессивных и оскорбительных. В данной статье некоторые из таких комментариев цитируются: «"Иди отсюда, дегенерат-суржиконосец", "Что курил, когда царапал ахинею?"»

В цитируемой Интернет- публикации приводится мнение о том, что «авторы большинства злых и нецензурных комментариев - это немотивированные агрессоры, которых больше интересует не столько тема статьи, сколько возможность высказывать свое "фе" по любому поводу».

Заметим, что данный стиль общения присущ и ряду комментаторов Рунета, дискутирующих на политические, остро социальные и спортивные темы. При этом отношение 30% агрессивных комментариев к общему числу комментариев является стабильным числом и для российской зоны сети.

4. Психологи, социологи, сотрудники правоохранительных органов отмечают, что в последние годы в мире и в россии стремительно растет уровень агрессивности в молодежной, подростковой и даже детской среде. В статье Екатерины Добрыниной приводятся неутешительные результаты социологических исследований, которые говорят, что «среди школьников 10-11-х классов почти половина (48%) имеет опыт участия в драках (то же самое указали в своих ответах 21% 7-9-классников, то есть каждый пятый подросток). Что такое вандализм, могут сказать с полным знанием дела и на личном опыте 43% старшеклассников и каждый десятый человек с "неоконченным средним". Каждый пятый старшеклассник (20%) и вдвое меньше их младших товарищей совершали мелкие кражи из магазинов. Очень тревожная цифра: 14% старших школьников и 2% 7-9-классников поставили галочку в строке "избиение с группой человека". По 2-5% признались социологам, что совершали кражу кошелька или сумочки, угоняли чужой велосипед или скутер, что-то похитили из чужого автомобиля».

В статье приводится мнение социологов о причинах столь быстро растущей молодежной агрессивности. Основная причина - деформация коренных жизненных ценностей, стремление самоутвердиться любой ценой. При этом отсутствует стремление к творчеству как основе самовыражения и культура как понятийная база необходимости самоограничения, уважения к другим. Поэтому в качестве самовыражения используется хулиганство, а стремление к общению приводит в полукриминальную или криминальную среду, в которой хулиганство, воровство, бандитизм возведены в ранг престижных действий.

Какое это имеет отношение в агрессии в среде Интернет? Имеет, причем не одно.

Во-первых, как уже отмечалось, Интернет предоставляет колоссальные возможности продвижения именно криминальных ценностей, т.е. обеспечивает коммуникацию внутри преступных групп и между такими группами.

Во-вторых, эта среда позволяет предъявить «вещественные доказательства» своего «героизма»: заснятые на мобильный телефон или видеокамеру сцены жестокости и агрессии. Как известно, школьники нередко такие записи преступлений выкладывают в социальные сети. более того, появилась мода выкладывать в сети видеоролики с избиением жертв, кадрами насилия и унижения других. Интернет стал своего рода средой распространения моды на агрессию и жестокость.

В- третьих большая часть подростков, склонных к агрессии и криминальным действиям принадлежит к какой-либо молодежной субкультуре. Интернет же является не только средой общения представителей подобных субкультур, но и собственно источником ряда субкультур. Е. Добрынина, ссылаясь на социологичские исследования, пишет о том, что новым явлением в молодежной неформальной субкультуре считают компьютерных геймеров и хакеров (8%). В ходе интернет-опроса более половины (57%) подростков указали, что принадлежат к различным сетевым сообществам по интересам.

Социологи, педагоги, родители предъявляют весьма обоснованные претензии к СМИ, в первую очередь именно к сетевым ресурсам, дающим возможность беспрепятственно скачивать и знакомиться с информацией криминального характера. «Психологи находят причины обострения жестокости подростков, кроме прочего, в "агрессивном влиянии" извне: в жестоких фильмах, в постоянном насилии и крови на киноэкране и на мониторе, где разворачиваются компьютерные игры.»

Что касается грубости и агрессивности высказываний, то они в большом числе присутствуют, например, на форумах и в комментариях, сопровождающих новостные и спортивные порталы. Так, в ответ на вполне корректное поздравление болельщиков белорусской биатлонистке Дарьи Домрачевой можно увидеть ответы о том, что этому болельщику следует переехать в Белоруссию, что на данном форуме собрались патриоты, у которым данный комментатор не принадлежит, а потому ему следует форум покинуть. Как правило, агрессивные реплики отличаются не только грубостью, но и изобилуют грамматическими ошибками, что лишний раз показывает низкий общекультурный уровень их авторов.

