Структурный анализ системы пенсионного обеспечения граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в РФ на современном этапе — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Структурный анализ системы пенсионного обеспечения граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в РФ на современном этапе

2020-04-01 271
Структурный анализ системы пенсионного обеспечения граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в РФ на современном этапе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Для лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации и Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Федеральной пограничной службы и органов пограничной службы Российской Федерации, внутренних и железнодорожных войсках, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности (контрразведки), органах внешней разведки, других воинских формированиях Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, и семьи этих лиц существуют следующие виды пенсий:

согласно ст. 2 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 г. № 166 - ФЗ (в ред. от 28.03.2011 №43-ФЗ) пенсией по государственному пенсионному обеспечениюявляется ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение, которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными данным Федеральным законом, и которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением государственной службы, при достижении установленной законом выслуги, при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности); либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию.

Право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют:

1) федеральные государственные служащие;

2) военнослужащие;

3) участники Великой Отечественной войны;

4) граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф;

5) нетрудоспособные граждане.

Члены семей граждан, указанных в пп. 1 - 5, имеют право на пенсию в случаях, предусмотренных Федеральным законом № 166-ФЗ. Данный Закон предусматривает следующие виды пенсии:

· пенсия за выслугу лет;

· пенсия по старости;

· пенсия по инвалидности;

· социальная пенсия.

  Для граждан РФ существуют следующие виды пений:

· трудовая пенсия по старости;

·   трудовая пенсия по инвалидности;

·   трудовая пенсия по случаю потери кормильца.

Для военнослужащих, проходивших военную и приравненную к ней службу по контракту, установлены следующие виды пенсий:

    за выслугу лет;

    по инвалидности;

    по случаю потери кормильца.

Лицам, имеющим одновременно право на различные государственные пенсии, назначается одна пенсия по их выбору, за исключение случаев указанных в Федеральном Законе № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Пенсионное обеспечение военнослужащих в РФ осуществляется в соответствии с ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 года №166-ФЗ, который определяет порядок пенсионного обеспечения граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, и Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходящих военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» от 12 февраля 1993 года №4468-1.

Выплата пенсий пенсионерам МО и их семьям обеспечивается за счет средств федерального бюджета.

Право на пенсию за выслугу лет имеют военнослужащие:

а) имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы 20 лет и более. В указанную выслугу лет входят периоды пребывания на военной службе, на службе в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы в иных органах, служба в которых дает право на пенсионное обеспечение по военному пенсионному законодательству. Время прохождения службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении (в соотношениях от одного месяца службы за шесть месяцев и до одного месяца службы за один и одну треть месяца);

 б) уволенные со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достигшие на день увольнения 45-летнего возраста, имеющие общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба и (или) другая приравненная к ней служба.

Пенсия за выслугу лет военнослужащим устанавливается в следующих размерах:

а) имеющим выслугу 20 лет и более: за выслугу 20 лет - 50 процентов соответствующих сумм денежного довольствия, предусмотренного ст. 43 настоящего Закона; за каждый год выслуги свыше 20 лет - 3 процента указанных сумм денежного довольствия, но всего не более 85 процентов этих сумм;

б) имеющим общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба и (или) служба в органах внутренних дел и (или) служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы: за общий трудовой стаж 25 лет - 50 процентов соответствующих сумм денежного довольствия, предусмотренного ст. 43 настоящего Закона; за каждый год стажа свыше 25 лет - 1 процент указанных сумм денежного довольствия.

Пенсии за выслугу лет могут увеличиваться:

а) лицам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы, - на сумму минимального размера пенсии по инвалидности для инвалидов из числа этих лиц по соответствующей группе инвалидности;

б) лицам, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий) и являющимся участниками Великой Отечественной войны - на сумму минимального размера пенсии по инвалидности для инвалидов из числа этих лиц по соответствующей группе инвалидности.

К пенсии за выслугу лет начисляются следующие надбавки:

а) пенсионерам, являющимся инвалидами 1 группы либо достигшим 80-летнего возраста, - на уход за пенсионером в размере 100 процентов установленного федеральным законом базовой части пенсии по старости, а пенсионерам, которые по состоянию здоровья в соответствии с заключением лечебного учреждения нуждаются в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре), но не достигли 80-летнего возраста, - двух третьей указанного базовой части пенсии по старости;

б) неработающим пенсионерам, достигшим 55-летнего возраста либо являющимся инвалидами, имеющим на своем иждивении нетрудоспособных членов семьи, - на каждого нетрудоспособного члена семьи в размере двух третей, а на нетрудоспособного члена семьи, являющегося инвалидом III группы, - половины установленного законодательством Российской Федерации базовой части пенсии по старости. Надбавка начисляется только на тех членов семьи, которые не получают трудовой или социальной пенсии. При наличии одновременно права на социальную пенсию и надбавку к пенсии на нетрудоспособного члена семьи одному из членов семьи может быть назначена социальная пенсия либо начислена надбавка к пенсии на этого члена семьи;

в) пенсионерам - участникам Великой Отечественной войны - в размере 100 процентов установленного федеральным законом базовой части пенсии по старости, а лицам из их числа, достигшим 80-летнего возраста или являющимся инвалидами I и II групп, - 200 процентов установленного федеральным законом базовой части пенсии по старости. Надбавка, предусмотренная настоящим пунктом, устанавливается в случае, если пенсионер не имеет право на увеличение пенсии в большем размере в соответствии со ст. 16 настоящего Закона.

В выслугу лет для назначения пенсии за выслугу лет засчитываются:

· военная служба;

· служба в органах внутренних дел на должностях рядового и начальствующего состава;

· служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы; служба в советских партизанских отрядах и соединениях; время работы в органах государственной власти и управления, гражданских министерствах, ведомствах и организациях с оставлением на военной службе или в кадрах Министерства внутренних дел Российской Федерации, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, время работы в системе Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации (пожарной охраны Министерства внутренних дел, противопожарных и аварийно-спасательных служб Министерства внутренних дел), непосредственно предшествующее их назначению на должности, замещаемые лицами рядового и начальствующего состава и военнослужащими Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации;

· время пребывания в плену, если пленение не было добровольным и военнослужащий, находясь в плену, не совершил преступления против Родины;

· время отбывания наказания и содержания под стражей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных и впоследствии реабилитированных;

· в выслугу лет для назначения пенсии уволенным со службы офицерам и лицам начальствующего состава органов внутренних дел может засчитываться также время их учебы до определения на службу (но не более пяти лет) из расчета один год учебы за шесть месяцев службы.

Время прохождения службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии лицам в льготном исчислении.

Согласно Конституции Российской Федерации пенсионное обеспечение является важным элементом социальной политики государства. Частью 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации гарантировано право каждому на социальное обеспечение по возрасту. В соответствии со ст. 19 Конституции Российской Федерации, равенство прав гарантируется без какой-либо дискриминации.

Однако проведённый нами анализ свидетельствует, что существующая система исчисления военных пенсий явно несовершенна и не соответствует современным условиям. Ещё недавно военные пенсионеры считались надёжно защищёнными в социально-правовом отношении. Их пенсии существенно превышали размеры пенсий соответствующих категорий государственных и муниципальных служащих и регулярно индексировались одновременно с повышением денежного довольствия действующим военнослужащим. Кроме того, на ветеранов военной службы распространялись многие льготы, которыми можно было пользоваться уже при наличии 20-летней и более выслуги военной службы. В результате проведённых в 2008 - 2009 годах изменений военно-социального законодательства система пенсионного обеспечения военнослужащих оказалась настолько урезанной, что сегодня она уже не в состоянии адекватно реагировать на инфляционные процессы.

В 2010- 2011 годах до 70% получаемой пенсии военные пенсионеры расходуют на оплату ЖКУ.

Согласно ст. 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…», для исчисления пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклады по должности, воинскому или специальному званию и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия. Также для исчисления пенсий в денежное довольствие включается стоимость ежемесячной денежной компенсации взамен продовольственного пайка, выплачиваемой военнослужащим.

В соответствии со ст. 49 вышеназванного Закона военные пенсии индексируются и подлежат пересмотру:

а) при повышении стоимости жизни и оплаты труда - в соответствии с законодательством Российской Федерации об индексации денежных доходов и сбережений населения;

б) при увеличении денежного довольствия военнослужащих - исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих;

в) при повышении установленного федеральным законом минимального размера пенсии по старости.

Таким образом, увеличение любой составляющей денежного довольствия военнослужащих одновременно влечёт пересмотр размеров военных пенсий. Кроме того, в последние годы введена норма, согласно которой размеры денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по контракту и соответственно пенсии военнослужащих должны индексироваться пропорционально повышению окладов соответствующих категорий государственных служащих.

Право на получение пенсии за выслугу лет имеют как федеральные государственные служащие, так и военнослужащие. Однако механизм правового регулирования пенсионного обеспечения различен.