В публикации С.Е. Ениколопова, Ю.М. Кузнецовой, Н.П. Цибульского и Н.В. Чудовой «Специфика агрессии в Интернет- среде» приводятся результаты исследований проявлений агрессии среди пользователей Интернет и профессиональных разработчиков (создателей сайтов, прикладных программ, аппаратуры и т.п. Отмечена существенно более высокая агрессивность пользователей по сравнению с профессионалами. Кроме того, делается весьма важный вывод: «Виртуальный мир с его принципиальной анонимностью не формирует у своих носителей типичных черт застревающего индивида - честолюбия и склонности к длительному переживанию, особенно обиды. Прямая враждебность как результат обидчивости и готовности наказать того, кто помешал преследованию личных целей, не свойственна носителю интернет-культуры. Однако поведение, включающее в себя элементы насилия и деструкции, может развиться на базе тех трудностей, которые возникают у человека с данным типом характера в определении границ Я и формировании мотивации. В некотором смысле интернет-среда консервирует у своих "жителей" размытый и плохо структурированный, "подростковый" образ Я, что может служить основанием для запускания "подростковой" (идущей от несформированности границ, по К. Левину) агрессии.

Другой причиной агрессивности "жителей" Интернета может служить несформированность в характере многих из них такой черты как педантичность. Низкие значения по этой шкале интерпретируются авторами методики ОЧХ как склонность к безответственности и стремление к вседозволенности. Свойственный им уровень самоконтроля и неаккуратность могут приводить к конфликтам с реальностью и снижать возможности их адаптации. Сетевое общение в этом отношении не столь строго как, например, персональные деловые контакты, и поведение типичного завсегдатая чатов может восприниматься сторонним наблюдателем как агрессивно-развязное, в то время как другим носителями интернет-культуры - просто как раскованное».

Цитируемые исследователи также отмечают, что Интернет-культура, рассматриваемая с позиции внешнего (инокультурного) наблюдателя, стимулирует индивида от порядка к вседозволенности; с позиции же персоны, которой на личностном уровне сложно стремиться к победе в борьбе за самовыражение, такая культура видится пространством самоопределения, самореализации и свободы. Поэтому агрессивное поведение «завсегдатаев сети» (хакеров, интернет-девиантов и чат-грубиянов) представляется самим носителям Интернет- культуры «санкционированным насилием» по отношению к правилам чужой культуры, которая стремится ограничить права и свободы «коренных народов» сети.


Заключение

 

Проблема воздействия Интернет- среды на социум является одной из наиболее актуальных проблем современного мира. За очень короткий период эта среда «виртуального общения» стала необходимой составляющей человеческого существования. В среде Интернет спонтанно сложилась собственная культура, на формирование которой сказались такие особенности сетевой коммуникации, как анонимность, доступность, широкие возможности размещать в сети как вербальные высказывания так и аудио-визуальные образы.

В то же время, Интернет- среда не отвечает на агрессию физически и не позволяет оказывать физическое воздействие на оппонентов.

Рост темпа жизни, материальная дифференциация, общее снижение культурного уровня людей и другие особенности современной жизни (на которые немалое влияние оказывают и возможности Интернета, и то, как эти возможности используются) стимулируют общий рост агрессивности. В первую очередь - агрессивность в молодежной среде. При этом Интернет становится средством демонстрации соответствия моде на агрессивность, чем в свою очередь еще более подталкивает к следованию этой моде.

Интернет- среда содержит также собственный потенциал порождения и развития агрессивности, как-то компьютерные игры, содержание сцены драк, убийств, других проявлений агрессии. Отметим также, что Интернет, как среда коммуникации дает возможность подготавливать агрессивные, в том числе - криминальные действия, получать справочный материал по их организации.

Сегодня и государственные органы, и ряд общественных организаций, и многие частные лица озабочены тем уровнем агрессии, который несет в себе Интернет, а также возможностью перерастания такой агрессии в физические формы. Однако нормативные документы, рекомендации социологов и психологов не приносят пока желательного эффекта. Проблема, видимо, содержится во внутренней противоречивости среды, доступность и возможности которой равно способны приносить добро и пользу, зло и вред, в зависимости от того, кто, как и зачем эти возможности использует. В этой связи очень важно, чтобы Интернет- культура не формировалась спонтанно, а была управляемым процессом. Но эта задача очень далека от своего решения. Можно даже говорить о том, что к решению этой задачи человечество еще не приступило и лишь недавно осознало само существование и значимость данной проблемы.


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.