В приложении 2 приводятся источники правового регулирования рассматриваемого вопроса и условия назначения пенсии за выслугу лет.

Право на пенсию по инвалидности имеют лица, ставшие инвалидами, если инвалидность наступила в период прохождения ими службы или не позднее трёх месяцев после увольнения со службы, либо если инвалидность наступила позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения службы.

В зависимости от причины инвалидности инвалиды подразделяются следующие категории:

а) инвалиды вследствие военной травмы - лица, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе полученных в связи с пребыванием на фронте, прохождением службы за границей в государствах, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей);

б) инвалиды вследствие заболевания, полученного в период военной службы - лица, ставшие инвалидами вследствие увечья, полученного в результате несчастного случая, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей).

Размеры пенсий по инвалидностиустанавливаются:

а) инвалидам вследствие военной травмы I и II групп - 85%, III группы - 50% соответствующих сумм денежного довольствия;

б) инвалидам вследствие заболевания, полученного в период военной службы, I и II групп - 75%, III группы - 30% соответствующих сумм денежного довольствия.

Право на пенсию по случаю потери кормильца имеют семьи, у которых кормилец умер (погиб) во время прохождения службы или не позднее 3-х месяцев со дня увольнения со службы либо позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения службы, а семьям пенсионеров из числа этих лиц - если кормилец умер в период получения пенсии и не позднее 5 лет после прекращения выплаты ему пенсии.

Право на пенсию нетрудоспособных членов семьи по случаю потери кормильца имеют члены семьи умерших (погибших), состоявшие на их иждивении:

а) дети, братья, сестры и внуки, не достигшие 18 лет или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения 18 лет, а проходящие обучение в образовательных учреждениях с отрывом от производства (кроме учебных заведений, обучающиеся в которых считаются состоящими на военной службе или на службе в органах внутренних дел), - до окончания обучения, но не более чем до достижения ими 23-летнего возраста. Братья, сестры и внуки имеют право на пенсию, если у них нет трудоспособных родителей;

б) отец, мать и супруг, если они достигли возраста: мужчины - 60 лет, женщины - 55 лет либо являются инвалидами;

в) супруг, или один из родителей, или дед, бабушка, брат или сестра независимо от возраста и трудоспособности, если он (она) занят уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14-летнего возраста, и не работает;

г) дед и бабушка - при отсутствии лиц, которые по закону обязаны их содержать.

Членам семьи умершего, для которых его помощь была постоянным и основным источником средств к существованию, но которые сами получали какую-либо пенсию, может быть назначена пенсия по случаю потери кормильца. Факт нахождения на иждивении подтверждается полномочными органами.

Независимо от нахождения на иждивении кормильца пенсия назначается: нетрудоспособным детям; нетрудоспособным родителями и супругу, если они после смерти кормильца утратили источник средств к существованию; нетрудоспособным родителям и супругам лиц, умерших вследствие военной травмы от причин, связанных с исполнением обязанностей военной службы; супругу, одному из родителей или другому члену семьи, если он занят уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14-летнего возраста, и не работает.

Жены лиц, умерших вследствие причин, связанных с исполнением обязанностей военной службы, имеют право на пенсию по случаю потери кормильца на льготных условиях - по достижении ими 50-летнего возраста, из них занятые уходом за детьми умерших, не достигшими 8-летнего возраста, имеют право на указанную пенсию независимо от возраста, трудоспособности и от того, работают они или нет.

Размеры пенсий по случаю потери кормильца устанавливаются в следующих размерах:

а) семьям лиц, умерших вследствие причин, связанных с исполнением обязанностей военной службы, - 40% соответствующих сумм денежного довольствия кормильца на каждого нетрудоспособного члена семьи. По такой же норме устанавливается пенсия, независимо от причины смерти кормильца, семьям умерших пенсионеров, являвшихся на день смерти инвалидами вследствие военной травмы; на детей, потерявших обоих родителей, и на детей умершей одинокой матери;

б) семьям лиц, умерших вследствие заболевания, полученного в период военной службы (увечья, в результате несчастного случая, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей), либо заболевания, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей) - 30% соответствующих сумм денежного довольствия кормильца на каждого нетрудоспособного члена семьи.

Для определения права на пенсию по инвалидности или по случаю потери кормильца военный комиссариат района направляет на освидетельствование в учреждение медико-социальной экспертизы через соответствующие медицинские учреждения для решения вопроса о возможности установления инвалидности:

а) всех военнослужащих, уволенных с военной службы по состоянию здоровья, не имеющих права на пенсию за выслугу лет;

б) военнослужащих, уволенных с военной службы по состоянию здоровья с правом на пенсию за выслугу лет, и других военнослужащих, уволенных с военной службы, - по их желанию;

в) заявивших о своей нетрудоспособности совершеннолетних членов семьи умерших военнослужащих (военных пенсионеров), если право на пенсию этих членов семей определяется в зависимости от установления им инвалидности, - независимо времени, прошедшего со дня смерти кормильца.

В связи с постоянно меняющимся законодательством, введением в действие экономических отношений по вопросам предоставления льгот и преимуществ ветеранам, на военные комиссариаты возлагаются дополнительные задачи по доведению до ветеранов предусмотренных для них льгот и преимуществ.

Для обеспечения максимальной социальной защиты ветеранов военные комиссариаты районов должны работать в тесном контакте с органами социальной защиты населения, советами ветеранов войны и труда, другими общественными организациями, анализировать положение дел по предоставлению соответствующим категориям пенсионеров льгот, установленных законодательством для инвалидов участников Великой Отечественной войны, боевых действий на территориях других государств, инвалидов и участников ликвидации аварии на ЧАЭС и других аварий, ветеранов военной службы и семей умерших военнослужащих, а также выполнение мероприятий по социальному обслуживанию пенсионеров, информировать по этим вопросам органы местного самоуправления и вносить на их рассмотрение предложения, направленные на улучшение социального обслуживания пенсионеров Министерства обороны.

Проблемные вопросы применения военно-пенсионного законодательства и отчислений в пенсионный фонд

При достижении необходимого для назначения трудовой пенсии возраста военным пенсионерам предоставляется право выбрать трудовую пенсию или остаться получателем той, которую назначило их ведомство. При этом лицевой счет, находящийся в Пенсионном фонде, с информацией о поступивших за время работы страховых взносах не закрывается, и право выбора сохраняется у военного пенсионера пожизненно. Работающим гражданам - получателям военных пенсий суммы на лицевом счете меняются каждый год исходя из уплаченной суммы страховых взносов. Лицам, имеющим одновременно право на различные пенсии, устанавливается одна, по выбору, если только гражданин не является инвалидом вследствие военной травмы или участником Великой Отечественной войны.

При отказе бывшего военнослужащего от военной пенсии ему может быть назначена трудовая пенсия, в том числе и с учетом страховых взносов, поступивших на финансирование ее страховой и накопительной частей. В письме руководителя Пенсионного Фонда указывалось, что действующее законодательство не позволяет назначать страховую часть трудовой пенсии одновременно с пенсией по государственному пенсионному обеспечению, однако подчеркнуто, что работающие военные пенсионеры «при соблюдении иных установленных законодательством условий наряду с установленной пенсией могут приобрести и реализовать право на накопительную часть трудовой пенсии». В то же время федеральным государственным служащим при увольнении назначается вторая пенсия при наличии стажа государственной службы не менее 15 лет за вычетом базовой и страховой частей трудовой пенсии. У работающих военных пенсионеров, возраст которых 60 лет и более, выслуга «стажа государственной службы», составляет, обычно, 20-30 и более лет.

Пенсионный фонд считает, что действующее законодательство не позволяет назначать вторую пенсию военным пенсионерам. Отсюда следует, что необходимо внести дополнения в некоторые законодательные акты РФ по вопросам пенсионного обеспечения, и тогда не потребуется выделения каких-то дополнительных средств из федерального бюджета на социальные цели, поскольку страховая и накопительная части трудовой пенсии по старости военным пенсионерам будут начисляться исключительно из имеющихся у них личных страховых накоплений за время работы в народном хозяйстве.

Пробел в законодательстве предлагается устранить путем внесения в законе «О государственном пенсионном обеспечении граждан в РФ» поправки. В нем предусмотреть право на одновременное получение двух пенсий гражданами, проходящими военную службу и имеющими страховой стаж не менее 5 лет, при достижении возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости.

Рассмотрев современную структуру пенсионного обеспечения, деятельность органов, непосредственно занимающимися проблемами пенсионеров, сам процесс перехода из категории кадрового офицера в категорию военного пенсионера можно сделать вывод, что вся система пенсионного обеспечения это трудоемкая работа должностных лиц по качественному и полному удовлетворению потребностей уволенных военнослужащих.

Во втором параграфе данной главы рассмотрим вопрос пенсионного обеспечения в таких развитых странах, как США и ФРГ, дадим характеристику его основных элементов. И вместе с тем посмотрим на существенное различие их размеров пенсий с пенсиями в РФ.



Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.039 с.